Творение херста. Бизнесмен или гений: Что важно знать об акулах, черепах и бабочках Дэмьена Хёрста. Вопрос от beauty-редактора Кристины Килинской

Дэ́мьен Стивен Херст (англ. Damien Hirst; 7 июня 1965, Бристоль, Великобритания) - английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Дэмиен Херст родился в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12 лет. Его мама, Мэри, была художником-любителем. Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах.

Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в Уэльсе. В итоге, он был принят в Колледж Голдсмит (1986-1989). В 1980-х годах Колледж Голдсмит считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа Голдсмит привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всем мире.

Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.

В июле 1988 года Херст курировал получившую известность выставку Freeze (англ.) в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы 17 студентов школы и его собственное творение - композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными латексными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Херста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.

Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA; кроме того на Херста обратил внимание известный коллекционер и покровитель искусств Чарльз Саатчи. В 1989 году Херст закончил Goldsmiths College.

В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, Gamble, в ангаре, в пустом здании завода Bermondsey. Эту выставку посетил Саатчи: Фридман вспоминает как он стоял с открытым ртом перед инсталляцией Херста под названием Тысяча лет - наглядной демонстрации жизни и смерти. Саатчи приобрел это творение и предложил Херсту деньги на создание будущих работ.

Таким образом, на деньги Саатчи, в 1991 году была создана «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра. Работа обошлась Саатчи в 50 000 фунтов. Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 6000 фунтов. В результате, Херст был номинирован на получение Премии Тернера, которая была присуждена Гринвиллу Дэйви. Сама акула была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за $12 миллионов (£6,5 миллионов).

Первое международное признание Херста пришло к художнику в 1993 году на Биеннале в Венеции. Его работа «Разделенные мать и дитя» представляла собой части коровы и теленка, помещенные в раздельные аквариумы с формальдегидом. В 1997 году увидела свет автобиография художника «I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now».


Последний по времени проекта Херста, наделавший много шума, представляет собой изображение человеческого черепа в натуральную величину; сам череп скопирован с черепа европейца в возрасте около 35 лет, умершего где-то между 1720 и 1910 годами; зубы в череп вставлены настоящие. Творение инкрустировано 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат; они покрывают его сплошь, как мостовая. В центре лба черепа располагается большой бледно-розовый бриллиант на 52,4 карата стандартной бриллиантовой огранки.

Скульптура называется За любовь Господа и является самой дорогой скульптурой живущего автора - £50 миллионов.

ТВОРЧЕСТВО

Смерть - центральная тема в его работах.

Наиболее известная серия художника - Natural History: мертвые животные (включая акулу, овцу и корову) в формальдегиде. Знаковая работа - «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (англ. The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living): тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Данная работа стала символом графической работы британского искусства 1990-х и символом Britart во всем мире.

В отличие от скульптур и инсталляций, практически не отходящих в сторону от темы смерти, живопись Дэмьена Хёрста на первый взгляд выглядит весёлой, нарядной и жизнеутверждающей. Основными живописными сериями художника являются:

«Пятна» - Spot paintings (1988 - до сегодняшнего дня) - геометрическая абстракция из цветных кружков, как правило одинакового размера, не повторяющихся по цвету и упорядоченных в решётку. На некоторых работах эти правила не соблюдаются. В качестве имён для большинства работ этой серии взяты научные названия различных отравляющих, наркотических или возбуждающих веществ: «Aprotinin», «Butyrophenone», «Ceftriaxone», «Diamorphine», «Ergocalciferol», «Minoxidil», «Oxalacetic Acid», «Vitamin C», «Zomepirac» и тому подобные.


«Вращения» - Spin paintings (1992 - до сегодняшнего дня) - живопись в жанре абстрактного экспрессионизма. При производстве этой серии художник или его ассистенты льют или капают краску на вращающийся холст.


«Бабочки» - Butterfly Colour Paintings (1994-2008) - абстрактный ассамбляж. Картины создаются при помощи наклеивания мёртвых бабочек на свежевыкрашенный холст (клей не используется, бабочки липнут к незатвердевшей краске сами). Холст при этом равномерно закрашен одним цветом, а используемые бабочки имеют сложную, яркую окраску.


«Калейдоскопы» - Kaleidoscope Paintings (2001-2008) - здесь при помощи прилепленных близко-близко друг к другу бабочек художник создаёт симметричные узоры, похожие на узоры калейдоскопа.

It’s Great to Be Alive, 2002

Несмотря на то, что живописью с бабочками Дэмьена Хёрста музеи иногда украшают свои детские уголки, бабочки в творчестве художника вполне определённо играют роль символов смерти.

Бабочки - одни из центральных объектов для выражения творчества Херста, он использует их во всех возможных формах: изображение на картинах, фотографии, инсталляции. Так он использовал для одной из своих инсталляций «Влюбиться и разлюбить» (In and Out of Love), проходящей в Tate Modern с апреля по сентябрь 2012 года в Лондоне, 9000 тысяч живых бабочек, которые постепенно погибли в ходе проведения данного мероприятия. После данного инцидента представители благотворительного фонда защиты животных RSPCA подвергли художника жесткой критике.

В сентябре 2008 года Херст продал полное собрание Beautiful Inside My Head Forever на аукционе Sotheby’s за £111 миллионов ($198 миллионов), тем самым побив рекорд для аукциона с одним художником.

По оценкам Sunday Times, Херст является самым богатым живущим художником в мире - на 2010 год его состояние оценивалось в £215 миллионов. В начале своего карьерного пути Дэмьен тесно сотрудничал с известным коллекционером Чарльзом Саатчи, но нарастающие разногласия привели к разрыву в 2003 году.

В 2011 году Хёрст оформил обложку альбома музыкальной группы Red Hot Chili Peppers «I’m with you».

В 2007 году работа «За любовь Господа» (платиновый череп, инкрустированный бриллиантами) была продана через галерею «White Cube» группе инвесторов за рекордную для ныне здравствующих художников сумму в $ 100 млн. Правда есть сведения о том, что среди так называемой «группы инвесторов» более 70 % активов принадлежит самому Херсту и его компаньонам. Так что была продана эта работа не более чем на треть.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Томкинс К. «Жизнеописания художников». - М.: V-A-C press, 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Как продать дохлую акулу за 12 миллионов долларов?

Кровавая репутация акул обеспечила им популярность не только у жителей приморских городков, но и среди воротил бизнеса, которые успешно , окутывающем этих грозных рыб.

Продать дохлую рыбину за 12 миллионов долларов – о такой сделке наверняка даже не мечтают самые удачливые дельцы.

Однако это оказалось вполне под силу нью-йоркскому магнату рекламного бизнеса, знаменитому коллекционеру произведений искусства Чарльзу Саатчи.

Истоки истории о мертвой лежат еще в далеком 1991 году, когда модный британский художник Дэмьен Херст собственноручно, по его признанию, развесил объявления о покупке туши свежевыловленной акулы на побережье австралийского городка Ипсвич.

Обещано было не много – всего 4 тысячи долларов за поимку хищницы, и еще 2 тысячи – за то, что тушу обложат льдом и отправят самолетом в Англию.

Никто из рыбаков и предположить не мог, что на этом трупе позже удастся наварить целое состояние!

Мертвая акула была необходима Херсту для создания произведения искусства под сложным названием "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living) – и заказал его также Саатчи.

За создание экспозиции магнат заплатил художнику 50 тысяч фунтов стерлингов (около 100 тысяч долларов по тем временам).

Фактически же шедевр представлял собой 5-метровую забальзамированную в формалине акулу.

Даже по тем временам сумма казалась настолько нелепой, что знаменитая еженедельная газета "Sun" встретила сделку заголовком "50 тысяч за рыбу без чипсов!"

Прошел всего год – и мертвая туша из-за неудачной обработки тканей начала разлагаться – спинной плавник отвалился, кожа стала морщинистой и приобрела зеленый оттенок, формальдегид в аквариуме помутнел.

Кураторы галереи Саатчи, пытаясь хоть как-то спасти экспонат, добавили в резервуар немного отбеливателя, однако это лишь ускорило разложение.

Наконец, в 1993 году они сдались, сняли с трупа шкуру и натянули ее на прочный пластиковый каркас. Мертвая акула по-прежнему оставалась зеленой.

Акула в формалине - искусство без границ

Примерно в это же время защитники прав животных при помощи СМИ подняли бунт на страницах газет, заявляя, что это не искусство, а обыкновенное глумление над трупом.

Что помешало Саатчи просто выбросить гнилую рыбину и заменить ее точно такой же, однако свежей? Искусствоведы отвечают на этот вопрос категорично – если акулу каким-то образом обновить или поменять, это будет уже не то произведение. Точно так же, как если перекрасить Рембрандта – это будет уже не Рембрандт.

Наконец, Саатчи решил продать экспонат. Посредником выступил знаменитый нью-йоркский арт-дилер Ларри Гагосян.

Было известно, что несколько лондонских коллекционеров и музеев проявили сдержанный интерес, однако никто из них не высказал определенного желания купить давно испорченную дохлую рыбину.

12 миллионов долларов за дохлую рыбу

Самым перспективным из всех покупателей оказался миллиардер из Коннектикута, коллекционер Стив Коэн. Он и приобрел экспонат.

12 миллионов долларов – цена гнилой, наполовину развалившейся, потерявшей цвет рыбины повергла в шок мировой рынок современного искусства.

И дело даже не в том, что эта сумма оказалась наибольшей в мире, когда-либо заплаченной за произведение художника при его жизни.

Стив Коэн, зарабатывающий более полумиллиарда долларов в год, вполне может позволить себе такой каприз - простые расчеты показывают, что покупка обошлась ему всего в пятидневный доход.

Но является ли подобное приобретение произведением искусства? Мнения экспертов, да и простых обывателей, расходятся.

А пока люди спорят, резервуар с самой знаменитой мертвой акулой в мире пылится в запасниках галереи Стива Коэна.

3 апреля 2012, 17:53

Это он придумал инкрустировать человеческие черепа бриллиантами и делать арт-обьекты из трупов коров. Дэмиен Хёрст (Damien Hirst) – британский художник и коллекционер, впервые получивший известность в конце 1980-х годов. Член группы «Молодые британские художники», считается самым дорогим художником в мире и самым богатым в Великобритании по версии газеты The Sunday Times (2010). Его работы входят в коллекции многих музеев и галерей: Tate, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Хиршхорна и Сад скульптур в Вашингтоне, Центральный музей Ульрехта и др.
Дэмиен Хёрст родился 7 июня 1965 года в Бристоле, Великобритания. Большая часть его детства прошла в Лидсе. После развода родителей, когда Дэмиену было 12 лет, он стал вести более свободный образ жизни и дважды был арестован за мелкие кражи. Однако Хёрст с детства увлекался рисованием и окончил художественный колледж в Лидсе, а позже продолжил обучение в колледже Голдсмит Лондонского университета (1986–1989). Некоторые его рисунки были выполнены в морге, тема смерти впоследствии стала основной в творчестве художника. Дэмиен Хёрст состоит в гражданском браке с дизайнером Майей Норман, у пары трое сыновей. Большую часть времени Хёрст с семьёй проводит в своём доме в графстве Девон на севере Англии. Мечта, 2008 Гимн, 2000 В 1988 году Дэмиен Хёрст организовал выставку студентов Голдсмит (Ричард и Саймон Паттерсоны, Сара Лукас, Фиона Рэй, Ангус Фэйрхёрст и др., позже они начали называться «Молодыми британскими художниками») Freeze, которая привлекла внимание общественности. Здесь художников и прежде всего Хёрста заметил известный коллекционер Чарльз Саатчи. Потерянная любовь, 2000 В 1990 году Дэмиен Хёрст принял участие в выставках Modern Medicine и Gambler. Он представил на них свое произведение «Тысяча лет»: стеклянный контейнер с головой коровы, облепленной трупными мухами, эта работа была куплена Саатчи. С этого времени Дэмиен и коллекционер начали тесно сотрудничать до самого 2003 года. «Я умру – и я хочу жить всегда. Я не могу избежать смерти, и я не могу избавиться от желания жить. Мне хочется хотя бы мельком увидеть, что это такое – умереть» В 1991-м состоялась первая персональная выставка Хёрста в Лондоне In and Out of Love, а в 1992-м – выставка «Молодых британских художников» в галерее Саатчи, на которой была представлена работа Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»: тигровая акула в формальдегиде. Это произведение одновременно принесло художнику известность даже среди тех, кто далёк от искусства, и номинацию на премию Тёрнера. В 1993 году Хёрст принял участие в Венецианской биеннале с работой «Разделенные мать и дитя», а спустя год выступил куратором выставки Some Went Mad, Some Ran Away, где он представил свою композицию «Заблудшая овца» (мёртвая овца в формальдегиде), которая была переименована в «Чёрную овцу», когда художник вылил в аквариум чернила. В 1995 году Дэмиен Хёрст получил премию Тернера. Тогда же художник представил инсталляцию Two Fucking and Two Watching, представляющую собой разлагающихся корову и быка. В последующие годы выставки Хёрста прошли в Лондоне, Сеуле, Зальцбурге. В 1997 году была опубликована автобиографическая книга Херста «I Want to Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now». В 2000 году работу «Гимн», показанную на выставке Art Noise, приобрёл Саатчи, скульптура представляла собой анатомическую модель человеческого тела высотой более шести метров. В этом же году прошла выставка «Damien Hirst: Models, Methods, Approaches, Assumptions, Results and Findings», которую посетили около 100 тысяч человек, все скульптуры Хёрста были проданы. Автопортрет: "Убейся, Демиен" В 2004 году одну из самых известных работ Хёрста – «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» – Саатчи продал другому коллекционеру, Стиву Коэну. Её стоимость составила 12 млн долларов. «Очень просто сказать: «Ну, даже я мог такое сделать». Дело в том, что «это» сделал я» В 2007 году Дэмиен Хёрст презентовал работу «Ради любви к богу – человеческий череп, покрытый платиной и усыпанный бриллиантами, натуральными являются лишь зубы. Она была куплена группой акционеров (в их числе и сам Хёрст) за 50 млн фунтов (или 100 млн долларов), тогда как сам художник потратил на её создание 14 млн фунтов. Таким образом, «Ради любви к богу» – самое дорогое произведение искусства ныне живущего художника. "Инвест банкир в формальдегиде" Хёрст занимается и живописью, одни из самых известных его работ – триптихи «Ничего не значащие», выполненные в манере Фрэнсиса Бэкона (некоторые из них были проданы до открытия выставки 2009 года), серии Spots (разноцветные точки на белом фоне, напоминающие о поп-арте), Spins (концентрические круги), Butterflies (полотна с использованием крыльев бабочек). Дэмиен Хёрст выступает и как дизайнер: в 2009-м он использовал свою картину «Beautiful, Father Time, Hypnotic, Exploding Vortex, The Hours Painting» для оформления обложки альбома «See the Light» британской группы The Hours, а в 2011-м придумал обложку для пластинки Red Hot Сhili Peppers «I’m with You». Также он сотрудничал с марками Levi’s, ICA и Supreme и оформлял обложки для журналов (в их числе Pop, Tar и Garage). Хёрст-коллекционер владеет собранием полотен Джеффа Кунса, Энди Уорхола, Фрэнсиса Бэкона, Трейси Эмин. Обложка Tar Magazine, весна-лето 2009 (дизайн Дэмиена Хёрста, модель Кейт Мосс Обложка Garage Magazine, осень-зима 2011/2012 (фото Эди Слимана, оформление Дэмиена Хёрста, модель Лили Дональдсон) Обложка Pop Magazine, осень-зима 2009/2010 (фото Джейми Моргана, оформление Дэмиена Хёрста, модель Тави Гевинсон) Обложка альбома Red Hot Chili Peppers «I’m with You» (2011) Одежда от Демиена Серия скейтбордов Damien Hirst X Supreme, 2011 Работы * In and Out of Love (1991), инсталляция. * The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991), тигровая акула в аквариуме с формалином. Это была одна из работ наминированных на приз Тернера. * Pharmacy](1992), воспроизведение аптеки в натуральную величину. * Away from the Flock (1994), мертвая овца в формальдегиде. * Some Comfort Gained from the Acceptance of the Inherent Lies in Everything (1996) инсталляция.
* Mother and Child Divided * "For the Love of God", (2007) Рекорды Д. Хёрста * В 2007 г. работа "Ради любви к Богу" (платиновый череп, инкрустированный бриллиантами) была продана через галерею "White Cube" группе инвесторов за рекордную для ныне здравствующих художников сумму в $ 100 млн.

Дэ́мьен Стивен Хёрст (англ. Damien Hirst; 7 июня 1965, Бристоль, Великобритания) - английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов.

По оценкам Sunday Times, Хёрст является самым богатым живущим художником в мире - на 2010 год его состояние оценивалось в £215 миллионов. В начале своего карьерного пути Дэмьен тесно сотрудничал с известным коллекционером Чарльзом Саатчи, но нарастающие разногласия привели к разрыву в 2003 году.

Смерть - центральная тема в его работах. Наиболее известная серия художника - Natural History: мёртвые животные (включая акулу, овцу и корову) в формальдегиде. Знаковая работа - «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (англ. The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living): тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Данная работа стала символом графической работы британского искусства 1990-х и символом Britart во всём мире.

Бабочки - одни из центральных объектов для выражения творчества Хёрста, он использует их во всех возможных формах: изображение на картинах, фотографии, инсталляции. Так, он использовал для одной из своих инсталляций «Влюбиться и разлюбить» (In and Out of Love), проходившей в Tate Modern с апреля по сентябрь 2012 года в Лондоне, 9 000 тысяч живых бабочек, которые постепенно погибли в ходе проведения данного мероприятия. После данного инцидента представители Благотворительного Фонда защиты животных RSPCA подвергли художника жёсткой критике.

В сентябре 2008 года Хёрст продал полное собрание Beautiful Inside My Head Forever на аукционе Sotheby’s за £111 миллионов ($198 миллионов), тем самым побив рекорд для аукциона с одним художником.

Дэмиен Хёрст родился в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12 лет. Его мама, Мэри, была художником-любителем. Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах. Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в Уэльсе. В итоге он был принят в Колледж «Голдсмит» (1986-1989).

В 1980-х годах Колледж «Голдсмит» считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа «Голдсмит» привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всём мире.

Как студент школы, Хёрст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.

В июле 1988 года Хёрст курировал получившую известность выставку Freeze (англ.) в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы 17 студентов школы и его собственное творение - композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными латексными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Хёрста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.

Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA; кроме того на Хёрста обратил внимание известный коллекционер, куратор пропаганды блока НАТО Чарльз Саатчи.

В 1989 году Хёрст закончил Goldsmiths College. В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, Gamble, в ангаре - в пустом здании завода Bermondsey. Эту выставку посетил Саатчи: Фридман вспоминает как он стоял с открытым ртом перед инсталляцией Хёрста под названием Тысяча лет - наглядной демонстрации жизни и смерти. Саатчи приобрёл это творение и предложил Хёрсту деньги на создание будущих работ.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

13812

Дэмьен Хёрст (Damien Hirst, 1965, Бристоль, Великобритания) - один из самых дорогих из ныне живущих художников и самая заметная фигура группы «Молодые британские художники» (Young British Artists)

Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12. Его мама была католичкой, работавшей в консультационном бюро и художником-любителем. Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах. Дэмиен Херст посещал художественный колледж в Лидсе, изучал искусство в университете в Лондоне.

У Херста были серьезные проблемы с наркотиками и алкоголем на протяжении десяти лет, начиная с начала девяностых.

Смерть - центральная тема в его работах. Наиболее известная серия художника - мертвые животные в формалине (акула, овца, корова...)

Одной из первых его работ была инсталляция "Тысяча лет" - наглядная демонстрация жизни и смерти. В стеклянной витрине появлялись из яиц личинки мух, чтобы ползти за стеклянную перегородку к еде - гниющей коровьей голове. Из личинок вылуплялись мухи, которые затем погибали на обнаженных проводах "электронной мухобойки". Посетитель мог посмотреть "Тысячу лет" сегодня, а затем снова прийти через несколько дней и посмотреть, как уменьшилась за это время коровья голова и выросла горка мертвых мух.

В сорок лет Хёрст "стоил" 100 миллионов фунтов стерлингов, то есть больше, чем Пикассо, Уорхол и Дали в этом возрасте вместе взятые

В 1991 году Хёрст создал «Физическую невозможность смерти в сознании живущего» (тигровая акула в аквариуме с формальдегидом)
"Мне нравится, когда предмет символизирует чувство. Акула пугает, он больше вас и находится в среде, которая вам незнакома. Мертвая она похожа на живую, а живая - на мертвую". Продано за $12 млн

Разрезанная вдоль консервированная овца. Существо "застывшее в смерти". Выражает "радость жизни и неизбежность смерти". Продано за 2,1 млн фунтов стерлингов

«Разделенные мать и дитя». Между ними можно пройти. В 1995 году Хэрст получает за нее Тернеровскую премию. В 1999 он отклонил приглашение представлять Великобританию на Веницианском биеннале.

У Хёрста была большая "медицинская" серия. На выставке в Мехико президент кампании по производству витаминов заплатил $3 млн за "Кровь Христову", инсталляцию из таблеток парацетамола в медицинском шкафчике. "Весенняя колыбельная" - шкафчик с 6136 таблетками, разложенными на бритвенных лезвиях ушел на аукционе Кристи за $19,1 млн

LSD
Третья крупная серия Хёрста - "точечные картины" - цветные кружочки на белом фоне. Мастер указывал какие краски использовать, но сам не прикасался к холсту. В 2003 году его точечная картина была использована в качестве калибровки инструмента на британском аппарате "Бигль", запущенном на Марс

Четвертая серия - картины вращения - создаются на вращающемся гончарном круге. Хёрст стоит на стремянке и бросает краску на вращающееся основание - холст или доску. Иногда командует помощнику: "Еще красного" или "Скипидару"
Картины "являются наглядным представлением энергии случайного"

Коллаж из тысяч отдельных крылышек тропических бабочек создается техниками в отдельной студии

Интересная история произошла с одним репортером, у которого висел старый портрет Сталина, купленный когда-то за 200 фунтов. В 2007 году он обратился в Кристи с предложением выставить его на торги. Аукционный дом отказался, сказав, что не торгует ни Сталиным, ни Гитлером.
- А что, если бы автором был Хэрст или Уорхол?
- Ну тогда мы с удовольствием взяли бы его
Репортер позвонил Хэрсту и попросил пририсовать Сталину красный нос. Тот так и сделал и добавил свою подпись.
Кристи продал работу за 140 тысяч фунтов