Очерк об учителях «Большое видится на расстоянье. Просто быть человеком Героиня моего очерка завуч школы

Пост у меня будет не столько о самих книгах, сколько об "окружающем ландшафте", к тому же с налетом локального патриотизма. Заранее прошу прощения у тех участников сообщества, которые ничего нового и интересного для себя в нем не найдут.

Учитель Горюнов пришел сеять идеи классного самоуправления и самовоспитания не на пустом месте, а в школе с традициями. "Между учениками и преподавателями образовалась тесная связь, дружба, «общее дело»... Учителям не надо было наводить дисциплину строгими мерами. Учителя могли постыдить ученика, и этого было достаточно, чтобы общественное мнение класса было против провинившегося, и озорство не повторялось" , - вспоминал выпускник школы Дмитрий Сергеевич Лихачев.

А вот в таких интерьерах занимались Катя, Таня, Тамара, Женя и их одноклассницы, только, вероятно, не столь парадно отремонтированных - вряд ли к сорок седьмому году удалось ликвидировать все следы войны.

Но в повести недавнее прошлое упоминается лишь вскользь, между прочим. Было ли это сознательным решением автора - забыть и жить дальше, или настоятельно рекомендовано "сверху", но Ленинград в книге напрочь лишен признаков послевоенного времени.

Повесть, цель которой была показать, что школа есть заведение не только образовательное, но и воспитательное, неизбежно страдает назидательностью. Характеры героинь очень схематичны, не реальные девочки на пороге взрослости, а "воспитательные образцы". Только иногда прорывается что-то живое, настоящее: в описаниях домашних отношений, ревнивой девчоночьей дружбы, встречи на катке с ребятами из нахимовского училища.
"Игорь явно направлялся к ней. Лида переменила намерение и спряталась за Алешу. Когда Игорь был в нескольких шагах, они разбежались. Игорь погнался за Лидой. Она петляла, меняла направление, но Игорь скоро ее догнал и слегка хлопнул по плечу.
Лида решила запятнать во что бы то ни стало Алешу, и он это понял. Видя, что шансы у них неравные и бегает он сильнее, Алеша стал ее дразнить. Подпускал близко и увертывался. Поймал на ходу какого-то мальчишку и, держа его за плечи на вытянутых руках, прикрылся им. Мальчишка был счастлив и от удовольствия только повизгивал. Лида смотрела в чуть насмешливые глаза Алеши, выбирая момент, чтобы броситься к нему, но лишь только она сделала движение, как он, слегка толкнув мальчишку ей навстречу, отбежал в сторону. Гонялись долго. Светлане и Игорю надоело ждать, и они, взявшись за руки, плавно пошли по кругу.
Наконец, Лида выбилась из сил.
- Довольно! Сдаюсь! - сказала она.
Снова собрались на середине и по очереди стали делать фигуры.
<...> Возвращались пешком. Лида взяла Светлану под руку, по бокам шли моряки. Счастливые молодостью, довольные друг другом и проведенным временем, они без умолку болтали, смеялись, не замечая никого и ничего."

Они ведь и правда бегали на танцы к нахимовцам, эти девчонки. В очень интересных воспоминаниях Ю.Панферова "Жизнь нахимовца" говорится: "В старших классах мы стали больше уделять внимания своей внешности, что и понятно, ведь у нас на танцах присутствовали девочки из ленинградских школ, с которыми мы не только танцевали, а и флиртовали. Особенно часто приглашались ученицы 47-й школы, расположенной поблизости от дома моих родителей на Плуталовой улице. "

Школа N47 связана с литературой не только повестью Матвеева. В ней учился Александр Введенский, здесь он сдружился с Л.Липавским и Я. Друскиным, с которыми создал позднее группу "чинарей"- обэриутов . Об истории школы есть интересный очерк , написанный одной из ее выпускниц.

Этот уголок Питера вообще можно отнести к литературным: на другом конце Плуталовой улицы жил известный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман , умерший от истощения во время блокады. А соседняя улица отзовется ужасно знакомым названием: Бармалеева. Да, да, именно она, как утверждают , подсказала Корнею Чуковскому и художнику Мстиславу Добужинскому образ свирепого злодея, бородатого и усатого… Бравый и совсем незлой Бармалей украшал до недавнего времени площадку детского сада на Бармалеевой улице. А посмотреть ту самую книжку с рисунками Добужинского можно .

О писателе же Германе Матвееве информации совсем немного. На волне успеха "Семнадцатилетних" он написал продолжение - "Новый директор" (1961), этакую идеологически-педагогическую поэму, читать которую стоит разве что из академического интереса. Самое известное произведение Матвеева - шпионская трилогия "Тарантул".

Еще один школьный адрес, но уже из другой книги: "Они учились в Ленинграде. Дневник учительницы" Ксении Ползиковой-Рубец.
В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941–1944 годах. Начинается он в последние мирные дни лета 1941 года. А дальше - война, бомбежки, госпиталь, но уже через полтора месяца после начала блокады появляется запись:
"20 октября 1941 года . Сегодня меня вызвали в 239-ю школу. Завуч школы Антонина Васильевна сообщила, что начало занятий в ленинградских средних школах с 4 ноября.
- Мы не будем ждать этого срока, - говорит она. - Детей уже истомило ожидание. Я думаю, что мы в недельный срок приготовим школу к открытию. Вам придется взять уроки истории в пятых, шестых и восьмых классах. Кроме того, вы назначаетесь воспитателем в шестом классе."

239-я школа тогда находилась не на Кирочной, а совсем в другом месте - рядом с Исаакиевской площадью, в знаменитом особняке Лобанова-Ростовцева, где "с подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые..."

Многие послевоенные выпускники школы знают описанную в дневнике историю про львиный хвост, который отбило во время бомбежки и его хранили в школе, чтобы потом приклеить:
"Тетя Саша, уборщица школы, приносит с улицы мраморный хвост одного из наших «львов сторожевых». - Пусть полежит в кладовке; кончится война - починят, - невозмутимо говорит она."

Это действительно дневник, слегка литературно обработанный, но без каких-либо художественных ухищрений. События, описанные в книге, подлинные, хотя большинство имен учеников и педагогов изменено. Никаких приключений или геройских подвигов вы в ней не найдете, только негромкий рассказ о пережитом, дань памяти учителям и ученикам, которые помогли друг другу выстоять.
В конце октября 1941 в школу собрали 700 детей со всего района. 15 января 1942 в школу пришло семьдесят девять человек.
"У Наташи по алгебре в журнале стоит «плохо». Мария Матвеевна, очень старый педагог, опухшая от холода и голода, говорит:
- Я не понимаю, что с Наташей?
Вызываю девочку в коридор.
- Почему ты не приготовила урока по алгебре?
- Ксения Владимировна, я исправлю. Я отвечала, как в полусне: под утро умерла моя сестра… Ей было семнадцать лет…
Наташа плачет. Я не могу говорить ей слов утешенья. Тут они бесполезны. Но мне хочется, чтобы она поняла, что я не могу остаться равнодушной к ее горю, и вместе с тем хочу чтобы она его пережила. Мы должны быть сильными. Кладу ей руку на плечо и говорю:
- Безусловно, исправишь. Скажешь преподавателю, когда сможешь ответить.
Мария Матвеевна, узнав о смерти Наташиной сестры, терзается:
- Я сама так плохо себя чувствовала в тот день, что не догадалась узнать, почему она не могла решить простой задачи.
Миша и Коля сохраняют свою бодрость. Оба всегда желают отвечать и тянут вверх свои руки, одетые в теплые варежки.
Сегодня на уроке шла речь о голоде в Москве в 1601 году.
Я знаю, - дети дома в холодных комнатах прочтут в учебниках фразу: «Даже в Москве на улицах лежали неубранные трупы».
Я не хочу, чтобы они прочли ее одни."

Во 2-ой Санкт-Петербургской гимназии (в советское время - школа N 232), где долгое время работала Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, подготовили небольшой биографический очерк . Умерла Ксения Владимировна вскоре после войны, в 1949.

Книга о блокадной школе вышла в 1948г., в 1954 появилось переиздание. Вот, вроде бы, и все.
"Из окон учительской виден Исаакиевский собор. Впервые смотрю на него с высоты второго этажа и притом так близко. Гранитные колонны кажутся еще грандиознее, сложная капитель выглядит очень тяжелой и давит на ствол колонн. Золотого купола не видно, он закрашен серой, как наше осеннее ленинградское небо, краской.
Еще утром, подходя к школе, встретила маленькую девочку.
- Я решила обязательно прийти в школу первой, - сообщает она. - Мне недалеко, но я очень боюсь опоздать."

Завуч определяет «лицо» школы, в которой работает. От того, как распределена нагрузка, спланировано расписание, в какой атмосфере проходит педагогический совет, зависит и общий настрой учителей, что свидетельствует об огромной значимости работы заместителя директора по учебно-воспитательной части.
Мне хочется рассказать об удивительном человеке, заместителе директора по учебной части МКОУ «СОШ №2», который душой болеет за свою школу. Это Оксана Владимировна Бабкина - неутомимая, жизнерадостная, не терпящая несправедливости. Её впору называть Оксана Зевсовна, мечет гром и молнии, как верховный греческий бог. Но добрее её нет никого.
Она пришла в эту школу в 2005 году, окончив Дагестанский Государственный педагогический институт, с большим желанием развиваться, делиться опытом, приносить пользу. Каждый её день наполнен не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания. Оксана Владимировна - отличник образования РД, неоднократно награждена грамотами ГУО, администрации города.
О. Бабкину отличает энергичность, деловитость, требовательность к себе и окружающим, отличное знание своего предмета, методическое мастерство. Эрудированность Оксаны Владимировны в новых преобразованиях в плане ЕГЭ, ОГЭ удивляет. Она всегда в курсе всех новинок методической литературы. Её деятельность характеризует непрерывное повышение квалификации, освоение новых технологий, программ, обобщение и распространение опыта до всероссийского уровня. И всё это, конечно, «не ради славы», а ради своей драгоценной школы.
Оксана Владимировна умеет всё: изумительно готовит, шьет, вяжет, вышивает бисером и, главное, учит этому на уроках технологии. Всегда элегантна, женственна и старается привить вкус своим ученицам.
Сколько душевных сил и энергии отдает она школе, коллегам, своим ученикам! Нет такого дела, за которое бы не взялась Оксана Владимировна и с которым бы не справилась. Слова «не могу» и «усталость» для неё не существуют. Рядом с ней заряжаешься энергией, получаешь колоссальный заряд бодрости. Глядя на неё, тоже хочется идти вперёд.
Наша Оксана Владимировна прекрасная жена и мать. Они с мужем воспитывают двух сыновей. Старший Павел в 2014 году закончил школу с золотой медалью, учится в Саратовском ТГУ, а младший Александр в восьмом классе и тоже отличник.
М. Волошин сказал: «Жизнь - бесконечное познание. Возьми свой посох и иди!». Эти слова относятся в полной мере к героине моего очерка. И я желаю Оксане Владимировне, чтоб она продолжала быть любимым завучем, наставником, не теряла активную жизненную позицию и всегда шагала в ногу со временем.

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

ДУША ЧЕЛОВЕКА

«Лечит слово, трава и нож» - сказал Гиппократ, и «слово» поставил первым в этом ряду.
Есть люди, которые врачуют словом. К ним принадлежит Еникова Любовь Захаровна, одна из ярких личностей в УТОСе, в организации, где трудятся слепые и полузрячие люди. Она работает и в городском обществе инвалидов, руководит первичной организацией слепых; она и помощник депутата Верховной Рады Крыма Лютикова В. М.
Симпатичная блондинка, невысокая, фигуристая, с крепким, боевым характером, она знакома многим руководителям предприятий города, бизнесменам, потому что часто хлопочет перед ними о своих подопечных, беспомощных людях.
Какова история её жизни? Родилась в 1944 году на Смоленщине. Детство провела в Крыму.
Гнали немцы пленных через небольшое крымское село, и уже хотели их перестрелять, потому что у несчастных кончились силы, да потом решили раздать их, желающим взять к себе местным жителям. Мама нашей героини, имея на руках голодных детей, не выдержала, сжалилась и забрала раненого пленного. Каким-то чудом удалось выжить всем. Спасённый мужчина стал отцом Любы, которую односельчане звали «сибирячкой» - оттуда был родом солдат.
Деревня, труд в поле, дома, рано начала готовить, помогая маме по хозяйству. Да и младшие дети были у неё на руках. Но больше всего смышлёная девочка любила читать. В свободное время - в библиотеку, к книгам! Когда Любе было 12 лет, в местной газете появилась фотография её с подругами, с подписью: «Лучшие читательницы библиотеки».
Но злая доля уже ждала свою жертву. У костра в походе сидят школьники. Кто-то что-то бросает в костёр… взрыв… боль в глазу… Инвалидность. И сразу сузилось не только поле зрения, но и возможности.
Закончила школу и поступила на работу в Джанкойский УТОС. А потом в Симферополь переехала, а там, в обществе молодых девушек и парней, кипела обычная жизнь. Крым, его горы всегда манили к себе людей, независимо от того, как они видят. И молодёжь ходила в походы. Слепые шли, держась за лямки рюкзаков слабовидящих, а те рассказывали им о том, что было вокруг. И невидящие люди представляли себе те красоты, которые их окружают. Люба шла уверенно, пока не показалась опасная тропа рядом с обрывом. Отступать некуда, с помощью товарищей, кое-как преодолела этот ужас. Дала себе слово больше никогда не ходить в походы, но, конечно, всё продолжалось.
А ещё пришли на выручку шахматы. Играла хорошо, а всё это давало радость и осознание своей полноценности. Была чемпионкой Крыма по шашкам. На фотографии, в команде Украины по шахматам, одна девушка - Люба Еникова. В 1971 году перворазрядница Любовь Захаровна - чемпион Украины по шахматам. Причём, не только с женщинами, но с мужчинами она сражалась на равных.
«Сколько поездила по всему Союзу, - везде нас очень хорошо встречали, со сколькими интересными людьми познакомилась, сколько всего повидала!» - улыбаясь, рассказывает Любовь Захаровна.
- Как же совсем слепые играют? Это же надо на память представлять всю доску, все фигуры!
- Да, многие помнят хорошо, некоторые трогают фигуры руками, чтобы вспомнить, где что стоит.
- А любовь свою тоже в УТОСе встретили?
- Нет, он зрячий. Это был брат моей подруги. Когда поженились, я стала мечтать о ребёнке. И вот уже забеременела, а врач ни в какую: рожать нельзя - последнее зрение потеряешь. Пришла на работу и плачу. Женщины бросились утешать, спрашивают, в чём дело. Я объяснила. Все стали смеяться, говорят: «Нам никому рожать не разрешают - рожаем. Не бойся! Зато ребёнок будет.»
Родила двоих девочек, красивых, здоровых. Уже замужем, есть внуки. Семья сложилась.
Каждая слабовидящая женщина в этой критической ситуации делает выбор - или ребёнок и потеря зрения, или бездетность. Иногда везёт: и ребёнок, и немного зрения. А если женятся двое слепых, то выбор вдвойне страшен; здесь они ещё решают и судьбу третьего: будет ли он зрячим. Говорят, что если в этой паре у одного слепота приобретённая, то если ребёнок будет группы крови этого родителя, он родится зрячим, если нет - слепым.
Наша героиня мужественно шла по жизни. Дома порядок, чистота; шьёт, готовит, занимается ремонтом, весёлая, общительная. На работе - уважение.
С 1970 года переехала в Керчь и работает в Керченском УТОСе. Много лет - комендант общежития УТОС. Как вторая мама молодым, с их проблемами и ограниченными возможностями.
«А я и женихов им искала, и невест, детей крестила, утешала, как могла.
А один раз, под Новый год, звонок. Пришли мои голубчики ко мне праздновать, человек 15 - всё общежитие пожаловало. И накормила всех, и напоила, и нашла, что сказать.»
Она напитывала их любовью своего горячего сердца, и молодёжь училась мужеству жить с бедой по имени слепота.
Инвалиды с детства лучше адаптируются в жизни, чем те, на которых это обрушится в разгар её, а то и на склоне лет. Почва уходит из-под ног.
Получив инвалидность, приходят к Любови Захаровне, вступать в общество слепых. Они в отчаянии. Она же поговорит, пошутит, поддержит, поставит на очередь, а потом и вручит человеку - палочку, «говорящие» часы и магнитофон с приёмником. Сразу мир веселее становится.
А ещё неугомонная Любовь Захаровна готовит разные весёлые праздники, и какие талантливые сценарии пишет! Были вечера: «Цветы в легендах и сказаниях», «Русский романс» и «Русский чай», встречи с поэтами литературного объединения «Лира Боспора», вечер, посвящённый Дню Победы, - всего не перечислишь!
А в Евпатории Керченский УТОС на фестивале представил «Поле чудес» на тему «История Крыма», что получило всеобщее одобрение. И об авторе сценария заговорили. Республиканский Совет решил провести семинар по передаче опыта работы территориальной первичной организации УТОС г. Керчи.
Еникова написала сценарий «Астрология. Знаки Зодиака».
С участниками семинара проводились игры, экскурсии по городу. Приезжие воодушевлённо перенимали опыт и благодарные, разъехались во все концы Крыма.
В День инвалидов в столовой СРЗ полно народу. Это собрались инвалиды по зрению. Им показывают концерт, угощают вкусными блюдами. Люди танцуют и поют. Бывает, на такие «огоньки» собирается до ста человек.
А на тематических вечерах в общежитии устраиваются костюмированные представления. И костюмы шьёт Еникова, и готовит на 50 человек Любовь Захаровна, и репетиции проводит. Чтобы всё было хорошо, чтобы всё было отлично. Чтоб люди согрели души и была радость в их жизни.
Не перечесть добрых дел прекрасного человека, обаятельной женщины Любови Захаровны Ениковой. 10 лет в этом году исполняется первичной территориальной организации общества слепых, возглавляемой ею. Здесь, рядом с нею, трудятся её верные помощники: секретарь Остроухова Тамара Константиновна, заместитель председателя Авдеева Лидия Ефимовна, председатель совета ветеранов войны и труда Астахова Тамара Сергеевна, председатель бытовой комиссии Лупырь Владимир Анатольевич, Прощенко Елена Константиновна.
Конечно, не все крыши отремонтированы и не все заборы; не всем инвалидам ещё поставлены телефоны и оказана материальная помощь; не самая богатая библиотека для слепых в обществе. Но всё, что в силах сделать, делается.
Фаина Раневская писала: «Я не понимаю, почему люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.» Может, кто-нибудь «постесняется», и тогда…
А пока…
На встрече с инвалидами городской голова Осадчий О. В. наиболее заслуженным из них вручал подарки. Л. З. Ениковой достался аппарат для измерения давления. Она поблагодарила и сказала: «Я не возьму его домой, оставлю в обществе: люди будут приходить на приём и мерять давление.» Из зала раздалось: «Как Любовь Захаровна с нами возится - с капризными, ворчливыми, старыми… Выслушает, поможет и поднимет настроение обязательно!»
Я присоединяюсь к этим словам. Любовь Захаровна врачевала и мою душу.

СЕМЬЯ - ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ

130 лет тому назад в Керчи открылась гимназия - очень важное событие для всех горожан. И примерно в это же время родился мальчик - радость только для его родителей, однако, через 25 лет керчане будут его называть детский доктор Гартенштейн. Сохранились устные рассказы старожилов о нём. «Всегда приходил в хрустящем белом халате и, как только подходил к ребёнку, тот сразу начинал улыбаться и сразу выздоравливал, потому что доктор излучал столько любви, доброты и надежды на то, что всё будет хорошо!»
Прошло какое-то время, и в семье доктора тоже родился мальчик. Доктор с детства учил его музыке. Мальчик вырос и керчане стали его называть виолончелист Гартенштейн. Великим музыкантом он не стал, да и работал служащим, но вечерами в его квартире собирались музыканты, и они играли классику. Уютные вечера дома - это для семьи и друзей, но хотели слушать и другие люди. В выходные дни на бульваре, на месте бывшего Зелёного театра, была установлена так называемая эстрадная раковина, и керченский любительский симфонический оркестр услаждал слух гуляющих у моря и отдыхающих. Это было давно, до войны.
В ту пору жил в Керчи композитор Дрейзин, который написал знаменитый вальс «Берёзка». Он играл вместе с Гартенштейном и молодые семьи были дружны.
А жена Гартенштейна жила до замужества в большой семье, и было их три сестры. Молодые девушки привлекали внимание миловидностью и весёлым нравом. Шёл трудный 1920 год, гражданская война, в городе то белые, то красные, но молодость всегда молодость. Я цитирую отрывок из рассказа Виктории Александровны Гартенштейн:
«1920 год. Как-то раз прозвенел звонок и появился один из кавалеров в сопровождении юноши невысокого роста, некрасивого, с шапкой чёрных кудрей и выразительными глазами. «Знакомьтесь, молодой поэт, московский, сбежал на юг от мобилизации.» - Так был представлен незнакомец. Он сразу пришёлся по душе всем трём сёстрам, а когда узнал их имена, весело рассмеялся и попросил перо и бумагу. Через несколько минут был готов экспромт:
За бухарского эмира выйдет Мирра,
За простого муэдзина выйдет Дина,
А за тенора Италии
Замуж выскочит Ассалия.
Перед уходом, его спросили, как же его имя, и он ответил: Самуил Маршак.»
Героиня моего очерка - дочь девушки, которой Маршак прочил итальянского мужа, стал же им виолончелист Гартенштейн.
Семья жила дружно, детство Вики проходило безоблачно. Улица 23 мая, на которой стоял их домишко, недалеко от театра, куда любознательная девочка часто ходила. Музыка, звучащая дома, митридатские улочки, вид на море - душе простор. Училась девочка легко. Потом, в эвакуации, поступила в Московский технологический институт, но пришлось бросить: болела мама. Может и хорошо, что бросила. Поступила в Крымский пединститут, закончила с отличием и стала учительницей русского языка и литературы. Маленького роста, симпатичная, с умными, внимательными глазами, она пришлась по душе озорным школьникам, и её слушали и слышали. Строга и интересна.
Была ещё работа в офицерской школе. Вот где было трудно. Ученики старше её, прошедшие войну боевые офицеры, стеснялись своих двоек и троек. Они ловили её в коридоре и смущённо объясняли, что не могут идти домой с плохими оценками - стыдно перед детьми.
Подрастал и свой сын, помогала его воспитывать мама. С мужем разошлись, отец погиб на фронте. Больше не было музыкальных вечеров дома. Но во время отпусков Виктория Александровна лихорадочно восполняла духовный голод поездками в Ленинград, где можно было окунуться в мир театров, музыки, музеев. Потом, когда сын учился в Москве, он к приезду мамы доставал билеты на интересные спектакли, в филармонию. Мать и сын - большие друзья, духовный мир их близок и богат.
А между отпусками была любимая работа, и весь летний багаж впечатлений, окрашенный работой души, дарился детям. Виктория Александровна искала глаза учеников, в которых горел огонёк любознательности, стремления к познаванию мира, и им уделяла особое внимание. «Моя слабость - умные детки.» Многие из её выпускников поступили в престижные ВУЗы Москвы, Ленинграда, Киева. Много среди учеников и творческих людей. Оксана Сердюк - завуч школы искусств - ученица Виктории Александровны. У учительницы даже сохранилась в памяти переписка в стихах между нею и Оксаной. Московский художник Нелицкий, выпускник школы им. Дубинина, сам уже пенсионер, написал музыку на стихи своей учительницы Гартенштейн и на праздновании её 80-летия исполнил песню, чем тронул до глубины души Викторию Александровну. Её ученицы Зинаида Ленивцева и Лариса Чеснокова стали учительницами и тоже работали в школе им. Дубинина. Они навещают своего старшего друга, и отношения эти тянутся всю жизнь. И многие её другие ученики, приезжая в Керчь, стараются повидаться, поговорить, и каждый раз приятно поражаются ясностью ума, памятью, умением быть в курсе интересных дел, культурных событий. Виктория Александровна - тонкий знаток литературы, выйдя на пенсию, стала читать лекции и проводить беседы в библиотеках и на разных производствах. Этой просветительской работой она занимается много лет. В последние годы участвовала в редактировании сборников «Лира Боспора», пишет стихи и рассказы.
Годы не щадят внешность людей, но душу можно уберечь от старости. Виктория Александровна стремится познавать, общается с людьми, помогает больной одинокой соседке. И бывает особенно рада, когда раздаётся звонок и появляется очередной двоечник по русскому языку и просит помощи. «Как я люблю детей!» А ещё -


ЧТО Я ЛЮБЛЮ

Мокрый асфальт и пустынные пляжи,
Книжный развал и высокие кряжи,
Тихую музыку, кашки цветенье,
Ранней весной соловьиное пенье.

Нравятся мне и музейные залы,
И галерей восковая прохлада,
И мастеров вдохновенных полотна,
Книжек ряды, установленных плотно.

И не могу я сдержать восхищенья,
Если увижу я зодчих творенья:
Строгую готику, ранний ампир
И ренессанса торжественный пир.

Вижу я Летнего сада ограду
И вековые дворцы Ленинграда,
Вижу Андреевский киевский спуск,
Будто я чувствую это на вкус.

И совершенно особое чувство
Будит во мне тех поэтов искусство,
Что рождено, как природы цветенье
И как души распустившейся пенье.
Но отлетел от меня в одночасье
Призрак простого семейного счастья.

Говорит о себе Виктория Александровна.

ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

В литературной гостиной библиотеки им. Белинского часто выступает Беба Анатольевна Цигельман. Её рассказы о писателях и поэтах интересны, эмоционально насыщены, а чтение стихов наизусть, которых она знает ещё с юности великое множество, просто завораживает. Начитанная и остроумная, весёлая и дружелюбная, она всегда в радость людям.
Дома у Бебы Анатольевны прекрасная библиотека, книги во всех комнатах. И часто в этой квартире звучит классическая музыка, магнитофон почти не выключается. «Я всё делаю под музыку», - говорит она.
Любовь к музыке передала и дочери - та стала музыкантом, вторая дочь унаследовала от мамы любовь к медицине и стала врачом. Мечтала об этом с детства: лечила кукол и уговаривала братика, бегущего от «укола»: «Не убегай, дай мне попку!». Сын закончил институт культуры. Муж - ветеран, недавно умер. А дети разъехались и шумная квартира опустела.
- Конечно, дети меня зовут к себе, но я никуда не поеду. Здесь у меня друзья, бывает по 18 визитов в день.
Да, голубоглазую кудрявую, невысокую женщину, врача-педиатра, знают в Камыш-Буруне многие. Недавно Беба Анатольевна отметила 80-летний юбилей. Панченко Нина Ивановна, в прошлом заведующая детской поликлиникой, а ныне врач-фтизиатр детского санатория, работала с Бебой Анатольевной. Она рассказывает: «Это врач от Бога. Как она любит детей, свою работу! Могла поладить с любой, самой скандальной мамой. А какой профессионализм! Она работала в роддоме и её часто вызывали по ночам, если ребёнку было плохо. Однажды за ней заехала «скорая», а дело было зимой, и привезли Бебочку в одном сапоге и в одном тапке, без колгот. Это так она торопилась к малышу.»
17 лет проработала Беба Анатольевна в роддоме Орджоникидзевского района микропедиатром. Она принимала и осматривала крошек, которые только что появились на свет. Не всем везло. Были недоношенные дети с малым весом. Раньше у них не было будущего. Беба Анатольевна выходила многих и дала им вторую жизнь. Потом она сделала альбом - пособие для медсестёр «Недоношенные дети». На первой странице альбома - имена тех, кого назвать можно: Вольтер, Руссо, Дарвин, Гюго. А далее - имена маленьких керчан (только с одной буквой: Федя Д.), указан их скромный вес при рождении, а далее идут фотографии ребёнка 10, 15 лет и свадебные фотографии. Потому что и до сей поры они её не забывают, дарят цветы, поздравляют с днём рождения и подписывают фотографии «Дорогой бабушке». Одному из своих маленьких пациентов она дала свою кровь, и всем - любовь, энергию жизни. «А сколько она «раздышала» - в безжизненные комочки вселила свой дух!», - пишет о ней врач Панченко.
Опыт, богатый медицинский опыт и опыт великий милосердия и сострадания передала Беба Анатольевна медсёстрам медучилища им. Галины Петровой, где она проработала 7 лет. Девушки подарили ей альбом, тиснённый золотом, на обложке написано: «Участник вечера встречи «Герои моего очерка». А внутри есть слова А. П. Чехова - он сказал о труде врача: «Профессия врача - это подвиг, она требует чистоты души, чистоты помыслов». «Этим высоким требованиям Вы соответствуете и этим вызываете у нас восхищение» - подписались учащиеся 75 группы 1979 года выпуска.
50 лет прожила Беба Анатольевна в Керчи и работала до 1995 года. В трудовой книжке мало записей, но много благодарностей, в том числе, и за участие в художественной самодеятельности, где и пела, и танцевала, и юморные стихи и песни сочиняла, - заводила и душа любого праздника.

И до сих пор она кипит,
Чего-то где-то сочиняет,
На вечеринках, «Огонька»
Бесценным юмором блистает.

Это Панченко говорит о своей коллеге.
Блестящая жизнь в самом высоком смысле слова. Счастливое детство: отец - директор «Артека», на фотографии красивая загорелая девочка в спортивной форме - капитан волейбольной команды - это Беба. После войны - голодная юность. Но - студентка Крымского мединститута. И вскоре любовь и муж, единственный на всю жизнь, и трое детей, и внуки, и правнуки. И ещё нуждающиеся в ней люди.
Одна из одиноких женщин врачей заболела, и Беба Анатольевна 10 лет помогала ей, поддерживала и морально, и чем могла, кормила, и не бросила до самого конца.
И до сих пор к ней идут за помощью со своими бедами и соседи, и инвалиды, и знакомые, несут и больных животных - помогает, утешает. Да вот и сейчас, мы разговариваем, а Беба Анатольевна извиняется: «Мне надо идти делать укол ребёнку».
Не нажила ни денег, ни богатства, ни орденов - только бесконечную любовь людей, которые знакомы с этой великодушной и прекрасной женщиной, и зовут её камыш-бурунцы ласковым именем Бебочка.

Наталья Алексеевна Куликова, героиня нашего очерка, называет имена трех женщин, без которых, по ее мнению, учителем она бы не стала. Нина Алексеевна - первая учительница первоклассницы Наташи. Аврелия Васильевна Кузакова – завуч 75-й школы, преподавшая выпускнице Череповецкого пединститута азы реального вхождения в профессию. Виктория Петровна Лебедева – трудоголик, новатор, педагог с огромным опытом, частицей которого она щедро поделилась с молодой учительницей из-под Вологды.

На самом деле все было предопределено свыше. Просто родилась девочка, а некий «ангел с учительским дипломом» нежно поцеловал ее в макушку. Все школьные годы Наталья Алексеевна не помнит себя без красного галстука. Вначале сама пионерка, позже – вожатая в младших классах. Дети слушались ее не просто беспрекословно, им нравилось это делать. Что-то такое было в характере этой худенькой девочки в очках, что заставляло других пристраиваться рядом и равнять шаг по ее походке.

Наталья поступила в пединститут, училась на «отлично». Как раз в те годы она изобрела формулу «учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться!».

Когда семья Куликовых в 1984 году приехала в Дуброво (муж - офицер), Наталья Алексеевна пришла на работу в СОШ № 75.

Школа была экспериментальная – новый, очень интересный и захватывающий вид деятельности. Можно было самим выбирать программы, учебники. Наталья Алексеевна сокрушается, что в действующие сейчас строгие нормативы обучения не включен ее любимый Петерсон. А тогда, в 80-е, и Петерсон, и методика Эльконина-Давыдова, использующая психологические принципы обучения, давали замечательные результаты. Н.А. Куликова с группой единомышленников и с одобрения В.П. Лебедевой участвовали в создании прогимназии – работали в ней с дошкольниками. А какие придумывали новые школьные предметы, какие наглядные пособия использовали! Скажем, во время уроков на экран демонстрировались слайды. Рукотворные – на прямоугольниках из прозрачной пленки. Наталья Алексеевна рисовала картинки, слова, схемы. Использовалась обыкновенная черная тушь с «необыкновенной» добавкой. Какой - не поверите: сахарным сиропом!

Как Наталья Алексеевна находит время для выполнения еще и обязанностей завуча – непостижимо. Нескончаемый поток отчетов и справок – это все на ней. Не забыть о сохранении здоровья учеников и, хоть это непривычно звучит, учителей. Грамотно составить расписание, продумать организацию динамических пауз, школьных перерывов, разработать схему внеурочной деятельности – тоже ее обязанность. Внеурочная деятельность – это вообще бескрайняя тема для размышлений завуча начальной школы. Найти занятие, которое будут интересным для большинства учеников, очень непросто. Но ведь находит!