Классный час по внеклассной работе. Наш друг – театр. Классный час: "Театр уж полон…" Классный час день театра с презентацией

1. Вступительное слово учителя: Ребята, вы, наверное, не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед вами возникает особая жизнь. Невольно вы начинаете переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. В этом году исполняется 75 лет со времени открытия в Краснодаре (Екатеринодаре) театра кукол (1939). У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял Самуил Маршак. 18 июня 1920 года в помещении Екатеринодарского драматического театра состоялся спектакль для детей «Летающий сундук». Именно эта постановка положила начало детскому театру в городе Екатеринодаре. Точная дата рождения нашего театра, увы, не установлена; известен только апрель 1939.

2. Экскурсия по театру (презентация)

3.Разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.)

2. Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.)

3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления. (Бис.)

4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается... (шум.)

5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц. (Ложа.)

Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша - объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.п.) Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали:

1. Место в задних рядах зрительного зала. (Галерка.)

2. Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта. (Антракт).

3. Слово, выражающее одобрение, восхищение. (Браво.)

4. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (Аплодисменты.)

5. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление. (Сцена.)

6. Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены), закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. (Рампа.)

7. Изображение актером на сцене действующего лица пьесы. (Роль.)

8. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. (Балет.)

По вертикали у нас получилось слово «гардероб». Что это такое?

(Гардероб - это раздевалка.)

Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр. Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты - скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас в театре настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вашу шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок.

4. Чтение рассказа

А теперь прослушайте небольшой рассказ артиста театра «Ты пришел в театр»:

«… Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет - оторвались.

Между тем дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир - мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...

Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим...»

Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него. Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринять некоторую условность театра - Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.

Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.

Вот, хотя свет погас, и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестр. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.

А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо спасли. Все ясно!

И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.

Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем - это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь» (В. Кузьмин).

5. Обсуждение прочитанного

Какое неправильное поведение ребят вы заметили?

(Высказывания учащихся.)

6. Знакомство с памяткой

Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно.

Нельзя опаздывать к началу спектакля.

Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу.

Нельзя в театре занимать чужие места.

Проходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.

В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.

При входе и выходе из зала во время антракта проходи спокойно, не толкайся.

Будь аккуратен, не сори. Не ешь во время действия.

7. Экзамен «Хитрый этикет» (подведение итогов)

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать своеобразный экзамен на знание так называемого «хитрого этикета».

1. Следует ли, находясь в музее, на выставке и в театре, сдавать зонты, портфели, большие пакеты в гардероб?

а) Следует, если их там принимают.

б) Не следует, если они вам не мешают.

в) Следует, если их не принимают в гардероб, сдать их в камеру хранения.

2. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?

а) Не нужно.

в) Желательно, но не обязательно.

3. В какой одежде лучше всего посещать театр?

а) В свитере и джинсах.

б) В легкой декольтированной одежде.

в) В нарядной одежде по сезону.

г) В брючном костюме.

4. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

б) Сколько угодно.

в) В любом, кроме большой меховой шапки.

г) Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.

5. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед.

б) Лицом к сидящим.

в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

6. Следует ли извиняться перед сидящими, проходя в середину ряда?

а) Следует.

б) Не следует.

в) Желательно.

7. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

а) Обязательно.

б) Желательно.

в) Не следует.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла?

а) Можно, если успеваешь это сделать первым.

б) Желательно.

в) Нежелательно.

9. Можно ли одалживать бинокль и программу у соседа по ряду?

б) Нельзя.

в) Нежелательно.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

б) Нельзя.

в) Нежелательно.

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят, и спектакль вот-вот начнется?

а) Нельзя.

б) Нежелательно.

в) Можно в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) Можно, если это интересно вашим соседям по ряду.

б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей.

в) Нельзя - подождите антракта.

13. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

б) Желательно, чтобы подбодрить артистов.

в) Нельзя.

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а) Взять с собой несколько носовых платков.

б) Не предпринимать ничего особенного - окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам.

в) В таком состоянии лучше остаться дома.

15. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

б) Нежелательно.

в) Нельзя.

16. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

а) Громким свистом и топаньем ногами.

б) Криками «браво» и вставанием.

в) Громкими и ритмическими аплодисментами (кроме концерта классической музыки).

17. Как проявить свое неодобрение содержанием спектакля или неудовлетворительной игрой актера?

а) Свистеть и топать ногами.

б) Немедленно встать и покинуть зал.

в) Молчать и не аплодировать.

18. Как вручить цветы актеру, певцу?

а) Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

б) Подойти к сцене и вручить исполнителю.

в) Передать через работников театра, концертного зала.

19. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

б) Нельзя.

в) Допускается в крайнем случае, если вы спешите на поезд или последний автобус.

г) На ваше усмотрение.

8. Изготовление куклы для настольного театра.

Материалы: Набор ложек, шерстянные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки.

Способ изготовления:

Волосы. Их шерстяных ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем моментом с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть совершенно разные.

Одежда. Лучше конечно шить платье - конус из фетра, тогда подшивать не придется. Но можно также использовать и другие ткани, желательно плотные, чтобы держали форму. Сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком.

Глаза. Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией, как в нашем варианте.

РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Все разработки рассчитаны на 2
— 3 классных часа.
ЧАС ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
(Для учащихся 13
— 15 лет)
Задачи : расширить кругозор школьников в области театрального искусства, познакомить с элементами театральной техники, развивать память, фантазию, вкус.
Ход подготовки :
1. Выбрать из числа старших школьников ведущего (им может быть также пионервожатый или классный руководитель).
2. Создать творческую группу «театроведов», которые дадут задания школьникам: «историкам»

— подготовить рассказ об истории возникновения театра, о его развитии; «музыкантам»
— разработать музыкальную викторину; «актерам»
— провести игру «Сценическая импровизация»; «костюмерам»
— провести конкурс «Подбери костюм сказочному герою».
3. Для проведения практических заданий пригласить артистов театра, участников школьной художественной самодеятельности.
4. Прочитать книги о театре (см.: Куликова К. Труба, личина и кинжал. Л., 1972; Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программе. М., 1975; Макаров Л. С утра до вечера в театре.

Л., 1973).
План-конспект:
1. Вступительное слово ведущего (тезисы):
Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.
Актерское дарование
— явление сложное. Его надо развивать с детства. К. С. Станиславский, выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант
— это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память... темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум... искренность, самообладание, находчивость...»
Этот театральный час поможет вам больше узнать о театре, попробовать свои творческие силы.
2. Выступление «историков». Рассказ о происхождении театра, о лучших театрах страны, известных актерах.
3. Выступление «музыкантов». Отгадайте, из каких музыкальных сказок звучит эта музыка и нарисуйте иллюстрации к ней («Приключения Буратино» А. Рыбникова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Петя и Волк» С. С. Прокофьева, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро» А. К. Лядова и др.).

4. Выступление «актеров». Игра «Сценическая импровизация».
«Актеры» рассказывают об искусстве сценической импровизации. Импровизация
— это такая игра, которая включает в себя разнообразное множество игр, и каждая из них никогда не имеет однозначного решения. Все зависит от воображения и фантазии играющих.
Задание 1. Разыграть ситуацию знакомства двух своих сверстников, встретившихся... на именинах у Мухи-Цокотухи.
Задание 2. Представить, что палка
— это тяжелая гиря. Продемонстрировать действия с палкой-«гирей». Можно взять книгу, мяч и т. п. и представить их себе совсем в другом качестве.

Например, с мячом обращаться, как с букетом цветов. Остальные участники игры должны угадать по действиям ребят, какой именно это предмет.

Задание 3. Разбить класс на две команды. Первая команда должна инсценировать басню И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна», в которой участвуют не три исполнителя (Чтец, Обезьяна и Медведь), а пять (две Обезьяны, два Медведя и Чтец). Никакого зеркала в басне быть не должно: им будут «отражения»
— двойники Обезьяны и Медведя. Вторая команда может инсценировать басни И. А. Крылова «Квартет» или «Слон и Моська», (см.: Крыловский вечер в школе. М., 1969, с. 90
— 95).
Подведение итогов : какая команда лучше выполнила все задания.
5. Выступления «костюмеров». Конкурс «Подбери костюм сказочному герою».
Ведущий выносит реквизит : бумагу, краски, ножницы, клей, кусочки материи и др. Каждой команде за 10
— 15 минут предлагается изготовить костюм: Черномора, Мальвины, доктора Айболита, Золушки, Карабаса-Барабаса (на выбор) и продемонстрировать его.
План дальнейшей работы :
1. Подготовить театральную игру-импровизацию для младших классов «Приходите к нам в театр!» (См.: Матвеев В. Ф. Октябрята

— дружные ребята! М., 1981, с. 152
— 157).
2. Побывать на спектаклях в ТЮЗе. Провести обсуждение одного из них.
3. Провести конкурс иллюстраций к просмотренному спектаклю.
Литература :
1.Абалкин Н. А. Рассказы о театре. М.: Мол. гвардия, 1981. 303 с., ил.
2.Александров Э. Люблю театр! М.: Дет. лит., 1971. 158 с., ил.
3.В школьном театре: Инсценировки произведений рус. писателей-классиков. М.: Дет. лит., 1971. 511 с., ил.
4.Сац Н. Дети приходят в театр. М.: Искусство, 1961. 312 с.
5.Шильгави В. П. Начнем с игры. М.: Просвещение, 1980, с. 7.

  • Классный час «Семья в моей жизни»
  • Беседа на тему : «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15
    — 16 лет)
  • Час театрального мастерства (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Устный журнал на тему : «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10
    — 11 лет)
  • Практическое занятие на тему : «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12
    — 13 лет)
  • Практическое занятие на тему : «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13

    — 14 лет)

  • Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13
    — 14 лет)
  • Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Беседа на тему : «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15
    — 17 лет)
  • Беседа на тему : «Чудо, имя которому
    — книга» (Для учащихся 11
    — 12 лет)
  • Устный журнал на тему : «Наш друг
    — кино» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • Классный час - Наркомания - что это?
  • Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
  • Классный час на тему : «Здоровый образ жизни»
  • Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
  • Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
  • Классный час в 5 классе "Символика России"
  • Классный час "О культуре поведения в школе"
  • Классный час «Я и мои друзья»
  • Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
  • Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
  • Классный час «Здоровье -бесценное богатство"
  • Классный час "Ты имеешь право... "
  • Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
  • Классный час «Моя родословная»
  • Классный час «Экология»
  • Классный час "Курение - За и против"
  • Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
  • Классный час на тему : "Права ребенка"
  • Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
  • Классный час "О том, как властвовать собой"
  • Классный час на тему : «Что такое настоящая дружба?»
  • Классный час на тему : Курить или жить? 6-7 класс
  • Классный час "Как не надо себя вести"
  • Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
  • Классный час "Всего одна рюмка"
  • Классный час "Алкоголизм"
  • Классный час "Братковский язык"
  • Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
  • Классный час "Все правила этикета"
  • Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
  • Классный час на тему : "Хлеб - всей жизни голова"
  • Методическое обоснование классного часа
  • Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
  • Цели, задачи и правила проведения классного собрания
  • Структура классного часа
  • Классный час "Я - гражданин России"
  • Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
  • Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
  • Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
  • Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
  • Классный час "Новогодний классный час"
  • Классный час "Что такое настоящая дружба"
  • Классный час "Александр Невский"
  • Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
  • Классный час "Вместе - дружная семья"
  • Классный час "Дружба дороже богатства"
  • Классный час "Что такое этикет?"
  • Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
  • Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
  • Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"

В работе классного руководителя наверняка запланирована и такая форма общения с детьми, как посещение театров, музеев, различных выставок, кинотеатров.

Перед тем как вывести своих питомцев в свет, необходимо провести предварительную беседу о том, как надо вести себя в общественных местах, ознакомить ребят с основными правилами поведения:

1. Нельзя громко разговаривать и тем более кричать и размахивать руками в общественных местах.

3. Неприлично вслух комментировать или давать свою оценку происходящему на сцене, тем более переговариваться или делиться своими впечатлениями с товарищем.

4. Крайне неприлично сидеть в зрительном зале развалясь, вытянув ноги. Этим вы показываете своё неуважение к окружающим.

5. Если вам, по важной для вас причине, необходимо пройти к выходу, извинитесь перед сидящими рядом с вами людьми. Проход между рядами небольшой, поэтому, чтобы вас пропустить, им придется встать со своего места. Проходя между рядами, развернитесь к сидящим лицом, а не спиной и другой частью тела, что крайне неуважительно по отношению к ним.

6. Некрасиво, сидя в зрительном зале, грызть ногти, чистить нос, причесываться и т. п.

7. После спектакля или в антракте не рекомендуется носиться по вестибюлю сломя голову и толкаться, торопясь к выходу. Всё понятно - вы устали сидеть, вам необходимо размяться. Но оглянитесь вокруг себя, сколько людей присутствовало вместе с вами на спектакле или киносеансе. Что было бы, если бы всем им взбрело в голову немного «поразмяться»? Так что преимуществ перед другими у вас нет, поэтому ведите себя спокойно и достойно, как и полагается хорошо воспитанному человеку.

8. При посещении театра или музея продумайте свой гардероб: нелепо смотрятся трико и кроссовки, а также яркие платья, обилие косметики и т. п. Посоветуйтесь с родителями, как вам лучше одеться.

9. После просмотра спектакля не торопитесь покинуть свое место, поблагодарите своими аплодисментами актеров за их нелегкий труд и великолепную игру.

Это интересно!

Кстати, об аплодисментах. Знаете ли вы, почему люди аплодируют? Хлопать артистам начали еще в Древнем Риме при императоре Нероне, считавшем себя гениальным актером. При его появлении на сцене зрители должны были вставать с мест и бить в ладоши. Никому не хотелось быть казненным, поэтому бедные римляне, не жалея сил, стоя аплодировали своему императору, стараясь «перехлопать» друг друга, показывая всем своим видом восхищение и одобрение.

Спустя несколько столетий во Франции в XVIII веке пылкие поклонники рукоплескали красавицам, восторгаясь и восхищаясь их очарованием и красотой.

Постепенно обычай аплодировать в знак одобрения распространился на любые публичные выступления.

Если предстоит посещение театра оперы и балета, то неплохо было бы подготовить детей к предстоящему просмотру, что поможет им более осмысленно и осознанно вникнуть в содержание спектакля, у них не будет повода зевать и смотреть по сторонам.

На некоторые вопросы учащиеся вряд ли смогут ответить без подготовки, поэтому можно кому-то из ребят поручить подготовить небольшой рассказ о творчестве П. И. Чайковского, найти его портрет, может быть, зачитать главы из книги Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик» (ниже дается краткая информация), показать красочные иллюстрации. Неплохо было бы прослушать фрагменты музыки (в записи), определить, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, проанализировать их звучание и т. п.

Можно также поручить ребятам подготовить сообщение об истории театрального искусства вообще или же о том, когда появился театр в вашем городе, какие исторические события связаны с вашим театром, о его традициях и т. п.

Дополнительный материал

Кто такой Щелкунчик?

Без всякого сомнения, каждый из вас, ребята, знает или слышал о маленьком и отважном Щелкунчике. Но задумывались ли вы, откуда у персонажа сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», такое необычное имя?

Наверное, оттого, что этой игрушкой можно щелкать орехи, - скажете вы.

От слова «щелкать», «щелкун» и произошло имя деревянного человечка, умеющего не только исправно щелкать орешки, но и храбро драться с неприятельским мышиным войском.

Да, имя Щелкунчика нам больше известно как имя сказочного героя. Но для немецких детей это прежде всего забавная игрушка. Вот уже на протяжении многих веков в Германии существует такая традиция: взрослые дарят детям на Рождество забавного деревянного человечка с большим ртом, которым он щелкает орехи.

Как появилась эта игрушка - неизвестно. Игрушечных дел мастера из Баварии, Тюрингии и других мест издавна славились по всему миру своим мастерством. Славились эти места и своими лесами, поэтому материал для игрушек всегда был под рукой. Нюрнбергские деревянные солдатики, лошадки, соннебергские куклы... Какие только игрушки не выходили из-под искусных рук народных умельцев! Весь «игрушечный товар» свозился на ярмарки - в Лейпциг, Гамбург, Франкфурт, а оттуда он уже расходился по разным странам: в Италию, Францию, Россию.

Издавна в Германии под Новый год наряжалась ёлка, на которую вместе со сладостями на веточки обязательно вешались золочёные орехи. Вот и придумал кто-то из игрушечных дел мастеров такого вот Щелкунчика, чтобы было чем орехи колоть. Игрушка не только колола орехи, то есть была вещью полезной и необходимой в доме, но и вполне соответствовала статусу подарка. А так как немцы народ довольно практичный, то подобная вещь быстро вписалась в быт немецких семей. Через некоторое время чуть ли не в каждом доме на Рождество на свой почётный караул под ёлку «заступал» трудяга Щелкунчик.

Постепенно Щелкунчик стал для детей, да и для взрослых, олицетворением праздника, домашнего уюта.

Что такое балет?

Это музыкально-театральное произведение, объединяющее в себе музыку, танец и сценическое действие.

Герои балета свои действия и чувства раскрывают не с помощью слов или пения, как это происходит в драматическом спектакле или опере, а посредством танцевальных движений и пантомимы - немой игры с помощью жестов и мимики.

Создателем русского классического балета был Петр Ильич Чайковский. Им написаны такие балеты, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Балет «Щелкунчик»

Основой балета, как уже говорилось, послужила сказка немецкого писателя Э.-Т.-А. Гофмана. В этой причудливой сказке реальная жизнь перемешана с вымыслом. Судите сами: Мари и Фриц, их родители, гости, фокусник - это вполне реальные, правдоподобные персонажи. Щелкунчик, лошадки, пряничные солдатики, игрушки, Мышиный Король, его подданные - это сказочные, фантастические герои. Но порой трудно различить, где вымысел, а где правда. Да и стоит ли это делать? Ведь в Новогоднюю ночь, в Рождество мы все ждем маленького чуда, которое обязательно должно произойти в полночь...

Проходят годы, мы взрослеем, стареем... и продолжаем ждать, а вдруг?.. А ведь чудо - вот оно: прекрасная, волшебная, очаровательная сказка о Щелкунчике и его приключениях. Может быть, стоит вечером поудобнее устроиться в кресле или на диване, возле новогодней ёлки, притушить яркий свет и вместе со своими близкими прочитать еще раз эту удивительную и добрую сказку? И кто знает, может быть, ровно в полночь с вами произойдет не менее удивительная история или приснится фантастический сказочный сон...

В балете два действия. События происходят в канун Нового года. За окном метель, шаловливые снежинки танцуют свой необыкновенный, причудливый танец. В комнате, где стоит красиво украшенная елка, тепло и уютно. Взрослые и дети веселятся вокруг новогодней ёлки. Появляется фокусник, в руках у него много игрушек. Среди них забавный Щелкунчик, предназначенный для колки орехов. Брат Мари, Фриц, сразу решает использовать игрушку по назначению: засунув Щелкунчику в рот непомерно большой орех, он ломает его. Мари очень жаль игрушку. Вечером, когда гости разошлись и праздник закончился, девочка с грустью укладывает пострадавшего в кровать своей куклы и уходит. Но Мари не спится - впечатления этого вечера не дают уснуть, и девочка решает еще раз взглянуть на прекрасную ёлку. Лунный свет озаряет зал. На глазах у Мари ёлка начинает расти, игрушки - оживать: вот маленькие солдатики торжественно маршируют вокруг елки. А кто же ими командует? Неужели... конечно же, это Щелкунчик!..

Вдруг слышится зловещая музыка, со всех сторон полезли мыши, они на минуту с почтением замирают - появляется Мышиный Король. Он отдает приказ своему войску: уничтожить игрушки. Те набрасываются на игрушечную армию... И произошло бы самое худшее, если бы не вмешалась Мари. В последний момент девочка, сняв башмак, запускает им в Мышиного Короля, и в этот момент Щелкунчик смертельно его ранит. Мышиное войско, лишившись своего предводителя, разбегается, а Щелкунчик вдруг превращается в прекрасного принца. Он приглашает Мари следовать за ним. Зал превращается в заснеженный лес. Вокруг танцуют снежинки...

Второе действие балета происходит в большом волшебном Царстве сластей. Фея Драже встречает Мари и принца, исполняя прекрасный, грациозный танец. Появляются всевозможные сласти, они также танцуют. Все эти танцы образуют дивертисмент: в балете или в опере это один или несколько танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия. Каждый танец дивертисмента второго действия имеет свое название и яркую выразительную музыку. Здесь и «Трепак», и «Вальс цветов», испанский танец «Шоколад», арабский танец «Кофе», китайский танец «Чай», очаровательный танец пастушков.

Каждый танец необыкновенен, музыка прекрасна, а сам балет произведёт на ребят неизгладимое впечатление.

Ну вот, успешно прошло посещение театра, первая часть внеклассной воспитательной работы педагога выполнена. Предстоит еще одна задача: помочь детям прекрасные и возвышенные чувства, зародившиеся от просмотра «Щелкунчика», выразить в рисунке, различных поделках, стихотворении, небольшом рассказе, сочинении и т. п. Это развивает фантазию, инициативу, память, образное мышление, творческие способности учащегося. Творческие работы ребят можно затем выставить в классе, на школьной выставке и т. д.

Классный час.

Тема: Мы и театр.

Цели:

    Познакомить детей с историей возникновения театра, дать представления о различных театрах в родном городе, вспомнить профессии людей, работающих в театрах, познакомить с правилами поведения в театре, повторить правила этикета при общении;

    Способствовать развитию речи, мышления, памяти;

    Воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.

Ход занятия.

Учитель обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся? (2 сл.)

Дети : в театре.

Учитель : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Учитель : кто из вас знает, как появился театр? (3 сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ». Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, (4 сл) они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Учитель : (5 сл.) актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году . (6 сл.). Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры в нашем городе Кемерово вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: (7 сл.) в центре города, на проспекте Советском на театральной площади, возле фонтана возвышается Драматический театр имени А. В. Луначарского , в котором ставятся (8 сл.) пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героя.

Немного дальше, на этом же проспекте, стоит столь же красивое здание (9 сл.), которое называется Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва , в нем ставятся оперы (10 сл.), где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств, движением.

(11 сл.) На улице Весенней расположен театр Кукол имени А. Гайдара . Здесь главными героями являются куклы , которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные: (12 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы. Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Учитель: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Учитель: а вот и он! (13 сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Учитель: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Учитель: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Учитель : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Учитель : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (14 сл)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Учитель : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Учитель : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Учитель : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль «Дюймовочка», на 16 мая. Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Сценка. Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Учитель : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Учитель : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Учитель : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей . Приготовь заранее одежду.

Умойся, расчешись.

Выйди из дома заранее .

Учитель : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Учитель : проходим дальше, что мы должны сделать?

Дети: снять верхнюю одежду.

Учитель: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе. (15 сл)

Учитель : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Учитель : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Учител ь: вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Учитель : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Учитель : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Учитель : посмотрите на свои билеты (на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места). Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа? (16 сл.)

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Учитель : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Учитель : конечно же нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Дети: разговаривать в полголоса, не бегать.

Учитель : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. послушаем, что она скажет на этот раз?

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – побольше двигайтесь! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения. (17 сл)

    Будь вежлив с работниками театра и друзьями;

    Будь аккуратен и опрятен;

    Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

    Не шурши фантиками и не разговаривай;

    Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;

    В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;

    Веди себя скромно и воспитанно.

Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Учитель : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:

    Профессия человека, исполняющий разные роли.

    Перечисли Театры в городе Кемерово.

    Главные герои кукольного театра.

    Место, где продают билеты.

    Как должен выглядеть человек, идущий в театр.

    Место в театре, где можно перекусить.

    …………..

Учитель: я думаю, что правила которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.

Дети : (18 сл.)

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

А что такое театр?

Теа́тр (греч. слово), основное значение - место для зрелищ;
2. зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства.

Ребята, кто- нибудь знает историю возникновения театра?

Очень, очень давно в Греции в городе Афины был построен первый театр для представлений, он был не таким, как сегодняшние театры. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали актеры.

Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки.
В III веке до н.э. римляне, вдохновленные греческим театром, создали свои версии древнегреческих пьес и стали ставить их на импровизированных сценах. Актерами на таких представлениях выступали рабы. Женщинам разрешали играть только второстепенные роли. Поскольку римским театрам приходилось бороться за внимание зрителей, привыкших к гладиаторским боям, публичным казням и гонкам на колесницах, театральные пьесы стали не такими поэтическими и возвышенными, как в Греции. Они все чаще стали содержать сцены человеческих конфликтов и грубый юмор.
В России же театр зародился в в народном творчестве. В его основе лежали обряды, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить - петь, плясать, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью.

То же самое происходит и в современном театре - театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.

В Москве много театров: музыкальные и драматические, классические и современные, театры для взрослых и детей.

А какие театры, которые находятся в нашем городе, вы знаете?
1)Московский государственный театр "Ленком"

2) Музыкальный театр "Новая опера"

3) Кукольный театр им. С. Образцова

4) Музыкальный театр имени К. Станиславского и В. Немировича -Данченко

5) ТЮЗ(Театр юного зрителя)

6) МХАТ им. М.Горького

7) театр кошек Ю.Куклачева

А всего в Москве 129 театров,

Обо всех театрах мы поговорить не успеем. Поэтому поговорим о самых главных. Во-первых, это конечно, Большой Театр (полное название Государственный академический Большой театр России), Первых зрителей он принял 30 декабря 1780 года. Построен театр по плану Розберга.
Театр представляет два фронтона, один над колоннадой, другой над верхним ярусом. Над колоннадой 4-е бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона (называется квадрига); По бокам театра – чугунные подъезды, состоящие из изящных чугунных колонн. Недавно театр был отреставрирован. Посмотрите, какой он красивый.

На его примере давайте разберемся, как устроен зрительный зал. Это необходимо знать, чтобы найти свое место согласно купленному билету.

Давайте рассмотрим билет.

В билете кроме названия театра и спектакля, даты и времени начала, указаны уровень, ряд и место в зале.

Уровни кресел делятся на:

  • амфитеатр.

    бельэтаж.

балкон.
Партер – зона театра, расположенная наиболее близко к сцене.
Амфитеатр находится за партером, отделен от него проходом.
Бельэтаж – ярус, расположенный над партером.
Ложа – это специальные места по бокам партера, за ним и на ярусах.
Балкон – доступные по цене места в театре. Сидения расположены в несколько рядов и образуют несколько ярусов. Находятся на некотором удалении от сцены.

За все время существования Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений. Это оперы и балеты великих композиторов Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева. Особенно заметную роль в истории Большого театра сыграли оперные и балетные постановки по произведениям Петра Ильича Чайковского. Самыми известными его балетами поставленными в этом театре были: Щелкунчик, Спящая красавица, Лебединое озеро и др.

С именем Большого связаны имена таких светочей российской и мировой культуры, как композиторы Антон Григорьевич Рубинштейн, Сергей Васильевич Рахманинов, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, певцы Сергей Яковлевич Лемешев, балерины Галина Сергеевна Уланова, Майя Михайловна Плисецкая и многие другие.

И в наше время Большой театр остается главной сценой России и одной из величайших театральных площадок в мире.

2) Рядом с Большим находится Малый театр. Малый театр, ещё его называют домом Островского, это драматический театр
Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году.Открылся театр 14 сентября 1924 года..

Этот театр сыграл выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра опирается на богатые традиции и опыт великих предшественников: Михаила Семеновича Щепкина, Павла Степановича Мочалова, Прова Михайловича Садовского, Марии Николаевны Ермоловой и др..

Сегодня, как и раньше, ставятся пьесы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.Н.. Островского. Его талантливая и творческая труппа в каждом сезоне выпускает 4-5 новых спектаклей. Малый театр включен в список особо ценных культурных объектов нашей страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Итак, если вы запомнили уровни расположения мест в театре, то найти ряд и место будет несложно.

Мы сегодня познакомились с разными видами театральных представлений и с разными театрами, в которых они проходят. Но в какой бы театр мы ни пошли, мы должны уметь правильно себя вести, чтобы не выглядеть дикими и невоспитанными.

А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в театре.
В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Расчесывать волосы нужно в туалетной комнате.
В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

На какое место мы будем садиться, на любое?
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор - попроси билетёра уладить это недоразумение.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
А почему нельзя, так же удобно?

В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.

Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10-15 минут.

Вот мы вспомнили правила поведения зрителей, а теперь давайте познакомимся с жизнью театра со стороны актера.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в театр.

Мы разделимся на 2 группы.
1 группа - вы актеры и должны поставить, мини-спектакль. Вот вам сценарий сказки, ваша задача разыгарать его на нашей воображаемой сцене.

2 группа- вы художники, ваша задача придумать и нарисовать афишу к нашему спектаклю. (Афиша- это красочное объявление о каком-либо спектакле, концерте, лекции. На афише можно найти информацию о том, где будет зрелище, какое, когда). А чтобы её там найти, вы должны её там разместить.
Создавая афишу нашего спектакля, проявите фантазию.
Сценарий:
Действующие лица:

Рассказчик:

Как то раз посадил Дед репку.

Дед: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!»

Рассказчик: И выросла репка БОЛЬШАЯ – ПРЕБОЛЬШАЯ! (Рассказчик поднимает руки и показывает, какая репка большая). Пришел Дед к репке, стал ее тянуть.
Тянет – потянет, а вытянуть не может.

Дед (машет рукой): «Бабка, помоги мне репку дергать!»

(Бабка хватается за Деда. Они тянут репку, вместе раскачиваясь туда-сюда).

Дед: Ох!
Бабка
: Ах!

Рассказчик:

Бабка (машет рукой): «Внучка, помоги репку дергать!»

(Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

Дедка: Ах!
Бабка:
Ох!
Внучка:
Ух!

Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Внучка(машет рукой): «Жучка, помоги нам репку дергать!»

Жучка: Аф-Аф-Аф!

(Перебирает руками как лапками. Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается)

Бабка: Ах
Дедка: Ох
Внучка: Ух
Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Жучка: «Кошка, помоги нам репку дергать!».

(Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

Бабка: Ах!
Дедка:
Ох!
Внучка:
Ух!
Жучка:
Аф!
Кошка:
Мяу!
Рассказчик:
Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Кошка: «Что ж, нам осталось только одно: позвать мышку».

Все: «МЫШКУ?

Кошка: «Мышка, помоги нам репку дергать!»

(Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку. Репка выдергивается.).

Рассказчик (хлопает в ладоши): «Вытянули репку!»

(Дедка, Репка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка берутся за руки и кланяются зрителям).

Время закончилось. Я приглашаю к доске сначала группу с готовой афишей.

Расскажите, что вы на ней изобразили и почему? Вы бы пошли на такой спектакль с такой афишей.

Молодцы, ребята! Спасибо, занимайте свои места в партере. Сейчас будем смотреть наш мини-спектакль.

«Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла – все кипит…»

Итак, начинаем. Третий звонок. . Занавес.

Молодцы! В театре принято выражать свой восторг возгласом: «Браво!» и аплодисментами.

Итак, ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали, чему хоть немного научились.
Кто помнит?

Где зародился театр как искусство?
- как были назывались народные лицедеи?

Можно ли назвать Москву мировым

культурным центром и почему?
-Как быстро найти своё место в зале?

Какие московские театры известны во всем мире?
- В каких театрах вы были?
- Кто помнит, как устроен зрительный зал? (Что такое…
- места, которые находятся

наиболее близко к сцене?
- места по бокам партера?
- ярус, расположенный над

партером?)

Какие правила поведения в театре вы запомнили? (Как нужно одеваться в театр? Как правильно пройти на своё место? Как вести себя во время спектакля?

На какое место надо садится в зале?)