История создания фестиваля молодежи и студентов. История о том, как расцветала фестивальная ромашка – символ Всемирного фестиваля молодежи и студентов

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Закрытие было 11 августа. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.

Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.

Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец».

Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались.

Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации.

Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся.

Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками.

Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок...

Толпы иностранцев, с утра до ночи бродивших по городу, спровоцировали всплеск активности и у фарцовщиков.

Они покупали у зарубежных гостей «зеленые» чуть дороже, чем по официальному курсу (тогда в СССР волевым порядком было установлено соотношение 4 рубля за 10 долларов), а потом продавали на черном рынке уже с 10-кратным наваром. Именно во время VI Всемирного фестиваля молодежи начали свою деятельность будущие «столпы» нелегального валютного рынка Рокотов, Файбышенко, Яковлев, громкое дело которых в 1961 году закончилось расстрельным приговором.

Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе.

А весной следующего, 1958 года Москву накрыла «черная волна». В столичных роддомах один за другим появлялись темнокожие младенцы. Причину такого демографического феномена долго искать не пришлось, и потому в языке появился новый термин - «дети фестиваля».

К молодежному форуму фабрики массовыми партиями пошили женские платки, платья и юбки, украшенные эмблемой фестиваля - стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками.

Такая одежда пользовалась в те дни в СССР бешеным спросом.

В дни праздника советские «руководящие инстанции» разрешили невиданную «акцию вольнодумства». В парке Горького была устроена выставка художников-абстракционистов, в том числе знаменитого Джексона Поллока, лидера американских экспрессионистов.

На музыкальном конкурсе, входившем в программу фестиваля, впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера». Будущий «хит всех времен и народов» исполнил певец Владимир Трошин.
http://www.liveinternet.ru/

Эта открытка того года выпуска хранится в моей коллекции. Интересно, флаги США и Кубы на шарике расположены рядом. Кто мог предположить тогда, что через 5 лет будет Карибский кризис и мир будет накануне мировой войны, а через 58 лет эти страны восстановят дип. отношения...

Наш флаг рядом с флагом Великобритании. Я родился в августе 57-го. Интересно, что через 55 лет часть моей жизни будет связана с этой страной...

Летом 1957 года в Советском Союзе произошло поистине грандиозное, знаковое культурное событие в жизни страны. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве, произвел настоящий фурор в сознании советских людей и имел этапное значение для советской массовой культуры последующих лет. Этот фестиваль стал самым массовым и запоминающимся событием эпохи “хрущевской оттепели”. В закрытую для иностранцев страну приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Никогда раньше в Советском Союзе не проводилось культурно-массовое международное мероприятие такого масштаба. Смело можно сказать, что после этого фестиваля страна стала другой: более интегрированной и открытой миру.

К этому событию страна готовилась основательно: в честь фестиваля в Москве были построены новые гостиничные комплексы и парки, возведен спортивный комплекс в Лужниках, где и состоялась грандиозная церемония открытия фестиваля. Проспект Мира был назван так в связи с фестивалем. Именно в дни молодежного фестиваля на улицах столицы впервые появились автомобили «Волга» ГАЗ-21, фестивальная серия микроавтобусов РАФ-10 — так называемые «рафики», и незабываемые « » — новые комфортабельные городские автобусы.

Символом этого знаменательного молодежного фестиваля стал — знаменитый рисунок Пабло Пикассо. В связи с этим в Москве были выпущены тысячи птиц – голуби буквально заполонили улицы столицы. Эмблемой же фестиваля стал цветок с пятью лепестками, символизирующими пять континентов, а сердцевиной фестивального цветка был глобус с лозунгом «За мир и дружбу».

Очень много нового вошло в советскую жизнь после незабываемого молодежного форума 1957 года: в СССР появился , молодежь стала одеваться иначе — распространилась мода на джинсы и кеды, появились « », вошла в моду игра в бадминтон и многое другое. В рамках этого фестиваля зародился : один из фестивальных конкурсов, который в дальнейшем стал популярнейшей в СССР телевизионной игрой. А песня «Подмосковные вечера», исполненная на церемонии закрытия фестиваля, стала визитной карточкой Советского Союза на долгие годы.

В день открытия фестиваля, казалось, весь город вышел посмотреть на это красочное зрелище — к стадиону Лужники участники фестиваля ехали в открытых, празднично раскрашенных машинах и вдоль дорог их приветствовало невероятное количество людей. Сама церемония открытия в Лужниках была просто фееричной: на стадионе прошел грандиозный парад с флагами стран-участниц, а красивой кульминацией церемонии стал выпуск в небо огромного количества белых голубей.

Дух неформального общения и открытости царил в эти дни в Москве. Приехавшие в столицу иностранцы могли свободно посещать Кремль, парк Горького и другие достопримечательности города. Молодые люди свободно общались, дискутировали, вместе пели и слушали музыку, говорили обо всем, что их волновало. За дни фестиваля было проведено около тысячи мероприятий — концерты, спортивные состязания, встречи, дискуссии и выступления проходили очень интересно и оживленно. В те дни в Советский Союз приехали яркие и талантливые люди со всего мира, писатели и журналисты, спортсмены, музыканты и актеры. В числе молодых участников фестиваля был один из выдающихся писателей современности – Габриэль Гарсиа Маркес, который впоследствии написал очерк о своем пребывании в СССР.

Праздничное фестивальное лето 1957 года дало толчок к новому прорыву в музыке, живописи и литературе, изменило образ жизни миллионов советских людей. Фестиваль приоткрыл «железный занавес», который разделял мир, люди стали ближе и понятнее друг другу. Это было настоящее единение людей разных стран, разных цветов кожи, говорящих на разных языках. Идеи мира, дружбы и солидарности стали близки молодым людям всех континентов — и это самый важный итог этого знаменательного фестиваля.

Публикация подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".

Эпоха оттепели проявила себя в праздничном оформлении города целым рядом интересных художественных явлений. Излишняя массивность и украшательство послевоенных лет уступили место простым, легким, функциональным решениям. На смену парадным портретам приходят декоративные панно и тематические композиции, изображения на них приобретают более условную обобщенно-символическую трактовку. Исчезает эклектика и тяжеловесная монументальность, огромное значение приобретает цвет, гамма чистых открытых тонов. К концу 1950-х годов появляются первые примеры решения оформительских комплексов в пространственном развитии, во взаимосвязи с городской средой и, прежде всего, архитектурными ансамблями. Одним из лучших примеров такого подхода к декорированию города стало оформление Москвы летом 1957 года, в дни проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

На время фестиваля весь город был превращен в гигантское театрально-выставочное пространство. Живописные панно, объемно-пластические конструкции, трансформирующиеся светокинетические устройства украсили улицы, парки и акваторию Москвы.

По Москве проследовал целый карнавальный поезд, состоявший из 120 подвижных декоративных установок, грузовых платформ, разноцветных автобусов, украшенных цветком фестиваля, флагами наций, пестрыми лентами и живыми цветами. Открывал это грандиозное шествие мотоциклетный эскорт знаменосцев, неся лазурные шелковые стяги с изображением белых голубей.


При создании праздничного убранства города прежде всего использовались «фирменные» фестивальные символы и эмблемы, ставшие лейтмотивом оформления столицы. Художником Константином Кузгиновым была разработана эмблема, получившая всемирную известность: пятилепестковый цветок — символ единства молодежи пяти континентов. Каждый континент получил свой цвет — красный, золотистый, голубой, зеленый и фиолетовый. На Всесоюзный конкурс по созданию эмблемы фестиваля было представлено порядка 300 эскизов со всего Союза. Жюри сразу же обратило внимание на цветок, который был прост, но вместе с тем – уникален. Дело в том, что присланные на конкурс эскизы либо повторяли голубя Пабло Пикассо, который являлся символом первого фестиваля молодежи, либо страдали сложностью рисунка. Последнее было недопустимо, так как при изменении масштаба, например до нагрудного значка, эмблема теряла вложенный в нее смысл. Как сообщали тогда в газетах, эмблема покорила сердца участников всемирного молодежного фестиваля. Поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи объявил о том, что ромашка Константина Кузгинова взята за постоянную основу для всех последующих форумов. В одном из интервью Кузгинов сказал: «Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так – молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов». Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: «За мир и дружбу».
Особое внимание художники и архитекторы уделили оформлению центров торжеств — стадиона в Лужниках, ВДНХ, стадиона «Динамо», ЦПКиО им. Горького, площадей и набережных. К тому времени тенденция внешнего дорогостоящего украшательства уже сошла на нет, появились новые облегченные металлические конструкции, тонкие оболочные покрытия из синтетических материалов, ажурные объемы и плоскости. Все они нашли самое широкое и разнообразное применение в украшении фестивальной столицы.

Яркое зрелище представляло оформление московского бульварного кольца на тему литературных произведений, авторских и народных сказок — множество расставленных вдоль пешеходной части бульваров вырезанных по контуру, мастерски расписанных конструкций, живописных панно и объемно-декоративных установок.

Манежная площадь превратилась в дни Фестиваля в своеобразную "бальную залу" и вместе с тем в галерею, где экспонировались увеличенные копии рисунков Бориса Пророкова и плакаты на антивоенные темы. Здание гостиницы "Москва" украсило гигантское декоративное панно с изображением женщины в русском костюме, держащей хлеб-соль (художник Чингиз Ахмаров).

В оформлении городских магистралей важную роль играла архитектура малых форм. Декорированные фонари объединяли ритмическими повторами композицию праздничного убранства и подчеркивали уходящую в даль перспективу улиц или замкнутое пространство площадей. Яркими красочными пятнами входили в нее многочисленные ларьки, киоски, палатки, где продавали фестивальные сувениры и атрибуты карнавала. Такое оформление активно включалось в пространственное решение магистралей, по-новому его организуя и приближаю к человеческому масштабу. Гирлянды зелени, арки из воздушных шаров, световые потолки выделяли праздничные зоны, отличавшиеся особым богатством декора.

Тверской бульвар был оформлен на тему «Сказки народов мира» (художники С. Амурский, Е. Брагин, И. Дервиз, И. Егоркина, И. Лаврова, В. Никитин). Декоративные установки, расположенные на газонах бульвара, иллюстрировали сюжеты русских, французских, китайских сказок. Другие персонажи расположились на перекинутых через аллеи бульвара арках.

«Чудо-городок», созданный по проекту художницы Иды Егоркиной на одной из площадок Тверского бульвара, воспроизводил волшебные замки из китайских, индийских и европейских сказок.

«Русская литература» стала темой убранства соседнего Суворовского бульвара, даже именовался он на время фестиваля «Книжным бульваром». В самом начале, у Никитских ворот, была установлена огром ная стела в виде стопки книг, рядом находилось панно-диптих «Слово о полку Игореве» (художники А.Л. Орловский, М.А. Велижева, Е.Г. Козакова). Вдоль бульвара были установлены книжные киоски и огромные макеты книг с иллюстрациями к произведениям русской классической литературы, высокие колонны, сложенные из множества томов (художник Г. Ткачев).

Вблизи здания университета на высоком берегу Москвы-реки была установлена композиция архитектора-художника Игоря Покровского «Факел фестиваля». Конструктивное решение установки отличалось простотой и четкостью, а применение средств изобразительной метафоры позволило создать выразительный образ: пламя высокого факела как бы превращалось в символ мира — белого голубя с распростертыми в полете крыльями.

Арбатскую площадь украсил электрофонтан архитектора Николая Латышева (конструктор Т. Комиссаров, художники В. Коновалов, Т. Михайлов). Светодинамический каскад из электрических лампочек венчала декоративная фигура голубя мира, чашу фонтана по периметру декорировали флаги стран-участниц молодежного фестиваля. Тогда это было новаторским решением, не получившим, впрочем, дальнейшего развития. Только в наши дни идея электрофонтана как элемента праздничного оформления города пережила второе рождение.

Выполненное по проекту архитектора Вадима Макаревича оформление площади Белорусского вокзала строилось на цветовом контрасте флагштоков, ритмически расположенных по периметру площади. Мачты с разноцветными лентами и полотнищами сходились к центру - к голубю, державшему в клюве цветок. На фоне голубя выделялись фигуры юноши и девушки, приветствовавших участников праздника. Картинка кликабельна.

Иллюминация Центрального телеграфа обыгрывала символику Фестиваля — крупно фестивальная ромашка и рука сжимающая горящий факел в центральной части и множество мелких силуэтов голубя мира на боковых фасадах.

На улицах фестивальной Москвы встречались и выполненные в старых традициях натуралистические панно, устаревшие гирлянды и узоры, плакаты с трафаретными лицами. Но лучшие изобразительные решения показали непрекращающиеся поиски выразительных средств, интерес художников к синтезу декоративных элементов с архитектурой.

Праздничное убранство Москвы в дни Фестиваля преображало весь город. По улицам передвигались окрашенные в пять цветов фестиваля грузовики и легковые автомашины. Многие улицы в эти дни приобрели фестивальные названия — улица Мира, улица Дружбы, улица Счастья, улица Пятнадцати республик. Некоторые из них так и остались в городской топонимике.

Во время манифестаций, массовых встреч и спортивных состязаний над площадями и улицами Москвы в свете прожекторов реяли подвешенные к аэростатам огромные изображения фестивальной ромашки, герба Советского Союза и голубя мира.

В заключении покажу подборку эскизов праздничного оформления Москвы к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Многие из них не были реализованы.

Сегодня, 6 июня, стартует проект «Народный музей Фестиваля», приуроченный к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов (ВФМС). В течение месяца будет формироваться выставка, которая откроется 7 июля в Музее Москвы. В пункт приема экспонатов, открывшийся в музее, любой желающий может принести сувениры, оставшиеся после московских фестивалей 1957 и 1985 годов. В октябре выставка будет представлена на ВФМС-2017 в Сочи. решила вспомнить, какими увидели прошлые фестивали советские граждане и иностранные гости.

Первый

Всемирные фестивали молодежи и студентов начали проводиться в послевоенные годы для консолидации молодежи развивающихся стран, усиления международного сотрудничества и борьбы за мир во всем мире. «Кровь молодежи была пролита недаром. Мир наступил. Но фашизм и реакция еще существуют», - говорили на I фестивале молодежи и студентов в Праге в 1947 году. После войны мир нуждался в единении, потому молодые люди и молодежные организации обсуждали на фестивале прежде всего уроки Второй мировой, вопросы сохранения памяти о ее жертвах, укрепления отношений между СССР и США, борьбы с ядерной угрозой.

Всем известная эмблема фестиваля - цветок с земным шаром в центре и пятью разноцветными лепестками, символизирующими пять континентов. Но на первом фестивале был другой логотип - фигурки чернокожего и белого человека, пожимающих друг другу руки на фоне глобуса. Также эмблемой фестиваля считается голубь мира .

На первом фестивале стенды многих стран рассказывали о послевоенном восстановлении городов, а также о деятельности Всемирной федерации демократической молодежи, под эгидой которой проходило мероприятие.

Советский стенд, впрочем, выделялся. Существенная его часть была посвящена лидеру страны - Иосифу Сталину. Были приведены цитаты из его выступлений и работ, а также выдержки из Конституции СССР. И конечно же, на стенде отмечался огромный вклад Советского Союза в дело борьбы с фашизмом и строительства нового мира. Следует отметить, что в те годы все это воспринималось представителями других государств с энтузиазмом - победа была одержана всего два года назад и люди отлично помнили, кого стоит благодарить за нее в первую очередь. Об этом можно судить по состоявшимся на фестивале международным пресс-конференциям.

Шестой

Первый в СССР Фестиваль молодежи и студентов (шестой по общему счету) прошел в 1957 году, уже после смерти Сталина. В Советский Союз приехали 34 тысячи человек из 131 страны мира. Это был рекорд. Впрочем, помнят фестиваль не за это, а за то, что именно тогда «железный занавес» приподнялся над страной в первый раз. Год назад Никита Хрущев на закрытом заседании ХХ съезда осудил культ личности Сталина, и молодежный фестиваль должен было стать одним из способов его преодоления.

К приезду гостей Москва преобразилась - построили несколько новых гостиниц, был разбит парк «Дружба». Московский проспект Мира назван так именно в честь фестиваля и международного движения за мир. В 1956 году молодежная «Фестивальная редакция ЦТ» сняла несколько выпусков программы «Вечер веселых вопросов», послужившей прообразом КВН - телезрителям предлагалось отвечать на вопросы ведущих, причем приветствовались остроумные ответы. На фестивале выступила , впервые, совместно с , исполнив песню «Подмосковные вечера».

В ходе фестиваля студенты и школьники произносили речи в поддержку прав молодежи, отстаивали независимость народов и пропагандировали интернационализм. Было и много выступлений представителей зарубежных молодежных организаций. Впрочем, зачастую участники отклонялись от официальной повестки. Так, иностранцы выражали недовольство в связи с событиями в Венгрии 1956 года (подавление войсками СССР вооруженного восстания против просоветского правительства страны) и осуждали глушение радиопередач , и «Свободной Европы».

Но сама возможность общения советских граждан с иностранцами была чем-то неслыханным. Как писал Маркес, который побывал тогда в СССР в качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор», люди очень неохотно соглашались пускать иностранцев к себе в дом. По его мнению, так их проинструктировали власти.

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Тем не менее на улице советские граждане общались с иностранцами свободно. Причем это были не только разговоры - в Москве произошла настоящая сексуальная революция. Московские девушки знакомились с иностранцами, приходили к ним в гостиницы. Завязывались скоротечные романы.

Для борьбы с этим опасным явлением были срочно организованы дружины, передвигавшиеся на грузовиках. По вечерам проводились настоящие облавы, причем дружинники пускали в ход ножницы и парикмахерские машинки.

«Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящей "оргии". Любовных пар было превеликое множество. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками - у них выстригалась часть волос, после чего девице оставалось только одно - постричься наголо», - вспоминал джазовый музыкант .

В результате несчастным приходилось ходить в платке. Потому москвичи, зачастую небезосновательно, подозревали всех девушек, носивших плотно повязанный платок, в связях с иностранцами. И уж конечно, детей со смуглым цветом кожи, появившихся через 9 месяцев, скрыть было невозможно. Их так и называли - «дети фестиваля».

Но в целом, конечно, фестиваль был настоящим праздником как для москвичей, так и для иностранцев. Маркес писал: «Это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей. На наш вопрос: "Какая разница между настоящим и прошлым?", довольно часто повторялся знаменательный ответ: "Теперь у нас много друзей". И они хотят иметь друзей еще больше: переписываться лично, разговаривать с людьми всего мира».

Двенадцатый

Шли годы, фестивали проходили в разных странах, 1957-й все дальше уходил в прошлое. Сейчас, если спросить человека средних лет о Фестивале молодежи и студентов, он, скорее всего, вспомнит 1985 год.

XII Фестиваль молодежи и студентов открылся 27 июля 1985 года. Новый генеральный секретарь КПСС выступил с приветственной речью перед делегатами, председатель Международого олимпийского комитета открыл «Забег мира», а дал сеанс одновременной игры в шахматы на 1000 досках. Были мастер-классы известных художников, а , по просьбе организаторов фестиваля, привезла в СССР популярного немецкого музыканта .

При этом такой свободы высказывать свое мнение во время дискуссий, как в 1957 году, не было. На так называемой «Свободной трибуне» предполагалось общение между участниками мероприятия «в целях содействия неформальному обмену мнениями и материалами о деятельности различных молодежных и студенческих организаций по широкому кругу вопросов, волнующих молодежь». Однако, согласно постановлению ЦК ВЛКСМ, члены советской делегации были обязаны всегда склонять иностранце к дискуссии «по одной из следующих проблем: откуда исходит угроза миру, уроки Второй мировой войны» и других, описанных в документе. В случае явно провокационных вопросов рекомендовалось сглаживать острые углы либо показывать, что спикер некомпетентен.

Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Перестройка только начиналась, до провозглашения политики гласности в рамках советских реформ оставалось еще два года. Впрочем, конечно, большая часть молодежи приехала на фестиваль вовсе не ради острых политических дискуссий, а чтобы получить радость от общения с представителями других стран и убедиться в том, что хорошие люди есть везде. Об этом и вспоминают участники фестиваля.

По словам Андрея Филиппова, который в 1985 году был зампредом КМО СССР, фестиваль вовсе не был «коммунистической сходкой», как его презрительно называют некоторые. «Там были не только коммунистические союзы молодежи, но и либералы, и христиане, и социал-демократы, и другие. Во всех программах, например, были клубы эсперантистов - по всему Союзу их собирали. Были представители церкви, кстати», - рассказывает он.

Церемония закрытия фестиваля проходила на арене стадиона имени Ленина («Лужники»). Выступали делегаты, политические и общественные деятели разных стран. Пел , а труппа Большого театра исполнила сцены из балета «Лебединое озеро».

Девятнадцатый

Последним для советской молодежи стал фестиваль 1989 года, который прошел в КНДР. В 1991 году Советский Союз распался, что, конечно, нанесло сильный удар по фестивальному движению. Однако Всемирная федерация демократической молодежи продолжила свою работу, и в 1997 году в Гаване, на Кубе провели XIV фестиваль.

В октябре 2017 года XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов пройдет в России, но не в Москве, а в Сочи. Сейчас решаются организационные вопросы, проведен конкурс на создание талисмана мероприятия. Задачи фестиваля мало изменились за его семидесятилетнюю историю - организаторы надеются, что молодежный праздник поспособствует формированию сети дружественных иностранных молодежных организаций по всему миру, сообщества проводников российских ценностей и интересов за рубежом, воссозданию Международного союза студентов.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов – фестиваль открывшийся 28 июля 1957 года в Москве,
я, лично, не застал даже в проекте, но зато в следующий 85 года я огреб полной меркой.
Как-нибудь выложу фото… “Янки вон с Гренады-Комми вон из Афгана”…Плакатиками закрывали от фотокамер..
А Гостями того фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля – «За мир и дружбу».

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада – даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.
Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». К событию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» – микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.
Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.
Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов” ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского.Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи – все это началось вскоре после фестиваля.

Символом молодёжного форума, на который прибыли делегаты от левых молодёжных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек – и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше восьмисот мероприятий.

На церемонии открытия в Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.
В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии – митинге “За мир и дружбу!” на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек.
Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.
Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости были потрясены эрудицией собеседников, выросших за “железным занавесом”, а молодые советские интеллектуалы – тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.
Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: “дети фестиваля”. Их матерей не отправляли в лагеря “за связь с иностранцем”, как случилось бы еще недавно.

Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля. Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярными стали музыкальные суперхиты «Rock around the clock», «Гимн демократической молодёжи», «Если бы парни всей Земли…» и др.
Фестивалю посвящен художественный фильм «Девушка с гитарой»: в музыкальном магазине, где работает продавщица Таня Федосова (исп. Людмила Гурченко) идет подготовка к фестивалю, а в конце фильма делегаты фестиваля выступают на концерте в магазине (с некоторыми из них выступает и Таня). Другие фильмы, посвящённые фестивалю – «Матрос с „Кометы“», «Цепная реакция», «Дорога в рай».

———————-

«Огонек», 1957 год, № 1, январь.
«Наступил год 1957-й, год фестивальный. Заглянем, что же будет в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов за мир и дружбу, и побываем у тех, кто готовится к празднику уже сегодня…. На нашей фотографии голубей немного. Но ведь это лишь репетиция. Вы видите голубей с завода «Каучук», под самым небом, на высоте десятиэтажногордома, комсомольцы и молодежь завода оборудовали для птиц отличное помещение с центральным отоплением и горячей водой».
Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и простого неорганизованного и неподконтрольного общения людей. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук, так как следящие оказались каплей в море. Погода стояла отличная, и толпы народа буквально затопили главные магистрали. Чтобы лучше видеть происходящее, люди залезали на уступы и крыши домов. От наплыва любопытных провалилась крыша Щербаковского универмага, находившегося на Колхозной площади, на углу Сретенки и Садового кольца. После этого универмаг долго ремонтировали, открыли ненадолго, а затем снесли. Ночами народ «собирался в центре Москвы, на проезжей части улицы Горького, у Моссовета, на Пушкинской площади, на проспекте Маркса.
Споры возникали на каждом шагу и по любому поводу, кроме, пожалуй, политики. Во-первых – боялись, а главное – ею в чистом виде не очень-то интересовались. Однако на самом деле политический характер был у любых споров, будь то литература, живопись, мода, не говоря уже о музыке, особенно о джазе. Дискутировали о еще недавно запрещавшихся у нас импрессионистах, Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Вообще-то это были не столько споры, сколько первые попытки свободно высказывать свое мнение другим и отстаивать его. Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу – свободному обмену мнениями. Это были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые, абсолютно новые переживания неподконтрольного общения.
В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались. Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто и которые покоробили даже меня, тогдашнего горячего сторонника свободного секса. Поражали формы и масштабы происходившего. Здесь сработали несколько причин. Прекрасная теплая погода, общая эйфория свободы, дружбы и любви, тяга к иностранцам и главное – накопившийся протест против всей этой пуританской педагогики, лживой и противоестественной.
К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. Одним из таких типичных мест был гостиничный комплекс «Турист», построенный за ВДНХ. В то время это был край Москвы, дальше шли колхозные поля. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено чекистами и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог.

“Огонек», 1957 год, № 33 август.
«…Большой и свободный разговор идет сегодня на фестивале. И вот этот-то откровенный дружеский обмен мнениями привел в растерянность некоторых буржуазных журналистов, приехавших на фестиваль. Их газеты, видимо, требуют «железного занавеса», скандалов, «коммунистической пропаганды». А на улицах ничего этого нет. На фестивале танцы, пение, смех и большой серьезный разговор. Разговор, нужный людям».
События развивались с максимально возможной скоростью. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Особенно далеко они не отходили, поэтому пространство вокруг было заполнено довольно плотно, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой – безрассудным, отчаянным распутством.
Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины на грузовиках, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящего. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно – постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок… Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.

Интернациональная дружба не знала границ, и когда волна восторгов схлынула, на песке, промокшем от девичьих слёз, шустрыми крабиками остались многочисленные «дети фестиваля» – с противозачаточными средствами в Стране Советов было туго.

В сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР. В ней зафиксировано рождение 531 послефестивального ребёнка (всех рас). Для пятимиллионной (тогда) Москвы – исчезающе мало.

Естественно, я стремился побывать в первую очередь там, где выступали зарубежные музыканты. На площади Пушкина был сооружен огромный помост, на котором «днем и вечером шли концерты самых разных коллективов. Именно там я впервые увидел английский ансамбль в стиле «скиффл», причем, по-моему, во главе с самим Лонни Дониганом. Впечатление было довольно странным. Вместе играли пожилые и очень молодые люди, используя наряду с обычными акустическими гитарами различные бытовые и подручные предметы типа бидон-контрабаса, стиральной доски, кастрюль и т. п. В советской прессе появилась было реакция на этот жанр в виде высказываний типа: «Вот буржуи до чего докатились, на стиральных досках играют». Но потом все замолкло, так как корни-то у «скиффла» народные, а фольклор в СССР – это было святое.
Самыми модными и труднодоступными на фестивале были джазовые концерты. Вокруг них был особый ажиотаж, подогреваемый властями, которые пытались как-то их засекретить, распространяя пропуска среди комсомольцев-активистов. Для того чтобы «протыриться» на такие концерты, требовалась большая сноровка.

PS. В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР – «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.