Электронный журнал "россия в красках". Сочинение по тексту Солоухина "Закон набата". О сострадании и милосердии, о человечности и взаимовыручке Сложность выбора и готовность прийти на помощь

«Хочу, чтобы каждый из людей был человеком»,- сказал в свое время Максим Горький. В этих словах писателя заключен высокий смысл понимания человеческого предназначения. Данную проблему поднимает В.Солоухин в предложенном нам тексте «Закон набата».

Рассуждая над поставленным вопросом, автор ведет повествование о человеческом неравнодушии, сострадании от лица героя-рассказчика, которого случай на пожаре заставил задуматься о главном: что такое «закон набата» и должны ли мы придерживаться его в жизни. Герой вспоминает, что было время, когда этот закон для всех людей без исключения означал одно: «бросай всё и беги на зовущий голос». Только исполняя этот закон и ожидая его исполнения от других, ты можешь ощутить в своей душе «некое восторженное чувство, что ты не один». Нельзя равнодушно стоять в стороне от чужой беды. Что бы было, если б люди «только лениво рассуждали бы между собой» о том, что происходит, не предпринимая попыток помочь?

Велика сила «закона набата» для русского человека, закона, опирающегося на вековые народные традиции. А их забвение, разрушение неизбежно разрушает что-то и в душах самих людей – такова позиция автора текста.

Не могу не согласиться с мнением В.Солоухина. Самопожертвование, сострадание, милосердие, помощь ближнему - все эти составляющие «закона набата» - всегда были присущи русскому человеку. Он воспитывался на этих законах. Он жил по ним. Об этом не раз писали многие классики и публицисты.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» автор представляет нам суть жизни Наташи Ростовой: жить по закону совести, любить ближнего, приходить на помощь людям, помогая им в трудную минуту. Вспомним поведение героини, когда она первой бросается на помощь раненым солдатам, уговаривая родителей отдать им подводы. Именно она руководит потом процессом «эвакуации» солдат. Потому как вся сущность Наташи заключена в стремлении следовать главному человеческому принципу – «закону набата».

О самопожертвовании, сострадании к ближнему говорится в истории, которая произошла в Краснодарском крае в доме престарелых, где проживали старики-инвалиды. Настоящей трагедией обернулся для них пожар, случившийся ночью. На помощь старикам бросилась медсестра Лидия Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько из них, а сама погибла.

Нельзя разрушать «храмы» в сердце своем, нельзя разбивать наши душевные «колокола», нельзя забывать «великий и непреложный закон набата». Об этом мы все должны помнить. Иначе эти процессы непременно приведут к разрушению самих человеческих душ.

Был второй план в их отношениях. Он наметился с самого начала. С одной стороны, они просто идут по улице для того, чтобы подойти вплотную к этому самому Никите Мученику; с другой стороны, Надя немного смущается, а втайне горда и рада, что рядом с ней идет этот видный парень и московский поэт. Хотелось, чтобы встречались знакомые ей люди и видели ее рядом с ним. Она чувствовала в себе постепенное, но уверенное нарастание счастья и радости. Бывало ведь к так, что он рассказывает о каменных кокошниках, и слова его все о кокошниках, а в глазах, смотрящих на нее, то улыбка, то усмешка, то вроде бы дерзость, то вроде бы теплота. Во всяком случае, далекое от кокошников XVII века. Там он помог подняться на приступок, подал ей руку, и тоже что-то произошло в те две секунды, пока ее рука соприкасалась с его рукой, там он поддержал ее под руку, там, когда она обернулась к нему, чтобы спросить, глаза их оказались близко-близко. Он просто посмотрел ей в глаза, и она забыла, что хотела спросить, отвернулась в смущении, и некоторое время они молчали, каждый про себя переживал увиденное в глазах друг у друга. Однажды она перехватила его взгляд – он смотрел на ее губы.

Внешне же все как было: от церкви к старому купеческому дому, от него к монастырю, от монастыря к городскому валу.

Обедать они пришли в ресторан «Север». Иван быстро и умело выбрал из незамысловатого, правда, меню (но ведь тем труднее выбрать) именно то, что больше всего хотелось бы Наде, и это тоже было удивительно, как было поразительно все в этот день.

Иван отодвинул меню, положил свои большие руки на стол и стал спокойно смотреть на лицо Нади.

– Зачем вы смотрите?

– Было бы хуже, если бы я отвернулся. Вы знаете, мне не хочется уезжать сегодня из вашего города. Тем более что мы не успели побывать в музее, а ноги наши гудят. Завтра ведь тоже будет пароход, не правда ли? Вечером мы поедем в Белые Горы. Посмотрим это заповедное место. И вообще… Поедемте со мной к океану. Зеленые волны, розоватое солнце над водой, маленький черненький пароходик.

– Нет, нет, я не могу в Белые Горы. И вообще вечером я должна быть свободна. Я пообещала.

– Ах, вот оно что… Извините.

– Вы не думайте, я обещала очень старому, пожилому человеку, ему за семьдесят… – Тут Надя почувствовала, что получается полная чепуха, и торопливо и сбивчиво рассказала историю с профессором.

– М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.

Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, – хотелось ей сказать. – Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад».

Но Иван уж помрачнел, и, значит, такой был у Ивана характер, что не умел он сразу переломить себя.

Надя проводила его до пристани. Когда появилась между пароходом и бревенчатым настилом полоска быстротекущей воды, обоим показалось, что делают они не то и что все обстоятельства – мелочь по сравнению с тем, что у них появилось, что нужно бы считать сегодня важным и главным.

Иван помахал рукой, Надя потянулась, привстала на цыпочки, но полоска воды расширялась, а пароход, показав корму, развернулся и бойко зашлепал плицами.

В свой кабинетик Надя пришла задолго до условленного срока. Ей было обидно и горько. Как если бы маленькой девочке, ребенку подарили небывалую, яркую игрушку и она уж протянула ручонки, но все исчезло. Как ни странно, досадовала Надя не на Ивана, который несправедливо обиделся и уехал, не на себя, что не смогла его удержать, а на далекого Казимира Францевича, для которого нужно рисовать эти нелепые треугольнички. Если бы не они, сейчас Надя была бы с Иваном, они поехали бы в Белые Горы. Будь неладен этот старик! «Ну хорошо же, чтобы он ни внушил мне сегодня, возьму и нарисую ему треугольник. Да, назло нарисую просто треугольник, и ничего больше. Вся его телепатия полетит вверх тормашками».

Часы за стеной в пустом кабинете глазного редактора начали бить десять. Надя решительно придвинула лист бумаги и нарисовала равносторонний треугольник. Но рука ее, видимо, дрогнула от волнения. Боковые стенки треугольника получились не прямые, а слегка округлые.

– А, так вот же тебе! – В один миг жирным нажимом карандаша Надя переделала треугольник в полукружие. – Вот же тебе, старый придумщик. Солнечные лучи брызнули от полукружия вверх и в сторону, точь-в-точь как на бесчисленных детских рисунках. – Ну что же теперь еще? Для смеху. Назло. Ага, волны моря. Зеленые волны моря. И маленький черный пароходик. Ну, что бы еще? Над морем полагается болтаться чайке. Хорошо, будет тебе и чайка.

Надя положила свое творение в конверт, лизнула языком невкусную клейкую полоску.

На другой день, успокоившись и хорошо выспавшись, Надя пожалела о своей вчерашней выдумке. Не нужно было обижать старого чудака. Мало ли что. К тому же не сдержала слова. К серьезному, может быть, научному опыту отнеслась легкомысленно, по-детски.

Несколько дней спустя Надя получила сразу два письма. Одно было со штемпелем Крыма, другое из портового города на берегу Ледовитого океана. В конверте профессора лежал маленький листик бумаги с изображением правильного, уверенно вычерченного квадрата. Разорвав другой конверт. Надя побледнела и отшатнулась. Она увидела свой собственный рисунок, тот самый, что послала профессору в Крым: солнце с лучами, волна, пароходик, чайка. Неужели перепутала адрес? С кем перепутала? Она не знает никакого второго адреса. Но была и коротенькая записка.

«Милая Надя! Сейчас ровно 10 часов, я на палубе того самого парохода. Сейчас вы слушаете приказы из Крыма. Но я тоже решил включиться в игру. Я надеюсь, что приказ молодого горячего сердца пересилит чары старого волшебника. Посылаю вам то, что вы нарисуете, я уверен, по моему велению. Напишите мне, так ли все получилось. Еще несколько дней я проживу по этому адресу…»

Надя побежала к расписанию, висящему на стене корреспондентской, и нашла, что ближайший пароход в тот портовый город уходит на рассвете, в пять часов двадцать две минуты…

Закон набата

Я вскочил на ноги рывком, с трудом, вполне безотчетно преодолевая чугунную тяжесть сна.

В селе звонил набат. Не тот набат, который висел, бывало, на колокольне, – двадцать девять пудов двенадцать фунтов. Тот и мертвого поднял бы, не то что спящего.

Когда сбрасывали, разбивали и в разбитом виде увозили от нас колокола, оставили все же в селе один маленький колокольчик из того набора колокольчиков, в которые Сергей Бакланихин ловко вытрезвонивал камаринскую.

Счастливый колокольчик повесили на столб около пожарницы. Он-то и кричал теперь жалостным голоском, подражая тому, настоящему, покойному набату.

Одевался я торопливо, не попадая в перепутавшиеся штанины. А сам все глядел на окна: не краснеют ли стекла, не проступают ли на них, не трепещут ли отблески близкого пожара?

Сообразив еще, что на улице (при непроглядной темноте) жидкая грязь, лужи и трава, залитая вечерним дождем, я выскочил в сандалиях на босу ногу.

В конце села перекликались люди:

– Кто звонил?

– Малый Олепинец.

Набат зазвонил увереннее, тревожнее, тверже: старенькую сторожиху тетю Полю сменил кто-нибудь из подбежавших мужчин.

– За Грыбовых бегите!

– Малый Олепинец горит…

В темноте там и тут слышалось громкое чавканье сапог – по раскисшей грязи бежали люди.

Пробегая мимо столба с колокольчиком (на время перестали звонить), я услышал запыхавшиеся и как бы даже восторженные слова сторожихи:

– Гляжу, вроде деревья на небе проступили. Я на зады. Батюшки мои светы – зарево над Олепинцем! Что делать? В колокол. Руки трясутся. Не выходит по-набатному-то.

«По-набатному» мне привелось слышать несколько раз в детстве. С тех пор и запомнилось, что ничего уж не может быть тревожнее и страшнее, чем по-настоящему, по-набатному. Правда, случаи оказывались все больше безобидные – например, тревога.

Главные герои рассказа Владимира Солоухина «Закон набата» — сельские жители. Однажды ночью в селе Олепино раздался звон набатного колокола. Где-то начался пожар, который заметила пожилая сторожиха тетя Поля. Она и ударила в набат. Жители села хорошо знали, что делать в таком случае, они по нескольку раз за лето проводили учебные выезды пожарной дружины.

Но в этот раз выяснилось, что пожар произошел не в Олепино, а где-то в другом месте. Мужики и бабы собрались за селом и пытались определить, в какой деревне полыхает пламя.

Потом обсуждение перешло в разговор о том, что ехать далеко, дороги раскисли от грязи и пожарные повозки застрянут. Кто-то предположил, что к месту пожара уже вызвали по телефону подмогу из районного центра. И люди, вскочившие по тревоге, начали понемногу успокаиваться.

Но тут возмутились женщины, которые стали говорить, что ехать надо в любом случае, даже если помощь из других мест уже давно на месте пожара. Тогда мужчины решили добираться до горящей деревни на грузовике.

Ехать пришлось за несколько километров, к деревне Некрасиха. К счастью, грузовик не застрял по дороге. Когда герои рассказа приехали на место, выяснилось, что они первыми прибыли на пожар. Один дом уже сгорел полностью, а второй вовсю полыхал, эти дома невозможно было спасти. Но можно было отстоять третий дом, который был готов вспыхнуть от жара соседних горящих строений.

Олепинцы быстро развернули пожарную технику и стали качать воду из пруда. Струя из брандспойта ударила по крыше дома и вода тут же стала превращаться в пар. Это говорило о том, что к тушению третьего дома олепинцы приступили вовремя. Еще немного и он тоже загорелся бы. Пожар мог уничтожить много домов, если бы тогда, за своим селом олепинцы так бы и остались стоять, глядя на далекий пожар.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Закон набата» заключается в том, что в экстремальных ситуациях следует всегда стремиться на помощь, никогда не надеяться на то, что эту помощь уже оказывает кто-то другой. Жители села Олепино, увидев далекий ночной пожар, чуть было не остались на месте, решив, что его потушат и без них. Но как потом оказалось, на пожар они прибыли первыми.

Рассказ Солоухина «Закон набата» учит не быть равнодушным и не надеться на то, что вместо тебя помощь окажет кто-то другой.

В рассказе мне понравилась сторожиха тетя Поля, которая первой заметила далекий пожар и подняла по тревоге жителей села Олепино. О чрезвычайных ситуациях всегда нужно сообщать. И всегда доводить дело до конца.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Закон набата»?

Упустишь огонь — не потушишь.
Водой пожар тушат, а умом — предотвратят.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.

В одну из ночей в деревне Некрасиха одновременно загорелось несколько домов. Зарево багрового цвета распространилось столь далеко, что его можно было увидеть в близлежащих поселках. О случившейся трагедии жители соседних деревень смогли узнать звучанием колокола в селе Олепино. Незначительный по размеру, он всегда оповещал о чрезвычайном происшествии. Прежний, располагавшийся в церкви, более массивный, подавал особый сигнал тревоги – набат. Некоторое время назад его уничтожили.

Услышав бой маленького колокола, население расположенных поблизости сел собралось на улице в недоумении, что же могло произойти. Большой церковный колокол прежде подавал известие о пожаре. При его звоне селяне точно знали о чьей-то беде и спешили на помощь. На данный момент никто не мог разобраться, что же произошло. Позвонили пожарным в Ставрово.

Следующий отрезок времени жители определяли место расположения населенного пункта, где бушует пламя. Последовало обсуждение о способах тушения. Ведь раньше никто не мог выручить погорельцев и затушить пожар, кроме проживающих в окрестных деревнях. У людей не складывалось общее мнение о предстоящих действиях. Пожарный проживал в другой деревне.

Прошло достаточно времени. Женщины предположили, что все получается не по-людски и, что на пожар надо ехать, а не смотреть. Пристыженные мужики решили действовать. Общими усилиями, сломав замок сарая для хранения инвентаря, оказались доступными сподручные инструменты для тушения огня.

Люди поторопились в соседнее село, чтобы оказать помощь пострадавшим. В пепелище превратились уже 2 дома. Пламя распространялось с чрезвычайной быстротой. Некоторое промедление, и могла серьезно пострадать третья постройка. В результате беда отступила путем активных действий собравшихся.

Позднее выяснилось, что на помощь погорельцам явились жители только одного села. Другие посчитали не участвовать в ликвидации пожара, решив спокойно переждать, пока с невзгодами справятся другие. В жизни людей существуют неписаные законы, зачастую оказывающиеся намного важнее, чем юридические. «Бить в набат» означает призывать обратить внимание на тревожное событие.

Произведение учит меньше думать, а больше действовать. Необходимо протягивать руку помощи попавшим в беду людям. Закон набата заключается во взаимной выручке и сострадании к ближнему. Писатель бьет в набат тревоги о разрушении столетиями складывающихся традиций народной жизни. Уничтоженные храмы и колокола неизбежно отражаются в душах людей.

Картинка или рисунок Закон Набата

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Три брата Братьев Гримм

    В сказке братьев Гримм «Три брата» рассказывается о том, как старик решил вопрос с наследством.

  • Краткое содержание Бианки Красная горка

    Произведение повествует нам о двух птицах – Чирике и Чике, которые являются супругами. Не имея собственного дома, они отправляются на поиск своего нового гнёздышка. В своём путешествии они отправляются в разные места, встречая других птиц

  • Краткое содержание Лесков Старый гений

    В этом рассказе говорится о простой доброй старушке, которая решила помочь столичному франту. Он зарекомендовал себя как человек порядочный, принадлежал к одной из самых известных фамилий, поэтому добрая женщина

  • Краткое содержание Одоевский Отрывки из журнала Маши

    Произведение написано в жанре дневника от лица десятилетней девочки. На день рождения Маша получает подарок - книжку в сафьяновом переплете, где записывает все, что происходит с ней в течение дня.

  • Краткое содержание Аверченко Смерть африканского охотника

    Данное произведение является автобиографией самого писателя. В нем он рассказывает, что в детские годы был очень мечтательным и любил уединяться на скале, в ожидании пиратов. Каждый раз он в своих мечтах видел черный пиратский корабль

Тема человеческой души в рассказе В.Солоухина «Закон набата» и повести В.Распутина «Пожар».

Вид урока : урок художественного восприятия.

Форма урока : урок-беседа.

Методы обучения : словесные (эвристическая беседа),

Наглядные (презентация).

Оборудование : компьютер,

толковый словарь.

Ход урока

I . 1) Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…» (слайд 1 в музыкальном сопровождении)

Какова проблема стихотворения Ю. Левитанского? (Тема выбора жизненного пути)

Об этом пойдет речь на нашем уроке

2) Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф (2 слайд)

3) Цель урока:

Задачи:

1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;

2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;

3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей. (3 слайд)

II . Слово учителя.

1) В авторском предисловии к двухтомнику В.Солоухина читаем: «Одни писатели обладают завидной фантазией. Широко и глубоко зная жизнь, они тем не менее придумывают, сочиняют сюжеты своих рассказов… Однако бывает и так, что писатель в своей работе отталкивается непосредственно от факта, берет из жизни почти готовый сюжет. Документ, факт стоят у него впереди фантазии. Выбор такой далеко не случаен. Эти писатели выхватывают из жизни такой ее кусок, который сам уже несет в себе обобщающее начало».

Именно то «обобщающее начало», которое несут в себе «Закон набата» и «Пожар», вплотную приблизило произведения к сегодняшнему дню, ставя перед читателями многие проблемы нашего времени, заставляя задумываться над причинами происходящих событий.

2) Итак, сегодня на уроке мы будем работать по произведениям уже известных вам авторов – В.Солоухина и В.Распутина.

Вспомним основные моменты их биографии (презентации учащихся, 4 слайд)

3) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов набат, бездушный, бездуховный, архаровец (словарная работа, 5 слайд)

Обратимся к рассказу «Закон набата» и вспомним, о каком жизненном случае идет речь в данном произведении (6 слайд)

Как вы оцениваете поведение героев в данной ситуации?

4) Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

Это и есть проблемный вопрос нашего урока, на который мы постараемся ответить, анализируя отдельные эпизоды повести В.Распутина «Пожар» (1985 г. 7 слайд) и подумаем над смыслом названия произведения.

Что такое пожар? (Уничтожение, превращение в пепел)

Что стало причиной пожара? (безответственность, бесхозяйственность)

В рассказе Владимира Солоухина мы видели, как люди становятся равнодушными к чужому горю. Это счастье, что еще осталось сострадание в душах людей, а ведь может пройти еще немного времени, ни у кого даже мысли не возникнет, что надо помочь.

Давайте вспомним поведение героев на пожаре в повести В.Распутина (работа с текстом). (на пожаре горят не только склады, горят человеческие души, люди теряют человеческий облик)

Как вы считаете, люди становятся бездушными или бездуховными? (бездушными) На пожаре не столько спасают, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они смогут спасти жизнь.

В чем смысл финала данных произведений? (и в рассказе, и в повести финал открытый). Пожар потушили.

В рассказе «Закон набата» люди поняли, но поздно, что можно было спасти гораздо больше домов, если бы не пустые разговоры о том, какая деревня горит.

В повести «Пожар» главный герой Егоров уходит из поселка и, скорее всего, больше сюда не вернется.

Как вы думаете какую идею хотели донести до читателя В.Солоухин и В.Распутин? (человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.)

Актуальны ли данные произведения и перекликаются ли они с сегодняшним днем? (8 слайд)

Все вы знаете, что лето 2010 года было в прямом смысле слова «горячим». Горели не только леса, но целые деревни, поселки, гибли животные, птицы и самое страшное – люди. (фильм о пожаре)

III . Заключение.

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в Море береговой Утес, меньше станет Европа и также, если смоет край Мыса и разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а по тому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по тебе» (Джон Донн, эпиграф к роману Эмиль Хемингуэя «По ком звонит колокол»)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы - тему человеческой души. И я думаю, что никого не оставили равнодушными произведения В.Солоухина «Закон набата» и В.Распутина «Пожар».

Домашнее задание: напишите сочинение - размышление «О чем меня заставили задуматься рассказ В.Солоухина «Закон набата» и повесть В.Распутина «Пожар»? (9 слайд)