Упражнения на развитие артикуляции. Укрепляем круговую мышцу рта: упражнение "Хоботок"

Синергия круговой мышцы рта и щечных мышц очень важна для речи, так как от этого зависит дикция человека.

1. Упражнения для включения в движение круговой мышцы губ.

Ребенку необходимо предложить:

Надувать мягкие резиновые шарики;

Набирать воздух то под одну, то под другую щеку, губу (по очереди);

Выдувать воздух с напряженными и ослабленными щеками;

Вытянуть губы вперед, сомкнуть их, изобразив «рупор», «хоботок»;

Вытянуть губы вперед, изобразить «трубочку» и растянуть их в улыбке;

Смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно);

Вложить согнутые мизинцы в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть;

Размыкать и смыкать губы при открытом рте;

Сомкнуть губы и надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через плотно сжатые губы.

2. Упражнение для мышцы смеха.

Предложите ребенку:

Оттягивать углы рта сомкнутых губ одновременно или поочередно в стороны, кверху.

3. Упражнения для квадратных мышц (верхней и нижней).

Предложите ребенку:

Поднять верхнюю губу и обнажить зубы (для чего наморщить нос);

Опустить верхнюю губу, оттянуть ее в рот за зубы;

Опустить нижнюю губу, обнажив нижний ряд зубов;

Поднять верхнюю губу и одновременно опустить нижнюю;

Ввести нижнюю губу в рот за зубы.

Небольшие стерильные ватные валики заложить в преддверие полости рта ребенка по обе стороны от уздечки верхней губы, попросить его сомкнуть губы, удерживая их в сильном напряжении, и произнести звуки П, Б, М;

Предложить ребенку тянуть звук М, при этом губы то вытягивая трубочкой, то растягивая в стороны;

Произнести несколько раз подряд звукосочетания согласных, в процессе выговаривания которых принимают непосредственное участие губы (например, МБ, БМ, ТВ, ВТ, МП, ПМ и т. п.);

Произнести звуки М (губы должны быть сомкнуты), В (верхнюю губу при этом приподнять), З (нижняя губа опущена);

Произнести звукосочетания КС, ГЗ, БЗ, оттягивая вниз нижнюю губу (при движении губы ее сильно прижимать к зубам).

Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц

При выполнении ребенком предложенных упражнений следует обратить внимание на то, чтобы у него не возникало синкинезии в нетренируемых мышцах лицевой мускулатуры. Развитие мимической моторики проводится параллельно с развитием артикуляторной. Это способствует улучшению мелодико-интонационной стороны речи, ее выразительности.

Исходное положение: голова - прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счет «раз - два».

Предложите ребенку:

Поднять брови вверх - расслабить мышцы;

Нахмурить брови - расслабить мышцы;

Глаза спокойно закрыть - открыть;

Глаза прищурить - открыть;

Глаза с силой зажмурить - открыть;

Глаза поочередно закрывать и открывать 1 ;

Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб - расслабить мышцы.

Учитывая физические возможности ребенка, можно предложить ему на основе образной памяти изобразить мимически, в соответствии с заданием, эмоциональное состояние: радость, удивление, обиду и т.д.

Упражнения для тренировки подвижности мышц языка

Предложите ребенку:

1. Выдвигать язык вперед - вернуть назад.

2. Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны («вкусное варенье»).

Следить за неподвижностью губ и нижней челюсти.

3. Губы сжать. Упираться кончиком языка поочередно в одну и другую щеки («твердый орешек»).

4. Оттягивать корень языка назад и выдвигать его вперед.

5. «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)

6. Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы («мостик»).

7. Суживать язык и постепенно его округлять («иголочка и лопатка»).

Следить при этом, чтобы язык не высовывался далеко и не подворачивалась нижняя губа. Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения.

Предложите ребенку:

Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ (ПЯ);

Быстро высунуть язык, затем энергично подтянуть его за зубы и произнести звукосочетание АС;

Тянуть звук М, поглаживая языком зубы;

Тянуть звук М, вытянув и загнув язык на верхнюю губу;

Произносить звукосочетания согласных, в артикуляции которых активное участие принимает язык (ГКР, КРТ, ДРТ или ТХ, ХТ, ДТ и т.д.).

Барцок-курс гимнастики для лица

Может быть, вы хотите убрать морщины над верхней губой, в домашних условиях добиться увеличения губ или подтянуть обвисшие губы. Всё это можно сделать с помощью всего одного упражнения для губ, точнее, для круговой мышцы рта. Правильная гимнастика для губ эффективнее инъекций или оперативного вмешательства, так как создаёт не только видимую форму губ, но и улучшает качество кожи, делая её более упругой и менее восприимчивой к морщинам. К тому же, возвращение или увеличение губ в домашних условиях - приятное, тонизирующее лицо упражнение.

Для подготовки и выполнения упражнения вам необходимо зеркало, внимание и тщательный контроль за ходом тренировки, а также чистые лицо и руки. Чтобы научиться правильно выполнять упражнение, без риска навредить себе, вам понадобится 20-30 минут. Выполнение упражнения в дальнейшем будет занимать около 1 минуты или полторы минуты при использовании аудиоподдержки.

Чему может способствовать выполнение этого упражнения для губ:

  • предотвратить или убрать морщины над верхней губой;
  • предотвратить истончение губ, добиться увеличения губ в домашних условиях;
  • убрать обвисшие губы, ликвидировать морщины на губах, улучшить форму и цвет губ, устранить их вялость.

Предлагаемое упражнение для губ делается в изометрической форме: укрепление круговой мышцы рта должно происходить без растяжения кожи.

Круговая мышца рта расположена вокруг ротового отверстия, являясь основой структуры губ. Мышца закрывает рот, вытягивает губы вперёд, обеспечивает форму губ. Начало и прикрепление круговой мышцы рта: кожа угла рта и кожа у средней линии рта. Напрягаясь, мышца сжимается к центру рта.

Закрыть рот и сжать губы, напрягая круговую мышцу рта – не одно и то же. Сжатые губы свидетельствуют о том, что человек недоволен, насупился. Часто сжатые губы говорят о закрытом характере человека.

Губы сжимаются за счёт образования складок кожи над верхней губой. Это касается и только слегка сжатых губ, если они не расслабляются после сжатия, сохраняя остаточное напряжение надолго. Со временем они могут превратиться в ранние морщины. Таким образом, если незаметно для себя вы часто поджимаете губы, то скоро вам придётся решать, как убрать морщины над верхней губой.

Если губы сжимаются крайне редко, то они начинают терять форму, становясь бледными, вялыми и всё более тонкими. Ослабляясь и провисая, круговая мышца рта создаёт эффект обвисших губ, растягивает и морщит кожу над верхней губой и она перестаёт быть гладкой и упругой.

Изометрическое упражнение не создаёт такой опасности. К тому же, такое упражнение гимнастики для губ значительно энергичней.

Регулярная тренировка круговой мышцы рта без растяжения кожи позволит сделать её сильнее, вернёт губам форму и краски, повысит упругость кожи вокруг рта и предотвратит или уменьшит морщины над верхней губой. Научившись управлять этой мышцей, вы сможете легко снимать остаточное мышечное напряжение и свободно пользоваться мышцей без опасения получить преждевременные морщины.

Подготовка к упражнению гимнастики для губ.

Посмотрите на себя в зеркало и с силой сожмите губы к центру, не вытягивая их вперёд. В зеркале отразится выражение недоверия.

Постарайтесь теперь сжать губы со всей силой. Прижмите указательные или средние пальцы плашмя (можно оба сразу) к краям губ, и мягко, но с силой, потяните пальцами губы в стороны так, чтобы губы могли принять обычную длину. Губы нужно растянуть именно до их нормальной длины, чтобы на щеках не образовались складки. Губы при этом будут выглядеть напряжёнными и плоскими. Почувствуйте и запомните силу, которую пришлось сейчас приложить вашим пальцам, и расслабьте губы.

Чтобы предотвратить образование складок на щеках, удобнее выполнять упражнение в обратном порядке. Для этого используйте полученный навык. Положите пальцы на края губ и пытайтесь сжимать губы к центру, но пальцами мягко давите на кожу так, чтобы губы не смогли сжаться. Губы должны стать напряжёнными и плоскими, но не изменить своей длины. При этом складки на щеках образовываться не должны. Лицо остаётся спокойным, все мышцы лица, кроме круговой рта, расслаблены.

Не забывая внимательно следить с помощью зеркала за тем, что происходит, повторите этот приём несколько раз, чтобы приспособиться к правильному и уверенному выполнению упражнения, помогая сокращению круговой мышцы рта мысленно и начиная её напряжение одновременно со вдохом. С выдохом расслабляйте губы, немного отодвигая пальцы от кожи. Почувствуйте распространение расслабления от углов рта к периферии лица.

Выполнение упражнения гимнастики для губ.

Глядя на себя в зеркало, положите пальцы на края губ. Пальцы лежат мягко и лишь немного давят внутрь.

В этом упражнении вы должны стараться сдвинуть губы к центру как можно сильнее, но пальцы должны придавить кожу у краёв губ так, чтобы углы рта остались на месте.

Помогая мысленно, одновременно со вдохом наращивайте силу сжатия губ до предела. Отсчитайте про себя 6 секунд и расслабьте губы одновременно с выдохом, немного отодвигая пальцы от губ.

Повторите упражнение ещё 4-5 раз с перерывами 2-3 секунды между напряжениями.

Вы должны научиться хорошо чувствовать не только напряжение, но и расслабление круговой мышцы рта: старайтесь после каждого подхода ощущать расслабление, которое расходится от краёв губ к периферии лица.

Во время упражнений внимательно наблюдайте за своим лицом: все остальные мышцы лица должны оставаться расслабленными, на лице не должны появляться новые или углубляться имеющиеся складки.

Возможно, вам было бы удобно заниматься под аудиосопровождение, напоминающие, на что нужно обращать внимание, занимаясь гимнастикой для губ. «Аудиоподдержка: упражнение для круговой мышцы рта» предназначена для такого занятия.

Если это упражнение гимнастики для губ вызвало у вас затруднения, вы можете взять нужный вам урок у тренера через скайп.

О регулярности тренировки.

Чтобы убрать морщины над верхней губой, добиться увеличения губ в домашних условиях, устранить обвисшие губы или для возвращения губам их формы и цвета, желательно тренировку проводить 5-6 раз в неделю. Чтобы убрать морщины над верхней губой или обвисшие губы, получить увеличение губ в домашних условиях в сжатые сроки нужно постепенно, за 2-4 недели, увеличить количество повторов напряжения до 10-12. При такой тренировке видимый эффект может быть достигнут через 2-3 месяца тренировок.

Для предупреждения морщин и истончения губ, поддержания нормального кровообращения достаточно проводить тренировку 1 - 2 раза в неделю.

Тренировка круговой мышцы рта даст вам возможность легко выражать эмоции и пользоваться ею без опасения получить морщины, так как ваша кожа станет более упругой.

Миогимнастика в ортодонтии – это один из наиболее действенных способов лечения и профилактики аномалий зубочелюстной системы. Эффективен при дисфункции мимических и жевательных мышц, а также суставов нижнечелюстной и височной групп .

Неправильный прикус исправляется при помощи специального комплекса упражнений.

Основные принципы

Формирование прикуса обуславливается работой мышц, которые расположены в непосредственной близости с рядами зубов. Нарушения в работе мускулатуры могут привести к развитию дефектов .

Одним из самых распространенных методов коррекции прикуса является миотерапия, суть которой заключается в тренировке челюстных мышц .

В ортодонтии такой способ может быть использован :

  • как самостоятельная терапия;
  • в рамках комплексного лечения;
  • как подготовка к ортодонтической коррекции;
  • для профилактических целей.

Упражнения способны дать положительный результат и при неправильном прикусе.

Эффект от гимнастики достигается благодаря пристальному контролю за выполнением рекомендаций лечащего врача и регулярности тренировочного процесса. Весь комплекс упражнений подбирается врачом после тщательного осмотра.

Важно, чтобы гимнастика была понятной и простой, иначе эффективность коррекции может быть низкой.

Лечебная гимнастика назначается врачом за 2 месяца до начала специального ортодонтического лечения . Это обуславливается тем, что лечебная нагрузка на зубы подготавливает их к особенностям силового воздействия оборудования.

В большинстве случаев гимнастику целесообразно применять совместно с аппаратным лечением дефектов и аномалий челюсти .

Комплекс миогимнастики Рокабадо, применяемый при дисфункции внчс (височно-нижнечелюстного сустава) дополняют точечным массажем и аутогенной тренировкой.

Эффективность и правила выполнения

Положительный результат упражнений прямо зависит от уровня развития патологии, а также от регулярности и качества выполняемой гимнастики. К ней предъявляется следующий комплекс требований:

  • Обязательно мышечное сокращение полости рта с максимально возможной амплитудой.
  • Важно учитывать то, что сокращения должны осуществляться в рамках физиологических пределов.
  • Необходимо после каждого упражнения делать паузу, равную времени, затраченному на него.
  • Сокращения должны повторяться до появления легкой усталости.

Особенность заключается в тренировке специальных мышечных групп, которые способствуют лечению, так называемых антагонистов и синергистов. Гимнастика позволяет достичь необходимых результатов при профилактике детских аномалий временного прикуса.

Именно поэтому для данной формы лечения особенно подходят дети от 4-х лет , которые уже могут понимать и выполнять требуемые задания.

Для исправления прикуса

Существуют действенные комплексы миогимнастики, которые предназначаются для коррекции и полного устранения различных аномалий прикуса :

Глубокий прикус

  • Гимнастика проводится исключительно стоя. Руки заносятся назад, а подбородок поднимается вверх. В данном положении требуется выдвинуть на максимально возможное расстояние нижний зубной ряд.

    Для достижения хорошего эффекта желательно выполнять тренировку три раза в день.

  • Через 30 дней упражнение слегка видоизменяется. Отличие заключается в выдвижении нижнего ряда зубов с их установкой впереди верхней челюсти.

Открытый прикус

  • Тренировка заключается в последовательном сжатии и разжимании зубных рядов. Сила мышечного сокращения должна контролироваться пальцами, которые необходимо прижать к щекам.

    Выполняется до возникновения легкого утомления.

  • Два пальца должны располагаться в районе передних зубов нижней челюсти и исключать возможность ее поднятия.

Зубами можно прикусить палочку, с нанизанной на нее небольшой резиновой трубкой для исключения вероятности повреждения эмали.

Мезиальный прикус

  • В упражнении важно надавить кончиком языка на заднюю поверхность верхнего зубного ряда и удерживать данное положение, как минимум, 5 минут до образования мышечной усталости.
  • Голова должна быть слегка закинута назад. При закрывании рта нужно коснуться языком задней поверхности неба.
  • Нижняя губа помещается под верхний ряд зубов.

Косой прикус

В случае, если основной причиной образования такого прикуса стало изменение положения нижнего ряда зубов со смещением в сторону, то упражнение будет иметь следующий вид:

  • Рот максимально открывается, а нижний зубной ряд передвигается в сторону, где наблюдается некорректное смыкание челюсти.
  • После, нижняя челюсть поднимается до сопряжения с зубами верхней группы и удерживается, как минимум, 5 секунд.

При проблеме смыкания губ

Существует несколько основных упражнений :

  • При плотном сжатии губ требуется осуществлять вращательные движения языком под губами.
  • Вытянутый язык размещается на поверхности нижней губы, в то время, как верхняя, при быстром смыкании, должна ударить по языку.
  • Требуется прижать язык к небу и открыть рот с максимальной возможной амплитудой. При смыкании губ нужно издать звук, напоминающий стук молотка.

Каждое из описанных упражнений выполняется сначала в сидячем положении. По мере усложнения необходимо встать.

Продвинутый гимнастический комплекс выглядит следующим образом:

  • Нижняя челюсть выдвигается вперед до перекрытия нижними резцами верхнего зубного ряда.

    Такое положение удерживается, по меньшей мере, 10 секунд. После этого челюсть полностью возвращается в изначальное положение.

  • Предыдущее упражнение может быть усложнено путем равномерного поворота головы. Челюсть нужно постараться удержать в вытянутом положении.
  • Голова отклоняется назад, ноги устанавливаются на ширине плеч. Зубной ряд выдвигается до тех пор, пока не произойдет краевое сопряжение челюсти.

Для участков языка

Передний участок

Необходимо подготовить специальные резиновые кольца, которые нарезаются из пипетки. Элемент помещается на конец языка, который, в свою очередь, подносится к альвеолам. После этого нужно сглотнуть слюну.

Важно следить за тем, чтобы резинка случайно не провалилась в горло. Количество глотаний за одну тренировку – не более 15.

Альтернативным вариантом упражнения может быть прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами. В этом положении необходимо удерживать язык не менее 5 минут.

Интенсивность и частота упражнения постепенно увеличиваются, в зависимости от стадии лечения.

Средний участок

Цоканье языком не менее 50 раз. Предварительно на середину языка помещается резиновое кольцо. Зубы смыкаются, а губы приоткрываются. После этого язык поднимается кверху и прижимается к своду неба.

Для восстановления укороченной уздечки

Упражнение выполняется в 3 этапа :

  • Облизывание губ языком. Движение осуществляется от одного уголка рта к другому, после чего осуществляется попытка касания с подбородком и кончиком носа.
  • «Пересчет» зубов языком снаружи и изнутри.
  • Упор языка в обе щеки.

Для круговых мышц

Тренировка круговой мышцы щек и рта является важной составляющей миогимнастики для лица и выполняется в случаях ее недостаточной работоспособности , наблюдаемой, обычно, во время дыхания через рот.

Упражнения проводятся и при деформации верхних зубов. Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Существует несколько основных упражнений для ортодонтического лечения данной мышцы:

  • Упражнение №1. Согнутые мизинцы помещаются в углы рта. Лечение осуществляется путем незначительного растяжения рта и параллельного сокращения мышц. Важно, чтобы губы не выворачивались в процессе тренировки.
  • Упражнение № 2. Тренировка выполняется при помощи специального оборудования – межгубного диска Фриэля. Данное приспособление должно придерживаться губами в течение 60 секунд.

Развитие круговой мышцы крайне полезно при диагностике ротового дыхания, а также при образовании промежутка между губами. Тренировки вызывают изменение формы верхней губы и формируют корректные контуры ротовой полости.

Вероятность рецидива дефектного наклона зубов верхней челюсти практически исключена.

Использование специальных приспособлений

Корректировать ротовой тип дыхания и позицию языка следует как можно раньше, поскольку после 9 лет, наблюдаемый эффект от миогимнастики значительно ниже .

Вестибулярная пластинка

Вкладывается в рот во время сна. Днем элемент применяется только для гимнастики, основная цель которой заключается в нормализации дыхания, исправлении структуры нижней челюсти и положения языка.

Пластина вкладывается в рот большим пальцем руки и немного вытягивается за специальное кольцо, параллельно удерживаясь губами.

Металлический диск

Предназначается для борьбы с вредной детской привычкой сосания пальцев, с неправильным ротовым дыханием и с дистальным прикусом. Также может использоваться для коррекции осанки.

Диск сжимается губами, при этом нижнюю челюсть выдвигают немного вперед. Зажатый губами диск должен располагаться строго горизонтально.

Приспособление позволяет тренировать мышечные группы околоротовой области.

Заключение

Миогимнастика назначается лечащим врачом с целью профилактики и лечения разнообразных зубных аномалий.

Характер описанных коррекционных мероприятий скорее лечебный, но стоматологи назначают гимнастику и с целью закрепления результата, для устранения вероятности рецидивов.

Примерный комплекс упражнений миогимнастики для детей смотрите на видео:

Основополагающим фактором для результативного лечения является позитивный настрой . Эффект и степень лечебного воздействия непосредственно зависит от терпения, усидчивости и готовности на постоянной основе выполнять монотонные упражнения.

Именно данные составляющие, совместно с контролем исполнения, очень важны для достижения необходимого результата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Большинство людей страдают неправильным в той или иной степени прикусом. У кого-то аномалии прикуса почти незаметны и никак не мешают, другим же напротив они доставляют не только эстетические, но и физиологические неудобства. Исправление дефектов прикуса – непростая задача, которая обычно требует серьезного комплексного лечения под контролем опытного врача. Однако пациент может помочь себе сам, регулярно выполняя ортодонтическую миогимнастику.

Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией. Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии. Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг. Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают. Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

Миогимнастика может назначаться:

  1. До начала непосредственного лечения.
  2. Одновременно с другими методами лечения.
  3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
  4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

Эффективность

Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

  1. Выраженности нарушения прикуса.
  2. Возраста больного.
  3. Регулярности и приверженности.

Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

Правила

  1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
  2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
  3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
  4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

Показания к выполнению

Кроме лечения дефектов прикуса, существуют и другие показания, при которых рекомендуется ортодонтическая гимнастика:

  1. Гипотония мышц рта и языка.
  2. Смещение зубных коронок.
  3. Неправильная работа ВНЧС.
  4. Гипотония лицевых мышц.

Противопоказания

Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

  1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
  2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
  3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
  4. Неподвижность челюстных суставов.

Достоинства и недостатки методики

Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.

К сожалению, существуют и минусы:

  1. Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
  2. При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
  3. Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.

Комплексы упражнений

Существует огромное количество упражнений для разных видов дефектов, и мы попробуем рассмотреть основные из них. При каждом виде нарушения назначается разработанный специально для этой аномалии комплекс.

При мезиальном прикусе

  1. Языком нажимают на основания резцов.
  2. Отклонив голову кзади, челюсть то сжимают, то разжимают; языком стараются достать до небного язычка.
  3. Нижней губой задевают поверхность под передними резцами.

При глубоком прикусе

  1. Пациент находится в стоячем положении. Руки поднимают вверх и стараются отклонить их назад как можно сильнее. Голова также поднимается вверх. Челюсть выдвигается вперед, а затем возвращается в обычное положение. Количество подходов должно быть не менее 10.
  2. Через 30 дней после начала выполнения этого упражнения его немного изменяют. Нижняя челюсть выдвигается таким образом, что нижние резцы находятся выше верхних резцов.
  3. Пациент смыкает и размыкает челюсть в течение 2-3 минут.

При открытом прикусе

  1. Зубы сжимают и разжимают в течение 2-3 минут до появления усталости.
  2. Челюсть сжимается и разжимается аналогично предыдущему упражнению, но пальцы кладутся на нижние резцы и надавливанием мешают движениям.
  3. Пациент с усилием прикусывает палочку, покрытую защитной резинкой, не менее 10 раз подряд.

При косом прикусе

При гипотонусе круговой мышцы

Все упражнения выполняются ежедневно по 3-5 раз в сутки. Желательное количество подходов – 15-20.

  1. Губы делают трубочкой, как для воздушного поцелуя, и удерживают в таком положении в течение какого-то времени, а затем растягивают в улыбке.
  2. Губы сжимают и максимально надувают щеки, наполнив их воздухом через нос. Затем воздух сдувают путем надавливания на щеки, не разжимая губы.
  3. По очереди надувают пространство под нижней и верхней губой.
  4. Дуют перо или какой-либо другой предмет, как будто задувая свечу.
  5. Пальцами производят растяжение рта в сторону, при этом пытаясь максимально сжать губы.
  6. Тампоны из ваты небольшого размера вкладывают под нижнюю и верхнюю губу в районе уздечки и пытаются произносить слова.

Для мышц языка

При неполном смыкании губ

  1. Губы сжимают и совершают вращательные движения языком под обеими губами.
  2. Языком водят по небу, пытаясь задеть каждый участок, как малярной кистью.
  3. Язык кладут на нижнюю губу и быстро смыкают челюсти так, чтобы верхняя губа как бы хлопнула по верхней.

При слабости средних мышц языка

  1. Языком цокают не меньше 50 раз несколько раз в день.
  2. Два специальных силиконовых кольца надевают кончик языка и его среднюю часть, а затем прижимают язык к небу настолько близко, насколько это возможно. Манипуляция выполняется не менее 3 раз в сутки.

При слабости задних мышц языка

  1. Как можно чаще выполняют обыкновенное полоскание горла (не менее 5 раз в сутки).
  2. Зевают 5-6 раз подряд.

После подрезания подъязычной связки

Длина и сила подъязычной связки, которую еще называют уздечкой языка, также влияет на прикус, а точнее, на положение нижней челюсти, поэтому после оперативного вмешательства рекомендуется выполнение гимнастики. Эта группа упражнений должна выполняться не менее 1 месяца после процедуры 2-3 раза в сутки. Пациент должен делать не менее 10 подходов на каждое упражнение.

  1. Языком поочередно давят на каждую из щек.
  2. Языком поочередно пытаются достать до края подбородка и носа.
  3. Языком прикасаются к каждому зубу нижнего и верхнего зубных рядов.

При инфантильном глотании

Такой вид глотания, при котором язык касается губ, является нормальным для детей в возрасте до 18-24 месяцев, но в некоторых случаях привычка сохраняется и в более позднем возрасте и становится патологией. Упражнения на переднеязычные мышцы, выполняемые хотя бы в течение 14 дней 2-3 раза в сутки, помогут исправить положение. Желательно выполнять не менее 10 подходов за 1 раз.

  1. Язык достают изо рта и надевают на него специальное силиконовое колечко, которое выдает врач, а затем, держа язык в таком же положении, совершают акт глотания.
  2. С закрытым ртом языком давят на выпуклость под зубами на верхней челюсти в течение нескольких минут до появления усталости.

Видео — Миогимнастика

Видео — Миогимнастика для губ и щек

Миогимнастика, применяемая ортодонтами, является эффективным и безопасным методом лечения аномалий прикуса с минимальным количеством противопоказаний. Она может применяться как детьми, так и взрослыми, но упражнения должны подбираться строго индивидуально лечащим врачом.