Управление вниманием при чтении. Три вида внимания

Навыки быстрого чтения очень важны в современном мире. Развитие в условиях постоянного притока новой информации становится жизненно важным умением, и одним из составляющих этого умения является на читаемом тексте.

Развитие концентрации внимания — процесс, которым можно целенаправленно заниматься. Отсутствие этого навыка выражается, например, в том, что Вам приходится постоянно возвращаться к прочитанному тексту, и заново перечитывать его. Чем чаще Вы возвращаетесь. тем ниже будет Ваша скорость чтения.

Как же развить концентрацию внимания? Одним из наиболее действенных методов является повышение интереса к читаемому тексту. Интерес и внимание взаимосвязаны. Вы наверное, сами не раз замечали, как при чтении интересной книги скорость усвоения информации увеличивается.

Чтобы усилить интерес, попробуйте превратить чтение даже неинтересного материала в игру. В игре важен азарт. Попробуйте максимально четко определить правила игры, и условия победы в ней. Это может быть соревнование с друзьями, а может быть и установка личных рекордов — в скорость, в количестве страниц, в количестве времени, в качестве освоенной информации, в скорости достижения поставленной цели.

Также для повышения интереса нелишне будет повысить мотивацию. Перечислите для себя все преимущества, который Вы получите, изучив нужный материал. После этого визуализируйте их, используя , списки, рисунки, и приступайте к работе.

Попробуйте войти в состояние транса, который характеризуется повышенной внимательностью и концентрацией. Такое состояние часто называют творческим вдохновением, но на самом деле, это не совсем точное определение, потому что такое состояние можно вызывать по желанию.

На концентрацию внимания при чтении влияет также физическое состояние организма. Если человек не выспался, или плохо себя чувствует, или чем-то расстроен, то и концентрация внимания будет оставлять желать лучшего. Чем больше Вы отдохнете перед чтением, чем спокойнее и менее подвержены эмоциям будете, тем лучше будет Ваша способность усваивать прочитанное.

Делайте перерывы, причем не обязательно отдых должен быть бездельем — просто меняйте вид деятельности.

Используйте биологические ритмы. Теоретическую информацию лучше усваивать в первой половине дня, а умения, связанные с работой мышц — во второй половине.

Не забывайте про правильное питание . Очень хорошее правило можно применять для развития концентрации внимания, для здоровья и хорошего самочувствия — 80% пищи должно быть сырыми овощами и фруктами, а 20% — обработанной пищей, включая злаки, мясо и рыбу. Начните так питаться, и способности Вашего мозга увеличатся, Вы перестанете уставать, и будете чувствовать себя отлично.

Также на скорость чтения влияет то, как просто и понятно написан текст. Как только Вам попадается незнакомое слово — все, дальше можно не читать, смысл ускользает, внимание рассеивается. Поэтому важно понимать полностью все, что написано.

Отключите навязчивые посторонние мысли, которые могут отвлекать Вас от чтения. Сосредоточьтесь на читаемом материале. Если боитесь что-то забыть постороннее — не держите в памяти, запишите на листе бумаги.

Предположим, что пару дней назад вы попали в большую пробку, направляясь домой с работы. Это позволило вам немного почитать: примерно 2 часа 45 минут. Таким образом за один день вы смогли бы прочесть почти половину «Эссенциализма» Грега Мак-Кауна. При подобной скорости чтения ваш wish list на Amazon переполнился бы за считаные недели.

Внесем коррективы: допустим, на самом деле вы не читали текст, а слушали. Предположим, «Эссенциализм» был вашей первой аудиокнигой. Некоторые скажут, что вы сжульничали: мол, нельзя называть себя библиофилом, слушая аудиокниги. Есть и еще один минус: после такого знакомства с текстом вы вряд ли сможете вспомнить и половину информации.

Все это наводит на мысль: как с научной точки зрения подойти к решению вопроса удержания внимания при чтении? Конечно, легко обвинить прогресс в отсутствии у многих современных людей способности сконцентрироваться надолго на одном объекте. Но быть может, мы задаемся неверным вопросом? Что, если суть не в том, какие книги мы читаем, а в том, как мы это делаем?

Переворот, скроллинг и снижение внимания

В 2013 году ученые отобрали 72 десятиклассника и предложили им пройти тест на технику чтения с одним условием: часть испытуемых использовала бумажные носители, а другая часть — компьютерные дисплеи. Как вы, наверное, уже поняли, группа читающих с листа показала лучшие результаты. Но вы вряд ли догадаетесь о действительной причине этого.

Суть кроется в пространственном осознании информации. По мнению исследователей, мы не просто читаем тексты; мы отчасти их переживаем. Подобно тому как вспоминая маршрут, по которому уже ездили, вы создаете ментальную карту материала во время чтения.
Можно вспомнить, где части информации находятся, и как они связаны между собой. При чтении с ридеров такая связь между понятиями нарушается. Как следствие, куда сложнее создавать мысленную структуру текста.

Сюда же можно отнести проблему оценки прогресса чтения. Полосы прокрутки внизу или по бокам экрана не сравнить с толстой стопкой страниц в руках. Почему это имеет значение? Физические свойства книги помогают нашему мозгу структурировать информацию, которую мы читаем. Ридеры не имеют физических страниц, поэтому структура, формируемая в подобном случае, получается более шаткой и нестабильной. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению понимания в целом.

В то время как, казалось бы, приведено достаточно доказательств, чтобы забраковать ридеры как носитель информации, всплывает другое объяснение проблемы понижения внимания. И тут уже причина в нас самих.

Как мы читаем онлайн?

Наше отношение и чувства, испытываемые при чтении онлайн, имеют куда большее значение, чем вы думаете. В конце концов, не все эксперименты демонстрируют сниженный уровень понимания при чтении с экрана. Это в большей степени связано с нашим мышлением, а не с устройствами для чтения.

Мы — плохие читатели, потому что подсознательно ассоциируем контент на экране с незначительной информацией (почта, твиты и т. д.). Это способствует тенденции к беглому усвоению, в отличие от вдумчивого чтения, при котором мы вникаем в каждое слово.

В зависимости от устройства, есть также соблазн закрыть файл с книгой и переключиться на что-то простое: например, на чтение ленты в Twitter (небольшой секрет — многие делают это регулярно).

Исследования показали, что на аудиокниги нашего внимания уходит еще меньше. В одном из исследований ученые из University of Waterloo разделили людей на три группы — тех, кто читали отрывок вслух, читающих про себя, и тех, которые слушали запись отрывка текста.

Людям, которые слушали рассказ, было, по правде говоря, скучно. Их внимание было рассеяно больше, чем у тех, кто читал отрывок сам (как вслух, так и молча). Эти слушатели показали худшие результаты в понимании текста.

Предположительно, это происходит потому, что прослушивание чужого чтения требует значительно меньших усилий с вашей стороны. Это попросту недостаточно активный процесс, чтобы по-настоящему вовлечь вас.

Улучшайте навыки чтения, независимо от инструмента

Притом, что технология может быть неким несуразным третьим колесом в наших отношениях с чтением, она никуда не денется. Хорошая новость в том, что мы можем улучшить способности мозга к обработке и восприятию информации даже при чтении с экрана. Согласно данным Марианны Вольф (Maryanne Wolf):

Та же пластичность (способность мозга к обучению и адаптации), что дает нам глубоко и вдумчиво воспринимать текст, позволит применить принципы глубокого чтения в новой среде.

Исследователи из Waterloo, показавшие, как сильно мы отвлекаемся при прослушивании аудиокниг, обнаружили следующее: чтение вслух существенно повышает понимание. Когда вы читаете вслух, у вас по умолчанию задействован механизм, способный оповестить вас в случае потери концентрации. В подобном случае вы просто начинаете неправильно произносить слова.

Еще один прием, помогающий более качественно воспринимать информацию при прослушивании аудиокниг: резюмировать содержание каждой главы по ее завершению. Как только рассказчик переходит к следующей главе, попробуйте нажать на паузу и вслух повторить важные тезисы последней части.

Если у вас не получится, то лучше отмотать назад. Исследования подтверждают, что подобное подведение итогов помогает нам запомнить больше информации, так как мы вынуждены определять основные моменты текста, отбрасывая лишнее.

Тренируйте периферическое зрение

Немного попрактиковавшись в развитии периферического зрения, вы научитесь читать быстрее естественным образом. Тим Феррис (Tim Ferriss) разработал технику, способную повысить вашу скорость чтения еще быстрее при помощи трекера (ручки или другого инструмента, следующего за уровнем глаз по мере чтения) и определенных упражнений, повышающих количество воспринимаемых слов. Таким образом, ваши глаза могут в большей степени сосредоточиться на центре страницы.

Еще одна маленькая хитрость: большинство приложений для прослушивания аудиокниг имеют функцию увеличения скорости воспроизведения. Некоторым проще понимать информацию на скорости в 1.5 раза выше номинальной. Если вы чувствуете, что темп повествования слишком медленный, то попробуйте его ускорить. Как и при использовании первого совета, при наличии определенной практики вы привыкнете к более быстрым темпам прослушивания аудиокниг.

Сделайте чтение активным опытом

Обычно чтение представляет собой пассивный опыт. Вы расслабляетесь, наливаете чашечку кофе и наслаждаетесь . Совсем иначе читает книги Райан Холидей (Ryan Holiday). Для него чтение — весьма активный опыт:

«Если мне нужно уточнить что-либо, я сгибаю уголок страницы и позже к этому возвращаюсь. Я ношу с собой ручку и записываю любые мысли, чувства, связи, возникающие у меня при прочтении того или иного отрывка. Не бойтесь испортить книгу заметками или аннотациями».

Делайте пометки на полях, выделяйте текст и записывайте запомнившиеся отрывки по мере прочтения или прослушивания. Не бойтесь отложить книгу или поставить запись на паузу, пока вы записываете пришедшую вам в голову мысль.

Таким образом, вы куда прочнее взаимодействуете с полученной информацией, чем если бы просто прочли ее, а потом мучительно вспоминали нужную вам часть. Преимущества в данном случае действительно весомые. Исследования доказали, что подобный способ активного чтения позволяет ощутимо повысить понимание информации.

Повторение

Многие, закончив книгу, ставят ее на полку в библиотеку или перемещают в папку в Kindle, пока не переставят ее или не дадут почитать приятелю. Еще один совет от Райана Холидея заключается в повторном прочтении книг.

Билл Клинтон, например, перечитывает «Размышления» Марка Аврелия каждый год. Существует высокая вероятность того, что при повторном прочтении вы будете замечать те вещи, которые не увидели в первый раз. Хотя при этом вы можете прочесть меньше книг за год, зато поймете больше из прочитанного материала.

Записывать свои мысли — простой способ повысить понимание и научиться критически мыслить о предмете. Поднимите качество чтения на следующий уровень, записывая основные моменты и их значение для вашей жизни или сферы бизнеса. Речь идет о применении усвоенного материала. Если вы сделаете это, то с большей вероятностью вспомните прочитанное спустя некоторое время. Рональд Рейган использовал подобную систему для сбора исторических заметок и даже анекдотов.

Суть здесь отнюдь не в бездумной порче бумаги. Сосредоточьтесь на выделении основных моментов своими словами. Зная, что вам придется резюмировать содержание книги, вы серьезно повысите уровень внимания при чтении.

Если у вас есть время для чтения только по дороге на работу, тогда аудиокниги, несомненно, ваш выбор. Ведь iPad гораздо компактнее и легче, чем тома «Войны и Мира». Никто не принуждает вас к компромиссу между применением технологий и качеством знаний — при правильном подходе вы получите и то, и другое.

Суть проблемы внимания. Невнимательность при чтении может быть выражена в том, что когда вы читаете, вам приходится возвращаться к предыдущему предложению, так как вы его механически прочитали, но не вникли в смысл. Чем чаще вы возвращаетесь, тем ниже ваша скорость. Потому первым шагом к увеличению скорости чтения является работа с вашим вниманием и концентрацией при чтении.

Внимание и интерес. Часто вы сами могли замечать, что в первые минуты чтения процесс идет гораздо медленнее, чем через полчаса после начала. Вы как бы «разгоняетесь». На самом деле, повышается ваш уровень внимания. Особенно, если книга интересная, и вы захвачены сюжетом. Чем более интересна для вас книга, тем больше ваше внимание и тем быстрее вы читаете.

Но можно ли сделать так, чтобы внимание было сконцентрировано на тексте даже не самом интересном уже в первые минуты, что, несомненно, повысит скорость чтения?

- Можно! Попробуйте выполнить указанные ниже упражнения и рекомендации.

Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне.

В игре важен азарт!

Азарт (франц. hasard) - увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность. (Большая советская энциклопедия). Чтобы создать азартную игру на основе предстоящего процесса чтения, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Если вам это дается сложно, то можете использовать приведенные ниже примеры и рекомендации.

Состязательность. Например, если вы читаете учебник перед экзаменом, можете устроить соревнования с товарищами, кто быстрее прочитает учебник или кто ответит на большее количество вопросов по учебнику, которые вы можете задать друг другу. Состязательность в учебном процессе - это главное оружие преподавателя (знаю на своем опыте), способное повысить интерес к процессу обучения. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны как групповые. И в чтении вы можете найти себе соперника!

Личные рекорды. Еще одним фактором создающим азарт при чтении может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. К примеру, читая книгу, вы можете засекать скорость чтения, допустим количество страниц в час, затем стараться побить собственный рекорд. Личные рекорды можно ставить в скорости, в количестве страниц, в количестве книг, в освоенном материале и во многом другом.

Пытайтесь мотивировать себя тем, что читаемый материал может быть полезен вам. Попытайтесь перечислить все возможные преимущества, которые даст вам прочитанный текст. Пусть они не значительны, но главное их найти. Затем визуализируйте это, помечтайте и приступайте к чтению.

Даже если это скучный учебник, который нужно прочитать для подготовки к экзамену, вы должны понять, что эти знания вам пригодятся и, в конце концов, хорошая отметка по предмету порадует хотя бы вашу маму.

Упражнение 1.3. Внешние раздражители

Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и уметь заниматься, не обращая ни на что внимание.

Сложные условия делают человека более внимательным, учат его отключаться от внешних раздражителей и заниматься тем, что ему нужно.

Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу в парке в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Упражнение 1.4. Состояние транса

Состояние транса , по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Так, в состоянии транса человек может принять позу, которая неудобна в обычном состоянии, и провести в этой позе достаточно длительное время.

Например, читая интересную книгу и положив ногу на ногу, через полчаса в перерыве вы можете обнаружить, что одна нога сильно затекла. Но во время чтения вы не думали о ноге, вы были в состоянии повышенного внимания к книге, у вас работало зрительное восприятие настолько сильно, что сигналы от остальных органов чувств просто не воспринимались мозгом.

Подробнее о вхождении в состояние транса вы можете .

Упражнение 1.5. Игра N-назад

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. В игре вам будут по порядку показываться карточки и вам придется определить, была ли такая же карточка показана в прошлый раз.навыка поиска нужной информации в тексте, что также может помочь вам не возвращаться к уже прочитанному.

Примечание. Если Вы считаете, что предложенные упражнения даются Вам слишком легко, то можете перейти к следующим урокам. Ведь каждый человек индивидуален, и разные навыки могут даваться по-разному: одни - немного проще, другие - чуть сложнее.

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят характер непроизвольный, т. е. даже и не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда вдруг возникающие действующие раздражители ярко и броско отличаются от общего монотонного “серого” фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример непроизвольного внимания -- монотоническая морская вахта на корабле в открытом море, когда вдруг за бортом появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно -- результат нашего намерения, целевого усилия воли.

Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном внимании они в основном носят характер опосредованный. Это -- интерес цели, интерес последующего за тем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.

Послепроизвольное внимание -- это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для вас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя мы перестаем делать над собой усилие: читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. Совершенно очевидно, что быстрое чтение требует повышенного внимания. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора -- от его мастерства, а произвольное - от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя -- его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направить внимание, но и поддерживать его длительное время.

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией.

От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью; если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание спадает. Н. К. Крупская говорила: “Браться за непосильную книгу -- значит растрачивать даром силы и зря убивать время”.

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст, как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Ученые установили, что обычное состояние человека при чтении текста -- направленность сознания на смысловое содержание материала и сосредоточенность его на этом. Здесь огромное значение имеет установка -- как и что читать -- направленность внимания на тот или иной аспект. Экспериментально установлено, что при восприятии текста внимание привлекают:

  • 1) отдельные ключевые слова, существенные для понимания содержания;
  • 2) новые или непонятные слова, затрудняющие понимание текста;
  • 3) слова, отличающиеся особенностями конфигурационной формы.

Выделение при восприятии этих слов при чтении по-разному сказывается на понимании текста в зависимости от их принадлежности к той или иной вышеназванной группе. Если внимание сосредоточивается на словах, относящихся к первой группе, то это положительно влияет на понимание общего содержания текста. Если выделяются слова второй группы, это всегда нарушает понимание текста -- внимание концентрируется на непонятном, и отдельные слова начинают выступать в качестве психологического барьера, препятствующего пониманию всего текста и снижающего скорость чтения.

Исследования последних лет, проведенные проф. П. Я. Гальпериным с сотрудниками, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер в своих работах также особое место уделяет зрительному вниманию как специфическому внутреннему механизму. В основе зрительного внимания на уровне глаз лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Работы Ю. Б. Гиппенрейтера показали, что характерная особенность оперативного поля зрения -- чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Этот феномен называется варископичностью. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда, луч прожектора как бы “шарит” по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего различные участки текста. Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. Еще одна характеристика работы зрительного внимания его уровневая интенсивность. Субъективно это выражается в различной ясности или в различной степени осознания того зрительного содержания, на которое в данный момент направлен взор. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняет свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. В последних случаях наступает состояние психической слепоты или невидящего взора, при котором ваше внимание как бы меркнет.

Отсюда следует, что нужно уметь произвольно управлять вниманием при чтении с помощью умения и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания -- важнейшего параметра психической деятельности.

В заключение подведем некоторые итоги.

Внимание -- своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения, на него влияет и утомление, связанное с этим процессом. Как очень высокий (более 8000 зн. /мин), так и замедленный темп чтения (менее 600 зн./мин) утомляет, способствует снижению внимания.

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь развить произвольное внимание, а затем сформировать навык послепроизвольного из устойчивого произвольного.

Практические инструкции по тренировке и развитию всех видов внимания предполагают выполнение специальных упражнений.