Фундаментальные исследования

И. М. Романова, студент,
кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
ФГБОУ ВО «Московский гоударственный университет
технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ),
Москва

I. M. Romanova, student,
the directions of training «Accounting, analysis and audit»
Department of Economics and Business
Moscow State University of Technologies and Management
named after K.G. Razumovskiy

Аннотация. В научной работе проанализирована текущая ситуация в российской экономике с учетом действия политических и экономических санкций и проведения политики импортозамещения. Автором обозначены основные проблемы и даны рекомендации по минимизации негативного влияния ограничений.

Ключевые слова: экономические санкции, импортозамещение, отечественное производство, экономика, народное хозяйство, социально-экономическое развитие.

The estimation of prospects of Russia economydevelopment atinternationalsanctions and policy of import substitution

Annotation. There is the analysis of the current situation in the Russian economy in the article. This was taken into account when imposing economic and political sanctions and pursued a policy of import substitution. The author outlines the key issues and recommendations for minimizing the negative impact of the restrictions.

Keywords: economic sanctions, import substitution, domestic production, the economy, social and economic development.

Проблема импортозамещения в Российской Федерации актуализировалась с переходом к рыночным механизмам хозяйствования. От того, насколько проработанными являются данные вопросы, зависит достигаемый уровень роста и развития национальной экономики, а также ее конкурентоспособность на мировой арене.

К сожалению, доля импорта в подавляющем большинстве секторов отечественной экономики превышает 50%-ый барьер. Причем это касается как продуктов массового потребления пищевой промышленности таких, как говядина, свинина, молоко, фрукты и овощи, так и высокотехнологичных отраслей, включая машиностроение, производство компьютеров и бытовой техники и т.д. Подобная тенденция наблюдалась в течение длительного периода времени.

Однако значительное обострение геополитической обстановки в мире, обусловленное напряжением политических и экономических отношений с Украиной и присоединением полуострова Крым к России, породила такие юридикоправовые последствия, как наложение санкций.

Отечественные и зарубежные фундаментальные исследования содержат множество теоретических и практических наработок, связанных с осуществлением российскими компаниями, как главного субъекта, влияющего на социоэкономическое развитие государства, внешнеэкономической деятельности, в том числе с учетом процессов глобализации. Так, значительный вклад в рассматриваемую проблематику внесли такие специалисты, как О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова, П. Фишер, С.С. Фокини др. Современные исследования, затрагивающие развитие Российской Федерации в условиях введения санкций и проведения политики импортозамещения связаны с такими именами, как Л.В. Афанасьева, С.К. Дубинин, В.А. Крюков, Ю.О. Марченко, Е.Г. Остроумова и др. Однако несмотря на огромное количество научных работ, направленных на совершенствование действующей системы организации финансовых отношений с партнерами, сохраняется ряд проблем, которые не позволяют России устойчиво развиваться.

В настоящее время можно обозначить следующие проблемные моменты, препятствующие социоэкономическому развитию государства:

    слабая целевая поддержка российских предприятий, которая носит целевой характер;

    неэффективный механизм информирования субъектов хозяйствования о существующих мерах государственной поддержки, который не позволяет своевременно узнавать о перспективных возможностях;

    неразвитая инфраструктура продвижения отечественных товаров, отправляемых на экспорт за территориальные пределы России;

    значительные сложности при получении кредитных ресурсов, связанные с достаточно жесткими требованиями к потенциальным заемщикам, необходимостью предоставить в залог ликвидное имущество, привлечь поручителей и т.д.;

    недостаточность опыта по ведению внешнеэкономической деятельности и получения от нее экономического эффекта;

    фактическое отсутствие реальных стимулов у национальных компаний для осуществления научной и инновационной деятельности и др.

Перечисленные проблемы усугубляются введением санкций, которые представляют собой ограничительные меры политического, экономического и информационного характера, предусматривающие:

    замораживание активов физических и юридических лиц, включенных в "черные" списки;

    введение для этих субъектов визовых ограничений;

    тотальный запрет на поддержание деловых отношений между организациями государств, наложивших санкции, и субъектами, вошедшими в списки;

    расторжение заключенных контрактов с российскими компаниями различной отраслевой направленности;

    приостановление принятия России в состав некоторых международных финансовых организаций, например, ОЭСР и т.д.

Это может привести к рецессии российской экономики, существенному снижению уровня жизни, росту социальной напряженности и, следовательно, политическому протесту. Кроме того, подобные ограничения являются одними из ключевых факторов, препятствующих стабильному росту российской экономики в 2016 году и среднесрочном периоде вплоть до 2018 года . При этом темпы годового роста находятся в пределах 0-0,6%, в то время как МВФ прогнозировал устойчивый рост 3,6% в 2014-2018 годах .

В ответ на экономические и политические ограничения руководство Российской Федерации ввело запрет на поставку продовольственных товаров из стран-членов Европейского Союза. Это стало возможным благодаря активной политике импортозамещения.

Импортозамещение представляет собой экономичческий процесс, осуществляемый в рамках отечественного народного хозяйства, который способствует обеспечению выпуска продукции отечественными производителями, достаточного для внутреннего населения. Эта политика может быть двух видов:

    реактивной (вытеснение иностранных товаропроизводителей посредством государственного вмешательства и установления административных запретов на осуществление деятельности);

    упреждающей (производство такого объема товаров и их качественных характеристик, чтобы иностранные компании-конкуренты не могли выйти на российский рынок: в этом случае национальные производители должны доказать, что их продукция не только дешевле импортной, но и не уступает ей по качеству).

Следует учитывать, что независимо от выбранного варианта поведения, импортозамещение вовсе не означает смену одних поставщиков товаров массового потребления на других. В сложнейших условиях нужно поддержать национальные компании, являющиеся производителями, и помочь собственной промышленности быть конкурентоспособной, экономически независимой и с легкостью выйти на мировой рынок. Однако существует множество пробелов, которые препятствуют полноценной реализации проводимой государственной политики.

Следует понимать, что в условиях, когда ВВП импорта в Россию составляет около 18%, полностью запретить ввозить товары иностранного производства невозможно. Целесообразно изучить текущую ситуацию и определить приоритетные сферы народного хозяйства, в которых проводить политику импортозамещения.

Современные мероприятия, принимаемые высшими эшелонами власти страны, сводятся к налаживанию тесного сотрудничества с государствами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, а также некоторых стран, вышедших из СССР, которые характеризуются весьма разнообразным и привлекательным рынком оборудования и новейших технологий. Взамен этого Российская Федерация может предложить активное развитие таких отраслей, как атомная энергетика, космическая промышленность, совместное освоение Арктики и т.д.

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние, оказываемое введенными ограничениями со стороны США и стран, входящих в Евросоюз, необходимо:

    продолжать разрабатывать и осуществлять мероприятия целевых программ развития конкретных производственных отраслей, что означает финансирование целых секторов народного хозяйства со стороны государства;

    переориентация на несырьевую экономику путем развития перерабатывающих производств;

    государственные инвестиции в развитие инфраструктуры;

    внедрение налоговых льгот, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в экономику;

    совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования, в том числе отмена льгот и преференций в отношении некоторых государств, которые ввели санкции в отношении России;

    поддержка малых и средних бизнес структур и др.

Кроме этого, необходимо диверсифицировать национальную экономику. Для этого целесообразно использовать опыт Катара, ОАЭ или Саудовской Аравии . Все получаемые доходы от продажи природных ресурсов направляются на развитие альтернативных отраслей «с нуля». Наглядный результат показало и развитие экономики Китая: сверхдоходы образуются преимущественно за счёт дешевой рабочей силы и товарооборота и направляются в совершенствование инноваций.

Исходя из этого, становится очевидным, что главным субъектом, способным наладить экономическую обстановку, является само государство, так как именно оно обладает ключевыми рычагами финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также способно проводить грамотное планирование всеми процессами. Однако все начинания должны быть подхвачены конкретными субъектами хозяйствования и отдельными гражданами.

Заключение. Введение санкций со стороны западных стран в отношении России и ответных мероприятий негативно отразились на текущем состоянии национальной экономики, которое будет наблюдаться еще какое-то время. Однако эту ситуацию можно обратить в свою пользу и переориентировать народное хозяйство на восстановление собственной промышленности, тем более, что для этого имеются все необходимые ресурсы. При этом отечественным компаниям целесообразно модернизировать применяемые технологии, качественно улучшить производимую продукцию и расширить объем и ассортимент товара. Кроме того, необходимо активно развивать такие сферы, как инструментальная промышленность, высокоточное станкостроение, фармацевтика, агрокультура и др. Второстепенные секторы необходимо реиндустриализировать и модернизировать. Все это позволит государствувстать на путь устойчивого социоэкономического развития и повысить благосостояние населения.

Список использованной литературы

    Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность организация и управление: учебник / под ред. проф. Е.П.Пузаковой. 2-е изд., доп. и пере-раб. - М., 2008. - 624 с.

    Иванова М.С. Проблемы и перспективы развития России в условиях санкций // Мир науки. 1. 2015. – С. 2-8.

    Кувшинова О.И. Экономика потеряет шесть лет // Ведомости. №3916. 2015. – С.14-19.

    Марченко Ю.О. Роль импортозамещения в развитии российского фармацевтического рынка [Текст]: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук (08.00.14) / Марченко Юрий Олегович, Государственный университет управления. - Москва, 2016. - 24 с.

    Остроумова Е.Г. Импортозамещение – приоритеты определены // Газовая промышленность. № 05(722). 2015. - С.34-38.

    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов // Вестник Банка России. № 108. 30.11.2015.

    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России).

    Шепелев И.Г., Морозов С.Г.Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. № 2(4). 2014. - С.22-30.

Новый пакет американских санкций может быть принят в очень опасный для российской экономики момент: восстановительный рост промышленности после кризиса, даже весьма слабый, почти полностью прекратился, сельское хозяйство также резко затормозило, доходы населения прекратили падать, но вряд ли заметно растут. Экономика все глубже погружается в стагнацию, несмотря на многократные заверения правительства в том, что оно ищет чудодейственные рецепты по ее ускорению. В этой ситуации еще более актуальной становится политика импортозамещения (несмотря на то, что отдельные представители кабинета министров уже объявили ее не слишком актуальной), убежден доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Павел Родькин .

Очередной санкционный накат на российскую экономику со стороны США совпал с четвертой годовщиной введения продовольственных контрсанкций, и это сразу же провоцирует вопрос о симметричном ответе. Каким он может быть? Что Россия способна противопоставить новому пакету американских санкций, который даже в виртуальном виде уже давит на рубль?

Для начала стоит сказать, что санкции сегодня не являются неким эксцессом в отношениях между различными государствами или зонами экономического влияния, это уже постоянный фактор. Санкции определяют и экономические, и политические решения точно так же, как различные межгосударственные договоры, системы таможенных пошлин, госдолга и так далее. Поэтому применение санкций по отношению к России, Китаю или Европе со стороны США, равно как и ответные санкции, сегодня выступают совершенно естественными явлениями. На уровне государств просто воспроизводится схема, которая действует в бизнес-среде, когда крупные корпорации одновременно сотрудничают и судятся друг с другом. Так же и здесь - страны одновременно торгуют и ведут торговые войны между собой, постоянно инспирируя какие-то санкции.

Так что очередной готовящийся пакет санкций по отношению к России является закономерным продолжением этой политики и этих системных отношений. Привязывать его к каким-то политическим событиям, будь то присоединение Крыма или же мнимое вмешательство России в выборы США, не стоит - это не более чем риторика, на которую не следует обращать никакого внимания. Санкции по отношению к России будут продолжены на неопределенно долгое время - это постоянный фактор отношений с Западом, хотя и экономически, и психологически Россия к нему не была готова. Мы по-прежнему рассматриваем санкции как некое из ряда вон выходящее экстремальное действие против нас, поэтому и ответные санкции тоже принимаются не в рамках системной игры, системных отношений, а как некий риторический ответ. Но отсутствие системно-политического и системно-экономического подхода в отношении санкций и контрсанкций даёт о себе знать, в частности в том, что контрсанкции 2014 года подействовали на российскую экономику достаточно вяло и незаметно и не произвели ожидаемого политического эффекта.

Поэтому главный урок заключается в том, что Россия должна выстраивать и свою экономику в целом, и внешнюю торговлю, в частности, с учетом постоянного фактора санкционной войны всех против всех. То есть нужно научиться вести санкционные войны и в то же время сотрудничать с «санкционными» странами, как это делают сегодня Китай и США, которые одновременно и воюют друг с другом в финансовой и экономической сферах, и продолжают сохранять высокую степень взаимной интеграции экономик.

Какие меры Россия, на ваш взгляд, должна принять в рамках такого подхода?

Самой действенной, но и, наверное, самой болезненной мерой было бы то самое пресловутое импортозамещение, о котором так много говорилось с большой помпой. Но фактически ситуация в этой сфере либо не сдвинулась с мертвой точки, либо сдвинулась, но очень медленно, пока без каких-то ощутимых эффектов с точки зрения развития экономики, собственных цепочек добавленной стоимости и собственного потребления. Не нужно обольщаться большим количеством новых российских брендов: значительное их количество так или иначе контролируется транснациональными корпорациями, а вместе с ними и цепочки добавленной стоимости. Конечно, заниматься импортозамещением в отрыве от всей мировой системы невозможно, да и было бы глупо замыкаться в себе. Но Россия в плане своего внутреннего рынка очень похожа на США - наша страна в достаточной степени самодостаточна. По большому счету, в мире есть всего три таких крупных самодостаточных страны - Китай, США и Россия, и эту базу российской самодостаточности следует развивать, прежде всего в промышленном производстве, развитии высоких технологий в сфере машиностроения, в конечном потреблении. Но по факту понятно, что Россия уступает многим мелким и менее значительным странам по уровню развития национального производства, в ряде случаев практически безнадежно - например, в сфере электроники на собственной элементной базе или в области промышленного дизайна.

В связи с этим насколько уместно сравнение России с Китаем?

Безусловно, есть ряд принципиальных различий, и это сравнение, конечно, не в пользу России. Китай гораздо раньше, чем современная Россия, был интегрирован в глобальную экономику, но при этом никогда не стремился в ней раствориться или стать ее придатком. Китайская экономическая динамика, программы по развитию собственного производства и собственной науки свидетельствуют о том, что у руководства КНР изначально был очень четкий план вхождения в мировую экономику, как бы конспирологически это ни звучало. Эта возможность была использована для собственного развития, что и стало причиной нынешнего обострения отношений с США, которые не прочь повоевать с Китаем чужими руками, в том числе и России. Китай имеет все шансы самостоятельно перейти к новому технологическому укладу, и для Америки критически важно это не допустить любой ценой. При этом Китай проявляет амбиции не только в сфере производства, но и в сфере финансов, выстраивая собственную финансовую систему.

Одним словом, налицо все признаки сосредоточения перед новым рывком, и поэтому в российском общественном мнении Китай постепенно становится той страной, на которую тоже следует ориентироваться, неким эталоном общества прогресса, быстрорастущей развивающейся экономики. Пока не совсем понятно, что с этим делать, поскольку Китай, в отличие от США, не предъявляет России политических и идеологических претензий, а общественные симпатии к этой стране несомненны и контрастируют с той точкой зрения, которая еще недавно доминировала во властных кругах: зачем развивать свое производство, если можно все необходимое купить на мировом рынке? Теперь эта идеологема сменилась другой: зачем нам что-то делать, если современные технологии нам не продадут на Западе? Хотя ответ на этот вопрос совершенно очевиден: не продадут на Западе - продадут в том же Китае. Но Китай тоже не следует идеализировать - как, собственно, и Запад. И в отношениях России с КНР, и внутри Китая далеко не все так безоблачно, но там по крайней мере ощущается политическая воля к решению многих проблем.

В России же мы скорее наблюдаем ситуацию некой растерянности: с одной стороны, старые неолиберальные глобалистские парадигмы оказались неосуществимы - с другой, для перехода на принципиально новый или хотя бы какой-то гибридный путь не хватает той самой политической воли. Новые вариации рассуждений о том, зачем нам что-то производить, являются следствием этого. Эта ситуация крайне опасна, поскольку не дает ни обществу, ни бизнесу четких ориентиров развития, тогда как запрос на формирование внутреннего рынка производства и потребления в обществе очень велик. Неопределенность мешает сдвинуться с мертвой точки, хотя созидательное движение в направлении развития собственного рынка - производства, труда, интеллектуальных услуг, потребления и так далее - и было бы самым лучшим ответом на санкции. Все это как раз и позволяет вести себя на равных в мировой системе, по крайней мере быть устойчивым к всевозможным гибридным войнам.

Оформится ли этот запрос в виде некой организованной политической силы - условной «партии внутреннего рынка»?

Действительно, такая сила очень востребована. Но проблема заключается в том, что этот политический запрос по-прежнему оформляется теми силами, которые исповедуют откровенно неолиберальную идеологию, фактически приватизирована им. Те же самые партии бизнеса, наподобие Партии роста или бывшей партии Михаила Прохорова, не скрывают, что для них развитие российской экономики неразрывно связано с потерей всех прав наемными работниками, освобождением предпринимателей от налогов и какого-либо участия в жизни общества. Понятно, что такие партии вызывают в обществе резкое неприятие. Объективно эта ситуация тормозит развитие бизнеса, который заинтересован в развитии внутреннего рынка и его потребителя - всего общества. Это противоречие пока неразрешимо, и мы не видим ни бизнесменов, ни политиков, которые бы заполнили нехватку той политической силы, которая готова действовать в интересах и общества, и экономики, став над абстрактными идеологическими принципами вроде либерализма, коммунизма и так далее.

Как в этом контексте следует воспринимать постепенное избавление от американских долговых бумаг? Это идеологический шаг или скорее бухгалтерский?

Как бы ни относиться к госдолгу США, он остается одним из основных факторов глобалистской экономики. Игнорировать его невозможно, и все страны мира так или иначе с этим долгом взаимодействуют - полностью отказаться от него не может никто, даже Китай. Поэтому покупка или сбрасывание гособлигаций США, видимо, будет носит циклический характер, напоминающий игру на бирже, когда покупка или продажа акций ни о чем не свидетельствует - так устроена сама система. Поэтому я допускаю, что на следующем витке Россия может усилить покупку американских долговых бумаг, причем вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры и риторики.

А чем Россия может действительно удивить Трампа? Или, в силу возрастных особенностей, только он способен удивлять?

Мы никуда не уйдем от прошлого Трампа, и если он ведет себя в политике так, как мы это видим, то возникает логичный вопрос: что же он вытворял в бизнесе? В западной прессе привыкли называть непредсказуемым политиком Путина, но Трамп оказался еще более непредсказуемым, так что вряд ли на него могут произвести впечатление какие-то демарши - у него всегда найдется еще более эффектный ответ. Но все подобные жесты направлены прежде всего на медийное поле и рассчитаны на создание определенного фона, которым пользуются и в США, и в России, то раздувая, то гася те или иные темы. На реальные экономические отношения эти демарши вряд ли оказывают серьезное давление. Сильной стороной современного глобализма является его институциональность: несмотря на все геополитические бури, эта система продолжает действовать. Внешние эффекты на периферии этой системы, в ее медийном контуре на нее не влияют. Те же заявления об отказе от доллара или от покупки американского госдолга, конечно, произведут впечатление на общество или какие-то политические силы, которые найдут в этом возможность для собственного продвижения, но на реальную экономическую систему серьезного влияния не окажут. Динамика покупки Россией американского долга и политическая риторика - это две совершенно разные и не пересекающиеся картины. Аналогичным образом США могут обвинять те или иные режимы диктаторскими или нарушающими права человека и одновременно продолжать экономические отношения с ними.

Одним словом, похороны неолиберализма и глобализма оказались преждевременными, хотя давно считается хорошим тоном говорить, что нынешний экономический порядок подходит к своему концу - еще чуть-чуть, и вся мировая система изменится до неузнаваемости. Однако институты этой системы продолжают работать, и вместо смерти неолиберализма мы видим постепенный и усиливающийся демонтаж социального государства - Россия здесь не является каким-то исключением из правил. Приятно рассуждать о конце неолиберального капитализма, но де-факто у общества нет какого-то внятного и серьезного ответа на нынешнее усиление курса правящих элит.

Николай Проценко

В количественном выражении ущерб от санкций можно оценить в 1–1,5 процентного пункта ВВП в год, считает Николаев. Эксперты его института делали оценку, основываясь на динамике внешнего корпоративного долга страны. Он, по оценкам ЦБ, снижался с 2014 г., к 1 июня 2017 г. уменьшился почти на 30%.

Помимо анализа корпоративного долга и оттока капитала необходимо обращать внимание на прямые инвестиции, считает ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Сергей Пухов. По данным ЦБ, прямые инвестиции начали снижаться в 2014 г., обвалились в 2015 г., но в прошлом возобновили рост. За то, что пока санкции обходятся России достаточно дешево, надо сказать спасибо реформаторам 1990-х, заложившим основы рыночной экономики, способной адаптироваться к меняющимся внешним условиям, продолжает Николаев.

Экономика постепенно адаптируется к санкциям и достаточно сложно отделить их воздействие от влияния других факторов, считает Пухов. По его мнению, негативный эффект – а в основном он заключается в секторальном ограничении инвестиций в ВПК и нефтегазовый сектор – сейчас вряд ли превышает половину процентного пункта ВВП. Компании этих секторов стараются исправить дело, но на это требуется намного больше трех лет.

Нефтяная адаптация

Общение с представителями нефтегазовых компаний показывает, что их компании окончательно адаптировались к существующим макроэкономическим условиям и санкционному режиму: сейчас они больше фокусируются на повышении эффективности и развитии своих ключевых активов в России, чем на попытках международного расширения, отмечали аналитики Renaissance Capital в июньском обзоре.

В отдельных направлениях нефтегазовой отрасли технические санкции имели сильный эффект, рассказывает президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. Например, около 90% ключевых технологий добычи углеводородов на шельфе – иностранные. Так что решение российских нефтегазовых компаний приостановить ряд проектов в этом направлении вызвано в первую очередь технологическими проблемами, а уже потом экономическими причинами, объясняет он. Среди приостановленных эксперты Аналитического центра при правительстве России называют наиболее значительными проекты «Роснефти» и ExxonMobil на арктическом шельфе и Черном море.

На традиционную добычу технологические санкции практически не повлияли, а в сланцевых проектах российские компании сумели частично адаптироваться после выхода иностранных партнеров и подрядчиков и продолжить их реализацию. Например, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» продолжают разработку таких месторождений, напоминает Хайков.

Многие иностранные компании тоже приспосабливаются к режиму санкций, они пытаются продолжить делать бизнес вне политики, всеми правдами и неправдами намерены оставаться на российском рынке, говорит президент «Союзнефтегаз-сервиса» Игорь Мельников. Отечественные нефтяные компании, чтобы не вкладывать огромные суммы в разработку своих технологий, согласны на полулегальное использование западных, отмечает он. «По сути, все работают в тени», – говорит Мельников.

В то же время на отечественные нефтесервисные и машиностроительные предприятия санкции повлияли даже положительно, потому что власти и нефтегазовые компании начали более активно заниматься импортозамещением, обращать внимание на российских игроков и разрабатывать меры поддержки их качественного развития, говорит Хайков. Например, с 1 января этого года правительство ввело при закупках госкомпаниями 15%-ный приоритет для российских товаров и услуг, напоминает он. Уже есть конкретные примеры импортозамещения – и по технологиям, и по продукции, продолжает он. Например, по системам телеметрии для наклонного и горизонтального бурения. Но даже при наличии определенных успехов эффективность политики импортозамещения значительно снижается из-за закрытости процесса и отсутствия информации по ее реализации и участию в ней, а также непривлечения к ней многих передовых российских сервисных и производственных компаний, говорит Хайков. Так как традиционной добычи старые санкции не касались, по долям игроков на рынке изменения пока незаметны, признает он. Технологии для бурения и разведки не мясо или сыр, для их импортозамещения нужно лет 5–7, добавляет Мельников. В России даже нет собственного программного обеспечения для суперкомпьютерных вычислений, необходимых для обработки данных геологоразведки, и проблему нужно решать в первую очередь, уверен он.

Как будут работать новые санкции США

Минфин США:
может включить в санкционные списки принадлежащие государству предприятия железнодорожной, транспортной, металлургической и добывающей отраслей
в течение 60 дней с принятия закона обязан выпустить предписание о сокращении максимального срока финансирования российских банков, находящихся под санкциями США, до 14 дней, компаний нефтегазового сектора – до 60 дней (сейчас это 30 дней и 90 дней)
в течение полугода со дня принятия закона может распространить запрет на участие, предоставление технологий и услуг на новые проекты подсанкционных нефтегазовых компаний (глубоководные, на арктическом шельфе и трудноизвлекаемые запасы), в которых им принадлежит более 33% (ранее – более 50%). Санкции распространяются на проекты во всем мире, а не только в России, как было ранее
не более чем через полгода должен представить конгрессменам отчеты о самых заметных политиках и олигархах России с указанием, например, их близости режиму, участия в коррупционных скандалах, сведений о состоянии и источниках дохода их семей

Президент США:
получает право ввести санкции в отношении тех, кто инвестирует в строительство, модернизацию или ремонт экспортных российских трубопроводов или поставляет для этих целей продукцию, информацию или услуги единовременно более чем на $1 млн или на $5 млн в год. Отмечено, что США продолжат противодействовать строительству газопровода «Северный поток – 2»
обязан ввести санкции в отношении людей, которые ведут вредоносную кибердеятельность в интересах правительства России. А также в отношении лиц, уличенных в предоставлении хакерам материальной, финансовой, технологической поддержки, товаров или услуг, в том числе финансовых
получает право вводить санкции в отношении иностранных финансовых институтов, уличенных в предоставлении финансовых услуг компаниям и лицам из санкционных списков
получает право вводить санкции в отношении лиц, инвестирующих более $10 млн или способствующих инвестициям в приватизацию активов в России с целью незаконного обогащения чиновников правительства страны, их семей и близких
обязан ввести санкции в отношении иностранцев, участвовавших в крупных сделках в интересах лиц, имеющих отношение к российской разведке, Вооруженным силам или ФСБ
обязан ввести санкции в отношении иностранцев, «на основе достоверной информации» причастных к нарушениям прав человека на территории, контролируемой Россией

Одна из самых заметных инициатив в области технологического импортозамещения – проект «Газпром нефти» по созданию комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования для разработки запасов баженовской свиты. Он предусматривает реализацию импортозамещающих технологий к 2025 г. Компания оценивала стоимость проекта в 7,5 млрд руб., из которых 90% составят ее собственные средства. Проект был задуман раньше введения санкций и реализуется в плановом режиме, уверяет человек, близкий к «Газпром нефти». В случае успешного внедрения всех созданных технологий целевой уровень добычи «Газпром нефти» из залежей баженовской свиты в 2025 г. может составить около 2,5 млн т в год, сообщала компания.

Оборона от санкций

Для российского ВПК санкции оказались болезненными. Как заявлял в 2014 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин, тогда импортные комплектующие – с Украины, из стран ЕС и НАТО – использовались в 640 образцах российского вооружения. По принятой в июле 2014 г. программе импортозамещения замене подлежало примерно 700 образцов комплектующих с Украины и 860 – западных. Процесс замены украинских комплектующих должен был завершиться к 2018 г., а западных – к 2022 г.

Одной из серьезных проблем, повлиявших на сроки российской программы перевооружения, стало прекращение импорта электронной компонентной базы (ЭКБ) для спутников, говорит бывший чиновник Минобороны. При этом радиационно стойкие микросхемы классов space и military западные производители продавали неохотно и до 2014 г. Поэтому вопрос об их замещении стоял и раньше. Сложности с этими комплектующими стали одной из причин переноса на 2–3 года запуска ряда спутников военного и двойного назначения, рассказывает собеседник «Ведомостей». Это наряду с возросшей конкуренцией и рядом неудачных пусков российских ракет-носителей привело к тому, что Россия в 2015–2016 гг. утратила лидерство по числу космических запусков, продолжает он. Ожидается, что к 2021 г. подавляющая часть необходимой ЭКБ для космической промышленности будет производиться в России, кроме того, западные поставки компенсируются за счет азиатских производителей, заключает бывший чиновник.

Второй важной проблемой оказалось прекращение поставок двигательных установок для кораблей и вертолетов с Украины и из Германии. Судовые дизели немецкой компании MTU для кораблей пограничной охраны и корветов для ВМФ удалось заменить на китайские и российские аналоги. Но непоставка украинских газотурбинных двигательных установок (ГТУ) для фрегатов (самых крупных строящихся для российского ВМФ надводных кораблей) привела к тому, что вторую тройку фрегатов проекта 11356 планируется продать в Индию (двигатели приобретут индийцы), а постройка следующих за головным кораблем «Адмирал Горшков» новейших фрегатов проекта 22350 сдвинулась на 2–4 года, рассказал источник в Минобороны. Но импортозамещение идет и здесь: в октябре 2016 г. на НПО «Сатурн» (входит в подконтрольную «Ростеху» ОДК) в Рыбинске был введен в действие комплекс по производству корабельных ГТУ.

Производство двигателей типа ТВ3-117/ВК-2500 для всех основных российских военных вертолетов также замещается – построенный под Петербургом завод компании «Климов» (также входит в ОДК) в 2017 г. выпустит около 150 моторов. Это позволит, по словам источника в «Ростехе», впервые оснастить все передаваемые Вооруженным силам военные вертолеты новыми моторами российского производства. В этой сфере запрет Украины на поставку военных комплектующих России на темпах перевооружения не сказался: в России были запасы двигателей, а кроме того, сотрудничество с украинским предприятием «Мотор сич», производящим эти моторы, продолжалось, говорит менеджер одного из авиапромышленных предприятий.

В целом санкции и вызванная ими программа импортозамещения для оборонной промышленности привела к дополнительным расходам в десятки миллиардов рублей и задержкам в поставках ряда важных образцов военной техники на годы, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Однако санкции практически не повлияли на производство вооружений для стратегических ядерных сил – основы военной безопасности страны. Кроме того, они наконец-то заставили перейти от слов к делу – ведь задача переноса производства тех же вертолетных двигателей и ГТУ для кораблей была поставлена правительством еще в 2005 г., после украинской оранжевой революции, однако, кроме горы бумаг, до санкций практически ничего сделано не было, говорит эксперт.

Продуктам ограничения не нужны

Российские чиновники много говорят о пользе продовольственного эмбарго. В августе 2014 г. Россия запретила импорт фруктов, овощей, сыров, молока, мяса и рыбы из всех стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев мечтает о его продлении «лет на 10». Производство в АПК последние годы действительно растет – в среднем на 4%. Но объяснять этот рост одними контрсанкциями неверно: в 2013 г., до эмбарго, прирост составлял даже 5,8%. Более значительную роль сыграла растущая господдержка. В 2014 г., по данным Минсельхоза, сельскому хозяйству было выделено 190 млрд руб., в 2015 г. – 222 млрд, в 2016 г. – 223 млрд.
Самые впечатляющие результаты импортозамещения после эмбарго достигнуты в производстве мяса, считает Минсельхоз. Доля импорта в свинине сократилась в 3 раза (с 26% в 2013 г. до 8% в 2016 г.), в мясе птицы – в 2,5 раза (с 12% в 2013 г. до 5% в 2016 г.).
Рост производства мяса не связан с ограничением импорта, возражает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Компании отрасли ввели в строй мощности, заложенные еще в 2012–2013 гг., когда об эмбарго никто и не думал. Инвестиции в мясное скотоводство и производство говядины в серьезных масштабах начались еще в 2009–2011 гг. после того, как господдержка этого направления появилась в госпрограмме развития АПК, считает Юшин. Ни один инвестор не будет вкладывать в долгосрочные проекты, рассчитывая только лишь на санкции, которые сначала вводились всего на год, уверяет он. Рост обусловлен господдержкой и девальвацией, а не санкциями, согласен гендиректор «Русагро» Максим Басов.
Производство сыров, сливочного масла и спредов выросло и в этом есть определенная заслуга эмбарго, считает исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Но в целом отрасль страдает: спрос на молочную продукцию из-за роста цен, вызванного девальвацией, упал на 6–8% только в 2016 г., говорит человек, близкий к одному из производителей. Покупательная способность людей заметно снизилась, а цены выросли по меньшей мере вдвое, так что основной проблемой остаются сокращающиеся доходы населения, признает Белов.
Овощеводам запрет на импорт продукции из Европы, а позже из Турции помог, но главным образом тем, что с введением эмбарго государство занялось поддержкой отрасли. С 2015 г. бюджет компенсирует 20% затрат на строительство теплиц и овощехранилищ в дополнение к субсидированию процентной ставки, и с тех пор пошли инвестиции – с 2015 г. в производство овощей вложено более 100 млрд руб, напоминает президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев. Импорт стал снижаться, а внутреннее производство – расти: уже в этом году страна обеспечит себя огурцами на 80%, а помидорами – наполовину. При таком уровне господдержки, но без эмбарго и запрета импорта из Турции овощеводство развивалось бы медленнее. Теперь то, что могли сделать за 10 лет, получится в ближайшие три года, считает Королев.
Выросла и господдержка садоводов: в 2015 г. субсидии были в 5 раз больше, чем в 2010 г., – 2,5 млрд руб. на гектар, напоминает президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. В результате темпы закладки садов увеличились в 1,5 раза, сообщает Минсельхоз. Заметный прирост их продукции ожидается в 2019–2020 гг., говорит Муханин. Пока яблоки из Европы заместил импорт из Белоруссии, добавляет он. Но плюсы от контрсанкций все же есть: торговые сети стали работать с российскими производителями, на которых раньше и внимания не обращали, считает он.
Рост сельского хозяйства продолжится и в 2017 г., считает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов – за счет растениеводства и животноводства, которые от санкций зависят слабо.

Новые санкции

Адаптация экономики к новому уровню санкций – их ужесточению, распространению на транспортные отрасли и т. д. – будет болезненной, но не критичной: запас прочности еще есть, считает Николаев. Развитие того же энергетического сектора в гораздо большей степени зависит от цен на сырье, а не от доступа к рынкам, объясняет он. Глубина шока будет зависеть от того, как конкретно будут применяться новые санкции. Если их распространят на трубопроводные проекты в таком виде, как прописано в законе, потрясение будет серьезным, предупреждает он.

Новый закон США отчасти смягчил режим санкций, установив, что под него подпадают только новые глубоководные, арктические и сланцевые проекты по добыче нефти, в которых доля российских подсанкционных компаний превышает 33%, отмечает Хайков. Получается, у иностранцев потенциально появляется шанс вернуться в ряд проектов, объясняет он. Однако теперь санкции будут распространяться на проекты не только в России, но и по всему миру.

В законе описаны только общие принципы действия санкций. Теперь власти США будут включать конкретные проекты в санкционный список.

Наиболее болезненная часть новых санкций – удар по российским экспортным энергетическим трубопроводам. Установленный запрет на инвестиции и предоставление любых услуг, оборудования, технологий и информации, относящихся как к строительству новых, так и к расширению и обслуживанию существующих систем, критичен, например, для морских магистральных трубопроводов, где имеющихся российских технологических возможностей на данный момент недостаточно, говорит Хайков.

Самый крупный из таких проектов – строительство газопровода «Северный поток – 2» по дну Балтийского моря мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Даже «Газпром» еще до принятия закона о новых санкциях признавал, что они могут замедлить реализацию проекта или даже вовсе торпедировать его. Данное нововведение – метод недобросовестной конкуренции: ограничение доступа более экономически выгодного покупателю трубопроводного российского газа на международные рынки, в основном Европы, считает Хайков. Не зря новые санкции были приняты в штыки Европой. Ведь в отличие от США европейцы не вводили санкций в отношении «Газпрома» и его топ-менеджеров.

Пока не известно, будут ли эти санкции использоваться в полной мере, но опасения инвесторов, безусловно, скажутся на притоке капитала, считает Пухов. Очень многое будет зависеть от позиции ЕС и Китая, основных торговых партнеров России. Страны ЕС все больше и больше недовольны односторонними мерами со стороны США, отмечает Пухов. Для интенсивного роста экономики темпами выше мировых нужны инвестиции (в том числе иностранные) в основные средства, использование новых технологий, в конечном счете рост инвестиционного импорта, в ситуации с ужесточением санкций это маловероятно, объясняет он. Поэтому стагнация или рост в пределах 2% наиболее вероятный сценарий, который прогнозируют многие российские и зарубежные экономисты, заключает он.

«Опыт стран, десятилетиями живущих под санкциями, показал, что санкции не приводят к обрушению экономики. В том же Иране практически все 30 лет санкций были положительные темпы роста ВВП», – приводит пример Николаев. Россия это подтвердила: жить при санкциях можно, развиваться – нельзя, резюмирует Николаев. Страна обречена на постоянную потерю 1–2% ВВП в год, считает он.

В обозримой перспективе наивно рассчитывать на отмену санкций – по крайней мере на горизонте пяти лет. Осознание того, как критично вызванное санкциями отставание в развитии, приходит со временем, так что их влияние на российскую экономику впоследствии будет переоценено, считает эксперт.

Последствия носят долгосрочный характер и будут накапливаться, соглашается Пухов. Причем масштабы импортозамещения от нынешних санкций несопоставимо малы с импортозамещением поле кризиса 1998 г., считает он. «Меня пугает не столько временный разрыв с потенциальным выпуском, вызванный санкциями, сколько постепенная изоляция России от внешнего мира, в первую очередь развитых стран, и скатывание по пути бывшего СССР. Как следствие – потеря конкурентоспособности с вытекающими долгосрочными последствиями и снижением самого потенциала роста экономики. Если мы не растем быстрее многих развитых стран, значит, мы движемся назад относительно них. Возникает отложенный прямой и косвенный негативный эффект, который я даже не берусь оценить. На этом фоне все текущие потери, рост оттока капитала и т. п. покажутся каплей в море», – объясняет он.

В подготовке статьи участвовали Виталий Петлевой и Иван Васильев

1

Проведен анализ влияния структуры и состояния экономического потенциала региона на его экономическое развитие в условиях санкций. Конкурентоспособность экономики напрямую зависит не только от экономических, но и политических мер предпринимаемых руководством отдельных стран по отношению к другим странам и регионам. Политика импортозамещения как составная часть экономической политики современной России, а также отдельных ее регионов является одним из механизмов, способствующих росту конкурентоспособности отечественного производства наряду с такими факторами, как девальвация рубля и снижение цен на нефть на мировом рынке. И тем самым регион развивается в рамках направления импортозамещения во всех отраслях, а также может решать различные экономические задачи в условиях девальвации и падения цен на нефть. В статье определены источники роста экономики Республики Мордовия, проведен анализ возможностей реализации политики импортозамещения в аграрном секторе региона с учетом имеющихся потенциалов.

экономический потенциал

потенциал региона

конкурентоспособность

импортозамещение

1. Быркова Е. Продовольственное эмбарго России: что станет с российским рынком? [Электронный ресурс] – Режим доступа http://провэд.рф› (дата обращения 10. 03.2015).

2. Институт конъюнктуры аграрного рынка. Итоги развития отрасли в условиях санкций. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://ikar.ru (дата обращения 10.02.2015).

3. Итоги реализации Программы развития агропромышленного комплекса в Республике Мордовия. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http//agro.e-mordovia.ru (дата обращения 10. 02.2015).

4. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия № 316-П от 19.12.2014 г. «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие сырного кластера в Республике Мордовия на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://base.garant.ru›9056111/(дата обращения 10. 03.2015).

5. Федонина О.В., Козлова К. Экономический потенциал и экономическое ядро региона (на примере Республики Мордовия) //Контентус. – 2014. – № 12. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2014/12/Козлова-Федонина.pdf (дата обращения 10. 04.2015).

6. Федонина О.В., Колосков Д.А. Проблемы конкурентоспособности России на современном этапе развития // Контентус. – 2013. – № 5 (10). [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2013/06/Федонина-Колосков.pdf (дата обращения 10. 04.2015).

7. Федонина О.В., Ненюкова Е.В., Ерочкина Н.В. Устойчивое развитие сельских территорий как условие стабильного функционирования АПК Республики Мордовия // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. – № 4. – С. 219–224.

Конкурентоспособность экономики напрямую зависит не только от экономических, но и политических мер, предпринимаемых руководством отдельных стран по отношению к другим странам и регионам . Политика импортозамещения как составная часть экономической политики современной России, а также отдельных ее регионов является одним из механизмов, способствующих росту конкурентоспособности отечественного производства наряду с такими факторами, как девальвация рубля и снижение цен на нефть на мировом рынке.

Целью исследования является определение путей и алгоритмов эффективного использования экономического потенциала региона в условиях санкций.

Материалы и методы исследования

Материалы и публикации по сущности и структуре экономического потенциала, вводу экономический санкций и др. В процессе исследования использовались методы: анализа и синтеза, научной абстракции, структурно-логический.

Результаты исследования и их обсуждение

Россия - страна, которая сильно зависит от импорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, но и продовольствия также.

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) за 2013 год в Россию составил 43,2 млрд долл. Объем рынка продовольствия в России с учетом импорта оценивается в 200 млрд долл. Из стран СНГ было импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 6,3 млрд долл. (14,58 % от всего импорта). Соответственно, большая часть импорта приходится на страны дальнего зарубежья .

В августе 2014 года Россия наложила запрет на импорт ряда продовольственных товаров из стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Так называемые «антисанкции» послужили ответной реакцией России на множество политических и экономических санкционных мер западных стран, включая США. Срок их действия будет составлять один год. И уже сейчас мы можем говорить об изменении в структуре и объемах внешней торговли, а также уровне цен. Ответные санкции России были введены Постановлением от 7 августа 2014 года № 778 «По реализации указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»». Согласно этому документу на один год запрещается ввоз в Россию некоторых продовольственных товаров. При этом под данный перечень все же не попали многие продукты, в частности яйца, мёд, баранина, части растений, консервированные фрукты, чай, кофе, специи, зерновые, мука, крупы, масла, вина и т.д. Тем не менее данная мера все же оказала существенное влияние на российский продовольственный рынок.

Совокупный ущерб для западных стран стоит оценивать в диапазоне 10-15 млрд долл. в худшем случае, но вероятно наиболее реалистичные потери лягут в диапазон 6-8 млрд долл., т.е. выпадает примерно 3-5 % продовольственного рынка (табл. 1) .

Таблица 1

Потребление сельхозпродукции в РФ в 2013 г.

Тип продукта

Потребление продукции

Из них импортировалось

На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось

Молочная продукция

35,7 млн тонн

1,4 млн тонн

459 тыс. тонн

874 тыс. тонн

438,5 тыс. тонн

263 тыс. тонн

15,9 млн тонн

3 млн тонн

916 тыс. тонн

Фрукты и ягоды

10,9 млн тонн

6,35 млн тонн

1,6 млн тонн

Говядина

2,35 млн тонн

658 тыс. тонн

59 тыс. тонн

3,42 млн тонн

619,8 тыс. тонн

450 тыс. тонн

Мясо птицы

4,28 млн тонн

527 тыс. тонн

457 тыс. тонн

3,44 млн тонн

884,3 тыс. тонн

457 тыс. тонн

Анализ представленной таблицы позволяет сделать следующие выводы.

Потребление молочной продукции: импортировалось 1,4 млн тонн, или 4 % от потребления. На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось 33,7 %. Поэтому здесь мы можем говорить о достаточно сильной зависимости от так называемых «недружественных» стран. Потребление сыров: почти половина (438,5 тыс. тонн) была импортирована. На страны, подпавшие под санкции РФ, пришлось около 60 %. Здесь мы можем говорить о наиболее сильной зависимости потребительского рынка продовольствия России от стран, попавших под санкции, в частности стран Прибалтики, которые традиционно экспортировали в нашу страну достаточно много сыродельческой продукции.

Потребление овощей: 3 млн тонн, или 19 % от потребления, было импортировано. Ввоз овощей из стран, подпавших под эмбарго, составил около трети всего импорта, или 916 тыс. тонн. То есть это наверняка свидетельствует о том, что по некоторым позициям данной категории мы попадаем в определенную зависимость от «недружественных» стран. Потребление фруктов и ягод: на импорт пришлось 6,35 млн тонн, или 58 %. На долю стран, подпавших под санкции, пришлось 25 %, или 1,6 млн тонн. Россия из-за климата очень зависит от ввоза фруктов и ягод, но здесь существует достаточно много альтернативных вариантов, о которых речь пойдет ниже.

По мясной продукции ситуация следующая.

Потребление говядины: импортировалось 28 %, или 658 тыс. тонн. При этом на импорт из стран, подпавших под эмбарго, приходилось 9 % всего импорта. Потребление свинины: на импорт пришлось 18 % от потребления, или 619,8 тыс. тонн. На долю стран, подпавших под эмбарго, приходилось 73 % всего импорта свинины. Потребление мяса птицы: на импорт пришлось 12 % от потребления, или 527 тыс. тонн. Из стран, подпавших под эмбарго, было поставлено 88 % всего импорта птицы. В большей степени продовольственный рынок России зависит от импорта говядины, но ее большая часть импортируется из других стран, например Аргентины. Самая лучшая ситуация сложилась на рынке потребления мяса птицы, так как незначительная доля российского рынка зависит от импортной продукции. Кроме того, необходимо отметить, что это наиболее развитая отрасль животноводства в России и здесь есть определенный потенциал роста.

Потребление рыбы: импорт составил 884,3 тыс. тонн, или 26 % потребления РФ. На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось 52 % всего импорта. Наряду с сырами это наиболее зависимая строка в потреблении. Поэтому здесь речь идет не только о замене стран поставщиков данного ресурса, но и об изменении структуры ассортимента рыбы.

В 2014 г. продовольственный импорт, по предварительной оценке, сократился до 36 млрд долларов с 43,2 млрд долларов в 2013 году. Рост сельхозпроизводства в 2014 г. в России составил приблизительно 3,4 % (в 2013 г. - 6,2 %) .

В структуре импорта запрещенных товаров наибольшую долю занимают такие страны, как Норвегия, Польша, Нидерланды, Германия, США и Испания. Наибольший ущерб будет нанесен и по тем странам, у которых высока доля импорта запрещенной продукции в общем объеме импорта в Россию. К таким странам в первую очередь относятся: Греция, Кипр, Норвегия, Литва. Могут стать потенциальными поставщиками запрещенных товаров в Россию: Бразилия, Уругвай, Турция, Чили и др.

По оценкам экспертов Россия в 2015 году сократит импорт продовольствия на 16 % до 30 млрд долларов. По данным ИКАР в 2015 г. следует ожидать нулевых темпов прироста: в растениеводстве будет сложно добиться экономического роста с учетом высокой базы 2014 г., в животноводстве развитие будет носить инерционный характер, поскольку отдача от возможных новых инвестиций начнется не ранее чем с 2016 г. .

Анализ потребительского поведения в экономике региона указывает на то, что поведение покупателей в условиях удорожания импорта можно характеризовать двумя сценариями: переключение с более дорогих продуктов на менее дорогие, комбинирование дорогих и менее дорогих товаров .

В этих условиях возможно развивать направления импортозамещения в экономической политике государства, региона и предприятия.

Каким образом ситуация в экономике и мире повлияла на развитие АПК Мордовии? Приведем некоторые данные.

Производство сахарной свеклы в Мордовии в 2014 году по оценке министерства сельского хозяйства республики Мордовия составляет 1010 тыс. тонн. Республика Мордовия занимает 4 место по площадям сахарной свеклы среди регионов Поволжья, а по ее урожайности находится в числе лидеров среди регионов страны и занимает первое место среди регионов ПФО. В отрасли животноводства во всех категориях хозяйств в 2014 году ожидается произвести: мяса скота и птицы - 218 тыс. тонн (рост к 2013 году 26,7 %); молока - 410 тыс. тонн; яиц - 1370 млн шт. (рост к уровню 2013 года на 3,3 %) .

Таблица 2

Производство животноводческой продукции на душу населения в Республике Мордовия за январь - сентябрь 2014 г.

В среднем по регионам ПФО - 274 шт., 254,4 и 60,6 кг соответственно.

Оперативный анализ продуктивности молочных коров, проведенный министерством сельского хозяйства Республики Мордовия, показывает, что по итогам 2014 года продуктивность коров в сельхозпредприятиях составит 4770 кг и возрастет на 111 кг, ожидается производство молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в объеме не ниже прошлого года - 307,9 тыс. тонн, в ЛПХ граждан - 102,0 тыс. тонн .

Для обеспечения дальнейшего роста объемов производства молока необходимо: обеспечить стабилизацию поголовья коров за счет государственной поддержки закупки племенного скота для вновь введенных молочных комплексов и замены низкопродуктивного маточного поголовья; принятие действенных мер по стабилизации поголовья коров в ЛПХ (помощь в приобретении кормов, скота, доильного оборудования и в получении ими услуг по искусственному осеменению коров и телок). Для стабилизации численности поголовья крупного рогатого скота необходимо ввести государственную поддержку сельскохозяйственных предприятий: в виде предоставления субсидий на 1 кг реализованного мяса КРС; для предприятий, ведущих выращивание и откорм крупного рогатого скота субсидировать закуп откормочного поголовья.

Государственная поддержка, способствующая реализации политики импортозамещения в Мордовии, осуществляется в рамках следующих программ:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

3. Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».

В рамках первой программы привлечено из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства региона в 2013 году 2180 млн рублей.

В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» привлечено в 2013 году 430 млн рублей федеральных средств, что позволило за 10 месяцев 2014 года улучшить жилищные условия 511 семей, проживающих в сельской местности; обеспечить ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов в объеме 8,5 тыс. кв. м; в сельских населенных пунктах проложено 3,5 км газораспределительных и 49,4 км локальных водопроводов и т.д.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» привлечено средств из федерального бюджета в сумме 39,1 млн рублей, в том числе через Минсельхозпрод Республики Мордовия - 10,86 млн рублей .

Политика импортозамещения предполагает участие не только государства в определенных проектах, но и желание самих производителей вкладывать деньги в развитие предприятий, в том числе и в рамках частно-государственного партнерства.

В 2014-2015 годах в Мордовии реализуется ряд значимых инвестиционных проектов.

В секторе производства мясной и молочной продукции.

1. В ООО «Юбилейное» - «Строительство птицефермы по выращиванию бройлеров и мясоперерабатывающего комплекса по переработке птицы» мощностью 90 тыс. тонн.

2. Строительство и реконструкция животноводческих помещений на 1000 фуражных коров в ООО «Мокша» Краснослободского района.

3. Строительство инкубатора, корпусов доращивания и откорма для производства мяса индейки в обществе «Норовская индейка» Кочкуровского района.

4. Строительство второй очереди свинокомплекса на 4800 свиноматок в ООО «Мордовский племенной центр» в Ковылкинском районе.

5. Строительство свинокомплекса на 6300 свиноматок в ООО «Глобал-Поволжье» в Краснослободском районе.

В секторе производства продукции растениеводства.

1. В ООО «Ромодановосахар» продолжена реконструкция по увеличению мощности по переработке сахарной свеклы до 8,0 тыс. тонн в сутки.

2. В ГУП РМ «Тепличное» - проект «Реконструкция тепличного комплекса по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте».

3. В 2014 году завершена реализация инвестиционного проекта по строительству второй очереди тепличного комплекса по выращиванию роз в ОАО «Мир цветов РМ» в Теньгушевском районе.

В 2015 году некоторыми предприятиями и правительством Республики Мордовия начал реализовываться проект по созданию сырного кластера.

Подобная концентрация позволяет обеспечить конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций молочной отрасли, что выражается в относительно высоком уровне производительности; развитии малого и среднего бизнеса, а также технологических инноваций. Формирование молочно-сырного кластера на территории Республики Мордовия также является основой для повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и экономического развития региона. Ядро кластера будет представлено предприятиями молочной отрасли, специализирующимися на производстве сыров: ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ООО АПО «Мокша», ООО «Дружба», ООО «Агро-Мир», ООО «Сыроваренный завод «Сармич», кроме того ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» приобретено 75 % акций ОАО «Маслосырзавод «Починковский» Нижегородской области. Каждое из этих предприятий специализируется на производстве определенных видов сыров, вследствие чего их ассортимент представлен в достаточно широком спектре. (более 60 наименований). Подготовка кадрового потенциала для участников кластера осуществляется в ряде учебных заведений республики: ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», ГБОУ РМ СПО «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности», ГБОУ РМ СПО «Кемлянский аграрный колледж», ФГБОУ РМ СПО «Инсарский аграрный техникум».

Общий объем финансирования Программы «Развитие сырного кластера в Республике Мордовия на 2015-2017 годы» составит 2913,4 млн рублей .

Выводы

Текущая ситуация - прекрасная возможность для импортозамещения.

Необходимо обеспечивать финансирование в полном объеме со стороны государства текущих государственных программ в области импортозамещения.

Нужна эффективная система доступного кредитования отечественного производителя под процент, не превышающий уровень его рентабельности. Если сегодня в перерабатывающей промышленности уровень рентабельности находится на уровне 8-9 %, а банки готовы давать кредиты под не менее чем 20-25 %, о росте отечественного производства можно просто забыть. У государства есть необходимые инструменты для увеличения денежной массы в экономике. Но нужно суметь ими грамотно воспользоваться, создать преграды для ухода этих дешевых денег на валютный рынок.

Рецензенты:

Кормишкин Е.Д., д.э.н., профессор кафедры экономической теории, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск;

Колесник Н.Ф., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Федонина О.В., Колосков Д.А. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4727-4731;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38058 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»