Магический чабрец. Восемь способов использования чабреца в славянской магии

В старину предки использовали магические свойства чабреца для проведения языческих ритуалов. Другие названия, под которыми упоминается это растение - тимьян, богородская трава, лимонный душок, чабор, боровой перец, фимиамник. Еще в давние времена люди почитали целебные и полезные свойства чабреца, использовали его для излечения от многих недугов и верили в его божественную силу. Знания о невероятных способностях растения, которые используют знахари со всех уголков мира, дошло и до современности. В переводе с древнегреческого языка «чабрец» означает «сила духа».

Магические свойства

В магии чабрец считают мужской травой, которая придает силы, бодрость и наделяет сильной энергетикой. Поджигая сухие пучки растения, исходящим дымом окуривали стены крова. Готовили из него настои, отвары, способствующие исцелению от многих заболеваний, а также изгоняли и отгоняли от человека злых духов, лечили испуг у детей и создавали надежный оберег, защищающий от дурного глаза. Веточками чабреца проводили магические заговоры, изгоняющие из человека порчу, наведенную на запой и алкоголизм. Ведуны древней Руси любили использовать тимьян в качестве защиты от плохих сновидений, для чего набивали сухим сырьем подушки.

Сильнейшее влияние оказывает чабрец на здоровье, исцеление, любовь, очищение, психическую мощь и бесстрашие.

Боровой перец преумножает семейное благосостояние, дает крепкое здоровье, улучшает память и ум. Во времена язычества растение находилось в большом почете у ведунов, ведь было поверье, что его сильные магические способности позволяют даже воскресить человека. Древние римляне веровали, что перед серьезным сражением нужно ополоснуться отваром богородской травы, чтобы запастись небывалой смелостью и силой. Магические свойства тимьяна позволяют делать из него обереги, амулеты и талисманы, которые носят с собой, и они улучшают общее самочувствие, привлекают удачу, дружбу и любовь. Астрологической планетой чабреца считается Венера, которая наделяет растение мощной силой, направленной на сохранение женской красоты, молодости, страсти и привлечения второй половины.

Применение в магии


Такая трава обладает свойством избавлять человека от плохих сновидений, которые его преследуют.

Трава чабрец обладает сильнейшими магическими свойствами, если собирать ее ранним утром и обязательно на растущую луну. Тимьян в магии часто используют для зазывания пророческих снов, также с его помощью отгоняют плохие сновидения. Для этого пучок высушенного растения следует положить в хлопчатобумажный мешочек и вшить в подушку. Стоит обратить внимание, что шить оберег нужно только белыми нитками, и в процессе изготовления проговаривать следующие заклинательные слова:

  • Магическая трава, святыми словами заклинаю тебя.
  • Крепкий сон подари, сновиденья прояви.
  • Приди убаюкай, в спокойствие укутай.

Магическое действие в подушке чабреца продолжается 12 месяцев, после чего нужно достать оберег и закопать в траве. В противном случае энергетика будет обратной, и растение начнет отдавать накопленный за год негатив. Чабор - отличное средство в магии, которое применяют для успокоения нервной системы. Его добавляют в табак либо окуривают дымом комнаты дома. Уникальная трава пользуется большой популярностью в магической сфере и благодаря своим приворотным способностям.

На основе тимьяна девушки готовят действенные привороты, заставляя влюбиться в них парней либо вернуть прежние отношения с молодым человеком. Представительницы прекрасного пола верят: если умываться чудодейственной тимьянной водой и принимать с ней ванны, то удастся сохранить женскую красоту и привлекательность. Помогут магические свойства чабора и одиноким мужчинам, которые долгие годы не могут встретить вторую половинку. Маги советуют вшивать в подушку мешочек с богородской травой и спать на ней каждую ночь в течение года. Даже если суженая и встретилась, доставать оберег не стоит - он обеспечит паре крепкий союз, верность и любовь.

Свойства чабреца особо полезны женщинам, потому девицы да жонки пили и отвары чабреца, и умывались им. Чабрец и ныне добавляют в пищу как специю, а чай с нем до чего вкусный, ароматный выходит! Однако нынче говорим о волшебной траве чабрец, свойствах растения в магии. Что ведают на Севере о том, как свойства чабреца использовать для ворожбы?


Свойства чабреца особенно часто используются женщинами

Когда собирают траву чабрец: свойства этого растения лучше всего проявлены ранним утром на растущей луне

Силушку свою чабрец оказывает на здоровье, целительство, сон, психическую мощь, любовь, смелость, очищение. Обеспечивает благосостояние семьи, приносит здоровье, улучшает память и умственные способности. Имеет в себе много силы трава чабрец, свойства её обязательно женщине помогут, если она ему мешать не станет.

Наибольшей силою эта трава наливается близ полнолуния. Стебельки срывают руками, нельзя рвать с корнем и срезать.

Народные названия: тимьян ползучий, богородская трава.

Из чабреца делали напиток, который распивали на Зелёные русалии, поминали умерших, а также – от сглаза, ведьмовских сил на Купала, в воробьиную ночь.

Свойства чабреца в северной магии

О том, как использовали Ведающие свойства чабреца, вот что известно:

1. Коль под подушку чабрецположить, на которой спишь, она будет отгонять плохие сны и вызывать счастливые пророческие видения. При сборе этой травы, с собой нужно иметь нить от красного клубка. Когда пучок чабреца будет по толщине в палец, его нужно будет перевязать этой нитью. Дома этот пучок зашивается в небольшой мешочек из хлопчатобумажной ткани, а для шитья используют только белые нитки. Теперь нужно дождаться полнолуния и в полночь зашейте этот мешочек в подушку, на которой спите, произнося при этом:

Земная трава, ложись в голова,
Помоги (имя) во всем,
Дай пройти по жизни лучшим путем.

Подушку с вшитым в неё чабрецом ни в коем случае нельзя одалживать кому-либо. Чабрец будет оказывать действие в течение года, потом его нужно вытащить из подушки и закопать в месте, где растет трава. Если этого не сделать, то пучок чабреца начнет отдавать назад накопленный за год негатив. Но чабрец не переносит грязь, одиночества и уныния хозяина, не любит, когда не спят на этой подушке долгое время.

2. Чабрец – удивительная чудо-трава для каждой женщины, которая помогает хранительницам домашнего очага и красоту сохранить. А если в доме нет хозяйки, то нужно эту траву обязательно завести и все изменится очень быстро.

3. Чабрец имеет свойство для вызывания воспоминаний о прошлом, даёт возможность заглянуть в будущее да сил и мужества прибавляет.

4. Курение из богородичной травы успокаивает нервную систему. Магические свойства чабреца позволяют найти решение трудной проблемы. Коль не хотите силу травы женской блокировать, мыслей злых не гоняйте, и тем более зла своим близким не желайте!

5. Напитком из чабреца, наготков и душицы девушки привораживают ребят, которые остыли к ним; а те, что «на поре», смазывали им себя, лишь бы злые силы не повредили будущему зачатию.

6. Помогает плодородие возвернуть почве, для этого по весне надо посыпать поле сухой травой чабреца.

7. Умывание и купание в настое богородичной травы способствуют сохранению женской красоты.

8. Коль мужчина, живущий один, хочет обрести хозяйку в своём доме, берегиню его очага, то он может попросить кого-нибудь из знакомых женщин собрать для него чабрец и зашить в его подушку. Магические свойства чабреца помогут ему.

Круг северных Ведающих дал нам совет использовать чабрец в обрядах:

  • на счастье, красоту, любовь, семью, на детей;
  • на здоровье, свободу от пагубных привычек;
  • на чистку людей и дома, защиту людей и дома от несчастий;

Где купить чабрец? В лавке «Северной сказки» есть вот какие материалы для ворожбы с чабрецом.

Если в Вальпургиеву ночь промыть глаза росой с кустиков чабреца, то можно увидеть фей. (Ирландская легенда)

Чабрец — одна из моих любимых травок. Как я люблю, приезжая на дачу, иногда отдыхать рядом с кусочком земли, где у нас растет чабрец. Маленькие сереневые цветочки…А сколько аромата в них, такой дурманящий, неповторимы. Сорвешь листик, разотрешь в руке и наслаждаешься запахом природы, свободы и понимаешь, вот она сила природы-матушки.

Тимья́н , или Чабре́ц (лат. Thýmus ) - род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae ), листья используются в качестве приправы. Растение сильно ароматно, с пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами - тимолом и карвакролом. Макс Фасмер выводит русское название темья́н (именно через «е»), равно как и др.-рус. темьанъ , ст.-слав. темьѩнъ, болг. тимя́н, сербохорв. та̀мјан, из греч. θυμίαμα - благовонные вещества . Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus serpyllum - Тимьян ползучий): богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка.

С незапамятных времен чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. В Древней Греции чабрец называли фимиамом и он использовался жрецами во время их комланий, гаданий. Венок из чабреца считался символом плодородия.

Позже традицию древних греков покомлать перехватили европейские маги и колдуны, славянские знахари. Чабрец наделили свойствами защищать от порчи, злых духов и прочей нечисти. Как живых, так и покойников (тело покойного в гробу в некоторых регионах Кавказа обкладывают чабрецом). Как во время бодрстовования (зашивают в ладанки), так и во время сна (в подушку). Использовали чабрец и в любовной магии.

Во многих российских губерниях чабрец признается как универсальное лекарство чуть ли не от всего. Его действие обусловлено входящими в его состав эфирного масла, дубильных веществ, органических кислот. Древних и современных колдунов чабрец очаровал именно своим эфирным маслом, продающимся сейчас в любой аптеке. Чабрецу приписывали лекарственные, и даже магические свойства. Например, чтобы узнать говорит ли человек правду, произносили имя этого человека и бросали высушенный состав из чабреца в костёр. Если дым поднимался вверх, то человек говорит правду, если стелился по земле, то он слукавил. Чабрец считался своего рода оберегом от мрачных духов, его носили на шее в специальных ладанках, таким образом, она защищала от сглаза и порчи. Считается, что чабрец помогает в рождении детей, поэтому и на святой Руси, да и в некоторых других странах венки из чабреца надевали девушкам выходящим замуж.

О свойствах чабреца писали еще Теофраст и Авиценна, включавший семена тимьяна в состав сложных лекарств на основе меда, уксуса, масла или вина вместе с семенами тмина, сельдерея, петрушки, мяты, валерианы, иссопа, аса-фетиды и чеснока. Вторят ему и современные специалисты, утверждающие, что «чабрец помогает раскрыться неуверенным в себе, чувствительным, нервным натурам; восстанавливает силы и пробуждает эмоции…» Трава тимьяна ползучего содержит до 0,1-0,6 % эфирного масла, основным компонентом которого является тимол - до 30 % и карвакрол. Обнаружены дубильные вещества, горечи, минеральные вещества, камедь, органические пигменты, урсоловая и олеиновая кислоты. В незначительных количествах имеются терпены.

Чабрец используется в качестве пряности при приготовлении пищи. Тминный тимьян можно заметить во многих во многих рецептах средиземноморской кухни. Чабрец улучшает пищеварение. Во французском блюде Конфит (приготовление утиных ножек) используется тимьян в качестве специй. В Италии, Греции маслины консервируются с применением чабреца. На тимьяне также создаются алкогольные изделия. При приготовлении рыбы или мяса, картофеля на сале рекомендуется класть тимьян задолго до готовности блюда – тогда пряные особенности растения выразятся в большей мере. Ничто не подчеркнет вкус фасолевого супа, как чабрец (добавлять за 20 минут до окончания). Тимьян входит в состав смеси приправ, известной как «прованские травы». Стебли вместе с листьями и цветками можно заваривать как чай. Эфирное масло тимьяна применяют для отдушки косметических средств - туалетного мыла, помад, крема, зубных паст, а также в фармацевтической промышленности. Хороший медонос. Декоративное растение. Широко используется в декоративном садоводстве, в частности, для устройства альпинариев. Примечательно продолжительным «ковровым» цветением, приятным ароматом, способностью быстро заполнять пустые пространства.

Интересные факты:
1. Чабрец считается символом мужества . В Средневековье, дамы вышивали на рубашках своих рыцарей чабрец, надеясь, что это придаст им храбрости в бою.
2. Если в Вальпургиеву ночь промыть глаза росой с кустиков чабреца, то можно увидеть фей . Ирландская легенда.
3. «Тимьян красивенький» занесен в Красную книгу России.
4. В гардероб можно класть чабрец. Тогда там не будет заводиться моль.
5. В Греции считали тимьян цветком Афродиты – богини красоты, в Риме – Сатурна. Принося жертву Афродите, греки сжигали чабрец на костре. Фимиамный, благоуханный дым возносился кверху, и это означало, что богиня приняла жертву.
6. Рыбаки верят в то, что окуренные снасти дымом чабреца принесут хороший улов.
7. Славяне же считают чабрец божественной травой. В день Успения Богородицы принято украшать чабрецом иконы.

Чабрец. Казак Иван Чегода покидал берега родной Кубани. (Казаки. Сказка.)

К азак Иван Чегода покидал берега родной Кубани.

В переди синели горы, под ногами коня стлался яркий ковёр цветущей степи, а позади.

П озади осталась Кубань, развалины родного хутора, дым и пламя пожара.

К ак горячий ветер-суховей, налетели на хутор турецкие орды.

В спыхнули казацкие мазанки, засверкали кривые сабли.

У видел Иван Чегода, что все казаки легли под турецкими саблями, попытался пробиться на север.

Н о когда целая сотня турок преградила ему путь, он повернул своего коня и поскакал на юг, к далёким горам.

В от уже кончается степь.

Х мурые дубовые леса неласковым шёпотом встречают казака.

И тогда придержал Иван Чегода коня, нагнулся с седла и сорвал кустик степного чабреца – низкой скромной травки с алыми цветочками и сладким запахом.

Т акой же чабрец рос на берегу Кубани, у родного хутора, и мать-старуха часто посыпала им чистый глиняный пол хаты.

А хуторские девчата любили вплетать пахучий чабрец в венки, когда шли под вербы, на гулянку.

П онюхал казак траву, бережно положил её за пазуху и въехал в лес.

И начало казаться Ивану, что и великаны-дубы, и скромная травка шепчут одно и то же:

- К азак! Негоже оставлять родную землю. Почему ты здесь, а не с товарищами. Трус!

- Я не трус! – закричал казак. – Смотри: – моя сабля в турецкой крови! В пороховнице не осталось пороху, я его в бою с врагами извел!

Н о дубрава шептала:

- Н егоже бросать родную землю врагу! Трус!

З амолчал казак, низко к гриве коня опустил свою голову, и тоска жёсткой рукой сжала его сердце.

Т ак всю ночь ехал он по лесам и ущельям, поднимаясь все выше в горы.

А когда утренняя заря кровью залила белые вершины гор, за перевалом встретил Иван Чегода воинов в бурках и чёрных, как ночь, папахах.

В переди ехал седой длинноусый старик с зоркими глазами и горбатым носом.

Я рко-красная бархатная шапочка, осыпанная самоцветными камнями, прикрывала седые кудри, расшитый золотом плащ вился по ветру, дорогая сабля билась о стремена.

- К то ты? – крикнул старик Ивану.

Н ичего не ответил казак, только остановил коня и взглянул на старика тяжёлым свинцовым взглядом.

Т огда выехали – вперёд два рослых воина в бурках и, выхватив шашки, закричали:

- К то ты? Отвечай нашему полководцу или сейчас твоя голова скатится с плеч!

М олчал казак. Чёрная тоска сковала его тело, и все равно было ему – жить или умереть.

- К то ты?! Отвечай, о трус, от страха растерявший слова! – снова крикнули воины.

- Я не трус! – простонал казак и, выхватив саблю, пришпорил коня.

В скинул усталую голову резвый кубанский конь, заел и рванулся навстречу воинам.

С крестились и засверкали сабли.

У мело и ловко владели клинками люди в чёрных папахах, но не было в их руках отчаянной силы и ярости.

Д олго звенели, скрещиваясь клинки.

Н о вот широко взмахнул саблей казак, выбил оружие из рук воинов и остановил коня – мрачный и могучий, как горная гроза.

З акричали от негодования остальные воины в бурках, сверкнули в лучах молодого солнца десятки клинков, но старик засмеялся и велел спрятать сабли.

- Д обрый воин! – сказал он Ивану. – Мне нужны острые сабли и крепкие руки, чтобы бить турок. Спрячь саблю, пришелец, и садись с нами на ковёр! Пусть кубок доброго карталинского вина разгонит твою печаль.

И ван Чегода слез с усталого коня и присел на мягкий ковёр, развёрнутый воинами.

С муглолицый юноша поднес ему окованный серебром турий рог, наполненный душистым вином.

- М ожет быть, теперь, за дружеской трапезой, ты поведаешь нам, кто ты и откуда? – ласково спросил старик.

- Я – кубанский казак Иван Чегода. Была у меня земля родная, любимая, была мать-старушка, была дивчина кареглазая, а сейчас ничего нет, бобыль я! Сожгли моё счастье проклятые турки!

- У нас общая дорога и одни враги, – сказал старик. – Русские воины и воины солнечной Картли не один раз плечом к плечу стояли против турок. Езжай с нами в Картли – там найдешь себе вторую Родину. Там собирается войско на борьбу с турками.

Т о ли от сладкого крепкого вина, то ли от ласковых слов седоволосого военачальника, но повеселел Иван Чегода.

К ак янтарные зерна в чётках, один к одному вязались дни.

И вскоре далёко по турецкой земле, вплоть до голубого Трапезонда, гремело грозное имя Ивана Чегоды.

С амые отважные турецкие воины бледнели и поворачивали назад коней, когда на них мчался хмурый, светлоусый воин в богатой одежде и золочёном шлеме.

М ного побед одержал молодой сотник грузинского войска.

О н научил подчинённых ему воинов змеями красться в кустах к вражьему стану.

О н первый нёсся на коне в атаку, и никто не мог остановить его.

Б огатые одежды, лихих арабских скакунов, дворец, украшенный алыми багдадскими коврами, подарил герою-кубанцу грузинский полководец.

Н о никогда не улыбался Иван Чегода, всегда холодны и страшны были его ледяные глаза.

И слуги не раз видели, как богатырь, уединившись в дальней комнате своего дворца, открывал золотой ларец, доставал оттуда пучок сухой, невиданной в этих краях травы, шептал тихие, ласковые слова о кубанской земле и плакал над сухим кустиком:

- П очему он не пахнет? Куда девался его степной медвяный запах?

И не могли понять люди:

Зачем было нужно нюхать сухую траву, когда кругом столько ярких, пахучих цветов!

И опять луна и солнце отсчитывали сутки и месяцы.

О днажды в тихий весенний вечер, когда воздух был сладким от дыхания роз, Иван Чегода, запершись в дальней комнате своего дворца, снова открыл золотой ларец.

О ттуда пахнуло крепким, густым, горячим запахом весенней кубанской степи.

И тут впервые заметили слуги радостную улыбку на лице грозного Ивана Чегоды.

О ни широко раскрыли глаза от удивления, когда любимец старого князя сорвал с себя драгоценные одежды, надел синие выцветшие шаровары, рубашку, расшитую скромным узором, и заломленную назад старую шапку.

П отом он снял со стены шашку в чёрных потёртых кожаных ножнах, взял длинное ружьё, палочку свинца и рог, полный пороха.

В есёлый, улыбающийся, он сам пошёл в конюшни и, пройдя мимо дорогих арабских скакунов, заседлал кубанского косматого коня.

А когда Иван Чегода выехал за ворота дворца, слуги услышали, что он поёт громкую песню, широкую и бурную, как горная река.

В от и опушка дубравы.

В ековые дубы шепчут молодыми листьями что-то ласковое и приветное.

Я ркая, зелёная, усыпанная разноцветными искрами цветов, дымится под солнцем весенняя степь.

Ж адно всматривается в неё казак, нагибается с коня. Но нигде не видно низкой пахучей травки-чабреца.

Т олько старый сухой кустик шелестит под рубахой у сердца и дарит пьянящий аромат.

У степной балки навстречу казаку выехало трое людей в оборванных свитках и облысевших папахах.

- К уда едешь, хлопец?! Там турки! – угрюмо сказали они.

- Е ду на Кубань, на родную землю. Зовёт она нас, чтобы освободили мы её от врага, – ответил Иван Чегода и достал из-за пазухи сухой чабрец.

Ж адно вдохнули казаки родной запах и молча поехали за Иваном.

И один из них сказал:

- У ж год я не видел чабреца! Не растёт он больше в нашей степи.

В се ближе и ближе берега бурной Кубани.

В се новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов.

- К уда путь держите? – спрашивают они.

- О тбивать родную землю идём!

И все больше и больше колей ступают по следам Иванова скакуна.

В ечер махнул синим крылом, когда почуяли казацкие кони сладкую кубанскую воду.

В переди на берегу забелели шатры турецкого войска.

- Н е отдохнуть ли перед боем, Иван? – спросил один из казаков. Кони шли целый день и устали!

- Н ет! Кони чуют кубанскую воду и рвутся вперёд!

- Н е отдохнуть ли нам, Иван? – спросил другой. – Притомились казаки, ведь целый день под солнцем ехали!

- Н ет! Прохладный ветер кубанский освежит нас!

- Н е остановиться ли мам, Иван? Темнеет уже! – сказал третий.

- Н ет! Скоро месяц взойдёт, и Кубань, как зеркало, его лучи на берег отразит!

З агудели трубы в турецком лагере.

В ыбежали янычары, вскочили в седла делибаши, замелькали факелы.

Н о не видны им были в сумрачной степи казаки, только топот копыт слышался.

А Кубань своими волнами, как серебряной чешуёй, отразила лучи молодого месяца и осветила турецкий лагерь.

С вежий ветер примчался с реки и сырым туманом до костей пронизал турок.

Г розой налетела казачья лава.

- Ч егода-паша! – закричали турки, увидев переднего всадника, и сабли начали падать у них из рук.

Н апрасно турецкий паша пытался грозными окриками воодушевить своих воинов.

Н апрасно с визгом бросались на казаков разъярённые делибаши. Ничто не могло остановить казаков.

М олниями сверкали их сабли, гремели ружья, все теснее сжималось казачье кольцо вокруг турецкого лагеря.

- В перёд! С нами аллах! – вскричал турецкий паша и с отборными воинами ринулся на казаков.

К азалось, ещё один момент – и прорвёт паша смертоносное кольцо казачьих сабель.

Н о вдруг вырос на его пути хмурый всадник с обнажённой шашкой.

- В перёд, казаки! С нами Родина! – громким голосом крикнул всадник, и турок узнал в нем Ивана Чегоду.

- В от тебе, гяур! – взвизгнул паша и опустил кривую саблю.

Н о Чегода ловко отвёл удар, размахнулся и срубил турецкому паше голову.

З авыли турки от отчаяния, повернули назад и стали бросаться в Кубань.

В ту ночь тысячи их навсегда полегли на кубанской земле, а остальные потонули в бурных водах реки.

П осле боя усталые казаки сладко уснули на зелёной траве, у родной Кубани.

А утром, когда горячее солнце начало лить росу и умылось в холодной реке, они проснулись от жаркого медвяного запаха.

Т ысячи кустиков невысокой травки с мягкими листиками и красноватыми мелкими цветочками расцвели вокруг них, слали свой нежный аромат и ласковый шорох.

С тех пор, отправляясь в поход, всегда берут с собой казаки сухие пахучие веточки родного чабреца.

Различные виды тимьяна встречаются практически повсеместно в Евразии, Северной Америке и даже Гренландии. В нашей стране насчитывается более 170 разновидностей этого растения.

Русское название «тимьян» происходит от слова «фимиам», что подчеркивает его особенную душистость. Очень часто используется и менее благозвучное название чабрец.

Магические свойства тимьяна (чабреца)

Со времен язычества растение находилось в большом почете у колдунов и знахарей. Тимьян считался магическим растением, способным, не только исцелить, но даже и воскресить человека. Засушенные веточки тимьяна часто бросали в ритуальные костры. Считалось, что его аромат способен ублажить любого бога славянского пантеона. А в странах Средиземноморья с античных времен принято окуривать тимьяном помещения, дабы защитить его жителей от зла и болезней. Кроме того, римляне верили, что перед ответственным сражением необходимо искупаться в отваре тимьяна, это придает небывалую бодрость и силы.

В древности тимьян использовали в судебных тяжбах, для того, чтобы выяснить, говорит ли человек правду. Для этого пучок сушеной травы бросали в костер, если дым стелился по земле, значит, человек лжет, а если поднимался вверх, его слова - чистая правда.

Также, благодаря магическим свойствам тимьяна (чабреца), из него часто создают различные талисманы и обереги . Их можно носить для улучшения общего самочувствия, привлечения любви или удачи. А куст этого растения, посаженный в саду, принесет удачу и благоденствие всему дому.

Почитают тимьян и христиане, его ароматными ветвями украшают по праздникам иконы Богородицы.

В Древнем Египте тимьян был обязательным компонентом бальзамирующего состава. По мнению ученых, об идеальных антисептических свойствах этого растения египтяне узнали от еще более ранней шумерской цивилизации.

Очень полезен для мужского здоровья. Тимьян - незаменимое средство при простатите и импотенции. В его листьях содержится цинк и целый ряд других полезных микроэлементов, оказывающих благотворное влияние на организм мужчины, увеличивая его силу и способность к оплодотворению.

Тимьян способен улучшать настроение, вызывая положительные эмоции, а потому часто используется психотерапевтами.

Ванны из тимьяна полезны при целом ряде различных заболеваний, от ревматизма и подагры, до кожной сыпи.

Эфирное масло растения широко применяется в косметологии как средство для оздоровления волос и кожи головы. Также масло тимьяна благотворно влияет на ногти.

Тимьян хорошее мочегонное средство, и именно поэтому его нужно с осторожностью применять людям с больными почками.

На этом целебные свойства тимьяна (чабреца) не заканчиваются, ведь он полезен и при простуде, так как обладает прекрасными отхаркивающими свойствами. Знаменитая детская микстура «Пектуссин», также, содержит в своем составе тимьян.

Тимьян - универсальная приправа, он прекрасно подходит к мясным, рыбным или овощным блюдам, нередко его добавляют в десерты и алкогольные напитки.

Замечательным ароматом отличаются сыры с добавлением тимьяна, а среди напитков по аромату и полезным свойствам лидирует чай, приправленный тимьяном.

Сушеные листья тимьяна обладают более острым и насыщенным ароматом, чем свежие, а потому, для пряных вторых блюд они будут предпочтительнее.

Растение превосходно сочетается с орегано, петрушкой и лавровым листом , и очень часто входит в состав различных пряных смесей.

На тимьяне очень хорошо настаивать масло, а потом заправлять им салаты из свежих овощей. Листики растения можно добавлять и в слегка растопленное сливочное масло.

С астрологической точки зрения, тимьян относится к стихии Воды, а потому, особенно полезен представителям водных знаков Зодиака - Рака , Скорпиона и Рыб . Планетой-покровительницей этого растения считается Венера , влияние которой позволяет тимьяну служить мощным средством для сохранения женской красоты и привлечения любви. Все обереги и талисманы приобретают особенно мощный эффект в дни полнолуния.

В Челябинск приехали практикующие шаманы из Тывы.

Мне удалось побывать на обряде. Съемный дом, просторные комнаты, шаманские атрибуты, атмосфера таинственности и чего-то мистического. Меня знакомят с шаманами - Экер Довуу и Елена Хулер-ооловна Отсур. Я была приятно удивлена молодостью шамана Экера. Всегда казалось, что шаман – это обязательно пожилой человек, а ему еще нет тридцати. Гости рассказывают, что практиковать шаманизм некоторые начинают с детства. Шаман – это человек избранный духами, не важно, когда тебя позовут, важно потребность помогать людям.

Обряд
Узнав, что в Челябинск приезжают шаманы, многие знакомые заинтересовались. При мне проводили обряд девушке по имени Евгения. Шаман готовится к обряду – на столе разложены различные магические атрибуты, стоят лампадки, камушки. Никому нельзя трогать вещи шамана, это закон - их охраняют духи. Шаман облачается в свой костюм – это яркий плащ, с различными ленточками, шкурками разных зверьков. На шее у шамана висит зеркало – он им защищается от злых духов. Рядом подвешены косточки мелких животных – это духи-помощники. И самое интересное – на голову шаман надевает шаманскую корону – это своеобразная шапка из птичьих перьев. Выглядит очень необычно.

Обряд проводил Экер. Евгения села напротив. Девушку интересовала ее судьба. Шаман зажег артыш – можжевельник, он отгоняет злых духов, это обязательный ритуал. Шаман вынул из мешочка разноцветные камушки. «Это хуванаак» – подсказывает мне Елена. Она стоит рядом. Обычно они принимают отдельно, но сегодня нужна ее помощь. Она комментирует происходящее, рассказывает, что непонятно. Хуванаак (хуван"ак - ударение на последнем слоге) – это камушки, которые раскладывает шаман и гадает по ним. Экер протягивает камни Евгении, выбирай любой. Она выбрала. Он заговаривает камушки, потом бросает их на мягкую материю на столе, смотрит, как упали, задумчиво вглядывается.

Мы переглядываемся. Я первый раз на таком обряде. Неужели можно что-то увидеть в обычных камнях? Потом он раскладывает камушки на кучки, всматривается и начинает говорить. Все, что было сказано шаманом, было правдой. Удивительно. Евгения в шоке. Мы пытаемся не вникать. Сами уже мечтаем побывать на ее месте. Дальше шаман начинает говорить про будущее…. Я не верю, что такое возможно. Откуда он может знать будущее? Но то, что он сказал ранее, было именно так.

Еще интересный момент – в какой-то момент, когда шаман раскладывал камни, мне стало плохо – хотелось прислониться к стене и посидеть так некоторое время. Силы покинули меня, я погрузилась в себя. Может это духи пришли? Не знаю. Хотелось закрыться от всех.

Потом мы переместились в другую комнату – там Евгении предстояло пройти обряд Очищения. Ее усадили на стул в центр комнаты. Шаман взял бубен. Наконец-то мы увидели главный шаманский атрибут. Ужасно хочется прикоснуться к нему, постучать, но нельзя. Шаман начинает стучать колотушкой в бубен, комнату огласил звонкий и в тоже время глухой ритмичный стук. Шаман ходил вокруг Евгении. Экер начал петь. Меня заворожили эти звуки – ритм ударов бубна и горловое пение.

Повторилось то странное состояние – меня начали покидать силы, закружилась голова. Я прислонилась к стене, я не чувствовала под собой почвы, и словно проваливалась куда-то. Я долго падала вниз, это как спускаться на лифте. А шаман пел и пел, звуки бубна становились звонче. Я не могла открыть глаза. Поплыли картинки перед глазами – в центре комнаты сидит Евгения, а вокруг нее, как бы из ниоткуда ее окружают тени – они подходят к ней, толпятся, их много. Я понимаю, что это пришли духи рода Евгении. Это все те, кто ее охраняют. Потом звучание шаманского бубна изменилось, я начала постепенно приходить в себя, духи начали уходить от Евгении, когда я открыла глаза, шаман совершал заключительные свои удары. Обряд подходил к концу. Это был обряд очищения. Шаман просил ее духов об очищении - камлал для рода Евгении.

О шаманизме
Я спросила, почему мне было так плохо. На что шаманы ответили, что подобного рода явлении не редкость на обрядах, что я чувствительная, почувствовала духов.

Потом, за чашечкой чая шаманы рассказали мне о своей жизни. Ребята состоят в обществе шаманов «Дунгур», что в переводе с тувинского означает «Бубен».

Интервью с Экером
- Как вы пришли к шаманизму?

Шаманом тяжело быть. Шаманы не хотят, чтобы их дети становились шаманами, оберегают.

Экер практикует шаманизм уже 9-й год. В 2000 году его начали призывать духи. Они сделали так, что он не смог отказаться от этого, некуда было деваться. Он начал видеть духов, они с ним разговаривали, он пришел в организацию шаманов, там рассказали, что он - шаман и начали учить. «Сам я не хотел, время пришло, оно само меня выбрало».

Шаманом может стать не каждый. Тяжелый путь. Экер – родовой шаман, это значит, что у него в роду были шаманы, родовой шаман очень сильный. Таких людей называют Небесными шаманами, они призваны Небом, духами. Их призвание – думать о людях, а не о себе. Когда рождается ребенок, по нему сразу видно – будет он шаманом или нет – по тому как он себя ведет. Он может вдруг начать разговаривать с невидимыми друзьями – это верный признак необычности ребенка.

Среди шаманов есть такое понятие, как шаманская болезнь. У кого-то она проходит быстро и безболезненно, кто-то долго мучается, годами. Шаманом стать не выбирают, человек не может захотеть стать шаманом – его обязательно выбирают сами духи. И уж, если они выбрали, что дадут знать. Когда будущего шамана начинают призывать духи, есть два пути – отказаться шаманить и принять этот дар. Иной раз, когда человек отказывается – он умирает, духи злятся на него.

Мне стало интересно, сейчас много шаманов по всему миру, каждый сохраняет свои традиции. А какие именно тувинские шаманы?

Шаманы одинаковые, нет отличий внешних, у каждого свой мир, у каждого свои методы, поэтому никто не рассказывает своих секретов. Шаманы закрыты друг от друга. А внешне между нами нет разницы. Шаманом нельзя стать. Нас учат духи во сне. Именно во сне нам дают ответы, показывают прошлое и будущее.

Сейчас много школ, где предлагают раскрыть третий глаз, способности. Есть экстрасенсы, медиумы, видящие, которые тоже взаимодействуют с духами. Но они при этом не шаманы, но у них открыт третий глаз, получается, что они тоже видят прошлое и будущее? Вы говорите, что шаманом нужно родиться, но при этом третий глаз можно открыть. Не совсем понимаю это.

Есть люди, которые видят, но при этом у них не открыт третий глаз. Это знаешь, как вода. Когда человек видит – он видит только поверхность воды и тот берег, а когда у человека открыт третий глаз – он видит и дно реки! Третий глаз нельзя открыть самому, его открывает только верховный шаман. Ты будешь видеть всё, назад дороги не будет.

Вы говорите, что шаманом быть очень тяжело, а как быть с семьей, детьми? Или, может, жена обязательно тоже должна быть шаманкой?

Жена может быть не шаманкой, главное, чтобы понимала. У шаманов постоянно меняется настроение. Это из-за духов. То улыбается, радостный ходит, то злой и ворчит на всех. Шаманы меняются, как погода. С этим нужно уживаться и понимать.

У вас есть какой-нибудь бытовой совет для обычных людей, не шаманов, чтобы можно было бы им пользоваться в мирской жизни? Например, говорят, что в доме всегда живет домовой, как с ним общаться?

Всегда вежливо и уважительно обращайся к нему. Вежливо здоровайся, когда заходишь в дом. Не забывай кормить. Когда уезжаешь, предупреди домового, что уходишь. Вот и все. И он будет вам помогать.

Так незаметно пролетел целый день в компании шаманов. Можно много говорить об этом. Если кто-то спросит, что такое для меня шаманизм – я не смогу ответить. Это все. Там душа, там я. Сегодня произошло еще одно погружение в мир непознанного, попытка понять механизм, попытка осмыслить себя. Шаманизм – архаическая техника. Он появился еще тогда, когда люди верили в духов, когда природные явления объяснялись волей богов. Может, им жилось проще, никто не претендовал на научную обоснованность явлений и неопровержимость фактов. Не было гонки технологий, люди были ближе к природе, они были слиты с ней, как одно единое целое. Нынешнее поколение утратило связь с природой, может, отсюда все наши проблемы? Мы не слышим ее просьб о помощи….

Марьям-Тэнгэр Абдрахманова