Как вы понимаете фразу дубина народной войны. Дубина народной войны

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.

Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым - поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.

Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, - историки, которые писали об этом событии.

Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война - все это были отступления от правил.

Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., - дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.

И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812-м году.

Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.

Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.

Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий. ]

Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.

Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.

В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что-то такое, на какое-то неизвестное х.

Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то - самое обыкновенное - в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.

А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.

Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.

Дух войска - есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.

Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как-то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.

Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.

Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, - во всех народных войнах.

Французы, отступая в 1812-м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.

24-го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.

Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.

Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, - уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.

22-го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников - один поляк, другой немец - почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.


Я думаю, что все согласятся с тем, что самое известное и великое произведение Льва Николаевича Толстого – это роман-эпопея «Война и мир». В нем затронуто множество тем, но свое, особое место занимает тема войны. Книга содержит глубокие метафоры, одна из самых ярких это: «дубина народной войны».

В моем понимании это словосочетание означает символ оружия простого народа. Для того чтобы сражаться дубиной не требуется никаких специальных навыков, достаточно быть физически сильным.

Народ борется с врагами как может, он дает отпор без оглядки на военные правила и традиции, и в борьбе готов применить любые способы, даже если они будут жестоки.

Война в изображении писателя никого не оставит равнодушным. Толстой однозначно дает понять, что эта война по большому счету была народная. Не только армия выступала защитником родных земель от наступления захватчиков, все население участвовало в войне. Крестьяне бесстрашно встали защищать свою землю, купцами было отдана значительная часть своих доходов для содержания русской армии. Много кто из крестьян становились партизанами, дабы внести свой вклад в противостояние.

Отряды партизан состояли как представителей из крестьянского сословия, так и представителей из дворянства, но все они были подчинены одной цели – защитить и спасти Родину.

Лев Толстой очень ярко представил могучий образ простого народа, который пойдет на все, лишь бы спасти родную землю. Народ, как правило, необразованный и не знает военных мудростей, он берет себе в оружие простую дубину и делает шаг навстречу противникам.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Как решает тему войны 1812 года Лермонтов в стихотворении «Бородино» и как она решена в романе Толстого «Война и мир»? Какие идеи стихотворения «Бородино» получили развитие у Толстого?

(Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

Л. Толстой одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизан­ской войны и сумел раскрыть ее истинный смысл и значение. С исторической достоверностью и прав­дивостью великий русский писатель показал, как «дубина народной войны», которая действовала с «простотой и целесообразностью», привела к победе над завоевателями. В действиях партизанских отря­дов 1812 года он увидел ту высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила самое представление о войне. Л. Толстой отмечает, что «со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние представления войн. Сожжения городов и деревень, отступление по­сле сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспор­тов, партизанская война — все это были отступления от правил».

Л. Толстой говорит, что Наполеон, который впер­вые в своей военной практике столкнулся с подобным явлением, «не переставал жаловаться Кутузову и им­ператору Александру на то, что война велась против­но всем правилам». Попутно автор замечает: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей».

Перед началом Бородинской битвы во время свида­ния с Пьером князь Андрей говорит, что когда под Смоленском «мы в первый раз дрались… за русскую землю», то «в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы».

К Бородинской битве готовилась не только регу­лярная армия, но и ополченцы. Один из раненых сол­дат в обозе, встреченном Пьером по пути в Бородино, говорит: «Нынче не то что солдат, а и мужичков ви­дал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово — Моск­ва. Один конец сделать хотят». Но Пьер понял смысл услышанного только тогда, когда «увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хо­хотом, оживленные и потные, что-то работали напра­во от дороги».

Скрытая «теплота патриотизма» завладевает Куту­зовым, которому докладывают, что мужики-ополченцы надели «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти». Он с умилением и восторгом отвечает на это: «Чудесный, бесподобный народ!» С той же серьез­ностью и основательностью готовятся к важному реша­ющему событию — Бородинской битве — солдаты и офицеры русской армии. Капитан Тимохин говорит Пьеру и князю Андрею: «Что себя жалеть теперь! Сол­даты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».

После Бородинской битвы все население, как один человек, бросая свое имущество, «потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Но и те простые люди — ремесленники и фабричные, что оставались в городе, готовы были встать под знамена защитников родины. Л. Толстой говорит, что «понимание народа было настроено на высокий лад». Люди «не щадя жи­вота, желали послужить» отечеству. Однако ни губер­натор, ни полицмейстер, ни другие высшие чиновники Москвы не имели того же настроения и больше заботи­лись о собственной безопасности.

Несмотря на отсутствие общей команды, после прихода французов Москва была похожа на покину­тый улей. Улицы были пусты, никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов». Народ самостоятельно позаботился о том, чтобы захватчики чувствовали себя как на пороховой бочке. Под ними в прямом смысле горела земля. Мужики Карп и Влас и «все бесчисленное количество таких мужиков» не только не везли сена в Москву за большие деньги, но и жгли его. Они жгли все, что осталось от населения и могло пригодиться французам.

Действенную помощь своей армии оказывал народ, уходивший в партизанские отряды. Их тогда были сот­ни — крупных и мелких, пеших и конных, с артилле­рией и просто с рогатинами. «Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».

Партизанское движение занимает особое место в истории Отечественной войны 1812 года. Сила парти­занских отрядов состояла во внезапности нападения, неуловимости для регулярных войск. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево». И сколько ни жаловались Наполе­он и его маршалы на то, что русские ведут войну «не по правилам», как ни стеснялись при дворе императо­ра Александра говорить о партизанах, «дубина народ­ной войны поднялась со всей своей грозной и величест­венной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и пра­вил… поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

За основу даты взята Директива Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, в частности, гласившая: «...5) В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».

Впрочем, о партизанах Великой Отечественной известно немало (по крайней мере - хотелось бы надеяться!) - потому обратимся к истокам темы. (Кстати, документ за подписью Сталина и Молотова характеризует партизанскую деятельность исчерпывающе. Если мы обратимся к Петровскому Воинскому Уставу 1716 года, то обнаружим: «Корволант (сиречь легкий корпус) ...от великой армеи в несколько тысячах нарочно... отдается к некоторому делу... либо у неприятеля для пресекание или отнимание пасу, или оному в тыл итти, или в его землю впасть и чинить диверсию»). Чем не партизанский отряд?.. Хотя, конечно, и в более отдалённые времена существовали: во-первых, профессиональные диверсионные подразделения; во-вторых - отряды вооружившихся по случаю и необходимости гражданских...


(...Со школьной скамьи нам памятно высказывание графа Толстого: «...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила...» Так вот - на страницах «Войны и мира» классик посвящает разбору партизанской войны 1812 года немало места (и делает это с присущим ему талантом) ...но, справедливости ради, обратимся к фактам - эта самая «дубина» успешна, когда находится в умелых руках!..)

Первыми всерьёз пострадавшими от партизан стали именно солдаты Наполеона - сначала они нарвутся на испанскую guerrilla (то есть - «малую войну»; затем попадут в Россию. (Кстати, понятное на многих языках слово partie («часть») - именно французское; первые русские партизаны называли свои отряды «партиями»).

Насчёт первенства - с лёгкой руки всё того же Толстого общеизвестно, что «Денис Давыдов своим русским чутьём первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приёма войны». Действительно, бравый подполковник явится к Багратиону незадолго до Бородина; изложит свой проект - и получит одобрение, вместе с полусотней гусар и восьмьюдесятью казаками. (Как говорят, князь Пётр хотел, не мелочась, дать три тысячи - но Кутузов, по обыкновению, проявит осторожность).

Однако, по-настоящему первый летучий отряд появился месяцем раньше - причём, состоял он из пяти конных полков (трех донских; Казанского драгунского и Ставропольского калмыцкого - всего около тысячи трёхсот сабель!) - помимо разведки, это подразделение наносило чувствительные удары по флангам Великой армии - а после Бородина расположится на пути возможного наступления Наполеона на столицу... Увы - у истоков стояли, что называется, «не те люди»... организатором первого, но подзабытого отряда станет нелюбимый армией (да и историографами) Барклай-де-Толли; а командиром - барон Фердинанд Винценгероде (попеременно служивший то в австрийской, то в русской армиях).

(...Памятный эпизод из его карьеры - прознав, что при отступлении Бонапарт распорядился взорвать Кремль, отважный генерал прибудет на переговоры... будет схвачен - и едва не расстрелян! По неясным причинам, самого худшего не случилось - однако французы потащат пленника с собой... позже его отобьют другие партизаны - отряд Чернышёва. (До войны князь Чёрнышёв служил личным посланником Александра при Наполеоне... Вот такие у нас были партизанские начальники!)

Впоследствии героический Давыдов будет подчинён как раз фон Винценгероде (тот даже упечёт его под домашний арест за самовольное взятие Дрездена) - в общем, более-менее понятно, почему широкой публике этот человек с немецкой фамилии малоизвестен... в отличие от автора «Военных записок». (...Да - есть и ещё одна причина! Авангардом Винценгероде командовал бесстрашный Бенкендорф... будущий начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии - общеизвестный «душитель свободы»... Ну - куда с такой анкетой на героические страницы истории?..)

PS: ...Всё вышесказанное отнюдь не ставит целью умалить доблести воспетого Пушкиным гусара - как и других партизанских командиров (заметим только - всё это были профессиональные вояки - и командовали они регулярными войсками)... Но - не забудем и крестьян! (О которых, правда, известно куда меньше. Существует немало свидетельств, что на занятой неприятелем территории нежданно освободившиеся крепостные сначала грабили помещичьи усадьбы - и уж только потом переключались на конкурентов-французов. Даже Лев Николаевич вскользь поминает, что «...мужики Карп и Влас... после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город»). Трудно судить, насколько массовыми были такие явления... зато известно, что партизан Давыдова, едва те успели выехать на своё первое дело, мужики действительно, якобы, примут за иноземных супостатов - и за малым не перебьют... Впрочем, это - совсем другая история.