Бог смерти в древней греции и египте. Самые знаменитые боги смерти

Боги смерти - божества различных религий, связанные со смертью : проводников душ , подземных божеств и богов загробных миров . Этот термин относится к божествам, которые либо собирают души умерших, либо господствуют над мёртвыми, а не тех богов, которые определяют момент смерти. Тем не менее, все эти виды будут включены в эту статью.

Во многих культурах Бог смерти включён в их мифологию и религию. Смерть , как и рождение, является одной из основных частей человеческой жизни, поэтому эти божества зачастую могут быть одними из самых важных божеств религии. В небольшом количестве религий с единственным сильным божеством, как источник вероисповедания, бог смерти - антагонистическое божество, против которого борется первичное божество. Соответствующий термин культа смерти чаще всего используется как унижающее слово, чтобы обвинить определённые группы в нравственно-отвратительных методах, которые не устанавливают ценности на человеческой жизни, или которые, кажется, прославляют смерть как нечто положительное само по себе. В отношении культов , содержащих элементы поклонения божествам смерти (преимущественно оккультного толка) иногда также применяется термин «танатолатрия ».

Происхождение

В политеистических религиях или мифологиях , в которых есть сложная система божеств, управляющих различными естественными явлениями и аспектами человеческой жизни, часто имеется божество, которому назначается функция осуществления контроля над смертью. Включение такого «ведомственного» божества смерти в пантеизме не обязательно. В богословии монотеистической религии один бог управляет и жизнью и смертью. Однако практически это проявляется в различных ритуалах и традициях и изменяется согласно многим факторам, включая географию, политику, традиции и влияние других религий.

Список богов смерти


Имя божества Культура / Религия
Грох Армянская мифология
Миктлантекутли Мифология ацтеков
Эрешкигаль Вавилонская мифология
Нергал Вавилонская мифология
Бабалу Айе (также известный как Омолу, Сонпонно, Обалую, Сакпана, Сакпата) Йоруба , афро-бразильские религиозные системы, такие как Умбанда , Сантерия и Кандомбле
Яма (индуизм) , Яма (буддизм) Буддизм , индуизм , китайская мифология , Буддизм в Японии
Мара Буддизм
Мот Ханаан
Морриган Кельтская мифология
Анубис Древний Египет
Осирис Древний Египет
Туони Карело-финская мифология
Танатос Древняя Греция
Аид Древняя Греция
Гхид (также известная как Гуед), также Барон Самди (Барон суббота) Вуду
Огбунабали Мифология Игбо
Азраил Ислам
Идзанами Японская мифология (Синтоизм)
Эмма Японская мифология
Синигами Фантастические произведения японского искусства
Хине-нуи-те-по Мифология маори
Апух Мифология майя
Санта Муэрте Мексика
Грим Рипер Северная Америка
Маржана (также известная как Морана, Морена, Мара) Славянская религия
Морс Древнеримская религия
Плутон Древнеримская религия
Оркус Древнеримская религия
Диспатер Древнеримская религия
Хель Германо-скандинавская мифология
ангелы смерти Иудаизм и христианство
ангел Азраил Иудаизм и ислам

Напишите отзыв о статье "Бог смерти"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Бог смерти

Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!

Морана (Мара, Морена) – могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Её символы – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…

Соломенное чучело, которое и сейчас все еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Танатос (др.-греч. «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде».

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Аид у греков или у римлян Плутон (греч.- «богатый») - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Геката , в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.

БИБЛЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Всадник Смерть (Мор) – четвертый и последний всадник, вооруженный косой, время его появления – Апокалипсис.

Более подробна о библейских Ангелах Смерти можно прочитать !

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Анубис , в египетской мифологии бог – покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Осирис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Эрешкигаль - в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Эрешкигаль – старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала – бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эрешкигаль – семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. На входящего в подземный мир Эрешкигаль направляет «взгляд смерти». Упоминается в «Некрономиконе» в той же роли властительницы подземного царства.

Нергал . Бог болезней, войны и смерти. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни.

ИРЛАНДИЯ (КЕЛЬТЫ)

Бадб («неистовая») – считалась богиней войны, смерти и сражений. Появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши - дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.

Немаин («ужасная», «злобная»), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья.

Морриган («Королева призраков») - богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней.

ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Хель (др.-исл. Hel) - повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной).

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

МИФОЛОГИЯ МАЙЯ

Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка мира мертвых

Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.

Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском (Día de Muertos).

Кими (Cimi) – бог смерти

Апух - в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.

Хине-Нуи-Те-По , богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом

ИНДИЯ

Кали . Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма («черная мать») она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь. У Кали четыре руки, на руках – похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.

На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии.

ВОСТОЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.

Дзигокудаю , в японской мифологии – богиня смерти, владычица загробного мира. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета - это ее истинный образ.

Эмма - в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом - дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма. И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Идзанами - в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги - Идзанами-но ками («богиня», «дух»).

В каждом религиозном веровании древних народов существовали божества, которые олицетворяли собой смерть. У одних народов бог смерти управлял подземным царством мертвых, у других сопровождал души умерших в другой мир, у третьих же приходил за душой, когда человек умирал. Однако все эти существа только управляли умершими, но никак не влияли на срок и продолжительность жизни людей.

Как и рождение, смерть - это важная составляющая жизни человека. Наверное, поэтому боги смерти присутствуют в религии и мифологии и показаны сильными и всемогущими существами. Некоторые народы даже сегодня поклоняются своим идолам и совершают всевозможные ритуалы и приношения в их честь. Итак, далее речь пойдет о самых знаменитых божествах.

Аид

Главный бог смерти в греческой мифологии - это Аид. Он считался олимпийским божеством, братом самого громовержца Зевса. После разделения мира к Аиду отошло подземное царство, заселенное душами мертвых. Мрачный мир, в который никогда не проникали лучи солнца, Аид назвал своим именем. Согласно мифологии, проводником в царство бога смерти являлся старый лодочник Харон, который переправлял души мертвых через реку Ахеронт. А ворота подземного мира охранял злобный пес Цербер с тремя головами. Причем впускал он всех, кто пожелает, а вот выйти не удавалось никому.

Согласно мифам и легендам, царство мертвых - это мрачный мир, полный пустынных полей с цветущими дикими тюльпанами и асфоделами. Над полями бесшумно проносятся тени мертвых душ, издавая лишь тихие стоны, подобные шелесту листвы, а из недр земли бьет источник Лета, который дарует забвение всему живому. В загробном мире нет ни печали, ни радости, ничего, что свойственно земной жизни.

Аид и Персефона

На золотом троне восседает бог смерти Аид, а рядом его жена Персефона. Она - дочь Зевса и богини плодородия Деметры. Давным-давно, когда Персефона собирала на лугах цветы, ее похитил Аид и унес в свое подземное царство. Деметра была в отчаянии, что вызвало на земле засуху и голод. Тогда Зевс позволил дочери остаться с Аидом, но при условии, что две трети года она будет проводить на Олимпе рядом с матерью.

С царством мертвых Аида связано множество мифов и легенд. Здесь и Орфей, который благодаря своему музыкальному таланту смог выпросить у Аида свободу для своей жены Эвридики. И Сизиф, который был приговорен вечно поднимать огромный камень на гору за попытку обмануть смерть. И многие другие.

Танатос

Существовал и еще один Бог смерти в Греции - Танатос. Но такой властью и славой, как Аид, он не пользовался. Олимпийские боги его не уважали, так как считали равнодушным к человеческим жертвам и страданиям.

Танатос был сыном бога мрака Эреба и богини ночи Никты. У него был брат-близнец Гипнос (бог сновидений). По легендам, Танатос приносил людям сны, после которых уже нельзя было проснуться. Бога смерти изображали с огромными крыльями за спиной и с погасшим факелом в руках, что символизировало угасание жизни.

Согласно легендам, Танатос не раз проигрывал людям. Так, например, Геракл не побоялся сразиться с ним, чтобы спасти из царства Аида Алкестиду. А царь Сизиф вообще умудрился дважды обмануть бога смерти и заточить его в кандалы на несколько лет. За что в итоге был наказан и обречен на вечные и бессмысленные мучения.

Оркус

Оркус, или Орк,- это самый первый бог смерти из классической древнеримской мифологии. Племя этрусков считало Оркуса одним из демонов невысокой иерархии, но затем его влияние возросло. Идола изображали огромным крылатым существом с острыми рогами, клыками и хвостом. Именно Оркус послужил прообразом современных демонов и дьявола.

До того как римляне подверглись греческому влиянию, их бог смерти считался правителем и чем-то напоминал другое божество - Дис Патера. Затем черты и функции Оркуса полностью перешли к Плутону.

Кстати, Оркус стал прообразом не только современных демонов и дьявола, но и таких существ, как орки.

Плутон

Плутон - главный бог смерти у римлян. Он стал своеобразным вариантом греческого Аида. По легендам, Плутон был братом таких богов, как Нептун и Юпитер. Он царствовал в подземном мире, а на землю выезжал только за душами людскими. Поэтому его очень боялись. Между прочим, Плутон считался гостеприимным богом: он впускал в свой подземный мир всех, кто пожелает. Но вернуться обратно уже было невозможно.

По легендам, Плутон путешествовал в колеснице, запряженной четырьмя черными, как смоль, жеребцами. Во время своих поездок на землю бог смерти искал не только души, но и трещины в земной коре, чтобы солнечные лучи никогда не проникали в его подземный мир. Однажды, путешествуя по земле, Плутон встретил богиню растений Прозерпину. Он насильно сделал ее своей супругой и посадил на трон в Гадисе. И теперь они вместе правят подземным царством мертвых.

Римляне изображали Плутона грозным, бородатым мужчиной со сжатыми крепко губами и золотой короной на голове. В одной руке бог держал трезубец, а в другой - огромный ключ. Этот ключ был символом того, что выбраться из царства мертвых никому не удастся.

В честь Плутона древние римляне храмов не строили. Однако всегда совершали жертвоприношения, чтобы задобрить бога. Раз в сто лет проводились Столетние игры. И в этот день разрешалось приносить в жертву Плутону только черных животных.

Осирис

В синтоизме роль играла Идзанами. Она вместе со своим мужем Идзанаги считалась создательницей всего живого на земле. Но после того как ее сын Кагуцути опалил богиню огнем, Идзанами отправилась в мир мрака. Там она поселилась в окружении демонов, и даже Идзанаги не смог вернуть ее обратно.

Сатана

У христиан и мусульман роль бога смерти играет Сатана. Именно он выступает главным противником Бога (Аллаха). У Сатаны много имен: Дьявол, Шайтан, Мефистофель, Люцифер и другие. Согласно Библии, некогда он был ангелом, чистым и светлым. Но затем возгордился и посчитал себя равным самому Богу. За что и был изгнан вместе со своими соратниками, ставшими демонами, под землю. Там он управляет царством мертвых - адом, куда после смерти попадают все грешники.

Боги - это могущественные сверхъестественные высшие существа. И далеко не все из них несут добро и покровительствуют чему-то хорошему.

Существуют и темные боги. Они встречаются в самых разных народах и религиях, их часто упоминают в мифах. Сейчас следует вкратце рассказать о тех, которые считаются наиболее могущественными, сильными и властными.

Абаддон

Это имя темного бога хаоса, покровительствующего стихии разрушения. Когда-то он был ангелом. Некоторые считают, что он им является до сих пор, а любая демонизация Абаддона обеспечена его жестокой сущностью.

О нем упоминается в Откровении Иоанна. Абаддон предстает в образе полчищ саранчи, которые вредят противникам Бога, но не всему человечеству или небесам. По этой причине многие и считают его ангелом - якобы сила его разрушения имеет благие последствия, так как она используется для наказания виновных.

Но в большинстве источников Абаддон характеризуется как демон. Ранее он действительно служит губителем у Господа, но его страсть к убийствам и неуемным разрушениям привела к падению в пучину бездны.

Бафомет

Это темный бог, воплощение Сатаны, которому поклонялись тамплиеры. Его изображение использовалось как символ сатанизма.

Тамплиеры поплатились за свой фанатизм - в Бафомете дьявола увидела и церковь, а потому их, обвинив в ереси, сожгли на костре.

Изображается он с телом женщины, головой козла, парой крыльев, свечой на голове и раздвоенными копытами.

Кер

Это имя богини беды, покровительницы насильственной смерти. В Древней Греции ее считали мрачной дочерью владыки мрака и его жены - богини ночи. Кер выглядит как девушка с двумя парами рук, крыльями и алыми губами.

Но изначально керы - это души усопших, ставшие кровожадными, злыми демонами. Они приносили бесконечные страдания и смерть людям. Так что имя богини не случайно.

Согласно мифам, Кер издает страшный скрежет зубами от своей злобы, и перед несчастными людьми предстает, вся обрызганная кровью предыдущих жертв.

Эрида

Продолжая перечислять имена темных богов, нужно упомянуть и это. Эрида - покровительница борьбы, состязания, соперничества, раздора, споров и ссор. В древнегреческой мифологии ее воспринимали как богиню хаоса. Эрида - аналог Дискордии, имевшей место быть в римской культуре.

Она была дочерью Нюкты и Эреба, внучкой самого Хаоса, сестрой Гипноса, Танатоса и Немезиды. Эриду все ненавидят, ведь это она вызывает вражду и войну, возбуждает воинов и разжигает брань.

Согласно мифу, она стала причиной соперничества Геры, Афины и Афродиты. Именно это привело к Троянской войне. Эрида подбросила на свадьбе богини Фетиды и царя Фессалии Пелея яблоко с надписью «Прекраснейшей» - в знак обиды, поскольку ее не пригласили на торжество. Это породило спор, ведь все три девушки считали себя самыми превосходными.

Спор разрешил троянский царевич - Парис. Афродита соблазнила его обещанием дать в жены самую красивую девушку. Парис отдал то яблоко ей. Богиня отдала ему Елену - похищенную жену спартанского царя Менелая. Это стало причиной похода ахейцев на Трою.

Танатос

Это - имя темного бога смерти в греческой мифологии. Танатос является братом-близнецом бога сна Гипноса, обитает на самом краю света.

У него железное сердце, и его ненавидят боги. Он единственный, кто не любит дары. Его культ существовал только в Спарте.

Изображали его в образе крылатого юноши, держащего в руке погашенный факел. На ларце Кипсела он - черный мальчик, стоящий рядом с белым (это Гипнос).

Мом

Так звали сына Нюкты и Эреба, брата Гипноса. Мом - темный бог насмешки, глупости и злословия. Его смерть была крайне нелепой - он просто лопнул от злости, когда у него не удалось обнаружить у Афродиты ни одного недостатка.

Мом ненавидел людей и богов, помогавших им. Он злословил постоянно, а потому Зевс, Посейдон и Афина изгнали его с горы Олимп.

Следует отметить, что Мом упоминается в баснях, в трудах Платона, а Софокл сделал его действующим лицом своих сатировских драм, том которых был назван именем этого бога. К сожалению, ни одна строка до нас не дошла. Также Мом упоминался в трудах Ахея Эретрийского.

Кето

Богиня морской пучины, дочь инцеста - она родилась у Геи от ее собственного сына Понта. Одна из версий гласит, что Кета была очень красивой. Другая утверждает, что родилась она уродливой, страшной, старой женщиной, воплотившей в своей внешности все ужасы моря.

Мужем богини Кеты стал ее брат - Форкий. Инцест не привел ни к чему хорошему. Кета породила морских монстров - драконов, нимф, горгон, трех сестер граи и Ехидну. А они произвели свое потомство, которое оказалось еще более ужасающим.

К слову, согласно мифу, Андромеда была скормлена именно Кете.

Такхизис

Она - глава темных богов криннского пантеона. Изображается в образе 5-главого дракона, способного превращаться в настолько прекрасную соблазнительницу, что ни один мужчина не сумеет перед ней устоять. Также часто предстает в облике темной воительницы.

Такхизис является самой амбициозной из светлых и темных богов. И ее основная цель - нарушить полное господство над миром и царящий в нем баланс. Она изгнана с Кринна, а потому свои зловещие планы строит, обитая в Бездне.

Такхизис настолько ужасна, что ее имя не произносит никто. Даже глупцы и дети. Потому что одно его упоминание приносит разрушение, тьму и смерть.

Интересно, что у нее был муж - Паладайн. Они вдвоем создали хаос и драконов. Но потом Такхизис обуяла ревность. Богиня хотела быть единственным создателем. И тогда она развратила драконов, лишив их благородства.

Это огорчило Паладайна, а Такхизис лишь развеселилась. Она ушла к Саргонассу - богу мести и ярости. И родились у них дети - богиня штормов и моря Зебоим, и повелитель черной магии Нуитари.

Моргион

Бог тлена, гниение и болезней, также известен как Крысиный Король и Черный Ветер. Он хочет, чтобы Кринн страдал. Моргион противостоит безболезненной смерти, безопасной жизни и здоровью. Бог уверен - выживет лишь сильнейший. И чтобы сохранить свое существование, надо страдать.

Моргион обособлен от других богов. Он жаждет заразить все вокруг ужасом и чумой. Бог желает, чтобы каждый испытает столько боли, сколько, вообще, возможно.

Это ужасное создание предстает перед своими жертвами в образе гниющего бесполого человеческого трупа с козлиной головой.

Хиддукель

Этот темный бог также известен как Принц Лжи. Он - повелитель хитрых сделок и богатства, нажитого нечестным путем. Принц Лжи покровительствует ворам, дельцам и торговцам. Согласно мифам, Хиддукель является единственным, кто способен обмануть саму Такхизис.

Принц всегда ищет пути для заключения сделки, взамен которой он получит душу смертного. У него это всегда удается. Хиддукель настолько хитер, что будучи истинным трусом, у него удается ладить со всеми богами. А все потому, что он мастерски переключает их внимание, если его вдруг начинают подозревать во вранье.

Он - предатель, покровитель сломанных весов. Хиддукель порабощает души отчаявшихся людей - тех, которые готовы добиться выгоды любым путем. Потому что он эгоистичен. И заботиться исключительно о себе. А потому призывает своих последователей стать точно такими же, и следовать по пути темного бога.

Чемош

Бог смерти на Кринне, Принц Кости и повелитель всей нежити. Обитает в холоде, всегда сопровождается белыми драконами, обожающими лед и долгий сон.

Также Чемош является Владыкой ложных искуплений. Своим жертвам он предлагает бессмертие, но взамен люди оказываются обреченными на вечное разложение.

Чемош искренне ненавидит жизнь и все одушевленное. Он уверен - это дар, который смертным дан напрасно. Именно поэтому он проникает вглубь их сердец, заставляя отказаться от своей оболочки.

Жрецы Чемоша являются самыми старшими и злыми. Их называют Мастерами Смерти. Являясь в черных мантиях, с белыми масками в виде черепов, они атакуют жертву заклинаниями, используя свои посохи.

Чернобог

Пришло время поговорить о темных богах славян. Один из них - это Черный Змей. Более известен как Чернобог. Он является повелителем Тьмы и Нави, покровителем зла, смерти, уничтожения и холода. Черный Змей - воплощение всего плохого, бог безумия и вражды.

Он выглядит как человекоподобный идол с посеребренными усами. Чернобог облачен в броню, его лицо исполнено яростью, а в руке - копье, готовое к нанесению зла. Он сидит на троне в Черном замке, а рядом с ним - Марена, богиня смерти.

Служат ему демоны-дасуни - дракон Яга, козлоногий Пан, демоница Черная Кали, колдунья Путана, Мазата и колдуны Маргаст. А войско Чернобога составляют ведьмы и волхвы.

Ему приносили жертвы перед военным походом. Все они были кровавыми. Чернобог принимал убитых коней, рабов, пленников.

Говорят, славяне его почитали потому, что считали, будто любое зло находится в его власти. Они надеялись получить от него помилование, примиряя его.

Морана

Это создание относится к самым темным богам мира. Морана - грозная и могучая богиня Смерти и Зимы, чистое воплощение зла, не имеющее семьи, и постоянно странствующее в снегах.

Каждое утро она пытается погубить Солнце, но всегда отступает перед его красотой и лучезарной мощью. Ее символами является черная луна, а также груды разбитых черепов и серп, используемый ей для рассечения Нитей Жизни.

Ее слуги - злые духи болезней. Ночами они бродят под окнами домов, шепча имена. Тот, кто отзовется - умрет.

Морана не принимает никаких жертв. Радость ей способны принести лишь сгнившие плоды, увядшие цветы, опавшие листья. Но главный источник ее сил - это угасание человеческой жизни.

Вий

Сын козы Седуни и Чернобога. Вий - это древний темный бог, являющийся владыкой подземного мира, царем Ада и покровителем мучений. Говорят, он олицетворяет все те страшные наказания, которые ожидают грешников после смерти.

Вий - это дух, который несет смерть. У него огромные глаза с веками, которые от тяжести не поднимаются. Но когда силачи открывают его взор, то он убивает своим взглядом все, что попадется в поле зрение, насылает мор, обращает все в пепел. Иначе говоря - Вий смертоносен.

Другие боги

В разных культурах существуют сотни различных персонажей. Всех богов перечислить нереально даже вкратце - выше было рассказано о наиболее ярких, колоритных. Также в список можно добавить:

  • Адрамелех. Является шумерским дьяволом.
  • Астарта. Финикийцы считали ее богиней похоти.
  • Азазель. Повелитель оружия.
  • Вил. Бог Ада в кельтской культуре.
  • Демогоргон. В греческой мифологии так звали самого Дьявола.
  • Евронимус. Имя принца смерти в Древней Греции.
  • Локи. Являлся тевтонским дьяволом.
  • Мастема. Иудейский Сатана.
  • Миктиан. У ацтеков был богом смерти.
  • Риммон. Дьявол в культуре сирийцев - тот, кому поклонялись в Дамаске.
  • Сехмет. В египетской культуре являлась богиней мести.

Страх перед непродолжительностью бытия или утраченные нами ныне знания тому причиной, но абсолютное большинство народов, населяющих планету, свято верят в то, что жизнь вовсе не заканчивается со смертью, а продолжается в иных, загробных мирах. В каждой языческой религии царство мёртвых описывают по-своему, но в чём-то эти описания поразительно схожи.

Боги смерти

Во владениях Чёрной Погибели

Известный всем сказочный Кощей Бессмертный, оказывается, вовсе не был холостяком. Его законной супругой числилась владычица смерти и зимы, царица ночи, грозная славянская богиня Морана (она же Марена, Мара, Моржана, Тёмная Богородица, Чёрная Погибель). В преданиях она описывается по-разному: то черноволосой молодой красавицей в расшитом драгоценными камнями платье, то уродливой старухой в нищенских отрепьях. Наружность Мораны напрямую зависела от времени года. Когда богиня только вступала в мир людей, ведя за собой зиму, она была ещё в полной силе, а на исходе тёмного времени года дряхлела и не могла противостоять могучему Солнцу - Яриле, вместе с которым к людям приходила весна. Символами Тёмной Богородицы традиционно считались черепа, серп и ворон. Птица возвещала приближение своей госпожи, черепа напоминали о том, что все живое когда-нибудь обратится в прах, а серпом Морана собирала смертную жатву - перерезала нити жизни тех, кому приходило время умирать. Владения богини простирались от берега речки Смородины. Чтобы попасть гуда, следовало перейти Калинов мост, соединяющий Явь (мир живых) и Навь (царство мёртвых).
Постоянных капищ в честь Мораны не возводили, поскольку считалось, что лучше всего оказывать ей почести поблизости от мест, где человеческие души отправлялись в царство мёртвых, - возле крады (погребального костра) или рядом с поминальными курганами. В дар Чёрной Погибели несли цветы, солому, фрукты и овощи. Лишь иногда, в случае крайней нужды обрести её благосклонность, в жертву приносили животных, забивая их прямо у алтаря. По окончании требы полагалось разобрать капище Мораны, а её идола сжечь либо выбросить в реку, чтобы вода или огонь очистили округу от присутствия смерти. Прибегали к помощи богини и в случае эпидемий среди домашних животных или членов общины, а также при угрозе нападения врагов или начала войны. Тогда с идолом хозяйки Нави обходили селение, прося у неё защиты от болезней.
Хотя Морана и числилась самым мрачным и опасным для человека божеством, ей воздавали должное как участнице непрерывного круга бытия. Наши предки верили, что без увядания и смерти не может быть ни обретения свободы в ином мире, ни перехода к новой жизни, ведь за ледяной зимой всегда приходит весна, возрождающая все живое.

Холод девятого мира

Доблестные скандинавские воины, с честью павшие в бою, попадали в чертоги Вальхаллы, где их ждали нескончаемые пиры и новые подвиги в битвах. А что же происходило с прочими усопшими? Они отправлялись в самый нижний из девяти миров - Хельхейм, царство мрачной Хель, дочери хитроумного Локи и великанши Ангрбоды. Какое занятие предначертано их дочурке, родители узнали рано: однажды в детстве будущая хозяйка мёртвых предстала им в виде разлагающегося трупа. Родители сочли это знаком её судьбы.
Впоследствии Хель являлась людям либо в образе огромной бледнокожей красавицы с очень светлыми голубыми глазами, либо в виде полутрупа (одна её половина оставалась все так же прекрасна, а другая выглядела как скелет с клочьями сгнившей плоти). Скандинавы полагали, что её наружность зависит от того, как относился к смерти человек, которому она явилась. Если он считал смерть ужасной, не верил в потустороннюю жизнь, Хель оборачивалась к нему той стороной, что представляла собой скелет. Но если человек воспринимал смерть как часть естественного хода жизни, она показывала умирающему свой прекрасный облик.
Отношение к смерти как к логическому продолжению земного существования считалось в Скандинавских странах более правильным, ведь всё равно рано или поздно каждому придётся встретиться с ней лицом к лицу, так пусть же это лицо окажется прекрасным. Впрочем, в последний из девяти миров, как гласит легенда, Хель забирала умерших младенцев, а также тех, кто скончался «от хворей и старости», погибших в бою без славы и чести.

Знаете ли вы что…

В 1907 году некий доктор из Массачусетса взвесил человека до и после смерти. После смерти тело потеряло в весе 21 грамм. Считается, что именно столько весит человеческая душа, уходящая из мёртвого тела.

В отличие от некоторых других загробных царств, во владениях северной богини не было ни адского огня, ни вечных мук. Ведь на севере смерть отождествлялась с холодом, и оказавшиеся в Хельхейме страдали от вечной тьмы и стужи. Попасть в нижний мир без приглашения хозяйки не могли не только смертные, но даже могущественные боги. Когда в Хельхейм попал бог весны и света прекрасный Бальдр, его великий отец - глава скандинавского пантеона Один - не смог вызволить юношу.
Согласно поверью, обращаться к Хель за советом и помощью людям следовало лишь в самом крайнем случае, если не оставалось другого выхода. Советы «матери мертвецов» часто были жёсткими, хотя и вели к благу вопрошающего, выполнять их следовало в точности, иначе ослушнику грозило наказание.
Летописи сообщают, что иногда Хель являлась к людям и начинала страшную жатву. Во время средневековой эпидемии чумы она бродила по селениям в чёрном плаще, с метлой и граблями в руках. Там, где она пускала в ход грабли, кое-кто оставался в живых, но в тех местах, где Хель пользовалась метлой, вымирали целые общины от мала до велика.

Аид, «гостеприимный и щедрый»

Самым известным из богов смерти, безусловно, следует считать Аида, или Гадеса, которому поклонялись обитатели Древней Эллады (Греции). После победы над титанами молодые боги Олимпа разделили между собой сферы влияния: Зевсу досталась земля, Посейдону - морская пучина, а Аид получил подземные чертоги царства мёртвых, названного по его имени. С той поры именно владыка загробного мира решал, обретёт покой душа усопшего или будет мучиться целую вечность. Изображали хозяина царства мёртвых обычно в облике зрелого мужчины, холодного и бесстрастного, словно сама смерть. Среди атрибутов Аида чаще всего упоминаются волшебный шлем, дарующий своему владельцу способность становиться невидимым, и рог изобилия, наполненный либо разными плодами, либо самоцветами и драгоценными металлами. Последнее неудивительно, ведь древнеримское имя Аида - Плутон (с латыни - «богатство», «изобилие»). Так что помимо страха обитатели Древнего мира испытывали к богу мёртвых почтение и даже любовь за его способность наградить богатством того, кого он считал достойным.
Подземное царство Аида находилось, по преданию, на крайнем западе, на самом берегу Океана. Чтобы попасть в него, следовало заплатить Харону, перевозящему души мёртвых через реку Стикс, из-за которой не было возврата к жизни. Вход в Аид охранял трёхголовый пёс Цербер, бдительно следящий, чтобы мимо него не пробрался ни один живой человек. Некоторым, однако, это удавалось. Мифы повествуют об отважном певце Орфее, отправившемся в загробные чертоги за своей возлюбленной Эв-ридикой. А царь Итаки Одиссей навещал Аид ради того, чтобы находившийся там прорицатель Тиресий указал ему дорогу на родной остров.
Самый же известный из мифов об Аиде повествует о том, как он влюбился в Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, похитил девушку и унёс под землю, чтобы сделать своей женой. Де-метра так горевала по дочери, что земля перестала плодоносить, людям угрожала голодная смерть. Тогда Зевс договорился с Аидом, что тот станет отпускать супругу на две трети года наверх, к родителям, и лишь треть года будет проводить вместе с ней в подземном мире. В Древней Греции считали, что из-за этого и чередуются времена года.

Вечно живой хранитель Миктлана

Высадившиеся на берега Америки христианские миссионеры, услышав о девяти кругах смертного пути ацтеков, были совершенно убеждены, что речь идёт о языческом аде. Возможно, отчасти они были правы, но индейцы не боялись путешествия в царство мёртвых, поскольку знали, что для большинства из них оно неизбежно (ведь туда попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, скончавшихся в тяжёлых родах). Путь в главный загробный мир ацтеков - Миктлан - был необыкновенно труден и тернист. Он располагался под землёй где-то далеко на севере, а чтобы попасть туда, нужно было одолеть целых девять кругов испытаний - от горы, усеянной острыми, словно бритва, камнями, до ягуара, пожиравшего сердца тех, кто навсегда покинул мир живых. Путь в Миктлан длился целых четыре года, и за это время усопшие полностью забывали, что когда-то были людьми.
Хозяин Миктлана - бог Миктлантекутли - представал обычно в виде залитого кровью скелета, украшенного повязкой из совиных перьев и ожерельем из человеческих глаз. На рисунках его иногда можно увидеть с разинутым ртом: индейцы верили, что днём он пожирает звезды и луну, а затем возвращает их обратно на небосклон. Супруга Миктлантекутли - Миктлансиуатль - выглядела как скелет, облачённый в дорогие украшения и юбку из ядовитых змей. Сопровождали мрачную чету их посланницы совы, чей крик над домом означал неминуемую смерть кого-то из семьи.
Боги смерти у ацтеков были жестокими и требовали обильных кровавых жертв. Частью ритуала для хозяев Миктлана был даже каннибализм. Лучших пленников убивали на их алтарях и разделывали, затем часть мяса отдавали богам, а остальное раздавали в пищу самым уважаемым членам общины. Кости тоже шли в дело: из черепов в честь Миктлантекутли и его жены возводили целые стены и пирамиды.