История возникновения и этапы развития PR. Статистика: история возникновения и развития науки

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • История становления и развития социологии.

    Мировую историю социологии подразделяют на три периода:

    1) Донаучный (до начала XIXвека);

    2) Классический (с середины XIXвека до начала XX века)

    3) Современный (с 20-х гг. XXв)

    Донаучный период. Своеобразные взгляды на развитие общества были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских, и древнегреческих философов, европейских мыслителей средневековья и нового времени. (Будда, Конфуций, Заратустра (неизбежность соц. нер-ва), Сократ, Платон («Государство»), Аристотель (приоритет общественного интереса, приоритет интереса личности)).

    Эпоха просвещения и исторические события Великой Французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации. Именно тогда, после трагических событий и результатов французской революции возникла особая потребность в познании социально-политических условий жизни, и встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.), (преодоление неравенства, гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества, устранение церкви, как предмета деспотизма).

    Классический период социологии начинается в XIX веке. В этот период сложилось несколько направлений: французская социологическая школа (О.Конт, Э. Дюркгейм), английская (Г. Спенсер), немецкая школа (М. Вебер, Г. Зиммель), развивается марксистское направление в социологии.

    Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857).(«КУРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ») О. Конт ввел в научный оборот понятие "социология". Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

    О.Конт - основатель первого направления в социологии - позитивизма. Социология должна быть наукой об обществе. Подобно естественнонаучным дисциплинам, социология должна: 1)опираться на объективные факты, а не на размышления о них; 2) полученные знания должны быть проверяемы; 3) наука должна приносить плоды для общества, подобно тому, как открытие законов механики способствовало появлению машин.

    О. Конт формулирует закон трех стадий (человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).

    и закон классификации наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам: Математика – Астрономия - Физика-Химия – Биология - Социология.

    Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука, и поэтому она должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводятся закономерности развития.

    Социологию - социальную статику (законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику (анализ законов социального развития, идея прогресса).

    Другим представителем французской социологической школы является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель журнала «Социологический ежегодник». Основывается на теории социального факта. В своей работе «Метод социологии» излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки:

      «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов;

      «систематически отмежевываться от всех врожденных идей».

      признание первенства целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов

    социология основывается на познании социальных фактов. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

    Параллельно с французской социологической школой развивалась английская школа, ярким представителем которой является Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Основа - аналогия между биологическим и социальным организмами. Широко использовал историко-сравнительный метод в обосновании социологических взглядов.

    Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. Труд Спенсера "Основания социологии"(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей социологии наряду с О. Контом, а также родоначальником органической теории общества.

    Центральное понятие– эволюционизм. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей.

    В Германии первой по настоящему профессиональной научной школой социологии стала “формальная социология”. Георг Зиммель (1858-1918). Формальная, или чистая социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Сумма этих форм связи образует собственно общество.

    Другим представителем немецкой социологической школы является Макс Вебер (1864-1920). Наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. Изучение объективных фактов – задача экономических, политических, юридических наук. Социология же должна дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия.

    Предметами социологии должны быть социальные действия:

    Осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения

    Ориентированы на других субъектов.

    Марксистская социологическая школа. Основными его представителями являются Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

    По общественной теории К. Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т.е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.

    К. Маркс поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического базиса и настройки общества, а также механизмы исторического развития общества.

    Труд является центральным понятием в теории К. Маркса

    Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе.

    Современный этап в развитии социологии начинается в 20-е г XX веке. Если на предыдущем этапе центром мировой социологической мысли являлась Западная Европа, то в XX веке он перемещается в США. В этот период появляется огромное количество направлений, теорий, парадигм. Наиболее значимые из них: 1) теория действия и теория социальных систем Толкотта Парсонса, 2) функционализм и теория аномии Роберта Мертона, 3) этнометодология Гарольда Гарфинкеля, 4) феноменологическая социология Альфреда Щюца, 5) драматургический подход Ирвинга Гофмана, 6) теории личности Джорджа Герберта Мида и Чарлза Кули.

    История развития науки говорит о том, что самые ранние свидетельства науки можно найти в доисторические времена, такие как открытие огня, и развитие письменности. Ранние подобия записей содержат цифры и информацию о Солнечной системе.

    Однако история развития науки со временем стала более важной для жизни человека.

    Значимые этапы развития науки

    Роберт Гроссетесте

    1200-е годы:

    Роберт Гроссетесте (1175 – 1253) основатель оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретик и практик экспериментального естествознания разработал основу для правильных методов современных научных экспериментов. Его работы включали принцип, согласно которому запрос должен основываться на поддающихся измерению доказательствах, подтвержденных путем тестирования. Ввел понятие о свете как телесной субстанции в первичной форме и энергии.

    Леонардо да Винчи

    1400-е годы:

    Леонардо да Винчи (1452 – 1519) итальянский художник, ученый, писатель, музыкант. Начал свои изучения в поисках знаний о человеческом теле. Его изобретения в виде чертежей парашюта, летательной машины, арбалета, скорострельного оружия, робота, подобия танка. Художник, ученый и математик также собрал информацию об оптике в виде прожектора и вопросах гидродинамики.

    1500-е годы:

    Николаус Коперник (1473 -1543) продвинулся в понимании солнечной системы с открытием гелиоцентризма. Он предложил реальную модель, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое является центром Солнечной системы. Основные идеи ученого были изложены в труде «О вращениях небесных сфер» который беспрепятственно распространялся по Европе и всему миру.

    Йоханнес Кеплер

    1600-е годы:

    Йоханнес Кеплер (1571 -1630) немецкий математик и астроном. Основал на наблюдениях законы планетарного движения. Заложил основы эмпирического исследования движения планет и математических законов этого движения.

    Галилео Галилей усовершенствовал новое изобретение, телескоп, и использовал его для изучения солнца и планет. В 1600-х годах также были достигнуты успехи в изучении физики, поскольку Исаак Ньютон разработал свои законы движения.

    1700-е годы:

    Бенджамин Франклин (1706 -1790) открыл, что молния — это электрический ток. Он также внес вклад в изучение океанографии и метеорологии. Понимание химии также развивалось в течение этого столетия, так как Антуан Лавуазье, названный отцом современной химии, разработал закон сохранения массы.

    1800-е годы:

    Вехи включали открытия Алессандро Вольты относительно электрохимических серий, которые привели к изобретению батареи.

    Джон Дальтон также внес атомную теорию, которая гласит, что вся материя состоит из атомов, которые образуют молекулы.

    Основу современного исследования выдвинул Грегор Мендель и раскрыл свои законы наследования.

    В конце века Вильгельм Конрад Рентген обнаружил рентгеновские снимки, а закон Джорджа Ома послужил основой для понимания того как использовать электрические заряды.

    1900-е годы:

    Открытия Альберта Эйнштейна, наиболее известного своей теорией относительности доминировали в начале 20 века. Теория относительности Эйнштейна на самом деле две отдельные теории. Его особая теория относительности, которую он изложил в статье 1905 года «Электродинамика движущихся тел», пришла к выводу, что время должно изменяться в зависимости от скорости движущегося объекта относительно рамки отсчета наблюдателя. Его вторая теория общей относительности, которую он опубликовал как «Основу общей теории относительности», выдвинула идею, что материя вызывает искривление пространства вокруг себя.

    История развития науки в области медицины навсегда изменилась Александром Флемингом с из плесневых грибов как исторически первого антибиотика.

    Медицина, как наука, обязана также вакцине против полиомиелита в 1952 году которую открыл американский вирусолог Джонас Солк.

    В следующем году Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис Крик открыли , которая представляет собой двойную спираль образованную с парой оснований, прикрепленных к сахарофосфатному остову.

    2000-е годы:

    В 21 веке был завершен первый проект , что привело к более глубокому пониманию ДНК. Это продвинуло изучение генетики, ее роли в биологии человека и ее использования в качестве предиктора заболеваний и других расстройств.

    Таким образом, история развития науки всегда была направлена на рациональное объяснение, предсказание и контроле эмпирических явлений великими мыслителями, учеными и изобретателями.

    Социология в качестве самостоятельной науки окончательно сформировалась к середине XIX века.

    Основоположником социологии является О. Конт. Социология (или первоначально «социальная физика») по Конту, является теоретической дисциплиной, занимающейся позитивными

    (т.е. научными, по Конту) исследованиями фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Социология должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. «Социальная физика» состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальной статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика - процессы социальных изменений.

    Позитивная теория общественного прогресса и развития общества, а так же взаимоотношения элементов, сохраняющиеся при всех исторических условиях составили социологическую науку.

    Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Все общественные институты он рассматривает, прежде всего, с точки зрения их общественных функций и их роли в деле социальной интеграции социального «согласия», кооперации.

    С конца ХIХ века получила развитие органическая школа в социологии. В отличие от предшественников, представители этой школы рассматривали общество как аналог природного организма и пытались объяснить социальную жизнь с точки зрения биологических закономерностей. Общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции Г. Спенсер большое значение придавал разработке темы социального контроля и его институтов (государства и церкви). Он ввел в научный оборот термин «социальный институт». Всякий социальный институт, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, механизмах самоорганизации совместной жизни людей которые и изучает социология.

    В западной социологии XIX - начала XX века существовало направление натурализма, пытавшееся объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках или пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора.

    В конце XIX века усиливается

    психологическая тенденция в социологии, представляющая собой попытку объяснения социальных процессов исключительно психологическими качествами людей. Общественные процессы представители этого направления объясняли действием психологического механизма подражания (Г. Тард), влиянием инстинктов (Мак-Дугалл), иррациональным массовым сознанием толпы (Г.Лебон).

    Ф. Тённис считал, что фундаментом организации социальной жизни служат два типа воли:

    воля сущности и ослабление социальной воли. Все формы социальной жизни Теннис делит на: социальные отношения; группы; корпорации или объединения.

    Сознательное, целенаправленное социальное объединение индивидов в процессе их социальных отношении образует группу, корпорация возникает в том случае, если существует внутренняя организация индивидов

    Крупнейшим социологом XIX века является

    Карл Маркс, который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней самой. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов.

    На рубеже XIX и XX столетий социологии осознают ограниченность абстрактно-теоретических методов познания. Ставится вопрос о выделении социологии в качестве

    самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.


    Другие материалы:

    Интерпретация понятий в системе объекта
    Социальный статус - соотносительное положение (позиция), занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями полом, происхождением и др. Социализация - ...

    Анализ финансирования отдела социальной защиты. Экономическая характеристика Муниципального Учреждения «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район»
    Муниципальное учреждение «Отдел социальной защиты населения и труда администрации Муниципального образования Новоторъяльский район» является органом государственного управления, который создан Постановлением Главы местного самоуправления...

    Социальная работа с осужденными, подвергающимися различным формам притеснения
    Осужденный в процессе отбывания наказания подвергается многоуровневому, многовариантному по содержанию и формам проявления притеснению. Во-первых, это общесоциальный уровень. Предназначенный для достижения позитивных целей (защиты общест...