Где и когда построили аврору. Крейсер "Аврора" - корабль, известный одним выстрелом. Основные характеристики, история крейсера

24 мая 1900 года в Новом Адмиралтействе г. Санкт-Петербурга при личном участии царя Николая Второго был спущен на воду «Аврора», который во время Октябрьской революции стал одним из разрушителей Российской Империи.

Этот крейсер 1-го ранга Балтийского флота был заложен в 1897 году в Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. «Аврора» был спущен на воду по личному указанию Императора Николая Второго, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии. В июле 1903 года «Аврора» вступила в строй. В сентябре 1903 года «Аврора» в составе отряда крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток.

27 и 28 мая 1905 года Крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80 ранеными. Погиб капитан корабля Е. Р. Егорьев - он был убит осколком попавшего в боевую рубку снаряда. В отличие от большинства остальных кораблей »Аврора» избежал уничтожения, вместе с двумя другими крейсерами сумел прорваться в нейтральный порт (Манилу), где был интернирован 25 мая (7 июня) 1905 года.

В 1906 году «Аврора» вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.

С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходил в третье дальнее для участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда, также посетил порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

«Аврора» принял участие в Первой мировой войне. В конце 1916 г корабль был отправлен для серьёзного ремонта в Петроград, на франко-русский завод.

Крейсер одним из первых присоединился к Февральской революции и поднял красный флаг. Большинство экипажа в 1917 г присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города.

25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. 28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулся во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован.

С 1922 г. «Аврора» снова становится учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После войны «Аврора» была поднят, отреставрирован и поставлен на вечную стоянку. В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную. Ныне

Корабль уже давно стал символом революции, и не все теперь знают, что за его кормой десятки тысяч миль океанских походов, участие в трех войнах, а также многие тысячи подготовленных для флота офицеров.

«Аврора» была заложена на Санкт-петербургской судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в мае 1897 года, а 11 мая 1900 года спущена на воду. Свое название крейсер получил в честь парусного 44-пушечнного фрегата «Аврора», прославившегося в боях на Дальнем Востоке во время войны 1853−56 годов. В строй боевых кораблей российского флота крейсер вступил в июле 1903 года. Это был типовой корабль, параллельно с ним строились еще два крейсера этого же проекта — «Диана» и «Паллада».

При солидных размерах (длине 126,7 метров и ширине 16,8 метров), «Аврора» имела слабое бронирование — корабль относился к разряду бронепалубных крейсеров 1-го ранга. Первоначально на нем даже часть артиллерийских орудий не имела бронещитов. Крейсер обладал хорошим вооружением, на нем было установлено: 152-мм орудий — 8, 75-мм — 24, 37-мм — 8, 63,5-мм — 2, а также три торпедных аппарата. Впоследствии количество, и калибр орудий неоднократно менялись, появились зенитные орудия, пулеметы и устройство для установки минных заграждений.

При столь солидном вооружении крейсер имел невысокую скорость: максимальную — чуть больше 19 узлов, экономическую — всего 11 узлов (для сравнения, у было 24 и 16 узлов) и небольшую дальность автономного плавания (2500 миль на экономической скорости и 1320 миль на максимальной), что значительно снижало возможности его боевого применения. «Аврора» предназначалась для самостоятельных действий на небольшом удалении от мест базирования, а также для поддержки в бою броненосцев при действиях в составе эскадры.

В свой первый поход крейсер вышел уже 25 сентября 1903 года, предполагалось, что он поступит на усиление . Но в связи с началом войны с Японией, крейсер «Аврора», присоединившийся в средиземном море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, был возвращен на Балтику.

В новый поход крейсер «Аврора» отправился в августе 1904 года в составе эскадры вице-адмирала З. П. Рожественского, шедшей в Тихий океан для участия в Русско-японской войне. Поход для крейсера начался неудачно. 10 октября в него по ошибке попало несколько снарядов с других русских кораблей, обстрелявших английские рыболовные суда, принятые в тумане за миноносцы. На крейсере погиб корабельный священник и был ранен один матрос.

Боевое крещение крейсер «Аврора» принял в Цусимском бою 14 мая. В ходе боя, длившегося для крейсера с 14:30 до 18:00 часов, «Аврора» получила около 10 прямых попаданий снарядов. На крейсере неоднократно возникали пожары, было затоплено несколько отсеков, вышли из строя пять орудий и все дальномерные станции. Погибли командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев и 14 членов экипажа, 83 человека было ранено. Но корабль не потерял хода и ночью вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг», отбившись от японских миноносцев, смог оторваться от преследования противника. Пробиться на север в сторону Владивостока крейсера не смогли, и вынуждены были уйти в нейтральный филиппинский порт Манила, где были интернированы американцами.

На Балтику крейсер «Аврора» вернулся в 1906 году. Корабль прошел капитальный ремонт, после чего стал учебным судном, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В то время ученики кадетского корпуса, успешно прошедшие полный курс наук, получали звание корабельных гардемаринов и направлялись в длительное (до года и более) плавание на боевых кораблях, после которого сдавали экзамены и получали первый флотский офицерский чин «мичман».

До лета 1912 года «Аврора» совершила несколько плаваний с отрядами гардемаринов Морского корпуса других учебных заведений флота, какое-то время была кораблем-стационером в бухте Суда на Крите. В период Первой мировой войны «Аврора» в составе 2-й бригады крейсеров воевала на Балтике, в основном выполняя разведывательные и дозорные функции, прикрывая постановку минных заграждений и действия легких кораблей. В это время была усилена огневая мощь корабля, вместо шести 75-мм орудий были установлены 152-мм орудия, а также пять зенитных пушек.

В конце 1916 года крейсер «Аврора» стал на ремонт в Петрограде, где и принял участие в революционных событиях. В экипаже крейсера было сильно влияние большевиков, поэтому в период подготовки к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года кораблю поручили войти в Неву и взять под защиту Николаевский мост, соединяющий Васильевский остров с центральной частью города. Именно оттуда и прозвучал знаменитый выстрел «Авроры». По мнению ряда историков, выстрел был дан значительно раньше, чем начался штурм Зимнего. Принципиальной роли это уже давно не играет, так как именно «Аврора» стала символом революции.

Благодаря участию в тех событиях, «Авроре» было сохранено название, хотя большинство боевых кораблей были новой властью переименованы. В ходе Гражданской войны экипаж «Авроры» значительно поредел. И в 1919 году корабль поставили на консервацию. Решение о возвращении корабля в строй было принято осенью 1922 года. Крейсер «Аврора» снова стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили морскую практику курсанты военно-морских учебных заведений.

Великую Отечественную войну крейсер «Аврора» встретил в порту Ораниенбаума (ныне юго-западная часть Санкт-Петербурга). Непосредственно сам крейсер практически не участвовал, кроме отражения налетов вражеской авиации. На корабле оставалась лишь небольшая часть экипажа, остальные моряки, сняв с крейсера большинство орудий, громили врага на подступах к Ленинграду.

За три года блокады в крейсер неоднократно попадали бомбы и снаряды. Корабль пришлось посадить на грунт, так как через пробоины в трюмы поступило большое количество воды. Но даже в таких тяжелейших условиях маленький экипаж «Авроры» не прекращал борьбы за живучесть корабля. Уже летом 1944 года крейсер был поднят с грунта и направлен на ремонт.

В 1948 году отремонтированный крейсер «Аврора» был поставлен на якоря у Петроградской набережной. До 1956 года он использовался как учебный корабль Ленинградского Нахимовского училища, а затем на нем был открыт музей, ставший филиалом Центрального Военно-морского музея. В 1992 году на крейсере «Аврора» снова (через 75 лет!) был поднят Андреевский флаг.

Уже 110 лет крейсер «Аврора» находится в строю. После того, как он стал музеем, крейсер посетили десятки миллионов человек, чтобы прикоснуться к живой истории славного российского военно-морского флота. Естественно, что от подлинной «Авроры», спущенной на воду в мае 1900 года, на крейсере осталось менее 50 процентов, но это не умаляет историческую ценность корабля, с честью пронесшего Андреевский флаг через легендарное Цусимское сражение. Не даром же говорят, что на борту «Авроры» оживает история.

Торпедно-минное вооружение 3 381-мм ТА (8 торпед типа «98») до 1908 г.; до 150 мин заграждения типа «М-1908» с 1908 г.

Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е гг.) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 г. выполнял функции учебного крейсера.

Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически - к крейсерам-истребителям торговли.

Спуск на воду

Построен по кораблестроительной программе 1895 г.

Ирония Истории - крейсер, который считался провозвестником революции, могильщиком Российской империи и Императорской фамилии , был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго , в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.

25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев, 3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) – Пирей - порт Суэц - Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны (!) весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.

При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим », 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904-1905 гг

17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана . 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны . Шел по маршруту Ревель (30.08-28.09) - Либава (2.10) - Скаген (7.10). Далее следовал в составе 4-го отряда под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста . Во время «Гулльского инцидента» ок. 1:00 10.10.1904 г. находился на траверзе русского отряда, обстреливавшего суда, принятые за японские миноносцы. При этом в крейсер попало несколько снарядов, от которых был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий и легко ранен один комендор. Далее следовал с отрядом по маршруту Танжер (султанат Марокко , 16-23.10) - Дакар (30.10-3.11) - Габун (13-18.11) - Грейт-фиш-бей (Португальская Западная Африка, 23-24.11) - Ангра-Пеквена (Германская Юго-Западная Африка , 28.11-4.12) - бухта Носси-бе на о. Мадагаскар (колония Франции, 16.12.1904-3.03.1905). На Мадагаскаре вновь собрались все отряды эскадры, которая далее проследовала Малаккским проливом в бухту Камранг (французский протекторат Аннам , 31.03-13.04) - бухту Ван Фонг (французский Аннам, 13-26.04), где к эскадре З. П. Рожественского присоединилась эскадра контр-адмирала Н. И. Небогатова , - бухту Куа Бе (26.04). 1.05.1905 г. крейсер в составе объединенной эскадры вышел из бухты Куа Бе для следования во Владивосток Корейским проливом .

Первая мировая война

Зимой 1914-1915 гг. прошел модернизацию, количество 152-мм орудий было увеличено до 14 за счет демонтирования всех 75-мм орудий противоминного калибра. Крейсер получил четыре 75-мм и одну 40-мм «аэропушки» (зенитных орудия). В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.

С мая 1916 г. приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсере «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции. Результаты были неутешительны - из 209 6-дм снарядов в проволоку попало три и еще один - в окоп. После окончания дноуглубительных работ на Моонзундском канале крейсер был 14 августа 1916 г. переведен этим каналом в Рижский залив и вошел в состав Морских сил обороны Рижского залива; базировался на Куйваст.

В ноябре 1916 г. корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счет всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.

Революции 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции , матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б) . По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету . Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде , соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева , подал сигнал к штурму Зимнего дворца , где располагалось Временное правительство .

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Межвоенный период и Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Табличка бакового (носового) орудия крейсера

Когда в 1922 г. началось активное восстановление Морских сил России , было принято решение восстановить «Аврору», как учебный корабль, не в последнюю очередь из-за того, что она четыре года назад уже прошла капитальный ремонт. После восстановительного ремонта и укомплектования командой в 1922-1924 годах, крейсер «Аврора» в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря . На корабле теперь стояло 10х1 - новых 130-мм орудий и 2х1 - 76,2-мм зенитных орудий. В 1924-1930 годах корабль совместно с учебным кораблём «Комсомолец» совершил ряд учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ, посетил порты Берген и Тронхейм (Норвегия, 1924,1925 и 1930), Мурманск и Архангельск (СССР, 1924 и 1925), Гётеборг (Швеция, 1925), Киль (Германия, 1926), Копенгаген (1928), Свинемюнде (Германия, 1929), Осло (1930). Заслуга «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота молодого Советского государства была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году было произведено обследование корабля и сделан вывод о необходимости второго капитального ремонта. С 1933 на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде велись ремонтные работы, но в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля.

Мемориальный корабль

Ещё до окончания войны, в 1944 году, было принято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945-1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ , однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Внутренние помещения были переоборудованы для жизни и службы курсантов и преподавателей. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища , против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов.

При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. О судьбе этого крейсера рассказывает одноимённый детский мультфильм (1976), песня из которого «Что тебе снится, крейсер Аврора?» завоевала популярность и стала прочно ассоциироваться с кораблём. Во время ремонта, в 1945-46 годах, крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг» , играя роль «Варяга» .

Музей на корабле начал создаваться с 1950 году силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея . С 1961 года в связи с постройкой для НВМУ нового жилого корпуса «Аврора» перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек. Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере - разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957-1958 и 1966-1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции .

В конце 1980-х годов корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984-1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова по проекту Северного проектно-конструкторского бюро. Работы сводились к следующему:

Последний выход крейсера "Аврора", спущенного на воду в 1900 году, на Неву

Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована на южный берег Финского залива на недостроенную военно-морскую базу Ручьи, затоплена вблизи побережья, где в настоящий момент растаскивается на металл . Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.

  • Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
  • Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках.
  • Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном военно-морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 года была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле, помимо научных сотрудников, служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матросов.

Командиры крейсера

Командиры крейсера

  • Кап. 1 ранга ранга А. А. Мельницкий (ноябрь 1897 - октябрь 1898),
  • кап. 1 ранга П. П. Молас (октябро-ноябрь 1878, ноябрь 1898 - январь 1900),
  • ВРИД командира кап. 1 ранга А. П. Киткин (январь-июнь 1900),
  • кап. 1 ранга Н. К. Иениш (июнь-декабрь 1900),
  • кап. 1 ранга И. В. Сухотин (январь 1901 - июль 1904),
  • кап. 1 ранга Е. Р. Егорьев (июль 1904 - 14.05.1905, погиб),
  • ВРИД командира кап. 2 ранга А. К. Небольсин (14 мая - сентябрь 1905),
  • кап. 1 ранга В. Л. Барщ (сентябрь 1905 - май 1908),
  • кап. 1 ранга барон В. Н. Ферзен (май 1908 - январь 1909),
  • кап. 1 ранга П. Н. Лесков (январь 1909 - декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Л. Д. Опацкий (август-декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Д. А. Свешников (декабрь 1912 - апрель 1913),
  • кап. 1 ранга В. А. Карцев (апрель 1913 - июль 1914),
  • кап. 1 ранга Г. И. Бутаков (июль 1914 - февраль 1916),
  • кап. 1 ранга М. И. Никольский (февраль 1916 - 28.02.1917, убит матросами),
  • старший лейтенант Н. К. Никонов (выборный, март-август 1917),
  • лейтенант Н. А. Эриксон (выборный, сентябрь 1917 - июль 1918),
  • ВРИД командир РККФ М. Н. Зубов (с июля 1918),
  • командир РККФ Л. А. Поленов (ноябрь 1922 - январь 1928),
  • командир РККФ А. Ф. Леер (январь 1928 - сентябрь 1930),
  • командир РККФ Г. И. Левченко (сентябрь 1930 - июнь 1931),
  • командир РККФ А. П. Александров (июнь-декабрь 1931),
  • ВРИД командир РККФ К. Ю. Андреус (декабрь 1931 – март 1932),
  • командир РККФ А. А. Кузнецов (март 1932 – октябрь 1934),
  • кап. 2 ранга В. Е. Эмме (октябрь 1934 – январь 1938),
  • кап. 2 ранга Г. Н. Арсеньев (январь-сентябрь1938),
  • кап. 2 ранга Ф. М. Яковлев (сентябрь 1938 – август 1940),
  • кап. 3 ранга Г. А. Гладкий (август 1940 – март 1941),
  • кап. 3 ранга И. А. Саков (март-сентябрь 1941),
  • старший лейтенант П. С. Гришин (октябрь 1941 – июль 1943),
  • кап. 2 ранга П. А. Доронин (июль 1943 – август 1948),
  • кап. 1 ранга Ф. М. Яковлев (август 1948 – январь1950),
  • кап. 2 ранга В. Ф. Шинкаренко (январь 1950 – февраль 1952),
  • кап. 2 ранга И. И. Попадько (февраль 1952 – сентябрь 1953),
  • кап. 2 ранга Н. П. Епихин (снтябрь 1953 – август 1959),
  • кап. 1 ранга И. М. Гойлов (сентябрь 1959 – июль 1961),
  • кап. 2 ранга К. С. Никитин (июль 1961 – май 1964),
  • кап. 1 ранга Ю. И. Федоров (май 1964 – май 1985),
  • кап. 2 ранга А. А. Юдин (май 1985 – ноябрь 1989),
  • кап. 1 ранга А. В. Бажанов (с ноября 1989).

Исторические изображения

  • Крейсер Аврора изображён на ордене Октябрьской Революции , которым сам же и награждён (в 1967 году).
  • В связи с тем, что большинство матросов были уроженцами Вятской губернии , знамя Авроры было передано на вечное хранение в город Киров (Вятка) и ныне находится в музее Диорамы.
  • При съемке фильма "Крейсер Варяг" на "Авроре" закрепили еще одну трубу.

Полезная информация

  • Адрес : 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230-8440
  • Проезд : Ст. м. «Горьковская», трамв. 2, 6, 30, 63
  • Режим работы : Ежедневно с 10.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы
  • Экскурсии : вход на крейсер бесплатный; тематические экскурсии в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение оплачиваются отдельно.

Примечания

Литература

  • Материалы Центрального военно-морского музея.
  • «Аврора». - БСЭ. Изд. 2-е, т. 41. С. 117-118.
  • «Аврора»: альбом - Л.: Сов. художник, 1967.
  • Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли российского и советского военно-морского флота. - М.: Воениздат, 1981. С. 57.
  • Андреев В. Революционный держите шаг. - М., 1973. С.168-177.
  • Асеев Н. Земля и люди. - М.: 1961. С. 203.
  • Бадеев А. «Аврора».- В кн.: Отчий дом: сборник. - М.: «Мол. гвардия», 1978.
  • Балтийский флот. Исторический очерк. - М., Воениздат, 1960.
  • Бартев Г. П. Балтийские зори. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987.
  • Бартев Г. П. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1983.
  • Бартев Г. П., Мясников В. А. Страницы летописи «Авроры»: Документальный очерк. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1975.
  • Белкин С. И. Рассказы о знаменитых кораблях. - Л.: Судостроение, 1979.
  • Белышев А. Балтийская слава. - Калининград, 1959. С. 41-46.
  • Белышев А. Как это было (Воспоминания первого комиссара крейсера «Аврора»). - В кн.: Корабли-герои. - М., 1976. С. 106-107.
  • Березов П. Залп с «Авроры». - М.: Политиздат, 1967.
  • Бурковский Б. В., Кулешов И. М. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л., Лениздат. 1967.
  • Бурковский Б. В. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1979.
  • Буров А. В. Блокада день за днем. - Л., 1979. С. 55, 63, 67, 388.
  • Буров В. Н., Юхнин В. Е. Крейсер «Аврора»: памятник отечественного кораблестроения. - Л.: Лениздат, 1987.
  • Великий Октябрь. Сборник документов. - М.: 1961. С. 52, 53, 327, 340, 351, 352.
  • Годунов М. Н. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1988.
  • Грищинский К. К. Герои рядом с нами. - Л.: Лениздат, 1982. С. 70-84.
  • Дубинкин В. Е. Комендор с крейсера «Аврора»: Документальная повесть. Воронежское кн.изд-во, 1936.
  • Козлов И. А., Шломин В. С. Северный флот. - М., 1966. С. 78, 83.
  • Крестьянинов В. Я. Цусимское сражение 14 - 15 мая 1905 г. - СПб.: «Галея Принт», 1998. - ISBN 5-8172-0002-3.
  • Летов Б. Корабли-герои. - М.-Л.: Детгиз, 1950.
  • Максимихин И. А. Легендарный корабль. - М.: «Мол.гвардия», 1977.
  • Мельников Р. М. Корабли-памятники // «Человек. Море. Техника». - Л.: Судостроение, 1987. Сс. 301-321.
  • Моисеев. И. И. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). - М.: Воениздат, 1948. С. 76.
  • Неволин А. С. Авроровцы. - М.: Воениздат, 1987.
  • Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора». Л.: Судостроение, 1987.
  • Поленов Л. Л. «Аврора»: тайны столетней истории. - СПб.: «Нордмед-Издат», 1997. - (События, корабли, люди).
  • Пронин М. П. Легендарный крейсер. Л.: Лениздат, 1957.
  • Тихоокеанский флот. - М.: Воениздат, 1966. С. 59, 62, 63, 134, 270.
  • Чернов Б. М. Судьба высокая «Авроры». - М.: Политич. лит., 1983.
  • Харченко В. И. На «Авроре» бьют склянки. - М.: Изд. ДОСААФ, 1967.
  • Холодняк А. «Аврора». - Л., 1925.
  • Юнга Е. С. Крейсер «Аврора». - М.: Воениздат, 1949.

Крейсер в искусстве

Литература
  • Николай Черкашин. Торпеда для «Авроры»
  • Михаил Веллер . Ноль часов
Фильмы
  • Советский мультфильм «Аврора» с песней «Что тебе снится, крейсер Аврора…»
  • Ленин в Октябре
Стихи и музыка

«Аврора»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Аврора» - российский бронепалубный крейсер I ранга типа «Диана» . Принимал участие в Цусимском сражении. Крейсер «Аврора» получил всемирную известность, подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г. В период Великой Отечественной войны корабль принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна-блокшива и музея, встав на стоянку на р. Неве в Санкт-Петербурге. За это время «Аврора» стала кораблём-символом российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.

Общие сведения

Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 г. с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств ». Крейсера типа «Диана» стали одними из первых бронепалубных крейсеров России, при разработке проекта которых учитывался, в первую очередь, опыт зарубежных стран. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).

История создания

Предпосылки к созданию

К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: сохранение противоречий с Англией, рост угрозы со стороны развивающейся Германии, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, то есть постройки новых кораблей. Изменения в кораблестроительной программе, принятые в 1895 г., предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два (затем - три) - «карапасных », то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».

Проектирование

Основой для разработки тактико-технических элементов (ТТЭ) будущих крейсеров стал созданный С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D"Entrecasteaux (1896). В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе . 20 апреля 1896 г. Морской технический комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера I ранга.

Постройка и испытания

Серебряная закладная доска крейсера «Аврора»

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований. Л. Л. Поленов, однако, считает, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 г. При этом первой в 10 ч. 30 мин. торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами, и подняли на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.

Крейсера типа «Диана» должны были стать первыми в России серийными крейсерами, но достичь единообразования среди них не удалось: на «Аврору» установили иные, нежели на «Диану» и «Палладу», машины, котлы, рулевые устройства. Электроприводы для последних были заказаны трём разным заводам в порядке эксперимента: так можно было узнать, какие приводы окажутся наиболее эффективными, чтобы затем их можно было устанавливать на другие корабли флота. Так, электроприводы рулевых машин «Авроры» заказали фирме «Сименс и Гальке».

Стапельные работы были начаты осенью 1897 г., и они затянулись на три с половиной года (во многом из-за неготовности отдельных элементов корабля). Наконец, 24 мая 1900 г. корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла, новинку, которой не успели оснастить остальные два корабля этого типа. Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, последние - 14 июня 1903 г.

В непосредственном строительстве крейсера (с момента постройки и до окончания ходовых изменений) участвовали четыре строителя: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов.

Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.

Описание конструкции

Корпус

Корабль-музей и объект культурного наследия РФ

«Аврора» - крейсер-музей в Санкт-Петербурге

В середине 1944 г. было решено создать Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Часть нахимовцев планировалось разместить на плавучей базе, которой временно должна была стать «Аврора». Однако по решению А. А. Жданова крейсер «Аврора» должен был быть навечно установлен на Неве, «как памятник активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства ». Тут же начались работы по восстановлению водонепроницаемости корпуса крейсера, получившего многочисленные повреждения. В течение более чем трёхлетнего капитального ремонта (с середины июля 1945 г. по середину ноября 1948 г.) были отремонтированы: корпус, гребные винты, бортовые паровые машины, бортовые гребные валы, кронштейны валов бортовых машин, оставшиеся котлы; также было проведено переустройство в связи с новой функцией корабля-плавбазы. (К сожалению, это переустройство негативным образом сказалось на сохранении исторического облика крейсера. Кстати, на это также повлияло участие «Авроры» в роли «Варяга» в одноименном фильме, снятом в 1947 г.) 17 ноября 1948 г. крейсер впервые занял своё место на вечной стоянке на Большой Невке. Сразу же на «Авроре» была размещена выпускная рота нахимоцев. С этого времени и до 1961 г. стало традицией для нахимовцев-выпсукников жить и служить на «Авроре».

Буксировка крейсера «Аврора» на Ленинградский судостроительный завод имени А. А. Жданова для ремонта. 1984 г.

Постановлением СМ РСФСР №1327 от 30 августа 1960 г. «Авроре» был придан официальный статус корабля-памятника, охраняемого государством. С 1961 г. в музей, который существовал на корабле с 1950 г. по инициативе нескольких офицеров, был открыт свободный вход, а его экспозиция расширена. Вскоре «Аврора» стала одним из популярных мест в городе.

Окончательная канонизация «Авроры», превращение её в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин. В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом - Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.

Крейсер «Аврора» проходит через Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, 2014 год

«Аврора» в доке Кронштадтского морского завода, ноябрь 2014 г.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Требовался ремонт-реконструкция. После выработки предложений специально созданной комиссии ремонт начался в августе 1984 г. и продолжался до августа 1987 г. Вместо полной реставрации было решено заменить старый корпус на новодельный. «Реставрация» «Авроры» (однако, располагая оригинальными чертежами, реконструкторам не удалось привести многое в изначальное состояние в виду с многочисленными переоборудованиями крейсера до этого) обошлась примерно в 35 млн рублей.

Низкое октябрьское небо над притихшим северным городом и стройный силуэт ожидающего чего-то военного корабля… Вот уже более 100 лет многих представителей буржуазии и правящих кругов всех стран бросает в дрожь от этой картины. Бронепалубный крейсер «Аврора», рожденный в начале бурного ХХ века, получил такую же бурную биографию.

Воевал корабль не так уж много, но, видел три войны, а победы за ним числятся такие, которых хватило бы на целый флот. «Аврора» – корабль, одним выстрелом пробивший дорогу в жизнь для новой исторической эпохи.

Проекты морского усиления

Аврора – богиня утренней зари. Романтическое имя, присвоенное крейсеру, странным образом предопределило судьбу его страны. «Аврора» родилась на стыке эпох. Ее создавали для времени, настроенного делить силой уже поделенный мир. Но по факту крейсер дал старт эпохе возведения на вершину социальной лестницы тех, кто ранее был ничем.

Новые крейсера, в том числе и «Аврора», строились в рамках военной программы усиления русского флота 1895 года. Для гонки вооружений были объективные причины – Россия владела информацией о наращивании сил японского флота, и на Балтийском море следовало не допустить доминирования иностранцев.

Будущая мировая война витала в воздухе. Уже был создан Тройственный союз, начинался процесс формирования Антанты (в 1895 году был заключен франко-русский союз). Сферы влияния приходилось отвоевывать у конкурентов – свободных мест на планете уже не было.

В рамках программы усиления флота предполагалось построить 3 бронепалубных крейсера 1 ранга. Все они получили античные названия – «Диана», «Паллада» и «Аврора». Почему их так назвали неясно, но распоряжение об этом дал лично царь.

Закладка их состоялась в мае 1897 года, в один день, хотя строительство шло не синхронно. «Аврора» числилась отстающей – работы по ее сооружению постоянно отставали от графика.

Технические характеристики и недостатки корабля

Проект корабля «Аврора» предполагал, что крейсер стает достойным соперником вражеским кораблям. Описание его характеристик выглядело для своего времени убедительно:

  1. Размеры: осадка – 6,2-6,4 м; ширина – 16,8 м; длина – 126,7 м.
  2. Водоизмещение нормальное – 6731 тонна, полное – 7130 тонн.
  3. Личный состав – 570 человек (включая 20 офицеров). Численность экипажа в ходе службы немного варьировалась.
  4. Силовая установка включала в себя три паровые машины, каждая из которых работала на свой гребной винт. Суммарная мощность составляла почти 12 тыс. л.с.
  5. Проектная скорость предполагалась до 20 узлов, фактически крейсер не развивал больше 19,2 узла.
  6. Изначальное вооружение крейсера состояло из восьми орудий 152 мм/45 системы Канэ, 24 противоминных пушек Канэ калибра 75 мм (длина ствола 50 калибров), вспомогательной артиллерии (восемь 37 мм пушек). Для поддержки десанта на борту имелись две 63,5 мм пушки Барановского на колесных лафетах. Дополнительно были установлены три торпедных аппарата калибра 381 мм (один в носу и по одному на каждом борту). В 1904 году крейсер оснастили парой 7,62 мм пулеметов системы Максим.
  7. Защита корабля состояла из броневой палубы толщиной от 38 до 63,5 мм. Утолщения листов располагались над ответственными участками конструкции. Командный пост располагался в боевой рубке, имевшей защиту толщиной 152 мм. Установленные позднее щиты на главном калибре имели толщину 25,4 мм.
  8. Дальность плавания на экономичном режиме – 4000 миль.

Но в этих красивых числах затаились подвохи. Скорость в 20 узлов была на то время недостаточной для крейсера (тот же «Варяг» по проекту должен был выдавать 23 узла, а «Аскольд» показал на испытаниях 24,5 узла). Испытания показали, что корабль не вытягивает даже этот показатель – скорость выше 19,2 узлов не фиксировалась.


Орудия крейсера были лишены броневой защиты. Этот недостаток, однако, исправили до вступления корабля в первый бой – были сделаны выводы из несчастливой судьбы того же «Варяга».

Во время постройки и службы крейсера в его систему вооружений вносились изменения. Например, количество торпедных аппаратов было изменено еще в процессе строительства – их стало три вместо одного. Значительные изменения были проведены во время Первой мировой войны.

Торжественное начало службы

Закладка и спуск на воду «Авроры» проходили в торжественной обстановке. Задержки в производстве работ не повлияли на это.

Крейсер сошел со стапеля (в мае 1900 года) в присутствии Николая II и двух императриц – вдовствующей и царствующей.

Дальнейший ход работ пошел хуже. Достройка и ходовые испытания корабля заняли еще три года, и в строй крейсер вступил только в июне 1903 года. Первый выход в море состоялся и того позже – в сентябре того же года.

В составе эскадры адмирала Вирениуса корабль посетил порты Северной Африки (Алжир, Суэц). Поход выявил недостатки и дефекты паровых машин, которые пришлось устранять силами команды и береговых специалистов.


А дальше история корабля начала развиваться загадочно. «Аврора» оказалась одновременно неудачницей и феноменальным везунчиком. Она постоянно подвергалась незначительным превратностям судьбы, но оставалась сравнительно невредимой в серьезных испытаниях.

Везунчик Цусимского сражения

Первой кампанией корабля стала русско-японская война. И биография крейсера странным образом отразила особенности положения России в этой войне. В состав эскадры «Аврора» попала сразу же по возвращению на Балтику.

Крейсер стал одним из немногих судов в составе эскадры, имевших опыт дальнего похода.

В это же время происходит смена командира – им становится капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев.

О начале войны на Дальнем Востоке на «Авроре» узнали 31 января 1904 года во время стоянки в Джибути. Одновременно был получен приказ о возвращении. В апреле 1904 года корабль вернулся в Кронштадт, и тут же был включен в состав эскадры адмирала Рожественского, отправлявшегося воевать с Японией.

Поход начался с дурного предзнаменования. 7 октября, во время прохождения мимо Британских островов, эскадра попала в туман. В условиях плохой видимости моряки перепутали рыбачьи корабли и собственных товарищей по эскадре с противником и начали стрельбу. На море такие вещи саркастически именуют «дружественным огнем». Были пострадавшие, причем на «Авроре» погиб корабельный священник.


Это событие, названное Гулльским инцидентом, привело к серьезному международному скандалу. А эскадра отправилась в дальнейший путь с нехорошим напутствием. Путь ее закончился возле острова Цусима.

Победитель в проигранном бою

Цусимское сражение стало катастрофой для русского флота. Но не для крейсера«Аврора». Он принял участие в бою, но остался на плаву и избежал плена.

Адмирал Рожественский, среди прочих своих ошибок, неправильно выстроил эскадру. В результате многие крейсера, и «Аврора» в том числе, не смогли сразу вступить в бой и помочь своим на начальном его этапе. Но затем корабль вступил в сражение и храбро противостоял атакам японских крейсеров на транспортные корабли русской эскадры. На нем 6 раз сбивали флаг, но команда поднимала его снова.

Корабль получил серьезные повреждения, но сохранил способность к самостоятельному ходу.

В один из моментов боя на нем загорелись патроны, но подающие матросы сумели предотвратить взрыв боеприпасов. Крейсер своим ходом сумел добраться до Филиппин, где был интернирован военными США. Но команде разрешили осуществлять ремонтные работы.

Потери в личном составе были значительными. Погибли 10 человек, еще 5 позже умерли от ранений. Раненых было 80 человек. Но и тут случилось невезение – единственным погибшим офицером оказался капитан 1 ранга Е.Р.Егорьев, командир крейсера.


Он погиб одним из первых, и крейсер сражался под командованием сначала старшего штурмана, а затем старшего офицера А.К. Небольсина.

Месть за пренебрежение

Получилось, что под Цусимой «Аврора» своеобразно отомстила командующему эскадрой адмиралу Рожественскому за пренебрежение. Командир эскадры придумал всем судам своего соединения разнообразные, зачастую оскорбительные, клички. Он не стеснялся вслух именовать корабли «Идиотами» и «Подхалимами». «Аврору» он особенно «любил», вероятно, за женственное имя. Поэтому в его лексиконе крейсер обозначался в качестве подзаборной… дамы с низкой социальной ответственностью.

При этом непредвзятые очевидцы отмечали, что крейсер производит хорошее впечатление, команда трудолюбива и расторопна, везде царит порядок.

Особенную сноровку на корабле проявляли в деле погрузки угля и всегда имели топливо с запасом.

Судьба восстановила справедливость. Команда «Авроры» под Цусимой показала себя с лучшей стороны, выдержав достойно опасный бой и сумев сохранить корабль. А Рожественский в самом начале сражения практически утратил контроль над его ходом. После окончания войны его отдали под суд за непрофессионализм, приведший к гибели эскадры, и признали виновным.

Флотская служба спасения

По возвращении в Россию в 1906 году «Аврора» была поставлена на ремонт – в Маниле работы не закончили. В ходе работ изменили вооружение – сняли всю бесполезную 37 мм артиллерию, оставив только две установки на шлюпках, удалили два 75 мм орудия. Были убраны еще два 75 мм орудия, вместо которых установили 152 мм установки. Исчез пережиток парусного флота – боевой марс, а также бортовые торпедные аппараты. Доработкам подверглись системы пожаротушения и бронирование.

В период между русско-японской и Первой мировой войной «Аврора» выполняла несколько необычные для военного корабля обязанности. Ее команде пришлось выступать в роли спасателей и пожарных.

В 1908 году во время заграничного рейда команда корабля оказывала помощь итальянцам, пострадавшим от знаменитого Мессинского землетрясения. В Италии высоко оценили помощь русских моряков, и в 1910 году пригласили крейсер в Мессину с целью вручить капитану памятную почетную медаль.

Но, когда «Аврора» прибыла в город, там неожиданно начался большой пожар. Команда крейсера оказалась расторопней итальянских пожарных и первой приступила к тушению.
Второй медали у мессинцев не было, и они выразили свою благодарность в виде 1800 апельсинов и такого же числа лимонов. С этим приятным грузом «Аврора» пошла в испанский порт Малагу, и что же – там тоже возникло возгорание, с которым боролась и команда крейсера.

Время, свободное от спасательной деятельности, было посвящено дипломатии.

«Аврора» участвовала в торжествах по случаю коронации монарха Сиама (1911 год), перевозила из Италии великого князя Бориса Владимировича, входила в состав эскадры, демонстрирующей международную поддержку Крита. Важной составляющей службы корабля между войнами были учебные походы с учениками Морского корпуса.

Мировая война недорогой ценой

Формально крейсер провоевал всю Первую мировую войну – «Аврора» входила в состав 2-й крейсерской бригады. Но реальных сражений в этот период на ее долю выпало немного. Одним из немногих боевых эпизодов стало патрулирование места аварии германского крейсера «Магдебург».

В составе бригады «Аврора» выходила на крейсерские патрулирования. Но принимать участие в боях ей приходилось нечасто (в основном в кампанию 1916 года).


В начале войны судно оборудовали рельсами и ангаром для хранения 150 мин заграждения. Изменили и состав вооружения – исчезли 16 ставших бесполезными в бою 75 мм орудий, проемы в бортах были заделаны. Вместо них установили четыре «шестидюймовки», позаимствованные у «Дианы». Летом 1915 года на корабль установили новые в то время «противоаэропланные» пушки калибра 40 мм (один ствол) и 75 мм (четыре штуки).

Но осенью 1916 года его поставили на ремонт, и империалистическая война для «Авроры» де-факто закончилась.

Менее привлекательная мишень

Мировая война вновь продемонстрировала странную везучесть корабля. Подобные интересные факты отмечают всю его биографию.

За время Первой мировой «Аврора» не получила значительных повреждений.

А вот ее «сестра» «Паллада» затонула в несколько секунд от попадания торпеды с немецкой подводной лодки.

Подобное везение сопровождало корабль и в годы Великой Отечественной войны. Численность его команды к моменту начала войны составляла всего 260 человек, потом еще сократилась (моряков отправляли на фронт с устаревшего судна). Но все же на нем было 10 орудий 130 мм, 2 зенитки 76,2 мм, два орудия общего назначения того же калибра, 3 пушки 45 мм. В июле, по мере приближения врага к Ленинграду, 9 из 10 орудий главного калибра свезли на берег в районе Дудергофа.

Их обслуживали моряки-авроровцы. Орудия получили название батарея «А» (от названия крейсера). С начала сентября 1941 года батарея активно наносила удары по приближающемуся противнику. 11 числа того же месяца она была атакована врагом, но продержалась 8 дней, причем моряки при нехватке боеприпасов старались портить орудия. Из 165 человек личного состава батареи уцелело после боя лишь 25.

Сам крейсер входил в систему противовоздушной обороны Ораниенбаума. Данные по результатам его деятельности неточны, но есть сведения, что «Авроре» удавалось сбивать вражеские самолеты.

При этом гитлеровцы не обращали на нее особого внимания – подумаешь, древний крейсер! И это нацисты, понимающие значение идеологии и морального фактора, мечтающие о символическом параде на Красной площади! Они почему-то не догадались, что моральное воздействие потопления «Авроры» на Красную армию и граждан СССР будет не меньше, чем от падения Москвы!

Конечно, корабль обстреливали. «Аврора» находилась под огнем (воздушным и артиллерийским) с середины сентября. Она получила существенные повреждения, даже села на грунт. Командир, капитан 3 ранга Саков, в конце месяца решил свезти команду на берег, но был арестован и расстрелян «за паникерство».

Команда продержалась на крейсере до ноября, а далее была оставлена только вахта у зенитного орудия.

Однако повреждения крейсера были не настолько серьезными, чтобы он затонул. После окончания блокады «Аврору» сняли с грунта и в 1944 году поставили на ремонт.

Сигнальщик новой эпохи

Истории про крейсер «Аврора» дети СССР слушали уже в детском саду. Причина была уважительная – корабль ассоциировался с началом революции, был ее признанным символом.

Революционные настроения на корабле возникали еще во время первой русской революции, в период стоянки на Филиппинах и сразу после возвращения в Россию. Но тогда офицерам удалось успокоить матросов, пообещав им скорую демобилизацию (это было выполнено) и ознакомив с царским манифестом от 17 октября. Но вторая революция изменила положение.

Во время начала Февральской революции 1917 года крейсер находился на ремонте возле Адмиралтейского завода. Матросы решили поддержать начавшуюся там забастовку. Но командир, М.И.Никольский, придерживался другой точки зрения. Когда матросы не послушались его приказа и попробовали сойти на берег, он начал стрелять по ним из револьвера.


Дело закончилось плохо – восставшая команда убила капитана. Бунт погубил и еще одного офицера. Но это не означает, что на «Авроре» воцарилась анархия. Командиры теперь избирались корабельным комитетом, но крейсер остался полностью дееспособным.

Иначе Временный революционный комитет не поручил бы ему вечером 24 октября 1917 года выстрелом подать сигнал о приготовлении к штурму Зимнего дворца. Для этого нужно было отойти от заводского причала и пройти по реке, что без должного руководства и слаженной работы команды сделать бы не удалось. Также моряки «Авроры» провели работу по сведению Николаевского моста, разведенного юнкерами.

Убийственный выстрел по прошлому

Единственный выстрел возле Зимнего дворца разом превратил «Аврору» в самый известный корабль мира. О нем рассказывают много легенд. Советская власть считала его точкой отсчета новой исторической эпохи. После распада СССР пушка «Авроры» была ославлена преступницей, осмелившейся стрелять по культурному достоянию человечества. Но при этом мало кому известны подробности об этом событии.

Он должен был служить сигналом к началу завершающего этапа захвата власти большевиками. Но не к штурму Зимнего. Штурм начался позже, а пушка лишь передала сигнал «боевая готовность».

Никакого вреда зданию Зимнего дворца она не нанесла. К моменту начала революции в феврале корабль находился на ремонте, боевые снаряды с него были выгружены. Позже их не грузили из-за революционных настроений в команде.


Выстрел был холостым, и не мог стать причиной разрушений! Целью был захват дворца, а не его разрушение или повреждение.

Долгая одиссея символа революции

После своего легендарного выстрела «Аврора» осталась в строю. Кроме участия в Великой Отечественной войне, она сумела совершить еще немало славных дел и исполнить немало противоречивых ролей.

  1. В 1923 году прошло перевооружение «Авроры». 152-миллиметровый главный калибр был заменен 130-миллиметровой артиллерией.
  2. Крейсер обогнул в 1924 году Скандинавский полуостров и пришел в Мурманск под красным флагом. На другие страны он действовал тогда так же, как мог бы подействовать на быка на корриде.
  3. С 1928 года «Аврора» стала учебным кораблем – первое время на ходу, потом (с 1935 года) на приколе.
  4. Корабль – звезда экрана. Он играл самого себя в фильме «Октябрь» (1927 год) и «Варяга» в (1946 год). Ради последней роли ему приделали дополнительную бутафорскую трубу (у «Авроры их 3, а у «Варяга» было 4). Даже для самых маленьких зрителей мультипликаторы СССР создали мультфильм «Аврора». Он сейчас позабыт, но песня из него звучит и звучит: «Волны крутые, штормы седые, доля такая у кораблей»…
  5. В 1948 году «Аврора» превратилась в резиденцию выпускников Нахимовского училища. Вхождение в состав команды крейсера означало для них последний этап подготовки. Тогда же «Аврора» стала на прикол на Большой Невке. Предполагалось, что с этой стоянки она не уйдет никогда, но сегодняшний день изменил ситуацию.
  6. В 1956 году на корабле был открыт музей – филиал Военно-морского музея.
  7. «Аврора» награждена орденами Красного Знамени и Октябрьской революции. Вторая награда тем более уместна, что изображение крейсера является важнейшей ее частью.
  8. Крейсер изображали на юбилейных монетах 1967 года, посвященных 50-летию революции.
  9. После распада СССР крейсер превратился в зону отдыха для «нового» руководства города. Этому не мешало даже поднятие над ним в 1992 году Андреевского флага. Но безобразие длилось недолго. В 2010 году «Аврора» окончательно обрела музейный статус. Корабль является объектом российского культурного наследия.

Злые языки говорят, что нынешний корабль не имеет ничего общего с той «Авророй», что сражалась под Цусимой и стреляла по Зимнему. Дескать, многочисленные переделки превратили ее в копию. Действительно, старый корабль не мог просуществовать 100 лет без капитального ремонта. Кроме упомянутых модернизаций, на крейсере полностью меняли деревянные части корпуса и металлическую обшивку подводной части (они сгнили от времени).


После постановки на вечную стоянку с него сняли ходовые машины и котлы, значительную часть оборудования заменили копиями. Копиями являются и орудия крейсера – они только отображают особенности его изначального вооружения. Пушки специально изготавливали по старым чертежам и устанавливали на крейсер ради исторической достоверности.

Но это неважно. Сейчас «Аврора» – не боевая единица, а символ. Ее историческое значение – не в возрасте металла и достоверности оборудования, а в действиях, совершенных командой этого корабля.

Сегодня, его внешний облик вполне соответствует историческому.

В этом можно убедиться, просмотрев сохранившиеся фотографии, на которых запечатлена «Аврора» времен войны с Японией и похода в Мессину.

Не стареют душой ветераны

Можно по-разному относиться к коммунистической идее и СССР. Но было что-то в историческом выстреле «Авроры», что не позволяет отодвинуть старый корабль в запасник истории.

Весь мир сегодня знает, где находится крейсер «Аврора» и как он выглядит. Уже 100 лет масштабность любого исторического события сравнивают с его выстрелом. Среди символов Санкт-Петербурга корабль «Аврора» – самый молодой, но при том самый узнаваемый.


Силуэт крейсера украшает орден Октябрьской революции, которым по справедливости гордятся ветераны Великой Отечественной и многие важнейшие промышленные предприятия. Старшее поколение россиян никогда не забудет чистейшего юного голоса, воплощения их счастливого детства: «Что тебе снится, крейсер «Аврора», в час, когда утро встает над Невой?»

В 2014 году его поставили на очередной ремонт. Министр обороны С.Шойгу заявил при этом, что, в числе прочего, крейсеру вернут ходовые машины, давно замененные макетами. Разменяв второй век возраста, «Аврора» вновь готова сняться с якоря.

Каждый год в День Военно-морского флота старый крейсер принимает парад балтийских кораблей – непотопляемый флагман непобедимой страны.

Став официально музеем, «Аврора» не утратила и статуса боевого корабля – противоречий тут нет.

«Аврора» не оставит город на Неве. Может, она и изменилась со времени своего легендарного выстрела. Но крейсер продолжает символизировать ту же идею – борьбы за уважение к труду и людям труда. Патрули в черных бушлатах с грозным названием на бескозырках готовы прийти за теми, кто наживается неправедно и жаден без меры. Не это ли снится сейчас старому крейсеру?

Видео