Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему. Конспект урока на тему "пословицы и поговорки" Конспект пословицы

Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

01.02.2012 51332 2394

Урок 4 Пословицы и поговорки

Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

Общее в пословицах и поговорках:

– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

– создавались многими поколениями людей;

– появились еще в то время, когда не было письменности;

– они, как правило, безымянны;

– в течение столетий совершенствовались;

– темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

3. Беседа по прочитанной статье учебника.

– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)

4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

џ Лес рубят – щепки летят.

џ Не зная броду, не суйся в воду.

џ Цыплят по осени считают.

џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

џ «при царе Горохе» (очень давно).

џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

– Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

– Как вы думаете, в чем его смысл?

– Почему именно это изречение выбрал Даль?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Пословицы и поговорки

Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?

На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.

Содержание урока

1. Что такое пословицы и поговорки?

2. Русские пословицы и поговорки.

3. Заключение.

Что такое пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?

Русские пословицы

Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.

Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Русские поговорки

Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.

Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Изучение пословиц и поговорок

Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.

Заключение

На этом уроке вы узнали:

    что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;

    что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;

    что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;

    принцип создания пословиц и поговорок;

    новые для себя пословицы и поговорки.

Тест

1. Чем отличаются пословицы от поговорок.

а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением

2. Пословица – это…

а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла

Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

в) образное выражение, отражающее жизненное явление

3. Поговорка – это…

А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

б) образное выражение, отражающее жизненное явление

в) выражение, созданное группой людей

4. Употребление пословиц и поговорок…

а) делает речь неубедительной

Б) делает речь понятной и образной

в) выражает субъективное мнение человека

5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…

А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.

Интернет-ресурсы

http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки

http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки

http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль

http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. ВУКТЫЛ

Конспект урока литературы по теме: «Пословицы и поговорки» (2 часа)

Класс: 5

Подготовила учитель русского языка и литературы

Коптева Марина Леонидовна

г. Вуктыл

2015 год

Цели урока : организовать деятельность учащихся по осмыслению, поиску, первичному запоминанию и систематизации новых знаний и способов деятельности.

Цели деятельности учителя :

Помочь учащимся вспомнить известные жанры фольклора;

Формировать понятия о пословице и поговорке;

Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок ;

Воспитывать бережное отношение к языку;

Ориентировать учащихся на развитие исследовательской культуры;

Помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;

- развивать умение учащихся обосновывать свою точку зрения ;

Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнениям одноклассников;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;

Воспитывать уважительное отношение учащихся к культуре Коми края;

Мотивировать познавательный интерес к предмету.

Задачи:

1) обучающие - дать представление о пословице и поговорке как малых жанрах устного народного творчества; путем сравнения, сопоставления и исследования выявить основные признаки, свойственные этим жанрам;

2) развивающие – развитие навыка выразительного чтения; развитие коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

3) воспитательные - воспитание ценностного отношения к русскому и коми фольклору.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, способов деятельности.

Технологии урока :

- дифференцированного подхода в обучении;

Поэтапного формирования умственных действий;

Индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

Развития исследовательских и творческих навыков;

- здоровьесберегающие ( обеспечивающие гигиенические ус ловия и оптимальную организацию учебного процесса и физическую активность школьников, включая применение динамических методов обучения ).

Методические приёмы : слово учителя, медитация, аналитическая беседа, выразительное чтение учащимися пословиц и поговорок, словесное рисование, игра, анализ средств художественной выразительности, криптограмма, компьютерная презентация; д ля практического применения полученных знаний используется творческая работа.

Оборудование: карточки с пословицами, карточки и кружки для лото, раздаточный материал, учебник, литературоведческий словарь, лингвострановедческий словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения», презентация, компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) знать содержание, композицию и лексику пословиц и поговорок;

2) уметь анализировать художественное своеобразие пословиц и поговорок, использовать меткие народные суждения в разных жизненных ситуациях.

Метапредметные:

1) личностные : привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы ; умение давать адекватную самооценку учебной деятельности ;

2) п ознавательные : умение формулировать познавательную цель, структурировать знания по предмету, читать, слушать, извлекая нужную информацию, устанавливать аналогии; синтезировать, интерпретировать информацию для составления аргументированного ответа на вопрос, делать обобщения и выводы, строить высказывание в устной и письменной форме, отбирать материал для самостоятельного выполнения;

3) регулятивные : умение удерживать сформулированную учебную задачу , планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, определять меру усвоения изученного материала, работать самостоятельно, осуществлять взаимопроверку, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществлять рефлексию;

4) к оммуникативные : умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить монологическое высказывание, владеть письменной речью, выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Пословица недаром молвится

Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 1.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор об устном народном творчестве. Слайд 2.

Проведение медитации с пожеланием успеха на уроке.

Прикройте глаза и мысленно повторяйте: «Я внимателен, сообразителен, уверен в себе».

2. Актуализация знаний.

Игра «Литературное лото». Групповая работа. Слайд 3.

Учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает карточку с литературоведческими терминами и кружки с цифрами от 1 до 8:

Считалка

Колыбельная

Поговорка

Загадка

Гадание

Примета

Пословица

Потешка

Словарная работа. Учащиеся вспоминают определения жанров, пользуясь записями в тетрадях, литературоведческими словарями, учебниками.

Учитель читает тексты. Ребята определяют жанр.

        1. Пёс Полкан, полезай в стакан, хватай лимон, убирайся вон!

  1. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок и потащит во лесок, под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, нашу Аню не буди!

    Деревья в инее – небо будет синее.

    Кому кольцо вынется, тому сбудется, не минуется.

    Рыбу в воде не утопишь.

    Две смерти не дадут, а от одной не откажешься.

    Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спине щетинка.

    Пёс Полкан попал в капкан!

Г) Проверка выполнения задания.

Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Почему их называют малыми жарами?

3. Беседа по теме урока

Сегодня наш разговор пойдёт о пословицах и поговорках. Вспомните некоторые из них. О чем говорят они? (В основном это советы, правила.)

В.И. Даль в своём словаре выделил 179 рубрик для пословиц: счастье, скупость, богатство, судьба и прочее. Слайд 4. Эти темы так же обширны, как и жизнь народа. Н.В. Гоголь назвал пословицы «стоглазым Аргусом» - мифологическим бессонным стражем, каждое око которого глядит на мир, всё знает, всё понимает, обо всём догадывается. Слайды 5, 6.

4. Работа с текстами коми пословиц в группах сменного состава.

А теперь предлагаю вам познакомиться с коми пословицами и поговорками.

Материал для карточек

    И холодное лето теплее теплой зимы.

    Осенью и сорока, и ворона сыты.

    Два лета подряд не бывает.

    Гуси улетают – тепло уносят.

    Пойдешь по правильной дороге – найдешь счастье.

    Старая собака на лишайник не залает.

    Умному и медведь спляшет.

    Собака лай, олень свое дело знай.

    На родине тебе и дерево улыбнется.

    Своя земля и в горсти мила.

    Родимая сторона мать, а чужая – мачеха.

    Где кто родится, там и пригодится.

    Глухарка с филином на одну доску не сядет.

    Умение охотника видно по его котомке.

    Суди о человеке по его труду.

    Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

    Птицу узнают в полете, а человека в работе.

    Слова предков не сотрешь.

    Весной проспишь, осенью загорюешь.

    Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

    Кто спит весной, плачет зимой.

    Работай до поту – поешь в охоту.

    Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

    Как ни длинна ночь, а утро придет.

    Очень красив ты, куст, да пуст.

    Не смотри на лицо, а смотри на дело.

    Велика шапка, да под ней пусто.

    Велик вырос, а ума не вынес.

    Птица красна опереньем, а человек – уменьем.

    Бойкой лошади – овес, ленивой – погоняло.

    Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.

    Где труд, там и радость.

    Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Какова пряха, такова на ней и рубаха.

    Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

    Лентяй усталости не знает.

    Без дела жить – только небо коптить.

    Дерево славится плодами, а человек – трудами.

Какова тематика коми пословиц?

Вывод. Читая произведения коми устного творчества, мы получаем возможность понять своеобразный быт, материальную и духовную жизнь коми народа, его характер, промыслы, особенности природы. П. Засодимский писал: «О характере этого маленького народа можно сказать много хорошего… Зыряне трудолюбивы, отважны, смышлены, находчивы, предприимчивы, сметливы». Слайд 7.

5. Физминутка. Коми старинная игра «Воробей». Слайд 8.

По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он, стоя в круге, поворачивается то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел, как соловей.

Эй ты, птичка, не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь, изменив голос, произносит: «Мяу-мяу». Водящий должен узнать, кто подал голос. Угадает правильно – становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Не угадал – продолжает водить.

6. Работа над содержанием пословиц. Коллективная работа.

Перед нами ещё одна коми пословица: «Грамотный человек зрячий, неграмотный – слепой». Слайд 9.

Что вы себе представили, прочитав её? (Словесное рисование.)

Это прямой смысл пословицы. Достаточно ли того, что мы увидели (то есть прямого смысла пословицы), чтобы понять содержание сказанного?

Вывод. Пословица создаётся вовсе не для понимания её прямого смысла.

Тогда для чего же? Какой в этой пословице другой смысл?

Этот другой смысл – переносный; о нём в пословице не говорится, но он подразумевается.

Есть ли какое-то сходство между прямым и переносным смыслом пословицы? (Установить это сходство с помощью связки «подобно тому как».)

Это сходство называется аналогией, ассоциацией.

Вывод. Каждое слово в пословице живёт по закону смысловых ассоциаций (сходства в чем-либо, аналогии прямого и переносного смысла). Содержание пословицы имеет отношение к любому человеку.

Зачем люди придумывали пословицы и поговорки?

Вывод. Пословицы всегда поучительны, назидательны, это золотые зерна народной мудрости. Поэтому В.И. Даль так сформулировал определение пословицы: это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Слайд 10.

Словарная работа. Учащиеся знакомятся с особенностями жанра притчи по краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике.

Какие однокоренные слова встречаются в определениях «пословица» и «притча»? (Поучительный, поучение.)

Сделайте вывод о том, что общего у пословицы и притчи.

7. Наблюдение над композицией и лексикой пословиц. Коллективная работа.

А теперь посмотрим, как строятся пословицы. Слайд 11.

Что вы себе представили? (Словесное рисование.)

Найдите в тексте пословицы антонимы - слова с противоположным значением (осенью – весной, купцы – нищие).

Из скольких частей состоит пословица? (Из двух.)

Схожи ли по строению эти части?

Вывод. Пословицы состоят из нескольких частей (не меньше двух); части построены по аналогии (приём синтаксического параллелизма); противопоставление подчёркивается интонационно и с помощью антонимов (антитезы) и сравнений с союзом «как».

8. Работа над различением пословиц и поговорок в группах сменного состава.

А теперь разговор пойдёт о поговорках. В начале урока мы вспоминали определения малых жанров фольклора. Перечитаем ещё раз статьи, посвященные пословице и поговорке, и сопоставим эти два жанра.

Составление таблицы. Слайд 12.

Сравните два выражения. Слайд 13.

    Дерево славится плодами.

    Дерево славится плодами, а человек – делами.

Вывод. Пословица – законченное суждение, а поговорка – только часть суждения. В народе и на этот счёт есть суждение: « Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

9. Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках». Коллективная работа. Слайд 14.

Найдите буквы, которые «встали» не на свои места, исказив тем самым привычный смысл пословиц и поговорок. Буква может быть другой, лишней, пропущенной. Изменив слово, вы вернёте пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

    Чтение – лучшее мучение.

    На шпаргалке далеко не уедешь.

    Трудно в учении – легко на каникулах.

    У каждого своя голова на шее.

    Ни кола, ни двойки.

    Мало хотеть, надо клянчить.

    Землю красит солнце, а человека – парикмахер.

    Скучен день до вечера, коли делать уроки.

    Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

    Друзья познаются на контрольной.

    На каждого Егорку своя шпаргалка.

10. Индивидуальная работа «Решаем криптограмму». (Здесь зашифрована пословица «На то и голова, чтобы соображать».) Слайд 15.

Ключевые слова:

    14, 2, 10, 2 – разновидность лягушки;

    7, 16, 8 - хищник отряда кошачьих;

    3, 5, 6, 13 – хищник отряда кошачьих;

    1, 4, 9, 15 – время суток;

    12, 11, 13 – молочный продукт.

Проверка выполнения задания.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

11. Работа с эпиграфом к уроку. Слайд 16.

В народе есть много метких выражений и о самих пословицах и поговорках. Одна из них послужила эпиграфом к сегодняшнему занятию.

Согласны ли вы с утверждением: « Пословица недаром молвится»? Обоснуйте своё мнение.

О мудрости пословиц и поговорок говорили многие русские классики. Слайды 17-19.

12. Рефлексия. Слайд 20.

Продолжите предложения:

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    У меня получилось …

    Меня удивило…

    Занятие дало мне для жизни…

    Мне хочется поблагодарить …

13. Итоги урока. Коллективное оценивание работы пятиклассников на уроке.

14. Домашнее задание (по выбору). Слайд 21.

    Выписать из текстов коми пословиц слова с противоположным значением (антонимичные пары).

    Подобрать пословицы на одну тему.

    Подобрать к коми пословицам синонимичные пословицы других народов.

    Подготовить сообщение « Пословица недаром молвится».

    Подготовить рассказ с использованием пословиц и поговорок.

    Сделать рисунок к одной из пословиц.

    Подготовить рассказ о «стоглазом Аргусе».

Использованная литература

    Беляева Н. Дифференциация обучения на уроках литературы. – Литература в школе.- 2008, №17, №19.

    День работой весел: Пословицы и поговорки народов СССР о труде. – М.: Дет. лит. 1986.

    Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.

    Иванова С. В. На посиделках. – Литература в школе.- 2002,№3.

    Колтышева Л. Жить по народной мудрости. - Литература.- 2005,№3.

    Коми – край далекий и близкий: Серия «Моя Россия». – М.: ЗАО «МАСС ИНФОРМ МЕДИА»; Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.

    Коми старинные детские игры / (Сост. Ю. Г. Рочев). – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988.

    Креативные уроки \авт.-сост. В. Н. Пунчик, А. Р. Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2009.

    Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 кл.: Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2002.

    Литература, искусство, история и природа Коми края: Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997.

    Литература Республики Коми: Хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Автор-составитель Н. П. Коблова. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

    Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

Ф.И.О. учителя: Горнакова Инна Валентиновна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2

Тема: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения:
Творческая мастерская
Цель: Создать условия для составления стенгазеты «Русские народные пословицы и поговорки»
Задачи урока:
Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
Планируемый результат обучения
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Основная мысль урока: пословицы и поговорки русского народа делают речь яркой, образной, украшают её.
Основные понятия: пословицы, поговорки, творчество
Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительной искусство, технология
Ресурсы:
- компьютер, проектор, принтер, доска; фотоаппарат; презентация к уроку;
- листы с заданиями для работы в группах; шаблон для стенгазеты;

Этапы урока:
1. Начало урока.
Познавательные УУД формулирование познавательной цели
Личностные УУД Жизненное самоопределение
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок «творческая мастерская». Результатом урока станет газета посвящённая теме урока. У каждой газеты есть редактор, человек контролирующий, чтобы всё было аккуратно, верно, красиво. Я предлагаю выбрать редактора, чтобы было легче работать. Но прежде чем озвучим тему урока, я хочу у вас спросить:
- Что является творчеством? (Ответы детей)

Творчество - создание культурных и материальных ценностей


- Каким должен быть творческий человек? (Активным, выдумщиком, артистичным, уметь петь, рисовать и т.д.)
- Кто из вас хочет быть творческой личностью?
- Определите тему урока: Это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость. Одна из них имеет поучительный смысл. Другая - метко определяет какое-либо явление жизни. О чём же будем говорить на уроке? (о пословицах и поговорках) (Учитель читает стихотворение)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.

А что такое кладезь? (Обильный неисчераемый источник чего- либо)
2. Основной этап урока:
А) Работа со словарём
Познавательные УУД ориентироваться в словаре
-Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и пословицы.
На слайде появляются такие же определения.
-Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной. Сейчас вы прослушаете песню «С чего начинается Родина?».

О каких пословицах по вашему мнению мы ещё сегодня будем говорить? (О Родине, о любви к Родине).
Б) Актуализация знаний
Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД профессиональное самоопределение
- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении поговорок:
(Рассказывают подготовленные дети)
1) Про бедного человека и сейчас говорят «Ни кола, ни двора». Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.
- Вот так родились две поговорки. А третью поговорку нам ребята инсценируют.
Инсценировка:
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело. А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье. Большое Безделье всегда хвасталось: –Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна. –На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет? Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки. Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало. А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: маленькое дело лучше большого безделья. Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: –И все равно я лучше!
- А вы, ребята, как думаете?
В это время один из детей фотографирует работу учащихся на уроке.
Регулятивные УУД. Проговаривание последовательности своих действий
Познавательные УУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
- Перед уроком вы получили задания по группам: составить рассказ, в котором нужно употребить определённую пословицу:
1уч.: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
2 уч.: Глаза страшатся, а руки делают.
3 уч.: Семеро одного не ждут.
4 уч.: Старый друг лучше новых двух.
Прочитав текст дети отдают его редакторам, которые в это время начинают располагать материал на листе ватмана. Учитель контролирует расположение рассказов на газете.

3. Физкультминутка
4. Игра «Ромашка».

Вспомните основные разделы Устного народного творчества: сказки, загадки,пословицы, поговорки, считалки, потешки,прибаутки, небылицы,песни.

Что общего у этих всех разделов? (Созданы народом и передавались из уст в уста)
Познавательные УУД
(логические) анализ с целью выделения существенных признаков, с целью выделения общих признаков
Коммуникативные УУД учиться работать в группе
- А мы продолжаем работать с пословицами и поговорками дальше.
1 задание: Найти в тексте «Голова и язык» «спрятанную» пословицу: Голова сказала:
- Ты, язык, как заведенные гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.
Язык ответил:
-Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь
что на уме, то и на языке.
2 задание:
Соотнеси русскую народную пословицу и зарубежную пословицу.

Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
В гостях хорошо, а дома лучше. Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь. Один утренний час лучше двух вечерних.
Утро вечера мудренее. Бесполезно плакать над пролитым молоком.
3 задание: вставить рисунки в пословицу
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
4 задание: Составь пословицы:
сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

В своём доме и стены помогают.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Родину-мать учись защищать.

Главное в жизни – служить отчизне.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

Москва всем городам мать


5. Итог урока:
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;
Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
-Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки?

(Как приятно осознавать, что культура

русского народа жива, что мудрые изречения наших

предков не забыты, они дошли до наших времен, и

благодаря им русский язык стал более выразительным

и образным.)

Какие пословицы вы запомнили, и сможете употреблять их в речи?

Можно ли назвать вас творческими личностями? Почему?

А теперь скажите, кто из вас работал спустя рукава? А кто работал засучив рукава? Оцените себя и товарищей.

Получилась ли у нас газета? Что нам надо доделать в ней?
В газету вклеивают фотографии, которые были выполнены в течение урока.
Запишите несколько слов, которые ассоциируются с темой урока.
Учитель распечатывает «облако слов»

Распечатанный вариант приклеиваем в газету.
6. Домашнее задание
Нарисовать рисунок к любой пословице.


Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл.

Цель:

    расширить знания учащихся о малых жанрах русского фольклора; показать самобытность народа, которая проявляется в пословицах, поговорках;

    развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи;

    воспитание уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Рабочая тетрадь. Проверочная работа

1. Что такое фольклор?

А. Художественная повесть

Б. Устное народное творчество

2. Указать жанр, который не относится к малым фольклорным жанрам

А. Былина

Б. Частушка

В. Пословица

Г. Загадка

3. К каким областям человеческой деятельности применимо понятие «фольклор»?

А. К науке

Б. К спорту

В. К литературе

Г. К театру.

4. К фольклорным жанрам не относятся

А. Былины

Б. Сказки

Г. Рассказы

5. Фольклористы – это…

А. Ученые, которые изучают язык.

В. Собиратели и исследователи народных песен, сказок.

Г. Исполнители народных песен.

2. Рабочая тетрадь, задание 6. Дайте определения следующим терминам:

Фольклор

Фольклористика

Фольклористы

1. Слово учителя.

Казахи говорят: « Краса лица – глаза, краса уст – слова, краса слов – пословица».

Крылатые слова, пословицы, поговорки. Их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря пословицам наш язык становится разнообразнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

Как пчела капля за каплей наполняет соты медом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство – родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история народа – «Вот тебе, бабушка и Юрьев день!», его быт – «Щи да каша – пища наша», старинные верования – «Утро вечера мудренее», отношение к жизни – «Волков бояться – в лес не ходить». Поэтому они сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад.

2. Словарная работа.

Пословица – это краткое и меткое выражение, заключающее в себе законченное по форме и по содержанию суждение.

Поговорка – устойчивое, образное выражение, часть суждения, незаконченное суждение

Какой бы короткой ни была пословица, это всегда законченное художественное произведение. В ней всегда есть меткое наблюдение, да еще как красиво и метко оно выражено: никогда точнее не скажешь!

Но не это главное. А главное то, что мысль в пословице чаще всего выражена не прямо, а иносказательно, то есть с помощью каких-то примеров, образов. И какой-то образ годится уже не только для данного случая, но приобретает гораздо более широкое значение: «Красна птица пеньем, а человек – ученьем».

Пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить»; в этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то браться не следует.

Пословица состоит из двух частей: 1) описание; 2) поучение. Она похожа на орешек: в ней есть скорлупа и ядрышко. Скорлупа – это событие, описанное в пословице. Например: «Бездонную бочку водой не наполнишь». Событие (скорлупка) здесь простое: бочку, в которой нет дна, нельзя наполнить водой. Ядрышко пословицы – это её мысль. В этой пословице спрятана такая мысль: не надо тратить силы на бессмысленные, невыполнимые дела.

1. Задание (по рядам). Попробуйте расколоть орешек: подберите к каждой пословице её ядрышко, мысль.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Семь раз отмерь – один раз отрежь

- Что посеешь, то и пожнешь.

Поговорка имеет более узкий, конкретный смысл, пословица – шире. Но, в общем-то, они очень близки друг к другу по своей образности, выразительности

2. Запишите в тетрадь средства художественной выразительности, которые можно встретить в пословицах и поговорках:

    метафора

    параллелизм

    противопоставление

    звуковые повторы

    гиперболы

3. Рабочая тетрадь, задание 7. Составьте из слов пословицы или поговорки (можно изменять слова и использовать служебные слова).

1. Пруд, труд, вытаскивать, рыбка.

2. Семь, дитя, глаз, няньки.

__________________________________________________________________

3. Вить, быть, кончик, веревочка, сколько.

__________________________________________________________________

4. Глаз, бревно, сучок, замечать, чужой, видеть, свой.

__________________________________________________________________

4. Рабочая тетрадь, задание 8. Закончите приведенные пословицы, соблюдая рифму.

1. «Злой плачет от зависти, а добрый от _______________________________.

2. «В болоте тихо, да жить там ____________________.

3. «Морских топит море, а сухопутных крушит ________________.

Слова для справок : горе, лихо, от радости.

5. Рабочая тетрадь, задание 9. Подберите русские пословицы, соответствующие по смыслу пословицам других народов.

Головы двух баранов в одном котле не поместятся.

__________________________________________________________________

Покатившись, и яйцо когда-нибудь остановится.

__________________________________________________________________

В детстве медведь в коляску заглянул.

__________________________________________________________________

Гнилая редька всю кучу портит.

__________________________________________________________________

Для справок: Сколько веревочке не виться, а кончику быть. В одной берлоге два медведя не уживутся. Медведь на ухо наступил. Паршивая овца все стадо портит.

6. Рабочая тетрадь, задание 10. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Найдите и исправьте ошибки в поговорках.

1. После драки кулаками не пашут.

2. Готовь сени летом, телегу зимой.

3. Всяк жулик свое болото хвалит.

4. Лес рубят – кепки летят.

5. Блин блином вышибают.

6. Мети, Емеля, твоя неделя.

7. Один с кошкой, семеро с ложкой.

8. Ученье - свет, а неуменье – тьма.

1. Чтение статьи учебника.

2. Подготовить устный ответ на вопрос.

3. Рабочая тетрадь, выполнить задания 11 и 13 (рассказ по пословице).

VI. Этап рефлексии

Русские народные сказки. Виды народных сказок.

Цель:

    познакомить учащихся с особенностями волшебной сказки;

    развивать образное мышление и навыки самостоятельной работы;

    формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Беседа по вопросам домашнего задания.

2. Конкурс знатоков. Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в «Сказкоград». Жители этого города приготовили для вас свои задания и надеются, что вы покажете свое умение мыслить быстро, отвечать правильно.

Из какой сказки эти строки?

1. Петушок, Петушок! Золотой гребешок, шёлкова бородушка, масляна головушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Лиса и петух»)

2. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»).

3. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко»)

4. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. («Гуси-лебеди»).

5. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. («Репка»)

6. Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, нашу загадку. («Петухан Куриханыч»)

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

В прежнюю пору люди работали от зари до зари. Много забот было и у казаха-бедняка, и русского бедного крестьянина. И лишь искусство помогало людям, знавшим тяготы трудовой жизни, но не знавшим грамоты.

С незапамятных времен люди сами создавали песни, пословицы, загадки, сказки, которые рассказывали о жизни народа, мечтах об её улучшении, а также отражали наблюдения за природой, повадками жи­вотных.

Возвратившись с поля и расположившись у домашних очагов, люди слушали сказочников. Все забывал в такие минуты человек: беды, обиды, несчастья и неудачи, он начинал верить в осуществление своих мечтаний, сводившихся, в основном, к победам над житейскими невзгодами, обузданию грозных сил природы и к облегчению тяжелого изнуряющего труда.

Фольклорная сказка – это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью.

Словарная работа.

Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.

Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, об умных и глупых. Нет, наверное, такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство.

Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Сказки о животных, как и волшебные сказки, помогают верно понимать жизнь, людские нравы.

Из далёкого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки мифов, в которых прекрасную девушку с помощью магии можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках.

Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеялись на лучшую жизнь. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердыми в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

Гораздо позже появились бытовые сказки , в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. В них еще больше правды. Это настоящая сатира – насмешка над барином, купцом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, смекалка и ум - над глупостью. Смысл бытовых сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.

За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство.

2. Чтение статьи учебника, стр. 35-40.

3. По названию сказки определите ее вид.

«Как поп работницу нанимал», «Лисичка со скалочкой», «Солдат и царица», «Финист - ясный сокол», «Три царства», «Кот и лиса», «Василиса Премудрая» «Лиса и кувшин», «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля».

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь, задание 24. Прочитайте отрывки из сказок и определите их вид

1. Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

В такую стужу ты рубишь?

В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился...

(«Про нужду») ___________________________________________

2. Жили-были кум с кумой - волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса,

Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы, да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад.

(«Лиса-повитуха») __________________________________________

3. Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

(«Царевна-Лягушка») __________________________________________

4. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел. _________________________________________

2. Рабочая тетрадь, задание 25. Установите правильную последовательность элементов композиции волшебной сказки.

1. Появление героя.

2. Бой с противником.

3. Брак и воцарение героя.

5. Встреча с дарителем.

6. Испытание и награждение героя.

8. Победа и возвращение героя.

9. Трудная задача и ее выполнение.

3. Итоговая беседа о художественных особенностях фольклорной сказки.

Вам уже известно высказывание А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?

К какой группе сказок наиболее применимы слова А.С. Пушкина «Сказка ложь...»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?

Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники, троекратный повтор)?

4. Запись в тетради.

Ребята, на последующих уроках вам не раз придется пересказывать сказки. Чтобы делать это как можно лучше, давайте запишем в тетради памятку.

Памятка «Как рассказывать сказку».

Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».

    Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.

    Начинай с присказки, завершай концовкой.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 35-40.

VI. Этап рефлексии

«Царевна-лягушка».

Тема, образы, композиция, стиль волшебной сказки.

Цель:

    знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;

    развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;

    воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Рабочая тетрадь, задание. Конкурс знатоков.

1. Какие события сказки «Царевна-лягушка» повторяются трижды?

2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?

3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.

4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?

5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?

6. Назовите представителей «чужого» мира.

7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.

Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы Василиса Премудрая смогла навсегда избавиться от лягушачьей кожи, её должен встретить Иван-царевич и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Василиса делает все, чтобы ни Иван, ни его отец не пожалели о сделанном выборе, а Иван-царевич совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную жену. В сказке заключена великая мудрость: герой не получает счастье в подарок, но добивается его в суровой борьбе.

Исторические корни волшебной сказки: у южных славян существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).

2. Чтение сказки «Царевна-лягушка» учителем.

Учитель читает сказку «Царевна-лягушка», стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Назовите признаки, по которым сказку «Царевна-лягушка» можно отнести к волшебным сказкам

Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.

Она – «чудесная невеста», волшебница Василиса Премудрая.

Герою противостоят чудовищные противники «иного царства» - Кощей Бессмертный.

Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.

Сказочный язык, особый стиль.

2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки.

- Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…

- Формула-обращение к избушке : «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»

- Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…

- Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка

- Утраивание : три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, три пары сапог износить, три железных хлеба изгрызть.

3. Беседа по вопросам.

Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (Зачин)

Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.

Как царь предложил своим детям искать себе невест?

4. Выразительное чтение отрывка от слов «Вышли братья на широкий отцовский двор...»

Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?

Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?

Как утешала Ивана-царевича лягушка?

Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

5. Выразительное чтение отрывка от слов «Взяла она частые решета...»

Что особенного в этом описании? (Ритмичность)

Можно записать отрывок как белые стихи, и эта работа поможет приблизиться к представлению о ритме

Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.

Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз –

цветок зацветет,

где кольнет другой раз –

хитрые узоры идут,

где кольнет третий -

птицы летят.

Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

6. Выразительное чтение отрывка от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» - до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»

Чем удивила Ивана-царевича лягушка, почему он взял её в жены? (говорящая)

Как называется такое существо? (антропоморфное)

Обратите внимание на описание свадьбы. Какие обряды совершали после свадьбы? (Стр. 34 учебника.)

Перескажите соответствующие эпизоды сказки. Подумайте, почему именно они так подробно описаны?

Расскажите близко к тексту, что вышила царевна-лягушка на ковре, какие узоры были на хлебе, как она появляется на пиру, что делает во время пира?

Все изделия связаны с символикой плодородия. Танец на пиру – это танец плодородия. Появление на пиру Василисы – стук да гром, золоченая карета (символ солнца), кони гнедые или белые – тучи или облака, все это признаки грозы.

Что произошло после пира? Нарушение запрета. В кого обернулась царевна? Серая утушка, лебедь – символическое обозначение облаков.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника.

2. Рабочая тетрадь, задания 28 и 29.

VI. Этап рефлексии

«Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім беру бөлімінің Обаған орта мектебі» мемлекеттік мекемесі

РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: Русские народные сказки. Виды народных сказок.

Учитель русского языка и литературы Сегизбаева Б.И.