Как рисовать портрет акварелью поэтапно для начинающих. Как нарисовать портрет или картину акварелью. построение и техника

Многие мечтали в детстве научиться хорошо рисовать красками на холсте. Но не у всех эта мечта воплотилась в жизнь.

Возможно, не было времени на художественную школу, или не хватило таланта, и вы со временем забросили эту идею, посвятив себя более нужным вещам. Но если вы все же до сих пор лелеете в себе желание научиться рисовать акварелью, следующие рекомендации могут быть вам полезны.

Акварель - краски, которым отдают предпочтение большинство художников. Существует множество техник рисования этими красками, с помощью которых можно создать красивые рисунки даже без особых навыков. Немного ниже мы рассмотрим, как рисовать портрет акварелью поэтапно.

Кисточки

Для того, чтобы сделать портрет акварелью, необходимо иметь несколько кистей. Возможно, некоторые из них вам не понадобятся в дальнейшем, но на начальных этапах их лучше приобрести. Некоторые художники пользуются только одной кистью, однако для этого надо обладать неким опытом.

Каждый подбирает набор под себя. Некоторые отдают предпочтение кисточкам с искусственным ворсом. Также хорошие отзывы имеет и натуральная шерсть, например, козы. Такие кисточки популярны в Китае.

Какую бы кисть вы не выбрали, вам потребуется время, чтобы привыкнуть к ней.

Рисунок

Если вы начинающий или обладаете небольшим опытом, перед началом работы с акварелью рекомендуется сделать набросок будущей картины карандашом.

Надо сказать, что некоторые люди предпочитают работать без наброска, так как иногда на окончательной картине просвечиваются линии карандаша. А некоторым просто так удобнее.

Но в случаях, где требуется максимальное сходство и детализация, лучше нарисовать основу карандашом.

Акварель

Когда рисунок, выполненный карандашом, стал приемлемым для вас, можно начинать наносить первый слой акварельной краски. Используйте классические цвета: синий, красный, желтый, синий, коричневый.

Смесь синего и серого цветов хорошо подходит для фона. Если надо изобразить человека в разных положениях, начинайте накладывать краску с головы. А потом уже, в то время, как краска будет сохнуть, сделайте фон.

Наложите первый слой краски на остальные части рисунка. Когда все подсохнет, приступайте ко второму слою. Помните, что когда картина высохнет, она будет смотреться светлее, так как часть впитается в бумагу.

В последнюю очередь добавьте тени и углубите черты лица. Очень важно быть аккуратными на этом этапе, чтобы не испортить всю проделанную работу.

Инструменты для рисования портрета

Теперь на примере разберем, как нарисовать портрет акварелью.

Для начала подготовьте следующие материалы:

  • Карандаш В или НВ.
  • Акварель следующих цветов: оранжевый кадмий, натуральная сиена, желтый кадмий, синий кобальт, ламповая сажа, лимонно-желтая, жженая сиена, жженая умбра, вермильон, кармин, синий или фиолетовый ультрамарин, гуммигут, натуральная умбра.
  • Кисти: средняя, тонкая.

Рисуем портрет вместе

Итак, чтобы нарисовать портрет акварелью поэтапно, придерживайтесь следующих рекомендаций.

Вот какой получился портрет девушки акварелью. По такому принципу, немного попрактиковавшись, вы сможете рисовать портреты даже с натуры или по памяти.

Как рисовать цветы акварелью

Цветы окружают нас постоянно. Они дарят нам красоту и вдохновение, радуют наш взор, а букеты цветов являются идеальным подарком.

А нарисованные портреты цветов в акварели стану прекрасным украшением для вашей стены. Техника рисования цветов не сильно отличается от портретной. Желательно сделать эскиз простым карандашом, а потом слой за слоем наносить акварель нужных оттенков.

Не забывайте делать затенение, чтобы придать объем и глубину изображению на картине.

Акварелью можно нарисовать все, что угодно - от реалистичного портрета до придуманных инопланетных миров. Многим кажется акварель сложным художественным инструментом. Но все, что вам действительно нужно, чтобы научиться рисовать акварелью, - просто начать. Подобрали для вас 11 советов, благодаря которым вы станете на 11 шагов ближе к постижению искусства акварельного рисунка.

1. Не бойтесь испачкать руки!

Если вы никогда прежде не рисовали, пора браться за дело. Откройте альбом, создайте интересные текстуры и разводы акварелью, чтобы не замирать перед белым листом. Отталкивайтесь от них в поисках сюжета. Цветные страницы могут быть яркими и будоражащими или создавать спокойное, меланхолическое настроение. Цвет или текстура могут подсказать следующий шаг - а может быть, вам и без них уже не терпится рисовать.


Иллюстрация из книги «Мир акварели» .

2. Найдите свою бумага для акварели

Результат работы во многом зависит от качества акварельной бумаги. Зайдите в книжный магазин и выберите штук 5-10 разных листов акварельной бумаги «на пробу». Обязательно делайте пометки на каждом листе (сорт, вес бумаги и результаты работы с ней). Подходящий вес бумаги для начинающих - 300 г/м2, некоторые профессионалы предпочитают 600 г/м2. Есть и другие виды акварельной бумаги, например, бумага NOT и бумага с грубой фактурой, или бумага холодного прессования.


@miftvorchestvo

3. Используйте профессиональные краски

Даже начинающим художникам стоит приобрести профессиональные акварельные краски. В отличие от дешевых аналогов художественные краски красиво ложатся и растекаются на бумаге.

«Я предпочитаю тюбики, а не кюветы: во-первых, не нужно ждать, пока краска размякнет и станет пригодной для работы, во-вторых, с краской из тюбиков легче создать насыщенные темные смеси». Билли Шоуэлл

Верно, что художественные краски дороже, но и прослужат они дольше. Они лучше разводятся и поэтому не так быстро расходуются.

Совет. Испытывайте новые краски и другие художественные материалы настолько часто, насколько возможно. Экспериментируйте. Не превращайтесь в заложника одной привычки

4. Наблюдайте и рассматривайте, прежде чем браться за кисть

Прежде чем рисовать, изучите структуру объекта. Взгляните на него так, словно видите впервые, внимательно рассмотрите, сделайте заметки, наброски, освойтесь с текстурами и деталями, на которые вы никогда не обращали внимания. Например, понаблюдайте за спиральным расположением листьев или завитками вдоль прожилок стебля.


Вы получаете двойную пользу от рисования растений - сначала вы медитируете, рассматривая его, а потом получаете истинное удовольствие от рисования. Разве не чудесно? @miftvorchestvo

Попробуйте мысленно разобрать на составляющие то, что вы видите. Выделите основные фигуры. Посмотрите, как они накладываются друг на друга. Представьте пейзаж в виде сценических декораций. Обратите внимание на то, что находится ближе всего, что дальше.

5. Научитесь смешивать краски

Попробуйте смешивать цвета, чтобы понимать, каких оттенков можно добиться с вашим набором красок. Смешивайте сначала два цвета, потом добавляйте к ним третий. Экспериментируйте!

Вам понравится создавать такие красивые цвета и вариации оттенков и тонов, их количество почти неисчерпаемо.

Ориентируйтесь на себя. Вы можете делать или очень реалистичные рисунки или очень нетривиальные. Ваша задача - собрать краски, свойства которых вы будете знать, что позволит создавать нужные оттенки с гарантированно хорошим результатом.


Смешивая чистые пигменты, вы можете создавать холодные, теплые или сероватые варианты одного цвета. Иллюстрация из книги «Песня цвета»

6. Начните с экономной экспрессии

Если делаете карандашные наброски или скетчи, можно разнообразить рисунки акварелью, делая акценты. Не обязательно раскрашивать всю страницу; иногда несколько удачных мазков кисти создают наиболее сильный эффект.


Небрежные точечные мазки акварелью в скетчах - фирменный стиль Феликса Шайнбергера. Иллюстрация из книги «Акварельный скетчинг»

7. Используйте жидкий грунт под акварель

Жидкий грунт под акварель наносится на бумагу до начала работы и позволяет при необходимости легко удалить высохшую краску. Это особенно важно при работе с интенсивными или стойкими пигментами: можно не бояться «запачкать» бумагу в области бликов. Перед его применением потренируйтесь в эскизном альбоме, так как поверхность для рисования будет достаточно скользкая.

Чтобы удалить краску с тех участков, где она оказалась не нужна (нечаянно вышли за края или надо сделать блики) - просто смойте краску чистой смоченной кисточкой или спонжем.

8. Научитесь искусству лессировки

Лессировкой художники называют технику получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного. Техника лессировки - отличный способ передать тончайшую цветовую гамму. Краски накладываются очень деликатно, слой за слоем, а после высыхания прорабатываются детали последнего слоя.


Иллюстрация из книги «Песня цвета»

9. Техника «сухой кисти»

Этой техникой можно пользоваться, чтобы нарисовать шерсть животных или маленькие волоски на фруктах, например на киви.

Наберите краску на кисть, излишки снимите с помощью салфетки. Расправьте волоски кисточки. Нанесите краску на сухую поверхность, предварительно окрашенную в фоновый цвет. Работайте маленькими мазками в одном направлении, имитируя волоски на поверхности.


Киви в технике сухой кисти. Иллюстрация из книги

Итак, фотография, которая мне приглянулась - это гламурный портрет голливудской актрисы Оливии Уайлд. Я редко беру в работу такие глянцевые фотографии, но бывают случаи, мимо которых не могу пройти. Этот момент невозможно пропустить. У меня это происходит так - листаешь, просматриваешь множество фото и сразу отмечаешь про себя - это не то, это фигня какая-то, это тоже не то и так далее. И вот вдруг на глаза попадается то самое фото, глядя на которое, исчезают все сомнения. Ты точно знаешь - оно! То самое, образ которого обязательно появится в твоем портфолио! Не какое-то другое похожее фото, а именно это. Даже пока не знаешь, что именно в нем такого особенного, но сразу есть уверенность - что это точно должно быть и будет нарисовано. Это чувство вообще никак ни с чем нельзя перепутать. Возможно эта фотография многих даже не тронет. Поэтому моя задача, как художника, показать зрителю посредством рисунка, что же именно я разглядел в этом фото, что меня впечатлило.

Вот эта фотография, которую я выбрал для рисунка:

В качестве материалов мне захотелось попробовать бумагу фирмы Canson плотностью 120 г/кв.м формата А4, довольно гладкой фактуры и акварельные карандаши Derwent Watercolor 36.

Начал я традиционно с наброска простым карандашом. Для этого определил композиционно положение лица, а также добавил в волосах девушки цветок лилии. Зачем я добавил цветок, расскажу чуть позже.

Когда набросок меня устроил, я убрал лишние линии ластиком-клячкой и приступил к проработке глаз акварельными карандашами. Я всегда начинаю с глаз. Если глаза не похожи на оригинал, то и весь портрет не будет похожим, поэтому "добиваю" глаза до тех пор, пока меня не будут устраивать.


Техники в портрете цветными карандашами я применяю разные, как от светлого к темному, так и наоборот. Но ресницы всегда рисую в самый последний момент, когда область вокруг глаз уже полностью готова.

После того, как закончил с глазами, я поработал над кожей лица и потом последовательно дорисовал нос и губы. Стоит сказать, что уже на этапе работы над глазами бумага стала не выдерживать нагрузки со множеством цветных слоев. Поэтому пришлось хорошенько думать, прежде чем класть тот или иной оттенок, иначе бумага быстро забивалась и самые верхний слой просто уже скользил поверх остальных, не оставляя пигмента.

Когда лицо в портрете готово, я фактически расслабляюсь и получаю еще больше удовольствия. Ведь по сути самое сложное уже получилось и можно теперь спокойно дорисовать все остальное! Поэтому шляпка девушки заняла у меня приличное количество времени. Я даже не заметил, как оно пролетело, т.к. из-за прорисовки множества одинаковых элементов в шляпке я вошел в некий медитативный процесс 🙂

Далее двигаясь вниз по волосам, я приступил к цветку лилии. Здесь все просто - вначале самые светлые оттенки, затем более темные с нанесением точек. Общий фон картины сделал, как и планировал - розово-фиолетовым.

Следующим этапом дорисовал шею, также плавно скрыв ее низ в розовом фоне. Лишние детали из фото нам ни к чему, будут только отвлекать внимание. Затем приступил к доработке оставшихся волос и правой части шляпки.

Помедитировав еще немного над шляпкой, я закончил рисунок и поставил подпись 🙂

Что интересно, при разном освещении рисунок имеет разные цвета (сравните к примеру две последних фотографии, фон и цвет шляпки меняется от розового до фиолетового).

В итоге, мне удалось получить примерную картину того, что всплыла в моей голове, как только я увидел эту фотографию. В ней я увидел не девушку и не актрису. В ней я увидел - нежность . Для того, чтобы передать это зрителю, я убрал все ненужное из фотографии и постарался отразить больше нежно розовых оттенков. При этом цветок лилии играет в портрете очень важную роль. Он является "прихожей" в эту картину, т.е. взгляд зрителя в первую очередь натыкается на него, т.к. он ярче, и создает эталон нежности. Затем взгляд по волосам по часовой стрелке идет к лицу девушки, что должно создавать подсознательное сравнение нежного цветка с нежностью девушки, плюс нежно розово-фиолетовый фон добавляет атмосферы. Такова была задумка. Вам, как зрителям, уже судить, насколько она получилась 🙂

Отдельно фрагмент с цветком лилии:

Что касается карандашей, то они показали себя довольно неплохо. Яркие, достаточно мягкие, легко точатся и редко ломаются. Но также заметил и минус - очень не хотят удаляться клячкой с бумаги. Поэтому ошибок нужно делать как можно меньше, полностью убрать с бумаги не нужные штрихи у меня не получалось.

По времени у меня этот рисунок вышел порядка 20 часов (возможно меньше), рисовал в основном на выходных и по часу до или после работы.

Последние штрихи, как всегда хотелось продлить. Вообще в конце картины испытываешь какие-то противоречивые чувства. С одной стороны хочется уже завершить и приступить к чему-то другому (дел то всегда других хватает:-)), а с другой стороны - очень не хочется завершать, т.к. знаешь, что картина более менее получилась и можно еще как-нибудь улучшить, подольше наслаждаясь рисунком. Для меня портрет в цветном карандаше - это целое путешествие! Путешествие в мир другого человека, которого ты открываешь буквально по миллиметру, штрих за штрихом, где наградой в итоге становится единый образ, который уже и не кажется незнакомым.

У всех художников есть свои любимые цвета, и я не исключение. Хотя в моем наборе акварели 24 цвета, около половины этих красок используются достаточно редко (а, допустим, черная не расходуется вообще).

Безусловно, все краски необходимы в работе, но редко возникает потребность использовать всё и сразу. Тем более, что акварель в смеси очень легко превращается в грязь, и чтобы подружить на одном листе большое количество различных красок нужно быть профессионалом экстра-класса. Которым я, разумеется, себя не считаю. Поэтому предпочитаю руководствоваться правилом «Лучше меньше, но лучше»)

На примере этой работы я хочу показать, как при создании портрета акварелью можно обойтись достаточно скудной палитрой.

Писать портрет я буду по фотографии. Надо сказать, исходный снимок оказался не самой лучшей основой для создания портрета… Ну, что делать, у меня та же проблема, что и у моей модели — я редко фотографируюсь, а выбрать среди моих снимков подходящее для портрета фото вообще невозможно.

Но на этом снимке есть главное: свет и настроение, это я и постараюсь сохранить.

Работать я буду в технике «по сырому», в один слой.

Благодарю всех конкурсантов за возможность перечитать любимые строчки и открыть для себя незнакомых мне авторов!

Акварель — портрет женщины

До того, как начать рисовать портрет, я на скорую руку набросал карандашные рисунки идеи композиции, затем выбрал самый лучший вариант наброска позы и создаю акварельный набросок, используя фотографию как основу.

Подготовительные работы

Художник должен иметь способность создать сильное эмоциональное впечатление от предмета и затем хранить это начальное впечатление в течение всего творческого процесса. Представление этого эмоционального впечатления все сильнее и сильнее с каждым шагом и «сияет» сквозь финальную работу. Прежде, чем я начинаю рисунок, я создаю образ окончательного результата в своем сознании, основанном на эмоциональном впечатлении, сформированном во время общения с моим клиентом.

Рисунок

Поэтапный набросок часто первый шаг в процессе. Рисунок обычно необходим, когда требуется максимальное сходство. Используйте 2H карандаш, чтобы выделить важные элементы, оставляя карандашные пометки там, где набросок уже завершен как часть общей работы.

Как только рисунок вам покажется приемлемым, нанесите первую акварель. Начните рисование с головы, используя жидкую краску. Я обычно использую очень ограниченную цветную палитру: Красный фирмы Winsor, Берлинская Лазурь (прусский синий), Желтый фирмы Winsor плюс Жженая умбра (Burnt Umber) и иногда Сжегшая Сиена (Burnt Sienna). Я часто обращаюсь к основным цветам, применяя их немедленно на бумаге. В основном я использую одну кисть. Я использую длинную кисть из китайской козлиной шерсти т.к. она очень гибкая. Привыкание к этой кисти займет у вас некуоторое время пока вы не почувствуете, что способны полностью контролировать ее.

Работа с фоном

Как только краска в области головы подсохнет, смешайте Берлинскую Лазурь (прусский синий) и Жженую умбру (Burnt Umber) с небольшим количеством воды (взгляните на мою палитру)

Затем примените вашу смесь на фоне вокруг головы и плеч. Я работаю на мольберте, который установлен вертикально под углом 30градусов. Вы увидите, что вода начинет стягивать бумагу, но не волнуйтесь ипродолжайте работать так, как планировали.

Продолжение первого слоя

Всегда удерживайте в голове ваше первичное впечатление во процессе всей работы, т.к. оно самое сильное и не отвлекайтесь на мелкие детали. Продолжайте наложение первого слоя акварели, начиная с левого края, продвигаясь к правой стороне кресла. Сосредоточитесь на большой области. Когда я хочу увидеть работу не замечая детали, я прищуриваю глаза и таким образом мне видны все цветовые переходы и баланс цветов. Именно певрые наложения краски влияют на основное настроение картины.

Начнем определять детали

Теперь возвратитесь снова к голове и начните второй слой. Пришло время сосредоточиться на определении теней и начать построения цветовых переходов лица.

Работа вплоть до одежды

Как только Вы добавили основное определение теней на лице и голове, спускайтесь вниз обрабатывая шею и добавьте детали одежде. Смешай те немного красной красски и краски Берлинская Лазурь (прусский синий), и наложите следующий слой акварели на одежду продвигаясь к плечу.
Помните, мы осуществляем первоначальное абсттрактное впечатление от объекта, которое было сформировано у нас в сознании во время общения.
Мы храним в нашем сознании любовь к объекту (в нашем случае к Линде) , мы пытаемся изобразить этот объект и выразить ее индивидуальность в картине и каждый наш шаг продвигает нас все ближе к сути, которая является изначальным пониманием живописи при соприкосновении с ней.

Подготовка к деталям

Теперь, возвратитесь к голове и начните следующий слой краски. Используйте полусухую кисть и придайте большую четкость и форму волосам. Не смотря на то, что волосы поседевшие, ни в коем случае не используйте белую краску, лучше пропустите эти участки не касаясь их краской, оставив эти области чистыми за счет белого цвета бумаги. Затем добавьте оттенки коже лица, а также детали носу и губам. Продолжите работать постепенно спускаясь к шее, руках, продвигаясь к фону. Добавьте теперь первый слой краски на деревянной раме окна. Этот шаг — подготовка к последнему этапу рисования нашей картины, а также последняя возможность чтобы отрегулировать цветовой баланс и переходы оттенков на картине.

Детали

Обычно это самый приятная часть работы, добавьте тон векам, форма носа, губ, уха и рук, а также добавьте завершающий слой деревянной раме окна.
Доволен, что мое первоначальное впечатление о Линде было передано мною на бумаге, это больше, чем просто фотография, т.к. передает все то, что я знаю о ней.

Финальный вариант картины