"Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" - читать интересную книгу (Баскаков Владимир Юрьевич). Предисловие. Свободное тело Упражнение "Встретились два существа"

СИСТЕМЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОБАИНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОТЕХНИКИ

Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела

Фельденкрайз М. Понимание при делании

Лоуэн А., Лоуэн Л. Введение: Что такое биоэнергетика?

Доктор Т. Тайцзицюань и психотерапия

НЕПОСРЕДСТВННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ И ОПЫТ ТЕЛЕСНОСТИ

Юнг К.Г. Проблема типов

Осницкий А.К. О связи непосредственно-чувственного и опосредствованного, знакового в опыте человека,

Елисеев В.А. Психическая активность и психосоматические соотношения в традиционных воззрениях китайской народной медицины

ГРАНИЦЫ ТЕЛЕСНОСТИ

Ухтомский АА Письма

Бхагван Шри Раджняш Что такое любовь?

Ямпольский М Смерть и кино

МЕТОДИКИ

Березкина-Орлова В.Б., Баскакова М.А. Телесно-ориен ­ тированная психотехника актера

Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения

1. СИСТЕМЫ

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

Фейдимен Д., Фрейгер Р.

ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ И ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА

В этой главе мы поговорим о Вильгельме Райхе, основателе того, что можно было бы назвать ориентированной на тело психотерапией. Вильгельм Райх был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физиче­ские аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Он также говорил о роли общества в сознании запретов, касающихся инстинктивной - в особенности сексуальной - жизни индивидуума. По словам одного исследо­вателя, Райх «наверное более последовательно, чем кто-либо другой, прора­ботал критические и революционные импликации психоаналитической тео­рии».

Вторая часть этой главы состоит из краткого обзора важнейших других ориентированных на тело подходов к терапии и личностному росту. Здесь можно наметить три основные области:

1) Работа над структурой тела: биоэнергетика, структурная интеграция, техника Александера, метод Фельденкрайза;

2) Системы, направленные на улучшение функционирования тела: чувст­венное сознание и релаксация чувств;

3) Восточныеучения, ориентированные на тело: хатха-йога, тайчи, айкидо.

Печатается по изданию: Fadiman J., Frager R. Personality and Personal Growth. New York, London, 1976. Перев. М.П. Папуша

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ХАРАКТЕР

По Райху характер состоит из привычных положений и отношений паци­ента, постоянного паттерна его реак­ций на различные ситуации. Он вклю­чает сознательное отношение и ценно­сти, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические по­зы, привычки держаться и двигаться и пр.

Понятие характера впервые появи­лось у Фрейда в 1908 г. ("Храктер и анальный эротизм"). Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования симптомов.

ХАРАКТЕРНЫЙ ПАНЦИРЬ

Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха наказания. Первая защита против этого страха - подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организо­ванные, в более или менее связный паттерн эго. «Установление характерной черты... указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает про­цесс подавления ненужным, либо пре­вращает однажды установленное по­давление в относительно ригидную, принятую в эго, формацию».

Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие по Райху состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональ­ные страхи или фобии) переживаются как чуждые индивидууму, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) пережи­ваются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или паталогической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что они хорошо рационализированы индивидуумом и переживаются, как часть его представления о себе.

Райх постоянно старался дать пациентам сознавать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения - например, нер­вную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возра­стает.

ОСВОБОЖДЕНИЕ (РАСПУСКАНИЕ) МУСКУЛЬНОГО ПАНЦИРЯ

Рейх полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствую­щую ему физическую позу и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Райх начал прямую работу с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической работой. Он обнаружил, что расслабле­ние мышечного панциря освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Пси­хиатрическая работа Райха все более пе­ремещалась в освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посред­ством работы с телом. Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивно­му переживанию инфантильного материала, раскрываемого в анализе.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный за­жим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, кото­рая связана в этой части тела. Он увидел, что только после того, как подавля­емая эмоция находит свое, выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. «В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность и действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять сзою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных дейст-вп й, влиябшкх на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц жизота и т.п.). ...Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ри­гидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использовал для определенного подавлнния».

В своей работе над мышечным пан­цирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбужде­ния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) к психологический панцирь - одно и то же. «Пан­цирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряже­нием мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает ни что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны».

ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Термин «генитальный характер» означал у Фрейда конечный уровень психосексуального развития. В трактовке Райха это специфически означает достижение оргастической потенции. «Оргастическая потенция - это способ­ность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, спо­собность полной разрядки накоплен­ного сексуального возбуждения в не­произвольных, приносящих удовольствия движениях тела». Райх находил, что по мере того, как его па­циенты распускают свой панцирь и раз­вивают оргастическую потенцию, мно­гие стороны личности спонтанно изменяются.

Вместо жесткого, ригидного невротического контроля индивидуумы развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидуумов прину­дительной морали. Естественный индивидуум поступает в соответствии со своими внутренними склонностями и чувствами, а не следует внешнему набо­ру требований, установленных другими.

После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонны к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способ­ность к привязанности и спонтанно на­чинали стремиться к более продолжи­тельным и полноценным отношениям. Те же, кто состояли в бесплодных, ли­шенных любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отно­шения из одного только чувства долга

Генитальный характер не заклю­чен в тюрьму своего панциря и психо­логических защит. Он способен защи­тить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестает быть необходимой.

Райх писал, что генитальный характер - это человек, проработавший свой эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает силь­ным зарядом. «Суперэго становится "утверждающим сексуальность", и таким образом действует в гармоник с КД». Генитальный характер способен свобод­но и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способно­стью отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от принужденных, даже насильственных движений индивидуума, защищенного панцирем.

БИОЭНЕРГИЯ

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения -чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегета­тивной или биологической энергии.

Райх также полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии - существен­ные стадии в процессе сексуального возбуждения и оргазма. Он назвал это «формулой оргазма», четырех частным процессом, характерным для всех живых организмов: механическое напряжение - биоэнергетический заряд - био­энергетический разряд - механическое расслабление.

В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая в конце концов разряжается в оргазме, являющемся по существу феноменом биологической разрядки: 1) сексуальные органы наполняются жидкостью - механическое напряжение; 2) в результате возникает интенсив­ное возбуждение - биоэнергетический заряд; 3) сексуальное возбуждение разряжается в мышечных сокращениях - биоэнергетическая разрядка; 4) на­ступает физическая релаксация - механическое расслабление.

ОРГОНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Интерес к физическому функционированию пациентов привел Райха к лабораторным экспериментам по физиологии и биологии, и в конце концов, - к физическим исследованиям. Он пришел к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах- лишь один из аспектов универсальной энергии, присутствующих во всех вещах. В термине «оргон», «оргоническая энергия» он соединил корни «организма» и «оргазма». «Космическая оргокическая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологиче­ская энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выра­жается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов».

Широкие исследования Райхом органической энергии и смежных тем игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии; кроме того, в его работе есть и экспериментально слабые места. Вместе с тем, его резуль­таты никогда не были опровергнуты или даже тщательно проверены и серь­езно рассмотрены кем-либо из уважаемых ученых. Один из психологов, рабо­тавших с Райхом, отмечает: «В течение более чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщения о до­стойном доверия повторении ни одного определяющего эксперимента, кото­рый бы опроверг результаты Райха... Факт состоит в том, что несмотря на (а частично благодаря) насмешки, поношения и попытки ортодоксов "похоро­нить" Райха и оргономику, ни в одной научной публикации нет опровержения его экспериментов, тем менее - систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения».

Оргоническая энергия обладает следующими основными свойствами:

1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;

2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме;

3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодей­ствий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;

4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в со ответствующих условиях;

5) высокая концентрация оргонной энергии привлекает оргонную энергию из менее концентрированного окружения (что «противоречит» закону энтро­пии);

6) оргонная энергия образует единицы, становящиеся центрами творче­ской деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а также облака, планеты, звезды, галактики.

ДИНАМИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ

Райх определяет рост как процесс рассасывания психологического и фи­зического панциря, постепенного становления более свобным и открытым человеским существом, обретение способности наслаждаться полным и удов­летворяющим оргазмом.

Райх утверждал что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функ­ций выражения. Эти сегменты образуютряд из семи приблизительно горизон­тальных колец под прямым углом к туловищу и позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

(Прим. авторов). Семь сегментов райховского панциря вызывают ассо ­ циацию с семью чакрами йоги, хотя соответствие не вполне точно. Интересно отметить, что Райх движется сверху вниз; работа с пациентом кончается тазовым сегментом, как более важным. В йоге движение начинается с основа ­ ния позвоночника вверх и «кончается» открытием тысячелепесткового лотоса." (Прим. пер.) Йога Ауробиндо также начинается сверху, важнее в этой анало ­ гии то, что концентрации на чакрах действительно ведут к определенным паттернам мышечных расслаблений и напряжений.

По Райх­­у оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца панциря форми­руются под прямым углом к этим пото­кам и препятствуют им. Paibc указывает, что не случайно в нашей западной куль­туре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направ­лении потока энергии по телу, отрица­тельное же движение головы из сторо­ны в сторону - это пересекающее поток движение образования панциря, защи­ты.

Защита служит ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций в индивиду­уме. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. «В охваченном защитным панцирем человеческом организме оргонная энергия связывается в хронических мышечных зажимах. После распускания панцирного кольца оргон в теле не сразу начинает проте­кать свободно... По мере того, как распускаются первые панцирные блоки, мы обнаруживаем, что оргонные потоки и ощущения, выражение "давания", "отдавания" развиваются все больше. Однако все еще остается защита, мешаю­щая полному развитию».

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каж­дом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать от­дельно.

Три типа средств используются в распускании панциря: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого ды­хания; 2) прямое воздействие на хрони­ческие мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т.п.), чтобы расслабить их; 3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничении, которые при этом выявляются.

1 Глаза . Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как"при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободны­ми движениями глаз, вращениями и смотрением из стороны в сторону.

2. Рот . Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслаблен­ной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствую­щими мышцами.

3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

4. Грудь . Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным сред­ством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего-то. ,

5. Диафрагма . Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные В1гутренние органы, мышцы нижних позвонков.

Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распу­стить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

6. Живот . Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защит­ный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз . Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечно­стей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он «мертвый» и бессексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Пан­цирь может быть распущен посредст­вом мобилизации таза, а затем лягания ногами, и ударения кушетки тазом.

Райх обнаружил, что. по мере того как пациенты обретают способность полкой «генитальной отдачи», фунда­ментально меняется все их бытие и стиль жизни. «Когда посредством тера­пии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единства ощущения тела еще не было разрушено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как ма­ленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя "живы­ми", к как впоследствии это било раз­бито в куски и разрушено обучением». .

Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разуме­ющейся, становится чуждой и неесте­ственной. Изменяется заметно и их от­ношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности.

препятствия росту

ЗАЩИТНЫЙ ПАНЦИРЬ

Защитный панцирь - основное препятствие для роста по Райху. «Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не спо­собен также выразить простейшие био­логические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не оргонического удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается - это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке».

Райх полагал, что процесс создания защитного панциря создал две лож­ные интеллектуальные традиции, образующие основу цивилизации: мистиче­скую религию и механистическую науку. Механицисты столь хорошо защи­щены, что потеряли ощущение собственного жизненного процесса и внутренней природы. Они поражены глубинным страхом глубокой эмоцио­нальности, жизненности, спонтанности, и стремятся создавать ригидные ме­ханические представления о природе, интересуясь преимущественно внеш­ними объектами естественных наук. «Машина должна быть совершенной. Отсюда следует, что мышление и действия физика должны быть "совершен­ными". Перфекционизм - сущностная характеристика механистического мышления. Оно не признает ошибок, неуверенности, неопределенности, не­ясные ситуацации избегаются... Но в применении к природе это неизбежно ведет к ошибкам. Природа неточна Природа действует не механически, а функционально».

Мистики не столь полно порабощены своей защитой; они остаются час­тично в соприкосновении со своей жиз­ненной энергией и способны на великие прозрения благодаря этому частич­ному контакту со своей внутренней природой. Однако Райх считал эти про­зрения искаженными аскетическими и антисексуальными тенденциями мис­тиков, отрицанием ими собственной физической природы и потерей кон­такта с собственным телом. Они отрицали происхождение жизненной силы в собственном теле и поместили ее в гипотетической душе, которую они пола­гали лишь слабо связанной с телом.

«Разрушение единства телесных чувств посредством подавления сексуальности и постоянная жажда восстановления контакта с собой и с миром -субъективно основа отрицающих секс религий. Бог - это мистическая идея вегетативной гармонии самости с природой».

ПОДАВЛЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ

Другое препятствие росту - социальное и культурное подавление естест­венных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех основ­ных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни.

Младенцы и маленькие дети попадают в невротическую, авторитарную и подавляющую секс семейную атмосферу. Относительно этого периода жизни Райх воспроизводит фрейдовские наблюдения, касающиеся негативного дей­ствия родительских требований по поводу туалетного воспитания, самоогра­ничения, «держания себя в руках», «хорошего» поведения. В период полового созревания подростки лишены реальной сексуальной жизни; мастурбация запрещается. Что еще важнее, - общество в целом не дает подросткам найти значимую, осмыс­ленную работу. Неестественный стиль жизни делает для подростков особенно трудным вырастание из инфантильной привязанности к родителям.

Наконец, будучи взрослыми, большинство людей оказываются в ловушке принудительного брака, к которому они не готовы сексуально из-за требова­ния пред брачного целомудрия. Райх указывает также, что брак в нашей куль­туре содержит в самом себе неизбежный конфликт. «Каждый брак внутренне разрушается в результате возрастающего конфликта между сексуальными и экономическими нуждами. Сексуальные потребности могут удовлетворяться с одним и тем же партнером лишь ограниченное время. Экономическая зави­симость, моральные требования и обычаи, с другой стороны, заставляют продолжать отношения. Этот конфликт - основа семейных страданий».

Возникающая семейная ситуация создает невротическую атмосферу для следующего поколения.

Райх утверждает, что индивидуумы, выращенные в атмосфере, отрицаю­щей жизнь и секс, создают в себе страх удовольствия, представленный их мы­шечным панцирем. Панцирь характера - основа одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответствен­ности, мистических стремлений, сексу­альных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестсстве1шых патологических типов».

Райх не испытывал оптимизма относительно возможного эффекта своих открытий. Он полагал, что большинство людей в силу своих мощных защит не будут способны понять его теорию и будут искажать его идеи. «Учение живой Жизни, подхваченное и искаженное человеком в защитном панцире, будет последним несчастьем для всего человечества и его институтов... Наи­более вероятным следствием принципа "оргастической потенции" окажется распространение пагубной философии... Как стрела, выпущенная из ограни­чения туго натянутой тетивы, - искание скорого, легкого и ядовитого генитального удовольствия разрушит человеческое общество».

Защитный панцирь отрезает нас от нашей внутренней природы, но также и от социальных страданий вокруг нас. «Из-за трещины в современном чело­веческом характере природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех считаются несовместимыми. Единство культуры и природы, работы и любви, морали и сексуальности, которого человечество вечно жаждет, оста­ется несбыточной мечтой, пока человек отвергает удовлетворение биологи­ческих требований естественной (оргастической) сексуальности. При этих условиях истинная демократия и ответственная свобода остаются иллю­зией...».

СТРУКТУРА

Райх рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Как уже было сказано, он постоянно перемещался от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к анализу как психологических, так и физических аспектов характера и характерного панциря, и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение сво­бодного протекания биоэнергии.

Тело - это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья
Диапазон содержания очень широк - от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фолклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.
Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Свободное тело
Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с.И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.
Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.
6_________________________________Свободное тело
Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".
В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами - биосинтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения рамок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классический массаж. Там тоже используется тело человека. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять признаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсенале приемы работы с телом человека.
Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии - западный продукт, своей методологией базирующийся на позднем психоанализе или критике последнего*.
Для этого достаточно взять такие базовые конструкты этой области, как представление о "мышечном панцире", "структуре характера", механизмах их образования.
Во-вторых, можно говорить о достаточно ограниченном числе приемов работы с телом этой об-
*Вспоминается, как в 80-е годы, в пору "запретности" психоанализа, большую позитивную роль в ознакомлении с концепцией психоанализа сыграла книга "Марксистская критика психоанализа".
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 7
ласти. Конечно, можно придумать любой "новый" прием работы с телом человека, но по мере его примения - он или отпадет за ненадобностью, или, что поразительно, будет найден в несуществующей пока своеобразной "Золотой книге приемов...".
В-третьих, этой области свойственна особая таблица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной" "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представлены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".
В-четвертых, за время существования телесно-ориентированной психотерапии сложился своеобразный ее язык. Попробуйте найти русский эквивалент понятию "facing" (от англ. face - лицо). "Пялинг"? "Мординг"? А понятиям "grounding" (от англ. ground - земля), "centring", "sounding"?
Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначальному названию - телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижительно-оскорбительных "телеска" (попробуйте представить себе "эриксончик" вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "телесная терапия" (хирургия?, физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на время по местности с высунутым языком).
В.Баскаков, координатор Международной программы "Кучьтура тепа"
ГЛАВА 1
Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники
1.1. Биосинтез*
Биосинтез - это направление телесно-ориентированной (или соматической) психотерапии, которое с начала семидесятых годов нашего века развивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.
Подход опирается на опыт:
О эмбриологии - в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему, психоанализ получил свою органическую основу;
2) райхианской терапии;
3) теории объектных отношений.
Впервые термин "биосинтез" использовал английский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внутриутробной жизни.
Уже после смерти Ф.Мотта Дэвид Боаделла решил применить этот термин для описания собственного терапевтического подхода. Он также
*Статья написана В.Березкиной-Орловой и Г.Ченцовой на основе монографии D.Boadella "Lifestreams - An Introduction to Biosynthesis" (London,1987), статей из журнала "Energy and Character" и практических семинаров-тренингов в рамках Международной долгосрочной обучающей программы по биосинтезу (1994-1999гг.)
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 9
хотел подчеркнуть отличие своего метода от биоэнергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж.Пьер-ракосом, и биодинамики - школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными формами массажа для освобождения блокированной энергии.*
Термин "биосинтез" означает - "интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифферинциру-ются в первую неделю жизни эмбриона, интегра-тивное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.
Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.
Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций. Эндодерма является органическим субстратом "ОНО" (как вегетативного источника энергии).
Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма- органический субстрат той части "Я", которая является координатором движений.
Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма - органический суб-
* Все три направления: биоэнергетика, биодинамика и биосинтез - обладают общими корнями (райхианский анализ), однако имеют принципиальные различия.

СИСТЕМЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОБАИНОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОТЕХНИКИ
Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела
Фельденкрайз М. Понимание при делании
Лоуэн А., Лоуэн Л. Введение: Что такое биоэнергетика?
Доктор Т. Тайцзицюань и психотерапия
НЕПОСРЕДСТВННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ
И ОПЫТ ТЕЛЕСНОСТИ
Юнг К.Г. Проблема типов
Осницкий А.К. О связи непосредственно-чувственного и опосредствованного, знакового в опыте человека,
Елисеев В.А. Психическая активность и психосоматические соотношения в традиционных воззрениях китайской народной медицины
ГРАНИЦЫ ТЕЛЕСНОСТИ
Ухтомский АА Письма
Бхагван Шри Раджняш Что такое любовь?
Ямпольский М Смерть и кино
МЕТОДИКИ
Березкина-Орлова В.Б., Баскакова М.А. Телесно-ориентированная психотехника актера
Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения

1. СИСТЕМЫ
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ
Фейдимен Д., Фрейгер Р.
ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ И ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА
В этой главе мы поговорим о Вильгельме Райхе, основателе того, что можно было бы назвать ориентированной на тело психотерапией. Вильгельм Райх был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Он также говорил о роли общества в сознании запретов, касающихся инстинктивной - в особенности сексуальной - жизни индивидуума. По словам одного исследователя, Райх «наверное более последовательно, чем кто-либо другой, проработал критические и революционные импликации психоаналитической теории».
Вторая часть этой главы состоит из краткого обзора важнейших других ориентированных на тело подходов к терапии и личностному росту. Здесь можно наметить три основные области:
1) Работа над структурой тела: биоэнергетика, структурная интеграция, техника Александера, метод Фельденкрайза;
2) Системы, направленные на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксация чувств;
3) Восточныеучения, ориентированные на тело: хатха-йога, тайчи, айкидо.
Печатается по изданию: Fadiman J., Frager R. Personaity and Persona Growth. New York, London, 1976. Перев. М.П. Папуша
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ХАРАКТЕР
По Райху характер состоит из привычных положений и отношений пациента, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.
Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908 г. ("Храктер и анальный эротизм"). Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования симптомов.
ХАРАКТЕРНЫЙ ПАНЦИРЬ
Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха наказания. Первая защита против этого страха - подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные, в более или менее связный паттерн эго. «Установление характерной черты... указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установленное подавление в относительно ригидную, принятую в эго, формацию».
Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие по Райху состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи или фобии) переживаются как чуждые индивидууму, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или паталогической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что они хорошо рационализированы индивидуумом и переживаются, как часть его представления о себе.
Райх постоянно старался дать пациентам сознавать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения - например, нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает.

В. Баскаков

По телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике
СИСТЕМЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОБАИНОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОТЕХНИКИ

Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела

Фельденкрайз М. Понимание при делании

Лоуэн А., Лоуэн Л. Введение: Что такое биоэнергетика?

Доктор Т. Тайцзицюань и психотерапия

НЕПОСРЕДСТВННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

И ОПЫТ ТЕЛЕСНОСТИ

Юнг К.Г. Проблема типов

Осницкий А.К. О связи непосредственно-чувственного и опосредствованного, знакового в опыте человека,

Елисеев В.А. Психическая активность и психосоматические соотношения в традиционных воззрениях китайской народной медицины

^ ГРАНИЦЫ ТЕЛЕСНОСТИ

Ухтомский АА Письма

Бхагван Шри Раджняш Что такое любовь?

Ямпольский М Смерть и кино

МЕТОДИКИ

Березкина-Орлова В.Б., Баскакова М.А. Телесно-ориентированная психотехника актера

Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения

1. СИСТЕМЫ

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

Фейдимен Д., Фрейгер Р.

^ ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ И ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА

В этой главе мы поговорим о Вильгельме Райхе, основателе того, что можно было бы назвать ориентированной на тело психотерапией. Вильгельм Райх был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физиче-ские аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Он также говорил о роли общества в сознании запретов, касающихся инстинктивной - в особенности сексуальной - жизни индивидуума. По словам одного исследо-вателя, Райх «наверное более последовательно, чем кто-либо другой, прора-ботал критические и революционные импликации психоаналитической тео-рии».

Вторая часть этой главы состоит из краткого обзора важнейших других ориентированных на тело подходов к терапии и личностному росту. Здесь можно наметить три основные области:

1) Работа над структурой тела: биоэнергетика, структурная интеграция, техника Александера, метод Фельденкрайза;

2) Системы, направленные на улучшение функционирования тела: чувст-венное сознание и релаксация чувств;

3) Восточныеучения, ориентированные на тело: хатха-йога, тайчи, айкидо.

Печатается по изданию: Fadiman J., Frager R. Personality and Personal Growth. New York, London, 1976. Перев. М.П. Папуша

^ ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ХАРАКТЕР

По Райху характер состоит из привычных положений и отношений паци-ента, постоянного паттерна его реак-ций на различные ситуации. Он вклю-чает сознательное отношение и ценно-сти, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические по-зы, привычки держаться и двигаться и пр.

Понятие характера впервые появи-лось у Фрейда в 1908 г. ("Храктер и анальный эротизм"). Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования симптомов.

^ ХАРАКТЕРНЫЙ ПАНЦИРЬ

Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха наказания. Первая защита против этого страха - подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организо-ванные, в более или менее связный паттерн эго. «Установление характерной черты... указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает про-цесс подавления ненужным, либо пре-вращает однажды установленное по-давление в относительно ригидную, принятую в эго, формацию».

Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие по Райху состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональ-ные страхи или фобии) переживаются как чуждые индивидууму, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) пережи-ваются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или паталогической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что они хорошо рационализированы индивидуумом и переживаются, как часть его представления о себе.

Райх постоянно старался дать пациентам сознавать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения - например, нер-вную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возра-стает.
^ ОСВОБОЖДЕНИЕ (РАСПУСКАНИЕ) МУСКУЛЬНОГО ПАНЦИРЯ

Рейх полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствую-щую ему физическую позу и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Райх начал прямую работу с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической работой. Он обнаружил, что расслабле-ние мышечного панциря освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Пси-хиатрическая работа Райха все более пе-ремещалась в освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посред-ством работы с телом. Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивно-му переживанию инфантильного материала, раскрываемого в анализе.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный за-жим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, кото-рая связана в этой части тела. Он увидел, что только после того, как подавля-емая эмоция находит свое, выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. «В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность и действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять сзою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных дейст-вп й, влиябшкх на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц жизота и т.п.). ...Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ри-гидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использовал для определенного подавлнния».

В своей работе над мышечным пан-цирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбужде-ния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) к психологический панцирь - одно и то же. «Пан-цирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряже-нием мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает ни что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны».

^ ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Термин «генитальный характер» означал у Фрейда конечный уровень психосексуального развития. В трактовке Райха это специфически означает достижение оргастической потенции. «Оргастическая потенция - это способ-ность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, спо-собность полной разрядки накоплен-ного сексуального возбуждения в не-произвольных, приносящих удовольствия движениях тела». Райх находил, что по мере того, как его па-циенты распускают свой панцирь и раз-вивают оргастическую потенцию, мно-гие стороны личности спонтанно изменяются.

Вместо жесткого, ригидного невротического контроля индивидуумы развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидуумов прину-дительной морали. Естественный индивидуум поступает в соответствии со своими внутренними склонностями и чувствами, а не следует внешнему набо-ру требований, установленных другими.

После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонны к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способ-ность к привязанности и спонтанно на-чинали стремиться к более продолжи-тельным и полноценным отношениям. Те же, кто состояли в бесплодных, ли-шенных любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отно-шения из одного только чувства долга

Генитальный характер не заклю-чен в тюрьму своего панциря и психо-логических защит. Он способен защи-тить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестает быть необходимой.

Райх писал, что генитальный характер - это человек, проработавший свой эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает силь-ным зарядом. «Суперэго становится "утверждающим сексуальность", и таким образом действует в гармоник с КД». Генитальный характер способен свобод-но и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способно-стью отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от принужденных, даже насильственных движений индивидуума, защищенного панцирем.

БИОЭНЕРГИЯ

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения -чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегета-тивной или биологической энергии.

Райх также полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии - существен-ные стадии в процессе сексуального возбуждения и оргазма. Он назвал это «формулой оргазма», четырех частным процессом, характерным для всех живых организмов: механическое напряжение - биоэнергетический заряд - био-энергетический разряд - механическое расслабление.

В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая в конце концов разряжается в оргазме, являющемся по существу феноменом биологической разрядки: 1) сексуальные органы наполняются жидкостью - механическое напряжение; 2) в результате возникает интенсив-ное возбуждение - биоэнергетический заряд; 3) сексуальное возбуждение разряжается в мышечных сокращениях - биоэнергетическая разрядка; 4) на-ступает физическая релаксация - механическое расслабление.

^ ОРГОНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Интерес к физическому функционированию пациентов привел Райха к лабораторным экспериментам по физиологии и биологии, и в конце концов, - к физическим исследованиям. Он пришел к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах- лишь один из аспектов универсальной энергии, присутствующих во всех вещах. В термине «оргон», «оргоническая энергия» он соединил корни «организма» и «оргазма». «Космическая оргокическая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологиче-ская энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выра-жается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов».

Широкие исследования Райхом органической энергии и смежных тем игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии; кроме того, в его работе есть и экспериментально слабые места. Вместе с тем, его резуль-таты никогда не были опровергнуты или даже тщательно проверены и серь-езно рассмотрены кем-либо из уважаемых ученых. Один из психологов, рабо-тавших с Райхом, отмечает: «В течение более чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщения о до-стойном доверия повторении ни одного определяющего эксперимента, кото-рый бы опроверг результаты Райха... Факт состоит в том, что несмотря на (а частично благодаря) насмешки, поношения и попытки ортодоксов "похоро-нить" Райха и оргономику, ни в одной научной публикации нет опровержения его экспериментов, тем менее - систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения».

Оргоническая энергия обладает следующими основными свойствами:

1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;

2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме;

3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодей-ствий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;

4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в со ответствующих условиях;

5) высокая концентрация оргонной энергии привлекает оргонную энергию из менее концентрированного окружения (что «противоречит» закону энтро-пии);

6) оргонная энергия образует единицы, становящиеся центрами творче-ской деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а также облака, планеты, звезды, галактики.

ДИНАМИКА

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ

Райх определяет рост как процесс рассасывания психологического и фи-зического панциря, постепенного становления более свобным и открытым человеским существом, обретение способности наслаждаться полным и удов-летворяющим оргазмом.

Райх что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функ-ций выражения. Эти сегменты образуютряд из семи приблизительно горизон-тальных колец под прямым углом к туловищу и позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

(Прим. авторов). Семь сегментов райховского панциря вызывают ассо - циацию с семью чакрами йоги, хотя соответствие не вполне точно. Интересно отметить, что Райх движется сверху вниз; работа с пациентом кончается тазовым сегментом, как более важным. В йоге движение начинается с основа-ния позвоночника вверх и «кончается» открытием тысячелепесткового лотоса." (Прим. пер.) Йога Ауробиндо также начинается сверху, важнее в этой анало-гии то, что концентрации на чакрах действительно ведут к определенным паттернам мышечных расслаблений и напряжений.

По Райх--у оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца панциря форми-руются под прямым углом к этим пото-кам и препятствуют им. Paibc указывает, что не случайно в нашей западной куль-туре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направ-лении потока энергии по телу, отрица-тельное же движение головы из сторо-ны в сторону - это пересекающее поток движение образования панциря, защи-ты.

Защита служит ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций в индивиду-уме. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. «В охваченном защитным панцирем человеческом организме оргонная энергия связывается в хронических мышечных зажимах. После распускания панцирного кольца оргон в теле не сразу начинает проте-кать свободно... По мере того, как распускаются первые панцирные блоки, мы обнаруживаем, что оргонные потоки и ощущения, выражение "давания", "отдавания" развиваются все больше. Однако все еще остается защита, мешаю-щая полному развитию».

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каж-дом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать от-дельно.

Три типа средств используются в распускании панциря: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого ды-хания; 2) прямое воздействие на хрони-ческие мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т.п.), чтобы расслабить их; 3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничении, которые при этом выявляются.

1 Глаза . Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как"при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободны-ми движениями глаз, вращениями и смотрением из стороны в сторону.

2. Рот . Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслаблен-ной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствую-щими мышцами.

3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

4. Грудь . Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным сред-ством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего-то. ,

5. Диафрагма . Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные В1гутренние органы, мышцы нижних позвонков.

Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распу-стить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

6. Живот . Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защит-ный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз . Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечно-стей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он «мертвый» и бессексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Пан-цирь может быть распущен посредст-вом мобилизации таза, а затем лягания ногами, и ударения кушетки тазом.

Райх обнаружил, что. по мере того как пациенты обретают способность полкой «генитальной отдачи», фунда-ментально меняется все их бытие и стиль жизни. «Когда посредством тера-пии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единства ощущения тела еще не было разрушено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как ма-ленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя "живы-ми", к как впоследствии это било раз-бито в куски и разрушено обучением». .

Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разуме-ющейся, становится чуждой и неесте-ственной. Изменяется заметно и их от-ношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности.

Препятствия росту

^ ЗАЩИТНЫЙ ПАНЦИРЬ

Защитный панцирь - основное препятствие для роста по Райху. «Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не спо-собен также выразить простейшие био-логические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не оргонического удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается - это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке».

Райх полагал, что процесс создания защитного панциря создал две лож-ные интеллектуальные традиции, образующие основу цивилизации: мистиче-скую религию и механистическую науку. Механицисты столь хорошо защи-щены, что потеряли ощущение собственного жизненного процесса и внутренней природы. Они поражены глубинным страхом глубокой эмоцио-нальности, жизненности, спонтанности, и стремятся создавать ригидные ме-ханические представления о природе, интересуясь преимущественно внеш-ними объектами естественных наук. «Машина должна быть совершенной. Отсюда следует, что мышление и действия физика должны быть "совершен-ными". Перфекционизм - сущностная характеристика механистического мышления. Оно не признает ошибок, неуверенности, неопределенности, не-ясные ситуацации избегаются... Но в применении к природе это неизбежно ведет к ошибкам. Природа неточна Природа действует не механически, а функционально».

Мистики не столь полно порабощены своей защитой; они остаются час-тично в соприкосновении со своей жиз-ненной энергией и способны на великие прозрения благодаря этому частич-ному контакту со своей внутренней природой. Однако Райх считал эти про-зрения искаженными аскетическими и антисексуальными тенденциями мис-тиков, отрицанием ими собственной физической природы и потерей кон-такта с собственным телом. Они отрицали происхождение жизненной силы в собственном теле и поместили ее в гипотетической душе, которую они пола-гали лишь слабо связанной с телом.

«Разрушение единства телесных чувств посредством подавления сексуальности и постоянная жажда восстановления контакта с собой и с миром -субъективно основа отрицающих секс религий. Бог - это мистическая идея вегетативной гармонии самости с природой».

^ ПОДАВЛЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ

Другое препятствие росту - социальное и культурное подавление естест-венных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех основ-ных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни.

Младенцы и маленькие дети попадают в невротическую, авторитарную и подавляющую секс семейную атмосферу. Относительно этого периода жизни Райх воспроизводит фрейдовские наблюдения, касающиеся негативного дей-ствия родительских требований по поводу туалетного воспитания, самоогра-ничения, «держания себя в руках», «хорошего» поведения. В период полового созревания подростки лишены реальной сексуальной жизни; мастурбация запрещается. Что еще важнее, - общество в целом не дает подросткам найти значимую, осмыс-ленную работу. Неестественный стиль жизни делает для подростков особенно трудным вырастание из инфантильной привязанности к родителям.

Наконец, будучи взрослыми, большинство людей оказываются в ловушке принудительного брака, к которому они не готовы сексуально из-за требова-ния пред брачного целомудрия. Райх указывает также, что брак в нашей куль-туре содержит в самом себе неизбежный конфликт. «Каждый брак внутренне разрушается в результате возрастающего конфликта между сексуальными и экономическими нуждами. Сексуальные потребности могут удовлетворяться с одним и тем же партнером лишь ограниченное время. Экономическая зави-симость, моральные требования и обычаи, с другой стороны, заставляют продолжать отношения. Этот конфликт - основа семейных страданий».

Возникающая семейная ситуация создает невротическую атмосферу для следующего поколения.

Райх утверждает, что индивидуумы, выращенные в атмосфере, отрицаю-щей жизнь и секс, создают в себе страх удовольствия, представленный их мы-шечным панцирем. Панцирь характера - основа одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответствен-ности, мистических стремлений, сексу-альных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестсстве1шых патологических типов».

Райх не испытывал оптимизма относительно возможного эффекта своих открытий. Он полагал, что большинство людей в силу своих мощных защит не будут способны понять его теорию и будут искажать его идеи. «Учение живой Жизни, подхваченное и искаженное человеком в защитном панцире, будет последним несчастьем для всего человечества и его институтов... Наи-более вероятным следствием принципа "оргастической потенции" окажется распространение пагубной ... Как стрела, выпущенная из ограни-чения туго натянутой тетивы, - искание скорого, легкого и ядовитого генитального удовольствия разрушит человеческое общество».

Защитный панцирь отрезает нас от нашей внутренней природы, но также и от социальных страданий вокруг нас. «Из-за трещины в современном чело-веческом характере природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех считаются несовместимыми. Единство культуры и природы, работы и любви, морали и сексуальности, которого человечество вечно жаждет, оста-ется несбыточной мечтой, пока человек отвергает удовлетворение биологи-ческих требований естественной (оргастической) сексуальности. При этих условиях истинная демократия и ответственная свобода остаются иллю-зией...».

СТРУКТУРА

Райх рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Как уже было сказано, он постоянно перемещался от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к анализу как психологических, так и физических аспектов характера и характерного панциря, и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение сво-бодного протекания биоэнергии.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Райх считал социальные отношения функцией индивидуального характе-ра Средний человек видит мир сквозь фильтр своего защитного панциря. Лишь генитальные характеры, преодо-левшие свой ригидный панцирь, дейст-вительно способны открыто и честно реагировать на других.

Райх твердо верил в провозглашен-ные Марксом идеалы « сво бодных орга-низаций, в которых свободное развитие каждого становится основой свобод-. ного развития всех». Райх формулиро-вал понятие рабочей демократии, естественной формы социальной организа-ции, в которой люди гармонично сотрудничают ради удовлетворения взаим-ных потребностей и интересов; он пытался реализовать эти принципы в Инс-титуте Оргона.

Райх не занимался непосредственно волей, хотя подчеркивал важность осмысленной конструктивной работы. «Вам не нужно делать что-то особен-ное или новое. Все, что нужно - это продолжать делать то, что вы делаете: вспахивать поля, работать молотком, лечить пациентов, водить детей в школу или в детский сад, рассказывать о событиях дня, проникать все глубже в тайны дрироды. Все это вы и так делаете. Но вы думаете, что все это неважно... Все, что нужно, - это продолжать то, что вы всегда делали и хотели делать: делать свою работу, дать детям расти счастливыми, любить своих жен...».

Эмоции, Райх полагал, что хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает инди-видууму переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувства. Эмоции, которые блокируются таким образом, никогда не устраня-ются, сотому что они не могут быть полностью выражены. По Райху, индиви-дуум может освободиться от блокированной эмоции только полностью пере-жив ее.

Райх отмечал также, что фрустрация удовольствия часто ведет к гневу иярости. В райхианской терапии эти отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чем могут быть пережиты позитивные чувства, которые ими замещаются.

ИНТЕЛЛЕКТ

Райх не соглашался с любым разделением интеллекта, эмоций и тела.

Он указывал, что интеллект з действительности - биологическая функ-ция, и что он может накопить эффек-тивный заряд, столь же сильный, как любая из эмоций. Райх утверждал, что полное развитие интеллекта требует развития истинной генитальности, «ибо примат интеллекта предполагает упо-рядоченную экономию либидо, то есть примат генитальности. Генитальный и интеллектуальный примат также взаи-мосвязаны, как сексуальный стазис и невроз, чувство вины и религия, исте-рия и суеверие...».

Райх также полагал, что интеллект часто работает как механизм защиты. «Словесный язык часто функциониру-ет как з ащ ита: елова скрывают язык вы-ражекий биологической природы. Во многих случаях это доходит до того, что слева уже ничего не выражают, и говорение превращается просто в деятель-ность соответствующих мускулов».

Для Райх а самость - это здоровая биологическая сердцевина каждого индивидуума. Большинство людей не соприкасаются со своей самостью из-за физического защитного панциря и психологических защит. «Почему человек не воспринимает своей наиболее внутренней самости? Потому что это - он сам! Постепенно я начал видеть, что именно это "он сам", его характерное поведение, образующее компактную плотную массу, стоит на пути всех ана-литических задач. Вся личность, ха-рактер, весь индивидуум сопротивля-ется».

По Райху взаимодействие подавля-емых импульсов и подавляющих за-щитных сил создает третий слой меж-ду двумя противоположными либидонозными течениями: слой бес-контактности. Бесконтактность не по-мещена между двумя силами; это вы-ражение концентрированного их взаимодействия. Контакт требует свободного движения энергии. Он стано-вится возможным, только когда индивидуум распускает панцирь и становится полностью сознающим тело, его чувствования и нужды, приходит в соприкос-новение с сердцевиной, с первичными