Как играть бой на гитаре, схемы боев. Медиатор, бой и перебор: особенности гитарной техники Техника игры медиатором

Аннотация: Перебор - это очень красивый и простой метод игры на гитаре. В отличие от боя, где что бы извлечь из гитары звук, нам необходимо бить по струнам, при игре переборам струны щипаются (дергаются)

Перебор – это еще один способ игры на гитаре. Отличается от он тем, что вместо того, что бы ударять по струнам их необходимо щипать (дергать).

Метод не сложен и требует лишь набитые пальцы правой руки для перебора и естественно пальцы левой, для зажатия аккордов. Давайте посмотрим, как записывается и читается перебор.

Учимся читать переборы

Переборы могут записывать несколькими способами, давайте их рассмотрим.

Первый способ записи перебора : Самым простым способом записи является запись цифр струн, которые необходимо щипать при игре .

Пример: 4-3-2-1-2-3 (часто таким перебором играются ). Давайте рассмотрим, как это играется:
Сначала вы дергаете четвертую струну (бас), после третью, следующая – вторая и конечно первая. После, мы идем вверх – дергаем вторую, а следом третью. Попробуйте сыграть данный перебор на своей гитаре.

Второй способ записи перебора : отличается от первого тем, что к перебору добавляется .

Пример: Am(4-3-2-1-2-3), Dm (5-3-2-1-2-3).

Давайте разберем, как это играется. Ставим аккорд Am и играем на нем перебор (как играется подобный перебор, Вы уже знаете по первому способу записи), после переходим на следующий аккорд (в нашем случае – это аккорд Dm) и играет на нем не много другой перебор.

Как мы видим, ничего сложного в это нет.

Так же, запись может иметь такой вид: 4-3-2+1-2+1.
Рассмотрим, как играется такой перебор. Сначала щипаем четвертую струну, после третью. Далее идет запись в виде 2+1, т. е нам необходимо щипать одновременно две струны – вторую и первую и т.д.

Уяснили? Отлично, а теперь, давайте попробуем поиграть перебором.

Учимся играть перебором – первые шаги

В первую очередь, давайте выберем перебор, по которому мы будем учиться играть. Я бы предложил Вам такой вид: 4-3-2-1, это на мой взгляд самый простой перебор, к тому же, пальцы рук привыкают к нему очень быстро.

Берем гитару, и пробуем играть (для начала, играем без аккордов). Дергаем четвертую струну, после третьи, вторую и первую. Делаем это несколько раз, дабы пальцы правой руки немного привыкли.

После совмещаем игру с аккордом. Предлагаю взять аккорд Am. Зажимаем аккорд левой рукой и играем перебор правой. Аккорд необходимо зажимать очень хорошо (звук не должен быть глухим).

Переставлять и одновременно играть боем для начала немного сложно, но посидев часок другой с гитарой, Ваши руки привыкнут, и Вы без проблем будете играть перебором!

Начинающие гитаристы обычно задаются вопросом для: каким боем играть песню? Вопрос простой. На сайте , на странице с каждой песне показан
рекомендуемый
,

которым можно исполнять.
А если рисунок не показан?
Давайте для начала проделаем разбор песни по аккордам. Как это делается.
Просто играем каждый аккорд песни по одному разу, то есть проводим по струнам сверху вниз, от шестой к первой, в том порядке, как они написаны над словами. Получается такая цепочка или, как говорят музыканты, последовательность аккордов . В самых легких, простых песнях в ней всего 3-4 аккорда. В большинстве песен акордов 6-8.

Вот эту последовательность аккордов песни и нужно сначала разучить. Просто без ритмического рисунка (гитарного боя), арпеджио (перебора). По одному разу играем каждый аккорд. Не надо торопится, плавно. Все звуки должны звучать ровно и красиво. Пока пальцы не освоятся и не будут точно переходить с аккорда на аккорд.

А затем переходим уже к словам. Следующий этап разбора ещё без ритмического рисунка. Только проговариваем или не спеша напеваем слова песни, играя разученную цепочку аккордов. Каждый аккорд по одному разу, где он написан над текстом на ударном слоге или между словами.

Вот такое напевание с исполнением аккордов по одному разу, без рисунка и называется у музыкантов – разбор песни .

А теперь радостная новость: некоторые песни, особенно напевные, лирические, народные так и исполняются, как разбор. Например известные с детства и .

Вторая радостная новость в том, что вообще любую песню можно играть любым гитарным боем или ритмическим рисунком, или арпеджио, или перебором. Каждый, кто освоил несколько рисунков, можете это попробовать с теми, которые знает, проиграть любую песню. А потом выбрать какой нравится.

Главное поймать ритм, а для этого нужн, правильно начать ритмический рисунок. Счет РАЗ, начало каждого рисунка или перебора, на ударном слоге с аккордом подписанным над ним, как в разборе песни.

В данной статье мы разберем что такое гитарный бой, как его правильно играть, какие бывают виды боев и многое-многое другое.

Я подробнее расскажу про:

Бой шестерка

Бой шестерка - самый популярный бой на гитаре. Состоит из шести движений и звучит он примерно так:

Конкретно эта запись - часть песни из песни "Перевал" , которая как раз играется этим боем.

Бой четверка: схема, как играть

Бой четверка тоже относят к Цоевскому бою, потому что используется в некоторых его песнях.

как он звучит

В записи я играю боем четверка песню Кино "Пачка сигарет" .

Схема боя выглядит так:

Вниз - Вверх - Вниз с заглушкой - Вверх

  1. проводим большим пальцем вниз;
  2. большим или указательным пальцем вверх;
  3. указательным пальцем вниз (ногтем);
  4. большим или указательным пальцем вверх.

Цоевский бой: схемы, виды боя

Цоевский бой на самом деле совсем не один, их как минимум 3 штуки, один из них - бой четверка, который вы видите выше. Но есть и другие виды, и звучат они так:

первый бой из шести движений

Здесь 6 основных движений и должна быть большая скорость.

Б - большой палец, У - указательный

В самом начале играем с конца: вниз Б - вниз Б - вверх Б - вниз У

Потом все время играем: вниз Б - вверх Б - вниз Б >>>>> вниз Б - вверх Б - вниз У

другой бой Цоя состоит из 7 движений:

вниз Б - вверх Б - заглушка - вверх Б - вниз Б - вверх Б - заглушка

Блатной бой: схема, как играть

Честно говоря, про блатной бой на гитаре я узнал совсем недавно, когда начал готовить эту статью:) Суть этого боя в том, что при игре меняются басовые струны . То есть, сначала мы дергаем одну струну, потом проводим по всем струнам, а потом дергаем другую струну - и снова проводим по всем струнам.

звучит так

Дергаем Б струну > вниз указательным пальцем > дергаем другую струну (не басовую) > вниз указательным пальцем.

схема блатного боя

Басовая струна - Заглушка - Басовая струна - Заглушка

Можно оба раза дергать басовую струну, чтобы не путаться.

Бой восьмерка: схема, как играть

Бой восьмерка состоит из восьми движений и звучит примерно так:

Конкретно этот кусочек вырезан из песни Баста "Сансара" , в этой песне используется как раз-таки бой восьмерка.

Схема боя восьмерка

Вниз - Вниз с заглушкой - Вверх - Вверх - 3 раза подряд вниз с заглушкой - Вверх

3 вида боя, которые должен знать КАЖДЫЙ гитарист видео

Что такое гитарный бой

Я обещал, что не буду использовать непонятных слов, поэтому...

Что такое бой? Бой - это цикл повторяющихся движений правой рукой около резонаторного отверстия (читай: строение гитары). Короче, грубо говоря - это то, что вы делаете правой рукой по струнам, а если поточнее - это действия, когда бьешь сразу по нескольким струнам.

Не стоит бой путать с переборами на гитаре . Перебор - это тоже цикл повторяющихся движений правой рукой, но здесь имеются в виду пальцы. То есть, повторяющиеся движения пальцами. Каждой струне соответствует свой палец. А в бое мы используем всю ладонь , и даже сжимаем ладонь в кулак и прочие движения.

Как играть бой на гитаре

Как играть бой на гитаре? Вопрос спорный и не имеет однозначного ответа. Есть много видов боев на гитаре - и все они играются по-разному. Нет таких единых движений для всех боев, каждый из них уникальный.

Есть лишь небольшой список движений по струнам, из которых обычно и составляют бой:

  • проведение большим пальцем вниз по струнам;
  • проведение большим пальцем вверх по струнам;
  • заглушка;
  • открытый удар по струнам (похож на заглушку, только без глушения).
Ритм – это основа любой мелодии. Поэтому перед тем, как приступать к подбору боя на акустической или электронной гитаре, убедитесь, что чувство ритма у вас достаточно развито.

Чувство ритма – это умение выделить в музыкальном потоке слабые и сильные доли и их длительность. Иметь чувство ритма гораздо важнее, чем наличие чуткого слуха.

Когда вы уверены наверняка, что уже владеете данным навыком, начинайте подбирать бой к песне с отстукивания ритма. Каждая мелодия имеет слабые и сильные доли. Попробуйте выявить их. Сделать это можно хлопками. Хлопайте в ладоши, попадая в ритмический рисунок, пока песнь будет играть. Через определенное время вы почувствуете, на каком моменте вас тянет хлопнуть ярче – это и будет сильная доля.

Простое упражнение

Самое простое упражнение, которое научит вас выявлять ритмический рисунок, не займет много времени. Вам понадобиться метроном (его можно купить в магазине музыкальных инструментов) и ладоши.

Запустите метроном на медленном режиме, например 45-50 ударов в минуту, и прохлопывайте каждый удар, просчитывая вслух. Затем старайтесь каждый четвертый удар выделять (хлопать сильнее) и ускорять удары метронома.

Это упражнение ни столько поможет вам правильно подобрать бой к песне, сколько даст понять, что ритм. Для более глубоко изучения следует обратиться к репетитору или к свободным материалам в интернете.

Гитарный бой

После того как вы разучите аккорды, можете преступать к подбору боя. В основном бой состоит из четырех элементов: удар по струнам вниз, удар вверх, глушение и пауза. Сильные доли обычно приходятся на удар по струнам вниз, слабые – вверх. А глушения и пауза – это «исполнительские украшения».

Подобрать аккорды самостоятельно способен только человек с чутким слухом и музыкальным образованием. Если вы не относитесь к данной категории людей, то воспользуйтесь уже готовыми подборками в интернете.

Не забывайте, что бой – это повторение одного и того же ритмического отрезка. В каждой песне есть определенный цикл, который постоянно повторяется. Почувствовав это, вы легко подберете бой.

Не пренебрегайте теми боями, которые повсеместно используются: бой, простая шестерка и т.д. На их основе вы сможете составить свой бой.

Будьте оригинальны!

Почему-то существует распространенное мнение, что, перепевая исполнителя, обязательно нужно делать все точь-в-точь. Безусловно, великие поэты и музыканты, перед тем великими, начинали с подражания.

Но подражание так и останется подражанием, если не вкладывать в исполняемое свою индивидуальность. Это все к тому, что, подбирая самостоятельно бой на гитаре к понравившейся песне, необязательно стремиться к полному копированию. Да, возможно, вместо удара вниз по струнам, как у автора, у вас будет пауза или удар вверх. Главное в песне – руководствоваться ритму. А подбирать точный бой необязательно.

Новичкам будет полезно ознакомиться с данным материалом для общего понимания.

Для себя я уже давно решил, что самостоятельный разбор песен - это самый быстрый и в то же время сложный путь к развитию музыкального слуха. Поэтому, стараюсь чаще отталкиваться от своего мнения и личного восприятия музыки. Без ошибок, конечно же не обойтись, но оно того стоит.

На личном опыте - набитых шишках, свежих шрамах оставшихся от общения с другими гитаристами вывел следующие 4 пункта, которые помогут внести ясность в этом интересном и полезном занятии.

Как самому разобрать песню под гитару?

1. Проверка правильной настройки гитары.

Многие скажут, что это банально, но бывает зачастую так, что самые простые и примитивные вещи незаметно уходят на второй план. Более того, от правильной настройки гитары напрямую зависит качество разбора.

2. Игра под звучащую необходимую композицию.

Пожалуй, это самый интересный и емкий пункт. И конечно же, тут все основано на качестве музыкального слуха. Результат здесь зависит только от того, на сколько часто гитарист занимается разборами песен, а где-то и от упрямства характера. Одно вытекает из другого. Некий замкнутый круг. Получается, что нужно молча брать и делать!

Как правило все музыканты настраивают свои инструменты под камертон - нота ми (E ) на фортепиано (не помню какой октавы ), собственно для этого и нужно настраивать правильно свою гитару ().

Когда она звучит в унисон с воспроизводимой через динамики композицией, то гораздо легче снять аккорды, а также подобрать более точный способ извлечения струн.

а) Находим тональность песни, перебирая под первую строчку песни. Найдя ее, можно быстрее выстроить всю цепочку аккордов композиции, т.к. любая тональность состоит из определенных аккордов. Тот, кто уже разобрал пару десятков песен, тот наверняка заметил это и без нудной теории.

Также проще услышать существующий переход () из одной тональности в другую.
Например, через разбор композиции можно научиться это слышать и в других песнях.

б) Определяем темп и ритм композиции. Ритм нужен для подбора гитарного перебора или боя. Темп - для необходимой скорости игры.

  • Как подобрать гитарный бой, перебор?

Находим сильные доли песни отбивая невидимый барабан, тем самым определяем границы ритма. И учимся находить акценты. На сильных долях они в любом случае есть, но бывают и на слабых. Отлично в этом помогают хорошо слышимые басовые партии гитары и ритм ударных (если есть).

Как говорилось выше, сначала следует определить . Для этого нужно понять под какой устный счет звучит композиция, который должен находиться между сильными долями. Но как показывает личный опыт, все постигается на практике! Я конечно объясняю все "на пальцах" - без углубленной , в которой необходимо знать и учитывать размеры (такты) и длительности ударов... Для лучшего восприятия добавил примеры песен.

Для начала возьмем такой равномерный счет: раз-два- и повтор... (если выразиться еще проще: т ум-ба -тум-ба...)

На гитаре играется либо щипком струн: бас- (3+2+1) - повтор... Например:

Можно и боем: вниз- вниз- ... (первый удар по верхним струнам - больши м пальцем, второй по нижним - указательным ). На примере:

похожий счет: раз(в акценте)-два- три(в акценте) - повтор... В роде бы те же 3 стука, но акцент на третьем дает нам ритм конного забега (ты-га-дын--ты-га-дын ...).

Подходит уже следующий бой: вниз(в акценте)-вверх(быстро)- вниз(в акценте) - повтор...

Примеры песен:

Счет: раз(в акценте)-два -три -четыре - повтор... (Точный ритм. стук под каждое движение боя: пам--па-пам--па-па-пам - повтор...)

Тут лучше всего идет бой с народным названием "шестерка"

вниз(в акценте)- глушить -вверх -вверх-глушить-вверх- ... ().

Или перебор "восьмерка": бас-3-2-3- 1-3 -2-3- . .. (за 1 стук счета - играется 2 звука перебора):

Встречается и такой: бас- 3- (2+1) -3- ... Подходящая композиция:

Под него идет еще 1 распространенный бой - "четверка":

вверх(в акценте)-вверх- глушить -вверх - -.. . Примеры песен:

А вот например эти песни:

Склоняются к такому ритму: пам--па-рам--па-рам-пам--па-ра-ру-ра - повтор.... Под него нужно играть более сложным боем:

вниз--вверх-вниз--вниз-вверх-вверх--вниз-вверх-вниз-вверх-...

Похожий ритм и в песне:

Только некоторые движения боя имеют другое направление:

вниз- вниз-вниз-вверх-вверх-вниз-вниз-вверх-вниз-вверх- повтор...

может встретиться ритм еще сложнее:

пам--па-рам-пам--па-рам-пам--па-ра-ру-ра-ру-

вниз--вверх-вниз-вверх--вниз-вверх-вверх--вниз-вниз-вверх-вниз-вверх-...

Бывает так, что композиция играется в довольно быстром темпе и может показаться, что звучит под счет: раз-два- , а количество движений боя почему-то слышится больше, чем хотелось... На сам деле она идет под быстрый ритм:пам--па-пам--па-па-пам- ... и играется под бой - "шестерку" без глушения в быстром темпе... Примеры таких песен.