Картина черный квадрат год. Что означает «Чёрный квадрат» Малевича? История создания и возможные теории

Ровно 100 лет назад, 19 декабря 1915 года, публике было впервые представлено полотно Казимира Малевича "Черный супрематический квадрат" на Последней футуристической выставке "0,10" в Петербурге.

К юбилею самой узнаваемой картины русского авангарда Третьяковская галерея выставила редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

Рекордный "индекс цитируемости"

Эксперты изучают новые версии создания "Черного квадрата" На одном из белых полей картины выявлена частично утраченная надпись, выполненная карандашом по высохшему слою краски, в связи с чем появилось несколько версий создания "Черного квадрата" Малевичем.

Простой четырехугольник в начале прошлого века привлек к себе повышенное внимание, был назван чуть ли не манифестом нового времени. Секреты популярности картины и её тайные смыслы до сих пор пытаются объяснить искусствоведы, находя всё новые подтверждения уникальности произведения.

Это и воплощение "абсолютного нуля", и конец традиционного предметного мышления, и трансфинитное начало, и нулевое выражение цвета, и декларация беспредметности, и мистический магнетизм супрематизма, и вызов обществу, и проект стилистики мира — спасибо, что дочитали до конца эту фразу. Но если коротко, то Малевич совершил революцию в искусстве.

Если собрать всё, что написано о "Чёрном квадрате" Малевича (а это невозможно, но просто предположим), то очевидная уникальность произведения будет как раз в "индексе цитируемости".

Зарубежные эксперты могут изучить "Черный квадрат" в Третьяковке Конкретных договоренностей с другими музеями у исследователей пока нет, но есть планы сделать международный проект, в котором участвовали бы музеи, у которых есть ранние супрематические вещи, сообщили в Третьяковской галерее.

1. Квадрат Малевича не уникален — он как минимум вторичен

За 20 лет до этого появилась черная картина Альфонса Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью". Эксцентричный французский художник и юморист в своё полотно тайных смыслов не вкладывал, объяснив всё в названии.

А до этого был черный четырёхугольник Роберта Фладда. Философ-алхимик еще в начале XVII века проиллюстрировал им "Великую Тайну Великой Тьмы" — то, что было до сотворения мира.

В 1843 году Берталь (настоящее имя — ДэАрну Шарль Альберт), французский портретист и иллюстратор, написал картину "Вид на Ла-Хог ночью" — горизонтальный прямоугольник, почти полностью покрытый расплывчатыми черными знаками. Позже были "Сумеречная история России" Гюстава Доре (в его представлении, история зарождения Руси теряется во тьме веков), шуточная картина "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхода и уже упомянутая "Битва негров в пещере глубокой ночью".

2. "Черный супрематический квадрат" на самом деле не черный

Даже, как говорится, невооруженным глазом, видно, что полотно не однородного черного цвета (об этом подробно было рассказано выше).

3. Квадрат Малевича на самом деле не квадрат

Это даже не прямоугольник, а скорее трапеция. В нем нет ни одного строго прямого угла. Это действительно черный четырехугольник — как и назвал его автор в первоначальном варианте.

4. "Черный квадрат" — это главенство формы, а не содержания

Какие бы скрытые смыслы мы не искали в картине, в ней, по сути, нет почти ничего, кроме темного цвета и неких абстрактных линий под ним. Содержания — ноль, главное — довлеющая над всем форма. Причем на той же выставке в Петербурге в 1915 году были показаны и другие работы Малевича (в виде черного круга и креста). Их, впрочем, сам художник считал вторичными, когда годы спустя писал труды о философии черного квадрата.

5. Произведение Малевича — это революция в живописи

Опять же спорный тезис, но за долгое время все так к нему привыкли, что это утверждение воспринимается как данность. Сначала на мысли о своем бунте в искусстве настаивал сам Малевич — в знаменитом манифесте "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". 100 лет назад Малевич фактически основал новое направление в живописи — супрематизм (в переводе с латыни — "наивысший"). Это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников (по мнению опять же Малевича). Десятилетия спустя искусствоведы посвятили исследованию этого направления многочисленные трактаты.

"Черный квадрат" — это простой, но гениальный пиар-проект

Мы же помним, что до Казимира Малевича уже были созданы черные прямоугольники, и в некоторых случаях это было подано даже не как шутка, но как вполне концептуальное произведение.

Но только Малевичу удалось остаться в веках создателем знаменитого "Черного квадрата". Фортуна ли, умение ли попасть в нужное время в нужное место, просчитать запросы революционного искусства — всё это привело к тому, что Казимир Малевич, выражаясь современным языком, нашел и запустил новый тренд. А позже уже неоднократно рассказывал и писал о философии своей картины.

"Все говорят: квадрат, квадрат, а у квадрата уже выросли ножки, он уже бегает по свету" (из беседы Малевича с учениками). "Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового" (из письма К. Малевича М. Матюшину)

В результате его творение оценивается в десятки миллионов долларов и считается самым узнаваемым произведением не только русского авангарда, но и всего русского художественного творчества в целом.

Начало ХХ века, Франция. Первая мировая война. Научно-технический прогресс. В такое радикальное время появляется авангардизм – совокупность течений, которые меняют суть искусства кардинально, производят в ней революцию, параллельно покушаясь на полную смену традиций в обществе. Cвоей кульминации авангард достигает в России через абстракционизм.

Абстракционизм – это авангардное течение, наиболее неоднозначное среди остальных. Анри Матисс , французский художник и скульптор, как-то произнес фразу, которая стала ключом к понимаю импрессионизма и авангарда вкупе: «Точность – это еще не правда» .

Если объяснить абстракционизм кратко, то это живопись без распознаваемых образов. Он бывает цветовым и геометрическим и стремится к определённой идее – освобождение цвета и формы от предметной обоснованности, мотивировки. Достаточно посмотреть вокруг и понять, что абстракция везде. Чистое голубое небо. Мы же смотрим наверх и видим лишь цвет. Закат. Блики и тени – это цвет и геометрия. Море. Лес. Даже обои, стол. Все это абстракция.

Классические художники, вроде Ильи Репина и Ивана Шишкина , цвет и геометрию притягивали к миру вещей, изображали их в предметах, объектах. Абстрактная живопись создаётся уже по другому принципу, по принципу гармонизации цвета и формы как они есть.

Все началось с Василия Кандинского и Казимира Малевича , о них мы сегодня и поговорим.

В 1910 году Кандинский нарисовал картину « Казаки» . До абстракционизма остается пол шага.

Позже Кандинский решает, на примере этого сюжетного мотива, окончательно оторваться от образности и рисует картину « Импровизация 26» . Он не только убирает образ казаков, дома, радуги, но и снимает ярлык с картины – теперь это не казаки, это просто импровизация. Подсказки, кто и что может находиться на картине, нет.

Название теперь размыто, размыты и категории. Почему же так происходит? Потому что название обычно мешает понять картину, наталкивает на поиск образов, ассоциаций. А художник-абстракционист пытается от образности уйти. Надо увидеть только цвет.

Кандинский написал брошюру «О духовном в искусстве» , прочитав которую, абстракционизм, как явление, станет более понятным.

Малевич абстракционизм называл по-своему – супрематизм (с лат. supremus – « наивысший» ). До знаменитого «Черного квадрата» он шел путем минимизации объектов на своих картинах.

79,5 см на 79,5 см — абсолютный квадрат. Картина Малевича – это икона авангарда.

Самая большая ошибка в общении с этой картиной – мы смотрим на неё глазами, которыми смотрим на картины Уильяма Тёрнера или Теодора Жерико (прим. художники эпохи романтизма). « Чёрный квадрат» – это не картина, это манифест, заключенный в форму чёрного квадрата. Здесь восхищение должен вызывать поступок художника – то, что он назвал это картиной в 1915 году. Ведь он нарисовал абсолютно ничего. Главное ни цвет, ни краски, ни рисунок, а идея – распад традиционного искусства. « Чёрный квадрат» отрезвил умы художников и перезагрузил искусство.

Кстати, в музыке тоже есть своеобразный «Черный квадрат» – это знаменитая пьеса 20 века, которая была написана Джоном Кейджем и названа «4:33». Он выходил на сцену, объявлял произведение, садился и ровно 4 минуты 33 секунды молчал. Многие считают, что это гимн тишине, но это не так. «4:33» – это естественный звук окружающего мира, звук в чистом виде, поскольку в зале тишина постоянно прерывалась шуршанием и покашливанием, каким-то скрипом, да даже дыханием. Кейдж таким образом говорил людям, что звук не должен складываться в мелодию.

Искусство абстракционизма воспринимать достаточно сложно, поскольку очень часто можно услышать восклицания из серии: «Я тоже могу нарисовать просто черный квадрат!». Да, могут, но в то время Малевич сделал огромный и смелый шаг вперед, назвав свой злосчастный «Черный квадрат» картиной. Это был прорыв, до него никто так не делал. В «Черном квадрате» не стоит искать глубокого философского смысла. Это просто «не картина», которая с ног на голову перевернула мир искусства, произвела революцию и повела за собой новое поколение художников.

Где висит "Черный квадрат" Малевича?


  1. В Третьяковке.
  2. Подлинный Черный Квадрат Казимира Малевича (1915) находится в Государственном Русском Музее.
  3. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.
    Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету Черный квадрат Малевича. После выставки 32 - 33-х годов Художники РСФСР за 13 лет предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина всплыла на распродаже Инкомбанка, который в свое время купил картину у некоего частного лица.
  4. Казимир Малевич однажды решил, что сможет поставить точку в развитии живописи. Ему это удалось он сотворил самый известный из своих шедевров.

    Картина Черный квадрат выставлялась в 1915 году. Шедевр стал своеобразным манифестом нового направления супрематизм изображение геометрических фигур, написанных чистыми локальными цветами и погруженным в некую белую бездну, где господствовали законы динамики и статики. Кстати, название нового явления Малевич сочинил сам.

    Черный квадрат предстал публике на выставке О, 10 в числе еще 39 полотен он находился в так называемом красном углу, где в обычном доме располагались иконы.

    Многие критики называли Малевича анархистом и утверждали, что его картина это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны. Художник заявил, что, написав эту картину, он полностью завершил развитие мировой живописи. Точка в истории этого вида искусства, по версии польского гения, получилась довольно крупной холст 53,5 на 53,5 см, закрашенный черной маслянистой краской.

    Дерзость и несомненное мастерство вмиг поставили Малевича на одну ступень с да Винчи, Врубелем, другими прославленными художниками. Правда, и после Черного квадрата польский художник продолжал творить.

    Речь здесь может идти о данном холсте, о его датировке, о том, как он соотносится с другими вариантами "Черного квадрата". Насколько мне известно, всего их было четыре. При этом я не исключаю, что еще остаются неопознанными и неизвестными другие. Могу предположить, что где-нибудь (о Малевиче сейчас пишут много - и у нас и за рубежом) появились и какие-либо новые данные, за которыми я не уследил. Но пока, как мне представляется, с полной достоверностью мы можем говорить о четырех. Первый находится в Третьяковской галерее. Его размеры - 79,5х79,5. Он поступил в галерею в 1929 году из Музея живописной культуры. Именно он изображен на известных фотографиях экспозиции выставки "0,10" висящим, как икона в "красном углу" зала (илл. 1). Он был выставлен среди других 39-ти супрематических работ Малевича. Можно считать доказанным время его создания - 1915 год, хотя сам Малевич все свои "Черные квадраты" датировал 1913 годом на основании того, что этот пластический элемент, ставший затем едва ли не символом живописи ХХ века, появился у него в эскизах декорации оперы "Победа над солнцем", поставленной в 1913 году. Второй "Черный квадрат" (106х106) был создан приблизительно в 1923 году - во время подготовки советского раздела выставки Биеннале в Венеции, где он был показан вместе с двумя другими картинами - "Крестом" и "Кругом", также воспроизводящими основополагающие супрематические формы (илл. 5-7). Все три картины были написаны учениками Малевича Суетиным, Лепорской и Рождественским, но подписаны Малевичем. На обороте его рукой вновь начертана дата - 1913. А на подрамнике стоит пометка "1". Сразу же оговорю, что эта нумерация не имеет отношения к пометке "2й" на нашем варианте. Номерами 1, 2 и 3 Малевич обозначил "Квадрат", "Крест" и "Круг", предназначенные для венецианской выставки. Этот вариант, как "Крест" и "Круг", находятся в Русском музее и попали туда в 1977 году вместе с большим количеством других работ Малевича от его наследников ("на временное хранение"). Именно этот "Квадрат" мы видим на фотографиях 1935 года над гробом художника в его квартире. Третий вариант вновь возвращает нас в Третьяковскую галерею. По размерам (80х80) он приближается к первому, превосходя его на 0,5 см. в высоту и ширину. Но пропорциональные отношения белого и черного несколько смещены - белые полосы по краям у него немного уже. На обороте - вновь дата "1913" и указание на то, что "начальный элемент" появился в опере "Победа над солнцем". Этот вариант не без основания датируется 1929 годом - временем персональной выставки художника в Третьяковской галерее. Но поступил он в Третьяковку в 1934 г. Что касается персональной выставки в галерее, то, насколько мне известно со

  5. их вообще штуки четыре, одна в третьяковке на крымском валу, где послереволюционное искусство, есть еще в русском музее в питере
  6. В Третьяковской галлерее
  7. В каждой школе в каждом классе...висят оригиналы а Малевич просто скопировал
  8. Толи в Эрмитаже, толи в третьяковке

Картина «Чёрный супрематический квадрат», находящаяся в Третьяковской галерее с 1929 года, висела вверх ногами. Лишь спустя 86 лет искусствоведам удалось это выяснить. /сайт/

Неоднозначная картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат» вот уже 100 лет является предметом спора искусствоведов. Теперь она оказалась ещё и в центре скандала.

Исследование и открытие

Сотрудники музея проводили исследование картины с помощью рентгеновских лучей и микроскопического анализа и выяснили, что под изображением квадрата есть два других рисунка.

Пока исследователи не могут определить, что нарисовано на первых двух картинах. Также остаётся неясным, почему художник писал свои изображения поверх друг друга. Искусствоведы полагают, что у него могло не быть холста. По другой версии, художник создавал чёрный квадрат на основе предыдущей композиции, постепенно переделывая её.

При исследовании картины учёных ждало ещё одно открытие. Оказывается, на картине имелась надпись. Она оказалась стёртой, но с помощью микроскопа удалось разглядеть часть букв. Искусствоведы также уверены, что почерк на картине без сомнений принадлежит Малевичу.

Надпись гласит «Битва негров ночью». «Битва» читается идеально, в слове «негров» можно разобрать две буквы в середине, от «ночью» ясно читается только «ю».

К чему приводит неоднозначное искусство

При расшифровке надписи экспертов ждала ещё одна сенсация - всё это время «Чёрный квадрат» висел вверх ногами. Об этом говорит расположение надписи.

Загадочная надпись – это отсылка к самой известной картине француза Альфонса Алле, которая называлась «Битва негров в пещере глубокой ночью». Также француз написал абсолютно белую картину «Малокровные девицы, идущие к первому причастию в снежной буре» и красную «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегу Красного моря». Ранее искусствоведы не связывали напрямую Малевича и Алле.

Всего Малевичем написано четыре «Чёрных квадрата» - подлинник и три повторения. Подлинник висит в почётном центре супрематического зала в Третьяковской галерее. При этом сотрудники музея отметили, что искусство XX века посещается очень плохо. Около 4 500 человек в день приходят в это здание посмотреть совсем на другого художника - Валентина Серова.

Третий «квадрат» находится также в Третьяковской галерее. Второй выставлен в Русском музее, четвёртый - в Эрмитаже. Успех этой примитивной и неоригинальной работы окутан тайной. Однако вот уже 100 лет картина является популярной и обсуждаемой и оценивается в $ 20 миллионов.

Эксперты раскрыли секрет знаменитого произведения искусства, обнаружив две скрытые картины под работой Казимира Малевича "Черный квадрат" .

Знаковой картине, написанной в 20-м веке, исполнилось в этом году 100 лет. Во время международной конференции в Москве специалисты представили новые открытия.

"Было известно, что под изображением "Черного квадрата" существует некая другая нижележащая картина. Мы обнаружили не одно изображение, а два ", - рассказала Екатерина Воронина, научный сотрудник Третьяковской галереи.

Картина "Черный квадрат" Малевича

Открытие сделали около месяца назад, что было подтверждено рентгеном и микроскопами, которые показали существование других красочных слоев краски между трещинами в черном квадрате.

Многие десятилетия произведение Малевича восхищала поклонников искусства и посетителей галереи, пытавшихся понять привлекательность картины, которая выглядит так просто.


Сам художник был озадачен конечным результатом своей работы. "Я не мог ни спать, ни есть, и пытался понять, что же я сделал - но не мог " , - сказал он.

Смысл картины "Черный квадрат" Малевича

Смысл "Черного квадрата" также был раскрыт. Исследователи заявили, что смогли, наконец, расшифровать надпись на картине, которая, как считается, была сделана рукой художника.

Она гласит: "Битва негров в темной пещере ". Однако они добавили, что практически уверены в этом, несмотря на то, что остались нерасшифрованными три буквы между "н" и "ов".

Судя по всему, это ссылка на более раннее произведение черного квадрата "Битва негров в темной пещере глубокой ночью " французского писателя и юмориста Альфонса Алле, написанного в 1897 году. Если это так, то картина Малевича является своего рода диалогом с французской картиной.

Казимир Малевич, который являлся основоположником геометрического абстрактного искусства в начале 20-го века, основал направление в искусстве известное, как супрематизм в 1913 году.


Картина "Черный квадрат", которая представлена в Третьяковской галерее, была написана в 1915 году. Позже Малевич создал еще две версии.

Второй "Черный квадрат" является триптихом, в составе которого также есть "Черный круг" и "Черный крест".