Русская живопись первой половины XIX века. Русская живопись первой половины XIX века презентация к уроку Живопись 19 века по истории презентация

Культура 19 века. Живопись. Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень_Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 2

1. Кипренский Орест Адамович 2. Карл Брюллов 3. Каменев Лев Львович 4. В.А. Тропинин 5. Ге Николай Николаевич 6. Перов Василий Григорьевич 7. Крамской Иван Николаевич 8. Васнецов Виктор Михайлович 9. Шишкин Иван Иванович 10. Левитан Исаак Ильич 11. Репин Ильяя Ефимович

Слайд 3

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Кипренский Орест Адамович русский художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский музей) портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все - Третьяковская галерея).

Слайд 4

Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в СанктПетербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра Павла Ивановича Брюлло (1760-1833). С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга - Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они - на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля. Всадница К. Брюллов

Слайд 5

Каменев Лев Львович (1833-1886) русский художник-пейзажист. Живописец тонкого лирического дарования. Любимый ученик и друг А.К. Саврасова. Он не был революционером в области живописи, не отличался экспериментаторством, ему чужда была какая бы то ни было вычурность, склонность к "самовыражению ради самовыражения". Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1854-1857). Академик (1869) и один из учредителей Товарищества передвижных выставок. Изображал различные моменты сельской русской природы правдиво и часто с настроением.

Слайд 6

Слайд 7

В.А. Тропинин Василий Тропинин родился 19 (30) марта 1776 в селе Корпово Новгородской губернии (ныне деревня Корпово, Чудовский район, Новгородская область в семье крепостного, принадлежавшего графу А. С. Миниху. Впоследствии был передан графу Моркову в качестве приданого. Около 1798 был послан в СанктПетербург в обучение к кондитеру, однако, имея прирождённый талант и склонность к рисованию, втайне начал учиться в петербургской Академии художеств у С. С. Щукина. В сентябре 1823 он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

Слайд 8

Ге Николай Николаевич знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, пейзажист. Родился в Воронеже в дворянской семье. Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие К.П.Брюллова. Влияние последнего очень заметно в ранних работах Ге. С 1882 года Ге сблизился с Л.Н.Толстым и стал последователем его религиознонравственного учения. Моральнофилософские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в творчестве Ге 1880-1890-х годов.

Слайд 9

Василий Григорьевич Перов (настоящая фамилия Криденер; 21 декабря 1833 (2 января 1834), Тобольск - 29 мая (10 июня) 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) - русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. создал картины «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

Слайд 10

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря. После окончания острогожского уездного училища Крамской был писарем в острогожской думе. В 1857 году Крамской поступил в СанктПетербургскую Академию Художеств учеником профессора Маркова. В 1871 году образовалось "Товарищество передвижных художественных выставок", одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, И. И. Шишкин, Павел Михайлович Третьяков, М. Е. Салтыков-Щедрин,

Слайд 11

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 года в чувашском селе Лопьял Уржумской волости Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом. Учился в духовном училище (1858-1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867- 1868), затем в Академии художеств (1868- 1873). По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников. Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Членучредитель товарищества передвижных художественных выставок. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу

Русская живопись первой половины XIX века

план урока

Романти?зм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природой. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

1.Оре?ст Ада?мович Кипренский

2 Сильвестр Щедрин

3.Карл Брюллов

4.Александр Иванов

Просмотр содержимого документа
«Русская живопись первой половины XIX века презентация к уроку»

Русская живопись первой

половины XIX века »


В области искусства, в творчестве сердца, русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок. Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов.

М.Горький


Романти́зм - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природой. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.


Оре́ст Ада́мович Кипренский

(1782 - 1836г.г.) - русский художник, график и живописец, мастер портрета.


«Дмитрий Донской на Куликовом поле» 1805г.


Портрет Екатерины Авдулиной, 1822

Портрет В. А. Жуковского

Портрет А. С. Пушкина, 1827

Портрет Е. В. Давыдова


Бытова́я жи́вопись (жанровая живопись) - жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Термин стал использоваться в России со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами.


Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (1776 - 1857 г.г.) -

русский живописец, мастер

романтического и реалистического портретов.


«Портрет сына» 1818 г.

золотошвейка

Портрет Булохова

кружевница


Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847) - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы .


«Гумно»1821г .

На пашне. Весна, 1820


Сильве́стр Феодо́сиевич Щедри́н (2 (13) февраля 1791, Санкт-Петербург - 27 октября (8 ноября) 1830, Сорренто) - русский художник, пейзажист.


Веранда, обвитая виноградом , 1828


Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.


Карл Па́влович Брюлло́в

(1799 - 1852г.г.) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.

Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.




Презентация на тему "Живопись второй половины 19 века" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников учащиеся знакомятся с известными русскими художниками второй половины 19 века и их произведениями. Автор презентации: Федотова Людмила Ивановна

Фрагменты из презентации

  • Русская живопись второй половины 19 века решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
  • Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни.

Передвижники

  • В 1863 г. В художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали в Петербурге артель художников, которая в 1870 г. Была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок.
  • Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской.

Иван Николаевич Крамской

  • Крамской вошёл в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист. Он создал целую серию образов деятелей русской культуры – портреты М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.
  • Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематической картины.

Василий Иванович Суриков

  • Вершиной реализма в русской живописи второй половины 19 века справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа.
  • Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»
  • Полотна Сурикова - это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ.«Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в
  • Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» – эти картины вошли в золотой фонд Русской художественной культуры.

Виктор Михайлович Васнецов

К жанру русских народных сказаний обратился В.М.Васнецов. Его Картины проникнуты духом народных сказок. Религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа – богатыря.

Иван Иванович Шишкин

Главным объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж, Суровая природа Русского Севера. Картины И.И.Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу.

Архип Иванович Куинджи

Особое место в пейзаже второй половины 19 века занимает Архип Иванович Куинджи, который был Мастером поразительных световых эффектов. «Украинская ночь», «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща»

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский больше всего любил изображать море. Его полотна пользовались огромной популярностью


Великая Французская революция (гг.), уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути развития европейской культуры. «Взятие Бастилии 14 июля 1789», Жан-Пьер Уэль


В изобразительном искусстве XIX в. на первое место выдвигается живопись. В нем нашли отражение и классицизм, и романтизм с реализмом, и декаданс. В последней трети столетия на грани реализма и декаданса появляется новое направление - импрессионизм (от французского «импресион» - впечатление). Импрессионизм занял в истории искусства место, равное целым живописным эпохам, хотя само движение охватило лишь 12 лет и 8 выставок.




Новое направление в европейской культуре романтизм (франц. romantisme) выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения. Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник дол жен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении чувства и фантазия автора. Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое он чтил, это верность себе, искренность художественного языка. «Странник над морем тумана». Каспар Давид Фридрих, 1818.


Характерные черты направления: - живой колорит; - более свободная композиция; - непосредственное изображение действительности; - идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации; - сюжет изображает страсти, чувства, действие; - изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением. Рис.4 Франсиско Гойя «Шабаш ведьм»


Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью. Знаменитый французский живописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя».


Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».

Cлайд 1

Европейская культура. Живопись XIX века

Cлайд 2

Содержание: 1. Направления в искусстве 2. Романтизм 3. Реализм 4. Импрессионизм 5. Заключение 6. Список литературы

Cлайд 3

Направления в искусстве. XIX век Историю XIX в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Великая Французская революция (1789-1799 гг.), уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути развития европейской культуры. Рис.1 «Взятие Бастилии 14 июля 1789» , Жан-Пьер Уэль

Cлайд 4

В изобразительном искусстве XIX в. на первое место выдвигается живопись. В нем нашли отражение и классицизм, и романтизм с реализмом, и декаданс. В последней трети столетия на грани реализма и декаданса появляется новое направление - импрессионизм (от французского «импресион» - впечатление). Импрессионизм занял в истории искусства место, равное целым живописным эпохам, хотя само движение охватило лишь 12 лет и 8 выставок.

Cлайд 5

«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца». Стендаль Рис.2 Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830

Cлайд 6

Романтизм Новое направление в европейской культуре - романтизм (франц. romantisme) - выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII- XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения. Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник дол жен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении - чувства и фантазия автора. Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое он чтил, - это верность себе, искренность художественного языка. Рис.3 «Странник над морем тумана». Каспар Давид Фридрих, 1818.

Cлайд 7

Характерные черты направления: - живой колорит; - более свободная композиция; - непосредственное изображение действительности; - идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации; - сюжет изображает страсти, чувства, действие; - изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением. Рис.4 Франсиско Гойя «Шабаш ведьм». 1797-1798

Cлайд 8

Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью. Знаменитый французский живописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя». Рис.5 Делакруа Э. «Резня на Хиосе»

Cлайд 9

Реализм Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». Рис.6 Курбе Г. «Веяльщицы», 1853

Cлайд 10

Характерные черты направления: - живопись изображает каждодневную реальную действительность; - простая композиция, землистые цвета; - в качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь; Распознаем критический реализм, романтический реализм. Рис.7 Курбе Г. «Дробильщики камня»

Cлайд 11

Cлайд 12

Импрессионизм (произошло от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Название пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»и дало название творчеству этих художников.

Cлайд 13

Импрессионисты предложили новое видение мира и новые принципы живописи. Они воспринимали окружающую действительность как бесконечную смену впечатлений. Картина становится как бы отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Появилась свежесть и непосредственность в изображении повседневной жизни современного города, его пейзажей, вида, быта и развлечений его жителей. Важнейшим правилом импрессионистов стала работа на открытом воздухе - на пленэре, благодаря чему в своих пейзажах им удалось создать ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, передать движение воздуха. Рис.8 Моне К. «Пейзаж в Монако» Рис.9 Сезанн П. «Дома в Провансе», 1882 Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. XIX в. являлся веком взлетов и упадка, веком противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

Cлайд 16

Список литературы: Бродская Н. (2009),«Импрессионизм. Открытие света и цвета», изд-во Аврора Березина В. Н., (1980), «Французская живопись XIX века в собрании Государственного Эрмитажа», изд-во Изобразительное искусство Майорова Н., Скоков Г., (2009) «История мировой живописи. Французская живопись конца XVIII - начала XIX века», изд-во Белый город http://ru.wikipedia.org/wiki/Романтизм http://ru.wikipedia.org/wiki/Реализм(живопись)