Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Казанская богородицкая площанская мужская пустынь поселок пчела Казанская Богородицкая Площанская пустынь Брасовский район Брянской области

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-запа­де Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столе­тий занимала одно из важных мест сре­ди русских православных обителей. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непре­рывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг. Площанская пус­тынь вписала яркую и самобытную страницу в летопись истории отечества, в полной мере разделив его судьбу.

История обители уходит вглубь веков. По легенде, монастырь у Площанского озера, давшего название обители, повелел основать святитель Николай. Достоверно известно, что уединённый монастырь был разорён поляками и после 1613 года начал возобновляться иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием.

По преданию, чудотворная Казанская икона Божией Матери была пожалована Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители, резная икона святителя Николая была обнаружена Прокопием в развалинах монастыря, а древняя икона Всемилостивого Спаса была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем.

В XVIII веке в монастыре началось активное строительство: в 1709 году была перестроена обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; каменный Казанский собор был освящен в 1749 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). В 1764 году монастырь стал заштатным.

Монастырь закрыт в 1917 году, окончательно ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря была организована Коммуна «Пчела», которая в течение XX века превратилась в посёлок.

Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников). Из четырёх храмов уцелел только один святодуховский храм, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Началось восстановление монастыря.

В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. И не так давно, начато восстановление разрушенного собора.

Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Пло­щанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистен­ская Площанская пустынь, Николаев­ская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Пло­щанская пустынь, Севская Богородиц­кая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.

КАЗАНСКИЙ СОБОР

Первый каменный храм монастыря был воздвигнут на месте деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, построенной в начале XVII столетия. Церковь имела два придела - во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году) и в честь Киккской (Кипрской) иконы Божией Матери (освящен в 1828 году). Главная святыня монастыря, чудотворная Казанская икона Божией Матери, снабженная богатейшей ризой, стояла в первом ряду иконостаса, слева от Царских врат. На челе Богородицы было украшение с бриллиантами в три ряда, в середине - большой изумруд, на венце - корона, а на плече - звёздочка из горного хрусталя с бирюзой. Жемчуг украшал и края ризы около лика Божией Матери. Убрус на голове был вышит мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе изображались чудеса от неё. Во время пожара, случившегося 16 ноября 1879 года икона осталась совершенно целой, тогда как даже по потолку храма пошли трещины - столь сильным был огонь.

В приделе Киккской иконы Божией Матери пребывала местночтимая Киккская икона Божией Матери, которую, по преданию, принес в монастырь старец Василий (Кишкин).

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тёплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы возводилась в 1752-1754 годах. Руководил работами тогдашний строитель пустыни иеромонах Пафнутий (Козёлкин), управлявший монастырем после старца Иоасафа, с 1746 по 1758 год.

В этой церкви был ещё придел в честь Рождества Иоанна Крестителя, который был перенесён в построенный Храм Сошествия Святого Духа. В частности, это стало следствием и общего обветшания Покровской церкви.

После возобновления монашеской жизни в Площанской пустыни этот храм был восстанавлен первым.

ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ


Храм строился при строителе иеромонахе Павле (Крячкове) на средства помещиков из Карачева, Верёвкиных. Освящён был в 1815 году и имел два придела - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Главной святыней этого храма был образ Всемилостивого Спаса, который украшала сребропозлащённая риза, имевшая в венце четыре крупных драгоценных камня в обрамлении одиннадцати мелких камней. Риза была снабжена надписью: «Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолюбивых подателей при строителе сей пустыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов».

НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

Надвратная церковь была построена в начале 1780−х годов при строителе иеромонахе (позже игумене) Серапионе. Освящена была в 1783 году епископом Севским Дамаскином (Рудневым) перед его переводом в Нижний Новгород.

Надвратный храм представлял собой четверик, окруженный галереей, на который был водружен, равный в сечении основанию, купол.

В советскую эпоху церковь подверглась разрушению; была восстановлена в 2002 году.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦКОЙ ПЛОЩАНСКОЙ МУЖСКОЙ ПУСТЫНИ

По Трассе Москва-Киев, 438 км, поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь», далее 3 км. Общественным транспортом ехать от Брянска автобусом на Севск, Локоть, Комаричи, Белгород до остановки «Пост ДПС „Локоть“.

Адрес: 242301, Брянская область, Брасовский район, п. Пчела

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь, расположенная недалеко от Брянска, ныне мало известна даже самому ревностному паломнику. А в XIX веке она славилась на всю Россию. Сюда приезжали учиться духовному деланию и миряне, и монашествующие. По милости Божией и ныне врачуются благодатью души всех притекающих сюда с верой и упованием. В гостинице для паломников в Площанском монастыре пахнет травами и свежеструганным деревом. Проснёшься с первым ударом колокола, увидишь, как над Плоским озером, на берегу которого стоит монастырь, рассеивается туман - и тишина наполнит сердце, и отступят перед этой благодатью невзгоды, сомнения, суета... Как же Ты любишь нас, Господи, недостойных рабов Твоих, раз сотворил такое чудо!..

История обители уходит в глубь веков. По легенде, монастырь повелел основать сам святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Именем этого святого и назван источник, бьющий из-под горы.

В 1613 г., в Смутное время, в глуши совершали свой подвиг пустынники. Уединённый монастырь был разорён поляками, но вскоре восстановлен иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием.

По милости Божией монастырь восстал из руин. Возвратилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, восстановлены трапезная, мастерские и библиотека, монашеские кельи, пасека и сады... В обители сейчас 30 монахов. И главное - сюда вернулась Божияблагодать, молитвами и нынешних монахов, и святых старцев, некогда спасавшихся здесь.

Преподобный Макарий Оптинский совсем юным приехал в Площанскую Пустынь на богомолье и уже в мир не вернулся. По словам старца, когда он очутился здесь, то испытал такой восторг, что не знал, где находится - на земле или на небе, и "все монашествующие ему казались яко ангелы Божий". Здесь он провёл в монашеском подвиге 23 года, изучая опыт духовных старцев и обучаясь Иисусовой молитве; здесь познакомился с иеромонахом Леонидом, последователем учения преподобного Паисия Величковского. С ним он отправился в Оптину Пустынь и основал впоследствии знаменитый скит, где жили известные всей России Оптинские старцы.

Службы в обители, как отмечали современники, отличались строгостью и продолжительностью. Живя в Площанской Пустыни, отец Леонид поддерживал и до него заведённый порядок монашеского жительства. Учеником его был и святитель Игнатий Брянчанинов. Именно в Площанской обители он проходил уроки терпения и смирения. Здесь, в отдельно стоящей келье, которой он позже посвятил замечательное "Воззвание к моей келье, а с нею вместе и ко всему видимому миру", были заложены основы его духовного опыта. В этом благодатном месте открылись иноку истины о жизни души человеческой, ставшие содержанием его духоносных книг.

Здесь спасался и известный старец Василий (Кишкин), ученик Тихона Задонского, последователь учения Паисия Величковского. Он говорил о необходимости и пользе общежительного устава, совместного делания молитвы и труда. ...Тишайший, смиреннейший облик старца олицетворял собой силу веры, преображающую человеческое естество. За ним шли, навсегда отказываясь от прошлой жизни. Пример тому - история одного из настоятелей Площанской обители (1818-1826 гг.) отца Серафима.

Однажды, будучи в Москве, отец Василий зашёл в лавку своего знакомого купца Петра Веденисова, где находился в то время его 16-летний сын Сергей. Старец так поразил воображение юноши, что он, оставив отцу лишь записку, бежал с ним в монастырь, где был им же после необходимого искуса пострижен в монахи.

Старец смиренно переносил все несправедливые гонения, ходил на послушания, работал на покосе и не переставал окормлять своих духовных чад и учеников. Многие его последователи сами стали старцами, в их числе игумен Филарет - основатель глинского старчества. Почил он 27 апреля 1831 г. и был погребён против алтаря Казанской церкви. Долгое время о наставнике старцев можно было узнать только из специальной литературы, но настало время проявиться во всей полноте его духовному опыту - нынешние монахи Площанской обители готовят документы по канонизации старца Василия.

До октябрьской трагедии 1917 года монастырь жил спокойно. Обители принадлежали четыре храма, два скита (один - с церковью, другой - с целебными источниками). По всей Руси шла слава о живущих здесь удивительных духоносных старцах... Шли сюда люди за утешением и вразумлением. Но в 1917 г. обитель закрыли. Иконами и книгами из монастырской библиотеки топили печи. В храме Сошествия Святого Духа устроили школьный спортзал. Росписи замазали, но никак не могли избавиться от святых ликов, неизменно пробивавшихся сквозь побелку. И только когда спортзал закрыли, а местные жители разворовали всё, роспись рухнула вместе с намокшей от дождя штукатуркой. Единственное, что удалось спасти, - это чудотворную икону Казанской Божией Матери, которую долгие годы хранили две православные женщины.

В 1994 г. обитель возвратили Церкви. Горстка монахов поселилась среди руин. Средств не было. Только крепкая вера, благословение на восстановление монастыря и молитва. Местное население относилось к насельникам враждебно - им непонятны были слова о покаянии, смирении, терпении...

Нынешний настоятель монастыря архимандрит Сергий - человек необыкновенный. Он прост той простотой, которая достигается подвижничеством, и мудр той мудростью, которой, наверное, нигде не научат. Он вырос в семье, где и в самые суровые годы лихолетья сохранили веру. "Всё там начинается, в детстве, - говорит он, - вот где сердце упустить нельзя. Брошенное семя обязательно прорастёт". Молитва будущего настоятеля "проросла" в Псково-Печерском монастыре, где он начинал свой монашеский путь: "Благодарю Господа,что он сподобил меня увидеть многих дивных старцев. Много общался со схиигуменом Саввой, схиархимандритом Агапитом, отцом Иоанном (Крестьянкиным) и архимандритом Нафанаилом. Всё это настоящие монахи, прошедшие духовную школу. Духовным моим руководителем был известный старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), почти семь лет я около него окормлялся. Это был один из праведников, живших на земле, его внутренний мир и любовь передавались всем, кто с ним общался. Мудрый и прозорливый схиархимандрит Григорий, духовный отец архимандрита Серафима, постригал меня в монашество. Вот от этих старцев, надеюсь, что-то и я почерпнул". Видимо, так оно и есть, иначе не выстраивалась бы очередь к домику архимандрита...

В жизни человеческой нет случайных встреч и событий, каждого из нас промыслительно ведёт Господь. Лишь годы спустя узнал отец Сергий, что постригавший его схиархимандрит Григорий сам был последним пострижеником Площанской Пустыни. "Он как бы передал мне Пустынь... В который раз удивлялся я тому, насколько мудро устраивает всё Господь. Промысел Его становится мне понятным через много лет..."

Лечат души в Пустыни не столько словом, сколько личным примером. Лечат даже наркоманов. "Не наркоманов, а наркозависимых", - поправляет иеромонах, в компетенцию которого входит окормление этой категории обитателей монастыря. Таких больных здесь 15 человек, и поток их не иссякает. Одного из них в монастырь привели за руки - ходить ему уже не хотелось, да и сил не было. Отчаявшаяся мать узнала о монастыре, где наркозависимых не только жить оставляют, но и пытаются душу спасти, и поняла, что это её последний шанс. Именно её, потому что сына, познавшего ужасы войны и искавшего только забвения, земная жизнь уже не интересовала.

Прошло 4 года. Сказать, что он полностью здоров, ещё нельзя. Но ему открылась главная болезнь, гораздо более страшная, чем прошлая жизнь. Эта болезнь - грех. "Я не искал духовного пути до того, как попал в монастырь. На войне перед сном лепетал что-то типа "Боженька, помоги!", чтобы отогнать страх, причём на инстинктивном уровне, кое-что почитывал, но всё это было несерьёзно. А в монастыре я увидел другую жизнь". Сначала новичок ничего особенно не замечал, ему казалось, что к таким, как он, применяют одно лекарство - трудотерапию. Но со временем стал чувствовать благодать этого места, потянулся он к книгам, к монахам, появилось желание учиться. "Меньше всего мне хочется говорить банальности, потому что всё не так просто, неосторожное слово причиняет боль... Но я знаю главное: в первую очередь, попавшему в зависимость от наркотиков надо самому захотеть остановиться. Это первый и самый важный шаг. Всё в этом мире нудится, то есть достигается в первую очередь собственным усилием. Самая большая иллюзия пребывающих здесь больных в том, что, мол, вот "потусуюсь" здесь с годик, а потом снова вернусь в мир, где всё само собой устроится. Так не бывает. Нудить надо Царствие Божие".

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-запа­де Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столе­тий занимала одно из важных мест сре­ди русских православных обителей. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непре­рывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг.

По преданиям, сохраненным в Площанской пустыни и окрестных селени­ях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря или вблизи него, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, еще в на­чале XV века располагалась Свято-Ни­колаевская обитель, относившаяся к Комарицкой волости. Нестроения и распри между русскими князьями, оказавшимися не в силах противосто­ять военной экспансии со стороны сво­его западного соседа - Великого кня­жества Литовского, привели к тому, что эти исконно русские земли с сере­дины XIV и до начала XVI века находи­лись во владении князей литовских.

В состав Литвы входил тогда и располо­женный в этих краях город Мценск, жители которого стали свидетелями явления чудотворного образа Святителя Николая Мирликийского, приплывшего по реке Зуше против ее течения. Святой Николай держал в руке хартию, на кото­рой изумленные горожане прочли над­пись: Пошлите меня на Плоское место. И такое место вскоре определилось. В те стародавние времена Николаевская обитель называлась в народе и Площанской пустынью, и Плосским монастырем. Потому здесь и нашел чудотворный образ место своего пребывания.

Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Пло­щанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистен­ская Площанская пустынь, Николаев­ская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Пло­щанская пустынь, Севская Богородиц­кая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.

Строитель Площанской пустыни игу­мен Серапион в своем отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновении пустыни пи­сал так:

Площанская пустынь, по справке о ней в церковной книгохранительнице, с ко­торого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведе­ний не отыскалось, а что она стала во­зобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на цар­ствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами.

Год основания династии Романовых по неисповедимым судьбам Божиим совпал со временем прихода на Площанский колодезь, полностью разрушенный войсками Лжедмитрия, постриженника Киево-Печерской лавры иеромонаха Прокопия. Это событие отражено в «Ведомости о состоянии Богородицкой Площанской общежительной пустыни Орловской епархии за 1878 год», со­ставленной архимандритом Моисеем: Основателем вновь оной пустыни был иеромонах Прокопий, пришедший из Киева с двумя монахами не известных имен и фамилий, а о нем только извест­но, что из рода греков, постриженец Киево-Печерской Лавры. Отец Проко­пий, возблагодарив Создателя и Приснодеву Марию за удивительной кра­соты уединенную местность, Божиим Промыслом предназначенную для его спасения, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келлию. Пришед­шие вместе с отцом Прокопием в пус­тынь монахи последовали его примеру и устроили себе келлии в земле, близ древнего Площанского святого колод­ца. Они установили над источником де­ревянную часовню для совершения мо­литв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и Чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.

Труды насельников по восста­новлению святой обители на прежнем месте встретили жесткое сопротивле­ние некоторых пришлых жителей, самовольно осевших на бывших монас­тырских землях. В те годы окраинные русские земли привлекали к себе искавших счастья беглых - гулящих людей.

Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в XVII веке ста­новилась все более населенной при­шлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей. Притесне­ния со стороны крестьян вынудили от­ца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодоровича в Москве, куда иеромонах вмес­те с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возоб­новление древней обители и построе­ние святого храма, на которое созда­ние, как пишет игумен Серапион, была дана Его Святейшества храмозданная грамота, с приложением к ней лич­ной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя.

На благословение новосозидаемой оби­тели Государь промыслительно даровал две иконы из своих царских палат - Всемилостивого Спаса и список чудо­творной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери - Заступницы Земли Русской в недавнее, горькой памяти Смутное время.

По монастырским преданиям отец Прокопий, возвращаясь из Москвы с бесценными дарами от царствующего рода Романовых, стал свидетелем собы­тия чудесного. Как пишет монастыр­ская летопись, от усталости старцы сидоша подле большой сосны и воздремаша на мгновение, и отверзоша очи, и видеша икону на сосне, сияющую яко солнце. И со слезами сотвориша молит­ву, и получиша паки икону. Урочище, получившее с тех пор название «Святая сосна», находится в одной версте от мо­настыря, недалеко от обочины дороги, ведущей в Брасово.

Ревнуя о спасении своей души и славе Божией, отец Прокопий с помощью иноков сразу же по возвращении из Москвы строит небольшую деревян­ную церковь вблизи озера, на указан­ном Богородицей месте. Иноки пере­несли в новую церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Мате­ри, дарованные царем иконы и резной образ святого Николая. К церкви был пристроен придел во имя святителя Николая.

Направляемые Заступницей усердной в Площанскую Богородицкую пустынь ищущие спасения богомольцы нередко оставались здесь навсегда для несения иноческих подвигов.

По внушению лукавого крестьяне, са­мовольно захватившие земли вокруг Площанского монастыря, снова стали досаждать его насельникам. Крестья­нин Рыбальский, по прозвищу Чертов, отличался от прочих особой жестокос­тью: он не гнушался прибегать к побоям священнослужителей, угрожая им рас­правой, глумясь над верой православ­ной и монастырскими святынями. Дабы положить конец беззаконию, отец Про­копий вновь держит путь в Москву и обращается за помощью к Государю.

Государь Михаил Феодорович передал в вечное владение на пропитание оби­тели землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен. (Десятина равна 1,08 га, сажень - 213 см. В общем 2856,6 га и 315 кв. м.) По возвращении из Москвы отец Прокопий незамедлительно при­ступил к благоустроению Площанской пустыни. В монастыре были возведены необходимые хозяйственные построй­ки, приобретены ризы, книги, священ­ные сосуды и другие церковные принад­лежности, построены братские келлии. Иноки монастыря начали осваивать об­ширные земельные угодия, царской властью отныне навечно закрепленные за Площанской святой обителью.

Возобновитель Площанского монасты­ря, его первоначальник и строитель Про­копий отошел ко Господу в 1644 году, на 70-м году жизни, и был погребен в алта­ре воздвигнутой при нем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

К началу XX века Площанская пус­тынь считалась одной из самых благо­устроенных обителей России. Из три­надцати монастырей Орловской епар­хии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала веду­щее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культур­ного просвещения России, неся христи­анскую истину во всей ее чистоте и це­лостности.

В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сло­жившегося к началу XIX века и орга­нично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйствен­ных построек, а также внутреннего уб­ранства храмов.

Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих палом­ников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и пе­реночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и распо­лагавшемся прямо на станции. До Пло­щанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выло­женной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества - благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была жи­вописной и широкой.Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней - кухня, а внизу - хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи.

За восьмигранной водонапорной баш­ней, высотой четыре сажени (8,2 м) - деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монасты­ря, а рядом с домом был флигель каз­начея.

В монастырской лавке торговали ико­нами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на трид­цать две келлий, а напротив собора - меньший братский корпус на двадцать келлий.

На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома поме­щались кучерская и шорницкая мастер­ские, кузница, каретный сарай, две ко­нюшни, навесы, сарай для землемерно­го инвентаря.

На дворе для рогатого скота - коров­ники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амба­рами.

В большом фруктовом саду находи­лись три деревянных флигеля с мезони­нами, в которых были пчельня, порт­няжная и сапожная мастерские и мона­стырская больница для братии на де­сять коек.

За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, со­единенная с монастырем длинной дере­вянной галереей. Часовня была укра­шена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озе­ра были расположены деревянная мас­лобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохра­нения пойманной рыбы.

К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с коса­рями. К плотине была пристроена мона­шеская купальня.

Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пять­десят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным дво­ром был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с че­тырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастыр­ском лесу находились дегтярный и кир­пичный заводы. Лес охранялся полесов­щиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяй­ственными постройками.

После октябрьского переворота Пло­щанскую обитель постигла участь всей Русской Православной Церкви - мо­настырь был в ноябре 1924 года закрыт и разграблен до основания. Из храмов остались не взорванными два - Казан­ский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря органи­зовалась коммуна «Пчела». В 1930 году тридцать площанских монахов, скры­вавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аре­сту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.

При закрытии Площанской пустыни остро встал вопрос о честных останках старца Василия (Кишкина) и строителя Пафнутия (Козелкина). Еще в августе 1924 года Севский исполком настаивал на вскрытии мощей. Останки шестиде­сяти православных подвижников и свя­тых нашей Церкви подверглись этому кощунственному осквернению в те го­ды. Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября 1924 года. По «делу о мощах» был привлечен к уголовной ответствен­ности игумен бывшего Площанского монастыря отец Никодим.

В первые послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь нача­лись богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Храм Площанской пус­тыни был закрыт в 1962 году по «жела­нию трудящихся». Директор совхоза приказал закопать древний Николаев­ский источник.

В Казанском соборе был открыт инку­батор по выращиванию цыплят. В том же году вандалы предприняли попытку взо­рвать Казанский собор, но смогли разру­шить только два яруса - монахи ведь строили на века. Битой щебенкой посы­пали при мелиорации дорогу к реке Не­руссе. В 1966 году все уцелевшие здания и хозяйственные постройки монастыря перешли во владение Крупецкого сель­совета. Из немногих чудом сохранив­шихся зданий бывший игуменский кор­пус оставался бесхозным и брошенным.

Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников).

В 1997 году была возведена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца на древнем источнике у Площанского озера. Как и раньше, она построена из бревен.

В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. В 2012 начато восстановление разрушенного собора.

Устроены и освящены святые источ­ники: иконы Божией Матери «Живо­носный Источник», или «Германовский», святых Царственных страсто­терпцев и святых мучеников Космы и Дамиана (в бывшем лесном скиту).

В2001 году с Афа­насьевского кладбища города Орла был перенесен в Площанский монастырь прах последнего настоятеля обители игумена Никодима (Спиридонова), а в апреле 2002 года были подняты из-под спуда останки великого подвижника XIX века Площанского старца Василия (Кишкина) и перенесены в Покров­скую церковь.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8мая 2008 года причислены клику святых тринадцать подвижников Глинской пустыни, в числе которых и преподобный Василий (Кишкин), старец Площанский.

29 мая 2013 года решением Священного Синода настоятель пустыни архимандрит Сергий был избран епископом Клинцовским и Трубчевским. Новым настоятелем единогласно был избран послушник и постриженник владыки Сергия иеромонах Леонид.

Самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

"Благодатная пустынь: нельзя о тебе замолчать! Ты уединяешься в лесу сосновом и березовом, имеешь каменную церковь, довольное число келий... Написанные на вратах твоих лики являют собою обитателей твоих, посвятивших себя уединению, с намерением трудиться для спокойствия душевного и для избежания сует мирских. Ты имеешь чистейшую воду речную и ключевую. Тебя от солнечного зноя осеняют деревья; тебя же они охраняют от свирепых ветров. Ты вмещаешь в себя до 60 человек, …именующихся братиями. Твой начальник, титулуемый строитель, тем только отличает свое начальство от рядовых братий, что он первый в молитве в церкви, где вечер, заутро и полудне благословляют Господа, и первый на работе, где копают, сеют, садят и собирают плоды. Твоя чада вяжут мрежи, работают резцами и другими орудиями… Часы на колокольне определяют время, положенное для молитвы и работ. Притекающие в твой храм истинные поклонники не находят в твоей ограде ничего оскорбляющего чистоту их сердечных расположений…" Г.И. Добрынин


Церковь во имя Всех святых над восстановленными Святыми вратами

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-западе Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столетий занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича, а после его смерти эти земли перешли к его брату, Великому Князю Михаилу Александровичу. Великий Князь бывал и в монастыре, после молебна приложился к кресту и храмовой Казанской иконе Божией Матери. Затем Его Высочество изволил посетить настоятельские покои, где, как пишут "Орловские Епархиальные ведомости", откушал чаю и удостоил настоятеля милостивого разговора. После чая Его высочество посетил святой монастырский колодезь, после чего отбыл из пустыни в свое Брасовское имение".

К началу XX века Площанская Пустынь считалась одной из самых благоустроенных в России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии она прочно занимала ведущее место. Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих паломников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и переночевать в странноприимном доме, располагавшемся прямо на станции. До пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выложенной до самой обители или доходили пешком за три часа.


Звонница, установленная на руинах колокольни Казанского собора, взорванного хрущевскими богоборцами

Прекрасная липовая аллея вела к главному храму обители - огромному Казанскому собору с трехъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Справа от собора взору открывалась средних размеров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором - малая Покровская. Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у одноэтажного настоятельского корпуса. В монастырской лавке торговали иконами, крестиками, книгами и четками. На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома помещались кучерская и шорницкая мастерская, кузница, каретный сарай, две конюшни, навесы, сарай для землемерного инвентаря.


Храм Сошествия Святого Духа на апостолов

С начала Первой мировой войны в Площанскую пустынь устремились монашествующие из разоренных войной монастырей, и гостеприимная обитель, как всегда, радушно принимала в своих стенах этих людей. На поддержание лазарета, располагавшегося при Бело-Бережском монастыре, Площанская обитель, наряду с другими монастырями епархии, отчисляла большие денежные средства. Для службы в передвижных госпиталях в распоряжение фронта были откомандированы три площанских иеромонаха.


Ротонда на территории монастыря


Руины Казанского Собора и Покровский храм

После октябрьского переворота Площанскую обитель постигла печальная участь. В 1924 г. монастырь был закрыт и разграблен до основания.Из храмов остались не взорванными только два -Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря организовалась коммуна "Пчела". В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.


Спуск к святому источнику

В послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Комсомольцы совхоза"30 лет ВЛКСМ", созданного на базе коммуны "Пчела", писали "наверх" письма с просьбой закрыть приход. И храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году по "желанию трудящихся"В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят, Вандалы предприняли попытку взорвать собор и разрушили два яруса.


Часовня у Святого источника

Только в 1994 году начались работы по восстановлению обители. В 1996 году две женщины из поселка Локоть вернули главную святыню обители - почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессий эти женщины скрывали в своем доме площанского монаха, даже не зная его имени. Во время разграбления монастыря этот монах сумел спасти икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда закончатся гонения на церковь.

Сейчас возрождается архитектурный ансамбль монастыря, три раза в день проходят богослужения. Занимается монастырь и социальными вопросами. Площанская пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и сект.


Вид на Площанское озеро

Этот монастырь был основан в 16 в. как мужская пустынь. После революции монастырь закрыли, разворовали и почти разрушили. В 1994 году было начато его реконструкция и восстановление. В настоящее время Площанский монастырь полностью восстановлен и в нем проживает около 30 монахов, а главной святыней монастыря является чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Икону спас монах и долгое время жители поселка Локоть тайно хранили ее, пока в 1996 году не вернули возродившемуся монастырю


Площанская Пустынь находится в Брянской области, на Киевской трассе недалеко от поселка Локоть.

Монастырь занимает сравнительно большую территорию, на которой расположились церковь, кельи монахов, дом игумена, трапезный корпус и древняя колокольня, единственная сохранившаяся со времени постройки.

Колокольня была построена в начале 19в. вместе с громадным Казанским собором, уничтоженным революцией в 1917г. Когда-то это было высокое четырехъярусное кирпичное сооружение с куполом и шпилем, но до нашего времени сохранились лишь два нижних четырехгранных яруса.

Наверху - действующая колокольня, а внизу остатки древнего Казанского Собора, построенного в 18 веке.

В центре монастыря стоит восстановленный Храм Сошествия Святого Духа, который был построен как и колокольня в начале 19 в.

Церковь представляет собой один из лучших в нашей Брянской области образцов монастырского культового зодчества 1-й трети 19 в. Здание церкви представляет собой бесстолпный однокупольный храм, сделанный из кирпича и отштукатуренный.

Церковь действительно очень красивая... и, несмотря на ремонт, чувствуется дух того времени...

Мы приехали в монастырь как раз в праздник Казанской Божьей Матери. В честь этого в храме прошла праздничная служба, а после нее крестный ход с чудотворной иконой. Народу в монастыре в этот день собралось очень много!

В гости на праздник приехало много священнослужителей из других областей

А это та самая икона. Хотя по слухам, это всего лишь ее копия, а настоящая икона хранится где-то в столице. Но в любом случае, главное же здесь - вера!

покрупнее... Кстати этот мужичек в черной рясе, по всей видимости, главный монах в этом монастыре. Он после службы ходил, всех поздравлял и со всеми целовался) а я как человек немного чуждый всем этим церковным обрядам, от него убегал, чтоб меня не зацеловали)

А это ну очень колоритный прихожанин, которого я не мог не запечатлеть) надеюсь он на меня за это не обидется.

Прощальный взгляд на храм от центральных ворот монастыря.

Как и полагается у монастыря есть свой святой источник с купелью. А в Площанском монастыре таких купелей целых 3! Две находятся непосредственно у подножия монастыря, на берегу озера. Обычные купальни. ничем не отличающиеся то других таких же.

А вот о третьей хочется написать отдельно. Этакий бонус к скучному посту о монастыре)
Третью купель надо еще поискать. О ней знают немногие, т.к. она находится немного в стороне от монастыря. Но это действительно уникальный и интересный источник. Во первых тут течет удивительна чистая и обжигающе холодная вода, окунуться в которой без легкого покрикивания не так уж и просто...

А во-вторых, по неизвестным мне причинам, этот источник является воистину местом паломничества всех новобрачных. Уже на подходе к нему вас встречают таблички-сердечки, прибитые на деревьях.

Таблички сами за себя говорят. "Саша+Маша", "Петя+Оля", "Сережа+Катя", и т.д. Фамилия и дата их счастливого дня бракосочетания)

Таблички развешены практически везде, но основное их скопление в маленькой беседке у источника.

Крыша беседки "забита" под завязку, и будущим молодоженам придется помучаться в поисках новых мест для своих табличек. А табличек каких только нет! Прямо-таки маленький музей больших валентинок)

Так что если будете проезжать по Киевской трассе мимо поселка Локоть Брянской области, не поленитесь, сверните с дороги и потратьте часик времени на знакомство с прекрасным!!!

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.