"Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров. Где снимали фильм «семнадцать мгновений весны» — история фильма в реальных зданиях и интерьерах. фото Штирлиц элефант

Одна из самых ярких и запоминающихся сцен фильма "Семнадцать мгновений весны" – встреча Штирлица с женой в кафе "Elefant". Интересно, что этой сцены изначально не было ни в книге, ни в сценарии. О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Автором идеи выступил Вячеслав Тихонов. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами - тайком, провожая взглядом, издалека, - ему рассказал знакомый, под одной из версий - легендарный советский разведчик-нелегал Конон Трофимович Молодый

Тихонов был глубоко впечатлён рассказом и предложил Лиозновой показать это в фильме, на примере Штирлица и его жены.

Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история – у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучшив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не "заметит" женщины. Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, - в этом была задумка Лиозновой.

Эта сцена - одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица (ее играла Элеонора Шашкова) и человека, который ее приводит в кафе (в этой роли Евгений Лазарев). "Это потруднее, чем сыграть Штрилица, где все на него работает", - говорила Лиознова. Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами (в случае с женой Штирлица) и спиной (в случае с героем Лазарева).

Секрет этой сцены не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в "живой" актерской игре: изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова - к тому же, что у него в тот день был первый за все время выходной. Шашковой такая идея совсем не понравилась, она вспоминала, что не могла справиться с ролью, пока в павильоне не появился Тихонов.

Вот как вспоминала эти съёмки Элеонора Шашкова:

"На съемочную площадку меня привел один из ассистентов по актерам, с которым мы работали на съемках "Двух жизней". Именно в том фильме я впервые увидела Вячеслава Васильевича, игравшего там одну из главных ролей. Он произвел на меня, тогда еще студентку второго курса театрального вуза, снимавшуюся в массовке, сильнейшее впечатление! Хотя я красивых мужчин не воспринимаю. Для роли жены Исаева я была моложе возраста своей героини, и меня взрослили. Я не удивляюсь, что именно сцена короткого свидания Штирлица с женой стала самой яркой в фильме. Вспомните кадр, когда он поднял глаза. Они были наполнены душой, а в моих глазах читалось: "Я страдаю в разлуке, сильно люблю тебя и очень переживаю, как ты тут живешь без меня?" В последнем крупном плане глаза моей героини говорили: "Может, я вижу тебя последний раз в жизни..."

А на самом деле мы снимались с Тихоновым по отдельности. То, что вы видели в кадре, - монтаж. Раньше же снимали всего одной камерой и на пленку, по две сцены в день. Все было отрепетировано, обдуманно. Это сейчас сплошной конвейер! В тот день Вячеслав Васильевич пришел на съемочную площадку совершенно неожиданно. Это был его первый выходной за полгода работы, но он не усидел дома и захотел заглянуть в глаза своей экранной супруги, узнать, кто она. Пришел и сел у камеры, на уровне столика. Мы играли в полном молчании... И все получилось, всего за час. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло! А на следующий день была его съемка без меня. Но он сказал Лиозновой: "Давай вези мне эти глаза. Без них я сниматься не могу". И меня тут же доставили на съемки и посадили у камеры. Я постаралась сделать все то же, что и день назад. Поэтому, наверное, Вячеслав Васильевич и сыграл так гениально, глядя в мои наполненные глаза"

Съемки картины «Семнадцать мгновений весны» проходили в разных частях СССР и за границей.

Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее в ее восточном секторе.
Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на съемках в Грузии .

Явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была «провалена» в Риге , где ее до сих пор показывают как одно из самых достопримечательных мест столицы Латвии .
Зоологический музей (музей природы), где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде.

Убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.

За несколько часов до провала Профессор Плейшнер начинает идти в Майнсе (правильно: Мейсене) в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное — не единство места.

Советские кинематографисты успешно снимали кино о Западной Европе на рижской улице Яуниела.
На ее четной стороне Игорь Масленников снимал
Нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Эта сцена вообще снималась не в Риге, а в городе Майсен, близ Дрездена, в тогдашнем ГДР. Об этом четко говорится в фильме Леонида Парфенова «Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя».

Вот оригинальный кадр:

(фото увеличиваются)

А вот как выглядело это знаменитое место в 1998 году во время съемок фильма о фильме (слева — режиссер-постановщик Татьяна Лиознова, справа — сам Леонид Парфенов, изображающий походку Плейшнера):

Авторам фильмов приходится выдавать одни города и страны за другие по разным причинам. Получается обман во благо зрителя. Без географических фальсификаций съемки зрелищного фильма могут оказаться невыполнимой задачей.

Часто режиссеры не могут найти места для съемок фильма (как принято говорить в кинопроизводстве — натуру) там, где это предусмотрено сценарием фильма.

Унылый пейзаж или изменения в архитектуре вынуждают режиссера снимать нужные для фильма виды в другом месте.

Где рожала радистка Кэт

При съемках фильма произошло редкое явление в мире кино — в роли университетской клиники «Шарите» выступила настоящая клиника Шарите (Charite) в Берлине.

К слову, украинский экс-премьер Юлия Тимошенко 7 марта 2014 года прилетела в Берлин для прохождения курса лечения в клинике Шарите (Charite):

Это же место в нынешнем Берлине. Высокого дерева перед зданием уже нет, да и дорожки переделаны:

Клиника Шарите основана в 1710 году и относится к старейшим традиционным медицинским учреждениям Германии. Одновременно она является одной из старейших университетских клиник Европы.

Клиника Шарите в Берлине. (Charité Berlin)

Щирлиц и Кэт выходят из клиники:

Возьмем кусочек фотографии, показанной выше и наложим на кадр из фильма — несомненно, что это снималось в Берлине. Дверь не точно та же, но из этого же комплекса Шарите!

Детали оформления и пропорции те же самые. Смотрите: тот же цоколь, те же профили сбоку, те же закругления над декоративной решеткой, те же филенки — прямоугольник и почти квадрат.

Ворота клиники Шарите в фильме:

И вот они же на современном фото — как видите, визуально почти не изменились (видно, что их заменили на более новые, но с сохранением старого стиля), и светильники на столбах другие:

Так клиника могла выглядеть в годы войны, при Штирлице:

Вот Штирлиц проходит мимо стены, которая летом должна быть покрыта вся зелеными листочками:


Церковь пастора Шлага

Но продолжим изучать места боевой славы штандартенфюрера фон Штирлица в Риге.
Одним из таких мест была церковь пастора Шлага, на самом деле — лютеранская церковь Креста, памятник архитектуры государственного значения, в Риге, ул. Ропажу (Ropažu iela) 120.

В фильме пастор выходит из церкви, чтобы убедиться, что Клауса никто не ищет:

Судя по архитектуре портала, это должен быть вход в церковь Креста в Риге. Но который из нескольких?

Самое интересное, что нужный нам вход находится рядом с главным (на фото — справа) и удивительно, что пастор предпочел обозревать окрестности лишь улицы Крустабазницас, в то время как от главного входа ему был бы виден весь перекресток упомянутой улицы с ул. Ропажу и сама ул. Ропажу (во времена съемок — ул. Гагарина):

Посмотрим же и другие возможные места для бегства агента Клауса, если бы таковые понадобились бы.

С другой стороны церкви есть немного похожий вход:

Где пастор Шлаг починял орган и проводил богослужения

В рижской церкви Св. Павла

Рижская евангелически-лютеранская церковь св. Павла,
ул. А. Деглава, 1.

Вот каков интерьер церкви пастора Шлага в фильме:

А вот каков он в жизни:

Этот же вид сегодня:

Идет к выходу сбоку от алтаря:

Этот же выход в наши дни:

Кстати, возникает вопрос — отчего съемки фильма не проходили внутри церкви Креста, а здесь?

В церкви Креста интерьер все-таки бедноват. Это, кстати, очень характерно для местных лютеранских церквей — минимум обстановки, больше божественной чистоты.

И есть детали, которые выдают недавнее происхождение церкви Креста, как-то:

  • пологие своды
  • нетрадиционная форма боковых окон, с отсутствием готических элементов в окнах
  • деревянные балконы и кафедра не смотрятся старинными, многовековыми.

Пастор Шлаг, с его связями вряд ли мог служить в совсем уж затрапезной церквушке. Поэтому и нужен был соответствующий интерьер, по-лютерански строгий, но достаточно роскошный, с элементами средневековой архитектуры.Так что, был выбран идеальный вариант из рижских церквей, с соблюдением чувства меры, потому что остальное либо роскошнее (что для деревни уже не подходит), либо беднее.

Свидание Штирлица с женой

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Формально «Семнадцать мгновений весны» - телесериал, а не кинофильм, но он занимает такое место в нашей культуре, что мы вправе поставить его в один ряд с более «престижными» произведениями искусства. Тем более что в нем есть одна из эмоциональнейших немых сцен всего советского кино. В конце третьей серии режиссер Татьяна Лиознова демонстрирует свидание разведчика с женой. Чтобы не вызвать подозрений, Штирлиц не может подойти и заговорить с супругой, которую привезли в Германию его товарищи. Он может лишь переглядываться с ней, сидя в противоположных углах ресторана. Сколько боли при этом в его и ее глазах!

Смотреть все сразу 10. Побег на автобусе – «Выпускник» (1967) 9. Поиск драгоценной руды – «Нефть» (2007) 8. Воссоединение Роуз и Джека – «Титаник» (1997) 7. Шпильман играет Шопена – «Пианист» (2002) 6. Билл охотится на Клариссу – «Молчание ягнят» (1991) 5. Высадка на пляже Омаха – «Спасти рядового Райана» (1998) 4. Младенец прекращает перестрелку – «Дитя человеческое» (2006) 3. История брака Карла и Элли – «Вверх» (2009) 2. Свидание Штирлица с женой – «Семнадцать мгновений весны» (1973) 1. Финальная дуэль – «Хороший, плохой, злой» (1966) Расскажите друзьям

Другие кафе "Элефант" , либо появившиеся после фильма, либо претендующие на звание того кафе из фильма

Любопытно, что затем в Москве сделали бар, интерьер которого повторяет тот "Элефант" :

Все помнят фильм «17 мгновений весны», где в ресторанчике «Элефант» встречается со своей женой Штирлиц. Кадры из этого фильма и стали основой для оформления интерьера: чёрно-белые фотографии из фильма, висящие на стенах бара, воссоздают атмосферу 70-х годов XX в. Возможно, это и привлекает в ресторан многих знаменитостей и звёзд. Сам Вячеслав Васильевич Тихонов справлял здесь свой юбилей! http://actuality.ru/mod_restoran_setletter_alfavit_E_search_center_bar.htm
Сайт ресторана: http://bar-elefant.ru/about_we.php

Притаился в переулках в районе Цветного бульвара пивной ресторан "Элефант".
Достаточно спуститься из шумного города на три ступени…и… истинный рай встретит Вас. Два уютных зала различной тематики. Один, всем известный, в котором полковник Исаев (или просто Штирлиц) встречался со своей супругой. Многое здесь напоминает о нем: фотографии на стенах, лыжи, и даже фуражка, видимо некогда оставленные полковником. Еще в зале присутствует неимоверное количество слоников, расставленных повсюду. http://menu.ru/?action=pv&id=993

Было еще кафе "Элефант" в Екатеринбурге :

К сожалению, его больше нет (см. коммент внизу) - но путь информация из Интернета останется памятником этому интересному начинанию...

Идеологически выверенное кафе. На каждом столике красуется бюст Штирлица, в обеденный перерыв показывают все семнадцать мгновений весны, а стены украшают картины с сюжетами из фильма. Все это дело идет под сопровождение музыки 30-50-х гг. при интимном освещении. Атмосфера фильма передается полностью, этому способствуют и названия блюд: картофель с икрой "Штирлиц в мундире" - 200 р., закуска "Радистка Кэт" - 120 р., "Лыжи пастора Шлага" - 180 р. Но это еще не все. кафе называется "Элефант", поэтому здесь присутствуют фигурки слонов как символ добра и благополучия, а каждому тысячному посетителю обязательно дарят маленького слоника - на счастье. Время работы: с 09.00 до 24.00 ежедневно. Ул. Малышева, 108. Тел. 24-01-95. http://ng1.apress.ru/art.html?a=otdih&b=@331_o.html

Еще на Малышева, неподалеку от железной дороги (до ж.д. моста на правой стороне если стоять спиной к центру) есть кафе "Элефант". По замыслу, должно напоминать место, где Штирлиц встречался с женой. Так, ничего особенного, но чуть дешевле и довольно-таки вкусно. http://wwwboards.auto.ru/restaurant/39878.html

О кафе в Чехии, в Карловых Варах :

А нам чешский гид рассказывала, что сцены внутри кафе снимали в Карловых Варах. http://www.cofe.ru/apple/vb/printthread.php?s=...71794&perpage=81

Карловы Вары - советуем посетить кафе "Элефант", где Гете праздновал свой 35-й день рождения, и где Штирлиц встречался со своей супругой. http://feerie.com.ua/prajholidays.html

Небезызвестный нам Штирлиц имел кофе-брейк в местном кафе "Элефант", и жену свою там встречал. Мы тоже туда заглянули - милое уютное заведение, в основном пирожные-морожные вкусные подают. Как и полагается, на видном месте статуя слона на постаментике. Из огромных окон - замечательные виды. Отсюда, надо полагать, Максим Максимыча Исаева и рвало на Родину.
http://www.prag.ru/impr-prag/impr-prag-4.html

Легенда о том, что в Карловых Варах снимали фильм про Штирлица - небылица полная . Кафе "Элефант" действительно есть в Карловых Варах, но не встречался в нем ни Штирлиц с женой, ни Вячеслав Тихонов. Фильм не снимался в Карловых Варах. Кто-то напутал в путеводителях, которые я прочла на сайте. http://www.prag.ru/Czech/impres/929/

Германия, Веймар
О тех временах В. Путину наверняка напомнило и название гостиницы «Элефант», в которой он остановился в Веймаре и где имеется ресторан с одноименным названием. В кафе «Элефант» на фоне грустной музыки - «мгновения, мгновения, мгновения» - советский разведчик Штирлиц заказывал кофе и, прищурив от дыма глаза, курил сигареты.