Вопросы по фольклору. Вопросы к экзамену (зачету). Что такое фольклор

Описание работы . Данное мероприятие может быть проведено учителями начальной школы в качестве урока внеклассного чтения или приуроченного к изучению раздела «Устное народное творчество».

Цели : прививать интерес к чтению, учить выразительно и внимательно читать, обогащать словарный запас учащихся, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, приобщить детей к народной культуре; развивать внимание, память, творческие способности, воспитывать любовь к книге, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.

Оборудование : раздаточный материал, выставка книг, рисунков учащихся, образцы дымковской, богородской игрушек; изображение музыкальных инструментов, картинки с изображением русских народных костюмов, русские народные костюмы для исполнения танца, музыкальное сопровождение, наклейки-награды для команд, пазлы, аудио-запись русских народных песен, закличек и т. д.

Условия проведения игры: деление класса на команды, выбор капитанов команд. Побеждает команда, которая собрала больше наклеек- наград.

Предварительная работа : конкурс рисунков, чтение и рассказывание сказок, прослушивание аудио-записей, просмотр мультфильмов, репетиция русского народного танца.

Подготовка грамот и призов для команд.

Команды отвечают по очереди.

Ход игры-викторины:

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на викторину: «Фольклор - народное искусство». Вспомним, что же такое фольклор. В переводе с английского языка слово «фольклор» означает народная мудрость, народное знание. Фольклор сочетает в себе такие элементы: словесные, музыкальные, театральные. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Русский танец, русская песня, русская музыка-частичка жизни каждого русского человека. С младенчества вы уже слушали малые жанры фольклора- это ваши первые колыбельные песни(«Баю, бай», «У кота-воркота», « Дрёма»), пестушки, дразнилки, потешки. Какие жанры фольклора вы можете перечислить (ответы детей). Молодцы. А сейчас разделимся на две команды. Придумаем название командам и выберем капитана. Итак, начинаем игру.

1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русских народных песен. (Включение аудио - записей). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости». А сейчас назовите какие русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки. Побеждает та команда, которая назовет больше песен. (« Край ты мой любимый», « Будьте здоровы», « Калина», «Гармонист Тимошка», « Как на тоненький ледок», « Валенки», « Во саду ли в огороде»,» При долине, при лужку»,» Гуси-лебеди», « Завивайся, берёзка»).

2 задание. Найдите виды устного народного творчества. Лишнее вычеркните (раздаточный материал на карточках).

Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, сказки, литературные сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, докучные сказки, загадки, дразнилки, песни, небылицы.

3 задание. Собери пословицы о труде и добре. Детям выдаются карточки следующего содержания.

Кончил дело-

А от труда здоровеет.

Добрый скорее

Что весенний день.

Гуляй смело.

Дело сделает,

Чем человек от лени болеет,

И звери помнят.

Ласковое слово-

Доходит до сердца

А человека труд.

Тот не ест.

Тому без дела не сидится.

Труд, труд, труд-

Вот три вечных сокровища.

Не сиди сложа руки.

Доброе слово.

Землю красит солнце.

Кто не работает.

Кто привык трудиться,

Так не будет и скуки.

4 задание. Собери картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена /пазлы/. После сбора картинки беседа по сказкам.

Назови сказку и главных героев

О чем рассказывается в сказке (краткий пересказ по содержанию)

Чему учит данное произведение

Рассматривание выставки рисунков по сказкам.

5 задание . Угадай героя сказки.

Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

Кому помогала яблонька, печка и речка? (Машеньке)

К кому обращены такие слова: «… вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой?» (Сивка-бурка)

На лазоревом платье - частые звёзды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.(Василиса Прекрасная)

6 задание . Придумай загадки. Русский народ славится остроумием, смекалкой, загадочностью, поэтому большое место в русском фольклоре отводится загадкам. Сейчас вы поупражняетесь в составлении загадок.

7 задание . Народный танец (фольклорный танец) - это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец (по командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с музыкальным сопровождением).

8 задание. Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость, добро, тепло, фантазию. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна. Вспомните, какие виды народных игрушек вы знаете, и что вы можете о них рассказать (учитывается наиболее содержательный материал) Примеры: дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская игрушки.

9 задание. На каких музыкальных инстументах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. Кто больше назовет музыкальных инструментов (Трещотка - издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен(применялись у скоморохов), домра, жалейка, гусли, калюка (дудка), ложки, окарина(род свистковой сосудообразной флейты),рожок, свирель).

10 задание . Вопросы для команд (по 4 вопроса).

Герой колыбельных песен, волшебное существо (Дрёма).

Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием(кот).

Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).

Устное народное творчество. Народная мудрость (фольклор).

Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово (люлька).

Появление ребёнка на свет. Старинное слово (родины).

Что означало слово « баять» в старину(говорить).

Ведущий: Вот и подошла наша игра к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русского фольклора. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших сердцах.

Подведение итогов и награждение команд.

Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух.

Народное искусство – сложное явление культуры.

Глубина и многообразие народного творчества неисчерпаемы. Зодчество, музыка, танцы, фольклор, бытовое искусство — нет областей культуры, в которых бы оно не присутствовало. Музыкальный фольклор, по словам В.Г. Белинского, « лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркой его гражданственности, проверкой его человечности, зеркалом его духа».

Есть одно важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Доброта тоже имеет национальный оттенок, но она всеобща.

Добрый человек не может не любить глубже; в добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие; добрый человек не может не быть милосердным; добрый человек не может не уважать людей, он не может быть завистливым, грубым, он не может не быть порядочным, заботливым; добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. Чувство доброты это корень всех благородных качеств.

Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребенке через фольклор. Приобщение детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России. Это и бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Помимо экономических трудностей, наша страна сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Остро стоит проблема сохранения культуры народа, его самобытности, духовных богатств. Россия постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность. По телевидению показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни. Особенно внушаемыми являются дети. Взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец, родившись, уже способен различать многие звуки и чутко реагирует на них. Быстро научается различать голоса взрослых, окружающих его, реагирует на их интонации. Ещё в теле матери он слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть и приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире, т.е. первую информацию о мире он получал ещё до рождения и именно через слух.

Раннее и дошкольное детство-это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Взрослые — родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатель, должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Музыка должна стать еще одним средством общения с детьми.

Дети всегда должны видеть, что музыка несет содержание и рождает у человека определенный эмоциональный отклик. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или, напротив, пасмурным днем, первым снегом или листопадом, может быть выражено через музыку. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»-народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».

Детский фольклор - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему.

Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
  • Развитие творческих способностей дошкольников;
  • Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
  • Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
  • Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Через фольклор можно решать воспитательные задачи.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

  • Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
  • Знакомство с музыкальными играми и хороводами.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра — становятся основой всех обрядовых праздников.

Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции - к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Музыка — важная, неотъемлемая часть жизни каждого человека и это не только язык, на котором разговаривает душа человеческая, это источник духовного развития ребёнка.

Музыка в дошкольном возрасте должна стать средством общения взрослого с ребёнком, а не предметом отдельного обучения, изучения или созерцания в специальной, отделённой от жизни ситуации музыкальной деятельности.

Виды детского музыкального фольклора

Колыбельная

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков.

В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению. В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика.

Ребенку необходимо чувствовать себя любимым. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым, рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку.

Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке.

Колыбельная — это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире и начальные представления о жизни.

Народная поэзия и народная музыка колыбельной, сливаясь воедино, несут в себе красоту чувств и сопереживания. Эстетические впечатления детства закладывают нравственную основу воспитания человека.

Именно воспитательной значительностью народной колыбельной песни определен интерес к ней исследователей, собирателей фольклора, педагогов и воспитателей. На Востоке о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен». Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности в защите от бед. Во всем этом очень нуждается и современный ребенок. Колыбельная — ниточка любви, связывающая мать и дитя.

Колыбельные песни — удивительный дар прошлого.

Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам… Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит, возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках — это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.

Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку — обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

Вот пример одной из таких песенок:

«У кота-воркота колыбелька хороша.
Я коту-воркоту тихо песенку спою».

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

Баю-баюшки, баю,
Прилетали гуленьки,
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон».

Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.

Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.

В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Киса, кисанька, коток,
Киса-серенький хвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу —
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Подрастет ребенок, а его уже ждут новые приговорки и песенки – пестушки.

Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют:

Три-та-тушки, три-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.

Потешки и пестушки — это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка: потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Но главное, что дает пестушка — это налаживание контакта между взрослыми и ребенком. С самого рождения устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка. –

Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабулька добренька.
Попили, поели,
Домой полетели -на головку сели, ладушки запели.

Всевозможные народные пестушки и потешки – это не просто развлечение. Это самые первые уроки для малыша. Какие же? Прежде всего, уроки родной речи. И хотя кроха еще не понимает смысла сказанного, слушая незамысловатые мелодичные строки в мамином исполнении, он уже учит родной язык, накапливает необходимую информацию для успешного овладения речью в будущем. Великий педагог К.Д.Ушинский считал, что потешки, прибаутки, скороговорки развивают в детях чутье к красотам родного языка.

Они дают возможность малышу приобрести чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность речи. Кроме этого, пестушки и потешки помогают лучше понять окружающий мир и себя самого, знакомят с самыми первыми словами и понятиями. Но важнее всего, та любовь и нежность, слова, вселяющие в малыша уверенность, что он любим и защищен.

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова.

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов.

Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Солнышко, солнышко!
Выгляни в окошко,
Там твои детки кушают конфетки!

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые напевно произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божьей коровке, к птицам, домашним животным.

Улитка, улитка,
Высуни рога,
дам тебе к чаю кусок пирога.

Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Петушок, петушок!
Покажи свой гребешок.
Гребешок горит огнем.
Ну-ка, Миша, выйди вон!

Особенная роль в развитии ребенка принадлежит играм. Они не только развивают физически, но учат детей общению друг с другом.

Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор в детском саду

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне. Музыкальность — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые проявляются или слабее, или ярче. Важно знать потенциальные возможности каждого ребёнка. Академик Б. Астафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития; у одних хорошую музыкальную память, у других — отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха и, наоборот, неразвитый слух. Способность не существует иначе как в движении, в развитии… Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.

Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача — научить детей любить песню, дать певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с детьми, и для слушания, и для разучивания.

Народные песни

Детей старшего дошкольного возраста уже можно знакомить с русскими народными песнями.

Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня — душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей.

В течение веков в народе сложились специальные песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые и т. д. Педагогическое чутье подсказывало их безымянным творцам, что нужно детям, чем можно заинтересовать, порадовать их.

Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому.

Образно-поэтическое мышление народа близко детям и соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни, специально для них не создававшиеся.

Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма.

Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к родному краю, знакомой с детства природе.

Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции. Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. И тексты просты. Повышение интереса к своей национальной культуре воспитывает у детей патриотические чувства, усиливается любовь ко всему родному: к Родине, к искусству, возрастает чувство национальной гордости. Содержание русских народных песен «Чики-чики, чикалочки», «Во поле берёза стояла», «Ходит зайка по саду», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина» понятно детям. Детям нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько».

Народные игры

В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Главная особенность игры — её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.

Самые любимые игры для детей - те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.).Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).Есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках.

Календарные праздники

Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Осенние праздники — праздник урожая, праздник хлеба, овощей, фруктов, орехов. Хорошо, когда эти вкусные вещи принесет сама Осень (может кукла) и даст попробовать детям. А все ей песни споют и спляшут.

Зимние праздники. Святки. Колядки. Масленица. Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму прогоняют. Обрядовая еда — блины, включение в общее действо, оно особенно важно для маленьких детей.

Игра на русских народных музыкальных инструментах

Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.

В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремки.

Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.

Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов успехом использовались и предметы быта — коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.

Выводы

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

В настоящее время многие дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень важна, т.к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Список литературы

1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

2. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993

3. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987

4. «Мир детства. Младший дошкольник», М. Педагогика 1988

5. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994

Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость». По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое. Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр - это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр - это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания. Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.). В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.

Что называют музыкальным фольклором?

Частушки

Частушка - это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек - это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок - социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Конспект открытого внеклассного занятия для детей 8-10 лет

Викторина "Народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм".

Цель: Обобщение и закрепление знаний, полученных в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания по темам: народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм;
-закрепить умения разгадывать вопросы викторины и кроссворда;
-знать и уметь применять на практике народные игры;
Воспитательные:
-воспитывать интерес детей к коллективной работе в процессе соревнований;
-воспитывать самостоятельность, инициативность в процессе соревнования;
Развивающие:
-развивать связную речь в процессе ответов на вопросы;
-развивать мышление, память, внимание в процессе игры;
-формировать навыки самоконтроля, самопроверки.
-воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Ход занятий:

1. Организационный.

Вход детей в зал.
Педагог: Добрый день, дорогие друзья. Мне очень приятно, что вы пришли на открытое занятие.
2. Сообщение темы занятия. Техника безопасности.
Сегодня наше занятие мы посвящаем темам, которые изучали в течение года, а это: народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм. Занятие пройдет в форме конкурса - игры, сначала мы будем отвечать на вопросы викторины, затем разгадаем кроссворд, конечно поиграем в русские народные игры и споем песни, которые разучили в этом году. Нас ждет много интересных и познавательных минут. Но прежде чем начать давайте повторим правила поведения и безопасности.
1. Во время занятия нельзя выкрикивать ответы на вопросы, давайте будем поднимать руку.
2. Отвечать можно сидя, разрешается подсказывать друг другу.
3. Мы будем играть в подвижные игры, поэтому толкать друг друга, обижать строго запрещается.
4. Внимательно слушайте условия и выполняйте правила.
А сейчас внимание, мы начинаем.
3. Повторение и закрепление пройденного материала.
Календарь русского народа – явление удивительное. Он создавался в течение многих веков, отражая в себе видение того, как жили наши предки. Как объяснишь эти странные обычаи стряпать птиц из теста, зазывая этим весну, красить яйца или ходить в гости колядовать, печь блины и идти к теще на вечерки. Эти приметы помогали людям определять времена года, ориентироваться в сельскохозяйственных работах, привлекать удачу. Иногда приметы оказывались точнее прогнозов синоптиков. Постепенно формировался народный календарь, который поддерживал христианский уклад и порядок. Народный календарь включал в себя 140 праздников - больших и малых, некоторые из них мы с вами проходили на занятиях и сегодня вспомним. Все вы помните, что народные праздники можно условно разделить на циклы: осенние, зимние, весенние, летние.
-Давайте вспомним осенние праздники. (Осенины, Семенов день, Воздвижение, Кузьминки).
-Назовите мне зимние праздники (Рождество, Крещение, Сретение).
-Кто назовет весенние праздники (Сороки, Благовещение, Пасха)
-Летние праздники (День Петра и Февронии, Троица, Ильин день, Медовый спас, яблочный спас).
А сейчас внимание, викторина.

Викторина:

1.14 сентября на Руси отмечали большой праздник - "Сентябрьское новогодье". В этот день существовал обычай: сажать мальчиков на коня, приобщая его к мужскому делу, справлять новоселье, начинались девичьи посиделки. Как назывался этот день?
А) Осенины Б) Семенов день В) Воздвижение
2. Какой праздник отмечали 27 сентября, его назвали началом капустных вечерок?
А) Воздвижение Б) Крещение В) Благовещение
Кто вспомнит, как справляли Капустные вечера?
Ответ: В этот день девушки, принарядившись, хаживали из дома в дом - рубить капусту. Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Капусту рубили с весёлыми песнями; гостьям подносилось угощение.
3. 14 октября, по древнему поверью, окончательно наступает осень. В этот день осень с зимой встречается, а еще говорят, что перестают по лесам бродить лешие. Что это за праздник?
А) Святки Б) Пасха В) Покров день
4. "Кузьминки - по осени поминки" - так звучит старинная русская поговорка. Когда отмечали праздник кузьминки и почему его так называли?
А) 14 сентября - это праздник сбора урожая.
Б) 14 октября - это праздник первого снега.
В) 14 ноября, день Кузьмы – Демьяна – это праздник встречи зимы и проводов осени.
5. Праздник начинается вечером 18 января, в этот день совершается Великое водоосвящение. Этой священной водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья, чтобы в доме был порядок и покой. Что это за праздник?
А) Крещение Б)Сретенье В) Благовещение
6. От него пошёл отсчёт, календарь листают,
День рождения Христа, люди отмечают!
Когда на небе яркой вспышкой, зажглась прекрасная звезда,
На свет малютка появился, в загоне тёмном для скота!
Божий Сын на свет явился, купол неба осветился,
В Вифлееме ночь была, что это за праздник?
А) Осенины Б) Троица В) Рождество

7. На Сретенье зима с весной встречается,
А праздник когда отмечается?
А) 15 февраля Б) 15 марта В) 15 января
Ребята, какие народные традиции существовали в этот праздник?
Ответ: На Сретение скотину хорошо откармливают, например, курицам дают овёс, чтобы яйца были крупнее и их было больше. Селяне пекут толстые и круглые блины, – мол, возвращайся к нам, весеннее солнце, выходи из затяжной зимней спячки.
8. Праздник носит название птицы и отмечают его 22 марта. Как он называется?
А) Грачи Б) Вороны В) Сороки
Расскажите об обычаях этого праздника?
Ответ: Исстари на Сороки пекли из теста "Жаворонков". Бабушки дарили "жаворонков" своим внучатам, а те выбегали на улицу, созывали со всей деревни друзей да товарищей, весну закликали, насаживали угощение на палочки и начинали в игры играть.
9. 7 апреля ангел принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью "сына Божия". Это один из самых больших праздников весны. В старину говорили, что в этот день "красна девица косы не плетет, птица гнезда не вьет", все должны отдыхать. По преданию старины, нарушила этот обычай кукушка, попробовала свить гнездо, да наказана была тем, что никогда не будет иметь своего родного гнезда и вынуждена класть яйца в другие гнезда.
Как называется праздник?
А) Благовещенье Б) Троица В)Пасха
10. Накануне этого праздника нарядно одетые христиане, с куличами, да "крашанками" шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под колокольные перезвоны начинался крестный ход вокруг соборов. Что это за праздник?
А) Ильин день Б) Пасха В) Крещение

11. Это праздник покровительствует семье и любви, а отмечают его 8 июля, как он называется?
А) День Петра и Февронии Б) Медовый спас В) Сороки
Что вы знаете от этом празднике?
Ответ: традиции праздника - купаться без оглядки, так как считалось, что в этот день русалки уходят с берегов и засыпают в водоемах. В старину с этого дня начинались свадьбы.
12) Есть в августе у христиан два замечательных праздника с общим названием "Спас". Назовите их?
А) Вишневый и малиновый Б) Арбузный и виноградный
В) Медовый и яблочный
Расскажите о традициях медового спаса?
Ответ: Считается, что в этот день (14 августа) пчелиные улья наполнены до отказа, начинается сбор меда.
Расскажите о традициях яблочного спаса?
Ответ: Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных, потом сирот, а затем съесть яблоко самому. 19 августа принято провожать закат солнца с песнями, а с ним и провожать лето.
- Вот такие народные праздники мы с вами вспомнили.
А сейчас мы приступаем к следующей части нашей викторины - кроссворд. Тема звучит так " Жанры фольклора и народный костюм". Давайте вспомним, что собой представляют жанры русского фольклора.
Все мы любим отгадывать загадки, мамы пели нам колыбельные песни, мы много знаем пословиц и поговорок. Все это - жанры фольклора, другими словами все то поэтическое и устное творчество, которое придумали люди. К ним также относятся: пестушки, частушки, потешки, прибаутки, былины.
Какие основные элементы одежды входят в состав мужского и женского русского народного костюма?
Ответ: Женщины носили: рубаху, сарафан, передник или фартук, на голове лента или кокошник. Мужчины носили: рубаха, штаны, кушак и т.д.
Внимание на экран! Вы видите кроссворд, внимательно слушайте вопросы и отвечайте.


1. Небольшой стихотворный текст, обычно предназначенный для выбора участника игры. (Считалка)
2. Художественное произведение волшебного или бытового характера основанное на вымысле. (Сказка)
3. Краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. (Потешка)
4. Вид женской одежды в виде платья без рукавов. (Сарафан)
5. Элемент мужской одежды из ткани в виде широкого пояса. (Кушак)
6. Форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст и мелодию. (Песня)
7. Часть женской и мужской нательной одежды с рукавами. (Рубаха)
8. Героико - патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь. (Былина) .
Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас наступило время немного поиграть.
Мы поиграем в две игры разных времен года, в которые играли наши далекие предки.
Игра « Колышки». В эту игру наши бабушки и дедушки играли осенью на Воздвижение. Слушайте правили игры. Нам необходимо поделиться на пары. Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается -это «колышек». Другой стоит за ним. А еще нужен один водящий. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре и говорит.
- Кума, кума, продай колышек.
- Купи, - отвечают игроки.
- А что стоит? - слова водящего.
- Кочан капусты да веник и рубль денег. - отвечают игроки.
- Ну, по рукам да в баню. - слова водящего.
Ударяете по рукам и бежите вокруг «колышков» в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.
Сейчас мы выберем водящего с помощью считалки. (Дети выбирают водящего и проводят игру).
В игру «Ворота зимы и весны» дети играли весной (22 марта) на праздник Сороки - это была вторая встреча весны. С помощью считалки выбираем двух игроков. Один из них будет «зимой», а другой «весной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». В «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: «весны» или «зимы». Дети делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание. Каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди и тянет в свою сторону.
Вот в такие игры играли наши бабушки и дедушки.

Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ФРФиК, 1 курс, вопросы и ответы к экзамену. Преподаватель - Астахова Е.А.
В конце каждого вопроса указаны книги, где можно дополнительно узнать информацию по данному вопросу.
Фольклористика как наука, ее место в ряду других филологических дисциплин Споры о предметном поле фольклористики. Б.Н. Путилов «К спорам о границах предмета» (27; с.18-60)
Специфика фольклора как вербальной культуры. Основные признаки фольклора. Понятие фольклорного синкретизма. Б.Н. Путилов «Вариативность: основа творческого процесса в фольклоре» (27; с.201-214)
Фольклор и действительность. Стадиально-историческая и социокультурная стратификация фольклора. Б.Н. Путилов «Фольклор и действительность» (27; 61-118)
Деление фольклора на роды, виды и жанры. Вопрос о жанровых разновидностях. Историческая сменяемость жанровых систем в фольклоре. В.Я. Пропп «Принципы классификации фольклорных жанров» (26; с. 173-184).
Проблема происхождения фольклора. Стадии развития фольклорного искусства. Фольклор и язычество. Б.А. Рыбаков «Рождение богов и богинь» (44; с. 146-243).
Фольклор и христианство. Понятие «двоеверия» в фольклоре. В.Я.Пропп «Русские аграрные праздник». Введение (43; с. 5-16).
Раннетрадиционный фольклор. Условия его формирования. Источники. Трудовые песни как один из древнейших жанров фольклора. Е.М. Мелетинский «О происхождении словесного искусства» (22; с. 52-67).
Заговоры. Магическая природа жанра. Соотношение вербального и акционального элементов. Виды заговоров. Художественное своеобразие. А.Блок “Поэзия заговоров и заклинаний” (50; с.36-65).
Понятие обряда (ритуала). Его роль в традиционной культуре восточных славян. Обряды природного и жизненного циклов. Соотношение вербального элемента с операционным планом обряда. В.Н. Топоров «О ритуале. Введение в проблематику» (46; с. 6-60).
Типология обрядовых структур /пространственно-временной и коммуникативный аспекты/. Семиотизация мира в ритуале и его поэзии (на примере одного из обрядовых жанров). А.К. Байбурин «Ритуал: старое и новое» (38; с. 35-48).
Обрядовая поэзия. Жанровый состав и проблема классификации жанров. Поэтика причитаний и приговоров. Горький «Вопленица» (5; 45-48).
Песенные жанры обряда. Функциональная направленность, поэтическое содержание, стиль и язык. Ю.Г. Круглов “Русские обрядовые песни” (41; с. 19-182)
Паремии, их жанровое разнообразие. Пословица и поговорка. Речевая и поэтическая функция пословичного суждения. Проблема классификации. Особенности художественной формы. Г.Л. Пермяков «К вопросу о структуре паремиологического фонда» (60; с. 247-274).
Жанровое своеобразие загадки. Загадка как текст. Взаимодействие загадки с другими жанрами фольклора. А. Марков «О методе изучения загадок» (5; с.54-57).
Сказка как прозаический вид фольклора. Жанры и жанровые разновидности сказки. Своеобразие поэтического вымысла в них. Собирание и изучение сказки. В.М. Гацак «Сказочник и его текст. К развитию экспериментального направления в фольклористике» (65; с.44-53).
Сказки о животных. Этапы эволюции. Генетическая связь жанра с этиологическими мифами. Аллегоризм, сатира в сказках. Типы сюжетных структур. Контаминация. В.Я. Пропп «Сказки о животных» (76; 351-372).
Волшебные сказки. Влияние обряда и мифа на сказочную структуру. Стилистическая обрядность восточнославянской волшебной сказки. В.Я.Пропп «Морфология сказки» (75), «Исторические корни волшебной сказки» (74).
Бытовые сказки. Жанровые разновидности. Связь бытовой сказки с анекдотом. Средства и приемы создания комического. Е.М. Мелетинский «Новеллистическая сказка и сказка-анекдот как фольклорные жанры» (71; с. 8-29).
Жанры несказочной прозы. Функциональная направленность. Принципы сюжетной организации. Предания. Легенды. Былички. Э.В. Померанцева «Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности» (5; с. 84-89)
Былины. Определение жанра. Происхождение. Былинный историзм. Дискуссионный характер классификации и периодизации эпоса. Циклизация в былинах. В.Я. Пропп «Некоторые вопросы методологии» (100; с. 12-28).
Архаический тип былин. Герои. Сюжеты. Связь с мифологией Концепция исторической преемственности. Д.М. Балашов «Дунай» (93; с. 95-114).
Значение Киевского периода в истории эпоса. Былины о Добрыне Никитиче. Трансформация мифологического мотива змееборчества в былине «Добрыня и Змей». Б.А. Рыбаков «Добрыня и змей» (102; с.).
Былинный цикл об Илье Муромце. Основные сюжеты. Средства создания образа богатыря в эпосе. Л.А. Астафьева «Илья и Соловей-разбойник» (92; с. 151-158).
Былины об Алеше Поповиче. Героический и новеллистический типы сюжетов о нем. Формы и средства комического в эпосе. В.Я. Пропп «Алеша и Тугарин» (100; с. 208-227).
Новгородские былины. Сюжеты и герои. Отражение в былинах социально-бытовых и исторических реалий. Взаимодействие языческого и христианского в былинах. Т.А. Новичкова «Путешествие Василия Буслаева в Иерусалим» (99; с.3-13).
Время и пространство в эпосе. Понятие былинного хронотопа. Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами. Д.С. Лихачев. «Эпическое время былин» (21; с. 23-33).
Поэтика былин. Композиция. Общие места. Приемы ретардации. Стилевые черты. Былинный стих. Характер эпического сказительства. З.И. Власова «Древние эпические певцы, их типы. Появление скоморохов» (94; с. 146-166).
Исторические песни. Проблема происхождения. Характер историзма. Разнообразие художественных форм. В.Я. Пропп. Фольклор и действительность (вообще) (26; с. 146-154)
Духовные стихи. Признаки жанра. Тематические группы. Художественный мир. Связь с литературой и песенными формами фольклора. Г. Федотов «Что такое духовные стихи?» (120; с. 11-19).
Песни-баллады. Исторические стадии развития жанра. Морально-этическая проблематика песен. Характер образности, сюжеты, мотивы, поэтика. Типы баллад. П.В. Линтур «Балладная песня и обрядовая поэзия» (111; с.228-236).
Народная лирика. Родовые черты. Основные группы лирических внеобрядовых песен /по времени возникновения и среде бытования/. Лирика народная и лирика книжная: явление взаимодействия. Т.М. Акимова «Природа лиризма» (121; с.3-14).
Лирические внеобрядовые песни. Тематические группы. Специфические приемы композиции и поэтического стиля. А.Н. Веселовский «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (5; с.145-157).
Частушка. Происхождение жанра. Связь образной системы с традициями народной лирики. Структурные типы. Влияние книжной поэзии на частушечный стих. И.В. Зырянов «Вариативность частушки» (5; с. 175-179)
Фольклорный театр как совокупность видов традиционного народного драматического творчества. Раек. Вертеп. Балаган. Театр Петрушки. Л.М. Ивлева «Обряд. Игра. Театр. К проблеме типологии игровых явлений» (132; с. 16-64)
Народная драма. Жанровый состав. Сюжетно-композиционная структура. Система персонажей. Стиль. Н.И.Савушкина «Сюжетно-композиционные типы народной драмы» (5; с. 188-193).
Детский фольклор. Споры о границах термина Принципы классификации жанров. Полифункциональность детского фольклора. М.П. Чередникова «Определение понятия «современная детская мифология» (5; с. 208-210).
Особенности бытования и процессы развития фольклора в ХХ веке. Фольклор рабочих. Городской фольклор. Жизнь традиционного крестьянского фольклора в условиях ХХ в. П.Г. Богатырев «Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре» (15; 450-496).
Литература и фольклор: взаимодействие и взаимовлияние. Жанрово-стилистический фактор как регулятор контактов литературы с народным искусством. Рассказать о роли фольклора в творчестве одного из писателей или поэтов (по выбору).
Этапы развития русской фольклористики. Академические школы Х1Х: Мифологическая школа, Школа заимствований, Антропологическая школа, Историческая школа. А.Н. Афанасьев «Происхождение мифа, метод и средства его изучения» (11; с. 3-55)
Изучение фольклора в ХХ веке. Неоисторическая и неомифологическая школы. Структурный и семиотический подходы к анализу фольклорных текстов. Этнолингвистические методы анализа фольклорных произведений. Н.И.Толстой «Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин» (31; с. 27-40).