Пять вопросов по горю от ума. Вопросы и тесты к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Тема «теория литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области

Викторина

по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Алешина Наталья Алексеевна

г. Ковров

Пояснительная записка

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.

Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.

Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Грибоедовская викторина

В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».

И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.

1. Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:

«Грех не беда, молва нехороша».

«А судьи кто?»

«Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».

«Счастливые часов не наблюдают».

«Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»

«…говорит, как пишет!»

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»

«Свободен, вдов, себе я господин…//Монашеским известен поведеньем!..»

«…ври, да знай же меру…»

«А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?

3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?

4 . Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?

5. На ком был женат Репетилов?

6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?

7. Где находилась комната Молчалина?

8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?

9. Сколько лет Софье?

10. Назовите два таланта Молчалина.

11. Как звали дядю Фамусова? Кем он был?

12. Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?

13. В какой дивизии служил Скалозуб?

14 .Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?

15. Какой фразой заканчивается комедия?

Ответы

1. Лиза (1 действие, явление 5)

2.Чацкий (2 действие, явление 5)

3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)

5.Молчалин (действие 4, явление 12)

6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)

7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)

8.Фамусов (1 действие, явление 4)

9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)

10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)

2. Действие комедии происходит в четверг, зимой:

«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)

«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)

«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)

4 .Дедов Чацкого звали Илья и Алексей

«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)

«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)

5 .Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,

«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»

«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)

6 .Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.

«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)

7. Комната Молчалина находилась под лестницей.

«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)

8. Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого

«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)

9 .Софье 17 лет:

«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)

10 . Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)

11 . Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.

«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)

12. Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.

«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)

13. Скалозуб служил в 15-й дивизии.

14. Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).

15. Комедия заканчивается словами Фамусова:

«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Источники

1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.


Гг.


Традиции и новаторство Соблюдение правил единства места и времени Соблюдение правил единства места и времени «говорящие» фамилии «говорящие» фамилии Традиционные амплуа(Чацкий- резонёр, глупый отец и т.п.) Традиционные амплуа(Чацкий- резонёр, глупый отец и т.п.) Отсутствие единства действия Отсутствие единства действия Отказ от 5 действия Отказ от 5 действия Историзм Историзм Новаторство в языке Новаторство в языке Характеристика персонажей Характеристика персонажей


Конкурс знатоков афоризмов Счастливые часов Счастливые часов не наблюдают. не наблюдают. (Софья) (Софья) Грех не беда, Грех не беда, молва нехороша. молва нехороша. (Лиза) (Лиза) И дым Отечества И дым Отечества нам сладок и приятен. нам сладок и приятен. (Чацкий) (Чацкий) Минуй нас пуще всех печалей Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. и барский гнев, и барская любовь. (Лиза) (Лиза) Ах! Злые языки Ах! Злые языки страшнее пистолета. страшнее пистолета. (Молчалин) (Молчалин)


Молчалины блаженствуют Молчалины блаженствуют на свете. (Чацкий) на свете. (Чацкий) Ум с сердцем Ум с сердцем не в ладу. (Чацкий) не в ладу. (Чацкий) И золотой мешок, И золотой мешок, и метит в генерала. (Лиза) и метит в генерала. (Лиза) Блажен, кто верует, Блажен, кто верует, тепло ему на свете. (Чацкий) тепло ему на свете. (Чацкий) Ума в нем только мало, Ума в нем только мало, но чтоб иметь детей, кому ж ума недоставало. но чтоб иметь детей, кому ж ума недоставало. (Чацкий о Молчалине) (Чацкий о Молчалине) Герой…. Герой…. не моего романа. не моего романа. (Софья) (Софья) Служить бы рад, Служить бы рад, прислуживаться тошно. прислуживаться тошно. (Чацкий) (Чацкий)


Литературная викторина Сколько лет не было Чацкого? Сколько лет не было Чацкого? (3 года) (3 года) Сколько душ надо было иметь, чтоб стать мужем Софьи? Сколько душ надо было иметь, чтоб стать мужем Софьи? (2 тыс.) (2 тыс.) Сколько раз сходила с ума мать Чацкого? Сколько раз сходила с ума мать Чацкого? (8 раз) (8 раз)


Сколько душ было у Чацкого? Сколько душ было у Чацкого? (300 душ) (300 душ) 2 правила Молчалина 2 правила Молчалина (умеренность и аккуратность) (умеренность и аккуратность) Какой репликой заканчивается комедия? Какой репликой заканчивается комедия? (Ах боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?) (Ах боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?)

Литературная викторина

Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»

1 Когда была написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума?» (в 1824 году)

2 Первоначальное название пьесы? (« Горе уму»)

3 Где происходят события комедии? (В Москве; в доме Фамусова),

4 В течение какого времени происходят все действия комедии,

(Одних суток - начинаясь на рассвете одного зимнего дня и заканчиваясь под утра следующего).

5. Из скольких действий состоит комедия? (Из 4х действий).

    Назовите фамилию управляющего в казенном месте.

(Павел Афанасьевич Фамусов).

7. О ком следующие слова Фамусова «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтенье прок-от не велик; Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится» (О Софье Павловне)

8. Секретарь Фамусова, живущий у него в доме? (Алексей Степанович Молчалин).

9. Кому Фамусов говорит: « Друг. Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». (Молчалину).

10. Какое время для Фамусова являлся «Золотым веком».

(Прошедший век).

11, Сон Софии, где есть « и черты и любовь и страхи и цветы». На какое произведение русского поэта похожа данная ситуация?

(В.А Жуковский « Светлана»)

12. О ком говорит Лиза: « а он в ответ: « Недаром Лиза плачу кому известно, что найду я воротясь? И сколько, может быть, утрачу! «Бедняжка будто зная, что года через три…. (О Чацком).

13. Кому из героев комедии принадлежат крылатые слова «И дым отечества нам сладок и приятен». (Чацкому).

14. Откуда вернулся Чацкий? (Из Петербурга).

15. Кто такой Скалозуб? Каковы его идеалы?.

(Полковник, мечтает «чины добыть любым путем», метит в генералы).

16. Какой случай убедил Чацкого в там, что Софья любит не его, а Молчалина? (Падение Молчалина с лошади).

17. Чьи эти слова; о ком они? «Чудеснейшего свойства

Он, наконец; уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе поступков никаких чужих и вкривь и вкось не рубит,- Вот я за что его люблю. (Слова Софьи о Молчалине)

18. Каково отношение Фамусова к книгам, к образованию?

« Ученье – вот чума, ученость - вот причина»

«И впрямь с ума сойдешь, от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев» (Хлестова)

« Забрать все книги бы да сжечь» (Фамусов).

19.Кто из героев не произносит ни слова, хотя его имя упоминалось в произведении? («Петрушка»)

20. Кто говорит: «Мильон терзаний» (Чацкий)

21. О ком Фамусов говорит:

«Ну что? Не видишь ты, что он с сума сошел. Скажи

серьезно; Безумный!» (О Чацком).

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографии писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умениям анализировать произведение. Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области

Викторина

по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Алешина Наталья Алексеевна

г. Ковров

Пояснительная записка

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.

Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.

Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Грибоедовская викторина

В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».

И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.

1. Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:

  1. «Грех не беда, молва нехороша».
  2. «А судьи кто?»
  3. «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
  4. «Счастливые часов не наблюдают».
  5. «Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
  6. «…говорит, как пишет!»
  7. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
  8. «Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
  9. «…ври, да знай же меру…»
  10. «А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?

3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?

4 . Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?

5. На ком был женат Репетилов?

6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?

7. Где находилась комната Молчалина?

8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?

9. Сколько лет Софье?

10. Назовите два таланта Молчалина.

11. Как звали дядю Фамусова? Кем он был?

12. Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?

13. В какой дивизии служил Скалозуб?

14 .Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?

15. Какой фразой заканчивается комедия?

Ответы

1. Лиза (1 действие, явление 5)

2.Чацкий (2 действие, явление 5)

3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)

5.Молчалин (действие 4, явление 12)

6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)

7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)

8.Фамусов (1 действие, явление 4)

9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)

10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)

2. Действие комедии происходит в четверг, зимой:

«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)

«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)

«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)

4 .Дедов Чацкого звали Илья и Алексей

«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)

«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)

5 .Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,

«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»

«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)

6 .Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.

«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)

7. Комната Молчалина находилась под лестницей.

«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)

8. Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого

«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)

9 .Софье 17 лет:

«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)

10. Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)

11. Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.

«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)

12. Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.

«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)

13. Скалозуб служил в 15-й дивизии.

«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).

14. Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).

15. Комедия заканчивается словами Фамусова:

«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Источники

1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.