Формы повелительного наклонения в русском языке. Наклонение глагола. Что такое наклонение

Значение

Индоевропейский праязык имел только три формы настоящего повелительного наклонения:

  1. с суффиксом -dhi (санскр. -dhi и -hi , др.-греч. -θι , ср. санскрит. crudhì , ihì , греч. κλῦθι, ἴθι - послушай, приди);
  2. чистая глагольная основа с тематическим гласным е в конце: пра-и.е. *bhere , санскр. bhára , гр. φέρε - «принеси»;
  3. такая же основа с вышеупомянутым суффиксом -tôd (санскрит. bháratâd , греч. φερέτω), употреблявшаяся первично во всех трех числах не только второго, но и третьего лица (такое употребление ее встречается и в санскрите).

Отсюда можно вывести правдоподобное предположение, что и другие перечисленные выше формы повелительного наклонения некогда употреблялись для всех лиц и чисел без всякого изменения; выражая просто известное требование, без определенного отношения к какому-нибудь лицу, вроде теперешнего неопределенного наклонения в смысле повелительного: «молчать!» и т. п. Кроме этих исконных, древних форм, в смысле повелительного наклонения в индоевропейском праязыке употреблялись и формы так называемых:

  1. инъюнктива вроде санскрит. bhárata , bháraiam , греч. φέρετε, φέρετον и др.,
  2. сослагательного наклонения (санскрит. 1 л. мн. действ. bhárâma , средн. bhárâmahâi ),
  3. желательного (старослав. бери , берете ),
  4. изъявительного и даже неспрягаемых глагольных образований.

В славянских языках

В славянском языке формами старого повелительного наклонения можно считать только формы нетематических глаголов вроде виждь , яждь , даждь , веждь , русские вишь (вижь), ешь (вместо еж). Остальные славянские формы повелительного наклонения суть формы желательного .

Русский язык

В русском языке повелительное наклонение может образовываться синтетически (изменением формы или добавлением аффикса «-те») и аналитически (с помощью частиц «пусть», «пускай», «да» , «давай/давайте» ). Аффиксы, с помощью которых образуются синтетические формы (-и-, нулевой суффикс, -те ) интерпретируются по-разному: как суффиксы , окончания , частицы; некоторые учёные вообще не расшифровывают статус данных аффиксов .

II лицо единственного числа

II лицо множественного числа

Форма множественного числа образуется путём присоединения постфикса -те : верь - верьте, ляг - лягте, пой - пойте, давай - давайте.

I лицо множественного числа

Для некоторых глаголов встречается форма повелительного наклонения I лица множественного числа, иногда называемая побудительной. Она образуется от формы I лица множественного числа изъявительного наклонения добавлением постфикса -те : идёмте , споёмте , поедемте . Эта форма употребляется только в обращении ко многим лицам или к одному уважительно (на вы ).

См. также

Литература

  • Brugmann. Grundriss der vergl. Grammatik d. indogerman. Sprachen (т. II, 1315 и слл.);
  • Delbrück. Vergl. Syntax der indogerm. Sprach. (т. II, 357 сл.);
  • Thurneysen. Der idg. Imperativ (Kuhnes Zeilschr. f. vgl. Sprachforscb., XXVII);
  • Pott. Ueber die erste Person des Imperat. (Kuhn-Schlelcher, Beiträ ge zur vgl. Sprachf., т. I);
  • Madvig. De formis imperativi passivi (Kouenr., 1837 г., Opuscula, II);
  • Schmidt. Ueber den latein. Imperat. (Zeilschr. f. d. Gymnasialwesen, 1855, 422);
  • Ch. Turot. De l’imperatif futur latin (Revue de philol., IV);
  • Kern. Eine Imperativform im Got. (Kuhn’s Zeitschr. etc, XVI).

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Повелительное наклонение" в других словарях:

    Императив Словарь русских синонимов. повелительное наклонение сущ., кол во синонимов: 1 императив (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    Повелительное наклонение - ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. См. Наклонение … Словарь литературных терминов

    ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Выражающий повеление. П. жест. П. тон. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Морфологическая категория спрягаемых (личных) форм глагола. Представляет событие как подлежащее осуществлению адресатом: Напиши! Выражается суффиксом – и– (реже без него) и для обозначения множественности постфиксом – те. Формы повелительного… … Литературная энциклопедия

    - (лат. Modus Imperativus) уже в древнейшую эпоху индоевропейского праязыка имело целью побуждать других лиц к известному действию. В ведийском санскрите П. наклонение употребляется лишь в положительном смысле и только в позднейшем, классическом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См. наклонение повелительное (в статье наклонение глагола) …

    повелительное наклонение - См. наклонение … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    См. imperativo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    повелительное наклонение - грамм. Форма глагола, выражающая приказание, просьбу, волеизъявление (например: пиши! скажите!) … Словарь многих выражений

    Наклонение, выражающее просьбу, приказание говорящего или побуждение к совершению действия. Для выражения повеления, пожелания, относимых к 3 му лицу, используется форма изъявительного наклонения в сочетании с частицами да, пусть, пускай (пусть… … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Повелительное наклонение , Карпушкина Людмила Александровна , Большая часть стихотворений, вошедших в сборник, публикуется впервые. Автор предлагает читателю прямой разговор о Человеке и Поэзии. Разговор, лишённый посредничества… Категория:

Цели:

  • организовать деятельность учащихся к изучению нового материала, помочь осознать его практическую значимость, способствовать повышению качества знаний, грамотности;
  • способствовать развитию исследовательских навыков, речевой и коммуникативной компетентности, создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
  • способствовать развитию интереса к урокам русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Технология: проблемного обучения.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки; печатный учебный материал (Приложение 2 , Приложение 3 ), презентация (Приложение 1 ), Приложение 4 .

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу и начнём работать.
На предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать с двумя из них. С какими, вы скажете сами.

2. Словарная работа

В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?
1 2 3
приготовить
приобрести
прикажете
прикажите
приготовьте
приобретите
приобретёте
приказать
приготовите

– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?

Во втором. Давайте в этом убедимся.

Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете ). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).

Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать ). Докажите.

А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).

А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).

Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.

Проверьте.

– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.

Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)

– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3 )

(Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).

– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?

Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.

3. Повторение теоретического материала

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить .) Приведите примеры.

– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить .) Приведите примеры. Таблица.

– Как образуются глаголы повелительного наклонения?

4 этап

– Ребята, перед каждым из вас лежит лист исследования (см. Приложение 2 ). Каждый будет работать по нему самостоятельно. В листе вам встретится неизвестное слово ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?

Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?

(Самостоятельная работа учащихся.)

5 этап

– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали. (Слайд 4 )

Фронтальная проверка.

– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)

– Назовите наклонение каждого глагола.

– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите )

– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете ). Почему?

– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?

Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.

– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.

– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.

Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).

Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).

Найдите окончание глагола (ите ) Почему? (т.к. он второго спряжения)

Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения)

Вывод: вспомните ваше самостоятельное исследование и нашу совместную работу, давайте подумаем, какой вывод можно сделать.

Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?

6 этап

Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. Построение схемы. (Слайд 5 )

А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите наше правило друг другу.

А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на странице 202. Кто хочет нам его рассказать?

7 этап

Проведём устный диктант. Приготовьте карточки с буквами Е , И .

Кто будет испытывать затруднения при выполнении задания, обращаётесь к нашей схеме.

Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Поднимите нужную карточку. Докажите.

Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…

8. Самостоятельная работа учащихся

– А теперь поработайте самостоятельно.

Найдите в учебнике упражнение 497, прочитайте задание. У кого есть вопросы?

Самопроверка по ключу.

Кто доволен свое выполненной работой? Поднимите, пожалуйста, руки.

9 этап

Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его формы мы должны употреблять правильно, в соответствии с грамматическими и речевыми нормами.
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку. (Слайд 6 )
Как вы думаете, какая ситуация на ней изображена?

– Сестра сказала: “Покладите всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

Всё ли правильно сказано? Исправьте. (Слайд 7 )
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно употреблять их в речи.

10 этап

И последнее задание нашего урока.
Выполните тест, обведите букву правильного ответа в кружок. (см. Приложение 3 )

11. Заключительный этап. Рефлексия

(Слайд 8 )

– Чему сегодня мы учились на уроке? Для чего?
– Вспомните, какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое задание показалось самым трудным?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё?

12. Домашнее задание

Задание по выбору: упражнение 496 по заданию учебника или составить карточку для товарища.

Глагол - одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себя проявить, зафиксировавшись в определённом состоянии. Этой номинативной части речи свойственны такие постоянные морфологические признаки как вид, возвратность, переходность и спряжение, к непостоянным же относятся род, лицо, число, время и наклонение. О последнем и пойдёт речь в этой статье. Как определить в русском языке, на что оно влияет, для чего вообще необходимо? Попробуем понять и, что немаловажно, запомнить.

Что же такое наклонение? Общее представление

В принципе, наклонение некоторые учёные определяют как «отношение к действительности». Довольно абстрактная формулировка, не особо поясняющая смысл этого морфологического признака, стоит признаться. Но если попытаться разобраться, всё становится предельно ясно.

Всего существует три в русском языке указывает на реальное действие и употребляется во всех трёх временах - именно оно является самым распространённым и, следовательно, самым простым для запоминания. Или же самым сложным. Существование его в трёх временных формах позволяет спрягать глаголы всеми доступными способами, из-за чего приходится запоминать огромное количество окончаний, что не всегда так уж легко.

В русском языке также встречается довольно часто. Оно обозначает приказ, просьбу, некую инструкцию - любое действие, которое должен выполнить человек не по своей воле, но по воле собеседника. Глаголы в повелительном наклонении существуют лишь в двух формах, что, конечно, упрощает работу с ними, но вместе с тем создаёт определённые трудности для тех, кто не является носителем русского языка и не может интуитивно подобрать правильное окончание.

В русском языке, его ещё называют сослагательным, показывает нереальное действие, возможное при определённых условиях. Его называют самым простым: лишь одна форма, изменяющаяся только по родам, к которой добавляется частица - определить такой элемент в тексте не составляет никакого труда.

Теперь же, когда мы имеем базовое представление о том, что такое наклонения в русском языке, примеры помогут нам разобраться в правиле лучше.

Повелительное наклонение - для чего, как

Итак, продолжаем рассматривать в русском языке. Как уже говорилось выше, оно обозначает, исходя из названия, повеление в любой его форме: приказ, просьба, вежливое поручение - смысловой оттенок зависит только от интонации, никаких особенностей в образовании формы в зависимости от мотива, который вкладывает говорящий.

Повелительное наклонение в русском языке - правило, которое отложилось в нашем подсознании, мы применяем его, даже не задумываясь. Но всё же понимать, почему именно так, а не иначе, необходимо.

Для того чтобы употреблять глаголы в повелительном наклонении, в первую очередь нужно определить, к кому нужно обратиться. Чтобы адресовать просьбу человеку, к которому говорящий обращается на «ты», используется соответствующая форма единственного числа. Для её образования нужно отнять окончание у глагола в изъявительном наклонении (читать-читаЮ-чита…, бежать-бегУ-бег…, быть-будУ-буд …) и добавить одну из двух гласных (и или й ) или мягкий знак (читаЙ, бегИ, будЬ ). Благо носители русского языка обычно интуитивно чувствуют, какое окончание выбрать, поэтому постановка глагола во второе лицо единственного числа повелительного наклонения обычно не вызывает затруднений.

Если же мы обращаемся к человеку на «вы» или же хотим адресовать нашу просьбу группе людей, то к форме единственного числа повелительного наклонения просто добавляется «те» (читайТЕ, бегиТЕ, будьТЕ ) - всё куда проще, чем кажется на первый взгляд.

Неужели всё так легко?

Но это же русский язык - куда в нём без исключений? Никто не отменял глаголы, в которых при спряжении меняются корневые гласные и согласные, а то и вовсе корень полностью. Например «есть-еШЬ-ешьТЕ, ехать-поеЗЖАЙ-поезжайТЕ ». Здесь, к сожалению, правило бесполезно, поможет либо интуиция, либо банальное подсознательное знание необходимой формы - иначе никак.

Повелительное наклонение в русском языке - простейшая тема, для овладения которой необходимо уметь образовывать форму единственного числа второго лица этого наклонения, а при необходимости просто добавлять к ней «вежливое» окончание.

Употребление форм-исключений не такое частое, чтобы являться серьёзной трудностью для носителей языка. Иностранцам, правда, придётся очень постараться, чтобы добиться понимания повелительного наклонения глагола.

И ещё немножко особенностей

Во-первых, нужно учитывать образуется только от глаголов несовершенного вида - именно они отвечают на вопрос "Что делать?" (открывать-открываЙ-открывайТЕ ), тогда как совершенный вид, соответственно, - только от совершенного - с вопросом "Что сделать?" (приоткрыть-приоткрОЙ-приоткройТЕ ).

Ещё одна занятная вещь, связанная с несовершенным видом глагола: наличие суффикса "ва" после корней "зна-", "да-", "ста-" (как в словах поЗНАВАть, ДАВАть, вСТАВАть ). Обычно для образования повелительного наклонения глагол ставят в первое лицо единственного числа, соответствующего местоимению «я» (познаЮ, даЮ, встаЮ ), то есть этот суффикс пропадает, как и во всех остальных формах глагола (познаёт, даёте, достаёшь ). Но в повелительном наклонении суффикс возвращается (познаВАй, даВАйте, встаВАй ), про это забывать нельзя ни в коем случае.

А сослагательное? Образование и применение

Переходим к сослагательному условному наклонению. Здесь всё гораздо проще, чем даже в повелительном. Особенность употребления этого наклонения в том, что для его образования используется форма прошедшего времени, изменяющаяся в соответствии с родом и числом объекта высказывания, то есть для того, чтобы сказать о предмете в единственном числе, мы используем формы единственного числа прошедшего времени (пошёл, нарисовала ), а если речь идёт о группе людей или том, к кому мы уважительно обращаемся на «вы», применяется множественное число того же прошедшего времени (указали, проговорили ).

Вторым компонентом сослагательного наклонения являются частицы «бы» и «б» - выбор их зависит от контекста и чаще всего обуславливается благозвучностью фразы.

То есть когда мы хотим показать возможность действия при каком-либо условии, мы берём глагол в соответствующей форме прошедшего времени и добавляем к нему необходимую частицу: сказала бы, пошёл бы, засмеялись бы.

Ещё немного об особенностях употребления

Эта форма, кстати говоря, используется не только для выражения действия при определённом условии, но и в случае, когда мы хотим выразить мечты, желания (хотел бы, мечтал бы ) и опасения, сомнения (не случилось бы ). Наверное, правильнее будет сказать, что все эти оттенки употребляются в равной мере, поэтому используемое в школьных учебниках название «условное наклонение» очень условно (забавный каламбур получается), лучше применять термин «сослагательное наклонение».

А теперь всё ещё раз и кратко

В принципе, выше изложена вся теория по несложному правилу наклонения в русском языке. Таблица поможет закрепить его.

Практика, практика, и ещё раз практика!

Для окончательного закрепления усвоенного материала попробуйте поставить в различных наклонениях следующие глаголы.

  • В изъявительное : рисовать, смеяться, отвезти, шелестеть, отвечать, ненавидеть, выходить, отказываться, ставить, гордиться, оторвать, заказать, мурлыкать, надеяться, чесать.
  • В повелительное : идти, отрекаться, кричать, вызывать, доставаться, мечтать, достигнуть, выключиться, отдавать, цвести, пережарить, проклинать, кичиться, представить, осознавать.
  • В сослагательное : красить, посетить, появляться, велеть, уничтожать, согреваться, дышать, замирать, купить, проситься, уменьшить, оборваться, делать, поздравлять, соображать.

Подводя итоги

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения - это одно из тех базовых правил, которое не требует особого запоминания и применяется по большей части автоматически, согласно чувству языка, которое есть у каждого его носителя. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя отрицать необходимость изучения хотя бы базовой теории: без знания правила никогда не сможешь понять те или иные особенности языкового явления.

В любом случае практика порой гораздо более эффективный учитель, чем сухая теория. Огромный плюс конкретно этого случая в том, что это правило мы применяем каждый день, так что усвоить его не составит никакого труда.

Повелительное наклонение это грамматический признак глагола, который выражается целым рядом глагольных форм, побуждающих к чему-либо.

Это может быть приказ (повеление, отсюда и название), просьба, вежливое поручение, совет или какое-то другое волеизъявление. Причем смысловой оттенок никак не отображается при написании или образовании форм. Все зависит от интонации или мотива побуждающего к действию.

Будь добр, передай, пожалуйста, соль.

Подайте мою шляпу.

Давайте напишем письмо.

Немедленно выйди из воды!

Пусть расскажет о себе.

Также следует учесть, что формы повелительного наклонения существуют вне времени или имеют ирреальное значение (глагол не связан с реальной действительностью). Другими словами, реализация действия возможна, но не является обязательным условием.

Улыбнитесь!

Верни мои вещи.

Пускай увидят.

Формы повелительного наклонения

Глаголы повелительного наклонения могут изменяться по числам и лицам.

Определение или образование повелительного наклонения

Для того чтобы правильно определить наклонение, нужно знать, как оно образовывается.

Любая форма образуется с помощью основы настоящего или будущего времени и прибавлением к ней суффикса (-и-; -й-; -ся-), окончания или формообразующей частицы. Они могут быть как единственного, так и множественного числа.

Настоящее и будущее простое время Повелительное наклонение глагола
Единственное число Множественное число
говорят говори говорите
считают (ю-йу) считай считайте
ведут веди ведите
моют (ю-йу) мой мойте
приготовят приготовь приготовьте
возьму, возьмусь возьми, возьмись возьмите, возьмитесь

Также к глаголам повелительного наклонения может быть прибавлена частица –ка . Она смягчает приказание или приводит его в игривую форму.

Улыбнись-ка, подойди-ка, потанцуй-ка и т.д.

Либо образование происходит благодаря прибавлению слов давай, давайте, пускай, пусть .

Давай попробуем, давайте познакомимся, пускай плачет, пусть удивится.

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Урок данной темы завершает изучение наклонений глагола; учащиеся знакомы с понятием «наклонение», с изъявительным и условным наклонениями.

Урок составлен в соответствии с § 76 учебника Л. М. Рыбченковой.

  • изучение нового материала;
  • развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;
  • воспитание культуры поведения и общения.
  • Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:

Комбинированный.

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:


    А) Повторение сведений о наклонении глагола: устный ответ по таблице учебника (§74, упр. 524).

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время). Например: бежал, бежит, будет бежать.

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например:

    Бежал бы, беги.

    Б) Распределительный диктант: записать глаголы в 3 столбика (изъявительное, условное и повелительное наклонение):

    Расскажу, расскажите, рассказал бы, отрезала, отрезали бы, отрежь, отрежьте, приготовили, приготовлю, приготовьте, приготовил бы, лежишь, лёг бы, ляг, лягте.

    При проверке учащиеся объясняют свой выбор; следует обратить внимание на орфограммы, которые встретились в словах, отметить их при формулировании целей урока.

    Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся формулируют цели: узнать, как образуются глаголы повелительного наклонения, как правильно использовать их в речи, на какие орфограммы следует обратить внимание при написании данных глаголов и т. д.).

    Наблюдение над языковым материалом (глаголы из диктанта), определение их способа словообразования; поиск информации в учебнике, подготовка устного ответа (работа в парах).

    Учащиеся отвечают, что формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени с помощью суффикса -И или без суффикса: дышат – дыши, отрежут – отрежь. (По мере выполнения упражнений эти сведения будут дополняться).

    Тренировочные упражнения:

    А) упр. 543-поставить глаголы в форму повелительного наклонения;


    дополнительное задание – морфологический разбор данных глаголов (наблюдение над грамматическими формами).

    Например:

    Не тратить время понапрасну! – Не тратьте время понапрасну!

    Не тратьте – глагол, нач. форма – тратить, несовершенный вид, переходный, невозвратный, 2-е спряжение, повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо; в предложении является сказуемым.

    Б) Лингвистическая задача: образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения, не изменив при этом ни одной буквы в слове: смотрите, любите, дарите.

    (СмотрИте – смОтрите, любИте – лЮбите, дарИте – дАрите).

    Приведите свои примеры таких глаголов.

    В) Орфографическая работа: сравнение форм повелительного и изъявительного наклонений (пишИте – пИшете, поднимИте – поднИмете и т. д.) – таблица в упр. 545 и материал упр. 546.

    -ИТЕ пишется в форме повелительного наклонения (независимо от спряжения) и в форме изъявительного наклонения в глаголах II спряжения; Например: Полюбите его! Вы его любите?

    ЕТЕ пишется в форме изъявительного наклонения в глаголах I спряжения;

    например:

    Вы понимаете?

    Ищите потерянного щенка! Вы его плохо ищете!


    Вывод об особенностях правописания данных глаголов.

    Г) Работа по культуре речи: как правильно образовывать форму повелительного наклонения от некоторых глаголов (бежать, ехать, класть, положить, лечь: беги, поезжай, клади, положите, лягте ).

    Наблюдение над языковым материалом: в каких формах приказ звучит категорично, как можно смягчить просьбу и т. д.

    Заполнение таблицы упр. 549.

    Инфинитив: Стоять! Молчать!

    Повелительное наклонение: Помолчите!

    Условное наклонение: Помолчали бы вы!

    Повелительное наклонение с частицей –КА: Помолчите-ка!

    Д) Практическая работа: переписать кулинарный рецепт, заменяя глаголы в инфинитиве глаголами в повелительном наклонении 2 лица множественного числа (упр. 550).

    Например:

    Разогреть масло на сковороде. Вырезать в середине кусочка хлеба сердечко, поджарить с одной стороны.

    – Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хлеба сердечко, поджарьте с одной стороны.

    При проверке объяснить орфограммы (мягкий знак в глаголах повелительного наклонения) и пунктограммы (запятая при однородных членах предложения).

    Подведение итогов, рефлексия.

    Разбор домашнего задания: §76, упр. 551

    (составить связный рассказ на одну из предложенных тем, используя различные способы выражения советов. Темы: «Как не опоздать в школу», «Как переходить улицу», «Как выбрать компьютерную игру»).

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле или только предположительно. Рассмотрим три глагольные формы:

спросил, спросил бы, спроси

Первая форма - спросил обозначает реальное уже совершённое кем-то действие. Вторая форма - спросил бы обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти, но не произошло. Третья форма - спроси обозначает предположительно возможное действие, которое ещё не произошло. Эти отличия в значениях глаголов делят их на три склонения: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное .

Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт, например:

щенок грыз игрушку

щенок грызёт игрушку

щенок будет грызть игрушку

Следовательно, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам , то есть могут принимать форму настоящего, прошедшего и будущего времени:

бегал - прошедшее время

бегаю - настоящее время

буду бегать - будущее время

В прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам, например:

он бегал - мужской род

она бегала - женский род

оно бегало - средний род

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам, например:

мы бегаем - 1-е лицо множ. число

ты бегаешь - 2-е лицо един. число

она бегает - 3-е лицо един. число

Условное (сослагательное) наклонение

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действия, которые могут произойти при определённом условии, то есть возможные действия, например:

Я почитал бы, если книга будет интересной .

Если будет солнечно, мы сходили бы на пляж .

Глаголы в условном наклонении могут обозначать действия, которые желательны, то есть действия, которые хотят чтобы случились, без каких-либо условий:

Я попила бы чаю .

Мы позагорали бы .

Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы (б) . Как и в прошедшем времени, глаголы в условном наклонении изменяются по числам , а в единственном числе и по родам .

Частица бы (б) пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться от глагола другими словами, например:

Я попила бы чаю .

Мы бы позагорали .

Я бы с удовольствием сходил в кино .

При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы , например:

Мы отдыхали бы и веселились .

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение глагола обозначает действия, к которым говорящий побуждает своего слушателя или собеседника. Глаголы в повелительном наклонении могут обозначать:

  • приказы:

    сядь, встань, идите

  • советы:

    Сходите лучше в кино. Лучше обратитесь к врачу.

  • разрешение:

    присаживайтесь, проходите

  • пожелания:

    Сходим в парк? Съедим по мороженому?

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам. Для образования формы множественного числа, к форме единственного числа добавляется окончание -те , например:

сядь - сядьте

пиши - пишите

играй - играйте

Для обозначения вежливости, при обращении к одному лицу, используются глаголы множественного числа, сравните:

передай - передайте

Для смягчения просьбы или приказа к форме повелительного наклонения прибавляется частица -ка :

присядь - присядь-ка , передайте - передайте-ка

Для выражения резкого приказа употребляется неопределённая форма глагола, например:

Руками не трогать ! Сидеть молча!

Форма единственного числа 2-го лица повелительного наклонения образуется от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида или от основы глаголов будущего простого времени совершенного вида:

  1. Если основа оканчивается на гласную, то прибавляется :

    копа ю (наст. время) - копай (повел. накл.)

    перекопа ю (буд. пр. время) - перекопай (повел. накл.)

  2. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на окончание, то прибавляется :

    сторож у́ (наст. время) - сторожи (повел. накл.)

    посторож у́ (буд. пр. время) - посторожи (повел. накл.)

  3. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то прибавляется мягкий знак :

    ре́ж у (наст. время) - режь (повел. накл.)

    разре́ж у (буд. пр. время) - разрежь (повел. накл.)

  4. Если основа оканчивается на две согласные и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то вместо мягкого знака прибавляется :

    по́мн ю (наст. время) - помни (повел. накл.)

    запо́мн ю (буд. пр. время) - запомни (повел. накл.)

Для образования формы 3-го лица используются частицы пусть, пускай, да совместно с глаголами 3-го лица настоящего или будущего простого времени, например:

Пусть поиграет. Пускай читает.

Частица да выражает призыв или торжественное пожелание, предложения с этой частицей обычно являются восклицательными:

Да пойдёмте уже! Да искоренится зло!

Для образования формы 1-го лица множественного числа используется форма изъявительного наклонения 1-го лица с особой интонацией (призыв к действию), например:

Идём на пляж!

Форма 1-го лица множественного числа обозначает, что говорящий приглашает кого-то ещё совершить действие вместе с ним. К этой форме может прибавляться окончание -те или слова давай, давайте :

Идёмте на пляж!

Давай пойдём на пляж!

Давайте пойдём на пляж!

Формы 1-го лица единственного числа у глаголов повелительного наклонения не бывает.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце -ся или -сь , например:

хвались, умойся

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, кроме й , то на конце глагола пишется мягкий знак - ь , например:

спрячь , режь , встань

Мягкий знак сохраняется перед -ся (-сь) и -те :

спрячь ся, режь те, встань те

Примечание: от глагола лечь форма повелительного наклонения - ляг - лягте, приляг - прилягте . Данный глагол является исключением и не имеет в повелительном наклонение мягкого знака на конце.