Толкование притчи “ибо кто имеет тому дано будет, а кто не имеет у того отнимется и то что имеет”. «Всякому имущему дастся и приумножится

В Священном Писании встречал фразу, смысл которой для меня не совсем понятен: у имеющего мало отнимется, имеющему много – прибавится. Прошу пояснить смысл, заложенный в эту фразу.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Слова «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29) произнес Спаситель, рассказывая притчу о талантах. Для правильного их понимания необходимо раскрыть смысл притчи в целом.

В притче в качестве символа используется самая крупная денежная единица у евреев в библейское время - талант, который составлял 3000 сиклей. Весом золотой или серебряный еврейский талант был 44,8 кг. Это образно указывает на великое значение, которое имеет все, что дает Бог человеку. Начиная со святых отцов-экзегетов, под талантами понимаются: 1. Данные человеку черты богоподобия, составляющий в нем образ Божий. 2. Естественные дарования: ум, творческие способности, нравственные и эстетические чувства, телесные силы. 3. Внешние блага: власть, богатство, звания - каждому по его силе , т.е. по мере возможностей каждого употребить их к славе Божией, а не для себя. Мудро раздав Свое имение, Он тотчас отправился (Мф.25:15). Здесь говорится о Вознесении: иду к Отцу (Ин.14:28). Притча была рассказана Спасителем незадолго до Его Крестной смерти.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета (Мф.25:19). Господь этим указывает, что Его Второе пришествие не будет так скоро, как думали некоторые ученики. Каждый, получивший таланты, должен будет дать отчет . Это напоминание о грядущем неизбежном для каждого Суде является весьма важным для правильного понимания смысла притчи. Очень часто в ней видят лишь мысль о необходимости развивать и реализовать свои способности. Это понимание узко и ложно. В Евангелии совершенно ясно проводится мысль о том, что все данное человеку от Бога, должно быть трудами приумножено и принесено именно Богу (посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью ; Мф.25:27).

Оправдали ожидания господина только два раба. Третий закопал талант в землю и скрыл серебро господина своего (Мф.25:18). Под землею надо понимать самого обладателя таланта: он либо погубил данные ему дарования, либо обратил их для себя: для удовлетворения гордыни и честолюбия, корыстолюбиво использовал только ради своего обогащения. Он ничего не принес господину. Первые же два раба оказались верными. Они с помощью благодати Божией и своих трудов умножили полученное ими. Если мы увидим, что здесь в аллегорической форме говорится о Царстве Небесном, то нам откроется смысл слов Спасителя, о которых спрашивает автор письма. Тот, кто, исполняя волю Бога, сохранил и умножил данные ему дарования, получит еще и блаженство в Царстве Небесном (всякому имеющему дастся ). Тот же, кто ленью и нерадением погубил данные ему возможности или растратил их ради суетных, неугодных Богу целей, будет ввержен в ад и потому лишится даже того, что имел при жизни его (отнимется и то, что имеет ).

Притча о талантах применима не только к каждому человеку, но и к отдельному народу и человечеству в целом. Страшно сознавать, что человечество уподобилось неключимому рабу , который не только не выполнил волю господина, но еще и встретил его упреками и оскорблениями: ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал (Мф.25:24). Как легко увидеть здесь нарастающую в современном мире агрессивную антихристианскую настроенность. Чем встретит человечество грядущего в мир Судию, время пришествия Которого по многим явным признакам, по-видимому, приближается? Во что оно обратило великие дарования и благодеяния, данные Богом: плоды искупительной Жертвы Сына Божия, возвышенное учение о путях нашего спасения и те богатые творческие способности, которые в изобилии даны людям. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33). Исполнило ли человечество эту главнейшую заповедь, данную Спасителем мира почти две тысячи лет назад? Нет. Вместо этого оно создало гигантскую, совершенно бездуховную, цивилизацию, проникнутую гедонистическим духом. Ее главная цель и основной движущий мотив - удовлетворение неудержимо растущих чувственных потребностей. Именно для этого используются дарования миллионов и десятков миллионов людей. Все это - прямой результат того трагического поворота, который совершился еще в эпоху Ренессанса. Для средневекового человека центом духовного притяжения был Бог. Сознание его было теоцентричным. Это определяло весь строй жизни. В эпоху Ренессанса главной чертой мировоззрения становится антропоцентризм. «Отсюда понятна и та гордость, которую культивирует эпоха Возрождения как положительное качество человека, в противоположность христианской добродетели смирения, и то поистине демоническое честолюбие и стремление к славе, каких не знала другая эпоха. Человек - центр мироздания, он теперь не столько творение, сколько творец, и потому он вправе гордиться собой и утверждать свое человеческое достоинство. Именно эпоха Возрождения впервые создает своего рода сакральное отношение к человеческой деятельности... У греков созерцание не случайно ставилось выше деятельности, даже деятельности государственного человека, которую так уважали в греческих республиках: созерцание приобщает человека к тому, что вечно есть , к самой сущности природы… В средние века отношение к деятельности несколько меняется; но высшей формой деятельности признается здесь та, что имеет отношение к нравственно-религиозной сфере - к спасению души; а эта деятельность во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, размышления о вещах Божественных. И только в эпоху Возрождения, когда человек видит в себе творца, творческая деятельность приобретает в его глазах оттенок сакральности: ведь в своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет партикулярно-земные нужды - он творит мир, творит красоту и творит самое высокое, что есть в мире - самого себя » (П.П.Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гл.1.1).

Вряд ли полезно мечтать о каком-либо выходе из этого антропоцентрического тупика человеческими силами. Перспектива может быть только эсхатологической. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:31-34).

Эффект Матфея (Matthew effect) - феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором уже ими обладающая сторона продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Действие эффекта можно пронаблюдать в образовании, социологии науки, экономике, маркетинге, шоу-бизнесе, работе глобальной сети.

Сам термин был впервые предложен в 1968 году американским социологом Робертом Мёртоном в его своей статье для журнала «Science», рассматривавшей проблему неравномерности распределения статусов в научных сообществах. Мёртон дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29)».

Эффект Матфея и образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать», а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.

Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией - появляется чувство отвращения к самому процессу. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и упускает возможность углублять их в дальнейшем. Всё это сопровождается, как правило, упрёками со стороны родителей и учителей, что может окончательно закрепить у ребёнка неприязнь к книгам и науке как таковой.

В старших классах и на первых курсах университетов успевающих учеников ждёт ещё один «фильтр». Вероятность окончательно сойти с дороги в успешное будущее у потенциально талантливых молодых людей из непривилегированных социальных слоев гораздо выше, чем у их сверстников из среднего и обеспеченного класса. Если молодые люди из бедных семей не проявят себя уже в раннем возрасте, если они не раскроют свои таланты уже в самом начале своего жизненного пути и не получат стипендии или другой материальной поддержки, они бросают школу и чаще всего навсегда лишаются возможности реализовать свой потенциал в науке, искусстве и т.д.

Эффект Матфея и карьера

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (ярко выраженный талант, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Та же ситуация с одарёнными учениками и подмастерьями, невольно остающимися в тени своих наставников. В качестве иллюстрирующего примера Мёртон часто приводил пример - открытие антибиотика стрептомицина, за которое в 1943 году Селману Уоксману была присвоена Нобелевская премия по медицине. И всё это при том, что в действительности препарат был синтезирован его молодым аспирантом Альбертом Шварцем, о котором при раздаче премий даже не вспомнили...

Некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей. Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. Часто то же самое можно наблюдать с «достижениями» в среде художников, музыкантов, писателей, дизайнеров, актёров, режиссёров и прочей «заметной» публики.

Следует также отметить, что проблема неравенства существует не только среди учёных, но и среди научных и учебных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений (прославившихся в дальнейшем выпускников), чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников (талантливых либо весьма обеспеченных студентов).

Эффект Матфея и экономика

Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y - 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет разница во вкладах составит 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, и обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее.

С одной стороны, это наглядно объясняет, почему «бедные беднеют, богатые богатеют». С другой стороны, Роберт Мёртон подчёркивал, что далеко не всегда действие феномена является абсолютным. В некоторых ситуациях беднеют или богатеют одновременно и богатые, и бедные (например, в периоды глубокого экономического кризиса или финансового подъёма страны). Иногда бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.

Эффект Матфея и Интернет

Данная закономерность тесно связана с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый продолжают цитировать ещё больше. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.

Говоря о «вирусах», стоит так же упомянуть и пресловутую рекламу всевозможных товаров и услуг. Люди предпочитают делать дорогие и важные покупки у известных фирм, производителей и магазинов, причём из двух незнакомых вариантов будет выбран тот, что чаще мелькает на экранах телевизоров. О своём приобретении они расскажут другим людям, и те, в свою очередь, тоже предпочтут «проверенный» источник. Спустя некоторое время за маркой закрепится статус «легендарной», «народной» и т.д., делая её практически неуязвимой к конкуренции.

Толкование притчи “ибо кто имеет тому дано будет, а кто не имеет у того отнимется и то что имеет” Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): Слова «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29) произнес Спаситель, рассказывая притчу о талантах. Для правильного их понимания необходимо раскрыть смысл притчи в целом.В притче в качестве символа используется самая крупная денежная единица у евреев в библейское время – талант, который составлял 3000 сиклей. Весом золотой или серебряный еврейский талант был 44,8 кг. Это образно указывает на великое значение, которое имеет все, что дает Бог человеку. Начиная со святых отцов-экзегетов, под талантами понимаются:1. Данные человеку черты богоподобия, составляющий в нем образ Божий. 2. Естественные дарования: ум, творческие способности, нравственные и эстетические чувства, телесные силы. 3. Внешние блага: власть, богатство, звания – каждому по его силе, т.е. по мере возможностей каждого употребить их к славе Божией, а не для себя. Мудро раздав Свое имение, Он тотчас отправился (Мф.25:15). Здесь говорится о Вознесении: иду к Отцу (Ин.14:28). Притча была рассказана Спасителем незадолго до Его Крестной смерти.По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета(Мф.25:19). Господь этим указывает, что Его Второе пришествие не будет так скоро, как думали некоторые ученики. Каждый, получивший таланты, должен будет дать отчет. Это напоминание о грядущем неизбежном для каждого Суде является весьма важным для правильного понимания смысла притчи. Очень часто в ней видят лишь мысль о необходимости развивать и реализовать свои способности. Это понимание узко и ложно. В Евангелии совершенно ясно проводится мысль о том, что все данное человеку от Бога, должно быть трудами приумножено и принесено именно Богу (посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; Мф.25:27).Оправдали ожидания господина только два раба. Третий закопал талант в землю и скрыл серебро господина своего (Мф.25:18). Под землею надо понимать самого обладателя таланта: он либо погубил данные ему дарования, либо обратил их для себя: для удовлетворения гордыни и честолюбия, корыстолюбиво использовал только ради своего обогащения. Он ничего не принес господину. Первые же два раба оказались верными. Они с помощью благодати Божией и своих трудов умножили полученное ими. Если мы увидим, что здесь в аллегорической форме говорится о Царстве Небесном, то нам откроется смысл слов Спасителя, о которых спрашивает автор письма. Тот, кто, исполняя волю Бога, сохранил и умножил данные ему дарования, получит еще и блаженство в Царстве Небесном (всякому имеющему дастся). Тот же, кто ленью и нерадением погубил данные ему возможности или растратил их ради суетных, неугодных Богу целей, будет ввержен в ад и потому лишится даже того, что имел при жизни его (отнимется и то, что имеет).Притча о талантах применима не только к каждому человеку, но и к отдельному народу и человечеству в целом. Страшно сознавать, что человечество уподобилось неключимому рабу, который не только не выполнил волю господина, но еще и встретил его упреками и оскорблениями: ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал(Мф.25:24). Как легко увидеть здесь нарастающую в современном мире агрессивную антихристианскую настроенность. Чем встретит человечество грядущего в мир Судию, время пришествия Которого по многим явным признакам, по-видимому, приближается? Во что оно обратило великие дарования и благодеяния, данные Богом: плоды искупительной Жертвы Сына Божия, возвышенное учение о путях нашего спасения и те богатые творческие способности, которые в изобилии даны людям. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33). Исполнило ли человечество эту главнейшую заповедь, данную Спасителем мира почти две тысячи лет назад? Нет. Вместо этого оно создало гигантскую, совершенно бездуховную, цивилизацию, проникнутую гедонистическим духом. Ее главная цель и основной движущий мотив – удовлетворение неудержимо растущих чувственных потребностей. Именно для этого используются дарования миллионов и десятков миллионов людей. Все это – прямой результат того трагического поворота, который совершился еще в эпоху Ренессанса. Для средневекового человека центром духовного притяжения был Бог. Сознание его было теоцентричным. Это определяло весь строй жизни. В эпоху Ренессанса главной чертой мировоззрения становится антропоцентризм. «Отсюда понятна и та гордость, которую культивирует эпоха Возрождения как положительное качество человека, в противоположность христианской добродетели смирения, и то поистине демоническое честолюбие и стремление к славе, каких не знала другая эпоха. Человек – центр мироздания, он теперь не столько творение, сколько творец, и потому он вправе гордиться собой и утверждать свое человеческое достоинство. Именно эпоха Возрождения впервые создает своего рода сакральное отношение к человеческой деятельности… У греков созерцание не случайно ставилось выше деятельности, даже деятельности государственного человека, которую так уважали в греческих республиках: созерцание приобщает человека к тому, что вечно есть, к самой сущности природы… В средние века отношение к деятельности несколько меняется; но высшей формой деятельности признается здесь та, что имеет отношение к нравственно-религиозной сфере – к спасению души; а эта деятельность во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, размышления о вещах Божественных. И только в эпоху Возрождения, когда человек видит в себе творца, творческая деятельность приобретает в его глазах оттенок сакральности: ведь в своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет партикулярно-земные нужды – он творит мир, творит красоту и творит самое высокое, что есть в мире – самого себя» (П.П.Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гл.1.1).Вряд ли полезно мечтать о каком-либо выходе из этого антропоцентрического тупика человеческими силами. Перспектива может быть только эсхатологической. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:31-34).

Благотворительность – действие творящее благо.

Евангелие, от Матфея (25.29.): Ибо всякому имеющему – дастся и приумножится, а у не имеющего – отнимется и то, что имеет.

Веды описывают три Качества Природы – Гуны ): саттва-гуна – добродетель («сат» – свет), раджа-гуна – страсть («раджа» - «рядче» – «судить-рядить», упорядочивать, безпокоиться) и тамо-гуна – невежество («тамо» – тьма, неведение). Пища, поступки, мысли, любые действия находятся под влиянием одной или нескольких гун. Благодаря их взаимодействию по Воле Прародителя происходит рождение, развитие и уничтожение Вселенной.

Бхагавад Гита (18.23.-25.): Должное действие, лишённое привязанности, совершённое безстрастно, Без отвращенья, без желания плодов, называют саттвичным (добродетельным). Действие, выполняемое ради осуществления желаний, Себялюбиво, с большим напряженьем, – считается страстным (безпокойным). Дело, предпринятое по заблужденью, без учёта последствий, Ради гибели, нанесенья вреда, грубое, – называется тёмным (невежественным). Стремясь исполнять Заповедь: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего – отнимется и то, что имеет», человек будет жертвовать в гуне благости (саттве). Ибо тех, кто ведёт достойную жизнь (исполняет Заповеди Предков, ведёт здоровый и правильный образ жизни, стремится распространить и обрести Духовное Знание, воплощает и воспитывает добродетельное потомство) , их народ и государство должны поддерживать в первую очередь (…у имущего – да прибавится).


Тех же, кто убивает себя и своих близких неправильным образом жизни, тем самым подавая плохой пример окружающим, отказывается исполнять Заповеди своих Боговъ-Предковъ, изучать Духовное Наследие своих Предков по фамильно-родовой линии, таких людей, государство и народ – должны лишить «инструментов», с помощью которых они вредят себе и окружающим (…у неимущего – да отнимется).

В недавно завершившийся век Кали (Кали югу) Ночь Сварога, всё происходило наоборот. Но уже наступила малая Сатья Юга – День Сварога, который продлится 10.000 лет. Поэтому, пора не только бодрствующим дважды-рождённым , но и всем остальным Русичам – просыпаться и исполнять Заповеди Боговъ-Предковъ.

Если человек в прошлой жизни был негодяем (негодным для созидания, безполезным для процветания общества) – вёл неправильный (разрушительный для себя и других) образ жизни, то в следующей жизни он рождается больным и немощным.

Справедливо ли, в таком случае, государство поощряет его в первую очередь (льготы, особые условия труда, материальная помощь)? Разве не более справедливо перенаправить всё это добропорядочным многодетным семьям – основе здорового и процветающего общества? Однако, пока ещё, здоровым и порядочным людям, подающим правильный пример для подражания – никакой поддержки и помощи не предоставляется. Разве это справедливо?


Перестав жить в ладу с Природой, люди стали болеть различными болезнями.

Рассмотрим пример того, как эту проблему устранил бы Ведический Правитель, действуя в гуне благости.

В Ведах сказано, что Царь должен опекать свой народ так же, как любящий отец заботится о своих детях. Ведический Правитель, понимал, что бороться с проблемой, не искоренив её причину – безсмысленно. Народ не нужно лечить. Его нужно научить не болеть и всегда быть здоровым. И, если Царь сам, в полной мере, не обладал этой наукой, он находил тех Ведающих Лекарей, которые могли обучить его народ быть здоровым.

Если с каждым днём, с каждым месяцем, больных становилось всё меньше, значит Лекари в полной мере выполняли свои обязанности, и были достойны, быть обеспечены всем необходимым для жизни. И, даже тогда, а вернее сказать – ОСОБЕННО тогда, когда в государстве больных больше не оставалось или оставалось очень мало, Царь ещё щедрее обеспечивал и поощрял Лекарей, зная, что это – их заслуга.

К сожалению, в нынешнее время, всё наоборот: нет больных – нет зарплаты. Поэтому, сами «лекари» заинтересованы в том, чтобы народ болел всегда.

Дакшина – Десятина.

МАНУ САМХИТА. Глава 2. Текст 245: Знающий принципы Дхармы после последнего урока обучения, совершив омовение, преподносит дакшину Гуру, с его дозволения, за весь период получения Ведического Знания.

Человек, осознав важность служения Всевышнему Прародителю, задаётся вопросом: «На что направить наибольшие усилия, чтобы была наибольшая польза, наибольшее благо Всевышнему, как проявлению Полного Целого»?


ДЕСЯТИНА – пожертвование десятой доли своих доходов на развитие общества. Правильное использование десятины необходимо для соблюдения Кона Жертвы, что обеспечивает достижение и сохранение достатка, богатства и роскоши, необходимых для успешного развития. Если человек, живущий в достатке, нарушает Конъ Жертвы, то он оказывается в бедности. Если он и в бедности не вносит десятину в развитие общества, то он доходит до нищеты.

Человек, соблюдающий Конъ Жертвы, достигает богатства, а если он и в богатстве правильно жертвует десятину, то достигает роскоши. Роскошь нужна для духовного совершенствования на третьей ступени эволюции в мире Яви – на ступени Камы. Первые же две – это Дхарма (познание Правил поведения в человеческом обществе и совершенствования в нём) и Артха (познание Правил ведения хозяйства и основ управления семьёй, племенем, родом и народом). Третья ступень – Кама, четвёртая – Могша , но об этом – позже.

Пожертвование десятины, как и любой другой поступок, может быть совершён под воздействием трёх гун материальной Природы (в зависимости от уровня сознания жертвователя). Например, жертвование десятины нищим, алкоголикам, наркоманам – относится к действиям в гуне неведения. Жертвование десятины политикам, ремесленникам, религиозным деятелям – относится к действиям в гуне страсти. Пожертвование свещеннослужителям Веры: Ведания Ра – Изначального Света Прародителя, которые действительно направляют эту десятину на духовное развитие общества, относится к действиям в гуне добродетели.

ПОДАЯНИЕ – пожертвование десятины. Подаяние под влиянием гуны неведения совершается людьми, не знающим Кона Жертвы – оно идёт во вред тому, кто принимает подаяние или освобождает его от страдания лишь на короткое время. Подаяние под влиянием гуны страсти делается ради корысти – жертвователь тешит своё «эго» и тщеславие: «Смотрите все, какой я добрый»! Однако тот, кто получил дар, может распорядиться им мудро, направив его на светское обучение, и, обретя профессию, больше не нуждаться в подаянии. Пожертвование, совершённое под влиянием гуны благости – делается безкорыстно и направляется на духовное образование нуждающегося. Получивший такое пожертвование познаёт правила духовного развития, освобождается от страданий и достигает совершенства.

КОНЪ ЖЕРТВЫ . Всё в этом мире создано Всевышним и принадлежит Ему. Поэтому, беря что-либо для своего использования, человеку необходимо получить благословение Прародителя – Хозяина Всего, предлагая используемое Ему в жертву. Иначе, это будет воровством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, наши Предки рекли: «У Славян и Ариев руки – в труде, а ум и сердце – со Всевышним».

НИЩЕТА – нужда, крайняя бедность, страдание от невозможности осуществить свои желания. Следствие упорного нежелания жить по Кону Всевышнего – самосовершенствоваться.

БЕДНОСТЬ – отсутствие возможности получения чувственного наслаждения. Наступает вследствие нарушения Кона Жертвы – когда человек брал, но не давал, а если жертвовал, то невежественно.

НЕДОСТАТОК – отсутствие чего-либо, необходимого для полноценной жизни. Следствие нарушения Кона Всевышнего.

ДОСТАТОК – уровень материального обеспечения, необходимый для успешного духовного развития. Бедность и нищета – удел нарушающих Конъ Всевышнего. Богатство и роскошь необходимы для познания Камы – чувственного наслаждения в полной мере, ибо только после этого человека начинает привлекать достижение Совершенства – Могша.

БОГАТСТВО – возможность получения чувственного наслаждения. Достигается выполнением своих предписанных обязанностей и соблюдением Кона Жертвы.

РОСКОШЬ – уровень материального благосостояния, позволяющий быстро обрести чувственное наслаждение в полной мере – Каму, ибо только после этого человека начинает привлекать достижение личного совершенства – Могша. Излишки роскоши используются на развитие общества, благодаря чему человек исполняет Конъ Жертвы и обретает хорошую Карму.

Заповедь Прародителя материальной Вселенной Бога Сварога: « Даруйте десятую часть от достатка вашего – Богу Единому, а сотую часть – вождю и дружине его, дабы охраняли они вас и землю вашу».

Казачья поговорка: «Что отдал – то твоё, что оставил – то пропало».

Евангелие от Марка. 12.38. – 44: И говорил Исус в Учении своём: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в храмах и возлежать на первом месте на пиршествах, – сии, поядающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение». И сел Исус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Исус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо, все клали от избытка своего, а она, от скудости своей – положила всё, что имела, всё пропитание своё».

Ваши пожертвования, ваши поступки, ваши действия – могут для кого-то казаться «каплей в море», но они очень важны для Всевышнего Прародителя! Ибо только Он по достоинству оценит вашу Любовь и ваше безкорыстие, привнеся в вашу жизнь благоденствие СТОРИЦЕЙ.

Бхагавад Гита (3.18.): Итак, делай то, что ты делать обязан – Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан!

Иногда, какое-то незначительное, на первый взгляд, действие, – может оказаться гораздо важней какого-то большого «важного» события: «Когда срываете травинку – вздрагивает вся Вселенная». «Не было гвоздя – подкова пропала. Не было подковы – лошадь захромала. Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя Потому, что в кузнеце – не было гвоздя!»

Обязанности Свещеннослужителей:

Жрецов, Ведунов, Брахманов.

Бхагавад Гита (3.34.): Исполнить, – пусть плохо, – свой долг самолично, Гораздо важней, чем чужой сверх-отлично.

В правильном – Ведическом обществе, Брахманы (Свещеннослужители) живут на подаяния, пожертвования от представителей нижестоящих варн: Хозяев и Воинов. Но, это вовсе не означает, что Свещеннослужители должны быть нищими. Они были и будут самыми Богатыми на Земле. Ибо Богатый означает – Бога Ты Есть (сын, дочь). А кто, как не Брахманы, ближе всех по уровню сознания к Богу?! Просто они никогда не выставляют своё богатство напоказ, как это делают Витязи-Князья или Цари.

Приведу выдержки из МАНУ-САМХИТА (свода Правил Дхармы, по которым культурные люди строят свою жизнь. Это Свещенные Писания – Заповеди, составленные Ману – родоначальником человечества):

ГЛАВА 1. Текст 87. Для правильной жизнедеятельности и защиты всего Мироздания Брахма (Прародитель) разделил обязанности между Брахманами, Кшатриями (Витязями), Вайшьями (Хозяевами) и шудрами (слугами).

ТЕКСТ 88. Изучение Вед, обучение Духовному Знанию, совершение жертвоприношений для собственного блага и блага других, принятие пожертвований и раздача пожертвований – таковы обязанности Брахманов.

ТЕКСТ 92. Часть тела человека, находящаяся выше пупка, считается чистой, но, более чистой – считается голова человека. Брахма провозгласил, что То, что вышло из Его Уст – считается наиболее чистым.

ТЕКСТ 93. И, поскольку, брахман изошёл из Уст Брахмы, был произведён на Свет – первым и обладает Знанием Вед, он считается главой общества и более почитаемым во всём Мироздании.

ТЕКСТ 94. Брахма, совершая аскезы, создал из Своих Уст брахманов с целью защиты Вселенной и для того, чтобы люди и полубоги отдавали им часть плодов своих жертвоприношений.

ТЕКСТ 95. Устами брахманов небожители вкушают плоды жертвоприношений (хавья), а Предки – вкушают жертвенные яства (кавья).

ТЕКСТ 96. Порождённые существа, обладающие душой, занимают высшее положение по отношению к неодушевлённым существам. Одушевлённые существа, наделенные разумом, стоят ещё выше. Выше них находятся люди, обладающие развитым интеллектом, а среди таких людей – брахманы занимают наивысшее положение.

ТЕКСТ 97. Среди брахманов тот, кто изучил Веды, является высшим. Среди изучивших Веды высшим является тот, кто осознаёт необходимость выполнения своих обязанностей в соответствии с предписаниями Вед. Среди таких брахманов высшим является тот, кто совершает свои обязанности, строго следуя Кону Вед, а над ними всеми стоит тот, кто познал Высшего Брахмана – Брахму-Прародителя.

ТЕКСТ 98. Брахман является олицетворением всех благих качеств и добродетелей. Он рождён для соблюдения Свещенного Кона, правил обретения Веры и достижения Высшего Брахмана.

ТЕКСТ 99. Рождения брахмана считается высшим на Земле, поэтому он стоит над всеми живыми существами и защищает Дхарму.

ТЕКСТ 100. Любое имущество и богатство этого мира по праву принадлежат брахману, обладающему лучшими добродетелями и духовными качествами и рождённому первым из всех живых существ.

ТЕКСТ 101. Все сословия должны стремиться послужить брахманам, поскольку их счастье зависит от благополучия брахманов. Брахманов необходимо кормить, одевать и одаривать милостыней (раздавать пожертвования).

Люди, осознающие ценность Знаний, а также, ценность (как минимум) «Божественной десятины», добровольно жертвуют варне Свещеннослужителей.

В порядке исключения, Брахман (видя Рок ученика), разрешает ему учиться в долг (кармический), который может быть отдан даже не в этом, а в его следующем воплощении. Но это – исключение из правил.

Надо помнить, что БЕС всегда стремится за вас заплатить, только под ОЧЕНЬ большие проценты. Поэтому, с точки зрения Правил Кармы, считаю необходимым разъяснить читателям народную мудрость: «БЕСплатный сыр бывает только в мышеловке».

Враги народа, сразу после революции 1917 г., осуществили «реформу» (а, фактически – осквернение) русского языка, злонамеренно заменив приставку БЕЗ на приставку БЕС. Поэтому, когда человек хочет получить что-то БЕСплатно, он должен знать, что БЕС за него, конечно-же, заплатит. Только с тех пор он будет должен Бесу, а кармические проценты будут расти (в пользу Беса) в геометрической прогрессии.

Если ученик ничего не дал взамен, значит, он не сможет воспользоваться учением, а если и сможет, то только в извращённом виде. И тогда кармические последствия за это лягут на Учителя. Поэтому, Учитель всегда задавал вопрос: «Чем ты обменяешься со мной, взамен на Знания? Какой энергией ты пожертвуешь, чтобы на освобождённое место влилась моя энергия Знаний»?

Правда Жизни в том, что всё безплатное – редко ценится и, практически, не используется. Интернет забит огромным количеством БЕСплатной информации. Часть её – ворованная. Точно известно то, что уроки Асгардского (Омского) духовного училища православных староверов выложены в интернет не просто без разрешения патриарха о. Александра, а более того, – украдены и опубликованы. Но, сколько людей, ознакомившихся с ними, РЕАЛЬНО добились успеха? У известных мне людей – лишь непомерно «раздулись» самомнение и тщеславие, при этом, свою информированность о Духовном Знании Богов и Предков они стали считать своим Духовным Знанием, а это – прямо противоречит действительности.

Бхагавад Гита (7.3.): Из тысяч людей – едва ли один стремится к совершенству, А из стремящихся и достигших – едва ли кто Истинно Меня постигает.

Свещеннослужители жертвуют нам Знанием, а что мы можем дать взамен?

Будда изрёк: «Все страдания – от невежества» . И лишь Духовное Знание способно освободить от морока (мор – смерть, ок – око, глаз, т.е. морок: наваждение, иллюзия). Духовное Знание помогает людям взойти по четырём ступеням совершенствования в земной жизни:

1. Дхарма – познание основ материального мира, способ наилучшего Духовного развития через добропорядочное мышление и добрые дела;

2. Артха – познание экономических основ взаимодействия человека и общества. Знания о Правилах накопления, упорядочивания и мудрого управления (для хозяина – добром, для Царя – Державой);

3. Кама – познание всех видов чувственного наслаждения материального мира;

4. Могша – могущество духа, души и тела, направленное на освобождение от оков материального мира.

Духовное Знание – делает общество Культурным (культ – почитание, РА – Изначальный Свет Прародителя).

Поэтому, здравомыслящие люди, следуя Дхарме, всячески поддерживают Жрецов, Ведунов, Брахманов. Люди, мыслящие здраво, создают условия для того, чтобы Свещеннослужители могли передавать свои Знания, делиться опытом.

Чтобы Свещеннослужители могли качественно выполнять свои обязанности, не отвлекаясь на добывание средств к существованию, людям нижестоящих варн необходимо: - обеспечивать Ведунов, их жён и детей, зависящих от них материально, всем необходимым для жизни; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать храмы, капища, святилища, здравницы, школы, учебные заведения, где Свещеннослужители могли бы проводить обряды, обучать и передавать Знание об исцелении от болезней на всех уровнях Бытия (физическом, энергетическом, духовном), тем самым – искореняя причины болезней; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать издательства, типографии для печатанья газет, журналов, книг, учебников, Вед и Ведических Писаний; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать театры, телецентры и киностудии, в которых с благословения и при участии Свещеннослужителей возрождалось бы и распространялось Духовное Знание о необходимости перехода с демонического уклада жизни на Божественный.

В Ведическом обществе все перечисленные объекты Веры и Культуры создаются из тех средств, которые народ жертвует на благо Всевышнего Рода-Прародителя.

В Ведах сказано, что народ заслуживает своих правителей. Правитель приходит такой, какого заслужил тот или иной народ, в соответствии с качеством исполнения своей Дхармы и накопленной кармы.

Обществу нужно осознать, что народ будет жить в достатке и богатстве только тогда, когда он будет тратить свою энергию (время, деньги и т.п.) не на обывателей с мещанским уровнем сознания, мелькающих на телеэкранах, которые не способны к духовному самосовершенствованию, а на Одухотворённых Личностей , которые даже одним словом могут снять пелену невежества с сознания учеников и указать им правильный путь духовного становление Человеком, а затем, – Богочеловеком.

Жертвуя тем, кто старается на благо человеческого рода, являющегося проявлением Рода-Прародителя, вы, тем самым, поливаете не листья Родового Древа, а его корень. От этого всему Древу вы приносите пользу, в том числе – и всем его листьям.

Бхагавад Гита (3.9-15.): «Так действуй, Яруна, но действуй в со-Знании С Даждьбогомъ – Первоотцом Мироздания! Людей породив, Он сказал: «Размножайтесь И, жертвуя, жертвой своей насыщайтесь: Себя ублажайте, Богов ублажая, И будет от жертвы вам польза большая. Приняв эти жертвы в Небесном Чертоге, За них наградят вас довольные Боги, – Иначе, предстанут пред вами ворами, Когда на дары не ответят дарами!» «Остатками жертвы питаясь, мы чище От этой становимся праведной пищи, А люди, которые жертв не свершают, Всё сами съедая, – греховность вкушают»! От пищи возникли все твари живые, А создали пищу – струи дождевые, От жертвы – дождя происходит рожденье, А жертва – есть действия произведенье, А дело – от Д а ждьбога , Он – Вездесущий, А значит, Он – в жертве, нам благо несущей. Кто этому круговращенью враждебен – Игралище чувств, – и кому он потребен»?

Правильно жертвуя земным – человек получает Небесное.

Евангелие от Иоана (12.24.-25.): «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою в мире сём – погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём – сохранит её в Жизнь Вечную.

Правильное, Ведическое толкование сих слов, на мой взгляд, таково: любящий свои душевные привязанности к материальному миру – губит душу свою, а борющийся с этими привязанностями – становится Великодушным Богочеловеком, а затем – Богом, ибо в Ведах сказано, что человек взращивает свою душу духовно-нравственными победами над стихией скота в себе.

Обязанности Царей перед Брахманами.

В МАНУ САМХИТЕ можно прочесть об обязанностях Царя перед Жрецами, Ведунами и Брахманами:

Глава 7. ТЕКСТ 43. От брахманов, знающих Веды, царь должен получать Духовное Знание, обучаться, как управлять государством, изучать логику, науку о душе. Он должен быть сведущим в сфере культуры и экономики.

ТЕКСТ 133. Однако царь, даже умирая, не должен взимать налог с брахмана, знатока Вед, и к тому-же, в его царстве ни один учёный брахман, изучивший Веды, не должен умереть от голода.

ТЕКСТ 134. Страну, в которой царь допускает голодную смерть учёного брахмана, познавшего Веды, очень быстро постигает разруха от нищеты и голода всего народа.

ТЕКСТ 135. Истинного брахмана, изучившего Веды и исполняющего свою Дхарму, царь обязан содержать и защищать, как отец – родного сына.

ТЕКСТ 136. От благополучия брахманов, добросовестно исполняющих свои варновые обязанности, зависит всеобщее процветание страны, увеличение богатства и продолжительность жизни народа.

Глава 11. ТЕКСТ 21. Справедливый царь не должен наказывать голодающего брахмана, поскольку брахман голодает только от плохого правления царя.

ТЕКСТ 22. Напротив, царь, узнав число членов семьи брахмана, его учёность и поведение, должен назначить для него справедливое содержание из своей казны.

ТЕКСТ 23. Назначив брахману достойное содержание, царь должен надёжно защищать его во всех отношениях, ибо защищая своих подданных, царь получает шестую часть (кармических) плодов от их благочестивых поступков.

Даждьбогъ: Перворождённый сын Сварога, породивший всё, что находится внутри нашего Вселенского яйца. Прим. ред.

…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. (Мф 25:29).

Беседовал я тут на днях с одним бельгийцем (кстати, что важно — своим погодком), которого волей судьбы занесло в Украину. И он, на правах человека интересующегося историей и политологией, как бы невзначай проронил: «меня не устраивает, что богатые становятся все богаче, а бедные все беднее»…

«Елки-палки, неужели в Европе все еще витает дух социализма с призраком коллективизации где-то в контексте?» — подумал я, и пошел гуглить…

Понятное дело, что среднего мнения по больнице я не нагуглил (тьфу-тьфу-тьфу), но наткнулся на другую интересность…

Может быть вы слышали о «Законе Матфея» (да-да, это фраза из эпиграфа, которую на свой манер пересказал мне мой иностранный собеседник)? «Закон Матфея» — это закон неравномерного распределения… Когда богатые становятся богаче, а бедные беднее; когда именитых ученых цитируют все чаще, а их непопулярных коллег – все реже; когда катализаторами одних веществ являются элементы самих этих веществ (автокатализ), в то время как катализаторами других являются внешние элементы…

Не поленитесь, взгляните на статью в «Википедии» … Здесь есть все – историческое прошлое, проблематика, полемика в научных кругах и даже свои «апологеты» (например, некий Дэниэл Ригни написал об этом эффекте несколько книг!)…

Но у меня вот, по мере изучения, назрел следующий болезненный вопрос… Кто из нас идиот? Кагалда научных сотрудников, или я сам, возомнивший что названный «эффект» яйца выеденного не стоит. (Не спешите саркастично улыбаться, я знаю, к какому ответу вы склоняетесь).

Давайте сыграем в игру – проведем мысленный эксперимент. А материалом для него нам послужит выражение: «имеющий знания с каждым днем обладает все большим их количеством, а не имеющий знаний с каждым днем – все меньшим». Обратите внимание, я не использую эмоционально окрашенные выражения типа «развивается» иди «деградирует» — только факты, только хардкор. А теперь разберемся…

Предположим, есть у нас два друга – Д1 и Д2.

Д1 – ученый. А Д2 – алкоголик. Вам ведь тоже очевидно, кто из них обладает большим количеством знаний?

Не сомневаюсь.

Точно так же я не сомневаюсь, что в 999 999 из 1 млн. случаев, в течение ближайших адцати лет Д1 будет становиться все умнее, обрастать узкими знаниями и научными степенями, а Д2 все ближе будет подбираться к состоянию первичного хаоса, а затем и ящику известной формы.

Скажите, это тоже неравномерное распределение?

А ведь это «социально несправедливо», что «умные – умнеют, а дураки – регрессируют». Нужно отобрать книжки у умных и раздать глупым. Вот тогда-то и воцарится мир, дружба, равенство и братство.

В общем, что я хочу сказать по существу…

Движение времени усиливает тенденции. Вот и весь «закон Матфея».

Чем больше времени сегодня вы уделяете спорту, тем выше шансы на то, что завтра вы будете здоровее остальных. Чем усерднее учите иврит, тем выше вероятность, что со временем прочтете «Тору» в оригинале. Чем настойчивее создаете систему маркетинга в своем бизнесе, тем возможнее, что однажды он станет финансово предсказуемой машиной по производству денег…

А по поводу «закона средних чисел» и «равномерного распределения» отправляю вас с Нассиму Талебу. Разумеется, прислушиваться не обязательно, особенно, если вы осознаете тенденцию, которую таким образом создаете…