Гитарный строй - знакомство. В каком строе играют известные рок-группы Строй гитары eb

Настройка электрогитары – это непростой процесс, с которым новичкам очень сложно справиться. Дело в том, что электрогитара – сложный инструмент настройкой которого не ограничивается только настройкой струн, в сравнении с обычной гитарой, процесс настройки электрогитары более сложен и требует большего внимания . Также, если вы только приобрели новую гитару, то полная ее настойка вам необходима, иначе инструмент не будет звучать, будет плохо звучать на высоких ладах.

Ну что ж, если вы готовы, то давайте начинать. Первым делом мы очистим электрогитару от лишней грязи, дело в том, что со временем на ладах образуется грязь, которая, как вы понимаете, не способствует чистоте звука вашего инструмента.

Подготовка

Итак, берем гитару и аккуратно снимаем струны (как было сказано выше – для удаления грязи), сначала снимаем первую, затем шестую, затем пятую и вторую. Такая последовательность необходима для того, чтобы гриф не перетягивало в сторону .

После того, как струны сняты, проверьте: хорошо ли прикручены к электрогитаре колки, очень часто бывает так, что они болтаются, тем самым ваша гитара постоянно расстраивается и плохо звучит. Затяните болты на колках таким образом, чтобы колки были устойчивы и не болтались.

Теперь берем сухую (ни в коем случаем не берите мокрую тряпку, влага электрогитаре, категорически, противопоказана) и аккуратно протираем лады на грифе, удаляем всю засохшую грязь, если такая имеется . Ваша гитара, скорее всего, висела в магазине и за время пребывания ее там могла скопиться грязь, поэтому чистка необходима даже новому инструменту.

Прежде чем поставить струны (желательно новые) аккуратно обработайте все болты на бридже графитовой смазкой или, если таковой не имеется, то можете использовать машинное масло . Это делается, для того, чтобы болты не заржавели и в будущем вам было удобно настраивать мензуру. После всех приведенных выше операций поставьте струны. Струны ставьте также как снимали: сначала шестую струну, потом первую, пятую, вторую, четвертую и третью. Ставить нужно именно в этом порядке для того, чтобы, как уже упоминалось, не перегнуть гриф в одну из сторон.

Струны

После того, как гитара почищена, струны поставлены, первым делом необходимо настроить струны (желательно для начала сделать стандартный, т.е. E,A,D,G,B,E,) . В конце статьи, также, будет рассказано про пониженный строй гитары, так, что не волнуйтесь, но для настройки используйте стандартный.

Вы можете настроить гитару по тюнеру (первый раз желательно воспользоваться именно этим способом, для того, чтобы настройка получилась максимально точной), с помощью программы на персональный компьютер – , а также можете настроить гитару на слух – .


Анкер – металлический стержень, который находится внутри грифа электрогитары и препятствующий его деформации. На одном конце анкера находится гайка для регулировки . Прежде чем вы начнете настраивать анкер, вам необходимо проверить изгиб грифа:

  • прижмите шуструю струну на первом ладу и ее же, но только на семнадцатом ладу;
  • посмотрите на зазор (расстояние от струны до ладовых порожков), он должен быть не более 0,3 мм;
  • если зазор велик, то подтяните гайку анкера, если зазора нет, то, соответственно, ослабьте гайку.

Если вы не поняли принцип работы анкера, то лучше к нему не притрагивайтесь, достаточно будет настройки мензуры и струн.

Мензура


Переходим к настройке мензуры. Мензура – это длина от бриджа до верхнего порожка вашего инструмента. Ее настройка необходима для того, чтобы электрогитара, на верхних ладах, звучала в соответствии с вашим строем, а не “все по-разному” . Если вы сталкивались с тем, что гитара на верхних ладах не звучит или быстро расстраивается, то знайте – это не настроена, именно, мензура.

Действия по настройке, стандартный строй (для настройки мензуры вам, в обязательном порядке, понадобиться тюнер):

  • играем первую открытую, тюнер должен показывать ноту Ми (E), играем эту же струну на двенадцатом ладу, тюнер также должен показывать ноту Ми (E);
  • если тюнер показывает звучание выше необходимого, то немного подтягиваем болт на бридже, если тюнер показывает звучание ниже необходимого, то, соответственно, немного ослабляем болт;
  • снова настраиваем первую, открытую, струну и, далее повторяем всю вышеописанную операцию да тех пор пока струна и мензура не будут настроены;
  • таким образом настраиваем мензуру на всех струнах.

Строй


Большинство современных групп играющих тяжелую музыку используют пониженный строй. Пониженный строй позволяет вам брать более низкие аккорды на вашей электрогитаре. Это позволяет сделать звучание гитары более “тяжелым”, что характерно для металл-команд .

В основном популярны следующие:

  • Пониженный строй Ре-Диез Стандарт (D#) (настраивается — D# A# F# C# G# D#);
  • Пониженный строй Ре-Стандарт (D) (настраивается — D A F C G D);
  • Пониженный строй До-Диез Стандарт (C#) (настраивается — C# G# E B F# C#);
  • Пониженный строй До-стандарт (C) (настраивается — C G D# A# F С);

Drop-строи


Также очень часто используются, так называемые, DROP строи. При игре на этом строе гитарист берет квинт (роковый аккорд) одним пальцем, что существенно облегчает игру сложных партий .

  • Drop-строй Ре-Диез (D#) (настраивается — C# G# C# F# A# D#);
  • Drop-строй Ре (D) (настраивается — C G C F A D);
  • Drop-строй До-Диез (C#) (настраивается — B# F# B E G# C#);
  • Drop-строй До (C) (настраивается — A# F A# D# G C);

Для того, чтобы настроить свою электрогитару в необходимый строй просто понижайте тон ваших струн до необходимой ноты, для этих целей лучше всего использовать тюнер.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений .

Классический метод настройки

  1. камертона
  2. По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
  3. 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
  4. 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
  5. 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
  6. 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.

Настройка флажолетами с темперацией

Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку - звуку камертона - или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
  3. 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
  4. 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
  5. 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
  6. 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).

При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.

При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.

Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).

Пониженные строи шестиструнной гитары

Пониженные (то есть ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т. н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижения строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары .

Струна Строй E♭ (ми-бемоль) Строй D (ре) Строй D♭ (ре-бемоль) Строй C (до) Строй B (си)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) 311.13 d¹ (ре первой октавы) 293.66 d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) 277.18 c¹ (до первой октавы) 261.63 b (си малой октавы) 246.94
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08 a (ля малой октавы) 220.00 a♭ (ля-бемоль малой октавы) 207.00 g (соль малой октавы) 196.00 g♭ (соль-бемоль малой октавы) 185.00
Третья g♭(соль-бемоль малой октавы) 185.00 f (фа малой октавы) 174.62 e (ми малой октавы) 164.81 e♭ (ми-бемоль малой октавы) 155.56 d (ре малой октавы) 147.83
Четвёртая d♭ (ре-бемоль малой октавы) 138.59 c (до малой октавы) 130.82 B (си большой октавы) 123.48 B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54 A (ля большой октавы) 110.00
Пятая A♭ (ля-бемоль большой октавы) 103.80 G (соль большой октавы) 98.00 G♭ (соль бемоль большой октавы) 92.50 F (фа большой октавы) 87.31 E (ми большой октавы) 82.41
Шестая E♭ (ми-бемоль большой октавы) 77.78 D (ре большой октавы) 73.91 D♭ (ре-бемоль большой октавы) 69.30 C (до большой октавы) 65.41 B¹ (си контроктавы) 61.74
Ноты



Open C

Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2 м ладу даст «Ре», 4м - «Ми», 5м - «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».

Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» - «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» - «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)

Повышенные строи шестиструнной гитары

Повышение строя гитары, особенно классической , может привести к повреждению инструмента , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.

Для повышения строя можно использовать каподастр . Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.

Струна Строй F (фа) Строй F# (фа-диез) Строй G (соль) Строй G# (соль-диез) Строй A (ля)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая f¹ (фа первой октавы) 349.23 f¹# (фа-диез первой октавы) 369.99 g¹ (соль первой октавы) 392.00 g¹# (соль-диез первой октавы) 415.30 a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая с¹ (до первой октавы) 261.63 с¹# (до-диез первой октавы) 277.18 d¹ (ре первой октавы) 293.66 D¹# (ре-диез первой октавы) 311.13 e¹ (ми первой октавы) 311.13
Третья g# (соль-диез малой октавы) 207.00 a (ля малой октавы) 220.00 a# (ля-диез малой октавы) 233.08 b (си малой октавы) 246.94 c¹ (до первой октавы) 261.63
Четвёртая d# (ре-диез малой октавы) 155.56 e (ми малой октавы) 164.81 f (фа малой октавы) 174.62 f# (фа-диез малой октавы) 185.00 g (соль малой октавы) 196.00
Пятая A# (ля-диез большой октавы) 116.54 B (си большой октавы) 123.48 c (до малой октавы) 130.82 c# (до-диез малой октавы) 138.59 d (ре малой октавы) 147.83
Шестая F (фа большой октавы) 87.31 F# (фа-диез большой октавы) 92.50 G (соль большой октавы) 98.00 G# (соль-диез большой октавы) 103.80 A (ля большой октавы) 110.00
Ноты




Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре , так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна - на два тона .
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон .
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом . Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом .

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке . Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки .
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны.

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой .

Строй «Open D»

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах .
Для перестройки в этот строй из классического первая , вторая и шестая струны опускаются на тон , третья опускается на полутон .

Строй «Open G»

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая , пятая и шестая струны опускаются на тон .

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового » строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам , причем первая , вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке . Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних - на тонкие.

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A ."Sitar A" - альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Семиструнные строи

Стандартный

Строй струн семиструнной гитары смешанный - терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).

Перестройка акустической гитары в альтернативный строй способна вдохновлять, ведь благодаря небольшим манипуляциям, вам становятся доступны нестандартные открытые струны, а вместе с тем и переходы между аккордовыми формами, которые обычно были бы невозможны. Сегодня мы познакомимся с некоторыми альтернативными строями для акустической гитары , а так же наглядно определим как изменяется постановка аккордов после перестройки.

Drop D (DADGBE)

Open D (DADF#AD)

Open D широко используется в фолке и блюзе и отлично подходит для игры слайдом. Строй приближает гитарный диапазон к фортепиано, что придает экспрессии и выразительности. Поэкспериментируйте с гармонией в этом строе, ведь для того, что бы поставить аккорд на 5, 7 и 12 ладу вам понадобится всего один палец.

Open D minor (DADFAD)

Про Open D minor на акустической гитаре мы писали в отдельной статье, по этому советуем вам познакомиться с ней. Данный строй отлично подходит для фолка, блюза и даже метала.

Open E (EBEG#BE)

Open E схож с Open D, но данный строй не остался без внимания слайд гитаристов, таких как Элмора Джеймса, Джа Уолша и Дерека Тракса. Перестройка инструмента в этот строй станет для многих гитаристов по истине чем-то новым и необычным, ведь вместо того, что бы ослаблять струны, мы наоборот подтягиваем их.

Open G (DGDGBD)

Гитарный строй - настройка не прижатых пальцами (открытых) струн на определенную высоту. При чем каждая из них должна соответствовать конкретной ноте, благодаря чему играются гаммы и аккорды. Иными словами, гитарный строй – настраивание каждой струны на свою ноту. Существует огромное количество разновидностей строя гитары, которая является инструментом транспонирующим. Это говорит о том, что ноты музыкальных композиций для нее пишутся на октаву выше, чем они реально звучат, в целях избегания добавления линий снизу.

Простая шестиструнная гитара строй имеет стандартный (классический, «испанский») – так уж исторически сложилось. В некоторых случаях применяется нестандартная настройка – если таким образом проще играть в некоторых музыкальных жанрах. После корректировки строя звук инструмента кардинально меняется.

Гитары в основном настраиваются и играют в классическом строе Е (ми). Это название произошло от нумерации струн, начиная с наиболее тонкой и высокой по звучанию.

Виды стандартного гитарного строя

К разновидностям классического гитарного строя относятся:

Пониженный гитарный строй

Струны должны быть опущены ниже стандартного уровня. После произведенных манипуляций звук становится более низким и даже несколько грубым, приобретает тяжелый оттенок, что довольно часто берут на вооружение рокеры. Для перенастройки из обычного в пониженный строй понадобится все струны инструмента опустить на определенный интервал. Разберем на примере: опуская струны на одну тональность мы получаем D (ре) строй.

При имеющейся необходимости понижения строя более чем на одну тональность, потребуется заменить струны: поставить толще предыдущих, поскольку после замены натяжение окажется слабым;

Повышенный гитарный строй

Струны поднимаются на порядок выше классического уровня. Такие строи востребованы довольно редко. Для перенастройки в этом случае рекомендуется переход на более тонкие варианты струн, в противном случае использование может приводить к травмированию от их обрыва или к неисправности инструмента.

Удобнее всего использовать каподастр – зажим, меняющий высотный строй путем установки на одном из ладов грифа шестиструнной гитары.

Каподастр

Другие разновидности настройки гитары

Одними из наиболее известных видов гитарного строя также являются:

Строй Drop D. Как настроить.

От стандартного он отличается опущенной на одну тональность струной № 6. Эта настройка применяется очень часто рок музыкантами, в том числе с использованием различных гитарных эффектов, строй также облегчает воспроизведение квинт-аккордов.


Строй Drop C. Как настроить.

Придает звучанию низкие и тяжелые оттенки, наиболее часто используется при исполнении произведений, принадлежащих к тяжелым музыкальным направлениям, исполняемым на электроинструменте. Струны по сравнению с классическими настройками (все кроме шестерки) перестроены на тональность ниже, струна номер шесть – на две тональности ниже, настройка применяется чаще всего для проигрывания квинт-аккордов.


Строй Drop C

Строй Double Drop D. Как настроить.

Напоминает Drop D, отличие двойного дропа заключается в настрое струны номер один, которая перемещается на тональность ниже также, как и шестерка. Эта настройка часто использовалась знаменитым гитаристом Нилом Янгом.

Песня Cortez The Killer cсыгранная в строе Double Drop D

Строй DADGAD. Как настроить.

Широко используется фолк музыкантами, придуман английским музыкантом Дэвидом Грэмом для комфортной игры по нотам музыкальных произведений, написанным для волынки и скрипки.


Строй DADDAD. Как настроить.

DADDAD – больше всего подходит для воспроизведения кельтской и другой фолк-музыки, партий для ритм-гитары в альтернативной или тяжелой музыке. Из классики переводится путем опускания на один тон струн № 1, 2, 6, струна номер три настраивается на игру аналогично с четверкой.