А некрасов как я писал рассказ анализ. Андрей некрасов как я писал рассказ. Экранизации произведений а.с.некрасова

«Петербург Петра» - Петропавловская крепость. Русское платье. Быт Петербурга. Бесстыдное невежество. Бородовой знак. Новая столица. Критерии сравнения. Хозяин. Петровское барокко. Работа с планами и картой города. Приказные избы. Сравните крепости. Петровские ассамблеи. Ведомости. Синквейн. Знание архитектурных сооружений.

«Правление Петра 1» - Алексей Михайлович (1645-1676). Воодушевлённый, дерзкий, статный. Петр. Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…» С.М. Соловьев. 2. Начало правления Петра I. Голицына отправили в ссылку. Разбил шведов под Полтавой. Обложка. Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия?

«Урок Пётр 1» - Село Преображенское. Игра «Угадай, кто я». Патрик Гордон. Петр Андреевич Толстой. В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни». Франц Лефорт. Великое посольство (1697-1698 гг.). Алексей Семенович Шеин. Сподвижники Петра I. Оцените значимость представленных характеристик о Петре I. Подвердите свой ответ отрывком из данного текста.

«Потешные войска» - «Потешных» уже было два полка: к Преображенскому прибавился Семёновский, расположившийся в селе Семёновское. Потешный полк стал называться Преображенским. Осенью 1690 года прошли первые маневры, организованные по всем правилам воинского искусства. Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм.

«Рождение империи» - Внутренняя политика. Великое посольство. Азовскую крепость спешно восстановили. Военные акции. Рождение империи. Основные этапы Северной войны. Азовские походы. Создание «Северного союза». Формирование бюрократического аппарата. Ништадтский мир. Табель о рангах. Казаки в Азове. Таможенный тариф. Царь.

«Государство при Петре» - Оформить результат и обсудить на итоговом уроке. Привил российской культуре лучшие аспекты западной. Реформы Петра были необходимы государству. Выяснить роль Петра I в развитии России. И привнесли столь необходимые преобразования в организацию армии, в экономическую сферу. При строительстве флота Пётр опирался на иностранных специалистов.

Указ о престолонаследии был издан из-за отсутствия у императора Петра I естественного и устраивающего его наследника. После отстранения от престолонаследия царевича Алексея (см. прим. 3) новым наследником был объявлен его младший брат Пётр Петрович (1715-1719), вскоре умерший. Другие сыновья Петра Великого также умерли в младенчестве или раннем детстве. Император не желал передавать престол внуку Петру Алексеевичу и 5 февраля 1722 г. утвердил указ о праве императора назначать себе преемника.

Эта реформа оказалась весьма неудачной по двум причинам. Во-первых, она противоречила христианской идее монархии, согласно которой монарх получает престол от бога, а не от человека. Во-вторых, не указывался способ определения наследника в случае отсутствия распоряжения об его назначении. Поэтому указ о престолонаследии оказался одной из причин дворцовых переворотов и фактического подчинения монархии дворянству в XVIII в. Указ был отменён императором Павлом в 1797 г.

Мы, Петр Первый , император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей , и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был , и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословение тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич , и поистинне великий не словом, но делом; ибо оный, разсыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича , и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном , а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать . В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства . Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет .

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т.VI. СПб., 1830. С. 496-497

5
1721 год, 25 января. Регламент Духовной коллегии

Церковная политика Петра I была направлена на подчинение церкви власти государства. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I назначил местоблюстителем патриаршего престола С. Яворского. В 1701 г. была возобновлена деятельность Монастырского приказа – светского учреждения по управлению церковными землями. В начале 1720-х годов для управления церковью был учрежден Синод – Духовная коллегия. Ее регламент был составлен крупным деятелем петровского времени новгородским архиепископом Феофаном Прокоповичем (1681–1736). Духовный регламент отразил победу абсолютизма над церковью, определял права и функции Синода, его место в системе центральных правительственных учреждений.

* * *

Между многими, по долгу богоданные нам власти, попеченье о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, посмотря и на духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести нашей возымели мы страх, да не явимся неблагодарни вышнему, аще толику от него получив благопоспешества во исправлении как воинского, так и гражданского чина, пренебрежаем исправление и чина духовного <…>

Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующем зде регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайние дел духовным управы, решение и вершение просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий <…>

Часть 1

Что есть духовное коллегиум и каковые суть важные вины такового правления.

Коллегиум правительство не что иное есть, токмо правительское собрание, когда дела некие собственные не единому лицу, но многим, к тому угодным и от высочайшей власти учрежденным подлежат ко управлению <…> Да не возмнит же кто, что сие управление не угодно есть, и лучше бы единому лицу дела духовные всего общества правити, якоже частных стран, или епархий дела управляют кийждо особ епископи. Предлагаются зде важные вины, которые показуют, что сие правление соборное всегдашнее, и аки всегдашний синод или синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском, яковое есть наше Российское.

1. Во-первых, бо известнее взыскуется истина собораным сословием, нежели единым лицеем <…> Случается, что в некоей трудности усмотрит тое человек простый, чего не усмотрит книжный и остроумный; то как не нужно есть соборное правительство, в котором предложенную нужду разбирают умы многие, и что един не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то он увидит? И тако вещь сумнительная и известнее и скорее объяснится, и какового требует определения, не трудно покажется.

2. А яко известие в познании, тако и сила в определении дела большая зде есть, понеже вящше ко уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ. Монархов власть есть самодержавная, которым повиноватися сам Бог за совесть повелевает; обаче советников своих имеют, не токмо ради лучшего истины взыскания, но дабы и не клеветали непокоривые человецы, что се, или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истиною заповедуют монарх: то кольми паче в церковном правлении, где правительство не монаршеское есть, и правителем заповедуется, да не господствует клиру. Где аще един что уставляет, могут противницы единым лица его оклеветанием силу установлению его отъяти чего не так возмогут, где от соборного сословия определение происходит <…>

5. Но се наипаче полезно, что в коллегиум таковом не обретается место пристрастию, коварству, лихоимному суду. Како бо могут сложитися в заступление винной, или во осуждение невинной стороны, где еще и будет един от них к лицу судимому пристрастен или яростен, обаче другой и третий и прочии от гнева и пристрастия того свободни? Како же и мзда одолети может, где не по власти, но по правильным и важным причинам дело вериштся, и един другого (аще благословной мнения своего вины не покажет) зазорится, да не познан будет в мздоприимстве своем? Се же наипаче, егда коллегиум состоится в таковых лицах, которым отнюдь невозможно тайно всем слагатися, сиесть, аще будут лица разного чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства. Во истину не видать зде, како таковые друг другу и открывати дерзнут коварное некое умышление, не токмо, что согласитися на неправность.

6. И се тому ж подобно, что коллегиум свободнейший дух в себе имеет к правосудию: не тако бо, яко же единоличный правитель гнева сильных боится; понеже и причины проискивать на многих, а еще разностатейных особ, тако удобно есть, яко на единого человека.

7. Велико и сие, что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной; но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть, то второй государь, самодержцу равносильный, или больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство, и сем сам собою народ тако умствовати обыкл. Что же егда еще и плевелные властолюбивых духовных разговоры приложатся, и сухому хврастию огонь подложат? Тако простые сердца мнением сим развращаются, что не так на самодержца своего, яко на верховного пастыря, в коем-либо деле смотрят. И когда услышится некая между оными распря, вси духовному паче, нежели мирскому правителю, аще и слепо и пребезумно согласуют и за него поборствовати и бунтоватися дерзают, и льстят себе окаянные, что они по самом бозе поборствуют, и руки своя не оскверняют, но освящают, аще бы и на кровопролитие устремился. Такому же в народе мнению вельми рады и не простые, но коварные человецы; тии бо, на государя своего враждующее, егда увидят ссору государя с пастырем, похищают то за добрый случай злобе своей, и под видом церковной ревности, не сумнятся подносить руки на Христа господня; и к тому ж беззаконию, яко к делу Божию, подвизают простой народ. Что ж, когда еще и сам пастырь таковым о себе надмен мнением, спать не похощет? Изрещи трудно, коликое отсюду бедствие бывает <…>

9. Наконец, в таковом правительстве соборном будет аки некая школа правления духовного. Ибо от сообщения многих и различных разсуждений, и советов, и доводов правильных, яковых частые дела требуют, всяк от соседателей удобно может научитися духовной политики, и повседневным искусством навыкнути, как бы лучше дом Божий управлять возмогл, и потому самые угоднейшие от числа коллегов, или соседателей, особы явятся на степень архиерейства восходить достойные. И тако в России, помощию Божиею, скоро и от духовного чина грубость отпадет и надеятися всего лучшего…

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3718.

6
1721 год, 22 октября. Акт о поднесении Петру I титула Императора Всероссийского

После подписания Ништадтского мирного договора со Швецией 30 августа 1721 г. Петр I праздновал окончание Северной войны. 22 октября в Троицком соборе старейший сенатор канцлер Г. И. Головкин от имени всех чинов государства обратился с речью к царю с просьбой принять титул императора. Поднесение титула императора означало признание заслуг Петра I в победоносном завершении Северной войны, а также подчеркивало возросшую мощь России и ее влияние на международной арене.

* * *

В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: отца отечествия, Императора Всероссийского, Петра Великого…

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3840.

7
1722 год, 5 февраля. Указ о наследии престола

Указ о наследии престола 1722 г. стал первой попыткой законодательного урегулирования вопроса преемственности власти в России. Появлению указа предшествовали трагические обстоятельства: в июне 1718 г. по обвинению в измене был умерщвлен царевич Алексей Петрович, сын Петра I от Евдокии Лопухиной, а в апреле 1719 г. в возрасте трех лет умер Петр Петрович, сын Петра I от Екатерины.

* * *

Мы Петр Первый Император и Самодержец Всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божию ко всему нашему отечеству (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в Святом Писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ея мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и Божие благословение тому следовало; еще жив наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, розсыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом оставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцом митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул, и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича, и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшому, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощью Божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред Богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3893.

8
1726 год, 18 февраля. Учреждение Верховного тайного совета

После кончины императора Петра I усилиями его любимца князя А. Д. Меншикова и дворянской гвардии на престол была возведена вдова Петра императрица Екатерина I. Новая правительница не обладала способностями к управлению делами империи, поэтому по инициативе князя А. Д. Меншикова и при его участии был создан высший правительственный орган власти – Верховный тайный совет. Правительствующий Сенат фактически потерял свое значение, так как три важнейшие коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел – были переподчинены Верховному тайному совету. Публикуемый указ отражает функции нового органа власти и его персональный состав.

* * *

Понеже блаженные и высокославные памяти, Государь Император, наш любезнейший государь супруг, в прошлом 1711 году, для своих частых тогда военных походов и отлучек, изволил определить правительство Сената в нескольких персон, и было то собрание сперва, кроме тайных действительных советников и тайных советников из других знатнейших и поверенных персон, которые, кроме правления государственных внутренних дел, никакого другого дела не имели и всегда были при своем деле неотлучны. А тайные действительные советники бывали тогда в походах за Его ж Величеством, а в нынешнем сенатском собрании почитай все тайные действительные советники. И хотя то учинено по Его ж высокославные памяти Государя Императора указу, однако ж с ними в Сенате определил сидеть из других чинов, а именно: по две персоны из генерал-майоров с переменою погодно. А понеже усмотрели мы, что тайным действительным советникам и кроме сенатского правления есть немалый труд в следующих делах: 1) что они часто имеют по должности своей, яко первые министры, тайные советы о политических и других важных государственных делах; 2) из них же заседают некоторые президентами в первых коллегиях, а именно в двух военных, в сухопутной да морской, и третьей политической, отчего в первом и весьма нужном деле в тайном совете немало им чинится помешательство, да в Сенате в делах остановка и продолжение от того, что они за многодельством не могут вскоре чинить резолюции на государственные внутренние дела. Того для за благо мы разсудили и повелели с нынешнего времени при дворе нашем, как для внешних так и для внутренних государственных важных дел, учредить Верховный тайный совет, при котором мы будем сами присутствовать. В том Верховном тайном совете быть при нас из первых сенаторов, а вместо их в Сенат выбраны будут другие, которые всегда при одном сенатском правлении будут. Быть при нас в Тайном верховном совете нижеписанным персонам: генерал-фельдмаршал и тайный действительный советник светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал и тайный действительный советник граф Апраксин, государственный канцлер и тайный действительный советник граф Головкин, тайный действительный советник граф Толстой, тайный действительный советник Голицын, вице-канцлер и тайный действительный советник барон Остерман. А для слушания дел определены будут нарочные дни в каждой неделе.

И по вышеписанному Ея Императорского Величества указу Верховного тайного совета определили следующие:

1) В Сенат и во все коллегии и прочие места, куда будет подлежать, посылать указы с таким изображением: в заглавии, указ Ея Императорского Величества, состоявшийся в Верховном тайном совете (и именовать, в какое место, куда). 2) А из Сената и из других всех коллегий писать, о чем самом важном деле случится по сему: доношение в Верховный тайный совет. 3) Из Сената ж в Военные, Сухопутную и Морскую и Иностранную и из оных в Сенат писать промемориями. 4) В Верховном тайном совете, хотя при присутствии Ея Императорского Величества, хотя и во отсутствии, крепить, что о чем определено будет, протоколы, резолюции, всем назначенным особам Верховного тайного совета. А с того надлежащие куда указы посылать за закрепою в Верховном же тайном совете обретающегося члена Иностранной коллегии действительного статского советника Василия Степанова. 5) И сие определение на первое время служить имеет, а впредь как тому быть, и каких служителей при сем Верховном тайном совете иметь, о том сочинить явственное и обстоятельное определение, и со временем донесть Ея Императорскому Величеству.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. № 4830.

9
1730 год. Кондиции

После смерти в январе 1730 г. императора Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых. Молодой монарх не оставил завещания, поэтому наступил очередной династический кризис. На заседании Верховного тайного совета по предложению князя Д. М. Голицына было принято решение пригласить на русский престол племянницу Петра I вдовствующую правительницу Курляндии Анну Иоанновну. Однако члены Верховного тайного совета попытались навязать новой правительнице условия, ограничивающие ее власть, – «Кондиции». Анна Иоанновна сначала подписала эти условия, однако, приехав в Москву и увидев недовольство широких кругов дворянства «затейкой» верховников, публично надорвала документ.

* * *

Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа Мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого Государя Петра Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению Божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могли. – Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православныя нашея веры греческого исповедания, такожде по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податьми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота, и имения, и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

Корсаков Д. А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны.

Казань, 1880. С. 17–18.

10
1762 год, июль. Письма А. Г. Орлова Екатерине II из Ропши об обстоятельствах смерти императора Петра III

Письма А. Г. Орлова, одного из наиболее активных участников дворцового переворота 1762 г., сообщают действительные обстоятельства смерти низложенного императора Петра III. Эти документы были обнаружены среди бумаг умершей императрицы Екатерины II и переданы императору Павлу. Ознакомившись с письмами, император передал их на хранение канцлеру А. А. Безбородко, но на следующий день востребовал бумаги обратно и бросил их в камин. Однако сохранением этого ценного источника мы обязаны любимцу императора Павла Ф. В. Ростопчину, который сумел сделать с документов копию.

* * *
А

Матушка милостивая Государыня, здравствовать Вам мы все желаем несчетные годы. Мы теперь по отпуск сего письма и со всею командою благополучны, только урод наш очень занемог, и схватили его нечаянные колики, и я опасен, чтоб он сегодняшную ночь не умер, а болше опасаюсь, чтоб не ожил. Первая опасность для того, что он все вздор говорит и нам это несколко весело, а другая опасность, что он действително для нас всех опасен для того, что он иногда так отзывается, хотя в прежнем состоянии быть.

В силу именного Вашего повеления я солдатам денги за полгода отдал, тако ж и унтер-офицерам, кроме одного Потемкина вахмистра для того, что служил без жалования. И солдаты некоторые сквозь слезы говорили про милость Вашу, что они еще такого для Вас не заслужили, за штоб их так в короткое время награждать их. При сем посылаю список Вам всей команды, которая теперь здесь, а тысечи рублиов, матушка, не достало, и я дополнил червонными, и у нас здесь было много смеху над гронодерами об червонных, когда они у меня брали, иные просили для тово что не видовали и опять их отдавали, думая, что они ничего не стоят. Посланный Чертков к Вашему Величеству обратно еще к нам не бывал и для того я опоздал Вас репортовать, а сие пишу во вторник в девятом часу в половине.

По смерть Ваш верный раб Алексей Орлов.

Б

Матушка наша, милостивая Государыня, не знаю, што теперь начать, боюсь гнева от Вашего Величества, штоб Вы чего на нас неистово подумать не изволили и штоб мы не были причиною смерти злодея Вашего и всей России, также и закона нашего, а теперь и тот приставленный к нему для услугу лакей Маслов занемог, а он сам теперь так болен, што не думаю, чтоб он дожил до вечера и почти совсем уже у беспаметстве, о чем уже и вся команда здешнея знает и молит Бога, чтоб он скорей с наших рук убрался, а оной же Маслов и посланней офицер может Вашему Величеству донести, в каком он состоянии теперь, ежели Вы обо мне усомнится, изволите; писал сие раб Ваш верный (подпись оторвана ).

В

Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось: не поверишь верному своему рабу; но как перед Богом скажу истину. Матушка! Готов идти на смерть; но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда Ты не помилуешь. Матушка – его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на государя. Но, Государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князем Федором (Борятинским); не успели мы разнять, а его уже и не стало. Само не помним, что делали; но все до единого виноваты, достойны казни. Помилуй меня, хоть для брата. Повинную Тебе принес, и разыскивать нечего. Прости или прикажи скорее окончить. Свет не мил; прогневили Тебя и погубили души на век.

Переворот 1762 года. М., 1908. С. 136, 141, 142.