Лаборатория В.Вундта. Вильгельм вундт краткая биография и интересные факты

Вильгельм. Вундт (1832-1920), бесспорно, основателем современной психологии и в частности отцом экспериментальной психологии

Родился ученый в городке. Некарау в. Германии в дружной семье лютеранского пастора. Старший брат. Вундта учился далеко от дома в закрытой школе, поэтому. Вундт мог наслаждаться положением единой де заборы. Воспоминания о детстве однако не были полностью безоблачными и лишенными травматических переживаний. Вундт вспоминал, что однажды получил от отца пощечину за то, что не заметил своего учителя. Май щем психолог чувствовал себя одиноким и стать знаменитым писателемиком.

В детстве с. Вундтом произошла примечательное событие. Во втором классе его воспитателем был молодой священник, родителей помощник. Когда его перевели в другой приход, мальчик настолько переживал, что родители были с вынуждены разрешить ему поехать со своим наставником. В его доме. Вундт прожил до 13 рокиків.

Семья. Вундта была достаточно образованным, его родственники прославились в различных областях деятельности. Парень довольно рано начал разочаровывать своих родителей, он значительно отставал от сверстников, часто проваливал е экзамены. Впоследствии начал учиться лучше и в 19 лет смог поступить в университет, где в то же время учились. Иоганнес. Мюллер и. Дюбуа-Раймоон.

Ученый получил медицинское образование в четырех немецких университетах, в частности, в знаменитых. Тюбингене и. Берлине, однако практической медициной не занимался никогда. Научную деятельность. Вундт начал в. Гейдельбе ерзькому университете, где получил докторские степени по философии и медицины, а в 1858 г стал ассистентом профессора. Г. Гельмгольца и был привлечен к исследованию проблем различных естественных наук, интересоваться выли этого удивительного вченогого.

В 1864 г он получает должность адъюнкт-профессора и работает в. Гейдельберге еще 10 лет. В 1867 г. Вундт читает в университете первый на то время курс лекций по физиологической психологии

Вундт работал продуктивно. Первые его научные работы были посвящены физиологии человека. В 1863 г вышла в свет книга"Лекции о душе человека и животных", которая неоднократно переиздавалась еще при жизни. Вундта а. Она посвящена вопросам психофизики и главным образом проблеме определения времени реакции, ученый описывает свои эксперименты, проведенные в домашней плохо оборудованной лаборатории. В своих работах. Вундт впервые е высказывает мнение о необходимости создания экспериментальной психологии и ставит вопрос о разработке ее методетодів.

В 1874 г. Вундт получил приглашение преподавать логику в. Цюрихском университете (Швейцария), однако уже через год вернулся в. Германию, и в дальнейшем его научная деятельность полностью связана с. Лейп пцизьким университетом. Понаад

40 лет он преподавал в этом заведении философию и даже занимал должность ректора

В 1879 г. Вундт на собственные средства создает свою знаменитую первую в мире психологическую лабораторию, которая впоследствии превращается в. Институт экспериментальной психологии, прообраз современных исследовательских инстит ституциюй.

Лаборатория сначала сплотила всех желающих изучать философию и психологию в немецких университетах, а вскоре стала центром для выпускников американских и английских университетов, которые заинтересовали лись изучением психологии. Лаборатория. Вундта стала именно тем образцом, по которому создавались подобные заведения в других университетах миру.

Некоторое время шла дискуссия, кто же -. Вундт или. Джеймс был основателем первой психологической лаборатории. Ведь в 1875 г в. Гарварде у. Уильяма. Джеймса уже был маленький кабинет, где был расположен где емонстрацийне оборудования. Если считать, что лаборатория - это помещение, где хранится принадлежности, то все равно первенство остается за. Вильгельмом. Вундтом, поскольку еще в 1865 г у него в. Гейдельберге уже был маленький кабинет для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Стэнли. Холл также утверждал, что первой психологической лабораторией в мире была создана им в 1881 г лаборатория в. Унив рситети. Джона. Хопкинса. Все же круг учредителей весьма небольшое, и проблема определения первенства не представляется сложнокладною.

Еще до создания лаборатории. Вундт написал в 1873 г книгу"Основы психофизиологической психологии", в которой обосновывал значение психологического исследования. Эта работа по-настоящему заложила основы экспериментальной иментальнои психологии как отдельной науки с определенным кругом проблем и методами исследования. Она выдержала шесть изданий, постоянно дополнялась результатами экспериментальных исследований. Психофизиологич на психологию. Вундт понимал как изучение психофизического процесса, т.е. органической реакции, опосредованная как физиологически, так и психологически, и служит адаптированности организма. При воздействии раздражителей в органах чувств возникает процесс возбуждения, которое по сенсорным нервным путям достигает низших и высших мозговых центров, а оттуда передается мышцам. Этот процесс сопровождается внутренним психическим процесс ом, о котором можно получить информацию через интроспекципекцію.

В своей лаборатории. Вундт открыл процесс экспериментальных психологических исследований по общей схеме. Испытуемым презентовали контролируемые стимулы, после чего они сообщали о своем психическом ни процессы, сопровождающие восприятие. Участниками экспериментов были взрослые люди, которых. Вундт специально готуваав.

В основе таких исследований лежали определенные теоретические представления о психических процессах и интроспекции. Психическое опыт человека является комбинацией трех элементов: ощущений, образов и чувств. Ощущение - это первым инни элементы психического опыта, существенные его формы, которые являются воплощением непосредственной связи между возбуждением коры головного мозга и чувственными переживаниями. Согласно их модальности ощущения м ожна классифицировать на зрительные, слуховые, а также по таким параметрам, как интенсивность и продолжительностьсть.

Образы принципиально не отличаются от ощущений и соответствуют локальным возбуждением коры. Чувство содержат все качества опыта, полученного не из органов чувств и не из воспоминаний о чувственные переживания

Подход. Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущения объединяются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувства, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры соответствии с этим, эмоции - это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она су проводжуеться мыслямами.

Вундт считал, что психологи имеют дело с такими видами опыта субъекта: опосредованный опыт, дает нам знание или информацию, которые не содержатся в непосредственном переживании; непосредственный опыт д визуального восприятия, который не зависит от предыдущего опыта субъекта (защищен от интерпретаций, ученый рассматривал его как наиболее важный). Вундт считал, что работать над разработкой сист еми периодической таблицы мышлениемя.

По мнению ученого, психология должна была стать наукой об опыте сознания. Метод интроспекции предусматривает наблюдение за собственным сознанием, и если человек хочет изучать себя, он должен научиться проводить такие наблюдения за своим собственным мышлением и сознанием. Вундт использовал для исследования психических процессов те методы, которые сформировались на тот момент в физиологии. Фактически, как мы уже знаем, метод интроспекции использовал. Фехнер: он применял раздражители и спрашивал исследуемых об их ощущенияхття.

Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:

1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей

Вундт проводил сеансы качественной интроспекции, во время которых необходимо было описывать свой внутренний опыт. Однако чаще он пытался побудить участников эксперимента использовать интроспекции, когда дос слиджував их представления о величине, интенсивность и диапазон различных физических раздражителей. Исследуемые должны были вести за собой наблюдение и описывать восприятия различных раздражителейів.

В большинстве своих исследований. Вундт пытался провести объективные измерения, например, определение времени реакции. Вундт стремился сделать выводы о процессах сознания на основе объективных оценок

В процессе самонаблюдения. Вундт разработал трехмерную теорию чувств: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, подъем - спад. Каждое чувство является комбинацией этих параметров. Проводя к ослидження с метрономом,. Вундт заметил, что определенные ритмические композиции является для него приятными, а другие - нет. Ученый определил, что приятное удовольствие просыпался одновременно с физическими ощущениями, которые возникают ли при восприятии ударов. Также. Вундт заметил, что ожидания следующего удара метронома сопровождается возникновением определенного напряжения, а когда удар прозвучит, - возникает расслабление, когда ритм ударов растет, он переживает нарастания возбуждения, и успокаивается, когда ритм замедляетсяться.

Таким образом ученый, изменяя раздражители и занимаясь самонаблюдением, исследовал свой непосредственный опыт и определил, что чувство характеризуются измерениями, как удовлетворение недовольство, н напряжения расслабления, подъем спад (затухание). Поэтому любое чувство находится в определенном диапазоне внутри определенного трехмерного пространства. Трехмерная теория чувств способствовала экспериментальным опыт изображением, однако со временем стало понятно, что она имеет значение для понимания психических процессеів.

Вундт также обращался к понятию стерцепции для того, чтобы объяснить, как один из элементов сознания возникает единый опыт. Этот термин ввел в научный оборот. Г. В. Лейбниц, который понимал апперцепция как осознанное е восприятия. Философы. И. Кант и. И. Ф. Гербарт определяли апперцепция как ассимиляцию и интерпретацию новых впечатлений. Вундт предоставил новые оттенки этому понятию. Он утверждал, что апперцепция - это активный. Мысли енневий процесс, с помощью которого происходит отбор, структурирование и осознание внутренних переживаний; наше сознание - это набор элементов ощущений и чувств, она действует творчески и творит с электронной ементив целое. Организация базовых элементов в единое целое обеспечивается процессам творческого синтеза, из комбинации элементов возникает новое качество, а характеристики любого психического процесса не определяется ются теми характеристиками, которые его образуют. Синтез элементов опыта приводит к образованию нового. В дальнейшем гештальтпсихологии в своих манифестах 1912 г заявили: целое не сводится к сумме время тыо суми частин.

В основном, хотя. Вундт провел работу по систематизации и определения психологических проблем, в его лаборатории изучали психологию и физиологию зрения и слуха. Проводились экспериментальные исследования ч времени реакции, поскольку ученый намеревался показать три этапа реакции человека на раздражители (восприятие, апперцепция и волю), последовательно воплощаются в моторные акти.

Вундт также изучал ассоциации: разработал метод единого предъявления словесного раздражителя в зрительной и слуховой форме и измерял время реакции между словом-раздражителем и ответом на него. При этом асоц циации он рассматривал как внутренние (когда смысл слова-ответа идентичен похож со словом-раздражителем) и внешние (когда между словом-раздражителем и словом-от-паводком оказываются случайные или поверх е связи). Вундт отмечал, что аперцептивни структуры являются образованиями высшего порядка по сравнению с автоматическими ассоциациями, поскольку в аперцентивних процессах участвует сознание, они являются"высшим классом ментальной функцииї".

Психологический закон, сформулированный. Вундтом - это закон творческого синтеза, который отвечает за осознанное (аперцептивне восприятия), что противопоставлялось ассоциативном перцептивного восприятию

В 1874 г. Вундт публикует свою разведку"Принципы психофизиологической психологии", а. Ф. Брентано труд"Психология с эмпирической точки зрения", в которой вступает в спор с. Вундтом

В 1881 г. Вундт начал издание журнала"Философские студии", который в 1906 г был переименован в"Психологические студии"

Лаборатория. Вундта стала центром для всех психологов мира. Сегодня в каждом университете действуют кафедры психологии, лаборатории, однако лаборатория. Вундта свое время вызвала неслыханный интерес ее от двидалы много студентов и молодых людей, которых привлекала новая наука. Впоследствии они сделали серьезный вклад в развитие психологии (в частности,. Стэнли. Холл,. Джеймс. Кеттел,. Эдвард. Титченер). Лаборатория. Ву ндта стала образцом для создания ячеек развития экспериментальной психологии в. Америке,. России,. Японии,. Италиалії.

В университетах. Германии вскоре стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не разделяли полностью взгляды. Вундта, однако тоже стремились развивать психологию. Германий на конец XIX - начале XX в оставалась центром мировой психологиигії.

Большую популярность имели лекции. Вундта. На каждую из них в аудитории собиралось более 600 студентов. Е. Титченер так описал свое первое посещение лекции. Вундта:

"Вошел работник, распахнул дверь, и вошел. Вундт. Конечно, во всем черном, от ботинок до галстука, узкоплечий, худой, немного сутулится, он производит впечатление высокого человека, однако на рост т ему не больше 5 футов 9 дюймов. Он прогремел - по-другому и не скажешь - по боковому проходу: тук-тук - будто его подошвы были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом гриманни есть что-то недостойное, в днако кроме меня, кажется, на это никто не обратил вниманияаги.

Когда он прошел на кафедру, я мог его хорошо разглядеть. У него довольно густая шевелюра, только макушку скрывают аккуратно подняты со стороны пряди

На возвышении стоит длинный стол, наверное для демонстрации экспериментов, на нем переносная книжная полка. Вундт сделал пару чопорных движений - задумчиво поднес ко лбу указательный палец, выбрал мел а потом стал лицом к аудитории, опираясь на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление, что это человек высокого возрту.

начал говорить тихим голосом, как бы извиняясь, однако уже после первых двух предложений в помещении воцарилась полная тишина, в которой раздавался только уверенный голос лектора - он прочитал лекцию на одном дых. Ханне. У него оказался густой баритон, не очень выразительный, порой будто лающий: однако слушать его было легко, в голосе чувствовалась убедительность, иногда даже пламенность, однако скорее напус. КНА для поддержания интереса слушателей. Ни в какие бумаги. Вундт не заглядывал; насколько я мог судить,. Вундт вообще не опускал взгляд, разве что раз ресниц посмотрел на полку, когда перебирал бумаги, там лежал и. Руки. Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, а плечи и кисти все время двигались, будто волны эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его речь. Он завершил лекцию в точно назначенное время и, все так же сутулясь, прогремел ботинками к выходу. И если бы не этот противный шум, я бы остался в полном восторгему захопленні".

О личной жизни. Вундта известно мало. Из опубликованных материалов можно составить впечатление, что в быту он был достаточно скромным и непритязательным человеком. Не так давно найдены дневники его жены. Софи свидетельствуют, что он вел упорядоченная жизнь: утром работал над своими рукописями, знакомился с публикациями, редактировал журнал; полдень шел в университет, где работал в лаборатории, однако дов го там не задерживался. Он воодушевлял своих последователей и учеников к экспериментальным исследованиям, однако не углублялся в экспериментальную работу. Американский исследователь. Дж.. Кеттел отмечал, что"не ввиду свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, сам он не был создан для работы в лаборатории"Во второй половине дня. Вундт совершал прогулку, в 16-часов он читал лекцию. Фин. Ансова положение. Вундта и его семьи было довольно приличным, в его доме была прислуга и происходили светские приемы вечерам в семье. Вундта любили поговорить, слушали музыку, вели дискуссии о правах рабочих и студентетудентів.

Исследователь много времени посвящал изучению философии, искусства, языка, пытался понять социально-психологические явления, антропологию и историю. Он охватил своим вниманием процессы гипноза, спиритуализма, психологию животн.

Вундт работал ученый в последний день успел завершить книгу воспоминаний

Общий объем научного наследия. Вундта поражает. За период своей научной работы (с 1853 по 1920 гг) он написал более 54 тысяч страниц. Американский ученый. Боринг, изучавший историю психологии, пи идрахував, что он писал по 2,2 страницы ежедневно, или каждые две минуты - по слову. Так в своеобразной форме воплотилась детская мечта. Вундта стать знаменитым писателем. Вундт, как свидетельствуют его биографы, мин ювався по поводу того, что его как ученого могут"не понять или понять неправильнольно".

выдающимся произведением стала его работа в 10-ти томах"Психология народов", изданная в 1900-1920 гг. В ней ученый определил две линии развития психологии - экспериментальную и социальную. Вундт считал, что эк кспериментальному изучению подлежат простые психические процессы (ощущения, восприятия), а не процессы высшего порядка (память, способность к обучению, овладению языком). Хотя он был основателем ветеринарная ентальнои психологии, однако рассматривал эксперимент лишь как способ улучшить интроспекции, не видел за ним будущего и считал, что использование эксперимента в психологии иметь ограниченное значение. С раз витком экспериментальной психологии эту мысль ученого было опровергнуто: высшие познавательные процессы начали исследовать экспериментальными методамдами.

При жизни заслуги. Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности. Петербурзьськои академии наук в 1902 г. Вундта считают кабинетным ученым, однако у его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера, в частности, в 1915 г он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин. Первой мировой войнни.

Вундт имел определенные сомнения относительно экспериментального метода. Он считал, что такие феномены, как речь, мышление, воля находятся за пределами его досягаемости, однако чрезвычайно способствовал утверждению эмпиризма в пси ихологии. Вундт видел психологию как науку, изучал феномены сознания интроспективными и экспериментальными методами. Содержание произведений. Вундта ныне известный лишь специалистам, которые в последнее время вновь заинтересованным ились его научным наследием, однако он относится к тем психологов, о которых знают все, кто прослушал хотя бы один из университетских курсов по психологии. Вундт ставил вопрос о фундаментальных"зако ни психологической причинности", он стремился определить и объяснить закономерности психических явлений и показать необходимость психологии как отдельной науки. Вундт приобщился к возникновения психологии в ис. Торические момент: он упорядочил работу предшественников и предоставил сил последователяникам.

Исследовательская программа, которую сформулировал. Вундт для себя лично и для своих учеников, определялась теми взглядами, которые он разделял. Прежде всего он считал, что психология должна вести исследования в тех вопросах х, где уже есть эмпирические результаты. Вундт сам не обращался к исследованию новых проблеем.

В лаборатории. Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, обр раза последействия, чувство времени, восприятия различных оттенков времени. Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Эту тему разрабатывали также предшественники. Вундта. Г фон. Гельмгол ьц и. Ф. К. Дондерандерс.

Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился установить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, какое время нужен для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). Сам замысел с современных позиций представляется бесперспективным, поскольку понятно, что такие процессы имеют индивидуальные отлично ости. А стремление. Вундта побудить испытуемых к тому, чтобы различить каждый из трех этапов реакции, не дали результатату.

в. Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Внимание. Вундт рассматривал как яркое восприятие небольшого, однако целостного фрагмента сознания в определенный момент времени

Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств,. Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием - попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с то очки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.

В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в проце. ЭСИ исследования реакций на раздражительи.

Ученый интересовался вопросами детской психологии и зоопсихологи, однако соответствующие исследования не проводил, поскольку понимал, что не сможет обеспечить контроль за чистотой эксперимента

Он писал:"Я всегда старался способствовать тому, чтобы психология заняла самостоятельное место как эмпирическая наука вне философией и чтобы при этом не потеряла помощь со стороны естественных методики, поскольку остальное ния к ней может использоваться, однако не менее я старался обычно и того, чтобы результаты, достигнутые подобным путем психологией, в свою очередь использовались философией.

Вундт создал новую психологию и оторвал ее от старой спекулятивной науки. Он показал тогдашним исследователям, что психология должна быть наукой, признает факты, что для проведения психологических иссл ень не нужно вести дискуссии о бессмертии души и ее связь с тленным телом.

Поэтому. Вундт развил новую сферу научной деятельности, создал лабораторию, проводил в ней исследования и публиковал в своем журнале полученные результаты. По примеру. Вундта другие исследователи пошли его дорогой, создали подобные лаборатории и достигли значительных результатов. Роль. Вундта как основоположника современной психологии является неоспоримым, он занимает особое, уникальное место в развитии современной науки. Для того, чтобы вывести психологию на путь современной науки,. Вундт проявил научный талант, самоотверженность и мужество настоящего вченогого.

Деятельность. Вундта была признанной, однако общая картина психологических исследований еще долгое время оставалась неизменной. У. Вундта были также и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в. Германии в 1941 г ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно (создание факультетов, подготовка и привлечет ния специалистов) эта наука развивалась в. СШ. США.

Научная программа. Вундта не было также реализовано последовательно, поскольку в результате. Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку. Во времена. Второй мировой войны произошло трагическое на событие: во время бомбардировки. Лейпциге британской и американской авиацией, лабораторию. Вундта, в которой он учил первых психологов вести свои исследования, было уничтожениео.

Вундт, бесспорно, является выдающимся психологом, его слава как личности и основателя психологического экспериментирования не угасла. Большинство первых психологов. Америки училась у. Вундта в его лаборатории. Ученики и последователи усваивали не только взгляды. Вундта, но и его манеру вести себя как непререкаемый авторитет, деспотические манеры немецких профессоров, приемы чтения лекций и даже внешний вид. Психол оги и сегодня любят так вести себя и носить бородыоду.

Вильгельм Вундт (1832-1920), бесспорно, основателем современной психологии и в частности отцом экспериментальной психологии.

Родился ученый в городке Некарау в Германии в дружной семье лютеранского пастора. Старший брат Вундта учился вдали от дома в закрытой школе, поэтому Вундт мог наслаждаться положением единственного ребенка. Воспоминания о детстве однако ни были полностью безоблачными и лишенными травматических переживаний. Вундт вспоминал, что однажды получил от отца пощечину за то, что не заметил своего учителя. Будущий психолог чувствовал одиноким и стать знаменитым писателем.

В детстве с Вундтом произошла примечательное событие. Во втором классе его воспитателем был молодой священник, родителей помощник. Когда его перевели в другое прихода, мальчик настолько переживал, что родители были вынуждены позволить ему поехать со своим наставником. В его доме Вундт прожил до 13 лет.

Семья Вундту была достаточно образованной, его родственники прославились в различных областях деятельности. Парень довольно рано начал разочаровывать своих родителей, он значительно отставал от сверстников, часто проваливал экзамены. Впоследствии начал учиться лучше и в 19 лет смог поступить в университет, где в то же время учились Иоганнес Мюллер и Дюбуа-Раймон.

Ученый получил медицинское образование в четырех немецких университетах, в частности, в знаменитых Тюбингене и Берлине, однако практической медициной не занимался никогда. Научную деятельность Вундт начал в Гейдельбергском университете, где получил докторские степени по философии и медицины, а в 1858 г.. Стал ассистентом профессора Г. Гельмгольца и был привлечен к исследованию проблем различных естественных наук, интересовали этого чрезвычайного ученого.

В 1864 г.. Он получает должность адъюнкт-профессора и работает в Гейдельберге еще 10 лет. В 1867 г.. Вундт читает в университете первый на то время курс лекций по физиологической психологии.

Вундт работал продуктивно. Первые его научные работы были посвящены физиологии человека. В 1863 вышла в свет книга "Лекции о душе человека и животных", которая неоднократно переиздавалась при жизни Вундта. Она посвящена вопросам психофизики и главным образом проблеме определения времени реакции, ученый описывает свои эксперименты, проведенные в домашней плохо оборудованной лаборатории. В своих трудах Вундт впервые высказывает мысль о необходимости создания экспериментальной психологии и ставит вопрос о разработке ее методов.

В 1874 г.. Вундт получил приглашение преподавать логику в Цюрихском университете (Швейцария), однако уже через год вернулся в Германию, и в дальнейшем его научная деятельность полностью связана с Лейпцигским университетом. Более

40 лет он преподавал в этом заведении философию и даже занимал должность ректора.

В 1879 г.. Вундт на собственные средства создает свою знаменитую первую в мире психологическую лабораторию, которая со временем превращается в Институт экспериментальной психологии, прообраз современных исследовательских институтов.

Лаборатория сначала сплотила всех желающих изучать философию и психологию в немецких университетах, а вскоре стала центром для выпускников американских и английских университетов, заинтересовались изучением психологии. Лаборатория Вундта стала именно тем образцом, по которому создавались подобные заведения в других университетах мира.

Некоторое время шла дискуссия, кто же - Вундт или Джеймс был основателем первой психологической лаборатории. Ведь в 1875 г.. В Гарварде в Уильяма Джеймса уже был маленький кабинет, где был расположен демонстрационное оборудование. Если считать, что лаборатория - это помещение, где хранится принадлежности, то все равно первенство остается за Вильгельмом Вундтом, поскольку еще в 1865 г.. У него в Гейдельберге уже был маленький кабинет для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Стэнли Холл также утверждал, что первой психологической лабораторией в мире была создана им в 1881г. Лаборатория в Университете Джона Хопкинса. Все же круг основателей достаточно небольшой, и проблема определения первенства не представляется сложным.

Еще до создания лаборатории Вундт написал в 1873 книгу "Основы психофизиологической психологии", в которой обосновывал значение психологического исследования. Эта работа по-настоящему заложила основы экспериментальной психологии как отдельной науки с определенным кругом проблем и методами исследования. Она выдержала шесть изданий, постоянно дополнялась результатам экспериментальных исследований. Психофизиологическую психологию Вундт понимал как изучение психофизического процесса, то есть органической реакции, опосредованная как физиологически, так и психологически, и служит адаптированности организма. При воздействии раздражителей в органах чувств возникает процесс возбуждения, которое по сенсорным нервным путям достигает низших и высших мозговых центров, а оттуда передается мышцам. Этот процесс сопровождается внутренним психическим процессом, о котором можно получить информацию через интроспекцию.

В своей лаборатории Вундт открыл процесс экспериментальных психологических исследований по общей схеме. Исследуемым презентовали контролируемые стимулы, после чего они сообщали о своих психические процессы, которые сопровождали восприятия. Участниками экспериментов были взрослые люди, которых Вундт специально готовил.

В основе таких исследований лежали определенные теоретические представления о психических процессах и интроспекции. Психический опыт человека является комбинацией трех элементов: ощущений, образов и чувств. Ощущение - это первичные элементы психического опыта, существенные его формы, которые являются воплощением непосредственной связи между возбуждением коры головного мозга и чувственными переживаниями. Согласно их модальности ощущения можно классифицировать на зрительные, слуховые, а также по таким параметрам, как интенсивность и продолжительность.

Образы принципиально не отличаются от ощущений и соответствуют локальным возбуждением коры. Чувство содержат все качества опыта, полученного не из органов чувств и не из воспоминаний о чувственных переживаниях.

Подход Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущение сочетаются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувство, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры. В соответствии с этим, эмоции - это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она сопровождается мыслями.

Вундт считал, что психологи имеют дело с такими видами опыта субъекта: опосредованный опыт, дает нам знания или информацию, которые не содержатся в непосредственном переживании; непосредственный опыт визуального восприятия, который не зависит от предыдущего опыта субъекта (защищен от интерпретаций, ученый рассматривал его как наиболее важный). Вундт считал, что должен работать над разработкой системы периодической таблицы мышления.

По мнению ученого, психология должна была стать наукой об опыте сознания. Метод интроспекции предполагает наблюдение за собственным сознанием, и если человек хочет изучать себя, он должен научиться проводить такие наблюдения за своим собственным мышлением и сознанием. Вундт использовал для исследования психических процессов те методы, которые сформировались на тот момент в физиологии. Фактически, как мы уже знаем, метод интроспекции использовал Фехнер: он применял раздражители и спрашивал испытуемых об их ощущениях.

Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:

1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не имеют снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей.

Вундт проводил сеансы качественной интроспекции, во время которых необходимо было описывать свой внутренний опыт. Однако чаще он пытался побудить участников эксперимента использовать интроспекции, когда исследовал их представления о величине, интенсивность и диапазон различных физических раздражителей. Испытуемые должны были вести за собой наблюдения и описывать восприятия различных раздражителей.

В большинстве своих исследований Вундт пытался провести объективные измерения, например, определение времени реакции. Вундт стремился сделать выводы о процессах сознания на основе объективных оценок.

В процессе самонаблюдения Вундт разработал трехмерную теорию чувств: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, подъем - спад. Каждое чувство собой комбинацию этих параметров. Проводя исследования с метрономом, Вундт заметил, что определенные ритмические композиции для него приятными, а другие - нет. Ученый определил, что приятное удовольствие просыпался одновременно с физическими ощущениями, которые возникали при восприятии ударов. Также Вундт заметил, что ожидания следующего удара метронома сопровождается возникновением определенного напряжения, а когда удар прозвучит, - возникает расслабление, когда ритм ударов растет, он переживает нарастания возбуждения, и успокаивается, когда ритм замедляется.

Таким образом ученый, изменяя раздражители и занимаясь самонаблюдением, исследовал свой непосредственный опыт и определил, что чувства характеризуются следующими измерениями, как удовольствие недовольство, напряжение расслабление, подъем спад (затухание). Поэтому всякое чувство находится в определенном диапазоне внутри определенного трехмерного пространства. Трехмерная теория чувств способствовала экспериментальным исследованием, однако со временем стало понятно, что она не имеет значения для понимания психических процессов.

Вундт также обращался к понятию стерцепции для того, чтобы объяснить, как один из элементов сознания возникает единственный опыт. Этот термин ввел в научный оборот Г. В. Лейбниц, понимал апперцепция как осознанное восприятие. Философы Кант и И. Ф. Гербарт определяли апперцепция как ассимиляцию и интерпретацию новых впечатлений. Вундт предоставил новые оттенки этому понятию. Он утверждал, что апперцепция - это активный мыслительный процесс, с помощью которого происходит отбор, структурирование и осознание внутренних переживаний; наше сознание - это набор элементов ощущений и чувств, она действует творчески и создает из элементов целое. Организация базовых элементов в единое целое обеспечивается процессам творческого синтеза, с комбинации элементов возникает новое качество, а характеристики любого психического процесса не определяются теми характеристиками, которые его образуют. Синтез элементов опыта приводит к образованию нового. В дальнейшем гештальтпсихологии в своих манифестах 1912 заявили: целое не сводится к сумме частей.

В основном, хотя Вундт провел работу по систематизации и определения психологических проблем, в его лаборатории изучали психологию и физиологию зрения и слуха. Проводились экспериментальные исследования времени реакции, поскольку ученый намеревался показать три этапа реакции человека на раздражители (восприятие, апперцепция и волю), которые последовательно воплощаются в моторные акты.

Вундт изучал ассоциации: разработал метод единого предъявления словесного раздражителя в зрительной и слуховой форме и измерял время реакции между словом-раздражителем и ответом на него. При этом ассоциации он рассматривал как внутренние (когда смысл слова-ответы идентичен похож со словом-раздражителем) и внешние (когда между словом-раздражителем и словом-от-наводнением оказываются случайные или этажные связи). Вундт отмечал, что аперцептивни структуры являются образованиями высшего порядка по сравнению с автоматическими ассоциациями, поскольку в аперцентивних процессах участвует сознание, они "выше классом ментальной функции".

Психологический закон, сформулированный Вундтом - это закон творческого синтеза, который отвечает за осознанное (аперцептивне восприятия), что противопоставлялось ассоциативном перцептивному восприятию.

В 1874 г.. Вундт публикует свою разведку "Принципы психофизиологической психологии", а Ф. Брентано труд "Психология с эмпирической точки зрения", в которой вступает в спор с Вундтом.

В 1881 г.. Вундт начал издание журнала "Философские студии", который в 1906 был переименован в "Психологические студии".

Лаборатория Вундта стала центром для всех психологов мира. Сегодня в каждом университете действуют кафедры психологии, лаборатории, однако лаборатория Вундта в свое время вызвала небывалый интерес. ее посетили много студентов и молодых людей, которых привлекала новая наука. Впоследствии они сделали серьезный вклад в развитие психологии (в частности, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел, Эдвард Титченер). Лаборатория Вундта стала образцом для создания ячеек развития экспериментальной психологии в Америке, России, Японии, Италии.

В университетах Германии вскоре стали возникать новые лаборатории. Ученые, развернули в них свои исследования, не разделяли полностью взгляды Вундта, однако тоже стремились развивать психологию. Германия в конце XIX - начале XX в. оставалась центром мировой психологии.

Большую популярность имели лекции Вундта. На каждую из них в аудитории собиралось более 600 студентов. Э.Титченер так описал свое первое посещение лекции Вундта:

"Вошел работник, раскрыл дверь, и вошел Вундт. Конечно, во всем черном, от ботинок до галстука, узкоплечий, худой, немного сутулится, он производит впечатление высокого мужчину, однако роста ему не более 5 футов 9 дюймов. Он прогремел - по другому и не скажешь - по боковому проходу: тук-тук - будто его подошвы были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом стук есть что-то недостойное, однако кроме меня, кажется, на это никто не обратил внимания.

Когда он прошел на кафедру, я мог его хорошо рассмотреть. У него достаточно густая шевелюра, только макушку скрывают аккуратно поднятые со стороны пряди...

На повышении стоит длинный стол, наверное для демонстрации экспериментов, на нем переносная книжная полка. Вундт сделал пару чопорных движений - задумчиво поднес ко лбу указательный палец, выбрал мел, а затем стал лицом к аудитории, опершись на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление, что это человек высокого роста.

Он начал говорить тихим голосом, будто извиняясь, однако уже после первых двух предложений в помещении воцарилась полная тишина, в которой раздавался только уверенный голос лектора - он прочитал лекцию на одном дыхании. У него оказался густой баритон, не слишком выразительный, порой будто лающий: однако слушать его было легко, в голосе его чувствовалась убедительность, иногда даже пламенность, однако скорее напускное для поддержания интереса слушателей... Ни в какие бумаги Вундт не заглядывал; насколько я мог судить, Вундт вообще не опускал взгляд, разве что раз ресниц посмотрел на полку, когда перебирал бумаги, которые там лежали... Руки Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, а плечи и кисти все время двигались, будто волны... эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его язык... Он завершил лекцию в точно назначенное время и, все так же сутулясь, прогремел ботинками к выходу. И если бы не этот противный шум, я бы остался в полном восторге ".

О личной жизни Вундта известно мало. С опубликованных материалов можно составить впечатление, что в быту он был достаточно скромным и непритязательным человеком. Не так давно найдены дневники его жены Софи свидетельствуют, что он вел упорядоченное жизни: утром работал над своими рукописями, знакомился с публикациями, редактировал журнал; в полдень направлялся в университет, где работал в лаборатории, однако долго там не задерживался. Он воодушевлял своих последователей и учеников к экспериментальным исследованиям, однако не углублялся в экспериментальную работу. Американский исследователь Дж. Кеттел отмечал, что "несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, сам он не был создан для работы в лаборатории". Во второй половине дня Вундт совершал прогулку, в 16 часов он читал лекцию. Финансовое положение Вундта и его семьи было достаточно приличным, в его доме была прислуга и происходили светские приемы. По вечерам в семье Вундта любили пообщаться, слушали музыку, вели дискуссии о правах рабочих и студентов.

Исследователь посвящал много времени изучению философии, искусства, языка, пытался понять социально-психологические явления, антропологии и истории. Он охватил своим вниманием процессы гипноза, спиритуализма, психологию животных.

Вундт работал как ученый до последнего дня. Он успел завершить книгу воспоминаний.

Общий объем научного наследия Вундта впечатляет. За период своей научной работы (с 1853 по 1920 гг.) Он написал более 54 тысяч страниц. Американский ученый Боринг, который изучал историю психологии, подсчитал, что он писал по 2,2 страницы ежедневно, или каждые две минуты - по слову. Так в своеобразной форме воплотилась детская мечта Вундта стать знаменитым писателем. Вундт, как свидетельствуют его биографы, волновался по поводу того, что его как ученого могут "не понять, или понять неправильно".

Выдающимся произведением стала его работа в 10-ти томах "Психология народов", изданная в 1900-1920 гг. В ней ученый определил две линии развития психологии - экспериментальную и социальную. Вундт считал, что экспериментальному изучению подлежат простые психические процессы (ощущения, восприятия), а не процессы высшего порядка (память, способность к обучению, овладению языком). Хотя он был основателем экспериментальной психологии, однако рассматривал эксперимент лишь как способ улучшить интроспекции, не видел за ним будущего и считал, что использование эксперимента в психологии иметь ограниченное значение. С развитием экспериментальной психологии это мнение ученого было опровергнуто: высшие познавательные процессы начали исследовать экспериментальными методами.

При жизни заслуги Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности Петербурзьськои академии наук в 1902 Вундта считают кабинетным ученым, однако в его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера, в частности, в 1915 он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин Первой мировой войны.

Вундт сомневался относительно экспериментального метода. Он считал, что такие феномены, как речь, мышление, воля находятся за пределами его досягаемости, однако чрезвычайно способствовал утверждению эмпиризма в психологии. Вундт видел психологию как науку, изучал феномены сознания интроспективными и экспериментальными методами. Содержание произведений Вундта сейчас известен лишь специалистам, которые в последнее время вновь заинтересовались его научным наследием, однако он относится к тем психологов, о которых знают все, кто прослушал хотя бы один из университетских курсов по психологии. Вундт ставил вопрос о фундаментальных "законы психологической причинности", он стремился определить и объяснить закономерности психических явлений и показать необходимость психологии как отдельной науки. Вундт включился в процесс возникновения психологии в исторический момент: он упорядочил работу предшественников и предоставил сил последователям.

Исследовательская программа, которую сформулировал Вундт для себя лично и для своих учеников, определялась теми взглядами, которые он разделял. Прежде всего он считал, что психология должна вести исследования в тех вопросах, где уже есть эмпирические результаты. Вундт сам не обращался к исследованию новых проблем.

В лаборатории Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, образы последействия, чувство времени, восприятие различных оттенков времени. Особое внимание уделяли экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Эту тему разрабатывали также предшественники Вундта Г. фон Гельмгольц и Ф. К. Дондерс.

Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился определить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, время требуется для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). Сам замысел с современных позиций представляется бесперспективным, поскольку понятно, что такие процессы имеют индивидуальные различия. А стремление Вундта побудить исследуемых к тому, чтобы различить каждый из трех этапов реакции, не дали результата.

В Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Внимание Вундт рассматривал как яркое восприятие небольшого, однако целостного фрагмента сознания в определенный момент времени.

Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств, Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием - попарное сравнение: исследуемым давали задание сравнить раздражители с точки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.

В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций на раздражители.

Ученый интересовался вопросами детской психологии и зоопсихологи, однако соответствующие исследования не проводил, поскольку осознавал, что не сможет обеспечить контроль за чистотой эксперимента.

Он писал: "Я всегда пытался способствовать тому, чтобы психология заняла самостоятельное место как эмпирическая наука вне философией и чтобы при этом не потеряла помощь со стороны естественной методики, поскольку последняя к ней может использоваться, однако не менее я стремился обычно и того, чтобы результаты, достигнутые подобным путем психологией, в свою очередь использовались философией ".

Вундт создал новую психологию и оторвал ее от старой спекулятивной науки. Он показал тогдашним исследователям, психология должна быть наукой, признает факты, для проведения психологических исследований не требуется вести дискуссии о бессмертии души и ее связь с бренным телом.

Поэтому Вундт развил новую сферу научной деятельности, создал лабораторию, проводил в ней исследования и публиковал в своем журнале полученные результаты. По примеру Вундта другие исследователи пошли его путем, создали подобные лаборатории и достигли значительных результатов. Роль Вундта как основоположника современной психологии является неоспоримым, он занимает особое, уникальное место в развитии современной науки. Для того, чтобы вывести психологию на путь современной науки, Вундт проявил научный талант, самоотверженность и мужество настоящего ученого.

Деятельность Вундта была признанной, однако общая картина психологических исследований еще длительное время оставалась неизменной. В Вундта были также и противники, поэтому психология не сразу заняла достойное место в университетах как отдельная наука. Даже в Германии до 1941 г.. Рассматривалась как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно (создание факультетов, подготовка и привлечение специалистов) эта наука развивалась в США.

Научную программу Вундта не было также реализовано последовательно, поскольку в результате Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку. Во времена Второй мировой войны произошла трагическое событие: во время бомбардировки Лейпциге британской и американской авиацией, лабораторию Вундта, в которой он учил первых психологов вести свои исследования, были уничтожены.

Вундт, бесспорно, является выдающимся психологом, его слава как личности и основателя психологического экспериментирования не угасла. Большинство первых психологов Америки училась у Вундта в его лаборатории. Ученики и последователи усваивали не только взгляды Вундта, но и его манеру вести себя как непререкаемый авторитет, деспотические манеры немецких профессоров, приемы чтения лекций и даже внешний вид. Психологи и сегодня любят так вести себя и носить бороду.

Вильгельм Вундт – выдающийся немецкий психолог, один из основателей научной психологии в её современном понимании.

Вундт считается основоположником экспериментальной психологии, но несколько менее велик его авторитет и в социальной психологии, которой он усиленно занимался в последние годы жизни.

Биография

Родился Вильгельм Вундт в 1832 году в семье лютеранского священника. Ему предстояло прожить довольно долгую жизнь – Вундт умер в 1920 году. И это при том, что он с молодых лет был слаб здоровьем и во время обучения в университете едва не умер от серьёзной болезни.

Образование Вундт получал в нескольких немецких университетах – Берлинском, Тюбингенском, Гейдельбергском, работал впоследствии в Лейпцигском, где организовал первую в мире психологическую лабораторию.

Естественнонаучная психология

XIX век – время бурного развития точных и естественных наук. При этом акцент в исследованиях делался уже не на описании и наблюдениях, а на экспериментах. Экспериментировали буквально все:

  • физики изучали влияние электрического тока на магниты и живое тело, ударяя током в том числе и себя;
  • биологи с помощью специальных сосудов выделяли желудочный сок животных;
  • Фредерик Тейлор проводил опыты над собственными рабочими. И Вильгельм Вундт справедливо полагал, что психологию людей (и животных) можно изучать точно таким же способом.

С 1860-х годов Вундт читает в университете первый в мире курс по научной психологии. Что это была за наука? В предшествующую эпоху психологию понимали как учение о «душе», представление о которой основывали на религиозных догмах. Дескать, душа – это некая нематериальная сущность человека.

Изучение души было прерогативой вначале священников, а в эпоху Нового времени – писателей, поэтов и философов. Теперь же за исследование души берётся Вундт – ученик и соратник физика Гельмгольца и зоолога Иоганна Мюллера. Психическую сферу стало возможно «препарировать» - примерно так же, как это делал Гальвани с лапкой лягушки.

Нововведения Вундта в психологии включали в себя несколько моментов:

  • Предметом изучения этой науки провозглашались чувства, эмоции, идеи, поведение, а также изменённые состояния сознания (например, сон).
  • Главные методы изучения психологии – научные и физиологические. В этой связи доказывалась необходимость лабораторных экспериментов.
  • Ещё одним методом Вундт считал самонаблюдение, которое активно практиковал и сам.

Однако в нынешней психологии самонаблюдение не считается научным методом, хотя и используется в исследованиях в качестве вспомогательного. Влияние Вундта принято считать основоположником современной психологии – науки, основанной на наблюдениях, экспериментах и строгих доказательствах. Некоторые из его работ до сих пор считаются классическими учебными пособиями по психологии.

С начала ХХ века значение работ Вундта подвергается переоценке в связи с тем, что психология за это время ушла далеко вперёд. Несмотря на подчёркнутую научность его трудов и использование методов, заимствованных из физики и биологии, они иногда критикуются как идеалистические и субъективные.

Психология народов

Этническая психология во второй половине XIX столетия активно развивалась в Германии. Однако предшественники Вундта зачастую оперировали неопределёнными понятиями и мыслили непоследовательно. Вундт подверг критике их подходы и выдвинул собственный, основанный на научных принципах: психологию народов следует познавать через изучение языка, обычаев и мифов. Таким образом, Вундт является основателем современного языкознания, фольклористики, этнографии и в какой-то мере литературоведения.

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt ; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма - 31 августа 1920, Лейпциг) - немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie ), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета - ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки - психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии» . Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных , Эссе , Этика: исследование фактов и законов моральной жизни , Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию .

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Сочинения: "Лекции о душе человека и животных", 1865 - 1866, 1894; "Основы физиологической психологии", вып. 1 - 2, 1880 - 1881: "Этика", тт, 1 - 2, 1887 - 1888; "Система философии", 1902; "Очерк психологии". М., 1912; "Введение в философию"; "Введение в психологию". М., 1912; "Естествознание и психология". СПб., 1914; "Мировая катастрофа и немецкая философия". СПб., 1922; "Logik". Вег1iп 1880 - 1883; "Volkerpsychologie", Bd, 1 - 10. Leipzig, 1900 - 1920.

Вильгельм Вундт биография и интересные факты из жизни немецкого врача, физиолога и психолога, основателя экспериментальной психологии изложены в этой статье.

Вильгельм Вундт биография кратко

Будущий психолог Вильгельм Вундт появился на свет 16 августа 1832 года в семье пастора в городе Мангейм. Окончивши гимназию, он вступил в Тюбингенский университет на факультет медицины. Дальнейшее обучение Вильгельм продолжил в Гейдельберге. В 1855–1856 годах он служил ассистентом в медицинской клинике в женском отделении под руководством профессора Гассе, его учителя.

Карьера практического врача доктора Вундта шла вверх. Но после того как он прослушал семестр в Берлине у известного естествоиспытателя И.П. Мюллера, Вильгельм отказался от карьеры. В 1856 году он защитил докторскую диссертацию в Гейдельберге и занял пост преподавателя физиологии в данном университете.

Делая успехи в области психологии, он стал проводить физиологические занятия и выдал книгу под названием «Учение о мышечных движениях». Читает лекции и занимается исследованием социальной и экспериментальной психологии.

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете. Кроме преподавания философии он в 1879 году организовал первую лабораторию в мире по экспериментальной психологии. Вскоре ее преобразовали в институт, двери которого были открыты для всех, кто желает заниматься изучением душевной деятельности. Также он создал первый психический журнал «Философские исследования» в 1881 году. В нем публиковались труды лаборатории. В целом, лаборатория занималась исследованиями в 5 направлениях:

  • Психофизика
  • Изучение восприятий и ощущений
  • Изучение времени реакции
  • Изучение ассоциации
  • Изучение чувства

Остаток своей жизни Вундт посвятил изучению культурной и социальной психологии. До самой своей смерти он пишет 10-томный фундаментальный труд под названием «Социальная Психология».

Вильгельм Вундт интересные факты

  • За период своей научной деятельности (за 68 лет) Вильгельм Вундт написал ни много, ни мало — 53 735 страниц. Получается, что в день он писал больше, чем две печатные страницы.
  • Он в совершенстве владел несколькими языками - латынью, греческим и древнееврейским.
  • В 1867 году Вильгельм повстречал Софи Мау, старшую дочь профессора по богословию. Они сочетались узами брака 14 августа 1872 года в городе Киле. В браке у пары родилось трое детей — Элеонора, Лили и Макс.
  • В честь исследователя назвали оптическую иллюзию — Иллюзия Вундта
  • Доктор Вундт, нуждаясь в финансовых средствах, сутками напролет дежурил в клинике . Он настолько уставал, что засыпал просто на ходу. Очень часто Вундт делал обходы больных в полусонном состоянии – он был сомнамбулой.