Леонардо да винчи спаситель. Почти детективная история: Как была найдена картина Леонардо да Винчи. Преступление и наказание

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию). Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» — последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди). 1500, 65.7×45.7 см

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины — включая пол и даже регион проживания — сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» — 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году — 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» — 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев — шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 — 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», — пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».

Картина великого мастера эпохи Возрождения из скандальной коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева официально стала самым дорогим произведением искусства в мире

Картина вызвала ажиотаж уже на пресс-конференции Christie’s 10 октября 2017 г. Фото: GettyImages

Картина, которая датируется примерно 1500 годом, стала самым дорогим лотом вечернего аукциона современного и послевоенного искусства Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября. Более того, $450,3 млн — абсолютный рекорд цены для произведения искусства, проданного на публичных торгах. Суммарная выручка аукционного дома, продавшего этим вечером также произведения Энди Уорхола, Сая Твомбли, Марка Ротко и других, составила $789 млн.

Торги начались с $90 млн (накануне стало известно, что у Christie’s есть гарантированная ставка от заочного покупателя, который предложил чуть менее $100 млн) и продолжались целых 20 минут. Основными претендентами были 4 телефонных покупателя и 1 участник в зале. В конце концов работа досталась торговавшемуся по телефону клиенту Алекса Роттера, главы международного отдела современного искусства Christie’s. Когда аукционист Юсси Пилкканен подтвердил продажу картины за $400 млн третьим ударом молотка (с учетом комиссии аукционного дома цена достигла $450,3 млн), зал разразился аплодисментами.

Свое решение продавать «Спасителя мира» на аукционе современного искусства в Christie’s объяснили невероятной значимостью произведения. «Картина самого важного художника всех времен, изображающая знаковую фигуру для всего человечества. Возможность выставить подобный шедевр на торги — это огромная честь и шанс, который выпадает лишь раз в жизни. Несмотря на то что работа была написана Леонардо примерно 500 лет назад, сегодня она влияет на современное искусство ничуть не меньше, чем в XV-XVI веках», — отметил председатель нью-йоркского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Лоик Гузер.

Последнюю находящуюся в частной коллекции работу Леонардо да Винчи решил продать миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев, чье имя нынче постоянно звучит в новостях мира искусства. Во-первых, он судится со своим арт-консультантом , обвиняя его в мошенничестве и утверждая, что вдвое переплатил за коллекцию, а во-вторых, постепенно распродает эту коллекцию на аукционах и частным образом, обычно выручая за произведения значительно меньше, чем заплатил. Теперь очередь дошла и до «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, который ушел с молотка более чем втрое дороже: Рыболовлеву картина обошлась в $127,5 млн, а продал он ее за $450,3 млн.

Примечательны как история этой картины, долгое время считавшейся уничтоженной, так и научная дискуссия, посвященная ее атрибуции. Существует несколько фактов, косвенно доказывающих, что Леонардо написал Христа в образе Спасителя мира на рубеже XV-XVI веков, то есть в период пребывания в Милане, вероятнее всего, по заказу короля Франции Людовика XII, в то время контролировавшего север Италии. Во-первых, известна гравюра 1650 года, выполненная Вацлавом Холларом с оригинала Леонардо да Винчи (как указал сам гравер). Сохранились также наброски мастера — рисунок головы Христа, датируемый 1480-ми годами, из Атлантического кодекса Леонардо (хранится в Амброзианской библиотеке в Милане), а также эскизы драпировок (хранятся в королевской библиотеке Виндзорского замка), композиционно совпадающих и с теми, что изображены на выставленной на торги картине, и с теми, что на гравюре. Есть и несколько близких композиций учеников Леонардо с тем же сюжетом. Однако оригинал считался безвозвратно утраченным.

Картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи продана на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября 2017 г. за $450,3 млн. Фото: Christie"s

«Спаситель мира», ныне принадлежащий Рыболовлеву, впервые был документально зафиксирован в коллекции британского монарха Карла I: в XVII веке он хранился в королевском дворце в Гринвиче. Следующее свидетельство относится к 1763 году, когда картина была продана Чарльзом Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Тот распродавал наследие отца после того, как продал Букингемский дворец королю. Затем картина надолго исчезает из виду, и ее след вновь обнаруживается лишь в 1900 году, когда «Спасителя мира» как произведение последователя Леонардо Бернардино Луини приобретает сэр Чарльз Робинсон, арт-консультант сэра Фрэнсиса Кука. Так работа попадает в коллекцию Кука в Ричмонде. Считается, что к этому моменту произведение уже подверглось неумелой реставрации, которая понадобилась после того, как доска раскололась надвое (в частности, было переписано лицо Христа). В 1958 году Sotheby’s распродает собрание, изрядно переписанное изображение Христа уходит с молотка за £45. Столь скромная цена объясняется тем, что работа была атрибутирована в каталоге аукциона как поздняя копия с картины художника Высокого Возрождения Джованни Больтраффио.

В 2005 году «Спаситель мира» был приобретен группой арт-дилеров (включая нью-йоркского специалиста по старым мастерам Роберта Саймона) как произведение леонардеска всего за $10 тыс. на мелком американском аукционе. В 2013 году консорциум дилеров продал картину Иву Бувье за $80 млн, который почти сразу перепродал ее Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн.

Предполагается, что именно галерист и искусствовед Роберт Саймон первым увидел в безымянной работе руку Леонардо. По его инициативе были проведены необходимые исследования и консультации с экспертами. В это же время работа была отреставрирована. Спустя шесть лет — сенсационное появление «Спасителя мира» как подлинной картины самого Леонардо да Винчи на выставке, да еще и в одном из самых авторитетных музеев мира, Национальной галерее в Лондоне.

Куратор экспозиции «Леонардо да Винчи. Художник при миланском дворе» (ноябрь 2011 года — февраль 2012 года) Люк Сайсон, в то время хранитель итальянской живописи до 1500 года и глава научного отдела, горячо поддержал авторство Леонардо. Работа была включена в каталог выставки под редакцией того же Сайсона как произведение Леонардо из частной коллекции. В каталоге подчеркивается, что самая сохранная часть изображения — пальцы Христа, сложенные в благословляющем жесте. Здесь и заметны наиболее характерные приемы итальянского гения, в частности многочисленные изменения, которые вносил художник уже в процессе работы. Кроме того, на Леонардо указывают и другие детали: сложные драпировки туники, мельчайшие пузырьки воздуха в сфере из прозрачного кварца, а также то, как написаны вьющиеся волосы Христа.

По сообщению интернет-издания ARTnews, тогдашний директор Национальной галереи Николас Пенни и Люк Сайсон, прежде чем принять решение о включении работы в выставку, пригласили четырех экспертов посмотреть картину: куратора отдела живописи и графики Метрополитен-музея Кармен Бамбах, ведущего реставратора фрески «Тайная вечеря» в Милане Пьетро Марани, автора книг по истории Ренессанса, в том числе биографии Больтраффио, Марию Терезу Фьорио, а также почетного профессора Оксфордского университета Мартина Кемпа, более 40 лет посвятившего изучению наследия Леонардо да Винчи. Вроде бы работу приняли, однако публично в пользу атрибуции «Спасителя мира» Леонардо высказался лишь Кемп в интервью 2011 года изданию Artinfo. Отвечая на вопросы журналиста, он отмечает особое чувство «присутствия Леонардо», которое испытываешь, глядя на его произведения, — его ощущаешь перед «Моной Лизой» и перед «Спасителем мира». Кроме того, профессор говорил о стилистических особенностях, характерных для манеры мастера.

Справедливости ради надо отметить, что искусствоведческим анализом дело не ограничилось — были также проведены скрупулезные технико-технологические исследования. Реставрацией и изучением «Спасителя мира» занималась профессор Дайанн Модестини, которая возглавляет Программу Сэмюэла Генри Кресса по реставрации живописи в Институте изящных искусств Университета Нью-Йорка. Результаты ее исследований были представлены на конференции «Леонардо да Винчи: последние технологические открытия» в феврале 2012 года в Нью-Йорке. Впрочем, Модестини фактически единственная, кто имел доступ к данным технологических исследований, а без них высказываться об авторстве не вполне корректно.

Против атрибуции «Спасителя мира» Леонардо публично высказался итальянский специалист по леонардескам Карло Педретти, который в 1982 году курировал выставку художника в его родном городе Винчи и тогда включил в экспозицию другого «Спасителя мира», из коллекции маркиза де Гане, считая ту картину работой самого мастера. Кроме того, Guardian цитирует ряд тезисов вышедшей в октябре этого года биографии Леонардо да Винчи, написанной Уолтером Айзеком. Он обращает внимание на неверное с точки зрения законов физики изображение шара в руке Христа. Издание также ссылается на мнение профессора Университета Лейпцига Франка Цельнера (автора монографии о Леонардо 2009 года), который в статье 2013 года назвал «Спасителя мира» высококлассным произведением мастерской Леонардо или его последователя. Впрочем, эта статья в Guardian уже стала предметом судебного иска со стороны Christie’s International.

«Спаситель мира» (Salvator Mundi) датируют 1500-м годом: считается, что эта последняя работа художника — портретное изображение Спасителя, левой рукой держащего хрустальный шар, а правой сложившего пальцы в благословении, — долгое время была утеряна.

«На протяжении многих лет, вплоть до 2005 года картина считалась утраченной, — говорится в пресс-релизе Christie"s. — Первое документальное упоминание о ней встречается в описи собрания короля Карла I (1600-1649). Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II». В следующий раз, согласно описанию аукционного дома, картина упоминается в 1763 году — тогда она была выставлена на торги Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского.

Очередь к картине Леонардо да Винчи «Спаситель мира» перед аукционом в Нью-Йорке, ноябрь 2017 года

Julie Jacobson/AP

Затем «Спаситель мира» всплывает в 1900-м, когда ее приобрел Чарльз Робинсон, но в качестве произведения Бернардино Луини, одного из последователей Леонардо да Винчи. «В результате этого «Спаситель мира» пополняет собой собрание семьи Куков, расположенное в ричмондском Доути-хаусе, — продолжает Christie"s. — В 1958 году, когда информация о королевском провенансе и авторстве Леонардо была утеряна, картина ушла с молотка в ходе торгов Sotheby"s всего за £45, после чего о ней снова забывают почти на полвека».

В 2013 году картину приобрел за $127,5 млн российский миллиардер Дмитрий при помощи швейцарского дилера Ива Бювье.

Тот, свою очередь, купил ее за $80 млн на частных торгах аукционного дома Sotheby"s у троих арт-дилеров. Один из них, как утверждает , восемью годами раньше обнаружил картину на аукционе недвижимости и купил за $10 млн (тогда эксперты по-прежнему предполагали, что это работа художника школы Леонардо).

Теперь «Спаситель мира» продан неизвестному покупателю за сумму, в 45 раз превышающую ту, что заплатил неназванный арт-дилер в начале 2000-х, при этом первоначальная цена картины, которую заявил дом Christie"s уже составила $100 млн.

Телефонные торги с шестью неизвестными покупателями длились 20 минут. По окончании аудитория взорвалась аплодисментами. Ведущий аукциона Юси Пайлкканен заявил: «Это зенит моей карьеры аукциониста. Никогда больше не будет картины, которую я продам дороже, чем эту сегодняшним вечером».

«Спаситель мира» действительно побил предыдущий рекорд, который когда-либо ставила картина старого мастера. Раньше самой дорогой работой в этой категории считалось «Избиение невинных» Рубенса, ушедшее с молотка в 2002 году за $76,7 млн на аукционе Sotheby"s.

Преступление и наказание

На цену не повлияли даже сомнительные обстоятельства, связанные с этой картиной и ее предыдущим владельцем Дмитрием Рыболовлевым и арт-дилером Ивом Бювье. В 2013 году, когда три дилера продали через Sotheby"s картину за $80 млн, швейцарец продал ее российскому бизнесмену за сумму на $47,5 млн больше буквально через несколько дней. Продавцы картины письменно обратились к Sotheby"s с вопросом, знали ли они, что у картины уже был другой покупатель? Возможно, представители аукциона даже предварительно показали Рыболовлеву работу?

Арт-дилеры грозили судом, если окажется, что они стали жертвами мошенничества, и за картину им заплатили меньше, чем она стоит на самом деле.

Представители аукционного дома приняли меры, первыми отправив это обращение в окружной суд Манхэттена, чтобы заблокировать иск: они заявили, что не знали о том, что Бювье уже договорился с миллиардером, и тот уже ждал «Спасителя мира».


Князь Монако Альбер II и владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев после матча в Монако, 2014 год

Алексей Даничев/РИА «Новости»

В 2015 году российский владелец футбольного клуба «Монако» подал в суд на арт-дилера Ива Бювье, обвинив его в том, что он многократно завышал цены на продаваемые им работы, в том числе, и на картину Леонардо да Винчи: за 37 картин известных мастеров миллиардер заплатил, в общей сложности, $2 млрд. Бювье все отрицал, а Рыболовлев стал избавляться от работ. В марте он продал произведения Магритта, Родена, Гогена и Пикассо, которые приобрел у Бювье за $174 млн. Выручил он за них — $43,7 млн.

После того, как Рыболовлев подал в суд на Бювье, тот был задержан в Монако, после чего отпущен под залог в €10 млн. После этого арт-дилер заявил, что юридическая система Монако действовала в интересах Рыболовлева. И действительно, в сентябре 2017 года министр юстиции Монако Филипп Нармино подал в отставку после того, как французская опубликовала статью, в которой доказывалось, что российский миллиардер оказывал давление на страны. Самому же Бювье, чтобы покрыть судебные издержки, пришлось продать часть бизнеса, связанную с хранилищами для предметов искусства.

Автора, автора!

Денежные вопросы - не единственное, что смущает в связи со «Спасителем мира». Многие в индустрии вообще сомневаются в том, что картина принадлежит кисти Леонардо. Нью-йоркский критик Джерри Сальц опубликовал в преддверии торгов, 14 ноября, в издании Vulture колонку, в которой подверг сомнению подлинность «Спасителя мира».

Сходу задавшись вопросом, что делает картина Леонардо на аукционе «Послевоенное и современное искусство», он цитирует одного из посетителей: ««Все дело в том, что 90% этой картины создано в последние 50 лет».

«Картина напоминает выдуманную кем-то версию утраченного оригинала, кроме того, на рентгенограммах видны трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево, стертая борода и другие детали, скорректированные, дабы сделать эту копию более похожей на оригинал», — цитирует Джерри Сальца портал «Артгид».

Критика смущает и качество самой работы.

Он утверждает, что великий художник никогда не писал портретов людей в таких простых статичных позах, да еще и фронтально; что картин Леонардо да Винчи в мире насчитывается 15-20, и ни одна из них не представляет собой «портрет» Спасителя; что использованное в картине правило «золотого сечения», на которое ссылается маркетинговый отдел Christie"s, слишком очевидно для художника, находившегося в 1500 году на пике славы.

Кроме того, Сальца смутила масштабная маркетинговая кампания, запущенная аукционным домом перед торгами —

роскошный 162-страничный буклет с цитатами из Достоевского, Фрейда и самого Леонардо, рекламные ролики, на которых запечатлены восторженные зрители на предаукционном показе (среди зрителей были и знаменитости, в частности, и ).

«Обязательно посмотрите расширенный клип, где три сотрудника компании рекламируют картину гонконгским клиентам, описывая ее как «святой грааль нашего дела, мужской образ Моны Лизы последнего да Винчи, наше детище, настоящий блокбастер, сопоставимый с открытием новой планеты, более ценный, чем нефтеперерабатывающий завод», — пишет Джерри Сальц (цитируем по порталу «Артгид»).

Помимо картины Леонардо да Винчи, на аукционе была продана работа «Тайная вечеря» — она ушла с молотка за $60 млн. Появление работ вместе должно было обосновать тот факт, что картина старого мастера продается на аукционе «Послевоенное и современное искусство», который традиционно приносит дому самую большую выручку. В этот раз она составила $785 млн.


На днях должен был состояться аукцион, самым важным лотом на котором стала картина Леонардо да Винчи «Спаситель Мира». Полотно назвали «самым большим открытием XXI века», «Мужской Моной Лизой». Историю ее обнаружения можно назвать почти что детективной.



Леонардо да Винчи написал «Salvator Mundi» («Спаситель мира») около 1500 года. Поначалу оно принадлежало королю Англии Карлу I, о чем свидетельствуют записи в инвентарных книгах того времени. Затем следы полотна были утеряны. Картину обнаружили только в середине ХХ века, однако искусствоведы в один голос заявляли, что это не подлинник да Винчи, а работа одного из его учеников. Манера изображения лица и волос Иисуса не соответствовала технике Леонардо.

Из-за этого на аукционе «Кристис» эта картина ушла с молотка всего за 45 фунтов стерлингов. В 2004 году ее новым владельцем стал Роберт Саймон – эксперт и ценитель старинных полотен. Именно у него зародились сомнения относительно «Спасителя мира».


Реставратор Диана Модестини (Dianne Dwyer Modestini) вспоминает, с каким трепетом в 2007 году она снимала верхние слои краски на картине: «Мои руки дрожали. Я шла домой и не знала, не сошла ли я с ума» .

Эксперт в области живописи Ренессанса Мартин Кемп отмечал: «Было совершенно ясно, что это тот же человек, который создал Мону Лизу. Это такой сверхъестественный вихрь, как будто волосы - живое, движущееся вещество или вода, так писал волосы Леонардо» .


Картина «Спаситель Мира» в аукционном доме Christie"s. | Фото: dailymail.co.uk.



«Спаситель мира» является последней картиной Да Винчи, которая находится в частной, а не музейной коллекции. Нынешний владелец картины российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев планирует выручить за нее не менее 100 миллионов долларов.

Культура


Если взглянуть на кристальную сферу, то можно увидеть, что она полностью прозрачная. Однако в реальности такая сфера увеличит и "размоет" задний фон, а не сделает его прозрачным.

Согласно последнему исследованию, такая ошибка является аномалией для итальянского гения.

Но что еще более озадачивает специалистов, это то, что да Винчи детально, на уровне одержимости, изучал оптику, и то, как свет отражается и преломляется.


Есть предположение, что художник намеренно игнорировал данный реалистичный аспект ради символического аспекта, дабы донести определенный посыл.

Есть всего две причины такой ошибки, считают специалисты. Либо Леонардо просто не хотел, чтобы изображение сферы отвлекало от остальной картины, либо он пытался таким образом передать чудесную сущность Христа.

Тайны картин да Винчи


Стоит отметить, что в сентябре 2017 года, была найдена картина обнаженной женщины, которая очень похожа на Мона Лизу. Специалисты считают, что как минимум частично эта картина была создана Леонардо да Винчи.

Рисунок сделан с помощью древесного угля и назван "Monna Vanna". Считается, художник готовил эту картину для масляных красок, но не успел. Работу уже несколько месяцев изучают специалисты, однако она очень хрупкая, что замедляет её изучение.