Добро всегда побеждает зло? Почему добро всегда побеждает зло…

Работа учителя начальных классов

МОУ СОШ №9 г. Ртищево

Исаевой Людмилы Валерьевны

Аннотация:

Данный классный час рассчитан на детей 8-9 лет. Учитель всегда был, есть и будет проводником нравственных ценностей, тем более таких вечных ценностей, как добро, милосердие… Моя методическая идея заключается в том, чтобы не просто выстроить диалог с детьми, вовлечь их в беседу, а с помощью интерактивных методов (рисование, игры, ассоциации ит.д.) сделать этот процесс ярким, запоминающимся, следовательно, более, эффективным.

Классный час по теме « Добро побеждает зло»

Цели: Формировать у учащихся представление о добре и зле; доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.

Задачи:

    Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.

    Поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

    Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

    Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

    Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.

Форма проведения: классный час – размышление.

Ход мероприятия

О чём очень важном пойдёт сегодня речь? Попробуйте догадаться.

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти

вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении многих веков люди пытаются ответить на эти вечные вопросы. Давайте сегодня и мы попробуем поразмышлять над этими понятиями.

Что вы представляете, о чём вспоминаете, услышав слово «доброта»?

Ответы детей

Многие из вас верно понимают, что такое доброта. Точное же определение мы можем найти в «Словаре русского языка» Ожегова:

«Доброта-отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

Группе ребят было дано задание: исследовать слово «добро». Послушаем их.

«Мы узнали, что это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Мы нашли огромное количество пословиц и поговорок об этом. Есть в русском языке такие выражения: «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?

Рассуждения детей

Дать добро - дать согласие, разрешение на что-либо.

Получить добро - получить разрешение, согласие на что-то.

Много теплых добрых слов в нашей речи, в наших приветствиях и пожеланиях.

По настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям».

Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи мне ласковое слово». Я даю вам мячик, а вы должны передавать его друг другу, произнося при этом доброе, ласковое слово.

Спасибо, ребята! Мы с вами убедились в том, что порой добрые слова найти очень трудно!

Попробуйте изобразить добро в виде цветка.

Дети рисуют красками «добро». Получаются яркие цветы.

Что такое зло?

Ответы детей

Да, действительно, это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.

Как это можно изобразить в цвете?

Дети рисуют, в основном чёрной краской. Пятна помещаются на доску, под ними таблички со словами «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь».

Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. Даже в стихотворении об этом говорится.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Давайте попробуем выяснить, что же побеждает на земле - добро или зло? В этом нам помогут сказки. Ведь одной из главных тем сказок всех народов была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Какие обычно побеждают? Кто становится счастливее, добрый человек или тот, кто хочет достичь своей цели злым способом?

Ответы детей.

Проведём викторину и проверим ваши предположения.

    С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

    Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Сказка «Лиса и журавль»)

    Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)

    Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

Так правы ли мы были, утверждая, сто добро побеждает зло?

Действительно, через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Читая сказки, слушая их, мы всегда переживаем за добрых героев, радуемся за них, когда их мечты сбываются и желания исполняются.

Да, в сказках-то все получается, а вот в жизни не всегда. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И всё же сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить правильно, учились добру, любви, красоте, радости. Сказки помогают нам понять, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.

Готовясь к нашему разговору, вы читали сказки о добре и зле и готовились ответить на вопрос: «На какого героя я хочу быть похожим? Почему?» Кто желает высказаться?

Ответы детей

Учитель обращает внимание детей на чашечные весы на столе.

Как вы думаете, для чего на столе у меня эти весы?
На одну чашу весов мы будем складывать «зло». (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. Вспомните, какие добрые дела совершили вы, совершают люди вокруг вас, и по капельке положите их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Рисунок «зла» при этом убирается. Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.

Учитель:
Вот видите, ребята, как добро победило зло. Так и в нашей жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим поляну Доброты. (Дети прикрепляют свои цветы) Как вы думаете, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

- Какая чудесная цветочная поля­на получилась у нас с вами! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность, милосердие, сострадание, трудо­любие.

Подходит к концу наш классный час. Давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.

Человек на то и человек, чтобы делать добро. Хотя это порой очень трудно!

Кто уверенно в мире стоит,
Тот другого ни в чем не корит,
Добрый все обращает во благо,
Его сердце пылает отвагой.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают.

И никакого спа-си-бо не ждут.

Поверьте, добрых людей на земле гораздо больше, чем злых. Спешите делать добро! Его обязательно оценят! Творите добро, и оно непременно вернется к вам!

Список используемой литературы:

    Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний» /Л.Барышникова /Томск, 1998

    Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. / М.: Просвещение, 1988.

    Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

    Периодические издания.

    Психология: Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.

    Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

    Энциклопедия. К и М, 2007 г.

    Внеклассные мероприятия. /Москва «ВАКО» 2007, авторы-составители Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко

Причины достаточно просты.
Первая.
Выжить должен сильнейший.
Представим на мгновение, что все люди имеют одинаковые способности, одинаковые потребности, одинаковые духовные качества. Может ли такое общество развиваться? Разумеется, что нет. Потому что двигателем развития является преодоление противоречий. Более того, любая информация у нас основываются на противопоставлении. Как, не зная холода, мы не узнаем тепла, не зная горького – не узнаем сладкого, точно так же, не зная горя, мы не будем знать радости, не зная смерти – не узнаем жизни. Закон единства и борьбы противоположностей обеспечивает развитие.
Однако философии достаточно. Нужно твёрдо себе уяснить, что мы просто обречены всегда и везде сталкиваться со злодеями и подонками, не говоря уж о бюрократах и бездушных лицемерах. Не будь их, мы вымрем, как динозавры. Которым для развития, видимо, не хватило противоборствующей силы.
Что же получается, что зло нам столь же жизненно важно, сколь и добро?
«Хорошими делами прославиться нельзя!» – утверждает довольно симпатичная старушка из известного мультфильма. «Не делай добра – не получишь зла», «навязанное добро есть зло», «любовь зла – полюбишь и козла», «нет худа без добра» – народная мудрость достаточно терпимо относится к нашему постоянному контакту со злом.
Хотя и не однозначно: «Добро должно быть с кулаками»? И, наконец, «что русскому хорошо, то немцу смерть»?

Плавно перешли ко второй причине.
А кто устанавливает критерии добра и зла?
Мы сами их и устанавливаем. А главное – легко их меняем на противоположные даже в одном поколении.
Царь Николай II cначала был помазанником Божьим, потом Николаем Кровавым и, наконец, стал канонизированным, то есть причисленным к лику святых. Павлик Морозов сначала был героем-пионером, затем доносчиком на родного отца, наконец, стал жертвой сурового времени. Вчерашние спекулянты-уголовники сегодня стали процветающими бизнесменами. Примеров не счесть.
Более того, если наша поговорка «закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» оказывается верной, и мы часто живём и не по законам, а по понятиям, тогда что говорить о критериях добра и зла? Каждый устанавливает их сам для себя. У каждого своя правда.
Тогда понятно, почему и выборы не честные, и суды зависимые, и коррупция непобедима, и вертикаль власти создана для самой власти, а не для людей.
Неужели всё так печально?

Если бы это было так, то не стоило «браться за перо». Разоблачителей зла у нас в избытке. И в их первые ряды становится как раз тот, кто сам не соблюдают законы и заповеди. Не зря существует поговорка: «На воре шапка горит».
Тот, кто дочитал до этого места, уж точно не годится в обличители зла, а только сократит свою жизнь не нужным брюзжанием или, что ещё хуже, борьбой со злом. Потому что для этой деятельности нужны совершенно другие люди, которые не читают подобные опусы. Они заняты подковёрной борьбой, разоблачениями, интригами. Наша с вами функция – созидание, а разрушители (борцы со злом) найдутся без нас. Мы ведь хотим не только выжить, но и жить. Борьба с ветряными мельницами что может дать? Ничего, кроме ушибов и увечий. Это вовсе не значит, что «наша хата с краю». Активная позиция как раз заключается не в борьбе (разрушении), а в строительстве (созидании). Ведь именно потому мы все разные, природа позаботилась об этом. И выживет сильнейший – это тот, кто её адекватно понимает и занимает соответствующее место в жизни.

Такое место советует занять Иисус Христос, когда изрекает свою метафорическую и мало кому понятную фразу: «Ударили по одной щеке – подставь другую».
Если "зло", (или то, что понимается под этим словом) неискоренимо, то нужно знать, что борьба с ним возможна и способом «непротивления злу насилием». Индусы к этой истине пришли вековой практикой через свои религии.

Когда получил «по одной щеке», то задумайся, почему это произошло. Почему твои критерии добра и зла оказались другими, нежели у "партнёра" (модное слово). Какую правду вы поняли по разному? «Подставь другую щеку, а прямым – в челюсть» – такой метод борьбы со злом ведёт в тупик по причине только что разобранной: мы сами устанавливаем критерии добра и зла и легко их меняем на противоположные.

Абсолютное добро олицетворяют собой маленькие дети. Их души чисты что у ангелов. Природа, как генератор созидания, этим самым демонстрирует вечное обновление со знаком плюс. Видимо, информация космоса (Бог) ведёт нас по пути развития именно таким образом: борьба добра и зла рождает новый уровень нравственности.

Рецензии

Кроме непосредственной борьбы со злом и непротивления злу есть ещё и третий способ борьбы со злом. Это преумножение зла. А есть и четвёртый. Клин клином вышибают. То есть Борьба со злом посредством зла. Разве в войнах не так? Кто там подставляет щёку? Все эти четыре способа эффективны каждый в своей сфере. С автором не соглашусь только в одном.Добро побеждает. Ведь, если бы побеждало зло, то добра бы не существовало.

Автор нигде не утверждает, что побеждает зло.
Напротив, делает вывод: "борьба добра и зла рождает новый уровень нравственности".
Было время, когда рабство было естественным, потом - крепостное право, сейчас - наёмный труд. Придёт время - труд будет свободным. Это не значит, что исчезнет понятие зла. Потому что райская жизнь - это полный покой, означающий смерть жизни.
Ведь жизнь - это движение с преодолением препятствий, когда совершается работа.
Энергия - способность совершить работу. Если не будет так называемого "зла", то и энергия не нужна: полный покой, смерть.

После очередного урока жизни, который дался мне нелегко, скажу больше, его отголоски, до сих пор, пытаются выбивать меня с эмоционального равновесия… Решился написать по этому поводу статью, дабы достучаться до Разума людей и не дать совершить ошибки, за которые придется расплачиваться самым дорогим – ЗДОРОВЬЕМ своим и своих близких…

Вспоминаются 90-тые годы, когда пользуясь беззаконьем, все «рвали, что только можно было урвать». Эти годы прошли быстро, и закончились для всех по – разному… Кто срубил бабла, кто срубил и расплатился ценой своего здоровья и жизни… С уважением отношусь к тем, кто вовремя задумался: «Так не будет всегда. Это одноразовые заработки. Сегодня они есть, а завтра их нет…»

Если хочешь быть СЧАСТЛИВЫМ и БОГАТЫМ , для этого нужно строить бизнес не на «кидалово», а по другим законам, законам ЧЕСТИ !!! Богатство имеет силу только тогда, когда существует взаимодействие, финансового благополучия с высокими духовными устоями.

К сожалению, элементарные вещи понимают не все… Некоторые, пытаются построить свою жизнь на воровстве, обмане, считая, что у собственника бизнеса от этого денег не убудет… Думая так, Вы окажетесь правы… Мудрые бизнесмены, проанализировав сложившуюся ситуацию, воспримут, в конечном счете, ее как жизненный урок… А что с таких действий подчерпнете ВЫ…??? Разница между БОГАТЫМИ людьми и бедными заключается в том, что бедные надеются выиграть в лотерею, рассчитывая на «шару» срубить бабла, ничего при этом не делая. Богатые люди рассчитывают на действия и на работу.

Воруя у других, Вы в подсознании оставляете темный след, который понемножку Вас «сьедает». Человек будет СЧАСТЛИВ только в том случае, если он СВОБОДЕН!!! Живя в страхе, Ваша жизнь превратиться в земной ад… В каждом человеке Вы начнете видеть опасность… Просыпаясь ночью, будете прислушиваться к каждому постороннему движению… Своровав чужое, человек боится двух вещей… Вот этого:

И вот этого:

Каждое из них имеет свою силу, которую можно ощутить здесь и сейчас, прочувствовать физически и сделать определенные выводы (если дойдет, конечно)… Кроме этого есть нечто большее, то, о чем говорят народные мудрости, проверенные столетиями. Вот только некоторые из них:

  1. «Добро побеждает зло»;
  2. «Справедливость восторжествует»;
  3. «Кто доброе сеет - добро его плод. Кто злое посеет - злодейство пожнет»;
  4. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред»;
  5. «В победе зла - падение твое. В добре твоем - спасение твое»;
  6. «Не жди добра, кто злое сотворил. Обманщик будет, в свой черед обманут»;
  7. «Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет!»
  8. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним …»

Анализируя случаи своей жизни, невольно начинаешь понимать влияние наших ошибок, совершив которые, мы обижали других людей, на происходящее в нашей жизни сегодня… В одной из моих любимых песен, уважаемого исполнителя Александра Градского есть такая строчка: «Ничто на Земле не проходит бесследно!!!» А для того, чтобы не пришлось отвечать за свои ошибки нужно сделать лишь вот это: «Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять…» Почему же это происходит с нами в жизни…? Ответ простой, хотя, люди нищие духовно, его не поймут… Сегодня не поймут… Спустя годы, оглядываясь на свою никчёмно прожитую жизнь, смотря на след, который оставили после себя на Земле, а он ничем не будет отличатся от следов после улитки, они поймут: «Если бы у меня был шанс на ещё одну жизнь, я прожил бы её по – другому…» Шанс у нас есть, но только в этой жизни…

Почему добро всегда побеждает зло…!?

Очень часто задавал себе этот вопрос… Всё дело в том, что люди на планете Земля, это маленькие частички чего – то большого и ЕДИНОГО

Высшая сила, которая управляет нами… Не зависимо от ваших убеждений, помнить нужно лишь одно:

Обидев человека, мы обижаем себя.

Обманув человека, мы обманываем себя.

Украв у человека, мы воруем у себя…

Эти Законы работают, как «бомба замедленного действия», заставляя нас осознать свои ошибки и сделать выводы.

Люди, нищие духовно, живут на Земле не по законам Вселенной, а по тем меркам, которые позволяет их «куриный мозг»… Буквально недавно, в одной из рассылок, я получил письмо от Николая Латанского. Это тренер и Коуч Успеха №1 на русскоязычном пространстве, воспитанник Джека Кэнфилда, Лизы Николс, которых Вы имели возможность видеть в нашумевшем фильме «Секрет – Сила притяжения». Так вот, в этом видео он продемонстрировал, как работает «Закон обмена», цитирую:

Деньги, это инструмент обмена. И во Вселенной существует очень важный закон , который называется «Закон Обмена». Деньги были придуманы человечеством, как эквивалент обмена за оказанную помощь, за товары или услуги. Количество денег в карманах или на счету, пропорционально той пользе, которую человек сделал для других людей, если человек живёт честно Но может быть и по – другому… Вы можете обмануть других людей, и получить деньги… Но, согласно «Закону Обмена», Вы по — прежнему, тем людям, у которых деньги взяли, остаётесь должны… Если Вы обманываете людей и берете у них деньги, Вы им должны… И чтобы Вы не делали, Вы всегда будете знать, что делаете это на чужие одолженные деньги… Можете себя убеждать, как угодно, в чем угодно и оправдывать свои действия, но подсознание точно знает, и самое главное, что Вселенная за Вами наблюдает и видит, что Вы взяли чужое. И счастливыми не будете , более того, согласно закону обмена, если Вы взяли, что – то не свое, то Вам придется отдать Либо деньгами , либо большим банкротством, фиаско финансовым, либо здоровьем, своим, жены, мужа, либо своих детей, своих родителей, или, может быть, ценой своей жизни… Сколько бы чужих денег у Вас не было, Вы будете несчастны, до тех пор, пока не отблагодарите тех людей, у которых Вы взяли эти деньги. Взять деньги может только человек с очень низкой самооценкой, который сомневается в себе, сомневается в своих талантах. Человек, который не любит себя, человек, который ненавидит себя. Беря деньги, он соглашается с тем, что для него это единственный способ их иметь. И главное, что им движет — это презрение самого себя.

Задумайтесь над этими словами… Многие это уже прочувствовали, а многим, только предстоит сделать… Завершая свою исповедь сегодня,

Хочу попросить прощения у Всех, кого обидел

и простить, поблагодарив за жизненные уроки тех, кто сделал больно мне!!!

Будьте честны перед собой!!! Цените свободу!!! Будьте счастливы!!!

Благодарю за Ваше бесценное время, проведенное в моей компании!!!
С уважением, Андрей Жулай.

Важные три привычки Успеха…?! Это Вам не езда на велосипеде…

Философская жизнеутверждающая история

Сидели две девочки на крыше…

Одна добрая, другая — злая.

Взялись они на-спор кидать камни в прохожих. Злая попала три раза , а добрая могла спокойно попастьцелых пять раз … Но не стала… Потому, что ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

СПРАВКА

ДОБРО

Добро - общее понятие морального сознания , категория этики , характеризующая положительные нравственные ценности . Изначально было противоположно понятию худа (то есть означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».

Добрая воля
Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.

Добро и зло - антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

Понятие добра в культуре
Одна из расхожих (ироничных) фраз, касающихся добра: «Добро должно быть с кулаками» . Фраза приписывается М. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…

Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.

Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура - это «возделывание» - а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития - это добро, другое - зло.

Основной культурный конфликт в понимании добра состоит в том, что одни верят или полагают, что Бог сам освободит полностью и навсегда человека от страданий и зла, если тот будет терпеливо и смиренно служить ему верой и правдой, и следовательно добру чужда агрессия. Другие верят или полагают, что либо Бога вообще не существует и поэтому необходимо самому бороться со злом и следовательно добро - это не только воля к созиданию блага, но и также агрессивная воля к уничтожению вреда и зла, либо что Бог сам призывает человека к битве со злом.

Добро в буддизме
В буддизме нет привычного европейцам антагонизма «Добро - Зло» . Высшее «зло» для буддиста - Сансара, цепочка перевоплощений богов, людей, животных… (в безначально существующей Сансаре есть шесть видов существ - боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки). Какой бы праведной ни была жизнь, она всё равно так или иначе складывается из страданий (собственных или причиняемых), вызываемых желаниями. Например, желание есть становится причиной страдания животных, рыб, птиц, мясо которых употребляется в пищу. Преодоление же страданий возможно посредством освобождения от желаний. Таким образом, человеческие желания (а также желания богов, животных) можно назвать злом для буддиста.

В писаниях о жизни Будды Гаутамы есть упоминание о персонифицированном зле - это демон Мара, который назван «духом Любви и Смерти» . В принципе, в Маре воплощены все земные желания.

Добро в даосизме
Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Из учения об инь и ян следует идея о том, что добро и зло равны и равнозависимы. А значит, добро есть естественное состояние мира, как, впрочем, и зло. Даос, стремящийся к добру, вызывает к жизни зло. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Добро в индуизме
В индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло. При слаборазвитой чакре в поступках человека присутствует меньше доброты («Радуйся, что не убил, а только ограбил» ). При чрезмерно развитой чакре изо всякого действия и ситуации человек стремится извлечь и принести в мир больше доброты («Если бьют по правой щеке, надо подставить левую»).

Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.

Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания - Муладхару.

Добро в исламе
Согласно исламской традиции и добро, и зло (опосредованно, через Сатану) исходят от Аллаха, который в своих деяниях руководствуется выбором человека. При этом считается, что от природы люди склонны к добру, а преодоление людьми склонения их посредством Сатаны к злу позволяет им возвеличиваться духом. Таким образом, выбор человеком добра является своеобразной проверкой.

Добро в конфуцианстве
Конфуций считал, что добром является то, что человек сам для себя считает добром

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь

Совершенствование же субъективного понимания добра, приближение его к коллективному, Конфуций отдаёт на откуп социальным взаимоотношениям через соответствующие воздаяния.

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».

В конфуцианстве чаще затрагивается не вопрос добра и зла, а качества «благородного мужа»

Добро в христианстве
Добро - это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией. Состояние или чувство, из которого творится добро - это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу. А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только он или существа, выполняющие его волю.

Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра.

В трактате «Оправдание добра» русский христианский философ конца XIX века Владимир Соловьев определял добро как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» и отождествлял его с Царством Божиим.

Евангельское добро
В Евангелии добро - это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф. 25:35-36). А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) (Иак. 5:20).

Лариса Викторовна Призенцова
Конспект занятия «Добро побеждает зло»

Задачи :

Образовательные :

Познакомить с моральными чертами характера, проявляющимися в отношениях к людям;

Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные черты характера;

Воспитательные :

Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера,

Способствовать формированию положительных черт характера через игру

Развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие.

Развивающие :

Развивать коммуникативные навыки

Планируемые результаты :

Ученик высказывает своё отношение по теме;

Строит простое речевое высказывание;

Находит в данной ситуации отличительные признаки добра и зла ;

Приводит примеры жизненных ситуаций из личного опыта;

Познавательные УУД :

Строит устные речевые высказывания;

Умеет давать оценку данной ситуации с помощью учителя;

Слушает, понимает речь других;

Оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;

Высказывает своё мнение;

Регулятивные УУД :

Принимает и сохраняет учебную задачу;

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД :

Имеет первоначальные навыки работы в группе;

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения;

Умеет договариваться;

Строит простое речевое высказывание;

Личностные УУД :

Стремиться узнать новое;

Умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих;

Имеет уважительное отношение к другому мнению;

Умеет взаимодействовать со сверстниками через участие в совместной деятельности;

Может поддержать разговор на заданную тему;

Оборудование : проектор, экран, компьютер, картинки, видеоролик «Добрым жить на свете веселей» , песня «Где водятся волшебники» .

I. Орг. момент.

Дети рассаживаются группам вокруг столов.

Здравствуйте. Меня зовут….

У меня к вам просьба : возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших рук, закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души, откройте глаза, посмотрите : у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица . А значит, здесь собрались добрые люди .

II. Введение в тему.

Предлагаю начать нашу встречу с просмотра видеоролика. Он поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Звучит видеоролик «Добрым жить на свете веселей» )

О каком качестве человека пойдет речь?

Да, сегодня мы будем говорить о доброте . Доброта… Добро…

Что же значит быть добрым ? (выслушиваются ответы детей)

(Желать другому добра , видеть состояние другого человека и хотеть ему помочь).

(Доброта – вещь удивительная . Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.)

-Доброта – отзывчивость , сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.

Ребята, приведите антоним к слову «добро ".

Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель.

О каком ещё качестве пойдет речь?

III.Осмысление. Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле . Добро и зло - важна ли эта тема?

Добро - все положительное , хорошее : ласковое, доброе дело ; поступок, приносящий пользу.

Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло , значит люди могут творить и добрые и злые поступки . Послушайте рассказ и ответьте на вопрос : - Какое дело совершил Медведь?

Вопросы :

Какое дело совершил Медведь?

Мог ли он поступить иначе?

Чем бы это обернулось?

Значит, любой имеет право выбора. Вы можете сами решить, как поступить

Учитель : Совершив добро , наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, приятно.

IIII.Но не всегда в жизни все происходит так просто. Давайте честно признаемся, всегда ли мы говорим друг другу хорошие и добрые слова . / Нет, не всегда!/ Когда мы нервничаем, кричим, обзываемся, то злые слова беспощадно раздаем направо и налево. Никому не бывает приятно, когда в его адрес сыплются бранные слова.

Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги) . Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя) .

Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия ? Что в ней изменилось и почему?

Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений : пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?

Вывод : боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить.

Итог : любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

5. Основная часть

Ребята, как вы думаете, чего на земле больше : добра или зла ? Почему? (высказывания детей)

А может ли добро победить зло ?

На поляне много грязи, она выглядит некрасиво. Выберите цветочек и приклейте на нём добрые качества и поступки , которыми можно исправить и уничтожить зло. (закрепляем сверху на капельках зла и уничтожаем их) У нас получилась «Поляна добра » “ Произошло, как в сказке, добро победило зло .

6. Физминутка.

Мы попали на поляну Добра . Пройдёмся по этой поляне и представим, что мы -цветы, растущие на поляне. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей , то поднимаете руки вверх. Трава радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. травка огорчается, листочки плачут.

Поздороваться при встрече

Уступить место в автобусе пожилому человеку

Жаловаться на всех подряд

Смастерить скворечник

Перебивать взрослых, которые разговаривают

Помочь полить летом грядку на огороде

Сорить в классе и в других общественных местах

Помочь товарищу решить задачу

Старший брат Вася постоянно обижает, своего младшего брата

7. Коллективная работа

Вот видите, ребята, как можно победить зло . Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след . Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело .

Засеем планету добром Звучит песня «Где водятся волшебники» .

(На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение : дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей, при этом называет доброе дело , которое ребёнок может сам совершить. Получается красивая аппликация.)Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?

Прикрепляя картинку, нужно говорить, какое доброе дело можете вы совершить.

Как мы назовем эту картину? («Мир» , «Как прекрасен этот мир!» , «Добро победит зло » )

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело ? (Делать добро очень приятно )

Вывод. Спешите делать добро ! Ведь добрыми делами славен человек. Тогда наша Земля точно превратиться в такую же поляну Доброты .

Как вы думаете, трудно ли быть добрым ? (Ответы детей) .

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу , доброе сердце .)

8. Рефлексивно-итоговая часть.

Музыкальный круг “Сердце доброты” .

Учитель : Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра . Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на них добрые чувства . “Переложите” эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми . Поделитесь своей любовью, добротой с другими (дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу) По-настоящему добрым человеком , на мой взгляд, можно назвать такого человека, у которого открытое и доброе сердце .

Наш классный час подходит к концу.

Не стой в стороне равнодушным

Когда у кого–то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому–то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые , умные мысли, за творческое отношение к работе. Мне было приятно с вами общаться

Словами, мыслями, делами

Твори добро , борись со злом. Хажар

Всегда, везде, где только сможешь,

А главное - в себе самом.