Проект-экскурсия «Памятники нашего края. Проект «Достопримечательности малой Родины» проект по краеведению на тему О тех, кто уже не придет никогда

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые, ленинградские черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.

Человек — существо нравственно оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала "оседлость" в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

Все мною сказанное не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их "под стеклянным колпаком" — так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных "улучшений".

А это значит только, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые "культурные мнимости".

Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок — по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует.

Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.

Возьмем, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль.

В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя продуманность в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства — выявлять эту "идею города", чтобы продолжать ее творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой.

Новгород строился по обоим низким берегам Волхова, у самих полноводных его истоков. В этом его отличие от большинства других древнерусских городов, стоявших на крутых берегах рек. В тех городах бывало тесно, но из них всегда виднелись на другом берегу заливные луга, столь любимые в Древней Руси широкие просторы. Это ощущение широкого пространства вокруг своих жилищ было характерно и для древнего Новгорода, хотя и стоял он не на крутом берегу. Волхов мощным и широким руслом вытекал из Ильмень-озера, которое хорошо было видно из центра города.

В новгородской повести XVI в. "Видение пономоря Тарасия" описывается, как Тарасий, забравшись на кровлю Хутынского собора, видит оттуда озеро, как бы стоящее над городом, готовое пролиться и затопить Новгород. Перед Великой Отечественной войной, пока еще был собор, я проверял это ощущение: оно действительно очень острое и могло повести к созданию легенды о том, что Ильмень грозил затопить город.

Но Ильмень-озеро виднелось не только с кровли Хутынского собора, но прямо от ворот Детинца, выходящих на Волхов.

В былине о Садко поется, как Садко становится в Новгороде "под башню проезжую", кланяется Ильменю и передает поклон от Волги-реки "славному Ильмень-озеру".

Вид на Ильмень из Детинца, оказывается, не только замечался древними новгородцами, но и ценился. Он был воспет в былине...

Кандидат архитектуры Г. В. Алферова в своей статье "Организация строительства городов в русском государстве в XVI—XVII веках" обращает внимание на "Закон градский", известный на Руси начиная по крайней мере с XIII в. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: "О виде на местность, который представляется из дома", "Относительно видов на сады", "Относительно общественных памятников", "О виде на горы и море". "Согласно этому закону, — пишет Г. В. Алферова, — каждый житель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии (вид, открывающийся от здания) ярко отразился в русском архитектурном законодательстве "Кормчих книг..."".

Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. "Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид". Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в одном из параграфов закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида ("прозора") соседей.

Особое внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку.

Связь Новгорода с окрестной природой не ограничивалась только видами. Она была живой и реальной. Концы Новгорода, его районы, подчиняли себе окружающую местность административно. Прямо от пяти концов (районов) Новгорода веером расходились на огромное пространство подчиненные Новгороду новгородские "пятины" — области. Город со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел "хоровод церквей", частично сохранившийся еще и сейчас. Один из наиболее ценных памятников древнерусского градостроительного искусства — это существующее еще и сейчас и примыкающее к Торговой стороне города Красное (красивое) поле. По горизонту этого поля, как ожерелье, виднелись на равных расстояниях друг от друга здания церквей — Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот величественный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны — простора и уюта одновременно.

Сейчас по горизонту Красного поля появляются какие-то бесформенные хозяйственные постройки, само поле зарастает кустарником, который скоро превратится в лес и заслонит собою вид, вал, который издавна служил местом прогулок, особенно прекрасных вечером, когда косые лучи солнца особенно высвечивали белые строения по горизонту, не восстанавливается вид на Ильмень с Торговой стороны Новгорода, не только от Кремля, закрыт валами бесцельно вырытой земли для строительства предполагавшегося водноспортивного канала, по середине русла Волхова стоят громадные быки еще в 1916 г. начатого, но так, к счастью, и не осуществленного железнодорожного моста.

Долг современных градостроителей перед русской культурой — не разрушать идеальный строй наших городов даже в самом малом, а поддерживать его и творчески развивать.

Стоит вспомнить о предложении академика Б. Д. Грекова, высказанном им еще в конце войны, после освобождения Новгорода: "Новый город следует строить несколько ниже по течению Волхова в районе Деревяницкого монастыря, а на месте древнего Новгорода устроить парк-заповедник. Ниже по течению Волхова и территория выше, и строительство будет дешевле: не надо будет нарушать многометровый культурный слой древнего Новгорода дорогостоящими глубокими фундаментами домов".

Это предложение следовало бы учитывать при проектировании новой застройки во многих старых городах. Ведь строительство легче осуществлять там, где оно не будет врезаться в старое. Новые центры древних городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

А как все-таки строить, если это необходимо, рядом со старыми зданиями? Единого метода предложено быть не может, одно бесспорно: новые здания не должны заслонять собой исторические памятники, как это случилось в Новгороде и в Пскове (церковь Сергия с Залужья, застроенная домами-коробками, против Октябрьской гостиницы в центре города или громадное здание кинотеатра, поставленное вплотную к Кремлю). Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризуем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту.

Приведу такой пример. Один из архитекторов Ленинграда считал самой характерной для города чертой шпили. Шпили в Ленинграде действительно есть, главных три: Петропавловский, Адмиралтейский и на Инженерном (Михайловском) замке. Но когда на Московском проспекте появился новый, довольно высокий, но случайный шпиль на обыкновенном жилом доме, семантическая значимость шпилей, отмечавших в городе главные сооружения, уменьшилась. Была разрушена и замечательная идея "Пулковского меридиана": от Пулковской обсерватории прямо по меридиану шла математически прямая многоверстная магистраль, упиравшаяся в "Адмиралтейскую иглу". Адмиралтейский шпиль был виден от Пулкова, он мерцал золотом вдали и притягивал к себе взор путника, въезжавшего в Ленинград со стороны Москвы. Теперь этот неповторимый вид перебит стоящим посередине Московского проспекта новым жилым домом со шпилем над ним.

Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть "социален", иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска.

Но бывают иногда случаи необходимости "достройки" ансамблей. На мой взгляд, удачно закончена застройка Росси на площади Искусств в Ленинграде домом на Инженерной улице, выдержанным в тех же архитектурных формах, что и вся площадь. Перед нами не стилизация, ибо дом в точности совпадает с другими домами площади. Есть смысл в Ленинграде так же гармонично закончить и другую площадь, начатую, но не завершенную Росси — площадь Ломоносова: в дом Росси на площади Ломоносова "врезан" доходный дом XIX в.

Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти и о том, чтобы сохранить самый характер местности, "ее лица необщее выражение", архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже "культура") в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа — вот чем необходимо обладать и градостроителю, и в особенности строителю сел. Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях.

Вот одно из них. В сентябре 1978 г. я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью.

Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле — Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: двадцать шестым августа (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 г. был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как расценить тех, кто в те же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова Четвертого его вдовой: "Довольно хранить остатки рабского прошлого!" Понадобилось вмешательство газеты "Правда" в 1938 г., чтобы надпись эта была уничтожена.

И еще о чем хотелось бы вспомнить. Город, в котором я родился и живу всю жизнь, — Ленинград, связан прежде всего в своем архитектурном облике с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Прямо в лоб: первое большое здание Ленинграда и Растрелли! Оно было в очень плохом состоянии — стояло близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. И если бы его реставрировать, какой праздничной была бы эта увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто на его месте, пусто в душе, когда это место проезжаешь.

Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить "свое творение" на выигрышном месте.

Иногда это реставраторы, заботящиеся о том, чтобы выбирать себе наиболее "выгодные" объекты, о том, чтобы восстановленное произведение искусства принесло им славу, и восстанавливающие старину по своим собственным, иногда очень примитивным представлениям о красоте.

Иногда же это совсем случайные люди: "туристы", разводящие костры вблизи памятников, оставляющие свои надписи или выковыривающие изразцы "на память". И за этих случайных людей ответственны все мы. Мы должны позаботиться о том, чтобы таких случайных убийц не было, чтобы вокруг памятников был нормальный нравственный климат, чтобы все — от школьников и до работников городских и областных организаций — знали, какие памятники доверились их знаниям, их общей культуре, их чувству ответственности перед будущим.

Одних запрещений, инструкций и досок с указанием "Охраняется государством" недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры!

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной вид растений. Удалось же восстановить зубров — и на Кавказе, и в Беловежской Пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она "живая". Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне — пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

"Запас" памятников культуры, "запас" культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, — уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому, нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой Октябрьской революции краеведение переживало бурный расцвет. По различным причинам в тридцатые годы оно почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым.

А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры.

Краеведение в системе историко-культурного образования являются традиционными и эффективными средствами воспитания и привития любви к родному краю. Одним из условий успешного разрешения познавательных и воспитательных задач является организация работы краеведческого музея. Его создание в сельском клубе с.Душоново вызвано стремлением участников организационного процесса знать больше об истори своей местности, каснуться её прошлого, о природе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Сельский краеведческий музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом, он создает благоприятные условия для индивидуальной или коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и писание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.
Краеведческий музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа в школе ведется уже в течении нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном историческом музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомится с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомится с приемами собирательной и музейной работой через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
В краеведческом музее представлены экспозиции:
Глиняная посуда.
Льняные ткани.
Сельскохозяйственные орудия труда.
Атрибуты православной церкви.
Предметы крестьянского быта.
Народные промыслы.

Памятники культуры представляют особую ценность для истории страны, которой принадлежат. Часто они сохраняются с древних времен, дойдя до нашего времени в неизменном или уже отреставрированном виде. Эти сооружения являются символами искусства и частью истории государства, они воплощают в себе яркий талант создателей, демонстрируя нам всю тонкость красоты и величия. Также к памятникам культуры относят находки археологов, рисунки первобытных людей, древние иероглифы. Всё это имеет огромную историческую ценность.

В России немало памятников культуры, сохранившихся из прошлых веков. Самыми известными из них можно назвать Красную площадь и Кремль в Москве. Это здорово, что мы стремимся сохранить ценности культуры своей Родины, бережно храня памятники, изучая их историю. В этом проявляется духовность и единство народа.

Прекрасным примером памятника культуры, величественного и красивого, можно назвать Царь-колокол. Огромный колокол имеет высоту более шести метров. Отливали его по приказу императрицы Анны Иоанновны. Колокол оказался таким большим и тяжелым, что его не смогли поднять, поэтому он оставался в плавильной яме. При пожаре от монумента откололся кусок. Только спустя сто лет этот знаменитый памятник смогли поднять - сегодня он красуется в московском Кремле, вызывая восторг у каждого, кто увидит Царь-колокол.

Старинные храмы и соборы тоже являются памятниками культуры России. Прекрасный храм Покрова Божьей Матери, который в народе переименовали в Собор Василия Блаженного, своими шестью разноцветными куполами символизирует звезду Вифлеема. Вид этого святого памятника культуры завораживает и вызывает неподдельный трепет перед талантом зодчих, создавших его.

Сохранение памятников культуры - это задача всего народа. Мы должны изучать свою историю, ведь отношение к прошлому раскрывает будущее страны. И уважение к предкам, к величайшим их творениям искусства - это признак духовного расцвета народа.

Ещё одно сочинение от ученика 8 класса по теме «Памятник культуры»

Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.

Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.

Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.

Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.

Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.

«Памятники Отечества». – 1980. – №2.


Д. С. Лихачев

Экология культуры


Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые "ленинградские" черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парк и – напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Разве не влияло на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная, природа такая родная, приласканная. Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как украшение, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.

Человек – существо нравственное оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала "оседлость" в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

Все мною сказанное не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их "под стеклянным колпаком" – так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных "улучшений".

А это значит только то, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего живого и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые "культурные мнимости".

Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует.

Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск жив ого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.

Возьмем, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль.

В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя "продуманность" в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства - выявлять эту "идею города", чтобы продолжать ее творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой.

Новгород строился по обоим низким берегам Волхова, у самых полноводных его истоков. В этом его отличие от большинства других древнерусских городов, стоявших на крутых берегах рек. В тех городах бывало тесно, но из них всегда виднелись заливные луга, столь любимые в Древней Руси широкие просторы. Это ощущение широкого пространства вокруг своих жилищ было характерно и для древнего Новгорода, хотя и стоял он не на крутом берегу. Волхов мощным и широким руслом вытекал из Ильмень-озера, которое хорошо было видно из центра города.

В новгородской повести XVI века "Видение пономаря Тарасия" описывается, как Тарасий, забравшись на кровлю Хутынского собора, видит оттуда озеро, как бы стоящее над городом, готовое пролиться и затопить Новгород. Перед Великой Отечественной войной, пока еще был собор, я проверял это ощущение: оно действительно очень острое и могло повёсти к созданию легенды о том, что Ильмень грозил затопить город.

Но Ильмень-озеро виднелось не только с кровли Хутынского собора, но прямо от ворот Детинца, выходящих на Волхов.

В былине о Садко поется, как Садко становится в Новгороде "под башню проезжую", кланяется Ильменю и передает поклон от Волги-реки "Славному Ильмень-озеру".

Вид на Ильмень из Детинца, оказывается, не только замечался древними новгородцами, но и ценился. Он был воспет в былине...

Кандидат архитектуры Г. В. Алферова в своей статье "Организация строительства городов в русском государстве в XVI – XVII веках" обращает внимание на "Закон Градский", известный на Руси, начиная по крайней мере, с XIII века. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: "О виде на местность, который представляется из дома", "Относительно видов на сады", "Относительно общественных памятников", "О виде на горы и море". "Согласно этому закону, – пишет Г. В. Алферова, – каждый жит ель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии ("вид, открывающийся от здания") ярко отразился в русском архитектурном законодательстве "Кормчих книг..."

При анализе 38-й грани 49-й главы "Закона градского", действовавшего на Руси, легко выявить рассматриваемые в этой главе градостроительные аспекты. В первую очередь внимание закона обращено на взаимосвязь построек города друг с другом и с природой. Иначе говоря, закону апопсии придавалось важнейшее значение не только в византийском градостроительном законодательстве, но и в русском.

Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. "Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид". Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в § 4 закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида ("прозора") соседей".

Особое внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку.

Связь Новгорода с окрестной природ ой не ограничивалась только видами. Она была живой и реальной. Концы Новгорода, его районы, подчиняли себе окружающую местность административно. Прямо от пяти концов (районов) Новгорода веером расходились на огромное пространство, подчиненные Новгороду, новгородские "пятины" – области. Город со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел "хоровод церквей", частично сохранившийся еще и сейчас. Один из наиболее ценных памятников древнерусского градостроительного искусства – это существующее еще и сейчас и примыкающее к Торговой стороне города Красное (красивое) поле. По горизонту этого поля, как ожерелье, виднелись на равных расстояниях друг от друга здания церквей – Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот величественный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны, – простора и уюта одновременно.

Долг современных градостроителей перед русской культурой – не разрушать этот идеальный строй, а поддерживать его и творчески развивать.

Что же, однако, происходит? Вид на Ильмень из центра Новгорода систематически сужается и загораживается. Вместо того чтобы снести нелепый дом XIX века, портящий вид на Ильмень на Торговой стороне, за ним построена новая гостиница, еще более загораживающая вид на Ильмень. Между Кремлем и Ильменем "вдвинут" неудачный памятник освобождению Новгорода, главными компонентами которого являются башня, "конкурирующая" с башнями Кремля, и очень плохо сделанный конь, который, если только мысленно представить себе его в движении, неминуемо сломает себе ноги о нацистскую свастику.

Запроектировано строительство пешеходного моста из Кремля на Торговую сторону, который не только превратит Кремль с его комплексом уникальных музеев в "проходной двор", но и окончательно закроет вид на Ильмень из всех находящихся за мостом видовых точек города.

План его разработан проектным институтом Гипрогора. Проектировщики выбрали для комплекса красивое место, по-видимому не думая, что своим строительством они окончательно погубят и его, и вид из центра города на Ильмень. В этом же районе начато строительство водогребного канала, довольно большого, с высокими трибунами вдоль него. Для этого спрямляют и углубляют Мячинские озера, приводя их к "регулярному виду" Все это делалось для устройства международных соревнований. Однако оказалось, что габариты сооружения будут меньше полагающихся по нормам и годны лишь для тренировок и проведения местных соревнований. Таким образом, прекрасная окраина Новгорода, столетиями бывшая его органической частью, разрушается этими застройками, проводимыми якобы в связи с городским благоустройством.

По проектам, вдоль старой Московской дороги через Красное поле планируется постройка типовых домов. Въезд в Новгород по засыпанному руслу древнего Федоровского ручья (теперь проспект Гагарина) уже испорчен – закрыт пятиэтажками. Время от времени возникают и другие градостроительные опасности. То сносят части окольного земляного вала (единственного по цельности оборонительного сооружения в нашей стране) для строительства универмага, то проектируют по рву того же вала прокладку кольцевой автомагистрали, то возникают проекты возведения домов повышенной этажности в районе древних Кожевников и бывших Духова и Зверина монастырей.

Между тем стоит вспомнить о предложении академика Б. Д. Грекова, высказанном им еще в конце войны после освобождения Новгорода: "Новый го род следует строить несколько ниже по течению Волхова в районе Деревяницкого монастыря, а на место древнего Новгорода устроить парк-заповедник. Ниже по течению Волхова и территория выше, и строительство будет дешевле: не надо будет нарушать многометровый культурный слой древнего Новгорода дорогостоящими глубокими фундаментами домов".

Это предложение следовало бы учитывать при проектировании новой застройки во многих старых городах. Ведь новое строительство легче осуществлять повсюду, если оно не будет врезаться в старое. Новые центры древних городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

А как все-таки строить, если это необходимо, рядом со старыми зданиями? Единого метода предложено быть не может, одно бесспорно: новые здания не должны заслонять собой исторические памятники, как это случилось в Новгороде и в Пскове (церковь Сергия с Залужья против Октябрьской гостиницы в центре города или громадное здание кинотеатра, поставленное вплотную к Кремлю). Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризируем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту.

Приведу такой пример. Один из архитекторов Ленинграда считал самой характерной для города чертой шпили. Шпили в Ленинграде действительно есть, главных три: Петропавловский, Адмиралтейский и на Инженерном (Михайловском) замке. Но когда на Московском проспекте появился новый, довольно высокий, но случайный шпиль на обыкновенном жилом доме, семантическая значимость шпилей, отмечавших в городе главные сооружения, уменьшил ась.

Была разрушена и замечательная идея "Пулковского меридиана": от Пулковской обсерватории прямо по меридиану шла математически прямая много верстная магистраль, упиравшаяся в "Адмиралтейскую иглу". Адмиралтейский шпиль был виден от Пулкова, он мерцал своим золотом вдали и притягивал к себе взор путника, въезжавшего в Ленинград со стороны Москвы. Теперь этот неповторимый вид перебит стоящим посередине Московского проспекта новым жилым домом со шпилем над ним.

Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть "социален", иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по своим прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска.

Но бывают иногда случаи необходимости "достройки" ансамблей. На мой взгляд, удачно закончена застройка Росси на площади Искусств в Ленинграде домом на Инженерной улице, выдержанным в тех же архитектурных формах, что и вся площадь. Перед нами не стилизация, ибо дом в точности совпадает с другими домами площади. Есть смысл в Ленинграде так же гармонично закончить и другую площадь, начатую, но не завершенную Росси, – площадь Ломоносова: в дома Росси на площади Ломоносова "врезан" доходный дом XIX века.

Вообще же следует сказать, что ленинградские дома второй половины XIX века, которые принято бранить за отсутствие вкуса, обладают той особенностью, что не столь уж резко конкурируют с домами великих архитекторов. Архитектура второй половины XIX века при всех ее недостатках "социальна". Взгляните на Невский проспект: дома этого периода времени не очень его портят, хотя их очень много на участке от Фонтанки до Московского вокзала. Но попробуйте представить на их месте новые всемирно распространенного стиля дома, и весь Невский проспект, на всем его протяжении, будет безнадежно испорчен. То же, впрочем, случится, если эту часть Невского стилизовать под ту, что лучше сохраняет старую застройку XVIII и первой половины XIX века от Адмиралтейства до Фонтанки.

Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти не только о том, чтобы сохранить самый характер местности, "ее лица необщее выражение", архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки нар ода (это ведь тоже "культура") в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа – вот чем необходим о обладать и градостроителю и, в особенности, строителю сел. Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях.

Вот одно из них. В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью.

Именно такой, внутренне богатый человёк и был со мной на Бородинском поле – Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: шестым сентября (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками героям, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками.

И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как оценить преступление тех, кто в те же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова Четвертого его вдовой: "Довольно хранить остатки рабского прошлого!" Понадобилось вмешательство газеты "Правда" в 1938 году, чтобы надпись эта была уничтожена.

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке 1696–1699 годов. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымал ось застывшее облако бело-красных кружев. Не было "архитектурных масс". Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением нёведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. Позже я узнал, что такие разные люди, как Наполеон и Достоевский, считали ее красивейшей церковью в Москве. Наполеон во время Великого пожара Москвы выставил у нее караул и тем спас от огня. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя – крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Это было в начале 30-х годов. Теперь на этом месте пустырь с каким-то Ларьком. Разве не убито в нас что-то? Разве нас не обворовали духовно?

И еще о чем хотелось бы вспомнить. Город, в котором я родился и живу всю жизнь, Ленинград связан прежде всего в своем архитектурном облике с имена ми Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Прямо в лоб: первое большое здание Ленинграда и Растрелли! Оно было в очень плохом состоянии – стояло близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. И если бы его реставрировать, какой праздничной была бы эта увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце 60-х годов. И ничего нет на этом месте. Пусто на его месте, пусто в душе, когда это место проезжаешь.

Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое "творение" на выигрышном месте. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы таких "случайных убийц" не было.

Одних запрещений, инструкций и досок с указанием "Охраняется государством" недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры!

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров – и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она "живая". Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как "документ", как свидетеля эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности – это только "видимость". От умерших остаются портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах "новоделы" имеют смысл и со временем сами становятся "документами" эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старе Място или улица Новый свят в Варшаве навсегда останутся символом патриотизма польского народа в послевоенные годы.

"Запас" памятников культуры, "запас" культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумным и, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, – уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители – особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. Градостроителям, как никому, нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой Октябрьской революции краеведение переживало бурный расцвет. По различным причинам в тридцатые годы оно почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым.

Подготовила:

Старшая вожатая

Добровольская А.Н.

с.Жалтыр

«Из прошлого настоящее

строит будущее»

Цель проекта: активизировать работу Астраханского историко-краеведческого музея для развития творческого потенциала личности, воспитание духовно-нравственных ценностей, качеств гражданина и патриота, привлечение внимания к проблеме сохранения памятников и активное вовлечение их в воспитание любви к Отечеству, бережного отношения к минувшему.

Задачи проекта:

Овладение знаниями об истории создания памятников Астраханского района

Формирование самостоятельной, творческо-поисковой, познавательной

деятельности

Развитие гражданских и патриотических качеств, привитие навыков коллективной работы

Сбор и систематизация материалов об истории памятников, героях – земляках, которым посвящено монументальное наследие, ветеранах Вов, воинах-афганцах первоцелинниках.

Вовлечение воспитанников в краеведческую деятельность

Создание базы данных об участниках Вов, первоцелинниках, работниках тыла, жертвах тоталитарного режима

Приобщение молодежи к славному прошлому села, района, чтению книг по краеведению

Выпуск сборника «Люди земли Астраханской»

Создание слайд-фильма «О чем молчат обелиски…»

Исторический опыт ставит перед казахстанским обществом социальные, духовные и организационные проблемы. Уклад образования и воспитания основными приоритетами в этом вопросе определяет культуру, патриотизм и гражданственность. Патриотизм органично вписывается в образование человека ХХІ века, идея патриотизма должна стать стержнем, вокруг которого сформируются высокие социально-значимые взгляды, чувства убеждения, позиции и устремления детей и подростков, их готовность и способность в будущем к активным действиям во благо Родины.

Сегодня мы призываем наших детей к необходимости знать, понимать и любить историю своей страны, своего народа. Но все это будет напрасно, если не будет подкреплено деятельным чувством любви к прошлому, к той, давно прошедшей жизни.

Нас, взрослых, беспокоит вандализм молодого поколения: искореженные остановки, расписанные стены подъездов и т.д. Мы пытаемся найти ответ на вопрос: «Почему такое происходит?» И приходим к выводу, что ценностные деформации в сознании и поведении молодых людей связаны с отсутствием в целом национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству на основе единства личных, общественных и государственных интересов.

Благодаря проекту «Памятники – хранители истории родного края» очевидны патриотические возможности краеведческого материала, которые позволяют расширить знания современного гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни конкретных людей- односельчан, на событиях из жизни и истории своего села.

Повседневная жизнь прошлых поколений содержит героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических корней.

В этом огромную роль играют памятники Астраханского района, которые и стали объектом нашего проекта.

Создание памятников – это память сердца и благодарность землякам. В монументальном наследии хранится кладезь памяти о прошлом. Ведь вся летопись прошлого и пережитого покоится в них – в этих, казалось бы, безмолвных памятниках. Они являются связующими звеньями между веками и поколениями. Это не только памятники истории, это предмет гордости за свою Родину, это часть малой Родины, поэтому, сохраняя и изучая памятное наследие предков своего села, района, мы сохраняем историю своего края как часть истории нашей Родины – Республики Казахстан.

Особо хочеться отметить, что все памятники в с.Астраханке поставлены за годы Независимости Республики Казахстан, это подчеркивает значимость и актуальность проекта «Независимость –это право народа на свободу», посвященного 24- летию Независимости Республики Казахстан, который раскрывает патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан. Ведь основным источником чувства гражданственности и патриотизма является память о прошлом.

Что заставило нас работать по этому проекту?

Мы провели анкетирование в школе по краеведению, знаниям по истории сел, района, подвигов героев – земляков, героическом прошлом астраханцев, памятном наследии и сделали вывод о слабой краеведческой осведомленности молодежи об истории края.

А познать этот краеведческий материал возможно при изучении памятного наследия наших земляков.

По условиям проекта необходимо собрать материал об истории памятников, их создателях, земляках-героях, помещенных на обелисках, планируются также проведение экскурсий с учащимися Астраханского района, выездные заочные уроки-экскурсии о памятном наследии Астраханского района в школы района членами краеведческого клуба «Исток» при ДДТ. Совет музея сделал слайд -фильм «О чем молчат обелиски…» о памятниках Астраханского района, также начата огромная работа по сбору материала для книги о героях - астраханцах «Люди земли Астраханской».

Краеведческая работа по этому проекту позволяет организовать экскурсии, выполнение познавательных заданий по изучению истории памятников, их героев, встречи с знаменитыми земляками.

Тема памяти, поднятая в проекте «Памятники – хранители истории родного края», особенно актуальна и важна накануне празднования 20- летия Независимости Республики Казахстан. Но хотелось бы, чтобы о значимых страницах истории нашей Родины мы вспоминали не только в преддверии круглых дат, поэтому мы и создали данный проект, который способствует проявлению интереса и уважения к истории у подрастающего поколения.

Реализация проекта

І этап – Подготовительный сбор и систематизация информации.

Создание единой базы памятников села, района

Оформление материала об истории создания памятников и героях – земляках,

чьим подвигам посвящены обелиски. Изготовление буклетов, альбомов.

Создание фильма «О чем молчат обелиски…»

Встречи с ветеранами Вов, воинами – интернационалистами, первоцелинниками,

репрессированными.

Создание текстов экскурсий к памятникам

Паспортизация памятников, обелисков на территории района.

Разработки сценариев уроков из цикла «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь»

Создание живого музея памяти – документального фильма «Живые голоса Победы» о ветеранах Вов и тыловиках.

ІІ этап – Основной – проведение экскурсий к памятникам Астраханского района «У вечного огня», «Афганистан – боль моя», «О чем молчат обелиски…», «Целина – подвиг поколений», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Три камня скорби астраханцев».

Проведение «памятного каравана» уроков в школах района из цикла «Памятники – хранители истории родного края»

Презентация сборника «Люди Земли Астраханской» (о земляках, подвигу которых посвящены обелиски, памятники)

Конкурс сочинений «Не зарастет народная тропа»

Экскурсии, музейные уроки проводятся с приглашением общественности, земляков Астраханского района.

Проведение патриотических акций, воспитывающих подрастающее поколение на примерах мужества и героизма ветеранов, пропагандирующих престиж служения Родине.

Презентация документального фильма «Живые голоса Победы.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта будет создана единая информационная краеведческая база памятников Астраханского района, а также подготовлены печатные и электронные продукты о памятниках, обелисках, памятных знаках, мемориальных досках на улицах, названных в честь героев- земляков. Эти материалы будут адресованы школьникам, молодежи, учителям, всем интересующимся мемориальным наследием наших земляков.

Будет создан слайд-фильм «Памятники – хранители истории малой Родины» и документальный фильм «Живые голоса Победы». Кроме этого будет разработан цикл уроков «О чем молчат обелиски…», «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь» и изданы брошюры с текстом экскурсий к памятным местам Астраханского района, создана книга памяти «Люди земли Астраханской». Этот поистине бесценный материал позволит сохранить для потомков память о героях-земляках, участниках ВОв, о целинниках, знаменитых земляках, памятниках района. Все мероприятия будут способствовать самому главному – гражданско-патриотическому воспитанию и просвещению молодежи, развитию интереса у воспитанников к краеведческой и исследовательской деятельности.

О тех, кто уже не придет никогда,

заклинаю Вас, помните!

Р.Рождественский

Есть ценности, которым нет забвения, одна из них – это память о прошлом. В нашем селе в память о земляках, погибших в трагические периоды нашей истории, поставлены обелиски.

Они напоминают нам, живущим ныне, о том, что таких скорбных событий никогда не должно быть.

Обелиски – это наказ о мире, история, боль, страдание, любовь к Родине, наказ о мирной жизни, память и преемственность. Внизу на фото помещен памятный знак, прочитайте слова, выбитые на нем, к каждому из нас обращены эти слова из прошлого: «Взываем к памяти вашей, люди, и к вашим сердцам взываем, не допустите, чтобы наша судьба стала и вашей судьбою» Помните!!!

В канун 40 - летия Победы над фашистской Германией в 1985 году был открыт обелиск героям, погибшим в Великой Отечественной войне на центральной площади Астраханки.

На обелиске высечены имена погибших астраханцев в Вов. Всего на фронт ушло 1500 земляков, погибли 1075 воинов.

Многие воевали на фронте в составе 310 стрелковой дивизии, которая защищала Ленинград, обеспечивала перевозки военных грузов по дороге жизни, а так же подо Ржевом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

310-я стрелковая дивизия была сформирована в Акмолинске в августе 1941 года. Участвовала в боях под Ленинградом в 1941-1942гг, под Волховом в 1943 году, в Новгородской наступательной операции (январь-март 1944 г.), после чего ей было присвоено наименование Новгородская. Дивизия участвовала в освобождении Карелии, Польши. Закончила боевой путь на острове Узедой (Приморская бухта, Балтийское море).

Была награждена орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Недалеко от села Астраханки в июне 2002 года у бывшего аула Тайжан поставлен обелиск, посвященный жертвам тоталитарного режима. Называется он «Три камня скорби». Установила его на свои средства Алтыншаш Жаганова – писатель, драматург, заслуженный деятель культуры Казахстана. Это по её предложению день 31 мая был утвержден у нас в республике как день памяти политических репрессий. Место, где поставлен памятник – это братская могила аульчан, умерших в голодные 30-32 годы.

Мор голода был настолько сильным, что хоронить умерших по обычаям предков не было ни средств, ни сил.

Памятник состоит из 3 камней. На одном из них-слева имена предков Каиржановых, которые здесь похоронены, на другом справа – надпись на казахском языке «Здесь покоятся жертвы голода 1930-1932гг», а на средней плите написано «Памятник поставила Алтыншаш Жаганова». Теперь есть куда прийти и склонить голову детям и внукам, умерших в годы страшного искусственно созданного властями джута.

В 2006 году установлен памятник жертвам политических репрессий на площади у Дома культуры. Казахстан стал местом, куда вынуждены были ехать тысячи людей, без суда и следствия приговоренных к ссылке.

Места поселения ссыльных называли точками Карлага. Были они и на территории нашего района, сейчас это села Каменка, Камышенка, Лозовое, Первомайка, Приишимка. По сей день живут там потомки, сосланных в годы репрессий, поляков, немцев, ингушей, чеченцев. В СССР была организована целая система лагерей, в которых содержалось почти 2 млн. узников.

Время идет вперед, но боль истерзанных и уничтоженных людей забвению не подлежит. И поэтому в последний день мая астраханцы вспоминают тех, кто видел Карлаг и Алжир наяву, они несут цветы к скромному обелиску

Отныне здесь – на Родине героев,

афганцам будет памятник стоять…

Галина Водолей

(астраханская поэтесса)

В 2007 году состоялось торжественное открытие обелиска воинам – интернационалистам, погибшим в Афганистане . Этого момента в Астраханке ждали. 51 воин – интернационалист из Астраханского района был в Афганистане. 1 пропал без вести, пятеро погибли. Примечательно, что этот памятник стоит на главной площади села, рядом с обелиском астраханцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Словно сделан еще один шаг к тому, чтобы уравнять в правах солдат этих двух войн – Великой и другой, необъявленной.

На Астраханской площади так тихо

В бессмертие шагнувшие лежат

В созвездье плит…

А красные гвоздики беспомощно

От холода дрожат

Что жизнь бесценна – пишут все поэты

Распорядиться может лишь герой

Своим последним взорванным рассветом

Ведя других на подвиг за собой…

Годы освоения целинных и залежных земель – яркая, замечательная страница в жизни Астраханского района . Весной 1954 года было создано 5 совхозов-«Астраханский», «Новочеркасский», «Красногвардейский», «Кайнарский», «Степняк». В район прибыло 1337 человек по путевкам комсомола.

Далеко за пределами района известны сейчас имена лучших первоцелинников района: Героев Социалистического Труда Дитюк В.О., Полторьян С.В., Кайдановича А.И., Коротецкого П.Я. и многих других. Все они, как и тысячи других жителей района, сделали все от них зависящее, чтобы хорошела Астраханка. Этот памятник – трактор С-80, поднявший первую целинную борозду поставлен астраханцами навечно на астраханской земле.

Творческий проект «Памятники – хранители истории родного края », проводимый к 24-летию Независимости Республики Казахстан, ярко подтверждает, что «независимость – это право народа на свободу». Народ Казахстана решает, каким идеалам и подвигам жить в сердцах нашей молодежи, о чем важно сохранить память сердца, поэтому за эти 24 года Независимости эти памятники были поставлены в Астраханском районе. Они помогают раскрыть патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан.

Патриотизм – это проявление лучших чувств, которые только есть в человеке, это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание с ней ее счастливых и несчастливых дней. Мы считаем, что памятное наследие наших предков играет огромную роль в воспитании казахстанского патриотизма.

Великая степь… Много помнит она

На давно ушедших равняются ныне живущие .

Народная мудрость гласит: «Если ты не знаешь, как жить, - живи как твои предки».