Писатели сентиментализма и их произведения. Сентиментализм в литературе. Сентиментализм в русской литературе: представители

1.Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Если классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тематика сентиментализма - любовная.

Основные черты сентиментализма:

    Уход от прямолинейности

    Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру

    Культ чувства

    Культ природы

    Возрождение собственной чистоты

    Утверждение богатого духовного мира низких сословий

Основные жанры сентиментализма:

    Сентиментальная повесть

    Путешествия

    Идиллия или пастораль

    Письма личного характера

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества

Основное свойство сентиментализма - стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

В основе эстетики сентиментализма - подражание природе

Особенности русского сентиментализма:

    Сильная дидактическая установка

    Просветительский характер

    Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

Представители сентиментализма:

    Лоренс Стен Ричардсон - Англия

    Жан Жак Руссо - Франция

    М.Н. Муравьев - Россия

    Н.М. Карамзин - Россия

    В.В. Капнист - Россия

    Н.А. Львов - Россия

Молодой В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.

2.Биография Руссо

Самыми жгучими проблемами XVIII века были социально-политические. Человек интересовал мыслителей как существо общественное и нравственное, сознающее свою свободу, способное бороться за нее и достойную жизнь. Если прежде позволить себе философствовать могли преимущественно представители привилегированных социальных групп, то теперь все громче стали звучать голоса малообеспеченных и обездоленных людей, отвергающих сложившийся общественный порядок. Одним из них был Жан Жак Руссо. Преобладающая тема его произведений: происхождение социального неравенства и преодоление его. Жан Жак родился в Женеве, в семье часовщика. Музыкальные способности, жажда познания и стремление к славе привели его в 1741 году в Париж. Не имея систематического образования и влиятельных знакомств, он не сразу добился признания. Он принес в Парижскую академию новую систему записи нот, но его предложение было отвергнуто (позже он написал комическую оперу "Деревенский колдун"). Сотрудничая в знаменитой "Энциклопедии", обогатился знаниями и одновременно - в отличие от других просветителей - усомнился в том, что научно-технический прогресс несет людям лишь благо. Цивилизация, по его мнению, усугубляет неравенство между людьми. И наука, и техника хороши лишь в том случае, если опираются на высокую нравственность, благородные чувства и преклонение перед природой. За такую позицию Руссо резко критиковали "прогрессивисты". (Только в конце XX века стало ясно, насколько она верна.) При жизни его и восхваляли, и осуждали, подвергали гонениям. Некоторое время он скрывался в Швейцарии, а умер в уединении и бедности. Его крупные философские сочинения: "Рассуждения о науках и искусствах", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Об общественном договоре, или Принципы политического права". Из философско-художественных произведений: "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь". Для Руссо путь цивилизации - последовательное порабощение человека. С появлением частной собственности и стремления иметь как можно больше материальных благ "стал неизбежен труд, и обширные леса превратились в веселые нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых вскоре взошли и расцвели вместе с посевами рабство и нищета. Великий переворот этот произвело изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия. В глазах поэта - золото и серебро, в глазах философа - железо и хлеб цивилизовали людей и погубили род человеческий". С необычайной проницательностью, словно сторонний наблюдатель, он обратил внимание на два коренных порока цивилизации: создание все новых, необязательных для нормальной жизни потребностей и формирование искусственной личности, которая старается "казаться", а не "быть". В противоположность Гоббсу (и в соответствии с исторической правдой) Руссо полагал, что состояние раздора и войны в обществе усиливалось по мере возрастания имущественного неравенства, конкуренции и жажды обогатиться за счет других. Государственная власть, согласно общественному договору, должна была стать гарантом безопасности и справедливости. Но она создала новую форму зависимости между власть имущими и подчиненными. Если данная государственная система обманывает ожидания народа и не выполняет своих обязательств, то народ имеет право ее свергнуть. Мысли Руссо вдохновляли революционеров разных стран, прежде всего Франции. Его "Общественный договор" стал настольной книгой Робеспьера. В те годы мало кто обратил внимание на серьезное предупреждение философа: "Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом".

3. Отношения с Вольтером

К этому присоединилась ссора с Вольтером и с правительственной партией в Женеве. Когда-то Руссо называл Вольтера «трогательным», но на самом деле не могло быть бо́льшего контраста, как между этими двумя писателями. Антагонизм между ними проявился в 1755 г., когда Вольтер, по случаю страшного лиссабонского землетрясения, отрёкся от оптимизма, а Руссо вступился за Провидение. Пресыщенный славой и живя в роскоши, Вольтер, по словам Руссо, видит на земле только горе; он же, безвестный и бедный, находит, что всё хорошо.

Отношения обострились, когда Руссо, в «Письме о зрелищах», сильно восстал против введения в Женеве театра. Вольтер, живший близ Женевы и развивавший посредством своего домашнего театра в Ферне вкус к драматическим представлениям среди женевцев, понял, что письмо направлено против него и против его влияния на Женеву. Не знавший меры в своём гневе, Вольтер возненавидел Руссо и то глумился над его идеями и сочинениями, то выставлял его сумасшедшим.

Полемика между ними особенно разгорелась, когда Руссо был запрещён въезд в Женеву, что он приписывал влиянию Вольтера. Наконец, Вольтер издал анонимный памфлет, обвиняя Руссо в намерении ниспровергнуть женевскую конституцию и христианство и утверждая, будто он уморил мать Терезы.

Мирные сельчане Мотье взволновались; Руссо стал подвергаться оскорблениям и угрозам; местный пастор произнёс против него проповедь. В одну осеннюю ночь целый дождь камней обрушился на его домик.

Сентиментализм зародился в конце 20-х гг. 18 в. в Англии, оставаясь в 20-50-е гг. тесно связанным с просветительским классицизмом и с просветительским романом сентиментализма Ричардсона. Полного развития французский сентиментализм достигает в эпистолярном романе Ж. Ж. Руссо "Новая Элоиза". Субъективно-эмоциональный характер писем явился новаторством во французской литературе.

Роман "Юлия, или Новая Элоиза":

1) Тенденциозность произведения.

Изданный впервые в Голландии в 1761 году, роман "Юлия, или Новая Элоиза" имеет подзаголовок: "Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп". И еще кое-что сказано на титульном листе: "Собраны и изданы Жан-Жаком Руссо". Цель этой нехитрой мистификации – создать иллюзию полной достоверности рассказа. Выдавая себя за издателя, а не за сочинителя, Руссо снабжает некоторые страницы подстрочными примечаниям (всего их 164), ими он спорит со своими героями, фиксируя их заблуждения вследствие бурных переживаний любви, исправляет их взгляды на вопросы морали, искусства, поэзии. В оболочке мягкой иронии верх объективности: автор якобы не имеет ничего общего с действующими лицами романа, он только наблюдатель, стоящий над ними беспристрастный судья. И в первое время Руссо добился своего: его спрашивали, действительно ли найдены эти письма, быль это иди выдумка, хотя сам же он выдал себя эпиграфом к роману и стиха Петрарки. "Новая Элоиза" состоит из 163-х писем, разделенных на шесть частей. Эпизодов в романе сравнительно немного по сравнению с громадной надстройкой, состоящей из пространных рассуждений на самые различные темы: о дуэли, о самоубийстве, о том, может ли состоятельная женщина помогать деньгами любимому мужчине, о домашнем хозяйстве и устройстве общества, о религии и помощи нищим, о воспитании детей, об опере и танцах. Роман Руссо наполнен сентенциями, поучительными афоризмами, и, кроме того, в нем слишком много слез и вздохов, поцелуев и объятий, ненужных жалоб и неуместных сочувствий. В XVIII веке это любили, по крайней мере, в определенной среде; нам это кажется сегодня старомодным и часто смешным. Чтобы прочитать от начала до конца "Новую Элоизу" со всеми отступлениями от сюжета, следует набраться изрядной дозы терпения, но книга Руссо отличается глубоким содержанием. "Новоя Элоиза" с неослабленным вниманием изучали такие требовательные мыслители и художники слова, как Н. Г. Чернышевский и Л. Н. Толстой. Толстой сказал о романе Руссо: "Эта прекрасная книга заставляет думать"

Сентиментализм (от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental чувствительный) – художественное направление в искусстве и литературе, которое пришло на смену классицизму.

Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения.

Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение.

По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты.

Основные черты сентиментализма

  • Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
  • Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.
  • Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
  • Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
  • Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
  • Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.
  • Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.

Сентиментализм в Европе

Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо.

Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году.

Сентиментализм в России

В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.

В России существовало два направления сентиментализма:

Дворянский

Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».

Революционный

В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.

Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.

Отличительные черты русского сентиментализма

  • Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
  • Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
  • Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.

Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

Сентиментализм - это не только направление в культуре и литературе, это в первую очередь умонастроение человеческого общества на определенном этапе развития, который в Европе начался несколько раньше и длился с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России он пришелся на конец XVIII - начало XIX веков. Основные признаки сентиментализма таковы - в человеческой природе признается главенство чувств, а не разума.

От разума к чувствам

Сентиментализм замыкает которая охватила весь XVIII век и породила ряд Это классицизм и рококо, сентиментализм и предромантизм. Некоторые специалисты следующим за описываемым направлением считают романтизм, а сентиментализм отождествляют с предромантизмом. Каждое из этих направлений имеет свои характерные отличительные черты, у каждого своя нормативная личность, та, черты которой лучше других выражают тенденцию, являющуюся оптимальной для данной культуры. Можно назвать некоторые признаки сентиментализма. Это концентрация внимания на личности, на силе и власти чувств, прерогатива природы над цивилизацией.

Навстречу природе

Это направление в литературе от предшествующих и последующих течений отличает в первую очередь культ человеческого сердца. Предпочтение отдается простоте, естественности, героем произведений становится более демократичная личность, часто представитель простого народа. Огромное внимание отдается внутреннему миру человека и природе, частью которой он является. Таковы признаки сентиментализма. Чувства всегда свободней разума, которому поклонялся, или даже обожествлял классицизм. Поэтому литераторы-сентименталисты обладали большей свободой воображения и его отображения в произведении, которое тоже уже не втискивалось в строгие логические рамки классицизма.

Новые литературные формы

Основные - это путешествия и романы, но не просто, а поучительные или в письмах. Письма, дневники, воспоминания - наиболее часто применяемые жанры, так как они дают возможность шире раскрыть внутренний мир человека. В поэзии преимущество отдается элегии и посланию. То есть сами по себе, тоже признаки сентиментализма. Пастораль не может принадлежать ни к какому другому направлению, кроме описываемого.

В России сентиментализм был реакционным и либеральным. Представителем первого являлся Шаликов Петр Иванович (1768-1852). Его произведения представляли собой идиллическую утопию - бесконечно добрые цари, посланные богом на землю исключительно ради крестьянского счастья. Никаких социальных противоречий - прекраснодушие и всеобщая благость. Наверное, благодаря таким кисло-сладким произведениям за этим литературным направлением закрепилась некая слезливость и надуманность, которые иногда воспринимаются как признаки сентиментализма.

Основоположник российского сентиментализма

Яркими представителями либерального направления являются Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) и ранний Жуковский Василий Андреевич (1783-1852), это из известных. Можно еще назвать нескольких прогрессивных либерально-мыслящих писателей - это А. М. Кутузов, которому Радищев посвятил «Путешествие из Петербурга в Москву», М. Н. Муравьев, мудрец и поэт, поэт, баснописец и переводчик, В. В. Капнист и Н. А. Львов. Самым ранним и самым ярким произведением этого направления стала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Надо отметить, что признаки России имеют отличительные от Европы черты. Главным является поучительный, нравственный и просветительский характер произведений. Карамзин говорил, что писать надо так, как разговариваешь. Таким образом, еще одной особенностью русского сентиментализма является совершенствование литературного языка произведения. Хочется отметить, что положительным достижением или даже открытием этого литературного направления является то, что оно первым обратилось к духовному миру людей нижних сословий, раскрывая его богатство и щедрость души. До сентименталистов бедный люд, как правило, показывался грубым, черствым, неспособным ни к какой духовности.

«Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма

Каковы же признаки сентиментализма в «Бедной Лизе»? Сюжет повести незамысловат. Прелесть ее не в том. Сама идея произведения доносит до читателя тот факт, что природная естественность и богатый мир Лизы, простой крестьянки, несопоставимо выше мира хорошо образованного, светского, вышколенного Эраста, в общем-то, и неплохого человека, но зажатого рамками условностей, не позволивших ему жениться на любимой девушке. Но он и не думал жениться, потому что, добившись взаимности, Эраст, полный предубеждений, потерял к Лизе интерес, она перестала быть для него олицетворением чистоты и непорочности. Бедная крестьянская девушка, даже преисполненная достоинств, доверившись богатому юноше, снизошедшему к простолюдинке (что должно говорить о широте души и демократичности взглядов), изначально обречена на финальный пробег к пруду. Но достоинство повести в совершенно другом подходе и ракурсе освещаемых довольно банальных событий. Именно признаки сентиментализма в «Бедной Лизе» (красота души простого человека и природы, культ любви) сделали повесть невероятно популярной у современников. И пруд, в котором утопилась Лиза, стал называться ее именем (место в повести указано довольно точно). О том, что повесть стала событием, говорит и тот факт, что и среди нынешних выпускников советских школ почти все знают, что «Бедную Лизу» написал Карамзин, как «Евгения Онегина» Пушкин, а «Мцыри» Лермонтов.

Родом из Франции

Сам сентиментализм - явление в художественной литературе более значительное, чем классицизм с его рационализмом и сухостью, с его героями, которые, как правило, были коронованными особами или полководцами. «Юлия, или Новая Элоиза» Жана-Жака Руссо ворвалась в художественную литературу и заложила основы нового направления. Уже в произведениях основоположника направления появились общие признаки сентиментализма в литературе, формирующие новую художественную систему, которая воспевала простого человека, способного безо всякой корысти сопереживать другим, бесконечно любить близких, искренне радоваться счастью других.

Сходства и различия

И сентиментализма во многом совпадают, потому что оба эти направления относятся к эпохе Просвещения, но есть у них и различия. Классицизм воспевает и обожествляет разум, а сентиментализм - чувство. Главные лозунги этих направлений тоже разнятся: у классицизма это «человек, подчиненный диктату разума» у сентиментализма - «человек чувствующий». Разнятся и формы написания произведений - логика и строгость у классицистов, и богатые отступлениями, описаниями, воспоминаниями и письмами произведения авторов более позднего литературного направления. Исходя из вышесказанного, можно ответить на вопрос о том, каковы основные черты сентиментализма. Основная тематика произведений любовная. Жанры специфические - пастораль (элегия), сентиментальная повесть, письма и путешествия. В произведениях - культ чувств и природы, уход от прямолинейности.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 31.07.2015 19:33 Просмотров: 8159

Сентиментализм как художественное направление возник в западном искусстве во второй половине XVIII в.

В России его расцвет пришёлся на период с конца XVIII до начала XIX в.

Значение термина

Сентиментализм – от фр. sentiment (чувство). Идеология разума эпохи Просвещения в сентиментализме заменяется приоритетом чувства, простоты, уединённого размышления, интереса к «маленькому человеку». Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо
Главным героем сентиментализма становится естественный человек (живущий в мире с природой). Только такой человек, по мнению сентименталистов, сможет быть счастливым, обретя внутреннюю гармонию. Кроме того, важным является воспитание чувств, т.е. естественных начал человека. Цивилизация же (городская среда) является для людей враждебной средой и искажает его естество. Поэтому в произведениях сентименталистов возникает культ частной жизни, сельского существования. Сентименталисты считали негативными понятия «история», «государство», «общество», «образование». Их не интересовало историческое, героическое прошлое (как интересовало это классицистов); повседневные впечатления составляли для них суть человеческой жизни. Герой литературы сентиментализма – обычный человек. Если это даже человек низкого происхождения (служанка или разбойник), то богатство его внутреннего мира ничуть не уступает, а иногда и превосходит внутренний мир людей высшего сословия.
Представители сентиментализма не подходили к человеку с однозначной моральной оценкой – человек сложен и способен как на возвышенные, так и на низкие поступки, но от природы в людях заложено доброе начало, а зло – плод цивилизации. Однако у каждого человека всегда есть шанс вернуться к своему естеству.

Развитие сентиментализма в искусстве

Родиной сентиментализма была Англия. Но во второй половине XVIII в. он стал общеевропейским явлением. Наиболее ярко сентиментализм проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Сентиментализм в английской литературе

Джеймс Томсон
В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон написал поэмы «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», позже изданные под названием «Времена года» (1730). Эти произведения способствовали читающей английской публике пристальнее посмотреть на родную природу и увидеть прелесть идиллической деревенской жизни в отличие от суетной и испорченной городской. Появилась так называемая «кладбищенская поэзия» (Эдвард Юнг, Томас Грей), в которой выражалась мысль о равенстве всех перед смертью.

Томас Грей
Но более полно сентиментализм выразил себя в жанре романа. И здесь прежде всего следует вспомнить Сэмюэла Ричардсона, английского писателя и печатника, первого английского романиста. Обычно он создавал свои романы в эпистолярном жанре (в форме писем).

Сэмюэл Ричардсон

Основные персонажи обменивались длинными откровенными письмами, и через них Ричардсон вводил читателя в сокровенный мир их мыслей и чувств. Помните, как А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет о Татьяне Лариной?

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Джошуа Рейнольдс« Портрет Лоренса Стерна»

Не менее известен был и Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия». «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературе

У истоков французской сентиментальной прозы стоит Пьер Карле де Шамблен де Мариво с романом «Жизнь Марианны» и аббат Прево с «Манон Леско».

Аббат Прево

Но наивысшим достижением в этом направлении стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778), французского философа, писателя, мыслителя, музыковеда, композитора и ботаника.
Главными философскими произведениями Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы, были «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Руссо впервые попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Под влиянием идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум и др.
Ж.Ж. Руссо сделал природу самостоятельным объектом изображения. Его «Исповедь» (1766-1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, в которой он ярко выражает субъективистскую установку сентиментализма: художественное произведение – это способ выражения авторского «я». Он считал, что «разум может ошибаться, чувство – никогда».

Сентиментализм в русской литературе

В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина» (1818)
Эру русского сентиментализма начал Н. М. Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791-1792).
Затем была написана повесть «Бедная Лиза» (1792), которая считается шедевром русской сентиментальной прозы. Она имела большой успех у читателей и явилась источником подражания. Появились произведения с подобными названиями: «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и т.д.
Поэзия Карамзина также развивалась в русле европейского сентиментализма. Поэта интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума.

Сентиментализм в живописи

Особенно сильное влияние сентиментализма испытал художник В. Л. Боровиковский. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи и главную задачу сентиментализма: передачу внутреннего мира человека.

На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) художник изобразил горничных семьи Львовых. Очевидно, что портрет написан с большой любовью к моделям: он увидел и мягкие локоны волос, и белизну лиц, и лёгкий румянец. Умный взгляд и живая непосредственность этих простых девушек – в русле сентиментализма.

Во многих своих камерных сентиментальных портретах В. Боровиковский сумел передать многообразие чувств и переживаний изображаемых людей. Например, «Портрет М.И. Лопухиной» – один из самых популярных женских портретов кисти художника.

В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797). Холст, масло. 72 х 53,5 см. Третьяковская галерея (Москва)
В. Боровиковский создал образ женщины, не связанный ни с каким общественным статусом – это просто красивая молодая женщина, но живущая в гармонии с природой. Лопухина изображена на фоне русского пейзажа: стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной: изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, нежно-лиловая шаль – с поникшими бутонами роз. Портрет полон жизненной достоверности, глубины чувств и поэтичности.
Русский поэт Я. Полонский почти через 100 лет спустя посвятил портрету стихи:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(Мария Ивановна Лопухина умерла совсем молодой, в возрасте 24 лет, от чахотки).

В. Боровиковский «Портрет Е.Н. Арсеньевой» (1796). Холст, масло. 71,5 х 56,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А вот на этом портрете изображена Екатерина Николаевна Арсеньева – старшая дочь генерал-майора Н.Д. Арсеньева, воспитанница общества благородных девиц при Смольном монастыре. Позже она станет фрейлиной императрицы Марии Федоровны, а на портрете изображена лукавой кокетливой пастушкой, на соломенной шляпке – колосья пшеницы, в руке – яблоко, символ Афродиты. Чувствуется, что характер у девушки лёгкий и жизнерадостный.

Сентиментализм это одно из основных, наряду с классицизмом и рококо, художественных течений в европейской литературе 18 века. Подобно рококо, сентиментализм возникает как реакция на господствовавшие в предыдущем столетии классицистические тенденции в литературе.Свое имя сентиментализм получил после выхода в свет неоконченного романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Л.Стерна, закрепившего, как полагают современные исследователи, новое значение слова «sentimental» в английском языке. Если раньше (первое употребление этого слова Большой Оксфордский словарь относит к 1749) оно означало либо «разумный», «здравомыслящий», либо «высоконравственный», «назидательный», то к 1760-м в нем усиливается оттенок, связанный не столько с принадлежностью к области разума, сколько - к области чувства. Теперь «sentimental» значит также «способный к сочувствию», а Стерн окончательно закрепляет за ним значение «чувствительный», «способный к переживанию возвышенных и тонких эмоций» и вводит его в круг наиболее модных слов своего времени. Впоследствии мода на «сентиментальное» прошла, и в 19 веке слово «sentimental» в английском языке приобретает негативный оттенок, означая «склонный потакать излишней чувствительности», «легко поддающийся наплыву эмоций».

Современные словари и справочники уже разводят понятия «чувство» (sentiment) и «чувствительность», «сентиментальщина» (sentimentality), противопоставляя их друг другу. Однако слово «сентиментализм» в английском языке, равно как и в других западноевропейских языках, куда оно пришло под влиянием успеха романов Стерна, так и не приобрело характера строго литературоведческого термина, который охватывал бы целое и внутренне единое художественное направление. У англоязычных исследователей до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман», «сентиментальная драма» или «сентиментальная поэзия», тогда как французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» (французское sentimentalite, немецкое sentimentalitat) как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений. Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимались попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-литературное явление. Главной чертой сентиментализма все отечественные исследователи признают «культ чувства» (или «сердца»), которое в данной системе взглядов становится «мерилом добра и зла». Чаще всего появление этого культа в западной литературе 18 века объясняется, с одной стороны, реакцией на просветительский рационализм (при этом чувство прямо противопоставляется разуму), а с другой - реакцией на господствовавший ранее аристократический тип культуры. Тот факт, что сентиментализм как самостоятельное явление впервые возникает именно в Англии уже в конце 1720-х - начале 1730-х обычно связывают с общественными изменениями, наступившими в этой стране в 17 веке, когда в результате революции 1688-89 третье сословие стало самостоятельной и влиятельной силой. Одной из главных категорий, определяющих внимание сентименталистов к жизни человеческого сердца, все исследователи называют понятие «естественного», вообще очень важное для философии и литературы эпохи Просвещения. Это понятие объединяет внешний мир природы с внутренним миром человеческой души, которые, с точки зрения сентименталистов, созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Отсюда проистекает, во-первых, особое внимание авторов этого направления к природе - ее внешнему облику и происходящим в ней процессам; во-вторых, напряженный интерес к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. При этом человек интересует авторов-сентименталистов не столько как носитель разумного волевого начала, сколько как средоточие лучших природных качеств, от рождения заложенных в его сердце. Герой сентименталистской литературы выступает как человек чувствующий, и поэтому психологический анализ авторов этого направления чаще всего основывается на субъективных излияниях героя.

Сентиментализм «нисходит» с высот величественных потрясений , разворачивающихся в аристократической среде, к будничному быту простых людей, ничем не примечательных, кроме силы своих переживаний. Возвышенное начало, столь излюбленное теоретиками классицизма, сменяется в сентиментализме категорией трогательного. Благодаря этому, отмечают исследователи, сентиментализма, как правило, культивирует сочувствие к ближнему, филантропизм, становится «школой человеколюбия», в противовес «холодно-рассудочному» классицизму и вообще «господству разума» на начальных этапах развития европейского Просвещения. Однако слишком прямое противопоставление разума и чувства, «философа» и «чувствительного человека», которое встречается в трудах ряда отечественных и зарубежных исследователей, неоправданно упрощает представление о сентиментализме. Зачастую при этом «разум» ассоциируется исключительно с просветительским классицизмом, а вся область «чувств» выпадает на долю сентиментализма. Но подобный подход, который основывается на другом весьма распространенном мнении - будто в основе своей сентиментальности целиком выводится из сенсуалистической философии Дж.Локка (1632-1704), - затемняет гораздо более тонкие взаимоотношения между «разумом» и «чувством» в 18 веке, а кроме того, не объясняет суть расхождения между сентиментализмом и таким самостоятельным художественным направлением этого столетия, как рококо. Наиболее дискуссионной проблемой изучения сентиментализма остается его отношение, с одной стороны, к другим эстетическим направлениям 18 века, а с другой, - к Просвещению в целом.

Предпосылки для возникновения сентиментализма

Предпосылки для возникновения сентиментализма содержались уже в самом новом способе мышления , отличавшем философов и литераторов 18 века и определившем весь строй и дух эпохи Просвещения. В этом мышлении чувствительность и рациональность не выступают и не существуют друг без друга: в противовес умозрительным рационалистическим системам 17 века, рационализм 18 века ограничен рамками человеческого опыта, т.е. рамками восприятия чувствующей души. Человек с присущим ему стремлением к счастью в этой, земной жизни, становится главным мерилом состоятельности любых воззрений. Рационалисты 18 века не просто критикуют те или иные недолжные, по их мнению, явления действительности, но и выдвигают образ действительности идеальной, способствующей человеческому счастью, и этот образ в конечном итоге оказывается подсказан не разумом, а чувством. Способность к критическому суждению и чувствительное сердце выступают двумя сторонами единого интеллектуального инструмента, который помогал литераторам 18 века вырабатывать новый взгляд на человека, отказавшегося от чувства первородного греха и пытавшегося обосновать свое существование, исходя из врожденного ему стремления к счастью. Различные эстетические направления 18 века, включая сентиментализм, пытались по-своему рисовать образ новой действительности. До тех пор, пока они оставались в рамках просветительской идеологии, им в равной мере были близки критические взгляды Локка, отрицавшего с позиций сенсуализма существование так называемых «врожденных идей». С этой точки зрения сентиментализм отличается от рококо или классицизма не столько «культом чувства» (потому что в данном специфическом понимании чувство играло не менее важную роль и в других эстетических течениях) или тенденцией изображать преимущественно представителей третьего сословия (вся литература эпохи Просвещения так или иначе интересовалась человеческой природой «вообще», оставляя за рамками вопросы сословных различий), сколько особыми представлениями о возможностях и путях достижения человеком счастья. Как и искусство рококо, сентиментализм исповедует чувство разочарования в «большой Истории», обращается к сфере частной, интимной жизни отдельного человека, придает ей «естественное» измерение. Но если рокайльная литература трактует «естественность» прежде всего как возможность выхода за пределы традиционно установленных нравственных норм и, таким образом, освещает в основном «скандальную», закулисную сторону жизни, снисходя к простительным слабостям человеческой натуры, то сентиментализм стремится к примирению естественного и нравственного начал, пытаясь представить добродетель не привнесенным, а врожденным свойством человеческого сердца. Поэтому сентименталистам был ближе не Локк с его решительным отрицанием всяких «врожденных идей», а его последователь А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713), утверждавший, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры человека трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым надындивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

Поэтика сентиментализма

Первые элементы поэтики сентиментализма проникают в английскую литературу конца 1720-х , когда особенно актуальным становится жанр описательно-дидактических поэм, посвященных трудам и досугам на фоне сельской природы (георгики). В поэме Дж.Томсона «Времена года» (1726-30) уже можно обнаружить вполне «сентименталистскую» идиллию, построенную на чувстве нравственного удовлетворения, возникающего от созерцания сельских пейзажей. Впоследствии подобные мотивы оказались развиты Э.Юнгом (1683-1765) и особенно Т.Греем, открывшим элегию как жанр, наиболее подходящий для возвышенных медитаций на фоне природы (наиболее знаменитое произведение «Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Значительное влияние на становление сентиментализма оказало творчество С.Ричардсона, романы которого («Памела», 1740; «Кларисса», 1747-48; «История сэра Чарлза Грандиссона», 1754) не только впервые представили героев, во всем отвечавших духу сентиментализма, но и популяризовали особую жанровую форму эпистолярного романа, столь любимую впоследствии многими сентименталистами. К числу последних некоторые исследователи относят и главного оппонента Ричардсона Генри Филдинга, «комические эпопеи» которого («История приключения Джозефа Эндруса», 1742, и «История Тома Джонса, найденыша», 1749) во многом строятся на основании сентименталистских представлений о человеческой природе. Во второй половине 18 века тенденции сентиментализма в английской литературе крепнут, но теперь они все больше вступают в противоречие с собственно просветительским пафосом жизнестроительства, совершенствования мира и воспитания человека. Мир уже не кажется средоточием нравственной гармонии героям романов О.Голдсмита «Векфилдский священник» (1766) и Г.Макензи «Человек чувства» (1773). Романы Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) и «Сентиментальное путешествие» являют собой образец едкой полемики с сенсуализмом Локка и многими расхожими взглядами английских просветителей. К числу поэтов, развивавших сентименталистские тенденции на фольклорном и псевдоисторическом материале, относятся шотландцы Р.Бёрнс (1759-96) и Дж.Макферсон (1736-96). К концу столетия английский сентиментализм, все более склоняясь в сторону «чувствительности», порывает с просветительской гармонией между чувством и разумом и порождает жанр так называемого готического романа (Х.Уолпол, А.Радклиф и др.), который некоторые исследователи соотносят с самостоятельным художественным течением - предромантизмом. Во Франции поэтика сентиментализма вступает в спор с рококо уже в творчестве Д.Дидро, испытавшего на себе влияние Ричардсона («Монахиня», 1760) и, отчасти, Стерна («Жакфаталист», 1773). Наиболее созвучны принципы сентиментализма оказались взглядам и вкусам Ж.Ж.Руссо, создавшего образцовый сентименталистский эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Однако уже в своей «Исповеди» (опубл. 1782-89) Руссо отходит от важного принципа сентименталистской поэтики - нормативности изображаемой личности, провозглашая самоценность своего единственного и неповторимого «я», взятого в индивидуальном своеобразии. В дальнейшем сентиментализм во Франции тесно смыкается со специфическим понятием «руссоизм». Проникнув в Германию, сентиментализм сначала оказал влияние на творчество Х.Ф.Геллерта (1715-69) и Ф.Г.Клопштока (1724-1803), а в 1870-е, после появления «Новой Элоизы» Руссо, породил радикальный вариант немецкого сентиментализма, получивший название движения «Бури и натиска», к которому принадлежали молодые И.В.Гёте и Ф.Шиллер. Роман Гёте «Страдания молодого Вертера» (1774) хоть и считается вершиной сентиментализма в Германии, на самом деле содержит скрытую полемику с идеалами штюрмерства и не сводится к воспеванию «чувствительной натуры» главного героя. Особое влияние творчества Стерна испытал на себе «последний сентименталист» Германии Жан Поль (1763-1825).

Сентиментализм в России

В России все наиболее значительные образцы западноевропейской сентименталистской литературы были переведены еще в 18 веке, оказав влияние на Ф.Эмина, Н.Львова, отчасти А.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790). Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н.Карамзина («Письма русского путешественника», 1790; «Бедная Лиза», 1792; «Наталья, боярская дочь», 1792, и др.). Впоследствии к поэтике сентиментализма обращались А.Измайлов, В.Жуковский и др.

Слово сентиментализм произошло от английского sentimental, что в переводе означает - чувствительный; французского sentiment - чувство.

Поделиться: