Колористическое решение. Решение колористических задач в процессе работы над живописным пейзажем школьниками младших классов. Как оформлять и решать колористические задачи

Колористическое решение

Цвет имеет важное значение при построении цельной и сбалансированной композиции в произведении декоративной живописи. Для правильного построения композиции и определения колористического решения произведения, необходимо ознакомится с основами цветоведения.

Цветоведение -- наука о цвете, систематизирующая физические, физиологические и психологические данные цвета, а так же данные философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, изучающих цвет, как явление культуры.

Цветоведение включает:

1. Физическую теорию цвета,

2. Теории цветового зрения,

3. Теорию измерения и количественного выражения цвета.

4. Субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.

Квалиа -- это термин, используемый для обозначения того, как выглядят вещи для нас. «Необычный термин для обозначения самой обычной из возможных для нас вещи: того, как вещи выглядят для нас» - Dennet, D. Quining Qualia.

Колористика -- это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Цвет -- характеристика электромагнитного излучений в оптическом диапазоне, возникающая на основании физиологического зрительного ощущения, которая зависит от физических, психологических и физиологических ощущений. Восприятие цвета индивидуально для каждого человека, а так же определяется спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света и не светящимися объективами. На восприятие цвета также влияют такие явления как:

1. Метамерия -- свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава воспринимаются как одинаковые цвета.

2. Индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов);

3. Психика человека.

Цвет -- ощущение, которое возникает при попадании в человеческий глаз световых лучей. Поэтому одни и те же световые воздействия вызывают разные ощущения у разных людей. Для каждого наблюдателя истинный цвет - тот, который он видит сам.

Также на восприятие цвета оказывают влияние фоновой цвет и свет, его цветовая температура и зрительная адаптация.

Разные народности по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них имеют большее или меньшее отражение в языке. Первыми цветами, появившиеся в человеческой культуре, обычно считаются белый, черный и красный.

Количество «основных» цветов в разных культурах различно: Древний Восток предполагал наличие пяти основных цветов; Европа -- три основных цвета: красный, желтый и синий, позже -- красный, зеленый и синий; а со времен Ньютона -- семь цветов (кроме ахроматических черного и белого цвета).

Все цвета подразделяются на: хроматические (все спектральные и многие природные цвета), ахроматические (белый, черный и все оттенки серого), полухроматические (земляные цвета, то есть цвета смешаны с ахроматическими цветами).

Каждый цвет обладает измеряемыми физическими характеристиками:

1. Яркость -- любой цвет при снижении яркости становится черным.

2. Светлота -- степень близости цвета к белому.

3. Насыщенность -- при уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

4. Цветовой тон -- характеристика цвета, отвечающая за его расположение в спектре.

У художников -- живописцев основными цветами являются: красный, синий и желтый. Черный - это отсутствие света и цвета (дыра). Белый -- неразделенный солнечный свет. При смешении основных цветов производятся спектральные цвета:

1. Оранжевый,

2. Зеленый

3. Фиолетовый.

Вместе с основными, первичные смешанные составляют «живописный» спектр:

1. Красный;

2. Оранжевый;

3. Желтый;

4. Зеленый;

6. Фиолетовый.

При смешении соседних шести цветов получается двенадцать цветов. Это доступный обычному человеческому глазу интервал цветов:

1. Красный;

2. Оранжево -- красный;

3. Оранжевый;

4. Оранжево -- желтый;

5. Желтый;

6. Желто -- зеленый;

7. Зеленый;

8. Сине -- зеленый (голубой не считается самостоятельным цветом, а разбеленным синим, сине -- зеленым);

10. Фиолетово -- синий;

11. Фиолетовый;

12. Фиолетово -- красный.

Цвет оказывает большое влияние на психологическое и физиологическое состояние человека, влияет на настроение и работоспособность. Например, было проведено исследование специалистами: при температуре воздуха +15 - +17 С, здоровый человек в рубашке с короткими рукавами, находясь в помещении с яркими желтыми или оранжевыми стенами, не ощущает холода, но при этой же температуре в помещении с серо -- голубыми стенами - он замерзает.

Красный цвет возбуждает нервную систему, активизирует работу мускулов и активизирует остальные системы организма человека.

Оранжевый цвет -- тонизирует, воздействует как красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, пробуждает аппетит, раскрепощает и укрепляет волю.

Желтый -- так же тонизирует организм, но не такой утомляющий, как красный или оранжевый.

Зеленый -- природный цвет нейтральный, расслабляющий и пассивный. Длительное воздействие не только не утомляет, но и способствует повышению работоспособности.

Синий цвет расслабляет и тормозит работу нервной системы, т.к он считается спокойным, пассивным и холодным.

Голубой -- успокаивает, снимает мышечное напряжение.

Фиолетовый цвет соединяет в себе эффекты красного и синего, угнетает нервную систему.

Цветовая гармония важна для восприятия произведения декоративной живописи.

Цветовая гармония -- сочетание цветов и цветовых множеств, образующие органическое целое, с учетом всех их основных характеристик:

1. Цветовой тон;

2. Светлота;

3. Насыщенность;

5. Размеры и расположение в пространстве цветов, которое приводит к цветовому единству и благоприятно влияет на человека.

Признаки гармонии цвета:

1. Связь и сглаженность. Связующим фактором может быть: монохромность, ахроматичность, сдвиг к какому либо цветовому тону, гамма.

2. Контраст.

3. В гармоничную композицию нечего добавить или убрать.

4. Пропорциональность. Соотношение цветов между собой и в целом.

5. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6. Ясность и легкость восприятия произведения.

7. Организованность, порядок и рациональность.

Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности гармоничной триадой цветовой гаммы являются красный или желтый, белый, черный.

Сочетания цветов несут в себе психологическую нагрузку на человека. Сочетание определенных цветов способно формировать определённое впечатление или реакцию.

В декоративном панно использована традиционная гармоничная триада цветовой гаммы: желтый, черный и белый. В природе такое сочетание говорит об опасности: животные, обладающие такой раскраской заявляют хищникам, что они ядовитые.

В живописи чистое сочетание черного и желтого негативно действует на психику: начинает болеть голова, человек становится раздражительным. Однако если в черно -- желтое добавить большое количество белого или серого, можно избавится от негативного влияния такого цветового решения. В небольшом количестве в черно -- белой композиции желтый оживляет произведение, он поднимает настроение и стимулирует нервную систему. Такое сочетание может быть изысканным в таких стилях как ар -- деко, винтаж, модерн и эклектика.

В эпоху Возрождения основное внимание уделялось решению чисто композиционных задач, построению пространства и размещению в нем фигур. Колориту же придавалось второстепенное значение. Он был, как бы, заранее определен и подчинялся рисунку. Так, например, в "Поклонении младенцу Христу" Мариотто Альбертинелли и Фра Бартоломео Фра Бартоломео "Поклонение младенцу Христу", Вилла Боргезе, Рим. размещение основных цветовых пятен первого плана совпадает. Незначительные различия в насыщенности красок появляются только из-за использования Мариотто смешанной техники. Темпера дает возможность делать световое пятно более локальным и насыщенным. Поэтому так выделяется желтый плащ Иосифа. У Фра Бартоломео, который писал маслом, цвет более приглушенный и сложный.

Сохраняется и иконографическая обусловленность цвета в одеянии персонажей, например Марии. Во всех трех произведениях Мадонна облачена в синий плащ и красное платье. Филиппино Липпи решает колорит в соответствии с каноном. Пьеро ди Козимо изображает плащ с довольно сильными рефлексами зеленого и синего, проникающими друг в друга так, что довольно сложно установить основной его цвет. Альбертинелли привносит в свою работу небольшое изменение. Он решает мафорий у Марии двухцветным: синим и зеленым. Таким образом, основные колористические различия, в основном, объясняются использованием различных техник живописи. Цвет применялся как "иллюминация рисунка. Он при всей своей значимости ничего не решал в картине, только усиливая выразительность рисунка" Н.Н. Волков Цвет в живописи - М: Искусство, 1984, стр. 194-195.

Колорит "Поклонения младенцу Христу" у Филиппино Липпи строится на сочетании зеленоватых и жемчужно-серых тонов. Основой цветового ритма служат синие и красные вертикали одежд фигур ангелов, а Марии, которые придают звонкое "музыкальное" звучание всей композиции. Художник погружает их в зеленовато - оливковую дымку пейзажа. Насыщенность его постепенно ослабевает, приближаясь к линии горизонта. Так у нижней кромки произведения темно-зеленый, почти черный, цвет травы, на котором прорисованы тонкой кистью желтые стебли. Этим же тоном написаны кусты и деревья, смотрящиеся силуэтами на светло-голубом фоне неба или пологих склонов. Филиппино почти не использует богатство гаммы охр, столь любимую его современниками. Он применяет ее холодные оттенки в решении лиц и ладоней рук, одеяний парящий ангелов и в моделировке обнаженного тела младенца. Коричневатой охрой пишет волосы и совсем прозрачные крылья. В решении парапета Филиппино Липпи к охре добавляет белила и приглушенный желтый. Но все цвета подчинены зеленым оттенкам, которые определяют общее колористическое решение.

О колористическом решении “Поклонения младенцу Христу” Пьеро ди Козимо судить довольно сложно, так как на сегодняшний день произведение не представлено в постоянной экспозиции музея. Цветные воспроизведения эрмитажного тондо, которые позволили бы говорить о его красочном решении, отсутствуют. Однако существуют хорошие репродукции "Поклонения младенцу Христу", находящегося в собрании галереи Боргезе, являющегося аналогом эрмитажного, только написанное несколько суше и сильно пострадавшее от реставрации З. Борисова Галерея Боргезе. Национальная галерея - М: Изобразительное искусство, 1971, стр17. . Лишь на основании этого материала можно рассматривать колорит эрмитажного произведения. Пьеро ди Козимо решает тондо в теплых тонах. Наиболее светлое пятно - светло-голубая, почти белая, пелена, которая перекликается с изображением голубя и вставками на рукавах одеяния Марии. Обнаженная фигура младенца Христа также создает впечатление мягкого сияния, но уже более теплого по тону. Немного дальше располагается изображение Иоанна Крестителя в охристой власянице. У Пьеро ди Козимо проявляется интерес к обнаженному телу. Не случайно художник показывает неприкрытыми, почти до середины бедра ноги ангелов, в то время как Липпи и Альбертинелли “одевают” ангелов в длинные одеяния, оставляющие открытыми лишь ладони рук и ступни ног. Колористическое решение строится на господстве трех основных цветов: красного, синего и желтого, которые составляют основу палитры любого художника. В чистом виде она представлена у Мариотто Альбертинелли. В "Поклонении младенцу Христу" Пьеро ди Козимо не использует зеленого цвета в чистом виде, так как он является производным синего и желтого. Например, в решении мафория фигуры Марии происходит смешение синего и зеленого. Довольно сложно определить, какой цвет был взят за основу или выбран для изображения рефлексов. Эта неопределенность, вероятно, символизировала двойственность сущности Марии, ее небесное и земное начало. Одежды ангелов решены открытыми локальными пятнами краплака и синего. Соединение этих двух цветов повторены в одеянии Мадонны с добавлением теплых оттенков в трактовке освещенных участков складок. Возможно, подобным решением художник хотел подчеркнуть божественную природу Марии. Пьеро ди Козимо вводит между фигурами изображение дверного проема, в котором виден лазоревый небосвод. В отличие от Мариотто Альбертинелли, художник отказывается использования в общем, цветовом решении локальных пятен желтого. Он наполняет произведение разнообразными оттенками охр, применяя их в трактовке обнаженных тел, подушке, на которую опирается Христос, власянице Иоанна Крестителя и пейзажа дальнего плана. Он решает детали интерьера в красновато - коричневых тонах, доходя в некоторых затемненных частях стен до черного. По сравнению с произведениями Филиппино Липпи и Мариотто Альбертинелли, живопись Пьеро ди Козимо наиболее богата оттенками. Это достигается за счет масляной техники, которую в чистом виде использует художник.

Колорит “Поклонения младенцу Христу” Мариотто Альбертинелли основан на сочетании трех основных цветов. Самое ярое пятно всего произведения - это желтое одеяние Иосифа. Художник пытается уравновесить этот цвет светлой полосой на земле, решенной менее локально и насыщенно. Контрастным смотрится синее одеяние Иосифа в верхней части. Оно перекликается с внутренней стороной плаща Марии, и пеленой, на которой лежит младенец. Синий цвет первого плана, словно эхо, повторяется, становясь более прозрачным в изображении холмов и неба. Внешняя часть мафория Мадонны нейтрального темного синевато-зеленого цвета согласуется с прозрачными, написанными в один слой этого же тона холмами дальнего плана. Еще два акцента, уравновешивающие друг друга - красная внутренняя сторона плаща Иосифа и алое платье Марии. Мариотто Альбертинелли вводит маленькое пятно краплака в решение полупрозрачной драпировки сидящей на ступенях фигуры дальнего плана, которая находится между Мадонной и Иосифом. Однако в колорите работы заметно преобладание коричневого и охр. Значительное место в пространстве произведения занимает архитектура. Оно изображено коричневой охрой монохромно. Объемность достигается за счет увеличения количества слоев в тенях и уменьшения, до прозрачности в свету. В деталях ступеней и в основании колонн живопись настолько тонка, что можно заметить темные линии карандашного рисунка. Коричневой охрой написаны и фигуры дальнего плана. Написанные более плотно с добавлением белил и синего, они сохраняют прозрачность. Совмещая техники масляной и темперной живописи, Альбертинелли применяет два способа передачи теней. Первый - так называемые "цветные тени". Впоследствии они будут использованы Микеланджело в Сикстинской капелле Росписи Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане были созданы между 1508-1512 годами. и в живописном тондо "Святое семейство" Микеланджело "Святое семейство", так называемый Медальон Дони, 1504, Уффици, Флоренция. . Наиболее ярко этот способ представлен в трактовке складок желтого плаща Иосифа, тени которых изображены кирпично-красными. Верхняя часть его одеяния и пелена младенца решены синим с высветлением почти до розовато-белого. Подобный прием Альбертинелли применял и в триптихе "Благовещение", "Рождество" и "Введение во храм". Мариотто Альбертинелли "Благовещение", "Рождество" и "Введение во храм", Уффици, Флоренция. Этот способ был связан с особенностями темперной живописи. Впоследствии прием "цветных теней" будет применен ПонтормоЯкопо Каруччи, по прозвищу Понтормо " Вечеря в Эммаусе", 1525, Уффици, Флоренция. и Андрея дель Сарто Андреа дель Сарто "Святой Михаил, святой Иоанн Гвальберто, святой Иоанн Креститель, святой Бернард дельи Уберти, Уффици, Флоренция. - учениками Мариотто Альбертинелли.

Другой способ - "сгущение" цвета в тенях. Подобный прием применяли в основном в масляной живописи. Так трактуется одеяние Марии. Прозрачно, словно акварелью написаны удаляющиеся склоны, цвет постепенно становится менее насыщенным. Нежнейшие переходы от темно зеленого с добавлением охр через более светлые с синими тенями к светло голубому, настолько прозрачного, что просвечивается грунт. Подобный прием повторяется в написании небосвода. Следует отметить виртуозность художника в изображении обнаженных частей тела. Мариотто Альбертинелли по-разному трактует нежную, словно из фарфора, кожу Марии с розовыми рефлексами от красного платья на руках и лице. Фигура обнаженного младенца решена в более теплой гамме, основанной на градациях охр. Кожа Иосифа наиболее темная, с добавлением умбры в тенях. Фигуры расположены на темно-коричневой, почти черной поверхности земли.

Неважно кто вы, где живете и к какой культуре принадлежите, окружающая вас среда влияет на ваше душевное состояние. И цвет, это первое на что мы реагируем в окружающей нас обстановке. Цвет постоянно присутствует в нашей жизни. Цвет является усилителем чувств, настроений и ощущений. Влиянию цвета невозможно противиться, он определяет наши эмоции и реакции на чисто подсознательном уровне.

Входя в любой дом, мы сразу можем почувствовать его атмосферу еще до знакомства с хозяевами. Именно универсальный язык цвета передает нам настроение интерьера. Цвет или его отсутствие определяет ту атмосферу, которая царит в дизайне интерьера любой квартиры. Цвет, это первое, что бросается в глаза в комнате и запоминается нам на долгое время. Наш собственный дом, это место, где цвет на нас оказывает самое сильное влияние, осознаем мы это или нет. Правильно подобранное цветовое решение и сочетания цветов в интерьере нашей квартиры могут стимулировать или расслаблять наши чувства, пробуждать счастливые воспоминания и формировать теплые отношения членов семьи друг к другу.

Учитывая, что квартира находиться на северной стороне, цвета должны быть теплыми, постельного оттенка. Но и также не возбраняется применение темных цветов. Подбирая цветовую гамму для дизайна своей квартиры, как правило, мы хотим создать гармоничный и уютный интерьер, в котором мы будем чувствовать себя комфортно. Можно положиться на свой вкус и интуицию и самостоятельно сделать подбор цветовых сочетаний. А можно обратиться к проверенным схемам выбора сочетаний цветов в интерьере.

Одним из самых популярных на сегодня методов подбора цветовых сочетаний, является метод, основанный на комбинациях цветов из цветового круга. Популярность этого метода объясняется простотой и доступностью его применения. Понятие цветового круга ввел в наш обиход поэт и мыслитель И. В. Гете в конце 18 века. Его круг содержал 6 цветов - 3 основных (красный, желтый, синий) и 3 дополнительных (оранжевый, зеленый, фиолетовый). В конце 19 века Вильгельм Освальд, немецкий физик и химик, организовавший в Германии институт по изучению проблем цвета, усовершенствовал этот круг.

Цветовой круг Освальда включал в себя уже 24 цвета: лимонно-желтый, желтый, золотисто-желтый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, киноварно-красный, красный, карминно-красный, пурпурно-красный, пурпурно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синевато-фиолетовый, ультрамариновый, средне-синий, синий, васильково-синий, бирюзовый, цвет морской волны, изумрудно-желтый, сине-зеленый, средне-зеленый, хлорофилловый, желто-зеленый. На сегодня существует довольно много модификаций цветовых кругов. Все они помогают довольно просто подбирать гармоничные сочетания цветов для интерьера квартиры. Для интерьер квартиры я выбрал теплые цвета, такие как светло-коричневый, бежевый, персиковый. Что бы создать контраст, я добавил в интерьер ярко красный цвет и два классических цвета, черный и белый.