Взгляды фамусовского общества в горе от ума. Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества

После заграничных походов русской армии 1812- 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг правительства сплотились консервативные силы для борьбы с вольнодумием. Именно такие люди, представители “века минувшего”, и составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из основных персонажей - П. А. Фамусов. Он наиболее ярко отражает главные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед иностранным, служение лицам, а не делу, готовность подслужиться ради сиюминутной выгоды, отсутствие самостоятельности, отношение к службе как к средству обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает еще и заботливым отцом, желающим дочери лишь добра, но добра в своем понимании:

Желал бы зятя он с чинами и о звездами.

Но все-таки главной чертой общества Фамусовых, молча-линых и хлестовых, столь точно отраженных в комедии, является то, что практически все его представители являются убежденными крепостниками: и Хлестова, у которой появляется новая забава - арапка; и Фамусов, готовый за малейшую провинность или в приступе гнева сослать в Сибирь:

на поселенье вас,

и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого “А судьи кто?”. Писатель не может спокойно относиться к столь извращенным формам крепостничества и устами главного героя осуждает их.
Следующая черта, характерная для старого мира, - необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее негодование:

Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.

Эти люди самодостаточны - им не нужно образование, детям они нанимают учителей лишь из-за следования моде; будь их воля - ни книг, ни гимназий не было бы. Миру Фамусовых близок по духу тот “чахоточный” из ученого комитета “книгам враг”, над которым насмехается Чацкий, и в то же время они не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он “в деревне книги стал читать!”
Представители “века минувшего” осуждают и литературу, считая ее ненужной и бесполезной:

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Тем не менее признается влияние литературы на общественное мнение, которым все дорожат. Особенно ярко это проявляется в цензорских замечаниях Загорецкого:

Насмешки вечные над львами! над орлами!
Как что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.

Но вместе с этими резко отрицательными чертами у представителей “века минувшего” еще осталась, пусть небольшая, частичка человечности: Хлестова, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг сочувствует Чацкому:

А Чацкого мне жаль.
По-христиански так он жалости достоин.

И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его снова игнорируют - задето больное место фамусовского общества, и в то же время одна из основных черт - преклонение перед всем иностранным, презрительное отношение к русской культуре и особенно - к родному языку (“Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!”). Для Фамусова все это - не близкий ему стиль жизни, а следование моде. Именно не желая отстать от жизни, такие люди и нанимают преподавателей для обучения своих детей, скрепя сердце платят им, и именно тогда появляется ненависть к образованию в любой форме - и к гимназиям, и к лицеям, чтобы не противоречить моде и не прослыть из-за этого бунтарем, ими не осуждается домашнее обучение.
Что характерно, образование не подразумевает использования знаний в будущем - при решении служебных дел все более руководствуются сложившимися традициями:

Ну как не порадеть родному человечку.

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Здесь все основано на корысти, которой подчинены даже чувства: Молчалин “любит” Софью “по должности”. В этом мире человек готов растоптать свое человеческое достоинство ради жизненных меркантильных интересов: с каким пафосом рассказывает Фамусов о Максиме Петровиче, восторгаясь его самоунижением! Кроме того, это подшучивание уже входит в привычку, становится образом жизни - ярким примером является “мошенник, плут Антон Антонович Загорецкий”. В своем стремлении угождать всем: и Софье, и Хлестовой, и государству (очень напоминает великосветского доносчика) - он переходит границы и превращается в образ гиперболизированный.
Образцом службы другого рода - тупого, бездумного солдафонства - является С. С. Скалозуб - он все меряет военными мерками, шутит по-военному и вообще воплощает в себе те черты, которые так нужны были тогдашнему строю, - отсутствие инициативы (что, впрочем, характерно всем представителям фамусовского общества), тупость и ограниченность, а значит, у него есть перспективы роста.
Другим не менее колоритным представителем “века минувшего” является Репетилов, “повторялыцик чужих мыслей, член “Секретнейшего союза” и вообще отпетый либерал. В данном случае представлен образ-пародия на все это великосветское общество, где каждый мнит себя гением слова, подобно Ипполиту Маркелычу Удуштеву, где существуют тайные общества “по четвергам”. Разве не может это все вызывать улыбку, но улыбку сочувствия пошлости и пустоте!
Кроме этих героев в пьесе присутствует большое количество внесценических персонажей, помогающих более полно раскрыть ту или иную черту фамусовской Москвы; но все они показывают неестественность, мертвенность этого общества. Как верно подметил Гончаров, Грибоедов перенес в комедию весь этот дух московских гостиных, учел все психологические детали, взял все самое лучшее и ничего лишнего. И действительно, в “Горе от ума” показан весь спектр взглядов, интересов и симпатий столичного барства начала XIX века.

/ / / Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.

Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию . Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

Также, представителей фамусовского общества объединяет страсть ко всему иностранному, а точнее французскому. Для них французское общество – эталон жизни. Они свято верят в то, что иностранная культура сможет их спасти. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.

И так, основными чертами представителей фамусовского общества являются алчность, жажда власти, эгоизм. Даже в общении друг с другом они распускают сплетни, лицемерят друг другу, сквернословят. Основное их занятие – развлечение. Больше всего они боятся прихода чего-то нового, боятся изменений. Фамусов даже выступает против образования, сравнивая его с чумой.

Единственная цель в жизни таких людей – это продвижение по карьерной лестнице. Карьера - главный смысл их жизни. Именно по этому, Фамусов хвалит Скалозуба, ставит его в пример другим, и презирает Чацкого, хотя видит в нем потенциал для хорошей карьеры.

Можно сказать, что для фамусовского общества оно само для себя было идеалом, ведь только в нем чтились традиции дворянства, богатство и признание.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов открыл нам утопичность фамусовского общества и показал, куда оно может привести Россию.

Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» - каково оно?

Комедия «Горе от ума» была написана в годы острой борьбы между старым, реакционным барством и революционной молодежью, видевшей в крепостнических порядках бедствие страны. Эта борьба между прошлым и будущим и явилась главной темой комедии. В «Горе от ума» описаны оба лагеря – отжившее, крепостническое фамусовское общество и его противники (Чацкий с немногочисленными сторонниками).

Яркий представитель «века минувшего» - так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого, знатного барина. Сюда входят князь и княжна Тугоуховские, старуха Хлёстова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь: они все жесткие крепостники. У них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их жизнь, а хозяева могут выменять крестьян даже на борзых собак… Главное для фамусовского общества – это богатство. Идеалами для них являются люди в чинах.

Людей этого круга также характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов – «управляющий в казенном месте», за целый день он обращается к делам только один раз: по настоянию Молчалина чиновник подписывает бумаги, не обращая внимания на то, что в них «противоречье есть, и многое недельно».

Еще одна черта, объединившая всех «отцов», - преклонение перед всем западным, в частности, французским. Они считают, что нет в мире лучше края, чем Франция, искренне верят, что им «нет спасенья» без иностранцев. Представители «старого мира» пытаются перенимать язык, культурные обычаи французов, сами не сознавая, как нелепо у них это получается.

Итак, люди фамусовского круга – эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают, лицемерят друг перед другом. Они низкопоклонники и дельцы, льстецы и подхалимы. Фамусов вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо послужиться, и он сгибался в перегиб».

Самым большим страхом для фамусовского общества является просвещение. Фамусов считает, что ученость - «чума», и уверяет, что надо «забрать все книги бы, да сжечь», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги сохранят для больших оказий».

Главный вопрос для фамусовского общества – вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают «достигнуть степеней известных», обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например, к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей – «пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. «Но захоти – так был бы деловой», - замечает Фамусов.

Фамусовское общество – это общество со своими идеологическими представлениями, взглядами на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством», - говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство Фамусовых.

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском об­ществе правили защитники феодализ­ма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший».

« Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного бари­на, в доме которого происходит дейст­вие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нор­мальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, ино­гда спасают их честь и жизнь, а хозяева могутвыменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и со­бачки. Хлестова не видит никакой раз­ницы между ними. Сам Фамусов кри­чит на своих слуг: «В работу вас, на по­селенья вас!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Ли­зе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!»

Главное для фамусовского общест­ва - это богатство. Их идеалы - лю­ди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с клю­чом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в ге­нералы».

Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и мно­гое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч до­лой». В фамусовском обществе при­нято держать на службе только родст­венников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки...»

Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во вре­мя этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельмо­же: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает пред­полагаемого жениха своей дочери Ска­лозуба, он говорит: « Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно...», «Сер­гей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу...»

Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. По­добно Фамусову, они искренне увере­ны в том, что «ученье - вот чума, уче­ность - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось лю­дей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает рус­скую культуру и язык. Им ближе фран­цузская культура, они преклоняются перед ней и перед французским язы­ком. Чацкий в своем монологе гово­рит, что французик из Бордо, не на­шел здесь «ни звука русского, ни рус­ского лица».

Они все одинаково относятся к Чац­кому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяет­ся слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибое­дов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями то­го времени.

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к богатству, к чинам Чацкий Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум… Молчалин: Вам не дались чины, по службе неуспех? Чацкий: Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Чацкий: Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то украшал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы… Фамусов о Скалозубе: Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал. Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы… Фамусов: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, … Тот и жених. Молчалин: Татьяна. Юрьевна!!!Известная… притом Чиновные и должностные – Все ей друзья и все родные… Ведь надобно ж зависеть от других

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к службе Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству Чацкий: Кто служит делу, а не лицам Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий: Когда в делах - я от веселий прячусь, Когда дурачиться – дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа Фамусов: Тогда не то, Что ныне, При государыне служил Екатерине! А у меня, что дело, то не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Скалозубу: Вы повели себя исправно, Давно полковники, а служите недавно. Молчалин Чацкому: Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к иностранному Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность - идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно Чацкий: Что ж? Он и кавалер. От нас потребуют с именьем быть и в чине, А Гильоме!. . . – Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? . . . Фамусов: А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Грабители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И Шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья… Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев Кто хочет к нам пожаловать, изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных…

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к образованию Чацкий: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно Для Фамусовых образование – основная причина «безумия» , которым одержим Чацкий и ему подобные. Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Берем же побродяг и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему, И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Княгиня Тугоуховская: Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, Зовут: Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры!! - у них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник. Фамусов: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к крепостному праву Об отношении автора к крепостному праву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права» , а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин XVIIIв. , для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело Чацкий: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженных слуг; Усердствуя, они в часы вина и Драки И честь он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? ! Сам погружен умом в Зефирах и В Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Фамусов: В работу вас, на поселенье вас! Хлестова: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина пошли подачку.

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к московским нравам и времяпрепровождению Чацкий: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары Фамусов: Извольте посмотреть на вашу молодежь, На юношей – сынков и внучат, Журим мы их, а если разберешь – В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички? ? – Как их возьмет задор, Засудят о делах, что слово – приговор… И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их… беда! Не то чтоб новизны вводили, никогда, Спаси нас боже!. . Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и … разойдутся. А дамы? – сунься кто, попробуй овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей… А дочек кто видал всяк голову повесь!. . И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому что патриотки. Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к кумовству, протекции Чацкий: Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Детей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных… Где? Укажите нам, Отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве… Фамусов: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить… Нет! Я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки; Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой. Как станешь представлять К крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человеку!. .

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к свободе суждений Чацкий Молчалину: Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма Молчалин: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к любви IV монолог Чацкого: Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? Чтоб мыслям были всем его делам Душою – вы, вам угожденье? . . Сам это чувствую, сказать я не могу, Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, Не пожелал бы я и личному врагу… Лиза: Грех не беда, молва не хороша! Молчалин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

«Век нынешний» «Век минувший» Идеалы Чацкий: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным! Фамусов: Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!. . А? Как по-вашему? По-нашему смышлен. Упал он больно, встал здорово