«русскую рулетку» могли придумать только русские. Русская рулетка: история и вероятности

Как хочется стреляться, или мужские игры в стиле модерн

«Как все мужчины в Вавилоне, я побывал проконсулом; как все - рабом; изведал я и всемогущество, и позор, и темницу. Глядите, на правой руке у меня нет указательного пальца. Глядите, сквозь дырку в плаще видна красная татуировка на животе - это вторая буква, «бет». В ночи полнолуния она дает мне власть над людьми, чей знак буква «гимель», но подчиняет меня людям с «алефом», которые в безлунные ночи должны покоряться людям с «гимелем»...

Фантазируя на тему «судьба - игра» замечательный писатель Хорхе Луис Борхес не без основания заметил, что полностью захватить и подчинить себе человека способен только тот метатель жребия, который рядом с выигрышами поставит проигрыши, поведет счет не на одни лишь деньги, - возьмет в оборот удачу и провал, жизнь и смерть.

«Лотерея в Вавилоне» - плод воображения великого аргентинского мифотворца. Но среди азартных игр, когда-либо придуманных людьми, есть одна, если и не воплощающая идею Борхеса, то по крайней мере, намекающая на нее. Речь идет о русской рулетке (забавно, но в России ее называют иногда американской рулеткой - точно так же, как «русские» горки - американскими).

История русской рулетки начинается в 70-х годах XIX века, в дни войн с Османской империей, бесконечных сражений за независимость Болгарии и других славянских стран, когда на вооружение офицерского корпуса российской армии поступили револьверы Смит энд Вессон. Тогда все было отчаянные храбрецы - бравировать своей отвагой, поддразнивая смерть, считалось модным и стильным. Ведь образцом для подражания служил главнокомандующий Михаил Скобелев - фигура в истории армии поистине легендарная. Скобелев в час атаки неприятеля любил отобедать с шампанским на высоком холме или проскакать на белом коне в белоснежном парадном мундире под шквальным огнем турецких батарей.

Генерал М.Д.Скобелев на коне. Худ. Дмитриев-Оренбургский Н. 1883.

Русская рулетка вписывалась в этот ряд. Она легко стала разновидностью красивого жеста в игре с удачей и со смертью. В барабан револьвера заряжалась единственная пуля, игрок вращал барабан, приставлял пистолет к виску и стрелял. Если оставался жив, передавал оружие товарищу...

благоприятном исходе рулетки все отправлялись пить шампанское. При неблагоприятном - хоронили друга и записывали потерю на счет «шальной пули врага». Шампанское тоже пили, что понятно.

Командование достаточно быстро прознало о новых офицерских забавах. И, хотя сам Скобелев относился к ним снисходительно, - он признавал любые, даже самые абсурдные проявления отваги, - по специальному приказу Государя Императора суды офицерской чести безжалостно срезали погоны и ордена «за рулетку».


Американский револьвер “Смит энд Вессон”, выполненный с учетом опыта “русского заказа”

10,67-мм револьвер “Смит-Вессон II образца” (1872г.)



Несколько иной характер знаменитая игра получила в декаденсткую эпоху, на рубеже XIX и XX веков. Изменились отчасти и ее правила, и само оружие. В массовое употребление вошел пистолет бельгийца Леона Нагана, образца 1895 года.

Но, главное, переменились настроение и цели игроков.

Поэты-декаденты и мрачные моралисты-мистики обеспечили популярность эстетизированного самоубийства. Стрелялись все, кому не лень - прыщавые гимназисты и завсегдатаи светских салонов, кисейные барышни и входящие в моду художники с литераторами. Русская рулетка стала одним из способов, причем весьма интригующим способом, свести счеты с жизнью. Теперь часто ее использовали в качестве ответа на роковой вопрос: любит ли меня судьба, имеет ли какой-то смысл жизнь? Игрывали и на деньги, собирались ночами по двое - по трое, составляли друг на друга завещания, и за револьвер.

В живых должен был остаться кто-то один. Легко можно приставить себе, сколько головокружительных сюжетов порождали эти бдения с наганом в правой руке. Такие истории стоит помнить, тем более, что с ними передается неповторимая атмосфера эпохи...


Офицеры русской пехоты в парадной форме
обр. 1882 г. вне строя. Конец 19 - нач. 20 в.в.


Образцы наганов

В майское полнолуние 1912 году на одной из дач Каменного острова в Санкт-Петербурге собрались трое совсем молодых еще людей из хороших семей - Николай Ипатьев, Василий Недумов и Ираклий Гомреклидзе. Так получилось, что все они остались без родителей и сами могли распоряжаться крупными состояниями. Бумаги были подписаны и должным образом оформлены, осталось только сыграть игру.

Пистолет не дал осечки. Счастливый жребий выпал Коле Ипатьеву. Когда он пытался завладеть честно выигранным наследством, родственники одного из его покойных партнеров обратились в суд. Обстоятельства дела получила неприятную огласку, но присяжные не нашли состава преступления. Ипатьев, и прежде юноша весьма небедный, стал сказочно богат.

Во время Первой мировой Николай пошел на фронт, служил в кавалерии, заработал два Георгиевского креста за отчаянную храбрость. В 1915 он был контужен, вернулся в столицу и закрылся в собственном доме на Мойке. Давняя история с русской рулеткой не давала ему покоя, и, после свержения монархии в феврале 1917 года он ушел в монастырь в городе Задонске Воронежской губернии. Принял постриг с именем Никодим.

Когда началась Гражданская война, большевики разорили обитель, а иноков, не отрекавшихся от веры, живьем зарыли в землю на крутом берегу Дона. Среди них был и Никодим (Ипатьев)...


Офицер в летней форме вне строя.

Офицеры царской армии

Есть несколько легенд возникновения игры. Очевидно, что большинство из них связывает возникновение русской рулетки с Россией, русскими солдатами и офицерами. Вот некоторые из версий.

1.В XIX веке русских заключённых заставляли играть в русскую рулетку, в то время как охранники делали ставки.

2.По другой версии, офицеры российской армии играли в эту игру по собственному желанию, чтобы удивить остальных своей храбростью.

3.Третья версия говорит, что когда курок не взведён, барабан нагана вращается свободно. Поэтому, если барабан хорошо смазан, после остановки патрон окажется в нижней части. То есть, русская рулетка является эффектным, но безопасным трюком. Но это не более чем легенда, проведя эксперимент с реальным Наганом, легко проверить, что барабан вращается далеко не свободно и масса патрона не может оказать на него заметного влияния.

Первое письменное упоминание термина «русская рулетка» относится к 30 января 1937 года. Джордж Сурдез (англ. Georges Surdez) в статье «Русская рулетка» в американском журнале «Collier’s Weekly» приводит следующую диалог с французским сержантом, служившим в российской армии в Иностранном легионе:

«Фельдхеим… Ты когда-нибудь слышал о „русской рулетке“?» Когда я сказал, что не слышал, то он он поведал мне всё о ней. Когда он служил в российской армии в Румынии, примерно в 1917 году, когда вокруг всё разваливалось, и российские офицеры считали, что теряют не только престиж, деньги, семью, страну, но и честь перед лицом Союзников. Некоторые из них, сидя где угодно — за столом, в кафе, у друзей, — неожиданно доставали револьвер, доставали патрон из барабана, крутили его, приставляли дуло к своей голове и нажимали спусковой крючок. Вероятность того, что выстрел будет и мозги офицера разлетятся повсюду, составляла пять шансов из шести. Иногда так и случалось, иногда нет.


Русские офицеры в Сан-Стефано после подписания мирного договора.

Вероятности

Русская рулетка подчиняется общим законам математической статистики. Если считать револьвер шестизарядным с одним патроном в барабане и если барабан не вращается рукой после каждого спуска курка, то вероятности выстрела распределятся следующим образом:

Ход Вероятность
1 1/6 = 0,16(6) = 16,(6)%
2 1/5 = 0,2 = 20%

3 1/4 = 0,25 = 25%
4 1/3 = 0,3(3) = 33,(3)%
5 1/2 = 0,5 = 50%
6 1/1 = 1 = 100%

Таким образом, если пять раз револьвер не выстрелил, то известно, что он выстрелит при шестой попытке. Известен вариант игры, при котором барабан вращают после каждого хода, уравнивая вероятности на каждом ходе.


Русские офицеры во Львове

Русская рулетка. Каждый из нас слышал об этой игре, видел или читал, возможно даже играл не смотря на абсурдность правил. Но что мы о ней знаем?

Не думаю, что кто-то сможет ответить на вопрос: «Как и где она появилась?».

Но прежде чем ответить узнаем немного о правилах и видах игры. Итак, в шестизарядный револьвер (как правило) вставляется один патрон, затем барабан раскручивается. Дуло пистолета приставляется к голове (в рот, к сердцу) и нажимается курок. Если вы не убиты, значит вы не проиграли, а передаете пистолет следующему. Это самый простой и типичный вид игры, есть и варианты.

В барабан могут вставлять, не один, а несколько патронов. Играть можно без риска быть убитым – более гуманный способ игры, где под дуло подставляют ту или иную часть тела, дыра в которой не приведет к смерти. Перед передачей пистолета другому игроку раскручивают барабан – делая игру чуть менее предсказуемой.

Теперь о появлении. Существуют лишь три гипотезы появления этой игры, которой не суждено стать олимпийским видом спорта.

  • Придумали игру надзиратели русских тюрем конца 19го века. Заключенным давали револьвер с патроном и заставляли играть, при этом делались ставки на того, кому не повезет.
  • Русские офицеры, придумали рулетку, как доказательство собственной мужественности и бесстрашия. Играли они добровольно, тем самым заставляя усомниться в их здравомыслии.
  • Третья версия, наводит на мысль о том, что игра была придумана как трюк, умирать в ходе которого никто не собирался. Барабан пистолета смазывали и начищали так тщательно, что под весом единственного патрона, он прокручивался. Таким образом выходило, что гнездо с патроном всегда было внизу и никак не могло подняться вверх. Трюком хвастались перед женщинами и доказывали бесстрашие мужчинам.
  • Впервые письменное упоминание этой смертельной игры появилось в статье «Русская рулетка» в американском журнале «Collier’s Weekly» 30 января 1937 года. Там опубликован отрывок из разговора с французом, служившим в русской армии:

    «Фельдхеим… Ты когда-нибудь слышал о „русской рулетке“?» Когда я сказал, что не слышал, то он поведал мне всё о ней. Когда он служил в русской армии в Румынии, примерно в 1917 году, когда вокруг всё разваливалось, русские офицеры считали, что теряют не только престиж, деньги, семью, страну, но и честь перед лицом Союзников. Некоторые из них, сидя где угодно - за столом, в кафе, у друзей, - неожиданно доставали револьвер, вынимали один патрон из барабана, крутили его, приставляли дуло к своей голове и нажимали спусковой крючок. Вероятность того, что выстрел будет, и мозги офицера разлетятся повсюду, составляла пять шансов из шести. Иногда так и случалось, иногда нет.

    В наше время русская рулетка лишь повод для странного вида гордости - гордости за то, что игра носит название «русская». У гостей из-за океана упоминание игры вызывает толику восхищения нашим народом. Ясное дело, что в нее нормальные люди не играют ни за рубежом ни в России.

    Однако русская рулетка привлекает к себе людей со склонностью к суициду. Организаторы премии Дарвина - одной из юмористических премий, вручаемых за наиболее нелепые способы ухода из жизни - утверждают, что русская рулетка является одним из наиболее привлекательных способов оригинального ухода из жизни, при этом постоянно изобретаются новые разновидности. В частности, 22 марта 1999 года трое камбоджийских крестьян во время принятия спиртных напитков забавлялись вариантом русской рулетки, поочерёдно нажимая ногой на противотанковую мину, поставленную ими под столом в баре. Мощный взрыв принёс значительные разрушения, останков игроков найти не удалось. Как ни странно, погиб не только проигравший, но и остальные игроки

    Русскую рулетку упоминают как фразеологизм к ситуациям где рискуют чем-то, что очень дорого и важно. Игру с удовольствием впишут в остросюжетный фильм или опишут ее в детективном романе, но играть не станут. Было даже телешоу с одноименным названием, которое было довольно популярным одно время.

    Играть в русскую рулетку опасно для жизни – это факт.

    Г. Тарандин
    В десятках песен как отечественных, так и зарубежных исполнителей, во множестве фильмов, сделанных в основном за рубежом, часто можно встретить упоминание о «русской (гусарской) рулетке». Эта экстремальная игра-пари настолько укоренилась в нашем сознании как реальная «забава», существовавшая в России, что возникает лишь «технический» вопрос: а сколько примерно споров или инцидентов с «русской рулеткой» было на самом деле? Безусловно, каждый человек, сталкиваясь с традицией (предметом, ритуалом или понятием), имеющей географическое определение (японская чайная церемония, испанская коррида, грузинское вино, аргентинское танго, итальянская мафия и т.д.), понимает и априори принимает место ее происхождения, первичную национальную имманентность. «Русская рулетка» большинством людей ассоциируется исключительно с русской культурой, и они не сомневаются, что зародился этот абсурдный «адреналовый» суицид именно в России. Удивительно, но факт: достоверных исторических данных о существовании «русской рулетки» в самой России не обнаружено. Ясно, что речь идет о сравнительно коротком временном периоде: с 1871 года (когда в Русской императорской армии появились револьверы системы «Smith-Wessоn», с 1895 года – системы «Nagant») до 1917 года. И в самом деле, как бы ни куражило представление об этой «игре», какие бы исполнители ни вкладывали фатально-героический смысл в поведение смелых и рискованных офицеров Русской армии, с трудом верится, что военнослужащие, в то время в подавляющем числе своем верующие православные люди, могли, даже находясь в алкогольном опьянении, – то ли на спор, то ли для безрассудной демонстрации собственного «героизма», – идти на более чем реальный риск обычного самоубийства. Ведь вероятность выстрела (то есть смерти) составляла при первом спуске курка 16,6%, втором – 20%, третьем – 25%, четвертом – 33,3%, пятом – 50%, шестом – 100%. Самоубийство является единственным из самых страшных грехов, в котором нельзя раскаяться. Человек, самовольно предавший себя смерти, попадает в такую область, где спасения нет. Святоотеческое отношение к затронутой проблеме всегда основывалось на каноническом правиле Вселенской Церкви. Епископ Далматинско-Истрийский Никодим: «Подобно тому, как подлежит наказанию тот, кто лишает жизни другого, так же точно подлежит наказанию и тот, кто сам себя лишает жизни». Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Самоубийство – тягчайший грех! Совершил его – лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостаивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище». Как сообщает «Википедия», «в русской дореволюционной литературе нет ни одного упоминания этой игры». И это при том, что интересующий нас период – это время расцвета русской литературы, когда творили Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Алексей и Лев Николаевич Толстые, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.П. Чехов, поэты «серебряного века» и многие другие. Даже в литературе представителей идей радикального западничества или революционно ориентированных писателей нет упоминания о «русской рулетке». Ни одного! Ни в художественной, ни в публицистической литературе, ни в светской хронике, ни в мемуарах не найдено ни одного факта подобного «экстрима». Лишь в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (написанном в 1838–1840 годах, то есть задолго до введения револьверов), в главе «Фаталист» имеется эпизод, отдаленно напоминающий подобную «игру со смертью». Поручик Вулич («родом серб»), любитель азартных игр, не скрывавший своей«страсти к игре», в беседе с офицерами о предопределении и «роковой минуте» провоцирует: «К чему пустые споры? Вы хотите доказательств? Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью или каждому из нас заранее назначена роковая минута». Он сам взводит курок, приставляет дуло пистолета к голове и… происходит осечка. В споре использовался однозарядный пистолет с кремневым замком; спорщики не знали точно, заряжен ли он. Кроме того, кремневому оружию свойственны достаточно частые осечки. Подчеркну лишь, что поручик Вулич – литературный герой, а в споре использовался не револьвер с вращающимся барабаном, а однозарядный пистолет. Первое печатное упоминание о «русской рулетке» относится к 30 января 1937 года. Джордж Сурдез, американский журналист, родившийся в Швейцарии, впервые использует словосочетание «русская рулетка» в статье с одноименным названием, опубликованной в американском журнале «Collier’s Weekly», сохранившем интерес к себе читающей публики даже в годы депрессии. В ярком рассказе из 1600 слов описывались приключения, азартные игры и трагические исходы среди иностранных легионеров, находившихся на изолированном североафриканском погранпосту. Сам автор, как сообщается в статье о нем, не мог объяснить, откуда он взял термин «русская рулетка». Не исключено, что Сурдез сам придумал эту «игру»: «Это был вариант “крутого парня, играющего со смертью”, сформировавшийся за годы работы в журналистике». В своей статье Сурдез приводил письмо некоего Хуго Фельдхайма, юного немецкого рекрута, к вышестоящему офицеру. Фельдхайм интересовался, как скрыть самоубийство русского товарища. Сержант Бурковский был азартным игроком, постоянно жульнически обыгрывавшим своих сослуживцев в «играх риска» на деньги. В беседе с Фельдхаймом сержант как-то спросил, не слышал ли он о «русской рулетке», а затем поведал, что в Румынии в 1917 году, в деморализованной от поражений в мировой войне русской армии, чтобы продемонстрировать отвагу и безразличие к смерти, русский офицер мог «внезапно достать свой револьвер – где угодно: за столом, в кафе, в окружении друзей, – удалить заряд из барабана, оставив один патрон, прокрутить барабан и, приставив ствол к голове, спустить курок». Статья Сурдеза была высоко оценена редакторами «Fiction Parade», а дайджест «Golden Book Magazine» перепечатал ее в мае того же года. Восемь месяцев спустя молодой человек по имени Томас Маркли застрелился таким способом в день своего рождения в Остине (штат Техас). Это была первая смерть от «русской рулетки» в США. «Сурдез открыл дверь в душевном мире американцев. И что-то там сорвалось». Сами американские ученые, изучавшие этот феномен, отмечают, что истинное число жертв не подлежит подсчету – в связи с разрозненностью случаев и невозможностью часто выяснить реальные причины суицидов. Томас Радецки, неоднократно по поручению Национальной коалиции по проблемам насилия выступавший на телевидении, в 1981 году сообщал о 28 выстрелах и 25 подтвержденных летальных исходах, в том числе среди лиц, смотревших фильмы в кинотеатрах и на видеоносителях. В 1989 году «Luisville Courier-Journal» процитировал журналиста Пола Саймона, отметившего, что число жертв достигло 35. Одна из недавних трагедий произошла 1 июля 2012 года в Ларго (штат Флорида). Семнадцатилетний Торин Монтгомери скончался после выстрела во время игры в «русскую рулетку» с тремя своими друзьями. Само авторитетное издание после краткого описания печальной новости категорично постулирует: «Игра зародилась в России…» Англоязычные сайты на вопрос: «На самом ли деле русские играли в “русскую рулетку”?» дают различные по развернутости ответы одного типа – от лаконичных фраз: «Игра возникла в России», «Считается, что в нее играли русские солдаты» до своеобразных трактовок феномена (доказанного?!) «русской рулетки» и причин ее появления: «Czarist officers were notorious for their violent, dissolute behavior. Bored officers routinely drank themselves into a stupor, fought duels, gambled, stole, mistreated their men, and shirked their duties. Prime candidates for a little game of chance» – «Царские офицеры были печально известны своим развратным поведением. Скучая, офицеры обычно в одиночку напивались до полного отупения, дрались на дуэлях, играли в азартные игры, воровали, плохо обращались с денщиками и всячески старались уклониться от службы. Главные кандидаты для небольшой рисковой игры». Я специально привел отрывок, описывающий русских офицеров той эпохи, на языке оригинала, так как если кто-то ничего не знал о русском офицерстве, то вот удобный случай восполнить пробел. Воздержусь от десятка возникающих вопросов и собственных комментариев по поводу представленного в отрывке облика царских офицеров. Любопытный ответ, признанный лучшим в дискуссии, я нашел на форуме «Yahoo» – одной из крупнейших поисковых систем: «Русская рулетка обычно используется как форма пытки лишенными воображения (by the unimaginative). Я прошел тренинг по допросу/сопротивляемости, и частью этого тренинга было (изучение) многих применяемых методик. Эта (то есть “русская рулетка”) была одним из методов». Таким образом, лишенная каких-либо исторических сведений о своем существовании в России, воспетая известными «10 Years», «Limp Bizkit», Rihanna, Энрике Иглесиасом, «Kiss», Lady Gaga, Любовью Успенской и многим другими, «русская рулетка», сюжет с которой снят многими знаменитыми кинорежиссерами в известных лентах, таких как «Смерть в эфире», «Охотник на оленей», «И все-таки я люблю», «Аризонская мечта», «Утомленные солнцем», «Секреты Лос-Анжелеса», и в невероятно тяжелом фильме, посвященном исключительно «русской рулетке», – «Тринадцать» (где подряд «проигрывает» 16 (!) человек), – является, по сути, не русской, а американской «традицией». Проследите цепочку появления версии о русских корнях этого суицида: некий сержант Бурковский рассказывает некоему Фельдхайму о якобы существовавшей традиции в деморализованной царской армии 1917 года. Далее Фельдхайм пишет письмо (!) неизвестному вышестоящему офицеру, которое попало в руки сенсационно ориентированного журналиста (!) Джорджа Сурдеза, а тот, в свою очередь, публикует рассказ, построенный исключительно на слухах. Мое мнение таково: легенда о русской природе этого вида самоубийства является очередным отвратительным мифом, демонизирующим Россию и ее историю, сотворенным, возможно, и не всеми авторами сознательно. Кстати, интересен глубокий и беспристрастный анализ имиджа России, Украины и Казахстана в американских фильмах, сделанный Иваном Качановским (Торонто, Канада), просмотревшим на этот предмет более 100 кинолент и телевизионных сериалов. По мнению автора, тема «русской рулетки» занимает вторую позицию в списке наиболее часто упоминаемых мифических сюжетов в американских фильмах о странах бывшего Советского Союза. Лидирует же в этом «рейтинге стереотипов», как не сложно догадаться, миф о жесточайшей и непобедимой «русской мафии». И. Качановский пишет в своей статье «Политически корректная некорректность: Казахстан, Россия и Украина в голливудских фильмах» буквально следующее: «Несмотря на свое название, эта игра не возникла в Российской империи; она была изобретена в 1937 году Джорджем Сурдезом, американским писателем, в вымышленной короткой газетной истории». Никогда раньше не вслушивался в текст песни «Гусарская рулетка» Любы Успенской. При написании этой заметки пришлось обратиться к тексту. Процитирую пару строк. Вчитайтесь, пожалуйста: «Равнодушен Господь, как крупье, и напрасно молить Его проигравшим о милости. / Здесь, на нашей земле, на зеленом сукне, вдоволь места, чтоб всех обеспечить могилами…» Да, чуть не забыл нашего «демократичного и либерального» Бориса Акунина (псевдоним которого, выбранный для себя самим ученым-японистом, переводится с японского как «негодяй, злодей»). Писатель сюжет с «русской рулеткой» привел в трех своих романах: «Азазель», «Кладбищенские истории», «Любовница смерти». Признания участника форума, приведенные выше, могут свидетельствовать о реальном применении в настоящее время этого «метода допроса» в «демократических» странах Запада и Северной Америки с их гигантской сетью разведывательных и силовых структур. Более того, утвержденный тест на «героизм» просто искушает неокрепшие и мятежные души доказать свое «мужество и бесстрашие». Поэтизация и возвеличивание «русской рулетки» щекочет нервы зрителям (слушателям, читателям), будоражит воображение, а потенциальным самоубийцам предлагает проверенный метод преждевременного и своевольного ухода из жизни. Геннадий Тарадин 10 октября 2012 года Речь идет об одном из вариантов «русской рулетки», когда в «игре» принимают участие несколько человек, последовательно передающих револьвер друг другу. В «классическом» варианте один игрок стреляет из револьвера, заряженного одной пулей, и, следовательно, вероятность смертельного выстрела равна только 16,6%, что никак не умаляет всей чудовищности этой «игры со смертью». – Примеч. ред.
    http://www.pravoslavie.ru/jurnal/56637.htm

    В десятках песен как отечественных, так и зарубежных исполнителей, во множестве фильмов, сделанных в основном за рубежом, часто можно встретить упоминание о «русской (гусарской) рулетке». Эта экстремальная игра-пари настолько укоренилась в нашем сознании как реальная «забава», существовавшая в России, что возникает лишь «технический» вопрос: а сколько примерно споров или инцидентов с «русской рулеткой» было на самом деле?

    Безусловно, каждый человек, сталкиваясь с традицией (предметом, ритуалом или понятием), имеющей географическое определение (японская чайная церемония, испанская коррида, грузинское вино, аргентинское танго, итальянская мафия и т.д.), понимает и априори принимает место ее происхождения, первичную национальную имманентность.

    «Русская рулетка» большинством людей ассоциируется исключительно с русской культурой, и они не сомневаются, что зародился этот абсурдный «адреналовый» суицид именно в России.

    Удивительно, но факт: достоверных исторических данных о существовании «русской рулетки» в самой России не обнаружено. Ясно, что речь идет о сравнительно коротком временном периоде: с 1871 года (когда в Русской императорской армии появились револьверы системы «Smith-Wessоn», с 1895 года - системы «Nagant») до 1917 года.

    И в самом деле, как бы ни куражило представление об этой «игре», какие бы исполнители ни вкладывали фатально-героический смысл в поведение смелых и рискованных офицеров Русской армии, с трудом верится, что военнослужащие, в то время в подавляющем числе своем верующие православные люди, могли, даже находясь в алкогольном опьянении, - то ли на спор, то ли для безрассудной демонстрации собственного «героизма», - идти на более чем реальный риск обычного самоубийства. Ведь вероятность выстрела (то есть смерти) составляла при первом спуске курка 16,6%, втором - 20%, третьем - 25%, четвертом - 33,3%, пятом - 50%, шестом - 100% .

    Самоубийство является единственным из самых страшных грехов, в котором нельзя раскаяться. Человек, самовольно предавший себя смерти, попадает в такую область, где спасения нет.

    Святоотеческое отношение к затронутой проблеме всегда основывалось на каноническом правиле Вселенской Церкви. Епископ Далматинско-Истрийский Никодим: «Подобно тому, как подлежит наказанию тот, кто лишает жизни другого, так же точно подлежит наказанию и тот, кто сам себя лишает жизни» . Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Самоубийство - тягчайший грех! Совершил его - лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостаивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище» .

    Как сообщает «Википедия», «в русской дореволюционной литературе нет ни одного упоминания этой игры». И это при том, что интересующий нас период - это время расцвета русской литературы, когда творили Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Алексей и Лев Николаевич Толстые, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.П. Чехов, поэты «серебряного века» и многие другие. Даже в литературе представителей идей радикального западничества или революционно ориентированных писателей нет упоминания о «русской рулетке». Ни одного! Ни в художественной, ни в публицистической литературе, ни в светской хронике, ни в мемуарах не найдено ни одного факта подобного «экстрима».

    Лишь в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (написанном в 1838-1840 годах, то есть задолго до введения револьверов), в главе «Фаталист» имеется эпизод, отдаленно напоминающий подобную «игру со смертью». Поручик Вулич («родом серб»), любитель азартных игр, не скрывавший своей«страсти к игре», в беседе с офицерами о предопределении и «роковой минуте» провоцирует: «К чему пустые споры? Вы хотите доказательств? Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью или каждому из нас заранее назначена роковая минута». Он сам взводит курок, приставляет дуло пистолета к голове и… происходит осечка. В споре использовался однозарядный пистолет с кремневым замком; спорщики не знали точно, заряжен ли он. Кроме того, кремневому оружию свойственны достаточно частые осечки. Подчеркну лишь, что поручик Вулич - литературный герой, а в споре использовался не револьвер с вращающимся барабаном, а однозарядный пистолет.

    Первое печатное упоминание о «русской рулетке» относится к 30 января 1937 года. Джордж Сурдез, американский журналист, родившийся в Швейцарии, впервые использует словосочетание «русская рулетка» в статье с одноименным названием, опубликованной в американском журнале «Collier’s Weekly», сохранившем интерес к себе читающей публики даже в годы депрессии. В ярком рассказе из 1600 слов описывались приключения, азартные игры и трагические исходы среди иностранных легионеров, находившихся на изолированном североафриканском погранпосту. Сам автор, как сообщается в статье о нем , не мог объяснить, откуда он взял термин «русская рулетка». Не исключено, что Сурдез сам придумал эту «игру»: «Это был вариант “крутого парня, играющего со смертью”, сформировавшийся за годы работы в журналистике» .

    В своей статье Сурдез приводил письмо некоего Хуго Фельдхайма, юного немецкого рекрута, к вышестоящему офицеру. Фельдхайм интересовался, как скрыть самоубийство русского товарища. Сержант Бурковский был азартным игроком, постоянно жульнически обыгрывавшим своих сослуживцев в «играх риска» на деньги. В беседе с Фельдхаймом сержант как-то спросил, не слышал ли он о «русской рулетке», а затем поведал, что в Румынии в 1917 году, в деморализованной от поражений в мировой войне русской армии, чтобы продемонстрировать отвагу и безразличие к смерти, русский офицер мог «внезапно достать свой револьвер - где угодно: за столом, в кафе, в окружении друзей, - удалить заряд из барабана, оставив один патрон, прокрутить барабан и, приставив ствол к голове, спустить курок».

    Статья Сурдеза была высоко оценена редакторами «Fiction Parade», а дайджест «Golden Book Magazine» перепечатал ее в мае того же года. Восемь месяцев спустя молодой человек по имени Томас Маркли застрелился таким способом в день своего рождения в Остине (штат Техас). Это была первая смерть от «русской рулетки» в США.

    «Сурдез открыл дверь в душевном мире американцев. И что-то там сорвалось» . Сами американские ученые, изучавшие этот феномен, отмечают, что истинное число жертв не подлежит подсчету - в связи с разрозненностью случаев и невозможностью часто выяснить реальные причины суицидов. Томас Радецки, неоднократно по поручению Национальной коалиции по проблемам насилия выступавший на телевидении, в 1981 году сообщал о 28 выстрелах и 25 подтвержденных летальных исходах, в том числе среди лиц, смотревших фильмы в кинотеатрах и на видеоносителях. В 1989 году «Luisville Courier-Journal» процитировал журналиста Пола Саймона, отметившего, что число жертв достигло 35 .

    Одна из недавних трагедий произошла 1 июля 2012 года в Ларго (штат Флорида). Семнадцатилетний Торин Монтгомери скончался после выстрела во время игры в «русскую рулетку» с тремя своими друзьями . Само авторитетное издание после краткого описания печальной новости категорично постулирует: «Игра зародилась в России…»

    Англоязычные сайты на вопрос: «На самом ли деле русские играли в “русскую рулетку”?» дают различные по развернутости ответы одного типа - от лаконичных фраз: «Игра возникла в России», «Считается, что в нее играли русские солдаты» до своеобразных трактовок феномена (доказанного?!) «русской рулетки» и причин ее появления: «Czarist officers were notorious for their violent, dissolute behavior. Bored officers routinely drank themselves into a stupor, fought duels, gambled, stole, mistreated their men, and shirked their duties. Prime candidates for a little game of chance» - «Царские офицеры были печально известны своим развратным поведением. Скучая, офицеры обычно в одиночку напивались до полного отупения, дрались на дуэлях, играли в азартные игры, воровали, плохо обращались с денщиками и всячески старались уклониться от службы. Главные кандидаты для небольшой рисковой игры» .

    Я специально привел отрывок, описывающий русских офицеров той эпохи, на языке оригинала, так как если кто-то ничего не знал о русском офицерстве, то вот удобный случай восполнить пробел. Воздержусь от десятка возникающих вопросов и собственных комментариев по поводу представленного в отрывке облика царских офицеров.

    Любопытный ответ, признанный лучшим в дискуссии, я нашел на форуме «Yahoo» - одной из крупнейших поисковых систем: «Русская рулетка обычно используется как форма пытки лишенными воображения (by the unimaginative). Я прошел тренинг по допросу/сопротивляемости, и частью этого тренинга было (изучение) многих применяемых методик. Эта (то есть “русская рулетка”) была одним из методов» .

    Таким образом, лишенная каких-либо исторических сведений о своем существовании в России, воспетая известными «10 Years», «Limp Bizkit», Rihanna, Энрике Иглесиасом, «Kiss», Lady Gaga, Любовью Успенской и многим другими, «русская рулетка», сюжет с которой снят многими знаменитыми кинорежиссерами в известных лентах, таких как «Смерть в эфире», «Охотник на оленей», «И все-таки я люблю», «Аризонская мечта», «Утомленные солнцем», «Секреты Лос-Анжелеса», и в невероятно тяжелом фильме, посвященном исключительно «русской рулетке», - «Тринадцать» (где подряд «проигрывает» 16 (!) человек), - является, по сути, не русской, а американской «традицией».

    Проследите цепочку появления версии о русских корнях этого суицида: некий сержант Бурковский рассказывает некоему Фельдхайму о якобы существовавшей традиции в деморализованной царской армии 1917 года. Далее Фельдхайм пишет письмо (!) неизвестному вышестоящему офицеру, которое попало в руки сенсационно ориентированного журналиста (!) Джорджа Сурдеза, а тот, в свою очередь, публикует рассказ, построенный исключительно на слухах. Мое мнение таково: легенда о русской природе этого вида самоубийства является очередным отвратительным мифом, демонизирующим Россию и ее историю, сотворенным, возможно, и не всеми авторами сознательно.

    Кстати, интересен глубокий и беспристрастный анализ имиджа России, Украины и Казахстана в американских фильмах, сделанный Иваном Качановским (Торонто, Канада), просмотревшим на этот предмет более 100 кинолент и телевизионных сериалов. По мнению автора, тема «русской рулетки» занимает вторую позицию в списке наиболее часто упоминаемых мифических сюжетов в американских фильмах о странах бывшего Советского Союза. Лидирует же в этом «рейтинге стереотипов», как не сложно догадаться, миф о жесточайшей и непобедимой «русской мафии». И. Качановский пишет в своей статье «Политически корректная некорректность: Казахстан, Россия и Украина в голливудских фильмах» буквально следующее: «Несмотря на свое название, эта игра не возникла в Российской империи; она была изобретена в 1937 году Джорджем Сурдезом, американским писателем, в вымышленной короткой газетной истории» .

    Никогда раньше не вслушивался в текст песни «Гусарская рулетка» Любы Успенской. При написании этой заметки пришлось обратиться к тексту. Процитирую пару строк. Вчитайтесь, пожалуйста: «Равнодушен Господь, как крупье, и напрасно молить Его проигравшим о милости. / Здесь, на нашей земле, на зеленом сукне, вдоволь места, чтоб всех обеспечить могилами…»

    Да, чуть не забыл нашего «демократичного и либерального» Бориса Акунина (псевдоним которого, выбранный для себя самим ученым-японистом, переводится с японского как «негодяй, злодей»). Писатель сюжет с «русской рулеткой» привел в трех своих романах: «Азазель», «Кладбищенские истории», «Любовница смерти».

    Признания участника форума, приведенные выше, могут свидетельствовать о реальном применении в настоящее время этого «метода допроса» в «демократических» странах Запада и Северной Америки с их гигантской сетью разведывательных и силовых структур.

    Более того, утвержденный тест на «героизм» просто искушает неокрепшие и мятежные души доказать свое «мужество и бесстрашие». Поэтизация и возвеличивание «русской рулетки» щекочет нервы зрителям (слушателям, читателям), будоражит воображение, а потенциальным самоубийцам предлагает проверенный метод преждевременного и своевольного ухода из жизни.

      У любы Успенской есть дажн песня, которая так и называется Русская рулетка. Да в России всегда если играли, то играли до самого конца. Вот и появилась игра в которой в прямом смысле ставка была жизнь игрока. И при том в эту игру можно играть и одному. Так что достаточно револьвера и одного патрона, а дальше вращай барабан и стреляй себе в висок. Когда не один игрок, то выигрывает тот кто остался в живых. Но в такую игру играли и играют не только в России. И часто эта игра проходит без желания в нее играющих. Просто кто -то хочет так наказать кого-то. Но и раньше были модификации, где вместо револьвера использовались две таблетки, одна была с ядом.

      Вообще, рулетка, это когда-то что-то крутишь, и в результате выпадает тебе удача. В Русской рулетке русские офицеры царской армии крутили барабан...Револьвера. Так играли настоящие мужчины того времени. На кон ставилось все, что человек имеет в своей жизни: имение, капитал, и вс материальное. В барабан, который рассчитывался на шесть патронов, вставлялся один патрон, потом барабан прокручивался, и после этого никто не мог знать, какое нажатие на спусковой крючок будет боевым выстрелом. Каждый из играющих подносил револьвер ко лбу, нажимал на курок, если выстрел происходил,играющих становилось на одного меньше, если же выстрела не было, счастливчик передавал револьвер следующему. И так продолжалось до тех пор, когда в живых оставался лишь кто-то один из играющей компании, который и забирал себе все, что было на кону. Да, игра жестокая. Поэтому в наше время русской рулеткой всегда называют очень опасное дело, на которое кто-либо решается.

      Идиома русская рулетка означает опасную и бессмысленную азартную игру. Суть игры заключалась в том, что группа участников поочередно подносили к голове револьвер с одним патроном, крутили барабан и нажимали на курок. Побеждал последний выживший. Истоки этой игры не совсем ясны, но по одной из версий игра зародилась в тюрьмах: охранники заставляли заключенных играть, а сами делали ставки на исход игры.

      В 1978 году вышел в свет фильм The Deer Hunter с Робертом де Ниро, который прославил русскую рулетку на весь мир. Сцена фильма, в которой трое солдат-участников вьетнамской войны были вынуждены играть в русскую рулетку, получила свое продолжение и в жизни: после показа в США было зарегистрировано несколько похожих случаев, закончившихся смертью участников.

      Под таким понятием как русская рулетка скрывается очень и очень опасная так сказать игра, заключающаяся в том, что необходимо крутить барабан пистолета с одним патроном и поочередно участники должны подставлять к голове и стрелять. Вот и получается рулетка - кому повезт, тот выжил.

      Практически во всм мировом кинематографе термин русская рулетка означат чрезвычайно рискованную забаву, своего рода жребий, когда участники такой игры вставляют в барабан шестизарядного револьвера один патрон и после хаотического вращения барабана нажимают на курок револьвера. Разумеется не просто так нажимают на курок, а для особой остроты такой игры подносят ствол револьвера к своему виску.

      Нет точной версии, откуда и когда пошло такое словосочетание, иногда е ещ называют гусарской рулеткой. Не смотря на то, что многими считается, что якобы русская рулетка возникла среди обезбашенных русских офицеров царской армии, тем не менее в русской литературе нигде не встречается упоминаний про такую забаву.

      Есть предположение, что это был своего рода жутко нервный фокус, секрет которого заключался в том, что хорошо смазанный барабан револьвера с одним патроном и взведнным курком настолько легко вращался, что после вращения всегда останавливался в положении патроном вниз, потому как один патрон в барабане, словно маятник стремился занять нижнее положение, а при таком положении самая верхняя ячейка барабана напротив ствола оставалась пустой. Но вроде как у револьвера системы Наган при взведнном курке барабан не вращался легко и свободно, поэтому таким фокусом уже не получится потрепать нервы зрителям.

      В повседневной речи термин стал нарицательным и он обозначает какое-то действие с непредсказуемым или часто с заведомо негативным исходом.

      Русская рулетка - это очень опасный способ разборок.

      Все заключается в том, что есть револьвер, у которого очень хорошо смазан барабан и в этом барабане вставлен всего один патрон.

      Дальше, барабан начинают вращать, и если патрон проскочит сопло, или дуло для выстрела, то ему повезет, так как после вращения нажимают на курок, и револьвер - либо выстрелит, либо нет, шансы выстрелить один к шести.

      Я не знаю точно, насколько это можно назвать аристократической забавой.Хотя, простолюдины такими вещами вс-таки, как правило, не занимались.Как мне видится, русская рулетка , вернее игра в русскую рулетку часто применялась как наказание за что-либо, например за карточный долг, за проигранный спор или как вид дуэльного поединка.

      Суть проста. В барабан шестизарядного револьвера помещают патрон, затем крутят барабан несколько раз, подносят к виску и спускают курок. Если повезт- револьвер не выстрелит, а если не повезт-то последствия плачевны. От выстрела в голову с такого расстояния выжить нет практически даже малейшего шанса.Пример русской рулетки есть в фильме ДМБ.

      РУССКАЯ, ИЛИ ГУСАРСКАЯ РУЛЕТКА

      Понтер (он же банкомет) один. Свидетелей может быть сколько угодно. Для игры необходим шестизарядный револьвер, заряженный одной пулей. Понтер заряжает револьвер, вращает барабан, подносит револьвер к виску и нажимает на курок. В одном случае из шести раздается выстрел выигрывает смерть. В пяти случаях раздается сухой щелчок. Выигрывает жизнь.

      Поводом к такой игре служили отчаянная гусарская бравада или не менее отчаянные гусарские долги. Иногда свидетели, в случае, если игрок останется живым, брали обязательство выплатить ему определенную сумму, порой достаточно высокую. Иногда в гусарскую рулетку играли представители философии фатализма из желания испытать судьбу (см. повесть М. Ю. Лермонтова Фаталист).

      Русская рулетка - это вид игры, придуманный русскими игроками и потом понравившийся и перенятый русской, а впоследствии и иностранной мафией (по крайней мере в кино, на сколько это использовалось в жизни, не знаю).

      Смысл русской рулетки в том, что либо станешь богаче, либо потеряешь вс состояние, но как бы и не потеряешь, потому, что об этом не узнаешь из-за того, что погибнешь.

      Договариваются два отчаянных богача, решивших вс или ничего, либо я сегодня стану богачом, либо умру , как говорится пан, или пропал .

      Берут пистолет с барабаном. Заряжают его одним патроном. Затем решают, кто будет стрелять первым. Раскручивают барабан пистолета, чтобы стало непонятно, с пулей или без окажется отсек барабана (как бы тосуют карты). Затем тот, кто стреляет первым подносит пистолет себе к виску и стреляет. Если повезло, значит попался отсек, где нет пули. Затем передат пистолет другому и другой стреляет. И так меняются, пока кто-нибудь из них не застрелит себя.

      Когда один застрелился, то есть проиграл, второй забирает банк, то есть к нему переходит имущество второго игрока. Так как ставкой является жизнь, то игроки могли вс сво имущество на кон поставить.

      Вот и получается, пан или пропал. Либо выиграешь целое состояние противника, либо проиграешь сво, но свой проигрыш не увидишь, так как уже не будешь существовать.

      Русская рулетка, скажем так это игра на выживание. В основном в нее играли русские офицеры, правда и сейчас вместо дуэли используют русскую рулетку. Правила игры очень простые. В шестизарядный револьвер вставляют один патрон и крутят барабан. После остановки подносят к виску и стреляют. Шанс выжить 1 к 6. Есть правда маленькая хитрость. Если барабан легко крутится и хорошо смазан, он по закону тяжести практически на 100% всегда опускает патрон вниз.

      Русская рулетка, это когда в барабане револьвера на семь патронов, вставлены шесть, а одного нет. Шанс, крутанув барабан попасть пустым патронником в ствол, очень мал. Оттого и весь смысл - русская рулетка. В американской рулетке, наоборот - всего один патрон в барабане, и шесть пустых патронников. Шансов выжить гораздо больше.

      Но есть еще интереснее... - русская рулетка пистолетом Макарова)