Царь ирод великий и ужасный. Ирод Великий – величественный тиран

Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается Евангелие от Матфея, является царь Ирод.

Ирод I Великий - личность в высшей степени неординарная и противоречивая.

По римским «имперским» понятиям того времени Ирод представляется периферийной, второстепенной фигурой; несомненно, нужной, даже незаменимой – и долгое время образцом того, какими должны быть зависимые правители такого рода. Однако для нас, черпающих значительную часть преданий не только у Рима или Афин, но и у Израиля, Ирод никак не может считаться периферийной фигурой: он правил самим Иерусалимом, центром того самого другого мира. Однако он и его деятельность представляют первостепенный интерес в равной мере для евреев и христиан. На протяжении своего правления он расширил владения Иудейского царства, оставив после себя уникальные образцы искусства и шедевры архитектуры. Именно во время его царствования закладывались предпосылки христианства, это был исторический период, непосредственно предшествующий рождению Иисуса Христа. Однако до сих пор за ним прочно сохраняется репутация беспощадного тирана, которую он приобрёл благодаря резне и массовому убийству младенцев в Вифлееме.

Христос родился еще при жизни Ирода. Согласно Библии, Ирод узнал о его рождении от восточных мудрецов, сообщивших о рождении в Вифлееме Царя Иудейского. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16). Избиение младенцев – это все, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом. Этой теме посвящено большое количество европейских произведений искусства. Кстати, многие еще путают Ирода Великого с его сыном Иродом Антипой, который казнил Иоанна Крестителя и с внуком царем Иродом Агриппой I, который казнил апостола Иакова Зеведеева и заточил в темницу св. Петра.

Ирод является основателем идумейской династии Иродиадов, которая более 135 лет правила Иудеей. Имена известных нам Иродов - Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Царь Иудеи (40 - 4 гг. до н. э.).

Основные биографические сведения об Ироде Великом мы имеем благодаря Иосифу Флавию - еврейско-римскому историку, который, в свою очередь, черпал информацию у Николая Дамасского - советника и личного придворного историка Ирода.

Середина I века до н.э. при всех беспорядках и волнениях, один из самых плодотворных периодов в истории человеческой цивилизации. В Риме, несмотря на политические и военные потрясения, это был золотой век писателей: сам Цезарь, Цицерон, Лукреций, Катулл и Вергилий, бывший на несколько лет моложе Ирода.

Ирод I Великий (ок. 73 до н. э. - 4 до н. э.) - был родом из Идумеи (историческая область на юге Палестины, которая на севере граничила с Иудеей; идумеи питали особую ненависть к евреям, считая, что из-за них они лишились прекрасных земель Ханаана; в 63 г. до н. э. Идумея вместе с Иудеей была покорена Римом). Его отец Антипатр был римским прокуратором (премьер-министром) Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II.

Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н. э. Когда Ироду было всего 25 лет, отец назначил его тетрархом (губернатором) Галилеи (историческая область на севере Израиля, на границе с Ливаном). Несмотря на молодость, Ирод проявил на этой должности доблесть и рассудительность, сумел быстро очистить страну от разорявших ее разбойников и приобрести расположение местных жителей. Став тетрархом, Ирод женится на идумеянке по имени Дорис, от которой у него появляется сын Антипатр.

В этот же период, приблизительно в 47–46 годах до Р. Х., между Иродом и Синедрионом возникает конфликт, который был спровоцирован казнью без суда заговорщиков, поднявших восстание против его отца. Молодому наместнику поставили в вину несанкционированные казни и вызвали в суд. Прежде чем предстать перед синедрионом, Ирод заранее принял меры предосторожности и едва почувствовал, что дело идет к его осуждению, бежал в римскую Сирию. Секст Цезарь, бывший наместником в этой провинции, отдал ему в управление Келесирию. Собрав там войска, Ирод двинулся на Иерусалим и нагнал на Гиркана II такого страха, что тот снял с него все обвинения и вновь отдал под управление Галилею.

В глазах римских властей Ирод становится благонадёжным; вскоре он получает назначение стратега (наместника и командующего войсками) Палестины и Юго-Западной Сирии.

Наполовину араб Ирод (его мать была аравийкой), хотя и обращённый в иудаизм, провоцировал недовольство многих кругов еврейского населения. В 44 г. до н.э, после убийства Юлия Цезаря, в Риме началась очередная гражданская война. Противники Ирода воспрянули духом, так как ожидали его неминуемого падения. Но тот приехал к Марку Антонию с большим количеством подарков и сумел не только оправдаться, но и стать другом могущественного триумвира. В 43 году до н.э. после смерти Антипатра-отца, Антоний назначил Ирода и его старшего брата Фазаила тетрархами и поручил им заведовать всеми делами иудеев. Но формально на троне пока оставался Гиркан II.

В 41 г. до н.э., захваченный своим романом с египетской царицей Клеопатрой, Антоний бросил все дела и уехал к ней в Египет. Враги Ирода и Гиркана поспешили воспользоваться этим.

Племянник Геркана II Антигон, заручившись военной поддержкой парфян, в 40г. до н.э. захватил Иерусалим, посадил в тюрьму своего дядю Гиркана и взял в плен брата Ирода Фазаила, который вскоре покончил жизнь самоубийством. Самому Ироду удалось бежать в Египет, откуда после встречи с Клеопатрой он отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и "избран" новым царем Иудеи.

В 37г. до н. э. Ирод с римскими легионами взял Иерусалим. После взятия города Ирод обезглавил царя Антигона - последнего монарха из Хасмонейской династии и расправился с его сторонниками (45 членов Синедриона).

Еще во время осады Иерусалима (которая длилась 5 месяцев), чтобы повысить свои шансы на престол, Ирод изгнал свою жену Дорис с 3-летним сыном Антипатром и женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии кровное родство с домом Давидовым. Мариамна родила Ироду пятерых детей.

По словам Иосифа Флавия, Мариамна «красотою своею и уменьем с достоинством держать себя она превосходила всех своих современниц». Ирод очень сильно любил свою жену, но она относилась к нему с неприязнью, так как Ирод, борясь с Хасмонеями, уничтожил всю её семью и «она нисколько не стеснялась высказывать ему это прямо». При этом влияние Мариамны на Ирода было огромным. Так, в 35 году до н.э. Ирод по просьбе своей жены назначает 17-летнего брата Мириамны Аристовула первосвященником Иерусалимского Храма. Впоследствии Ирод пожалел об этом: он пригласил своего родственника в Иерихонский дворец и во время купания в бассейне Аристовул «невзначай» тонет. Большое недовольство Мариамна вызывала у родственников царя. Мать и сестра Ирода убедили его, что супруга желает отравить его и он предал её суду. После вынесения приговора Ирод вначале не стал приводить его в исполнение и заточил Мариамну в одном из дворцов, но затем под давлением своей сестры Саломеи, пугавшей его народными волнениями, приказал убить Мариамну. Мариамна была казнена в 29 году до н. э. Ей было всего 25 лет.

К 31 году до н.э. власть в Римском государстве была поделена между Октавианом Августом, владыкой Запада, находившимся в Риме, и Марком Антонием, правителем Востока, с резиденцией в Александрии.

После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод, до этого хранивший верность Марку Антонию, занял сторону победителя, которым теперь стал кесарь Август. В благодарность Октавиан Август утвердил в 30 году до н.э. Ирода на престоле Иудеи.

После смерти любимой жены Ирод погрузился в депрессию. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод приказал забальзамировать тело Мариамны и оставить её во дворце, а сам при этом в исступлении бродил по своим покоям и звал её по имени. По всей видимости, у Ирода начал развиваться психоз - он даже начал слышать голоса.

Именно в этот период мать казнённой Мариамны - Александра, заручившись силовой поддержкой единомышленников, принимает решение захватить престол. Она провозглашает себя царицей, объявив, что из за психической болезни Ирод больше не может управлять страной. Но действия Александры только мобилизировали до этого ослабленного Ирода - Александра и все заговорщики были казнены даже без судебного разбирательства.

Оценивая личность этого государя, и современники и потомки часто испытывали двойственное чувство.

Без всякого сомнения, Ирод был очень даровитым и деятельным правителем. Иудея при нем превратилась в богатую и цветущую страну. Огромные богатства позволили царю перестроить многие старые города и основать новые.

Прежде всего на месте Стратоновой башни он построил себе новую великолепную резиденцию Кесарию, украшенную роскошными дворцами из белого камня. Здесь же была устроена обширная и удобная гавань с многочисленными якорными стоянками. В Себасте (так стала называться заброшенная и разоренная Самария) Ирод поселил 6 тысяч своих ветеранов, отстроив для них большой и красивый город. Много прекрасных зданий было сооружено в Иерусалиме. Свою поистине царскую щедрость он простирал и на заграничные города. Трудно даже перечислить благодеяния, которыми он осыпал Сирию и Элладу, равно как и другие местности, куда ему приходилось заезжать во время своих путешествий. Родосцам он на собственные средства построил пифийский храм; жителям Никомедии он помог соорудить большинство их общественных зданий; центральную улицу Антиохии он украсил двумя рядами портиков, а всю занимаемую городом площадь велел вымостить шлифованными плитами; он дал значительные средства элейцам на устройство и проведение Олимпийских игр и возродил эти древние состязания, которые из-за отсутствия денег совершенно утратили прежнее значение. Помимо этого он помогал многим городам и частным лицам, так что справедливо прослыл одним из самых щедрых государей своего времени.

Но, наверное, самым грандиозным строительным проектом Ирода Великого была реконструкция Иерусалимского Храма. Строительство началось в 22 году до н. э. и продолжалось 9 лет.

Масштабность Храма Ирода Великого поражала не только современников. Она до сих пор производит впечатление на тех, кто пытается представить, каким был этот Храм. Для сооружения храмового комплекса первоначально была построена массивная платформа из земли и камня площадью 144 000 квадратных метров, а это приблизительно 12 футбольных полей! Высота этого возвышения составляла 32 метра. Площадь Храма вдвое превышала Форум императора Траяна в Риме!

Многих поэтому изумляли противоречия в характере Ирода и то, как отвага, глубокий ум и подлинное величие духа уживались в нем с безжалостностью, несправедливостью и злобным коварством. Однако, по свидетельству Иосифа Флавия, в этих противоречиях не было ничего удивительного: и его великодушная щедрость, и его деспотическая жестокость имели одну причину - безмерное честолюбие. Ради желания снискать себе славу и бессмертие Ирод был готов на все. Несмотря на свой эллинский лоск, он оставался настоящим восточным деспотом. Ярче всего это проявлялось в его отношениях с приближенными и домашними. Те, кто умел ему угодить, могли на себе ощутить, сколь безмерна его щедрость. Но тех, кто не льстил ему, или не признавал себя его рабом, или возбуждал подозрения в измене, Ирод совершенно не терпел и бывал с ними жесток без всякой меры.

Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Ирод отовсюду ожидал обмана и заговора. Но если раньше опасность исходила только от консервативных элементов, то теперь он начал подозревать в заговорах свое ближайшее окружение, включая родственников. Так, когда Ироду исполнилось 65 лет,ему показалось, что два его сына от Мариамны Александр и Аристовул готовят переворот. Тогда он приказал казнить их (повешены в Самарии в 7г до н.э.). Всего за пять дней до смерти Ирод приказал казнить своего старшего сына (от первой жены Дорис) Антипатра (4 г. до Р.Х.). Наиболее известным и, вероятно, наиболее масштабным эпизодом, иллюстрирующим жестокость Ирода, является избиение младенцев в Вифлееме (Мф 2:16-18).

Вскоре Ирод был сражен одним из самых тяжких приступов болезни. Его мучил нестерпимый голод, который никакая еда не могла унять. Желудок и другие внутренние органы были изъязвлены и изъедены. Ему было трудно дышать, и дыхание несчастного стало столь зловонно, что никто не отваживался приблизиться к нему. Находясь в таком горестном и ужасном положении, он принужден был страдать от невыносимых болей. После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам. Царство он разделил между своими сыновьями: Иродом Архелаем (Идумея, Иудея и Самария), Иродом Антипой (Галилея и Перея) и Иродом Филиппом (Итурея, Трахонитида с прилежащими областями).

Архелай устроил своему отцу пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почетный караул из гальских, германских и фракийских воинов. Согласно воле почившего его тело было предано земле между Иерусалимом и Вифлеемом, на краю Иудейской пустыни в Иродионе (искусственно насыпанный холм), где его могила была обнаружена археологами в 2007 году. Траур по Ироду продолжался семь дней.

Сообщение о смерти деспотичного царя Иудеи застало святое Семейство в Египте. Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу исполнилось тогда четыре года.

В заключении, отметим, что это был царь равновеликий как в своих делах, так и в прегрешениях: один из наиболее образованных и деятельных монархов своего времени, расширивший границы своего государства и давший ему экономическое процветание и мир на многие десятилетия.

Царь, построивший больше, чем все его предшественники со времен Давида и Соломона; успешный политик, умело лавировавший в смутные времена ухода одного римского императора и прихода другого, оставаясь при этом царем иудейским.

Не остановившийся перед казнью большинства членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия, жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были его жены и сыновья, родственники и местная знать; жертва своей собственной маниакальной подозрительности, имя которого на века стало символом жестокости.

Царь Ирод.

После смерти Антипатра власть в Иудее перешла к его старшему сыну Фессаилу, а младший сын Ирод управлял Галилеей. Вскоре сын Аристовула II Антигон бежал из Рима и с помощью парфян захватил Иерусалим. Своему дяде Гиркану II он обрезал уши, чем лишил его права по физическим недостаткам быть первосвященником. Фессаила он заключил в темницу, где тот покончил с собой. Но правитель Галилеи Ирод успел убежать в Рим. Сенат объявил его царем Иудеи и дал ему военную помощь. С помощью римских легионов Ирод овладел Иерусалимом, казнил Антигона и сделался единодержавным царем Иудейским. Это произошло в 37 году до Рождества Христова. Чувствуя непрочность своего положения на престоле, Ирод начал беспощадно истреблять весь род Маккавеев и даже членов Синедриона, которых он подозревал в недостаточной преданности его престолу. Его подозрительность и жестокость дошли до того, что он казнил свою любимую жену Мариамну, тещу и трех сыновей. Народ не любил Ирода Великого и с нетерпением ожидал рождения Мессии, наследника Давида, Который бы низверг этого кровожадного похитителя престола. За это Ирод ненавидел своих подданных и жестоко расправлялся с ними. И в такое-то время до царя дошел слух, что какие-то восточные мудрецы из далеких стран пришли в Иерусалим поклониться не ему, Ироду, а новорожденному царю Иудейскому, истинному Сыну Давида, звезда Которого взошла на востоке.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Ирод Со времён Антиоха IV в Иудее правила династия Хасмонеев, представители которой были одновременно царями и первосвященниками. В 63 г. до Р. Х. власть наследовал праправнук Маттафии Гиркан II. Он был человек медлительный, апатичный и мало способный к государственным

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Царь Ирод Давным-давно жил один царь. Он был очень злой. Его звали Ирод.Он жил в городе Иерусалиме, в прекрасном дворце, украшенном золотом и драгоценными камнями.Как-то раз к Ироду пришли звездочеты и сказали:– В твоей стране родился Младенец. Он вырастет и будет Царем. Мы

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

8. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9. с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

37. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат понял, что Христос не имеет никакого намерения выступить в качестве претендента

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Иисус и Ирод 7 Ирод - правитель, услышав обо всем присходящем, пришел в полное замешательство, потому что одни говорили, что это Иоанн, воскрешенный из мертвых, 8 другие - что явился Илия, а некоторые - что ожил один из древних пророков. 9 Но Ирод говорил: «Иоанна я

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Царь Ирод убивает пророка Яхию (Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9)1 В то время об Исе услышал и правитель Ирод a. 2 Он говорил своим приближённым:- Это пророк Яхия. Он воскрес из мёртвых, и поэтому в Нём такая чудодейственная сила.3 В своё время Ирод арестовал Яхию, связал его и бросил в

Из книги автора

Царь Ирод убивает пророка Яхию (Мат. 14:1-12; Лк. 9:7–9)14 Об Исе услышал царь Ирод b, поскольку имя Исы становилось всё более известным, и некоторые говорили:- Это пророк Яхия воскрес из мёртвых, и поэтому в Нём такая чудодейственная сила.15 Другие говорили, что это пророк Ильяс c.

Из книги автора

Царь Ирод убивает Иоанна Крестителя (Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9)1 В то время об Иисусе услышал и четвертовластник Ирод a. 2 Он говорил своим приближенным:- Это - Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых, и поэтому в Нем такая чудодейственная сила.3 В свое время Ирод арестовал Иоанна,

Из книги автора

Ирод Дается примерное время рождения Иисуса: Мф., 2: 1. …Иисус родился… во дни царя Ирода… Упоминание об Ироде сразу говорит нам о том, что время Маккавейского царства прошло. Много произошло в том веке, который прошел от момента окончания событий, описанных в Первой книге

Из книги автора

Ирод Антипа Описание важнейшей недели, проведенной Иисусом в Иерусалиме, данное в Евангелии от Луки, немного отличается в целом от описания у Матфея и Марка. Но Лука - нееврей, и, по-видимому, он стремился уменьшить степень участия языческого правителя Пилата в распятии

Из книги автора

Ирод Антипа Именно этот царь упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об Ироде Антипе, одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 год н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере

С Иродом Великим многие из нас познакомились на страницах бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Вернее, не с самим Иродом, а только с его дворцом, в крытую колоннаду которого вышел когда-то пятый прокуратор Понтий Пилат. К этому историческому событию мы еще вернемся в следующих статьях, а пока что познакомимся с хозяином дворца, царем Иродом, одним из величайших правителей дохристианской эпохи.

Впрочем, это не совсем так. Ирод правил Иудеей в первые год-два после рождения Иисуса. Ведь пятый стих Евангелия от Луки начинается со слов «Во дни Ирода, царя Иудейского…» . Лука повествует нам о рождении Иоанна Крестителя, а другой евангелист, святой Матфей, – о том, как Ирод Великий, узнав от волхвов о «родившемся царе иудейском» , «весьма встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Евангелие от Матфея 2:3). Та что же послужило причиной тревоги престарелого царя? Почему последовавшая за этим резня в Вифлееме, известная как «избиение младенцев» , не была описана ни в одном из исторических документов той эпохи?

На эти и другие вопросы, до сих пор стоящие перед историками и библеистами, мы и постараемся дать ответ в этой статье. Но это будут лишь гипотезы и предположения, ибо Храмовая Гора, приобретшая свой современный облик при царе Ироде Великом, до сих пор хранит свои страшные тайны…

Интересно, что при жизни Ирода никто «великим» не называл. Скорее всего, что в те времена к нему прилипло одно из прозвищ, похожих на знакомое нам выражение «ирод окаянный», ставшее в русском языке нарицательным. Но самое интересное, что его вообще звали не Иродом. Его имя на местном наречии произносилось как Хордос, и был он сыном крупного политика и царедворца Антипатра. Именно в честь своего отца он и назовет одного из своих сыновей Иродом Антипой. И этот второй Ирод станет еще более известным, чем его отец, потому что войдет в историю как убийца Иоанна Крестителя. Так что русское «ирод окаянный» можно с успехом адресовать как отцу, так сыну.

Но вернемся к тем временам, когда еще со времен великого восстания Иуды Маккавея за маленькой Иудеей пристально следил его заморский сосед – Римская республика.

У Республики были свои планы. Республике не нравилось господство Птолемеев в Египте и Селевкидов в Сирии. А маленькая независимая Иудея виделась ей будущим политическим и военным партнером. До той поры, пока Ркспублика не примет решение «разыграть» в Иудее другую политическую карту. Поэтому в 63 году до н.э. Гней Помпей, в недалеком прошлом консул, а теперь полководец, главнокомандующий всей армией Республики, вторгается в Иудею и устраивает страшную резню в Иерусалиме. Как и положено язычнику, он грабит и оскверняет иерусалимский Храм.

Помпей назначает правителем Иудеи сына Александре Янная, известного в истории как Гиркан-младший. Нет, Гиркан уже не был царем, как его отец. Это был марионеточный правитель, строго соблюдавший правила игры, установленные Республикой. Так Иудея попадает под власть Рима, которая продлится до конца седьмого века нашей эры. И тогда хитрый Антипатр, воспользовавшись ситуацией, выводит в свет своих четырех сыновей. И наш герой Хордос, тогда еще никому не известный, но подающий большие надежды военачальник женится на внучке Гиркана-младшего, красавице Мирьям. В русских переводах она известна под именем Мариамны. И вся дальнейшая история Иерусалима отныне будет неразрывно связана с именем этого человека, Ирода Великого.

Но Помпей пал жертвой заговора, во главе которого стоял его бывший друг и соратник Гай Юлий Цезарь. А потом и самого Цезаря предали и убили его сподвижники. Так в 36 году до н.э., при поддержке будущего императора Октавиана Августа и его соперника Марка Антония, Хордос-Ирод становится полновластным правителем Иудеи.

Его путь к власти, несмотря на поддержку римских патронов, был ознаменован местными междоусобицами. Штурм Иерусалима, кровь и грабежи, потом – гибель любимого брата Фацаэля и свержение Антигона, который был последним правителем из , затем казнь сорока виднейших граждан столицы – вот далеко не полный перечень бедствий и злодеяний, приведших к власти величайшего деспота и строителя Иудеи.

Следы строительства времен Ирода можно увидеть сегодня во многих местах Израиля, в том числе и в Иерусалиме. Первое, с чего начал Ирод – это реконструкция всей системы водоснабжения столицы.

В отрогах Хевронского нагорья к югу от Иерусалима был заложен гигантский по тем временам водовод длиной около 70 километров. Из него вода поступала к южной городской стене и собиралась в большой водосборный бассейн, расположенный в Гееномском овраге. Сегодня на этом месте, известном как «Султановы пруды», находится городской парк и открытая концертная площадка.

Далее, по системе акведуков, вода поднималась вверх и поступала по второй водосборник – Мигдалон («бассейн Хизкиягу»). Остатки этого бассейна можно увидеть со смотровой площадки . Он снабжал водой построенный в западной части города роскошный царский дворец. Сегодня в бассейне уже нет никакой воды, но еще в конце 19 века вода в нем была. Свидетельством тому – этюд известного русского художника Н.А.Ярошенко. Почему бассейн носил имя иудейского царя, жившего в 8 веке до нашей эры – этого мы не знаем.

Еще несколько бассейнов было построено Иродом во время реконструкции иерусалимского Храма и Храмовой горы. Самый крупный бассейн, известный как «Биркат Исраэль», располагался в северной части города, и в настоящее время скрыт под плитами мостовой и постройками в Арабском квартале. Но неподалеку раскопаны остатки бассейна, известного как «Овечьи пруды», или Вифезда (Бейт Хесда). Построенный рядом с овечьим рынком еще во времена правления Хасмонеев, он первоначально служил для мытья скота, приводимого в город на продажу и для . Впоследствии было обнаружено, что воды ручья, наполнявшего этот бассейн, обладают якобы целебными свойствами, и в римско-византийский период здесь были построены лечебные купальни.

В нескольких сотнях метров от Вифезды находятся остатки еще одного бассейна «Струтион». Во времена хасмонеев он снабжал водой крепость Бира, ту самую, где стражники по ошибке зарезали Антигона, брата жестокого царя Аристобула. Ирод приказал разрушить старую постройку, вместо которой неподалеку расположил крепость Антонию, в которой разместил гарнизон. Ирод всегда боялся покушений, а кроме того, присутствие в Иерусалиме крупного воинского подразделения внушало страх жителям города, и способствовало покою и порядку на Храмовой горе. В целях безопасности крепости он приказал вырыть глубокий ров в северной ее части, который пересек хасмонейский канал, подававший воду на Храмовую гору. Чтобы не дать воде заполнить ров и снабдить водой крепость Антонию, Ирод строит перед ним небольшой бассейн, который так и назвали «Струтион» по имени бывшей хасмонейской «Стратоновой башни».

Часть бассейна Срутион находится под постройками монастыря «Сестер Сиона». Арочные своды над бассейном были построены во 2 веке н.э. римским императором Адрианом, поскольку над этим местом проложили улицу. Кирпичную кладку построили уже после возведения монастыря, чтобы закрыть проход на его территории через подземелье бассейна. Вторая половина бассейна находится в конце тунеля Храмовой стены («Туннеля Хасмонеев»).

Помимо больших водосборных бассейнов в различных местах города найдены цистерны для хранения воды в богатых домах и общественных постройках. Эти цистерны имели, как правило, куполообразную или же прямоугольную форму с отверстием в потолке, через которое в цистерну на веревках опускали емкость и наполняли ее водой. Если цистерну строили достаточно глубокой, то вдоль ее стен вырубались ступени, по котором можно было спуститься за водой или же очистить цистерну от накопившейся грязи.

В наши дни, в связи со сложившейся ситуацией на территории Храмовой горы, невозможно проведение никаких археологические раскопок и исследований. Однако ученые с помощью дистанционного зондирования обнаружили там 37 водных цистерн, построенных во время реконструкционных работ, проводимых по приказу Ирода Великого. Самая большая из них емкостью 12 тысяч кубических метров наполнялась водой из акведука, который доставлял воду с Хевронского нагорья.

Остатки водной цистерны, найденные при раскопках в Еврейском квартале Старого города (вид сверху).

Кроме водопровода в городе действовала система стока и канализации. Во время раскопок в «городе Давида» под иродианской улицей были обнаружены подземные дренажные сооружения, ведущие от южной стены Храмовой горы к Геенномскому оврагу. Существует предположение, что сточные воды использовались для удобрения и орошения полей и плантаций. Во время разгрома Иерусалима римлянами в 70 году н.э. здесь прятались жители и защитники города, которых римские солдаты находили, выволакивали наружу и убивали. Многие из них, как пишет Иосиф Флавий в книге «Иудейская война», не желая сдаваться врагу, кончали жизнь самоубийством. Не так давно в одном из таких подземелий были найдены кожаный пояс и меч римского легионера. Среди находок обнаружены монеты, отчеканенные повстанцами, с надписью «Свобода Сиона», масляные лампы и черепки керамической посуды.

Древние подземные сооружения, найденные в «городе Давида», служили для стока канализационных вод во времена Второго Храма. Сейчас этот туннель открыт для посетителей и по нему можно пройти от самого нижнего участка археологического парка «города Давида» – Силоамского бассейна до Мусорных ворот Старого города.

Силоамский бассейн (Шилоах), во времена царствования Ирода Великого был расширен, и к нему добавлен еще один водный резервуар, остатки ступеней которого можно увидеть в парке «города Давида». Историки полагают, что этот бассейн предназначался для ритуальных омовений паломников, поднимающихся в иерусалимский Храм. Из него же священники брали воду для возлияний на храмовый жертвенник в праздник Суккот, моля Всевышнего, чтобы Он послал дождь на Землю Израиля.

Бассейн Шилоах («Силоамская купель») на макете иродианского Иерусалима в Музее Израиля. Автор проекта, профессор Михаэль Ави-Йона, работавший над созданием макета в 60-е годы, не мог знать, как выглядели ступени бассейна, найденного археологами лишь в 2004 году. Поэтому его реконструкция, сдаланная по описаниям, отличается от реального вида водоема.

Трудно даже представить, как изменился облик Иерусалима при Ироде. В городе появились новые дома и кварталы, были построены театр и ипподром, роскошные дома городской знати разместились в Верхнем городе, в то время как в Нижнем городе находились кварталы городской бедноты и проживавших в там язычников.

В северо-западной части города Ирод строит великолепный дворец, в северной части которого стояли три сторожевых башни, «Фацаэль», «Гиппикус» и «Мирьям», названные так в честь брата царя, его друга и любимой жены, казненной по его приказу.

Одной из отличительных особенностей построек Ирода является своеобразная обработка и отшлифовка каменных блоков, используемых для наружных стен. Сегодня археологи, да и не только они, безошибочно идентифицируют каменные блоки иродианских построек, а если эти блоки еще и очень плотно подогнаны друг к другу, то можно говорить об остатке оригинальных (не разрушенных и не перестроенных) стен времен Ирода. Интересно, что каменные блоки в иродианских постройках достигали поистине гигантских размеров, до 10-13 метров в длину, 4-5 метровой толщины и весом до 500 тонн! Как же удавалось рабочим в каменоломнях добывать и обрабатывать подобные глыбы?

Ученые наблюдали за способами добычи и обработки камней в наши дни в примитивных кустарных каменоломнях, и пришли к выводу, что технология иродианских каменотесов сводилась к следующему. со всех сторон, обтесывая ее металлическими орудиями. Оставалось отделить глыбу от подошвы и обтесать ее нижнюю грань. И здесь на помощь им приходила сама природа.

Дело в том, что в Иерусалиме и его окрестностях залегают осадочные породы, известняки и доломиты. Породы эти образуют слои, мощность которых, как правило, не превышает полутора метров. И в месте стыка таких слоев порода наиболее хрупкая и податливая. Если пропилить в блоке вертикальную щель толщиной 10-15 см, вбить в нее деревянные клинья, а потом залить их водой, то дерево, набухая, увеличивается в объеме и отрывает блок от подошвы. Вместо деревянных иногда использовали железные клинья, которые вгоняли молотом в щель. Чтобы не повредить поверхности блоков, их защищали металлическими пластинами.

Вторая задача, с которой успешно справлялись инженеры и архитекторы царя – это транспортировка гигантских блоков к месту строительства. Блоки укладывали на повозки, запряженные четверкой волов, или же волокли по выложенной круглыми бревнами дороге. Наиболее тяжелые и массивные камни устанавливали в качестве оси между двумя гигантскими деревянными колесами, и катили эту огромную колесницу к месту строительства. Там камни подымали на стену с помощью деревянных лебедок.

Нужно сказать, что архитекторы Ирода обладали немалой смекалкой и прекрасным знанием законов механики. Сам царь также участвовал в решении наиболее сложных инженерных задач.

Между царским дворцом и Храмовой горой простирались кварталы Верхнего города, где жили высшие слои общества. В ходе раскопок в Старом городе был обнаружен участок древнего Иерусалима с остатками построек, среди которых выделяется здание, в котором, по предположению ученых, мог жить Коэн а-Гадоль – храмовый. Неизменным атрибутом любого богатого дома считался микве – бассейн для ритуальных омовений. Большое количество микв различного размера можно увидеть и в остатках иродианского квартала Верхнего города. Интересно, что маленькие миквы устанавливались и в детских покоях богатых домов, полы которых были украшены мозаиками.

Остатки ритуального бассейна-микве

Фрагмент детской комнаты с мозаичным полом и микве

Главным делом своей жизни Ирод считал перестройку всего , включая и само здание Храма. Построенный во времена Ездры и Неемии, Второй иерусалимский Храм был частично реконструирован во времена правления Хасмонеев, но к моменту прихода к власти Ирода Великого уже обветшал и не соответствовал замыслам и амбициям великого строителя. А амбиций у царя хватило бы на несколько столетий вперед. Он словно вызывал на соревнование самого Творца, и строил все наперекор Его воле. Так появился на пустынном морском берегу город-порт Кейсария, в неприступных горах на побережье Мертвого моря – цветущий город-крепость Масада, на искусственно насыпанном высоком холме к югу от Иерусалима – дворец Иродион. В Иерусалиме же Ирод решил превзойти самого царя Соломона и превратить Храмовую гору в архитектурный шедевр, равного которому не было ни в Риме, ни в других городах империи.

В 20 году до н.э. Ирод приступил к осуществлению своего замысла. Ему предстояло решить две главные задачи: превратить древний холм Мориа, называемый также Храмовой горой, в ровную площадку и перестроить здание Храма. Первая задача можно было решить чисто инженерными приемами, в то время как вторая требовала особого подхода. Мы уже говорили о том, что в самом Храме имелись помещения, доступ к которым имели только священники-коэны, а в Святая Святых мог входить только первосвященник, да и то раз в году. Зная все это, Ирод приказал обучить строительному мастерству тысячу коэнов. Их задачей было выстроить новые помещения на месте, где когда-то размещался Ковчег Завета. Эти работы проводились с особой предосторожностью и с соблюдением всех мер ритуальной чистоты. К тому же, служба в Храме не должна была прерываться даже на день!

Решением второй задачи явилось строительство опорной стены вокруг Храмовой горы. Для этой цели Ирод приказал выровнять прилегающую к Храму территорию и вымостить ее каменными плитами. Гора Мориа была срыта, и на ее месте образовалась площадь размером в 145 тысяч квадратных метров. Ее можно увидеть и сегодня со смотровой площадки на Масличной горе. Площадь Храмовой горы возвышалась над окружающей территорией на несколько десятков метров, по сути своей, это была искусственная насыпь, окруженная массивными опорными стенами.

Реконструкция «арки Робинсона» .Из экспозиции Музея истории Иерусалима.

Под плитами, покрывавшими площадь, Ирод приказал соорудить подземные помещения, которые использовались как водохранилища и служебные пространства.

Для сооружения опорных стен применялись самые массивные каменные блоки, которые укладывались не строго вертикально, а под некоторым углом. Считается, что это было сделано с целью усилить стены, выдерживавшие давление огромной внутренней насыпи, и, кроме того, люди, проходившие под ними с внешней стороны, должны были чувствовать себя в безопасности, не опасаясь, что в один прекрасный день вся эта конструкция может обрушиться на их головы. Это хорошо заметно в сохранившейся иродианской кладке в юго-восточном углу современной стены Старого города.

Римляне, разрушившие иерусалимский Храм в 70 году н.э., так и не смогли пробить эти стены в ряде мест. Этому способствовала и мощная насыпь, давившая на стену изнутри, которая препятствовала их разрушению. Сохранившуюся часть стен можно увидеть сегодня как снаружи, так и под землей.

На одном из участков западной стены Храма видны следы выступов каменной кладки. Они были обнаружены и описаны британским теологом Эдуардом Робинсоном в 1838 году. С тех пор этот участок храмового комплекса известен всему миру как «арка Робинсона». Но причем тут арка?

Дальнейшие археологические исследования показали, что найденные Робинсоном выступы кладки в действительности являются следами большого арочного моста, выстроенного у южного угла западной стены. Ученые полагают, что этот мост был построен для увеличения пропускной способности основных храмовых ворот в дни праздников. В это время в Иерусалим приходили сотни тысяч паломников со всей Земли Израиля.

До недавнего времени предполагалось, что арочный мост был разрушен во время осады Храмовой горы римскими легионерами. Однако видный израильский историк и археолог Меир Бен-Дов считает, что его разрушили группы иудейских фанатиков, под предводительством Шимоном Бар-Гиорой, засевших на Храмовой горе. Эти повстанцы еще до осады города римлянами вели внутренние войны с другой группой, возглавляемой Иохананом из Гуш-Халава (Иоанном Гисхальским), закрепившейся в Верхнем городе. Чтобы укрепить свои позиции, воины Шимона Бар-Гиоры и разрушили эти переходы. Так пришел конец этим удивительным постройкам, опередившим на много столетий все подобные им сооружения в мире.

На остатках южной стены храмового комплекса обнаружены замурованные ворота, так называемые «ворота Хульды», по имени древней пророчицы, по преданию жившей во времена Первого Храма. К воротам вели ступени, по которым паломники поднимались на Храмовую гору, предварительно совершив омовение в микве и переодевшись в праздничные одежды. Чтобы избежать давки и тесноты, паломники входили в восточные (тройные) ворота, а выходили в западные (двойные). Ступени эти имели различную ширину, 40 и 90 сантиметров. Еврейские мудрецы объясняли это тем, что люди, поднимавшиеся по ступеням к Храму, не должны думать о земных делах, поэтому ритм подъема, который постоянно то ускорялся, то замедлялся, должен был напоминать им о Боге.

При Ироде храмовая служба проходила с особой торжественностью. Иосиф Флавий писал, что на торжественное освящение вновь отстроенного Храма Ирод приказал привести триста волов! А какимипышными были и торжества в дни великих иудейских праздников! Количество паломников в эти дни достигало сотен тысяч человек. Они шли семьями, кто пешком, кто на повозках, запряженных ослами. У ворот Иерусалима они покупали жертвенных животных: коров, овец, коз. Те, кто победнее, покупали у входа в Храм голубей – самую дешевую жертву, доступную даже беднякам. Прираскопках древних поселкав Иудеи найдены колумбарии – специальные помещения для разведения голубей, Потом их продавали в торговых галереях и на рынках, расположенных к югу от храмового комплекса. Тут же сидели и менялы, которые обменивали римские монеты с изображением цезаря на иудейские. По традиции, заповеданной еще Моисеем, никакие изображения в Храме не допускались.

Замурованные «ворота Хульды» и ступени, ведущие на Храмовую гору в археологическом заповеднике «парк Давидсона» (Офель)

Во время многочисленных, непрекращающихся праздничных жертвоприношений внутренний двор Храма представлял собой жуткое зрелище. Он был весь забрызган кровью жертвенных животных, завален внутренностями, над которыми роились тысячи мух. Необходимо было периодически проводить уборку территории. Для этих целей на западной стене имелись ворота, называемые Водяными, рядом с которыми проходил акведук. Воду впускали через специальный водовод в храмовые дворы, и смывали все остатки жертвоприношений через Ворота Милосердия в Кедронский овраг. Часть иродианских камней можно увидеть и сегодня в кладке Ворот Милосердия, или, как их еще называют сегодня, «Золотых ворот». Во времена мусульманского правления ворота эти были замурованы, а перед ними расположилось мусульманское кладбище. Предание повествует, что мусульмане сделали это специально, чтобы преградить путь Машиаху, который должен пройти через эти ворота на Храмовую гору.

На противоположном Храму склоне Кедронского оврага расположено огромное еврейское кладбище. Внимательный взгляд сразу же может заметить, что среди древних полуразрушенных могил выделяются современные захоронения. Кладбище это действующее, и сегодня на нем хоронят либо за большие заслуги перед государством и народом Израиля, либо за большие деньги. Согласно древнему преданию, в один из дней, с первыми лучами солнца с вершины Масличной горы должен спуститься Машиах (мессия). Вот тогда-то и произойдет воскрешение из мертвых и Страшный суд над душами умерших. И первыми восстанут из могил, те, кто похоронен на склонах Масличной горы, вблизи могил благочестивого царя Иосафата, правившего Иудеей в 9 веке до н.э. и пророка Захарии, жившего в период Первого Храма. Поэтому и овраг под склонами горы называют «долиной Иосафата», имя которого переводится с иврита как «Господь-судья».

Территория эта за стенами города служила местом для погребения еще со времен правления царей из дома Давидова. Археологи обнаружили в этих местах очень древнюю могилу, которую мусульмане считают могилой «дочери фараона» – первой жены царя Соломона. Ученые опровергают это предание и датируют захоронение 8 веком до н.э. Так или иначе, но это одно из самых древних захоронений, найденных на территории «долины Иосафата».

Под фундаментами домов арабского поселения Силуам, расположенного на западном склоне Кедронского оврага, находятся многочисленные древние пещерные захоронения. Местные жители используют эти пещеры как погреба. Вокруг древних могил – кучи мусора, что вызывает гнев и боль в душах евреев, видящих в этом прямое надругательство над древними могилами.

К северу от Силуама на западном склоне Кедрона видны несколько древних некрополей, которые ученые датируют периодом Второго Храма. Самая крайняя с юга – по преданию, могила Захарии, жившего во времена царя Иехоаша. И это не так уж важно, что царь Иехоаш правил в конце 9 века до н.э., а мавзолей построен, как мы уже писали, в явно греческом стиле. Начиная с 15 века, богатые евреи, жившие в Европе, просили в своих завещаниях быть похороненными рядом с могилой Захарии.

Следующее захоронение, датированное 2 веком до н.э., принадлежит семье Хезира – потомственным храмовым священникам, впервые упоминаемым в Книге Неемии (10:21) и Книге Хроник (24:15). Идентифицировать захоронение археологам удалось в 1854 по сохранившейся надписи на иврите, где упоминаются имена шести братьев Хезир, похороненных в этом семейном склепе.

В нескольких десятков метров севернее высится склеп с конусообразной крышей, высеченный из цельной каменной глыбы. Это так называемая «могила Авессалома», мятежного сына царя Давида, погибшего от рук воинов, которых Давид послал подавить мятеж. Понятно, никакой Авессалом там похоронен не был, поскольку он жил и умер в 10 веке до н.э., а мавзолей, по свидетельству историков, построен на тысячу лет позже. Поводом же для народного предания послужил отрывок из Книги Царств.

Религиозные евреи, проходя мимо этого мавзолея, не преминут бросить в него камень в знак презрения к сыну, поднявшему руку на отца.

С задней стороны могилы Авессалома найдено еще одно захоронение периода Второго Храма, так называемая «могила Иосафата», которую народная традиция связывает с долиной, о которой пророк Иоиль говорит как о месте Страшного Суда.

Сохранившиеся памятники-мавзолеи периода Второго Храма – это семейные захоронения очень богатых и знатных граждан Иерусалима. Менее состоятельные горожане хоронили своих родственников в погребальных пещерах, которые вырубались в мягких породах в окрестностях города. Типичными во времена Ирода Великого были погребальные пещеры, состоящие из нескольких отсеков.

В центральной части пещеры находилась каменная плита, на которую укладывали тело умершего, обернув его погребальными лентами, обильно пропитанными бальзамом и благовониями для устранения неприятного запаха. Над телом читались поминальные молитвы, после чего покойника укладывали на полку в одном из небольших отсеков погребальной пещеры. Там тело лежало примерно в течение года и в жарком сухом климате успевало мумифицироваться. Через год родственники покойного заходили в гробницу, доставали тело умершего и укладывали кости в каменный ящик-оссуарий. Ящик замуровывали в небольшом отверстии, прорубленном внутри пещеры, а полка, на которой лежал покойник, освобождалась для нового захоронения. Этот способ просуществовал в Иудее вплоть до разрушения римлянами Храма и Иерусалима. В наши дни археологами найдено большое количество каменных гробов-оссуариев, украшенных богатой резьбой или же простых, гладких. Часто на них можно видеть высеченные имена покойников или же предостережение не вскрывать гроб, чтобы не беспокоить души умерших.

Вот в таком роскошном процветавшем Иерусалиме, во дворце, известном нам по великолепным описаниям Михаила Булгакова, и застало престарелого царя известие о пришедших в город волхвах. И что, по-вашему, должен был подумать этот больной, уже страдавший тяжелой формой паранойи человек, собственноручно отправивший на тот свет массы народа, в том числе и своих ближайших родственников, сыновей и любимую жену Мирьям?

«Какой еще такой царь иудейский родился в Вифлееме? Здесь иудейский царь – это я, Ирод Великий, и наследовать мне будет один из моих сыновей! А самозванца я прикажу истребить, даже если для этого потребуется уничтожить сотни невинных младенцев!».

Богословы считают, что подобные акции были весьма свойственны «великому» правителю, и несть им числа, а потому и не вошло в исторические документы такое «незначительное» для правления Ирода событие, как «избиение младенцев» в Вифлееме и его окрестностях.

) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь . Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим;

д) Ирод Агриппа I ( и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. (). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями ();

е) Ирод Филипп I () – сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четвертовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой (, , ). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком;

ж) Ирод Филипп II – сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четвертовластника (). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией (); им возобновлен г. Вифсаида в Нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 г. по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

Жизнь Ирода Великого, самого могущественного из всех иудейских правителей, проходила в постоянной борьбе за сохранение власти. Ирод знаменит своей беспощадной жестокостью и прекрасными дворцами и храмами, построенными на личные средства. Правителем его сделала бесконечная любовь и верность Риму. В 41 г. до н. э. он был назначен наместником территории, на которой десятки лет не прекращались военные действия и революции. Три года спустя он занял Иерусалим и взошел на трон Иудеи. Ирод понимал, что такая насильственная узурпация трона не прибавит авторитета в глазах местного населения. Иудеи признавали только тех правителей, в жилах которых текла еврейская кровь и которые вели свой род от ветхозаветного царя Давида. Мать же Ирода была набатеянкой, т. е. арабского происхождения, а евреи не терпели арабов. Род Давида, правивший Иудеей долгое время, прекратился со смертью Зоровавеля в 510 г. до н. э. После этого страна претерпела многовековое засилье иностранных правителей: ассирийцев, персов, греков из династии Селеквидов, и, наконец, попала под протекторат Рима. Все это время жители ожидали мессию, царя из рода Давида, который сможет доказать свое происхождение от великого царя. По всей вероятности, именно воодушевленные этой идеей хасмонеи (известные также под именем маккавеев) подняли восстание против греков в 167 г. до н. э. Хасмонейская династия утверждала, что является прямым потомком царя Давида через Хасмона.

Благодаря жестокости, с которой он расправлялся с неугодными Ирод вошел в Библейский канон как инициатор избиения младенцев. Избиение младенцев. Деталь внешней стороны алтаря из слоновой кости. 1090-1130 гг., Епархиальный музей Сан-Маттео, Салерно, Италия

Ирод взошел на трон Иудеи в 37 г. до н. э., положив конец правлению династии Маккавеев. Несмотря на то, что он был женат на одной из дочерей хасмонейского царя - Мариамне, для народа он оставался иноземным узурпатором. Народную любовь и повиновение Ирод заслужил с помощью своей немногочисленной, но эффективной армии, состоявшей из германских и галльских наемников. Он правил и подчинял железной рукой, которую поддерживал имперский Рим. Неудивительно поэтому, что в самом начале своего царствования он не вызывал радости и поклонения у своих подданных. Едва утвердившись на троне, он сразу же создал тайную полицию из верных людей, которая тщательно следила за недовольными, столь многочисленными в Иерусалиме. Результаты работы были впечатляющими - всего за месяц существования охранки около сотни недовольных просто испарились.

Храмовый семисвечник (менора). В правление Ирода был заново отстроен Храм в Иерусалиме, возведенный еще в V в. до н. э. В Храме была помещена новая освященная менора. На фото менора на барельефе арки Тита в Риме.

Дорогая сердцу еврейского народа Хасмонейская династия, по мнению Ирода, мешала населению обратить всю любовь на нового римского правителя. Поэтому он решил ее извести. Ожидая удобного момента, Ирод строил планы по устранению каждого из ее членов.

Первой жертвой стал любимец народа Аристовул III, семнадцатилетний брат второй жены Ирода Мариамны. Вначале царствования Ирод самолично назначил Аристовула великим первосвященником. Это назначение возродило надежду на то, что Хасмонейская династия никуда не делась и все еще остается в Иудее, поскольку в течение сотен лет функции первосвященника и царя были тесно связаны. Однако, вскоре Ирод сменил мнение, и Аристовул по удачной случайности утонул в бассейне. Народ был глубоко потрясен этой внезапной кончиной.

Крепость Масада. Ирод построил укрепления на горе, расположенной недалеко от Мертвого моря. Крепостная стена протянулась на 1300 м, 37 сторожевых башен охраняли роскошный дворец, возвышающийся на трех платформах на самом пике скалы.

Следующим в ужасном списке числился престарелый бывший царь Гиркан II. Хитростью и лестью Ирод выманил его из Вавилона, где тот мирно доживал свой век. В Иудее Ирод поселил бывшего царя в собственном роскошном дворце, а через некоторое время обвинил в измене и предал суду. Совет приговорил Гиркана к смерти. Не сохранилось сведений каким образом приговор был приведен в исполнение, скорее всего узник был повешен. От династии Маккавеев остались жена Ирода - Мариамна, которую по свидетельствам он сильно любил, и ее мать - Александра, жившая вместе с дочерью в царском дворце. Ирод расправился с обеими стразу же после морской битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда Клеопатра и Марк Антоний потерпели сокрушительное поражение. Ирод направился в Рим для принесения вассальной клятвы новому императору Октавиану Августу. Октавиан подтвердил права Ирода на Иудею, назвав того «царем-союзником и другом римского народа». Вернувшись Ирод тотчас обвинил супругу в неверности в его отсутствие. Он не стал слушать горячие заверения Мариамны в невиновсти и верности супругу и повелел отрубить ей голову. Мать царицы постигла та же участь. Из Хасмонейской династии не осталось более никого, кто мог бы претендовать иудейский престол.

Ирод восстановил прежний Храм Зоровавеля и сделал из него величественное и прекрасное сооружение. На фото новый Храм изображен на монете, отчеканенной при Бар-Кохбе 133 г. н. э. Еврейский музей. Нью-Йорк, США

И, тем не менее, как бы во искупление своих зверств, Ирод старался добрыми делами загладить вину перед еврейским народом. Иосиф Флавий сообщает, что спустя тринадцать лет после прихода к власти Ирода, на царство обрушился небывалый доселе голод. Стояла ужасная засуха, начиналась эпидемия чумы. В помощь нуждающимся Ирод отдал государственную казну, не оставив себе ничего. В царском дворце была собрана золотая и серебреная утварь, украшения и драгоценности. Золото было переплавлено и отправлено на караванах в Египет, где в обмен на него была закуплена пшеница. Организовывалась бесплатная раздача еды; мясники и булочники в обмен на щедрую плату из царского кармана обязаны были приносить пищу немощным и больным, всем, кто не в состоянии был самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

Чтобы еще более заслужить народную любовь, Ирод начал реставрацию храма Соломона. Бывшее помещение храма стало слишком мало для верующих, поэтому царь решил построить новое. В течение двух последующих лет не было недостатка в работе ни в щедрой плате за нее. Тысяча повозок была занята на перевозке камней, царские агенты завербовали около 15 000 рабочих. Новый храм стал притчей во языцах: «Кто не видел храма Ирода, не знает, что такое красота!» - говорили в Иудее. Монарх мог гордится своими многочисленными стройками: то тут, то там возводились новые амфитеатры, арки, акведуки, крепости и стены. В Иерусалиме были построены театр, амфитеатр и ипподром; башня Антония была расширена, а царский дворец полностью перестроен. Ирод играл роль Мецената - ко двору съезжались знаменитые философы, художники, богатые торговцы и актеры.

Хронология царствования Ирода Великого

Безусловно, не всем по душе пришлись нововведения царя. Ведь театры и прочая богема считалась проявлением язычества, а многие радикально настроенные евреи не могли без боли смотреть на языческие храмы. Особенно угнетало это фарисеев, известных ревнителей еврейского закона. В кругах священников и приближенных к Храму бродили антиримские настроения, посыпалось множество жалоб на нарушение Закона. Казалось Ироду не было никакого дела до недовольных, в своем новом городе - Кесарии он соорудил два языческих храма: один посвященный Октавиану Августу, новому цезарю, другой - богине Роме. Последняя являлась выразительницей всей мощи Римской империи. Для фарисеев подобные языческие дикости не могли компенсировать «хорошего поведения» царя во время голода, ни тот факт, что фарисеи были фактически назначены им как главенствующая сила на политической арене Иудеи.

Во время правления Ирода вспыхивали и мини-революции. Одна их них была названа «заговор десяти» и случилась примерно в середине царствования. Десять глубоковерующих людей, завербованных в строжайшем секрете вождями фарисеев, принесли торжественную клятву: бороться с царем, попирающим обычаи предков. Благодаря доносу, полиция арестовала заговорщиков до того, как они смогли предпринять что-либо. Царь приговорил их к смерти и они тотчас были казнены.

Ирод задумал построить столицу достойную его величия. Так появилась Кесария, город-порт (в настоящее время частично затопленный), в которой находился прекрасный царский дворец, театр и ипподром. Кесария Палестинская, современный вид.

Спустя несколько дней друзья заговорщиков вычислили предателя, поймали его и забили камнями, затем расчленили труп и бросили останки псам. Множество горожан были свидетелями ужасной сцены, но никто из них не донес властям. Ирод приказал подвергнуть пыткам женщин, наблюдавших за казнью доносчика, так полиции удалось узнать имена линчевавших. Несчастные были приговорены к смерти вместе со всеми своими семействами, в назидании будущим недовольным.

Еще одной попыткой против власти Ирода был ультиматум Терона, армейского офицера, возмутившегося решением царя устранить двоих своих сыновей от брака с Мариамной - Аристовула и Александра. Терон настаивал, чтобы Ирод оставил в покое своих детей, любимых народом. Очевидно, что Терон пытался наставить Ирода на путь истинный не только словами, но и делами. В скором времени царь узнал, что его новый цирюльник собирается перерезать ему горло во время бритья. Ирод выбрал триста по его мнению партизанов Терона, собрал их на арене одного из театров, а на верхних ступенях расположил отряд лучников. Рассказывают, что море крови растеклось по сцене, оно доходило до первых зрительских скамеек и поднималось все выше и выше. Ирод, увидев это, произнес: «Пусть это будет уроком моим врагам! Они, наверное, решили, что со временем я размяк!?»

Ирод был похоронен в мавзолее, который он приказал построить в своем укрепленном дворце в Иродионе, что в 12 километрах от Иерусалима.

В течение всего царствования фарисеи создавали Ироду много проблем. Эти духовные вожди еврейского народа не хотели принимать такого царя Иудеи, тирана, поклоняющегося Риму и устанавливающему здесь римские порядки, касалось ли это политики или религии.

В конце жизни Ирод, мучимый подозрениями и боясь новых заговоров, решил обязать народ принести ему клятву верности. Так он надеялся укрепить лояльность людей к себе. Большинство поданных принесли подобную клятву, однако, фарисеи решили открыто выразить свое несогласие с таким принуждением, около 6000 из них (среди которых по всей вероятности было и несколько ессев) категорически отказались присягать царю. Ничто не могло изменить их решения, они не собирались клясться в верности кому бы то ни было кроме Яхве, единственного царя Израиля и утверждали, что принесение подобной клятвы означает отрицание власти Бога. Чтобы напугать их Ирод приказал казнить несколько особенно упорствовавших, а затем обязал их выплатить крупный штраф, под угрозой тюремного заключения. Фарисеи платить отказались, и в городе поднялась волна беспорядков. Только вмешательство Деметрии Александры, супруги младшего брата царя Ферораса, смогло успокоить население. Горячая сторонница фарисеев, она самолично внесла необходимую для уплаты штрафа сумму.

Последний инцидент произошел незадолго до смерти монарха. Вдруг распространился слух о смерти царя. Два известных в столице фарисея решили, что пришло время провести серию очистительных акций в стране, начав, само собой, с Храма. Они убедили несколько молодых людей взобраться на главную арку Храма и сбросить с пьедестала массивную золотую статую орла, которую недавно установили по приказу царя. Ирод знал, что еврейские обычаи запрещают устанавливать идолов или статуи животных и хотел досадить священникам, которые постоянно должны были лицезреть языческую статую. Кроме того, в Законе было четко указано только на то, что нельзя воспроизводить лик Бога.

Спустившись с крыши вместе со статуей, молодые люди тут же принялись кромсать ее топорами на глазах у изумленных прохожих. Естественно, практически сразу же и молодые люди и оба фарисея были схвачены и брошены в тюрьму. В общей сложности около сорока человек было заключено под стражу. В результате поверхностного судебного процесса все были приговорены к смерти: два фарисея и трое молодых людей, разбивших статую были сожжены на костре, других просто отвели палачу, и он их обезглавил.

Мания преследования у Ирода прогрессировала: ему кругом мерещились заговоры, он даже начал подозревать членов семьи. Царь поклялся отомстить своему брату Ферорасу за то, что его жена выплатила долг фарисеев. Вначале Ирод удовлетворился тем, что сослал брата в его земли, однако, некоторое время спустя, Ферорас неожиданно скончался. По слухам ему что-то подмешали в пищу.

До настоящего времени не представляется возможным узнать действительно ли трое сыновей Ирода злоумышляли против него. Некоторые обрывочные сведения позволяют утверждать это, однако, Ироду было мало. Он намеренно подтасовывал факты, изыскивая подтверждения заговора и даже перспектива убийства собственных детей не останавливала его. Первыми жертвами стали сыновья от Мариамны - Аристовул и Александр. В общей сложности царь возбудил против них два процесса. Первый проходил в Риме, на нем присутствовал император. Оба царевича постарались хорошо организовать защиту в результате чего были полностью оправданы.

Род Ирода Великого

Примирение отца с сыновьями было недолгим. В ходе многочисленных полицейских рейдов и вылазок, имевших целью следить за царевичами, они вновь были арестованы. Теперь они предстали перед другим судом, состоявшему из именитых граждан. Суд сразу же приговорил их к смерти, и приговор был приведен в исполнении тотчас после казни с лучниками в театре, когда 300 человек были умервщлены одновременно. Старший сын Ирода, носящий имя своего деда - Антипатр, также был обвинен в заговоре с целью захватить трон. Сначала его заключили под стражу, а затем казнили, всего за пять дней до смерти отца.

Новый Храм Ирода. Реконструкция. Израильский музей. Иерусалим. Израиль