Как строится правильно профессиональный путь. Успешные стратегии построения карьеры. Библиографический список использованной литературы

Построение карьеры – это определенный алгоритм действий, которые позволяют каждому индивидууму расти в профессиональном плане, быть более ценным работником на рынке труда, больше зарабатывать, достигать желаемых результатов в процессе трудовой деятельности.
В плане развития карьеры существует только одно правило: этот процесс исключительно субъективный.
То есть, такие проблемы саморазвития как:
- где и на кого учиться?
- какую профессию выбрать?
- на какую должность устроится?
- поиск работы ,
- в какой компании работать?
- темпы продвижения по карьерной лестнице ,
- рост доходов и проч.
На самом деле зависят исключительно от каждого человека отдельно.
Ошибочно считать, что желаемому построению карьеры мешают какие-либо внешние факторы или объективные обстоятельства. Управление карьерой зависит только от желания работника.

Как планировать карьеру?

Успешное построение карьеры зависит от ее грамотного планирования. Невозможно создать чего-либо, если не знаешь, что создаешь.
1) Поэтому первый шаг в построении карьеры начинается с выбора места обучения. Этот выбор должен быть осознанным.
Если человек не видит себя через несколько лет именно в данной профессии или чувствует себя случайным субъектом в процессе образования (учится, потому что принято учиться, считает, что диплом надо получить ради самого диплома), то такой стиль жизни нельзя называть первыми шагами к построению карьеры.
2) Для того чтобы окончательно убедиться, что движение к освоению той или иной специальности происходит по правильному пути, во время учебы желательно использовать возможности практического освоения специальности, которые предоставляют программы стажировки студентов.
Соединение теоретического обучения с практикой – это еще один удачный шаг к построению будущей карьеры. Тем более что крупные компании способствуют желанию будущих работников и сами выступают инициаторами стажерских программ. Ведь всегда проще обучить молодого специалиста, и развивать его с учетом специфики и потребностей компании, чем искать сотрудника с опытом и потом переучивать его.
3) Соединение практического и теоретического обучения стоит продолжать и устроившись на работу. Разница только в том, что на работе теории может быть меньше практики (функциональных обязанностей).
К теоретическому обучению во время рабочего процесса относится:
- самообучение и освоение источников, которые позволяют обладать актуальными знаниями, и свежей информацией, а следовательно, быть конкурентоспособным участником рынка труда и ценным сотрудником .
- Тренинги, семинары, курсы повышения квалификации . Если есть возможность пользоваться программами по обучению и развитию, этот шанс не стоит упускать.
- Регулярные аттестации и экзаменационные проверки на работе . От того, насколько удачными будут результаты оценки, всегда зависит повышение в должности, участие в перспективных проектах или рост зарплаты.
4) Проявление инициативы. Не стоит ждать, пока руководство предложит занять должность на уровень выше или увеличить должностной оклад. В 50 случаях из 100 можно высказать такие пожелания самостоятельно.
Необязательно прямым текстом озвучивать свое видение собственной карьеры, это можно сделать и косвенно, для того чтобы руководство считало, что приняло такое решение самостоятельно. Конечно, «подталкивание» к нужной мысли – это психологический процесс, но построение и управление карьерой – это всегда манипуляции.

Карьера занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.

Карьера (от фр. «carriere» - бег, профессия, поприще) - быстрое и успешное продвижение в служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды. Карьера в широком смысле - последовательность профессиональных ролей, статусов, видов деятельности в жизни человека. Это активное комплексное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей в профессиональной деятельности; успешное продвижение по службе или служебный рост; совокупность видов осознанной продуктивной деятельности, которыми занимается человек на протяжении всей своей жизни (включая учебу, работу, досуг). Карьера в узком смысле - фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в коллективе конкретным работником.

Карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Следует сделать акцент на том, что понимание конкретной карьеры всегда субъективно, что карьера не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида. То есть о своей карьере может судить только тот индивид, который ее делает. Она может быть для него успешной, даже если со стороны выглядит как цепь неудач и жизненных коллизий. Для того чтобы реализовать свою жизненную карьеру осознанно, необходимо овладеть способами построения карьерной стратегии, т. е. овладеть современными методами и приемами самомаркетинга.

Карьерная стратегия - это способ построить карьеру таким образом, чтобы сам метод продвижения и организации деятельности обеспечивал оптимальное использование движущих механизмов и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления. При таком понимании карьерной стратегии стратегической целью является обеспечение устойчивости карьерного процесса. Карьерная стратегия включает в себя цели, которые человек преследует в своей карьере, их сочетание с жизненными ценностями и основные принципы и правила реализации карьерных целей.

Принципы карьерной стратегии:

  1. Принцип непрерывности. Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Продвижение может замедляться или прерываться в связи с возникающими трудностями. На этот случай необходимо создавать ресурсный резерв (дополнительные знания, укрепление социальных связей, здоровья и т. д.).
  2. Принцип осмысленности . Любое карьерное действие должно быть целесообразным. Знание общих целей и особенностей движения обеспечивает оптимальность выбора маршрута. Осуществляемая деятельность должна быть социально продуктивной, только тогда продвижение будет поддержано средой.
  3. Принцип соразмерности. Скорость индивидуального продвижения должна быть соразмерна с общим движением в группе лидеров. Продвижение командой обычно надежнее.
  4. Принцип маневренности. Прямолинейное движение возможно только на полигоне или «чистой» трассе. Таких условий в карьере не бывает. Попытки двигаться на «высокой скорости» и «только прямо» всегда чреваты разрушительными столкновениями. Стратегически карьерный маневр предполагает: смягчение столкновения за счет компромисса; «пропуск вперед» на опасном участке склонного к риску соперника и выжидательное следование за ним; «обход препятствия» без существенного изменения маршрута.
  5. Принцип экономичности. На конкретном иоле всегда выигрывает способ деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов. Производительность повышается путем возвышения в мастерстве, при объединении усилий, повышении заинтересованности. Карьерный путь долог. Для многих - это практически вся жизнь. Чтобы успешно построить карьеру, важно умело распределить силы на этом пути. Соотнести карьерные устремления с реальными возможностями.
  6. Принцип заметности . Лучше, если человек, делающий карьеру, будет замечен раньше. Нередко талантливые люди неудачны в карьере в связи с незаметностью. Если результатом можно гордиться, его необходимо презентовать и пользоваться для этого любым удобным случаем.

Правила карьерной стратегии:

  1. Ставить перед собой только реальные цели.
  2. Верить в свои возможности.
  3. Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а сделаться нужным инициативному руководителю.
  4. Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.
  5. Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.
  6. Расширять свои знания, приобретать новые навыки.
  7. Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.
  8. Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок, организация, окружающая среда и т. д. Надо суметь оценить эти изменения.
  9. Нельзя жить одним прошлым.
  10. Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.
  11. В поисках новой работы необходимо надеяться прежде всего на себя.
  12. В организации следует заявить о себе.

Построение профессиональной карьеры неразрывно связано с карьерными целями, образом желательного результата, которые в разные периоды жизни могут с различной скоростью менять друг друга, иметь разные уровень и приоритет или отсутствовать вовсе.

В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует сознательную человеческую деятельность, придавая ей последовательность и системность. В системе самомаркетинга цель - это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Процесс постановки цели для построения карьеры включает в себя три основные фазы:

Фаза № 1 - нахождение целей: «чего Я хочу?» (цели должны быть ясными).

Фаза № 2 - ситуационный анализ: «что Я могу?» (регистрация личных ресурсов).

Фаза № 3 - формулирование целей: «к чему Я приступаю?» (конкретные практические цели с четкими результатами и сроками).

Существуют определенные принципы постановки карьерной цели, которая есть практически у каждого работающего или ищущего работу человека и уровень и значимость которой может быть совершенно разным. Мы предлагаем читателю выбрать одну из своих личных или профессиональных целей, соотнести ее с приведенными ниже принципами постановки карьерной цели и ответить на предлагаемые вопросы:

1. Привлекательность. Выбор карьерной цели часто связывается с престижностью какого-то положения в общественном мнении. Это условие нужно учитывать, но важно, чтобы это положение было привлекательным в индивидуальном плане. В этом отношении оно должно соответствовать личным интересам, ценностям, представлениям. Такой выбор цели помогает увлечься ею и следовательно легче преодолевать трудности «черновой» работы при движении к ней.

Контрольный вопрос: вам действительно нравится то, что вы выбрали в качестве своей карьерной цели?

2. Реальность. Начинающий работник не ставит целью должность министра отрасли или руководителя департамента (хотя плох тот солдат, который не мечтает стать генералом). Реальнее цели профессионального продвижения и развития способностей к исполнению ближайшей в организационной иерархии должности.

Контрольный вопрос: вы знаете, какую должность сможете занять как молодой специалист, получив профессиональное образование? Она вам нравится? Видите, каким может быть следующий профессиональный шаг?

3. Последовательная близость. Дальность целей рассеивает устремления. Разбивка движения по этапам концентрирует усилия. Последовательная постановка задач приближает конечную цель.

Контрольный вопрос: вы видите этапы в достижении своей профессиональной цели? Вы знаете, что уже сегодня нужно сделать для продвижения по выбранному пути чтобы построить карьеру?

4. Прогрессивность и последовательность. Каждая из последующих подцелей должна предполагать наращивание способностей и возможностей. Если цель достигнута рывком, без обеспечения готовности к освоению нового положения, карьерный процесс теряет устойчивость.

Контрольный вопрос: вы понимаете, какие знания, опыт и способности потребуются от вас при получении профессионального образования?

5. Возможность корректировки цели. В процессе продвижения могут меняться его мотивы. Двигаться к цели, жестко ориентируясь на исходные мотивы - насилие над собой и торможение карьерного процесса.

Контрольный вопрос: вам достаточно легко отказаться от задуманного, когда на полпути к достижению цели вы разочаровались в результате? Если да, то как построить карьеру в таком случае?

6. Возможность оценки результативности. Цель должна быть формализована и предполагать критерии оценки ее достижения. Соотнесение полученных результатов с поставленной ранее целью - основа оценки эффективности и дальнейшего планирования карьерного движения.

Контрольный вопрос: ваши профессиональные цели в построении карьеры имеют качественно-количественные показатели? Их можно измерить?

  1. Если на все вопросы дан положительный ответ, стоит задуматься, действительно ли вы объективно оцениваете сложившуюся ситуацию. Не слишком ли идеально?
  2. Если на все вопросы дан отрицательный ответ, подумайте - а действительно ли вы хотите достичь заявленную цель. Как вы будете строить карьеру? Может быть это не ваша цель?
  3. Если положительные и отрицательные ответы чередуются, можно порадоваться: вы - живой человек и ничто человеческое вам не чуждо, есть за что себя поругать и похвалить. Вы обладаете некоторыми карьерными стратегиями, а дальше все зависит от вас. Есть шанс стать еще лучше. Успехов на пути постановки целей!
П.Г. Перерва. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем. - Х. 2009. См. также:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ОТРАСЛЕВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

«Базовые принципы построения карьеры»

Проверил: Выполнила студентка:

Савин А.ВПарсегова Л.Г.МО 1-3

Москва 2015

Введение

Каждый человек в определённый момент начинает серьёзно задумываться о своём будущем, о будущей карьере. Знания о карьере, ее видах и моделях, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут любому человеку найти организации, которые предоставят ему:

возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;

получение более высокой степени удовлетворения от работы;

чёткое представление личных профессиональных перспектив,

целенаправленную подготовку к будущей профессиональной деятельности;

повышение конкурентоспособность на рынке труда.

Организации же, в которых карьера является процессом управляемым, получат:

Мотивированных и лояльных сотрудников (связывающих свою профессиональную дело с данной организацией), которые повысят производительность труда и сократят текучесть кадров;

Возможность планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;

Планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве источника определения потребностей в профессиональном обучении;

Группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, сотрудников для продвижения на руководящие должности.

Данная проблема актуальна в современном мире. Многие люди не могут систематизировать свои знания и построить успешную карьеру. Целью это работы является рассмотрение основных принципов построения успешной карьеры (способов планирования, развития карьеры и т.д).

Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:

Исследовать литературу по данному вопросу;

Дать определение основных понятий;

Определить этапы, виды и модели карьеры;

Рассмотреть, как осуществляется менеджмент карьерой в современной организации;

Сделать выводы о значении менеджмента карьерой в организации.

Глава 1.Теоретические основы карьеры

1 Понятие и виды карьеры

Данное понятие имеет много определений, каждое из которых позволяет более подробно определить сущность этого слова.

Карьера- продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.

В теории управления персоналом:

Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, она зависит от каких-либо внутренних особенностей и внеорганизационной реальности, а главное от собственных целей, желаний и установок. «Счастлив тот, кто устроил свое существование особенностями своего характера»

Карьера- успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни. Это объясняется двумя совместимостями: первая - это совместимость личности с характером его работы, вторая - совместимость личностных ожиданий в области карьеры с возможностями организации.

Понятие служебной карьеры(как один из видов карьеры) можно трактовать и в широком, и в узком смысле.

В широком понимании карьера - это профессиональный прогресс, профессиональный рост, этапы продвижения служащего к высшей ступени профессионализма. Логичным завершением успешной карьеры является высокий профессионализм работника, признанный руководителем организации. Разумеется, что в течение всей трудовой деятельности человека оценка профессионализма может варьироваться.

В узком понимании карьера - продвижение по служебной лестнице, занятие особого статуса в своей профессиональной сфере. В этом случае карьера - это желанный путь вверх, осознано выбранный работником для получения неких моральных бонусов в виде самоутверждения и получения удовольствия от любимой работы. «И если работа не доставляет вам удовольствие, значит, вы работаете не там, где нужно»Это и является главным мотивом движения к определенному статусу (социальному, должностному, квалификационному).

Можно дать определение карьеры и с точки зрения ее как мобильного движения работника в сторону улучшения способа жизни, предоставляющего ему стабильность в социальном потоке бытия. Карьера - это процесс получения жизненно важных ценностей, благ, признательности в обществе и на рабочем месте.

Карьера - это профессиональный рост человека, увеличение его влияния, авторитета, статуса в окружающей среде, проявляющийся в его продвижении по ступеням должностной, квалификационной, материальной и социальной лестницы.

Говоря о карьере, нельзя не упомянуть о карьерном росте. Карьерный рост - это расширение полномочий и ответственности сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на другой.

Карьерному росту способствуют:

) должностные ступени, уровни иерархии;

) ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, которые дифференцируют знания и навыки

) статусные ранги, которые отражают вклад сотрудника в развитие организации (рациональные предложения и т.п.);

) ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);

) уровни материального дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).

Сложность карьерного роста обусловливается множеством причин, зависящих от личностных качеств индивида, делающего карьеру, от сферы, в которой формируется карьера, а также от специфики общества, в котором функционируют человек и организация.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Виды карьеры:

Профессиональная карьера - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии углубления в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения или овладения другими областями человеческого опыта, связанного, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности.

Внутриорганизационная карьера - охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации; реализуется в трех основных направлениях:

вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, т.е. в этом случае продвижение наиболее заметно. Под вертикальным направлением понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии, должностной рост;

горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения); т.е. это продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях весьма привлекательно для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству предприятия. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства, т.е. это продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.

1.2 Основные методы и этапы карьеры

Карьера - это длительный процесс. Она проходит ряд последовательных этапов, на которых человек удовлетворяет свои потребности. Чтобы человек мог адекватно распределять свои силы на весь период карьеры, прогнозировать возможные подъёмы и спады и не пугаться последних, важно знать характеристику этапов её развития:

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет.

За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения от 30 до 45 лет.

В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения от 45 до 60 лет.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале других организаций, акции, облигации).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет.

Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена.« Мы все прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию»Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.

Глава 2. Принципы построения карьеры

1 Планирование и развитие карьеры

Планирование карьеры - один из важных аспектов построения успешной карьеры.

Оно состоит в определении целей развития работника и путей, ведущих к их достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной стороны, приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации за счет профессионального обучения, стажировок, посещения курсов повышения квалификации, то есть профессиональное развитие работника, а с другой - последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для работы в должности. Как правило, в каждом предприятии есть стандартные карьерные лестницы, которые ведут к постам высших руководителей.

Планирование и менеджмент развитием карьеры требует от работника и от предприятия (если он поддерживает этот процесс) определенных дополнительных (по сравнению с рутинной профессиональной деятельностью) усилий. Есть целый ряд преимуществ планирования, как для самого работника, так и предпринимательской организации, в которой он работает.

Для работника это означает:

более высокая степень удовлетворенности от работы в предпринимательской организации, предоставляющей ему возможность профессионального роста и увеличение собственного благосостояния;

четкое видение личных профессиональных

возможность подготовки к будущей профессиональной деятельности;

повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Предпринимательская организация получает следующие преимущества:

получение мотивированных и лояльных работников, что повышает производительность труда и снижает текучесть кадров;

развития карьеры отдельных работников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;

получение группы заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, работников для продвижения на ключевые должности.

Осознание этих и других преимуществ побудило руководство многих предпринимательских организаций создавать системы управления развитием карьеры своих работников. Одной из наиболее распространенных моделей управления этим процессом стала модель партнерства по планированию и развитию карьеры (рис 1.)

Рис. 1. Процесс планирования и развития карьеры работника предпринимательской организации

Планирование карьеры - это вид деятельности, имеющий:

Цель: построение успешной карьеры или что-то подобное(у каждого свои цели)

Субъект в виде работника.

Наставник в виде руководителя.

Консультант в виде кадровой службы.

Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и кадровой службы.

Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры или, говоря иначе, является владельцем этого процесса.

Руководитель выступает в качестве наставника данного работника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени, аттестует работника.

Кадровая служба играет роль профессионального консультанта и одновременно осуществляет общее управление процессом развития карьеры в предпринимательской организации.

После приема на работу специалисты по человеческим ресурсам проводят обучение нового работника основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможность участвующих в нем сторон. Обучение преследует две основные цели:

заинтересовать работника в развитии карьеры;

предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.

На следующем этапе разработки плана развития карьеры сотрудник определяетдолжность (должности), которые бы он хотел занять в будущем, основываясь собственных профессиональных интересах и методах их реализации. На данном этапе работник нуждается в квалифицированной помощи со стороны кадровой службы и собственного руководителя, прежде всего, для определения собственных возможностей и недостатков, а также методов развития. Некоторые предприятия проводят специальное тестирование для определения сильных и слабых сторон своих работников, результаты которого оказывают существенную помощь в планировании карьеры. Участие руководителя в процессе планирования карьеры позволяет не только провести определенную проверку на соответствие реальности карьерных ожиданий работника, но и вовлечь руководителя в процесс развития карьеры данного работника с самого начала и тем самым заручиться его поддержкой.

Реализация плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого работника.

Если работник является:

трудолюбивым,

работоспособным,

заинтересованным в работе человеком,

талантливым,

коммуникабельным

человеком, то у него, конечно же, больше шансов построить успешную карьеру.

Труд - это путь к успеху! «Трудитесь! Мир не будет раем

Для тех, кто хочет жить лентяем.»

При этом необходимо иметь в виду не только личностные качества человека, но и определенный набор условий:

результаты работы в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения;

профессиональное и индивидуальное развитие. Работник должен не только пользоваться всеми доступными средствами профессионального развития, но и демонстрировать вновь приобретенные навыки, знания и опыт;

эффективное партнерство с руководителем. Реализация плана развития карьеры в огромной степени зависит от руководителя, который формально или неформально оценивает работу работника в занимаемой должности и его потенциал, является важнейшим каналом связи между работниками и высшим руководством предпринимательской организации, принимающим решения о продвижении;

заметное положение в предпринимательской организации. Для продвижения в организационной иерархии необходимо, чтобы предприятие знало о существовании работника, его достижениях и возможностях.

2 Способы достижения успешной карьеры

Успешная карьера - это не только большие заработки, но и возможность существенно повысить собственную самооценку, уровень жизни и престиж. Именно поэтому многие люди стремятся достичь вершины карьерной лестницы.

На пути к абсолютному лидерству человеку,решившему добиться успеха в работе, как и в любом пути,предстоит столкнуться с множеством препятствий. Это значит, что быстро собственным трудом достичь заоблачных высот не получится. Чтобы приблизиться к намеченным целям, предстоит приложить определенные усилия. Кроме этого, желательно иметь четкий план действий (об этом говорилось в пункте 2.1), чтобы неукоснительно двигаться в нужном направлении.

Построение успешной карьеры предполагает реализацию творческих амбиций человека. Но прежде чем приступить к покорению карьерного Олимпа, следует реально оценить свои возможности. Не нужно тратить силы на достижение целей, которые заведомо обречены на провал. Но при этом не стоит и сильно недооценивать собственный потенциал. Важно реально оценить собственные способности. Позитивный настрой поможет приблизиться к цели еще ближе, поэтому нужно настроиться на позитив и рисовать свое будущее в ярких красках. Пессимистический взгляд на жизнь - не лучший спутник на пути к успеху.

Также обязательно следует помнить, что успешная карьера возможна только в той сфере деятельности, которая человеку по-настоящему интересна. Работа, доставляющая удовольствие, быстрее принесет, положительные результаты.

Тем, кто мечтает достичь высокой должности, следует не забывать и о правильном построении отношений. Важно помнить, что продвижению по карьерной лестнице способствуют люди - коллеги и прочие лица, участвующие в рабочем процессе. Поэтому необходимо научиться правильно выстраивать партнерские взаимоотношения и стараться всегда производить благоприятное впечатление.

Некоторые черты характера тоже играют немаловажную роль в построении успешной карьеры. Человек, стремящийся к лидерству, должен быть в первую очередь исполнительным и надежным. Эти качества способны заменить отсутствие опыта в определенной сфере деятельности. Ответственный человек быстро учится и чаще всего добивается больших успехов, чем опытный, но халатно относящийся к своим обязанностям сотрудник.

На пути к высокой должности важно научиться планировать свое время и расставлять приоритеты. Нужно иметь четкий жизненный баланс «work-lifebalance» Все дела, требующие немедленного исполнения, не следует откладывать на потом. Необходимо помнить, что рабочее время дано для продуктивного труда, после которого можно будет предаться приятному отдыху.

Карьерное построение не мало важно в данном деле. Классификация карьерного постарения осуществляется по четырем показателям:

скорость продвижения:

последовательность должностей;

перспективная ориентация;

личностный;

Преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, отрасли производства, особенностей конкретной должности.

Многообразность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии подходов к ее типологии. Для классификации карьерного постарения можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев:

«Вершина»карьера рост работник

Подъем по служебной лестнице, когда человек достигает более оплачиваемой должности. Работник достигает данную должность, он ставит себе цель, долгое время удержатся на данной должности. Но при этом не планирует развиваться и передвигается дальше по карьерной лестнице, его всё устраивает. Эта модель очень характерна и применяемая на практике в России.

«Экскаватор»

В данном случи, работник передвигается по карьерной лестнице постепенно и время нахождения, на каком либо этапе достигает не более 5 лет. Движение данного экскаватора начинается в тот момент, если он становится профессионалом в своей области работы. После того как «экскаватор» поднимет работника на самую вершину, начинается обратный процесс. Происходит это, потому что руководителю становится старше и его уже готовы сменить более молодые. Сточки зрения психологии эта модель плохо, отражается на работнике. Данная модель применяется в зарубежных компаниях.

«Горизонт»

Данная модель предусматривает перемещение работника по горизонтали с одной должности на другую, и это происходит до тех пор пока работник не побывает на всех должностях этого уровня. Тем самым это позволяет работнику более тщательно изучить данную нишу. И только после того как работник изучил всю сферу где он находится в данный момент, его переводят на новый уровень руководящий. Теперь работнику легче управлять другим уровнем из того что он его изучил полностью. Данная модель больше всего похожа на японскую модель.

«Квалификация»

Здесь уже применяется следующий принцип. Когда через определенный период времени работник проходит квалификационную аттестацию. И если он подтверждает свою квалификацию, то его повышают в должности. Эта модель распространенная и применимая как зарубежным, так и в нашей стране.

Заключение

Планирование карьеры является одним из важных факторов построения успешной карьеры. Самое главное при построении карьеры - это иметь тщательно разработанный план своих действий для достижения карьерного успеха. Любая карьера неважно в какой области она строиться,будет имеет свои сложности, для того чтобы эти трудности избежать с наименьшими патерями специалисту нужно знать этапы прохождения по карьерной лестнице, виды карьеры, учитывать специфику своей профессии для моделирования карьеры.

Помимо планирования очень важны личностные качества человека, только трудолюбивый, ответственный, организованный и тд. человек сможет достичь успехов в любой сфере деятельности.

Мне кажется, что карьера играет важную роль в жизни современного человека, и когда мы начинаем задумываться о карьере, нужно помнить что карьера это сложный многоэтапный процесс который отнимает много времени сил.

Так давайте, чтобы построение карьеры было не в тягость, а в радость будем учитывать все подводные камни, которые встретятся у нас на пути, учтём их заранее, перед тем как станем планировать или строить карьеру.

О построении карьеры написано достаточно. Советы относительно применения различных техник и методик построения карьерной стратегии иногда даже противоречат друг другу. Но общие принципы и подходы, как правильно строить карьеру, все-таки существуют. Попытаемся объединить их в конкретные шаги и дать краткую характеристику.

Определение цели

Как правильно определить успешную карьеру? Большинство обывателей связывают её со значительными заработками или доходами, высоким статусом и управленческой должностью, адекватным балансом между интенсивностью деятельности и получаемыми вознаграждениями, управлением коллективом, принятием ключевых решений.

Также, множество сопутствующих успеха – полезность собственной деятельности, уважение от окружающих (специалистов и профессионалов, знакомых и родственников), стабильность и влиятельность. Хотя добавить можно еще несколько обстоятельств, в целом – эта полная картина.

Принципы построения карьеры

Успешные люди в своих биографиях, как и специалисты-психологи по достижению успеха выделяют 12 принципов (шагов) правильного построения карьеры.

  1. Любовь к делу, которым занят человек . Речь идет об эмоциональном отношении к своей деятельности: человек, своим упорным и интенсивным трудом, может достичь достаточно многого в плане карьеры, даже если собственное занятие не очень по душе. Но при условии позитивного отношения к деятельности, которую можно назвать любимым делом, человек достигнет значительно большего. Именно такое дело будет достаточной мотивацией для достижения высот, значительно повысит заинтересованность в конечном результате.
  2. Низшая должность – первая ступенька карьеры . Начиная с низов можно всесторонне, изнутри освоить тот вид деятельности, в котором строиться карьера. В большинстве крупных фирм и компаний склонны повышать собственный персонал, имеющий опыт работы (хоть и на низших должностях), чем брать людей извне. Заинтересованность в деятельности, даже на незначительной позиции, должна быть обязательно – именно это условие будет способствовать продвижению вверх.
  3. Воспитание настойчивости и упорства . Эти особенности характера очень помогают в построении
    успешной карьеры – они способствуют в поиске подходящей должности в начале пути, заставляют идти вперёд и не топтаться на месте, преодолевать препятствия и обходить преграды на карьерной лестнице. Человек, опускающий руки не найдёт своего пути.
  4. Нужно помнить всё . Любая важная информация обязательно должна фиксироваться – если не в собственной памяти, то в ежедневнике (на бумаге или в компьютере). Это существенно для точности и обязательности в выполнении заданий, в деятельности вообще. Нужно приучить себя соблюдать все тонкости – так достигается безупречная репутация как работника и профессионала.
  5. Обращение за помощью . Будьте любознательными, особенно на начальных этапах карьеры: не следует стесняться возникших вопросов – они способны сориентировать в нужном направлении при выполнении задания. Конечно, вопросами не следует злоупотреблять, но самые необходимые нужно уметь вовремя задать. Не следует также пренебрегать обращаться за помощью – главное, быстро всему учиться и становиться самостоятельным.
  6. Командные навыки работы . При построении карьеры важным является не только собственные умения и навыки, но и умение работать в коллективе и «не выпадать» из команды. Особенно это существенно при выполнении какого-либо проекта: специалисты, объединённые в команду способны дать намного больший результат – при условии слаженной работы. Здесь необходимы: умения эффективно взаимодействовать в команде; видеть общий результат и работать на него, забывая (на время) индивидуальный интерес; адекватно реагировать на запросы коллектива.
  7. Активное налаживание контактов . Это обязательно пригодиться в будущем: те, с кем вместе учились, работали, совместно решали проблемы тоже достигают успеха и окажут необходимое содействие. При адекватной коммуникации, к ним можно будет обратиться и за советом, и за помощью, и за сотрудничеством при выполнении поставленной задачи. Да и просто, через них найти новое место работы.
  8. Умение учиться систематично . Ориентация на непрерывный поиск нужной для деятельности информации, периодическое её обновление с целью быть всегда «в модной струе». Повышение
    профессиональной квалификации, расширение диапазона выполняемых функций, освоение новых профессий – это только поможет постоянно быть на волне успеха.
  9. Вредные привычки – недопустимы . Они только мешают, занимают время и отнимают здоровье. Наличие подобных привычек – показатель для работодателей в сторону негативной характеристики работника, претендующего на должность (то же курение отнимает рабочее время, мешает сосредоточиться, т.к. приходиться делать вынужденные перерывы).
  10. Инициативность, но не «взваливание» всего на себя . Необходимо определить оптимальный баланс между инициативностью и тотальной загруженностью. Повышенная инициативность (на уровне суетливости) даст очень много заданий, с которыми человек физически просто не будет справляться, кроме того – карьере будет мешать имидж «выскочки».
  11. Умение предвидеть ситуацию . Это касается и сферы деятельности – области индустрии, в которой строится карьера, и непосредственно фирмы или компании – есть ли здесь перспективы или постепенно происходит угасание деятельности. Во втором случае нужно немедленно искать более перспективную должность в другой организации.
  12. Бесперспективная должность – опасна . Должность без возможности роста – первый шаг к краху карьеры. Лучше начинать из самого низа, но в организации с динамикой в перемещении персонала, чем оставаться в стабильной и небольшой организации, где профессионалы работают годами без изменений и ротации. При переходе на другую должность также следует быть внимательным – повышение и улучшение может быть мнимым (с точки зрения динамики карьеры).

Перечисленные принципы должны задавать правильный тон карьере, устанавливать приоритеты и ключевые точки в её развитии.

Лекция о карьере

Имя: Светлана Бергер, профессиональный еxecutive и карьерный коуч (PCC ICF)

Справка.Профессиональный еxecutive и карьерный коуч (PCC ICF).

Эксперт в области управления карьерой (CMF) с 15-летним опытом работы в России и Канаде.

Представитель Международной Ассоциации Карьерных Профессионалов в России, АСР Russia

Специализируется на внедрении системы управления карьерой в организации и обучении карьерному коучингу руководителей.

Н.Г. Что такое карьера? Как лучше начинать поиск работы, своего места?

С.Б. Карьера рассматривается как последовательность профессиональных занятий и ролей, которые выражают приверженность человека действовать в соответствии с его личной стратегией саморазвития и самореализации. Современное понятие карьеры очень широкое:это может быть работа в найме или контракту, самозанятость или создание собственного бизнеса. Однако многие традиционно в начале своего профессионального пути рассматривают карьеру внутри какой-либо организации. От того, насколько человек правильно выбрал направление для своего профессионального движения и готов инвестировать свое время в построение собственной карьеры — от этого, собственно, и будет зависеть его успех. За карьеру отвечает сам человек. Организация может предоставить только какие-то возможности, а все решения, все выборы — осознанные или неосознанные — лежат в зоне ответственности каждого человека. Поэтому начать поиск работы или поиск «своего места» — это значит взять отвественность за свою карьеру на себя и развивать необходимые для этого навыки.

Н.Г. С чего лучше начинать молодому специалисту, чтобы двигаться своим путем в карьере?

С.Б. Для начала определиться, что для него успех в карьере.

Например, герой мюзикла «Jersey boys » об известной музыкальной группе 60-х годов, так определил, что нашел свое дело в жизни: «Я понял, что достиг успеха не тогда, когда заработал свой первый миллион в жизни, а когда мои родители перестали настаивать на том, чтобы я пошел в ремесленное училище». Для человека важно не только материальное, но и внутреннее ощущение себя, своего пути, реализация своего потенциала, потребность делать позитивные изменения в окружающем его мире.

Обычно успех определяют две вещи: это внешние факторы и внутренние факторы. Внешние факторы — это то на какой машине мы едем, где мы живем, часы, которые мы носим и т.д. Если молодой человек определяет свою успешную карьеру в большей степени через внешние факторы, то он должен понимать и изнаночную сторону такого «успеха». Люди, успешные с внешней точки зрения, бывают иногда очень несчастными внутри. Молодому специалисту надо понять, готов ли он заплатить высокую цену в погоне за внешним успехом, например, это может быть отсутствие времени на личную жизнь и интересы, потеря контакта с близкими людьми, постоянные внутренние конфликты и др. Словом, стать заложниками своего внешнего успеха или ему нужно что-то большее. Люди, оглядываясь на свою прожитую жизнь, вспоминают не о часах, проведенных на работе, а о тех позитивных изменениях, которые привнесли в жизнь других людей.

Говоря об успешной карьере, попробуйте перенести себя на 30-50 лет лет вперед и ответьте на вопрос: о чем из вашей жизни вам приятно будет вспомнить? И тогда вы поймете, что для вас является истинным успехом.

Н.Г. Как Вы считаете, могут ли молодые люди осознать глобальность темы?

С.Б. Если человек хочет управлять собственной карьерой, то ответы на вопросы он начинает искать самостоятельно. И в итоге понимает, что выстраивая свою жизнь на основе своих способностей, ценностей, есть больше вероятности не просто добиться успеха, но и быть счастливым, жить в соответствии со своими целями, добившись этого внешнего успеха.

Когда я работаю с участниками программы по карьерному коучингу, то мы очень внимательно исследуем внутренние факторы. Что такое внутренние факторы? Это жизненный баланс. Это внутренняя удовлетворенность, это чувство самореализации, соответствие того, что вы делаете вашим персональным ценностям. Отсутствие внутреннего конфликта, забирающего энергию и радость жизни, когда каждый рабочий день начинается с мысли: «опять понедельник, опять идти на работу». Думаю, что если эту мысль доносить до молодых людей, то представители поколения «Y », для которых очень важен определенный образ жизни — свобода, независимость, гибкость, откликнутся на это, и им будет любопытно узнать больше о себе, структурировать и прояснить свои собственные намерения. И тогда возникнет внутренняя потребность и вопрос: как это сделать?

Н.Г. Да, это так. И как люди могут сами себе помочь в этой жизни?

С.Б. Люди могут начать задавать себе сложные вопросы, осмысливать свои шаги, а не просто «плыть по течению». Например, подумайте о том, какой деятельностью вы готовы долго, к чему возвращаются ваши мысли. Фактически мы начинаем говорить об алгоритме построения карьеры. С одной стороны алгоритм построения карьеры удивительно прост, но его очень трудно осуществить, потому что он требует дисциплины. Многие из нас ставят себе задачу заняться фитнесом и иногда нанимают фитнес-тренера- человека, который с них спросит. В жизни много отвлекающих факторов. Многие знают, как поступать в определенных ситуациях, как начинать новый год, как начинать новую неделю, но почему-то не делают этого. То же самое происходит с построением карьеры.

Алгоритм построения карьеры можно было бы описать через создание вектора, проходящего через две точки. Первая точка― где человек находится в текущий момент, вторая — где человек хочет быть, его видение карьеры в будущем. Таким образом у нас получается некая карьерная траектория. С этого начинается работа над построением собственной карьеры. Иногда бывает сложно понять, где «ты сейчас» изнутри себя, нужен взгляд со стороны.

Но самая сложная задача — нарисовать точку номер два. Выбор направления в карьере во многом зависит от видения, карьера строится из будущего. В моей практике как карьерного специалиста часто приходится слышать: « знаю, чего не хочу, но совершенно не знаю, чего хочу». Чтобы ответить на этот вопрос, нужно а) определенное исследование себя, б) пройти проверку реальностью — рынок меняется, ничего не стоит на месте.

Карьерный специалист становится тем самым зеркалом, которое отражает, где человек сейчас, куда он двигается, и фактически помогает понять человеку его собственную цель. Получается, что карьеру строить просто, но самый главный момент в ней — формулировка карьерной долгосрочной цели.

Н.Г. Если человек сформулировал цель, придерживаться этого вектора ему будет легко?

С.Б. Действительно это так, потому что это его внутренняя цель, этот вектор соотносится с его внутренними потребностями, и тогда начинается целенаправленное движение, есть ориентиры. Работа, которую человек ищет, должна быть максимально приближена к этому вектору. Назовем карьеру «вектором», а работу — «точка». Идеальный вариант — когда эта точка лежит на карьерном векторе или приближена к нему. Иначе это движение не к вашим целям. Каждое предложение о работе необходимо рассматривать относительно вашего карьерного вектора. Наличие такого вектора помогает быстро принимать решение.

Н.Г. Что поможет сделать верный выбор в условиях, когда точка не приближена к вектору?

С.Б. Во-первых, это должен быть осознанный выбор человека. Если на сегодняшний день он находится в ситуации, когда для него важно зарабатывание денег — это осознанное решение. Но такое состояние будет не всегда. Этот период закончится, и может начаться другой период, когда человек будет свободнее, когда у человека появится желание что-то найти для себя. Я говорю про то, что неважно даже, на каком этапе находится человек. Важно понимать, что может наступить другой период, и мы должны быть к этому готовы. Мы должны знать, что мы будем делать. Люди, которые не готовятся заранее, к сожалению, пройдя период «выживания и зарабатывания денег», бывают не готовы взять новый этап в своей карьере. Начать думать про то, что они могут реализовать, что они могут сделать лучше, какая работа больше для них подходит.

Мало построить карьеру, мало нарисовать вектор — по нему надо двигаться. Не случайно, когда мы строим карьеру, проговариваем очень многие вещи. Говорим о том, насколько человек осознает свои цели, таланты, сильные стороны. Потом мы смотрим, какие у него есть возможности, какие варианты, где бы он мог их применить. Рассматриваем рынок труда в широком смысле, неважно, есть ли опыт, соответствует ли образование, чтобы увидеть все возможности. И последнее — действительно ли это выбор самого человека, насколько он доверяет своему выбору. После этого начинается движение в выбранное направление. Оно может осуществляться самостоятельно или при поддержке карьерного специалиста. Главное — не терять скорость, а для этого человек должен взять на себя ответственность и определенные обязательства. Иногда бывает гораздо проще обвинять плохую ситуацию на рынке труда, плохого начальника, организацию, которая не дает каких-то перспектив роста.

Н.Г. Как понять, это поиск или движение, методом проб и ошибок, без цели?

Существует ли алгоритм успешного движения в карьере?

С.Б. Многое зависит от уникальности самого человека и его ситуации. Например, один человек может менять области своей деятельности, потому что просто не знает, как это сделать по-другому, пытается идти методом «проб и ошибок», тратит на это очень много времени — и в итоге жизнь, так и не найдя смысл, того, что он хотел. Другой — делает изменения в своей профессиональной жизни осознанно: меняет сферы деятельности, т.к. это соответствует его внутренней потребности к разнообразию, начинанию чего-то нового. И это осознанный выбор, на основании чего выстраивается его траектория карьеры. Я знаю людей, которые примерно каждые два года меняют компанию. Дело в том, что приходя в компанию, они очень быстро помогают достигать компании хорошего уровня. Им становится неинтересно поддерживать, сопровождать достигнутое — и они уходят в другие компании и там начинают этот процесс заново. Эта та карьера, которую он для себя выбрал. Так что причины смены компании, области деятельности могут быть очень разными.

Те люди, которые просто двигаются по рынку труда неосознанно, не отдавая отчета себе, почему они покидают одну компанию или переходят на другую работу, с меньшей вероятностью найдут подходящую для себя работу — они сами не знают чего хотят.

Н.Г. Мне кажется, что очень тяжело так менять профессии.

С.Б. Во-первых, это очень тяжело. Во-вторых, не очень понятно зачем. Но если человек понимает, зачем он это делает, это становится осознанным решением, он управляет своей карьерой.

Относительно смены вузов — это совершенно другая ситуация. Обычно, профессия определяется до поступления в вуз. Когда мы заходим в вуз, вуз — это уже некое средство, с помощью которого мы обретаем профессию. Задача вуза — не помочь нам ответить на вопрос, та эта профессия или не та. Задача вуза — научить. И вуз к молодым людям и людям среднего возраста относится как к людям, которые способны брать на себя ответственность за этот выбор, способны самостоятельно принимать решения. В данном случае попытка определить за счет вуза, та ли это профессия или нет — ставит человека в зависимость от очень многих факторов. В одном вузе попадутся хорошие преподаватели, и мы полюбим этот предмет. Тогда встанет вопрос: от чего же будет зависеть наш выбор профессии. От других людей? Или это будет наш внутренний выбор, который будет базироваться на наших интересах, на наших ценностях, на том, как мы видим свою будущую карьеру?

Второй момент. Очень часто обучение в нескольких вузах без выхода после окончания на профессиональную деятельность, говорит о том, человек, получив знания, откладывает для себя столкновение с реальностью и заменяет поступлением в следующий вуз. Но этап прохождение реальности в построении карьеры очень важен, без него невозможно выйти на самореализацию. Реальность становится проверкой вашего профессионального выбора.

Если я бы работала с этим человеком, то обратила бы внимание на повторяющиеся факты в его жизни, задала бы вопросы: что заставляет человека чередовать вузы? А почему привлекали именно эти, а не другие? А что случится, если бы список вузов для обучения закончится? Это очень интересный процесс исследования, который мог бы нас вывести на определенную тему, решение которой могло бы очень сильно изменить не только карьеру, но и жизнь человека.

Карьерный специалист, профессионал своего дела, никогда не будет давать рекомендаций, готовых решений. Он будет слушать вас, возвращать услышанное, помогать исследовать ваш потенциал и ситуацию с разных сторон, искать вместе с вами альтернативы, задавать вопросы, которые помогут вам найти собственные ответы и решения.

Н.Г. Как человеку выбрать карьерного специалиста? Интуитивно?

С.Б. С одной стороны, очень важно доверять себе при выборе специалиста. Прислушиваться к рекомендациям других. Лично я очень серьезно отношусь к рекомендациям. И если я кого-то рекомендую, то я понимаю, что за это тоже несу часть ответственности. С другой стороны, когда мы выбираем какого-то специалиста, то помимо интуиции, мы должны хорошо понимать, что мы ожидаем в принципе от этого специалиста. Нам никакой специалист не будет сильно подходящим, если мы сами не знаем, чего мы от него хотим.

Н.Г. Самообман, когда мы уверены в чем-то насчет себя…

С.Б. Работа по построению карьеры начинается с некоего стоп-момента, когда человек останавливается и задает себе вопрос: куда дальше?

Ответив на этот вопрос, мы решаем массу других вопросов: в чем смысл жизни? что такое самореализация? Эти вопросы перестают так тревожить, потому что ответы на них находятся.

Приходя к карьерному специалисту, человеку нельзя надеяться на то, что он получит готовые ответы. Он получит новые вопросы, но которые приведут его к той цели, которую он действительно хочет: его таланты будут соотноситься с его функционалом, и это действительно будет работа в той организации, в которой он будет чувствовать себя хорошо.

Однажды, когда я выступала на одной очень крупной конференции для финансовых директоров в Москве, меня спросили: «Вы говорите о таких сложных вещах. Наверное, это занимает очень много времени?». Процесс построение карьеры занимает два-три месяца, и уже в конце последнего месяца начинается реализация вашего карьерного плана. Просто многие не знают как начать этот процесс, какие важные элементы учесть и, в итоге, попробовав многие варианты работы, так и не находят для себя то, что принесло бы удовлетворение.

Если снять напряжение в вопросах выбора профессии, смены работы или карьеры за счет применения той технологии, о которой идет речь, то вы обнаружите, что это приятный и интересный процесс по поиску профессиональной ниши для себя. Да, можно довериться воле случая и сказать: «Случайно я найду такую работу». Можно идти методом проб и ошибок, но часто это забирает время. А можно просто взять управление своей жизнью в свои руки и, если угодно, просчитать, проверить, продумать и найти «свое место», понять свой карьерный вектор. Это не значит, что нарисованный вектор никогда в жизни не меняется. Меняется. Человек переехал в другую страну — вектор поменялся. Человек поменял область деятельности — вектор тоже может быть скорректирован. Есть определенные внешние или личные обстоятельства, которые тоже могут влиять. Просто этот вектор можно корректировать по ходу. Если мы знаем, что корректировать, если мы владеем теми ориентирами, которые у нас есть для коррекции. И тогда это осознанный подход к построению карьеры, и тогда то, о чем мы говорим, аутентично-гармоничная карьера для себя, которая действительно приносит радость в жизни. Для меня успешная карьера всегда связана с внутренним ощущением счастья.

Мы слишком много тратим времени на работе, чтобы заниматься той деятельностью, от которой нам плохо. И счастлив тот человек, который реализует себя, нашел свое место, нашел свое призвание. Вопрос — как его найти? Существуют определенные технологии, которые работают много лет на Западе, которые работают активно последние несколько лет в России. И людей, которые используют эти технологии, становится все больше. Когда человек сам попробовал это на себе, начинает это рекомендовать другим. Меняется поведение, появляется легкость, удовлетворенность от деятельности, которой человек занимается. все окружающие это начинают видеть и у них тоже появляется желание привнести позитивные изменения в свою жизнь.

Н.Г. Как можно влиять на свое развитие, на продвижение внутри компании?

С.Б. В данной ситуации важно понять: что вы хотите изменить? к чему вы хотите придти и откуда вы идете? Практика показывает, что люди не всегда имеют достаточно информации о той должности, о том месте, о той компанию, куда они хотят прийти. Многие компании поощряют внутренню мобильность — чем больше информации будет собрано, например, перед переходом из одного департамента в другой, тем меньше риск ошибки такой смены карьеры.

То, о чем я сейчас рассказываю, это понятие, которое отсутствует на российском рынке. Оно называется информационное интервью. Есть определенная технология проведения информационных интервью. Задача их — не устроиться на какую-то работу, а получить максимум информации о том месте, о той должности, о той роли, о той области, куда мы хотим прийти.

Я помню забавный случай: когда я пять лет назад работала в Торонто, ко мне обратилась очень милая девушка и сказала, что она хочет быть адвокатом. На мой вопрос: «А что такое для тебя работа адвоката?» она ответила, что это выступление перед аудиторией, красивое говорение, установление каких-то логических связей, убеждение других, большое количество контактов. В общем, все выглядело очень красиво и привлекательно. Через две недели проведения информационных интервью, встреч со специалистами, посещения судебного заседания, она узнала, что 95 % работы адвоката — это работа с документами, а не публичные выступления. Когда идет выбор профессионального пути, нужно опираться на факты, информацию, нетворкинг,а не на представление, которое спонтанно сформировалось о какой-либо профессиональной деятельности в течение жизни.

Н.Г. Как организовать свое передвижение внутри компании? Ведь работодатель может и уволить из-за такой инициативы.

С.Б. Если человек провел достаточно исследований, которые дали ему уверенность в данном переходе внутри организации, важно подготовиться к этому изменению.

Приведу пример человека, который работал в международной компании в Москве и в течение двух лет создал для себя условия для перехода в этой же компании во Франции. На той же самой позиции, с тем же самым функционалом, с той же самой зарплатой (в итоге перехода зарплата была увеличена на 30% . Что он для этого делал?

Во-первых, чтобы сделать такой переход, человек должен стать видимым внутри компании. Пока мы молчим о своих намерениях, боясь реакции нашего руководителя, коллег, переход будет невозможным. Важно не только озвучить свое намерение, но и подготовить его обоснование для других: какие ваши сильные стороны позволяют вам справляться с данным функционалом максимально эффективно? Какие результаты работы уже доказали эту эффективность? Какие результаты может ожидать руководство от вас в случае вашего перехода? Все эти и другие вопросы могут быть вам заданы со стороны руководства, и ответы должны быть четкими, заранее продуманными, учитывающие и цели компании и ваши личные цели. Все это возможно, если вы создали новые контакты, построили отношения, собрали достаточно информации о потребностях, ценностях той дочерней организации, куда хотите перейти.

Во-вторых, нужно уделить внимание своему персональному брендингу внутри компании и определить тех, для кого в первую очередь он должен начать работать.

Переход в главный офис международной компании (внутренний переход) стал возможен, так как человек смог донести до компании свои цели, показать преимущества для организации, акцентировал внимание на тех ценностях, которые он может дополнительно привнести в свою роль. И в итоге руководство приняло положительное решение и поддержало инициативу человека.

Если мы вернемся к случаю, когда человек хочет перейти, но боится об этом сказать в компании, то этот переход действительно невозможен: о вашем намерении просто никто не узнает и следовательно, не сможет вас поддержать. Человек сам ограничивает себя.

Н.Г. Если правильно подать свое стремление, всегда найдутся люди в компании, которые поддержат?

С.Б. Во многих компаниях есть тенденция готовить «играющих тренеров» из состава тех руководителей, которые есть в компании. И это очень интересно, потому что любая компания заинтересована в аккумулировании и передаче знаний. Знания — это большая ценность, накопленная внутри компании. Можно выступить с подобной инициативой, проявить себя, продемонстрировать внутренние резервы, достигнутые результаты. Этот переход вполне мог бы стать реалистичным. Мы не говорим о том, что это 100%-ая вероятность. Существуют, безусловно, риски и определенная политика внутри компании, которая может не поддержать ваши инициативы. Но в любом случае за вами остается свобода выбора, главное, чтобы ваши выборы были осознанными.

Многие компании, с которыми я работаю, особое внимание уделяют внутренней мобильности сотрудников. (Новый сотрудник, взятый извне, требует больших временных и материальных вложений). Для компании это возможность сохранить знания и опытных сотрудников, для уже работающих сотрудников, не покидая компанию, — привнести изменения в свою роль, функции, повседневную деятельность. Эти изменения будут более реалистичными, если прежде всего у сотрудника будет ясность собственной профессиональной цели, и он будет готов к разговору с руководством, опираясь на уже проявленные позитивные результаты в компании, знание своих сильных сторон, и понимание того, как они могут быть проявлены в будущем и поддерживать цели компании. Однако прежде чем озвучивать свои цели руководству будьте готовы провести самостоятельное исследование своей будущей области, роли и проверить, действительно, ли это ваша цель.

Н.Г. А если опыта не хватает, но желаемая позиция соотносится с сильными сторонами?