история одного изобретения и одного предательства. И у стен есть «уши». История одного изобретения и одного предательства (4 фото)

5 декабря 1991 года во время приёма в посольстве США на Новинском бульваре председатель Межреспубликанской службы безопасности (так пришедшие к власти демократы обозвали КГБ) Вадим Бакатин передал американскому послу Роберту Страуссу схему прослушки в новом здании посольского комплекса.

Новое здание посольства США в Москве

Впрочем, схема - сказано слишком мягко. Это был целый пакет совершенно секретной документации (не менее 70 листов) о системе прослушивающих устройств и о том, как эти устройства работают. Говорят, Страусс от такой душевной щедрости российского министра долгое время стоял, разинув рот.
Конечно, после серии демаршей с односторонним сокращением ракет и прочими уступками янки уже ничему не удивлялись. Однако чтобы руководитель службы безопасности одного государства передавал, словно шпион, секретные документы представителю другого государства - такого в тайных войн и дипломатии ещё не бывало.

Сам Бакатин впоследствии пытался оправдать своё предательство тем, что схема прослушки, мол, давно устарела и американцы, дескать, сами её вычислили. Поэтому акт передачи технической документации не нанёс никакого ущерба безопасности России и его можно рассматривать как выражение доброй воли и стремление к обоюдовыгодному сотрудничеству.

Кто-то, может, и поверил в эту ерунду, но только не специалисты. Во-первых, никакого обоюдовыгодного сотрудничества после этого акта доброй воли не последовало: американцы своих секретов не выдали и выдавать не собираются. А во-вторых, система прослушки американского посольства в Москве была настолько совершенна, что американцам понадобился бы не один десяток лет, чтобы полностью вычислить всю схему и понять смысл её работы.
Поэтому подарок Бакатина все нормальные соотечественники расценили как беспрецедентное по своему масштабу и цинизму предательство своей страны.


Схема прослушки в здании посольства США. 70 листов такой документации Бакатин передал американцам


А теперь несколько слов о самой прослушке. Если кто-то думает, что в стены посольского здания умельцы из КГБ понатыкали «жучков», то глубоко ошибается. В том-то и дело, что никаких «жучков» нигде никто не тыкал. Суть этой уникальной системы заключалась в том, что роль прослушивающего устройства исполняли сами материалы и конструкции, из которых строилось новое здание американской дипломатической миссии.

Поэтому вычислить, откуда именно из посольского здания утекает секретная информация, было в принципе почти невозможно. Для этого понадобилось бы разбирать всё здание вплоть до несущих стен и перекрытий.

Один из авторов и разработчиков этой уникальной прослушивающей системы - майор КГБ Вячеслав Асташин. В конце 1970-х годов этот талантливый изобретатель возглавлял отдел в Конструкторском бюро специальной техники обеспечения разведывательной и контрразведывательной деятельности КГБ СССР. Под его чутким руководством уже на стадии проектирования и строительства посольское здание планомерно начинало походить на гигантский микрофон, работающий на приём и передачу секретной информации.

В начале 1990-х Вячеслав Асташин, не сумев пережить всеобщего развала и бардака, ушёл из жизни сравнительно молодым человеком - ему не было и 60 лет. Так получилось, что я неплохо знаком с родным братом Вячеслава - Вадимом. Так вот, он поведал немало любопытных подробностей, которые, очевидно, в своё время ему рассказывал брат.

Идея сделать бетон «слышащим» пришла Вячеславу ещё в начале 1970-х годов, когда его, выпускника одного из ведущих технических вузов страны, пригласили на работу в КГБ. Несколько лет в одной из лабораторий КГБ Вячеслав вместе с группой единомышленников доводил своё изобретение до ума. И вот представилась отличная возможность применить его на практике: янки решили строить в Москве новое здание своего посольства. Архитектурный проект был разработан американцами, однако строительные материалы и технику должен был поставить Советский Союз.

Этой ситуацией блестяще воспользовалась советская контрразведка. Так, уже на стадии производства стройматериалов в бетонные блоки и стеновые панели монтировались едва заметные прослушивающие устройства. Внешне они ничем не отличались от простого строительного мусора, который иногда попадает в бетон при его производстве. Например, в однородной массе бетона вдруг обнаруживается небольшая, с булавочную головку, чёрная горошина.



Определить, что это такое, с ходу невозможно: нужен специальный анализ. Но даже если и выяснится, что этот чёрный шарик не мусор, а искусно сделанный микрофон, по сути это ничего не изменит. Потому как таких шариков, кубиков, палочек и прочих непонятных на первый взгляд предметов в стены и балки было вмонтировано несколько тысяч. И каждый из этих шариков играл свою роль в общей системе прослушки. Таким образом, всё здание превращалось в огромный микрофон.

Причём в качестве подпитывающей энергии использовались естественные процессы, идущие в любой строительной конструкции: вибрация, циркуляция тепла и водяных паров внутри стен и т.д. Неудивительно, что специальная комиссия сената США, которая анализировала техническую документацию, заботливо переданную Бакатиным, пришла к выводу, что система прослушивающих устройств, установленная КГБ СССР в новом здании американского посольства в Москве, является «самой сложной и умело проведенной разведывательной операцией в истории».

Интересно, что незадолго до смерти к Вячеславу Асташину, который к тому времени уже уволился в запас, приходили какие-то респектабельные господа из американского консульства и предлагали переехать в США, чтобы там, в одном из университетов, за очень хорошие деньги заниматься своими техническими проектами.

В начале 1990-х народ из свободной демократической России валом валил на Запад: за красивой жизнью в Америку и Европу ехали артисты и спортсмены, режиссёры и политики, торгаши и журналисты. Поэтому американцы были уверены, что сумеют без особого труда договориться с российским инженером, который жил на скромную пенсию. Не удалось. Выслушав коммерческое предложение гостей, Асташин заявил, что Родину не продаёт, и выставил американцев за порог своей квартиры…

Мешок Перьев

Спойлер

Волк встречает Эльтона в хижине, находящейся рядом с каменоломней. Он ищет перья гарпий, и,конечно, кто же, как не Ведьмак, поможет ему в этом.

Для начала следует собрать двенадцать перьев. Источник гарпий, каменоломня, в двух шагах (если вы уж совсем мазохист, то можно пройтись до дома Вдохновенного).

Теперь Эльтон хочет шестьдесят перьев. В общем, действуем по той же схеме, однако если гарпии кончились, то просто медитируем и снова выходим на охоту.

В третий раз Эльтон попросит... Нет, не бойтесь, всего восемь перьев. Способ добычи тот же.

Когда Волк разберется с перьями, следует через некоторое время зайти к Эльтону. Вас ждет сюрприз...


Борьба на Руках: Верген

Спойлер

В Вергене Волк предстоит потягаться с Ярпеном Зигрином и Шелдоном Скаггсом, а затем, когда оба будут побеждены, со Скаленом Бурдоном.


Игра в Покер: Верген

Спойлер

В Вергене Геральта ждут пять противника: Бруно Бигс, Корнелий Мейер, хозяин таверны, Сесиль Бурдон и Хагарт.


Кулачные Бои: Верген

Спойлер

В трактире проходят бои, и Геральта, поговорившего с кем-либо, пригласит Шеридан принять участие в поединках. Первым будет Зис Младший, вторым - Штель Плейсхолдер, а третьим - Микель и Боровиков. В случае победы Волку бросит вызов Зильграт.

Вариант 1: Геральт принимает вызов и проигрывает.

Вариант 2: Волк побеждает или не принимает вызов вовсе. В третьей главе это аукнется встречей с рыцарем.


И у Стен Есть Уши

Спойлер

Ведьмак решает расспросить Вицека Боровика - крестьянина, подозреваемого в отравлении Саскии. Он находится в южной части города под надзором скоя"таэлей. использовав устрашение или аксий, Геральт узнает о священнике Ольшане, который разговаривал с принцем.

Волк направляется к его дому (он находится недалеко от ворот) и находит внутри записи.


Подозреваемый: Торак

Спойлер

Геральт направляется к одному из подозреваемому Тораку. Ведьмак приходит к нему, чтобы расспросить, а краснолюд, конечно, все отрицает.

Для того чтобы продвинуть выполнение задания, необходимо выполнить квест "Кошмар Балтимора".

С помощью ключа Торака Волк открывает дом подозреваемого и в сундуке находит расписку Ольшана за поддельный кубок.


Кошмар Балтимора

Спойлер

В логове гарпий Ведьмак видит сон Балтимора, а на доске объявлений узнает о его смерти. Поговорив с Тораком, Геральт получает разрешение на осмотр дома Балтимора.

Обыскав дом, Волк находит ключ и записки с указаниями, где использовать его. У входа Ведьмака остановит Торак и спросит, нашел ли он что-то. Можно рассказать о записках либо промолчать.

Как бы то ни было, Волк, следуя указаниям, сначала идет к сожженной деревне, где расположен разрушенный колодец. Далее Геральт идет на север и, свернув на перекрестке налево, приходит к большим воротам. Ведьмак добирается до алтаря и еще одного перепутья. Идти стоит в направлении каменоломни. Волк спускается в каменоломню и находит сундук с руническим ключом на бугре. Теперь Геральт возвращается обратно к алтарю, но на этот раз сворачивает направо и доходит до места кораблекрушения. Недалеко стоит дверь, заросшая плющом, за которой находит сундук с очередной порцией записок от Балтимора.

Вариант 1: если Волк рассказал Тораку о записях, то тот появится сразу, как только Ведьмак зайдет в комнату, и предложит выкупить их, а также предоставить скидку. Если Геральт не согласится, бою быть.

Вариант 2: если Ведьмак не сказал ничего о записках, то Торак появится после того, как Геральт прочтет записи и узнает о преступлении краснолюда, и нападет, не давая возможности уладить конфликт мирным путем. Вернувшись в Верген, Волк рассказывает Сесилю Бурдону о том, что Торак убил Балтимора.


Черная Работа

Спойлер

На доске объявлений висит объявление о закрытии шахты, а краснолюды хотят разобраться с этим. Геральт идет в трактир и, поговорив с ними, направляется в шахту в компании краснолюдов.

На территории всех тоннелей имеются три расщелины, из которых выползают гнильцы. Чтобы завалить их, Волку потребуются бомбы "картечь". Лучше всего выполнять это задание вкупе с квестом "Подземная Жизнь", так как путешествовать придется по одни и тем же тоннелям.

Разобравшись со всеми расщелинами, Ведьмак возвращается к Сесилю Бурдону.


С Трепещущим Сердцем

Спойлер

На доске объявлений висит объявление о пропавших жителях города. Ведьмак решает расспросить обо всем эльфа Элеаса. Исчезавшие люди умирали, так как позже находились их тела. Волк узнает, где похоронены эти несчастные, и направляется туда, однако перед этим идет к сожженной деревне, где его атакуют призраки. Вскоре он ловит запах серы, что намекает на причастность суккуба к делу.

В конечном счета Геральт приходит к катакомбам. Нас интересует труп, рядом с которым горит свеча. Осмотрев мертвеца, Ведьмак находит блокнот Лютика...

Бард сейчас сидит с трактире; немного поболтав, Геральт просит Лютика прочитать стихи, дабы выманить суккуба.

Вместе они прибывают в сожженную деревню, и управление на некоторое время переходит к Лютику, в роли которого нам предстоит составить стихотворение. Вот так оно выглядит:

Если бы тела в песню лечь могли бы
То спросило б сердце белые ладони, захотят владеть им
Коль мне грудь откроешь

Правильно подобрав строки, можно спуститься к суккубу или вернуться к Геральту; вне зависимости от выбора управление перейдет к Ведьмаку. Волк спускает в убежище суккуба.

Вариант 1: Геральт расспрашивает ее насчет убийств и узнает, что кто-то, влюбленный в нее, убивает ее любовников. Возможно, им является Элеас. Вернувшись в город, Ведьмак обвиняет Элеаса в присутствии Йорвета, однако доказательств нет. Чтобы получить их, нужно у Фелиции Кори купить хирургические инструменты и вновь осмотреть труп со свечкой. На этот раз Волк найдет кусочек металла. Кстати говоря, металл можно получить и при первом посещении катакомб; все, что нужно, - это иметь инструменты при себе. Геральт показывает доказательства Йорвету, однако Элеасу удается сбежать. Волк возвращается в сожженную деревню, где встречает эльфа, и убивает его. Вернувшись к суккубу, Ведьмак может немного побаловаться с ней.

Вариант 2: Волк не церемонится с чудищем и сразу убивает суккуба, а затем возвращается к Элеасу за вознаграждением.


Контракт на Королеву-Гарпию

Спойлер

Выполнить этот контракт можно, идя по основной сюжетной линии (если Волк проходит главу за Йорвета). Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что Геральт попадет в пещеру гарпий так или иначе, где и сможет честно заработать свои деньги за уничтожение Королевы-Гарпии. Она и ее приспешники появятся после того, как Волк поднимет кристалл со сном Лето. Использовать огонь крайне рекомендуется.

Победив чудовище, Ведьмак возвращается к Сесилю Бурдону за вознаграждением.

Тут проблема в написании скрипта на этот квест. Он сделан по-дурацки. Проблема, скорее всего, в том, что этот квест добавлен уже после выпуска игрушки. Короче, проходим так. 1. До последнего не отдаем платок Трисс Филиппе - это запустит триггер на квест "У стен есть уши", заодно жизненно важно, чтобы Торак остался жив. Иначе мы его не сможем допросить. 2. До квеста находим сон Балтимора, получаем ключ к его дому у подмастерьев, стараясь не вызвать у них никаких подозрений. Входим в дом Балтимора, находим ключ от сундучка Балтимора и его записи. При выходе говорим подмастерьям, что не нашли ничего особенного. 3. Бежим к Филиппе, отдаем платок Трисс. Тут нам говорят, что крестьяне хотят убить принца Стенниса. Бежим в покои, где разворачиваются события. Тут ОЧЕНЬ важно, с КЕМ говорить, потому что любой неосторожный вопрос вызовет кат-сцену и обломает нам вынесение приговора на основе непреложных улик. Если хотим поговорить с Стеннисом, придется сделать это в первую очередь. Но тут 50 на 50 - сильно рискуем вызвать кат-сцену. Не говорим со Скаленом, который там рядом народ успокаивает, не говорим с Лютиком и Золтаном - они говорят только общие слова о том, что народ с дворянами готовы глотки друг другу порвать. Стеннис, в принципе, тоже не даст показаний: во-первых, он принц и не обязан отчитываться перед всякой швалью, опять же если он виновен, он не такой дурень, чтобы против себя свидетельствовать, во-вторых, он, принц и будущий король, образец чести и достоинства, не обязан раздавать свою кровь всяким девкам, что не помешает ему однако подговаривать ведьмака посодействовать его спасению. Тот ещё жук. Итого, говорим с двумя лицами: краснолюдом Абелем Морено у входа (он расскажет нам, что кубок для Саскии делал он и что дубликат могли заказать только Тораку, опять же весьма ценно, что вино не травили, отрава была в самом кубке, это снимает подозрения с виночерпия) - запуск квеста "Подозреваемый Торак", аэдирнскими крестьянами (эти сообщат, что скоятаэли поймали виночерпия и держат его под присмотром) - запуск квеста "У стен есть уши". Тут же отмечаем на карте, где скоятаэли держат виночерпия. 4. Далее идем к Тораку, спрашиваем его, не он ли делал кубок для Саскии - Торак крайне негативно отзывается о работе того, кто сделал кубок для Саскии - ревновашки налицо. Он отрицает свою причастность к отравлению. 5. Идем к виночерпию, хорошенько припугиваем его и выслушиваем, что он рассказывает о жреце Ольшане и принце. Отравитель несомненно жрец, но и у принца рыльце в пушку. Итак, нам требуется обыскать дом Ольшана. Его дом нам указывает Сесиль Бурдон. Здесь НЕ ПУТАТЬ его со Скаленом. Скален сейчас рядом с принцем, разруливает конфликт. А вот Сесиль - у себя дома, где мы сдаем ему квесты. Сесиль указывает нам дом Ольшана (как войти в Верген снаружи, он самый последний в людском квартале, если повернуть направо от ворот - если что, там рядом костер, у которого витийствует монашек, обожающий Геральта, он ещё книжечку даст), обыскиваем дом, находим записки Ольшана - чертеж кубка Саскии. 6. Теперь завершаем квест "Подозреваемый Торак. С руническим ключом бежим к разбитому кораблю, находим дверь в кустах, открываем ее - в сундуке лежит обвинительная записка Балтимора. Торак - убийца! Выдерживаем бой с подмастерьями - крутые ребята, пришлось на них на темном уровне ловушки ставить, а то бы забороли. Получаем ключ от сундучка Торака. 7. Бежим в Верген, находим дом Торака, открываем его сундучок - оп! расписка Ольшана, где он оплачивает половину условленной суммы за кубок. 8. Идем к Сесилю Бурдону, рассказываем, кто убийца Балтимора, получаем опыт, денежки и благодарность. Квест "Подозреваемый Торак" выполнен! 9. Далее нас ждет квест "У стен есть уши". Бежим в замок, на первые два вопроса крестьян даем положительные ответы, обвиняя принца.

Есть фразы, которые долго передавались из уст в уста. Стирались о языки и губы. Шепелявили, картавили, заикались. Теряли слова и утрачивали смысл. А затем обретали новый, привязанный за кончики букв к современности. Но стоит подержать такую фразу на языке, смакуя ее аромат, как за привычными очертаниями кириллицы начинают проявляться древние таинственные руны.

И У СТЕН ЕСТЬ УШИ

1.
В начале было слово. Ну вот…Опять… Опять я говорю расхожими фразами, хотя, казалось бы, зарекся навсегда. Но как иначе рассказать об этой удивительной истории, если началась она со сказанного в тишине полуденной новосибирской квартиры слова?
- Молодой человек, вы мне не поможете?
Сладкая дрёма, вот-вот собиравшаяся стать крепким послеобеденным сном, вздрогнула и рассыпалась звенящими осколками по комнате. Недочитанный детектив полетел на пол и обиженно захлопнулся, а я вскочил с дивана, испуганно озираясь по сторонам. Я ведь один в квартире!

Мне чуть-чуть осталось, - сообщил тот же голос.

Никого. В комнате не было никого! Даже телевизор и тот был выключен, и даже выдернут из розетки. Я потер глаза и, подойдя, распахнул дверь на балкон. Просунул голову, отмахнулся от залетевшей наглой осы, выглянул сквозь застекленные окна на улицу…

Я здесь, возле книжной полки! – вежливо произнес голос. – Не откажите в любезности, подайте руку.

Я резко обернулся к стеллажу с книгами и…увидел на стене чью-то невнятную тень. Она дергалась! Отчаянно дергалась, словно пыталась оторваться от стены. Как завороженный я медленно приблизился к этой беспокойной тени и коснулся ее рукой. В тот же момент мою ладонь крепко сжала чья-то обжигающе холодная рука, я машинально потянул ее на себя, и из стены выскользнул невысокий старомодно одетый господин с тонкими черными усиками, завернутыми кверху, как у Сальватора Дали.

Уфф! – обрадовано произнес господин. – Как же у вас здесь тепло!

Одет он был более чем странно. Закрытая куртка с узкими полами и стоячим воротником, на рукавах – кружевные манжеты, а из-под распахнутого короткого плаща из тяжелого шелка были видны короткие и кривые ноги в обтянутых чулках, поверх которых было надето что-то вроде бриджей с серебряными застежками. Дополнялось это средневековое непотребство большим бархатным беретом и тщательно завитым светлым париком.

Позвольте представиться, - важно заявил гость. – Корнелиус Тотти, потомственный маг и алхимик из Вероны.
- Дима, - неожиданно хрипло ответил я. – Дима Дымов, парикмахер. А вы как…то есть, откуда.. ээ…каким образом?
- Dediscit animus sero, quod didicit diu. – похлопал меня по плечу потомственный маг и алхимик и, увидев мое недоумение, перевел. - Не скоро забывается то, что долго заучивалось. А уж как найти дорогу назад я заучивал десять лет! И если ты угостишь меня хорошим вином, то я расскажу самую удивительную историю, которую ты только можешь себе представить!

Вина у меня не было. Зато я помнил кое-что по латыни, даром что ли закончил три курса истфака.
- Qui bibit immodice vina, venena bibit, - произнес я, заваривая чай в старом китайском заварнике. В переводе это означало «Кто неумеренно пьет вино, тот пьет яд». Бросил взгляд на Корнелиуса: не обидел ли ненароком? Но нет. Он лишь довольно и слегка снисходительно усмехнулся. После чего парировал известным:
- Quis hominum sine vitiis natus est? (Кто из людей родился без пороков?).
На чем обмен латинскими максимами и прекратился за явным преимуществом более образованного Корнелиуса. Скинув свой тяжелый плащ, он сидел за кухонным столом, в парике и нелепом старинном наряде, пил мелкими глотками горячий чай и, с любопытством прислушиваясь к ощущениям, рассказывал свою историю.

И у стен есть глаза и уши, но нет ног. Да-да, я знаю, как изменилось это присловье за несколько тысяч лет со времен, когда его впервые произнес Навутепухупер, великий маг Вавилонского царства. Он оставил после себя записи… Неясные и туманные, но я сумел не только найти их и перевести на латынь, но и постичь дух древних знаков. А это, мой милый юноша, большая удача для мага. Из записей Навутепухупера следовало, что есть неизвестная нам жизнь за той гранью, которая разделяет бренное и вечное существование. Жизнь тех, кто застрял между двумя мирами. Обычно это авантюристы вроде меня, но только гораздо слабее. Но немало и тех, кто попал туда случайно.
- Куда «туда»? – не выдержал я.
- В Стены. Да-да, мой юный спаситель, Стены и есть тайный мир, скрытый от наших глаз. Запомни, в любой стене может кто-то жить. И в этой, - Корнелиус невежливо ткнул пальцем в простенок между комнатой и кухней, - и в этой, и в той. Жизнь…нет, существование, конечно же существование!.. тех, кто заперт в Стене скучно и однообразно. Stare putes, adeo procedunt tempora tarde, как говорил Овидий, время тянется так медленно, что кажется - оно остановилось. Единственное, что хоть немного скрашивает скуку, это наблюдение за нами. За живыми людьми. За их грехами и пороками. О! Каких только событий не наблюдал я, оказавшись По Ту Сторону! Будь я Шахерезадой, мне хватило бы их на несколько тысяч ночей. Но к делу.
Гость отставил опустевшую чашку и пристально посмотрел на меня.
- Я хочу вознаградить вас за свое спасение, молодой человек. Дело в том, что я отправился когда-то в свое путешествие не просто из любопытства. У меня накопилось огромное количество долгов. И чтобы рассчитаться с кредиторами, я был вынужден прибегнуть к крайне опасному шагу – уйти в Стены. Ведь в стенах и фундаментах домов скрыто немало кладов. Клад я, кстати, нашел и не один. А кредиторы мои давно уже поджариваются в аду. Так что всё это тебе, пойдем.
Мы вернулись в комнату к книжному стеллажу. Корнелиус осторожно взял меня за руку – а ладонь у него теперь была совсем теплая, человеческая! – и тихо прошептал:
- Зажмурь глаза и сделай шаг вперед. Как только окажешься По Ту Сторону, можешь открыть глаза. Увидишь большой ларец с драгоценностями, возьмешь его левой рукой и подашь мне. А я выдерну тебя обратно. Не бойся, тут нет ничего страшного. Просто мне нужно читать Руны, а это можно сделать только оставаясь вне Стены.
И, не дожидаясь моего ответа, маг что-то тихо запел на древнем незнакомом языке. Я зажмурил глаза и шагнул вперед, ощущая мягкое сопротивление. Словно меня держала какая-то плотная ткань. Держала, держала, а потом лопнула громким хлопком, и я провалился в неизвестность. Открыл глаза и увидел светящийся в сером полумраке ларец. Тяжеленный! Еле-еле поднял его, обернулся и чуть не выронил: передо мной как на ладони лежала моя комната, а я был… в Стене!
- Давай его! - выкрикнул маг.
Неожиданно легко подхватил тяжелый ларец, криво усмехнулся и…отпустил мою руку. Я рванулся вперед, но было поздно. Стены приняли меня в свой мир и не хотели выпускать обратно. А посередине комнаты - моей комнаты! - стоял кривоногий Корнелиус и громко хохотал…

Отчаяние не приходит сразу. Чтобы не случилось, в первый момент человек просто не верит произошедшему. Он пытается найти выход, но… Выхода нет. Время не повернешь вспять. Судьба уже бросила кости и тебе выпало «пусто». И вот тогда тебя скручивает, наконец, отчаяние. Хочется выть в голос и биться головой о стену. Хотя бы изнутри… Но головы нет - ты всего лишь бесформенная тень. Заблудившаяся в ином мире память о себе живом. Не в силах больше смотреть на хохочущего мага я отвернулся…отвел глаза? рассеял внимание?.. и тут на меня налетело что-то сильное и свирепое.
- Ага! – выкрикнуло Что-то. – Попался! Теперь ты, сволочь, за все ответишь!
Затем резко развернуло меня к себе лицом, испуганно ойкнуло и отпустило. Передо мной в сером полумраке междустенья колыхалась Тень.
- Ты не Корнелиус, - огорченно констатировала она женским голосом, - но где же он?
- Он там… - вздохнул я. – В моей комнате.
И мы одновременно посмотрели на все еще смеющегося мага. Он словно почувствовал это. Поправил парик, выпрямился и надменно бросил слова в пустоту комнаты:
- Если ты уже познакомился с Соней, то передавай ей мои наилучшие пожелания. Адью, красавица!
И развернувшись на каблуках, Корнелиус подхватил сундучок и проследовал на балкон.
- Раззява! – выругалась на меня Соня. - Кочка болотная! Он у меня уже в руках был! Откуда ты только взялся на мою голову?!
Я виновато пожал плечами. По крайней мере, попытался это сделать.
- Мы хоть где? – спросила женщина-тень. – Всё еще в Петрограде?
- Мы в Новосибирске, - ответил я. – Скажи, а обратно теперь как-то можно? Или это….навсегда?
- Новосибирск какой-то, - проворчала Соня, - понастроили тут городов, плюнуть некуда. Говорила я Зинке, не радуйся раньше времени! А она: «Тринадцать лет! Мы так недавно
Его приветили, любя» Вот, доприветствовались. Ты чьих будешь?
- В смысле? – не понял я. – Меня зовут Дима. Дима Дымов, парикмахер. Вы про какую Зинку-то? Про какие тринадцать лет?
- Про какую… Про Гиппиус. Дружили мы с ней когда-то. Она все перед первой мировой думала, что двадцатый век еще исправится. Мол, ему только тринадцать. Ага, исправился, как же. Меня Соня зовут, Софья Подосинкина. В Смольном училась, институт благородных девиц, мать его так. Пока за драку не выгнали. Ах, какая была славная драка! Ты когда-нибудь ночной вазой от троих оборонялся? Чепцом уши противнику завязывал?
Я отрицательно помотал головой. Я и без чепца никому ничего сроду не завязывал.
- Тогда ты меня не поймешь! – констатировала эта удивительная женщина. – Ладно… Жаль, конечно, что из-за тебя я этого изверга свинячего упустила, ну да что теперь поделаешь. Бывай!
- Подождите! Как это бывай?! Соня, да я здесь ничего не знаю… Что мне теперь делать-то? Как жить?
- Ну как… - остановилась Соня. – Стенки здесь неплохие, прочные, хоть и узкие. Телевизор есть, ежели кто книжки читает, можно через плечо заглядывать. Окон уличных полно опять же. Я, между прочим, пятнадцать лет вообще в стенах тюрьмы провела! Все шестидесятые пропустила, Элвиса Пресли, стыдно сказать, только в гробу и видела. Да и то муляж. А Элвис к нам в Стены ушел, прикольный мужик, кстати. По субботам в фундаменте Лувра концерты дает. А потом целыми днями Джокондой любуется, все насмотреться не может. А чего та Джоконда…. Один товарищ рассказывал – глупая баба была, одно и умела, что мужикам улыбаться.
- Да не хочу я целую вечность в телевизор пялиться! Я его и живым-то редко смотрел. Возьми меня с собой, а? Я боюсь…один.
Соня с сомнением посмотрела на меня:
- Вот здрасьте, я ваш поросенок…. А на кой ты мне сдался? Хотя… Гвозди выбивать умеешь?
- Забивать? – переспросил я.
- Забивать – это с той стороны. А с этой – выбивать. Трудное дело, но зато платят хорошо.
- Сумею! – заверил я. – Обязательно сумею! Только зачем их выбивают-то?
- Ну ты и недотепа, - удивилась Соня, - они ж царапаются! Ладно уж… Пошли. Только смотри, не отставай, ждать не буду.

К моему удивлению передвигаться внутри стены оказалось легко. Плыви себе да плыви, поглядывая по сторонам. Для жителей этого мира стены казались полыми и прозрачными. Вот только шагнуть сквозь эту прозрачность не удавалось еще никому. Корнелиус стал первым. И то ему понадобилось почти пятьсот лет и несколько десятков таких же обманутых, как и я, чтобы достичь результата. Если слово «закон» применительно к этому миру, то зловредный маг и алхимик, был вне его.
Соня тоже оказалась жертвой этого проходимца. В 1915 году, когда она тайком ото всех собиралась сбежать на германский фронт, он явился ей точно также, как и ко мне, и заманил в этот Каменный мир.
Больше всего меня заинтересовал вопрос, как стенцы – так местные «жители» называли себя с легкой руки некогда попавшего сюда Маяковского – передвигаются между домами. По пространству, где нет никаких стен. Оказалось, что в городах с их прежними каменными мостовыми или современными асфальтовыми дорогами это проще простого. Между городами существовали федеральные трассы, но путешествия по ним – штука долгая и утомительная. Впрочем, если не хочешь свихнуться от скуки, то отправиться путешествовать – самое правильное решение. Беда в том, что и путешествия вскоре надоедают, и жителей Стен начинает одолевать непреодолимая лень. Лень желаний. Почти каждый третий стенец болен этой неизлечимой болезнью.
- А горы? – спросил я. – В горах вы можете жить?
- Мы, - поправила Соня, продолжая движение, - привыкай говорить «мы». Нет, не можем. И в деревянных стенах тоже. Только в рукотворном камне, цементе, асфальте… Стоп! Куда это мы зашли?
Она резко остановилась, а я не успел и уже, пролетая мимо, почувствовал, как меня твердой рукой схватили за шиворот. Ну, или что там у нас, теней, вместо шиворота?
- Тормозить учись, раззява, - сонин смех рассыпался маленькими шариками между стен и раскатился в разные стороны, - так и в ловушку влететь можешь.
- В какую еще ловушку? – я невольно поежился. Вот ёжится оказалось проще простого: хоть совсем съежься, до самой последней молекулы – никаких проблем.
- Известно в какую – во временную. Энштейн, бродяга, понастроил ловушек по всем Стенам, а сам взял да и пропал. Сумасшедший старикан! Со временем в прятки играл, как с дитем глупым. Но, видно, доигрался. Пропал – и нет его. А жаль, - неожиданно вздохнула Соня, - он так умел ухаживать… Интересно, а где у вас тут ближайший клад?
- А зачем нам клад? Корнелиуса на него выманивать?
Соня странно посмотрела на меня и неожиданно заявила:
- Димыч, ты – гений! Про клад-то я просто так ляпнула. Но…но это идея! Корнелиус, собака латинская, клад и сквозь стену почует!

За три месяца, которые я провел По Ту Сторону, я научился:
- избегать ловушек старины Энштейна;
- завязывать нужные знакомства в новом для себя мире;
- путешествовать между домами;
- не обращать внимания на жильцов, чтобы они не творили – и без меня маньяков среди стенцев хватает;
- искать клады;
- смотреть влюбленными глазами на Соню. Это, правда, как-то само получилось. Безо всякого обучения.
Вот чему я так и не смог научиться, так это выбивать гвозди. Если вы думаете, что это легко – попробуйте как-нибудь сами!

И однажды, когда закат уже ложился оранжевой краской поверх желтеющих тополиных листьев, мы притащили найденный клад в мою бывшую квартиру. Как ни странно, Корнелиус никуда не уехал. Расхаживал, злой и хмурый, в моем халате по комнате и что-то тихо бурчал себе под нос.
- Не может быть! – неожиданно вскричал он, и мы с Соней даже отпрянули от стены. – Не может такого быть! Это всё камни, будь они неладны! Неправильные камни неправильного клада. За-ча-ро-ван-ные!
Маг подошел к тяжелому ларцу, стоявшему на журнальном столике и раздраженно опрокинул его на пол. По полу разлетелись большие крупные жемчужины, драгоценные камни, старинные золотые монеты…Внезапно Корнелиус застыл и обернулся к стене.
- Почувствовал, - прошептала Соня. – Как только он коснется стены, я скажу обратку.
- Какую обратку?
- Тихо! Человека, который заманил тебя в Стены, можно вернуть обратным заклинанием. А самому вернуться в реальный мир.
Корнелиус подошел к стене и стал внимательно всматриваться в нее. Ноздри его раздувались, словно у ищейки, а руки жадно дрожали. Наконец, он словно во сне протянул руку и дотронулся до стены. В то же мгновение Соня громко выкрикнула длинное незнакомое слово, а Корнелиус испуганно дернулся назад. Но он опоздал: его рука уже прилипла к стене, а невидимая прозрачная пленка, отделявшая нас от реального мира бесшумно порвалась и из комнаты густым потоком потек теплый воздух. Как непередаваемо хорошо чувствовать тепло и…жизнь!
- Держи его! – заорала на меня Соня, и я тут же вцепился в мага.
Корнелиус сопротивлялся отчаянно, но Тени сильнее человека: мы постепенно втягивали его в стену.
- Куда Энштейна подевал, жмурик недоделанный?! – сонина рука ухватила Корнелиуса за горло, и он неразборчиво захрипел.
- Да здесь я, здесь! – раздался рядом с нами незнакомый веселый голос, и в тот же миг Корнелиус от сильного толчка влетел в Стены, а наши тени кто-то подхватил и втащил в Мир. В наш мир!

Мы сидели с Соней прямо на полу и во все глаза смотрели друг на друга. Рядом неторопливо расхаживал по комнате Альберт Энштейн, хитро улыбался и рассказывал свою историю:
- К тому моменту, когда Корнелиус сумел выбраться. я немного опоздал. - говорил он. - Но у меня был запасной план: я просто изолировал эту квартиру от Времени. Не очень сложный фокус, если разобраться. Внутри был 21-й век, работал телевизор и электроплита. Из крана текла вода. Шкаф оказался под завязку забит мясными консервами и крупами. Зачем вам, кстати, столько?
- Да это приятель оставил… Некуда разгрузить было, - ответил я, не отрывая глаз от Сони.
- Ну вот… - продолжил старина Альберт, - а за окном стояло начало 20 века. И преодолеть этот парадокс Корнелиусу оказалось не под силу.
- Как начало 20 века? – удивилась Соня. – Самое начало?
Мы вскочили и подбежали к окну. За ним по мощенной мостовой медленно ехала карета, а вдоль домов неторопливо прохаживались господа и дамы в нарядах столетней давности.
- Смотри-ка! – неожиданно вскричала Соня. – Это же Зинка! Зинка Гиппиус!
И, стремительно развернувшись, она решительно двинулась к двери.
- Какая Гиппиус? Это же Новосибирск…тьфу, Новониколаевск!
- Молодой человек, - усмехнулся Энштейн, - вы плохо думаете о моих способностях. И не беспокойтесь. В отличие от Корнелиуса, эта молодая дама пройдет сквозь любую дверь.
- А я… как же я?
Услышав это, Соня на секунду остановилась в дверях, бросила на меня долгий, полный сомнения взгляд, а потом сказала:
- Я сейчас вернусь. А ты это… забивать гвозди-то хоть умеешь?

5 декабря 1991 года во время приёма в посольстве США на Новинском бульваре председатель Межреспубликанской службы безопасности (так пришедшие к власти демократы обозвали КГБ) Вадим Бакатин передал американскому послу Роберту Страуссу схему прослушки в новом здании посольского комплекса.

Впрочем, схема - сказано слишком мягко. Это был целый пакет совершенно секретной документации (не менее 70 листов) о системе прослушивающих устройств и о том, как эти устройства работают. Говорят, Страусс от такой душевной щедрости российского министра долгое время стоял, разинув рот.

Конечно, после серии демаршей с односторонним сокращением ракет и прочими уступками янки уже ничему не удивлялись. Однако чтобы руководитель службы безопасности одного государства передавал, словно шпион, секретные документы представителю другого государства - такого в истории тайных войн и дипломатии ещё не бывало.

Сам Бакатин впоследствии пытался оправдать своё предательство тем, что схема прослушки, мол, давно устарела и американцы, дескать, сами её вычислили. Поэтому акт передачи технической документации не нанёс никакого ущерба безопасности России и его можно рассматривать как выражение доброй воли и стремление к обоюдовыгодному сотрудничеству.

Кто-то, может, и поверил в эту ерунду, но только не специалисты. Во-первых, никакого обоюдовыгодного сотрудничества после этого акта доброй воли не последовало: американцы своих секретов не выдали и выдавать не собираются. А во-вторых, система прослушки американского посольства в Москве была настолько совершенна, что американцам понадобился бы не один десяток лет, чтобы полностью вычислить всю схему и понять смысл её работы. Поэтому подарок Бакатина все нормальные соотечественники расценили как беспрецедентное по своему масштабу и цинизму предательство своей страны.

А теперь несколько слов о самой прослушке. Если кто-то думает, что в стены посольского здания умельцы из КГБ понатыкали «жучков», то глубоко ошибается. В том-то и дело, что никаких «жучков» нигде никто не тыкал. Суть этой уникальной системы заключалась в том, что роль прослушивающего устройства исполняли сами материалы и конструкции, из которых строилось новое здание американской дипломатической миссии.

Поэтому вычислить, откуда именно из посольского здания утекает секретная информация, было в принципе почти невозможно. Для этого понадобилось бы разбирать всё здание вплоть до несущих стен и перекрытий.

Один из авторов и разработчиков этой уникальной прослушивающей системы - майор КГБ Вячеслав Асташин. В конце 1970-х годов этот талантливый изобретатель возглавлял отдел в Конструкторском бюро специальной техники обеспечения разведывательной и контрразведывательной деятельности КГБ СССР. Под его чутким руководством уже на стадии проектирования и строительства посольское здание планомерно начинало походить на гигантский микрофон, работающий на приём и передачу секретной информации.

В начале 1990-х Вячеслав Асташин, не сумев пережить всеобщего развала и бардака, ушёл из жизни сравнительно молодым человеком - ему не было и 60 лет. Так получилось, что я неплохо знаком с родным братом Вячеслава - Вадимом. Так вот, он поведал немало любопытных подробностей, которые, очевидно, в своё время ему рассказывал брат.

Идея сделать бетон «слышащим» пришла Вячеславу ещё в начале 1970-х годов, когда его, выпускника одного из ведущих технических вузов страны, пригласили на работу в КГБ. Несколько лет в одной из лабораторий КГБ Вячеслав вместе с группой единомышленников доводил своё изобретение до ума. И вот представилась отличная возможность применить его на практике: янки решили строить в Москве новое здание своего посольства. Архитектурный проект был разработан американцами, однако строительные материалы и технику должен был поставить Советский Союз.

Этой ситуацией блестяще воспользовалась советская контрразведка. Так, уже на стадии производства стройматериалов в бетонные блоки и стеновые панели монтировались едва заметные прослушивающие устройства. Внешне они ничем не отличались от простого строительного мусора, который иногда попадает в бетон при его производстве. Например, в однородной массе бетона вдруг обнаруживается небольшая, с булавочную головку, чёрная горошина

Определить, что это такое, с ходу невозможно: нужен специальный анализ. Но даже если и выяснится, что этот чёрный шарик не мусор, а искусно сделанный микрофон, по сути это ничего не изменит. Потому как таких шариков, кубиков, палочек и прочих непонятных на первый взгляд предметов в стены и балки было вмонтировано несколько тысяч. И каждый из этих шариков играл свою роль в общей системе прослушки. Таким образом, всё здание превращалось в огромный микрофон.

Причём в качестве подпитывающей энергии использовались естественные процессы, идущие в любой строительной конструкции: вибрация, циркуляция тепла и водяных паров внутри стен и т.д. Неудивительно, что специальная комиссия сената США, которая анализировала техническую документацию, заботливо переданную Бакатиным, пришла к выводу, что система прослушивающих устройств, установленная КГБ СССР в новом здании американского посольства в Москве, является «самой сложной и умело проведенной разведывательной операцией в истории».

Интересно, что незадолго до смерти к Вячеславу Асташину, который к тому времени уже уволился в запас, приходили какие-то респектабельные господа из американского консульства и предлагали переехать в США, чтобы там, в одном из университетов, за очень хорошие деньги заниматься своими техническими проектами.

В начале 1990-х народ из свободной демократической России валом валил на Запад: за красивой жизнью в Америку и Европу ехали артисты и спортсмены, режиссёры и политики, торгаши и журналисты. Поэтому американцы были уверены, что сумеют без особого труда договориться с российским инженером, который жил на скромную пенсию. Не удалось. Выслушав коммерческое предложение гостей, Асташин заявил, что Родину не продаёт, и выставил американцев за порог своей квартиры…