Преображение Господне в искусстве. Живопись, алтари и не только. Шедевр рафаэля санти- преображение христово Рафаэль вознесение христа

"В этом разделе нашей рассылки вы сможете просматривать результаты наших исследований по анализу методики и способов массового одурачивания людей. На примере организации "Звенящие кедры России", возникшей после публикации книг Владимира Мегре, мы решили разобраться, кто, с какой целью и какими способами реализует очередную массовую зомби-кампанию в России. Мы решили найти, проанализировать и обнародовать, мягко говоря, не совсем чистые способы, используемые для прямой массовой дезинформации и дезориентации людей, первыми просыпающихся после окончания Ночи Сварога. И не просто обнародовать, но и найти рекомендации для противодействия этим, отнюдь не чистым помыслам и действиям.

Следующая главка десятой книжки, занимающая в Ворде целых 5 страниц, называется "Не суди всуе" . Суть этой главки состоит в том, что придуманная героиня - Анастасия - легко убеждает простоватого Вову Мегре в необходимости и полезности религий всех конфессий. Вот так! Вообще-то, нечто подобное нужно было ожидать к концу книги, потому что без религий (фанатичной веры во что-то) долго обманывать большие массы людей просто невозможно. Поэтому появление такой главки вполне закономерно и логично. Техника убеждения Вовы, "косящего под дурачка", известна нам уже давно: задаются простые и правильные вопросы, на которые Анастасия даёт некие, витиеватые ответы, часто не имеющие к вопросам никакого отношения. А затем обязательно следует нужный монахам вывод, подтверждаемый внезапно "прозревшим" Володей...

Если читать вдумчиво и не торопясь, то все уловки и хитрости НИИОПовцев видны невооружённым взглядом. А если кто-то их не сразу заметил - ничего страшного, мы подскажем! Смотрите, сначала Володя произносит вполне вменяемую, логичную и резонную фразу:

"В одной из книг я рассказал о зарождении христианства на Руси, факты исторические привёл, данные из музеев. И негативная получилась у меня информация. Всё это зарождение на захват России было похоже. Вроде бы и факты правильные изложил, и выводы, но неприятно теперь у меня на душе, уж который год сомнения мучают..."

Но в конце фразы фигурируют "сомнения" , которые мучают Вову Мегре "уж который год" . Анастасия задаёт наводящие вопросы, и Вова выдаёт самую главную мысль, которая очень ясно показывает, "кто заказывал эту музыку" и на чью "мельницу" льют воду КГБ-шные монахи:

"Когда я написал негативно о крещении Руси, то получилось, что отрицательно отнёсся не к кому-то конкретно, а ко всем сразу. Уже потом понял, что этого нельзя было делать ни в коем случае..."

Почему мы считаем эти фразы самыми главными ? Потому что здесь Вова громко высказал свою главную мысль: "писать негативно о крещении Руси было нельзя!" . А дальше здесь ловко подменяются понятия, и стрелки с иудохристианства переводятся на "всех сразу" . Под "всеми сразу" Вова имеет в виду своих бабушек и дедушек, маму, которая "даже на больных ногах посещала церковь" , придуманного отца Феодорита и "многих хороших и достойных людей" .

В чём же здесь подмена понятий? В следующем: когда Вова писал о преступлениях, творившихся во времена крещения Руси, он описывал кровавые ДЕЙСТВИЯ крестителей. А в этой главке, он вдруг заявляет, что нехорошо отнёсся к ЛЮДЯМ , не имевшим к этим деяниям никакого отношения, к людям, тоже пострадавшим от христианства (обманутым и отдавшим свою жизненную силу в "храмах господних"). И получается, что "стрелки" в который уже раз ловко переводятся с виновников на жертвы: с крестителей на крещёных, обманутых и запуганных кровавыми репрессиями до последней степени.

Всё это мракобесие рассчитано на очень тёмных и забитых читателей , т.е. на тех людей, которые, по мнению монахов, почти ничего кроме зелёных книжек не читают и не знают, тратя время своей жизни на выращивание еды и борьбу за выживание. В принципе, монахи были бы правы, если бы всё развивалось именно так, как было запланировано кукловодами - иудейской финансовой мафией, - которая является настоящим заказчиком и "Звенящих Кедров" и сотен других подобных опусов, в изобилии расплодившихся во многих странах мира за последние несколько десятков лет.

В действительности всё обстоит совсем не так! Бога, придуманного религиями для удобства одурманивания людей, не существует! "Бог" , навязываемый нам церковью, - это абстрактное понятие , не имеющее к реальности никакого отношения! И никого этот придуманный Бог за руку держать не может, т.к. жизнь зарождается неизбежно , можно сказать автоматически, на огромном числе планет, на которых появляются необходимые и достаточные для этого условия! Это - чисто природный процесс, благополучно протекающий сам по себе, без всякого постороннего вмешательства! Там, где появляются подходящие условия, там неизбежно зарождается жизнь! Там, где условия не очень подходят, жизнь не зарождается или зарождается и погибает... В этом процессе нет ничего божественного! Подробнее об этом можно почитать в книгах академика Николая Левашова , который первым написал и обнародовал правду обо всём этом ещё в конце прошлого столетия.

Вообще-то, появление религий - это тоже естественный процесс, возникающий на ранних стадиях развития человеческого общества. Когда люди ещё очень мало знают и не могут объяснить наблюдаемые периодические явления (в основном - стихии), они придумывают неких таинственных существ, якобы управляющих этими стихиями. Потом, по мере взросления цивилизации, религии сами отмирают, как ненужные, изжившие себя детские страхи и представления (подробнее см. статью "О религии").

В нашей земной цивилизации современные религии были навязаны людям сознательно. Это связано с долгой войной между Светлыми и Тёмными Силами, продолжающейся уже многие миллионы лет. Относительно недавно, чуть более 100 тысяч лет назад, эта война добралась и до нашей прекрасной планеты, которую наши предки назвали Мидгард-землёй. За это время были уничтожены 2 луны - Леля и Фатта - и чуть более 13 тысяч лет назад была развязана страшная мировая ядерная война. В итоге, инфраструктура земной цивилизации была полностью уничтожена, а люди были отброшены в самый настоящий каменный век, постепенно одичали и вынуждены были бороться за выживание (подробности об этом см. на нашем сайте "Пища Ра").

После этого Тёмные Силы, стремившиеся захватить нашу планету во что бы то ни стало, с помощью своих помощников - избранного ими народа, иудеев - постепенно навязали землянам несколько "мировых" религий, созданных на базе иудаизма. Вот, откуда появились религии, которые у нас сейчас существуют и старательно поддерживаются "мировым правительством" - иудейской финансовой мафией.

С помощью религий миллиарды людей держатся в невежестве, им навязываются пагубные привычки, убогое мировоззрение, сеется расовая и религиозная ненависть, развязываются безчисленные войны, постоянно уносящие многие миллионы жизней. О чёрной сути религий знали многие люди в прошлом, даже те, кто способствовал их распространению. Не откажем себе в удовольствии познакомить Вас с несколькими высказываниями известных людей:

"Вера христианская юродство есть..."
(Повесть временных лет).

"Христианство возникло из еврейства. Оно снова превратилось в еврейство..."
(Карл Маркс).

"Я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства..."
(Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 34, 1952, стр. 247).

"Невежество - первая предпосылка веры, и поэтому Церковь так высоко его ценит..."
(Поль Гольбах).

"Религия - это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие..."
(Поль Анри Гольбах).

"Религия - общечеловеческий навязчивый невроз..."
(Зигмунд Фрейд).

"Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию..."
(Галилео Галилей).

В то же самое время, мы нашли и высказывания совсем других известных людей, которые защищали религию всеми своими силами.

Мы приводим здесь эти цитаты, чтобы у Вас не осталось никаких сомнений по поводу религий и их роли в нашей сегодняшней жизни:

"Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства... фактически, наше движение - христианское..."
(Адольф Гитлер. Речь в Пассау, 27 октября 1928 г.).

"В фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством..."
(Бенито Муссолини "Доктрина фашизма", 1932 г.).

Есть ещё один важный вопрос, который обязательно нужно прояснить: почему религиозная корпорация много веков подряд жестоко борется против Знания, против разумности? Ответ на него неоднозначный, но совсем несложный. Часть персонала, кормящегося от церковного бизнеса, зомбирована в необходимой степени, мало что знает и делает своё чёрное дело, как автоматы. Это - нижнее, но зато самое массовое звено. Те, кто ими управляет, тоже непременно зомбированы, но уже сильнее первых, и тоже почти ничего не знают о реальности. У них не возникает потребности в Знании! Они - зомби! В точности то же самое происходит и на остальных уровнях церковной иерархии, до самого верха. И сейчас лишь единицы, о которых мало кто слышал, знают кое-что о реальной картине мироздания.

Однако, ещё несколько сот лет тому назад, очень многие знали то, что сейчас тщательно скрывается не только церковью, но и органами власти почти всех стран. Например, в 16 веке всем известный итальянский художник Рафаэль Санчо (Raphael Sanzio/Santi) нарисовал замечательную картину "Уход" , на которой изобразил процесс перемещения Радомира (Иисуса) в Вайтману ("летающую тарелку") после воскрешения, которое действительно имело место. Церковная власть сразу затопала ножкой и повелела картину уничтожить. Художник эту картину спрятал, а нарисовал другую, точно такую же, но уже без "тарелки" и назвал её "Преображение". Эту сенсационную информацию нашла Светлана Левашова ! Она нашла ОБЕ картины и демонстрирует их в 42-й главе 1-го тома своей удивительной книги "Откровение" ...

А ещё на тысячу лет раньше на Землю регулярно прилетали торговые космические корабли - Вайтманы и Вайтмары, и люди, в случае необходимости, путешествовали на другие планеты даже автостопом. И это никого не удивляло и не считалось чем-то, из ряда вон выходящим! Об этом подробно написано в совершенно замечательной книге Николая Левашова "Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее" ...

А потом (в 10 веке н.э.) на Земле наступило природное явление под названием "Ночь Сварога" . Стараниями избранного народа от великой Славяно-Арийской Империи, занимавшей большую часть земель на всех континентах, начали откалываться маленькие кусочки и на них создавались новые "государства". Параллельно повсеместно началось навязывание т.н. греческой религии, которая позже получит название "христианство" . Потом церковь начнёт наводить "порядок" на "подведомственных территориях", старательно уничтожая книги и тех, кто умел и любил их читать. Дикость Инквизиции продержится в некоторых странах до конца 18 века и будет стоить человечеству сотен миллионов жизней (подробнее об этом читайте в статье "Христианство, как оружие массового поражения" и в книгах "Священный вертеп" , "Православная инквизиция в России" , "Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана" , "Язычники крещёной Руси" и других).

И как раз эту религию Вова Мегре старательно рекламирует все полтора десятка лет в своих зелёных книжках!

Как можно назвать такого человека? Правильно, он наш непримиримый враг! А редкие и невнятные выпады против церкви были, по нашему мнению, своеобразной "военной хитростью", т.е. банальной ловушкой, в которую попались многие из тех, кто раньше обходил религию "десятой дорогой". Для таких людей придумали особую наживку - зелёную, и религию новую придумали - "кедрозвонство", во главе с выставленным напоказ Владимиром Кедровым! А сделано это было для того, чтобы постараться всех неподдавшихся вернуть в "лоно церкви" (все помнят, что такое "лоно"?).

Вот поэтому-то и лезут из кожи вон "аффтары" зелёных рассказок, заставляя своих героев нести несусветную чушь, лишь бы озвучить хоть какие-нибудь, пусть тупые, аргументы в пользу религии. Эти пейсатели хорошо знают, что наивные и доверчивые люди быстро привыкают к глупости, повторенной много раз с серьёзным видом. И они повторяют, не ленятся...

А что же нам делать в этой ситуации?

У нас выход по-прежнему один: думать! Узнавать, проверять, взвешивать, думать, анализировать, умнеть и делать свои собственные выводы, больше не передоверяя эту важнейшую работу никогда и никому! Только в этом случае мы имеем шанс раскрыть все планы наших врагов, нейтрализовать их и избежать уничтожения! Другого пути, к сожалению, нет..."

Здесь представлена форма быстрой подписки на эту и другие наши рассылки. Описание рассылки Вы можете посмотреть на сервере MailList , кликнув на названии рассылки в рамочке, или на нашем Сайте , где сразу же доступен и архив рассылки . Мы надеемся, что наша рассылка поможет Вам найти ответы на вопросы, которые ставит перед всеми нами Жизнь, и принесёт Вам пользу, или, хотя бы, вызовет у Вас интерес к темам, которые здесь освещаются. Рассылка выходит по средам. До встречи!

3 августа, 2012

В продолжении темы "БОЖЬЕ ОКО НАД ВОЛОГДОЙ"



Перед вами две почти одинаковые картины, автор которых - великий итальянский художник Рафаель Санчо (Raphael Sanzio/Santi)... Складывается впечатление, что кто-то намеренно «передвинул» первую картину вниз, чтобы обрезать верх с «опасным» обьектом — великолепно изображенённой «летающей тарелкой»... Что в реальности и было абсолютной правдой. Рафаель был весьма необычным человеком, часто идущим наперекор святейшей церкви. Как его назвал в своих трудах знаменитый Вассари - он был «атеистом с богатым воображением»... Вторая картина была написана в последний год жизни художника (1520) и называлась «Уход». Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовал вторую картину, как бы передвинув всю композицию вниз, и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Назвал он вторую картину «Преображение» (Transfiguration)... К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину - её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаеля...

Картина Рафаэля «Преображение»

Картина неизвестного художника «Уход».Это - картина Рафаэля, считавшаяся уничтоженной.

Совмещение двух картин Рафаэля

________________________________________ ________________________________________ ______


Старинная фреска ХI века, на которой показана ждущая
Вайтмана. Называется она «Тарелка у могилы Иисуса»,
в данное время находится в Музее Ватикана, Рим
(Fresco of XI century «Saucer at the Tomb of Jesus»,
Museo Soccero Vaticano, Roma)

________________________________________ ________________________________________ _______________________

На старинных картинах, иногда, встречаются любопытные изображения. Одна из них, например, картина "Мадонна, Иоанн и младенец Иисус", которая была написана в XV веке Доменико Гирландайо (1449-1494) и является частью коллекции Лозера во дворце "Палаццо Веччио".

Или, например, другая картина. Обратите внимание на женщину. К ней, во время чтения книги с неба спускается голубь (увеличение рисунка ниже ).

Вверху увеличенные два изображения: левый верхний угол и верхний правый. Фреска "The crucifixion", находящаяся над алтарем монастыря Visoki Descani в Косово, Сербия. Здесь запечатлен момент распятия Спасителя (создана ≈ 1350 год ).

Это фрагмент Тибетского перевода санскритского текста "Prajnaparamita Sutra", датируемая 10-м веком и хранящаяся в японском музее.

Виманы, которые Вы видите на верхнем рисунке, в правом нижнем углу (в красном квадрате ), удивительно напоминают современные НЛО.

Виманами называют древнеиндийские летающие колесницы богов.

Petroglyphs / Петроглифы

Petroglyphs found on cave and mountain walls in many parts of the world, imply that ancient aliens may have visited the planet.

В 1898 году в египетской гробнице Saqquara была найдена деревянная модель напоминающая планер, датированная примерно 200 годом до нашей эры.

Более подробную информацию Вы получите просмотрев видео:
28.03.10, ОТВ "Центр", Анна Прохорова

Каменный саркофаг правителя в Храме Надписей, в древнем городе майя Паленке. Рельеф на его крышке давно служит предметом споров: не высек ли художник VII столетия чертеж реактивного авиационного двигателя?
Если этот рисунок представить в другом цвете (не только в чёрно-красном ), то это может напоминать и схожесть с космонавтом, сидящим в космическом аппарате перед стартом...


Информация для размышления. Три изображения выше:
1. Картина неизвестного художника «Уход». Это - картина Рафаэля, считавшаяся уничтоженной.
2. Совмещение двух картин Рафаэля.
3. Картина Рафаэля «Преображение».

«Открытия, неугодные науке» | Ход развития человечества. Часть I
Перемещение во времени. Пришельцы из будущего | Древние астронавты | Часть II

Изображения НЛО | Старинные рисунки, фрезка и тд

Ренессанс - время интеллектуального рассвета, время, когда вся культура приняла особые очертания. Такое цветение и подъем духовного уровня произошел благодаря великим личностям, героям эпохи. Одним из таких людей был Рафаэль Санти.

Биография

Рафаэль родился в 1483 г в городке Урбино в семье придворного живописца Джованни Санти. Отец не обладал такими талантами, как Рафаэль, однако любовь сыну к искусству привил именно он. Джованни расписывал храмы и брал мальчика с собой, Рафаэль сидел и спокойно разглядывал фрески, а иногда, с позволения отца, смешивал краски.

Мать умерла в 1491 году, позже умер отец. Рафаэль стал сиротой в 11 лет, но благодаря связям отца продолжал заниматься живописью с придворными преподавателями.

Начало творчества

В семнадцать лет он приходит в мастерскую П. Перуджино. Пьетро, прославленный итальянский художник, был главой большой мастерской. Рафаэль стал его самым знаменитым учеником. С самого начала творческого пути Рафаэля Санти выделяло его умение сочетать краски, показать всю их глубину, выстроить гармонирующую композицию. Одна из таких ранних работ - «Мадонна Конестабиле», изображающая Деву Марию и младенца Христа.

Зрелость художника

Преображение. 1518-1520

Картину "Преображение" Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Вокруг картины существуют споры о том, вся ли она написана рукой Рафаэля.

Есть предположения, что Р. Санти не успел закончить картину в связи со скоропостижной смертью, поэтому его кисти принадлежит только главная сцена: Христос и апостолы. А сюжет в нижней части картины исполнен учениками Рафаэля Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.

По другой версии, вся картина написана Рафаэлем и лишь несколько фигур были закончены учениками.

Известно лишь, что умирая творец показал своему ученику Джулио Романо жестом на картину «Преображение», призывая его закончить произведение.

Картина Рафаэля Санти «Преображение» описывает библейский сюжет, написанный в евангелиях. Христос решил показать свой истинный облик, взял он Иакова, Иоанна и Петра. Пошел на высокую гору, где были лишь они, и преобразился. Лицо его засияло, как солнце, одежда стала белая, как свет. Когда они пришли к народу, подошел к Иисусу человек и приклоняя колено просил исцелить своего бесноватого сына. Христос исцелил мальчика и бес вышел из него.

Долго Рафаэль не знал, как написать эту картину. Как изобразить эти сложные сюжеты, это чудо. Он старался представить себя на месте апостолов, которые лицезрели происходящее, но он не мог приблизить себя к этим неземным ощущениям.

Кропотливо он начал писать картину. Несколько раз менял положение фигур, изменял композицию.

Рафаэль Санти "Преображение": описание

Фигура Христа вызывает восхищение, как передан свет, создается ощущение возвышения, полета. Это настоящее чудо, апостолы ослеплены от увиденного.

Низ картины контрастирует верху, здесь полумрак, все теснятся, толкаются. Это все людская суета и суматоха. Это все низменно по сравнению с тем, что мы видим в лице Христа.

Картина признана мировым шедевром. В 1797 году войска Наполеона конфисковали «Преображение». Картину поместили в Лувр, где ее изучали художники, она стала примером - идеалом. Сам Наполеон считал Рафаэля гением, а «Преображение» - самой грандиозной его работой. Лишь в 1815 году картину вернули в Ватикан.

Из-за переездов картина была повреждена. Дважды подвергалась реставрации.

Конец жизненного пути

Многие творцы при жизни не были ни знамениты, ни признаны. Но Рафаэль Санти не был в их числе, художника почитали, даже называли «божественным». Благодаря его талантам он имел могущественных покровителей и жил в роскоши.

Но смерть постигла творца внезапно в возрасте 37 лет, современные исследователи пишут, что виной тому лихорадка. Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников... Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения - картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Рафаэль похоронен в Пантеоне. К слову, гробницу художник выбрал себе сам, а его ученик Санти Лоренцетти поставил статую Девы Марии, исполнив этим желание своего учителя.

19 августа православные верующие отмечают один из двунадесятых праздников – Преображение Господне. Откроем Евангелие от Луки. «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном, но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лк. 9, 28–36).

На протяжении столетий образ Преображения Господня стремились запечатлеть в своих работах иконописцы и художники, свои стихи посвящали этому событию поэты... Достаточно вспомнить, скажем, поэтические строчки Александра Блока:

…В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,

В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца...

Или Бориса Пастернака:

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Но в этот раз мы поговорим не о поэзии, а о живописи. И не об иконах, хотя посвященных Преображению Господню икон написано бесчисленное множество. В канун этого светлого праздника «Прихожанин» решил показать и немного рассказать своим читателям, как представляли себе Преображение Господне знаменитые художники. Конечно, в одной небольшой статье невозможно назвать всех известных живописцев, кто посвящал этой теме свой талант. Мы предлагаем вам посмотреть на шедевры семи великих мастеров.

1. Рафаэль Санти

Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Он скоропостижно скончался в возрасте 37 лет, и эта картина в день похорон стояла у его изголовья.

В своей картине Рафаэль дважды нарушил общепринятые традиции. Во-первых, он изобразил Христа не стоящим на горе, а парящим в воздухе. И, во-вторых, художник как бы соединил два сюжета на одном холсте: само Преображение Господне и момент, когда Христос, спустившись с горы, исцеляет страдающего эпилепсией мальчика.

Поразителен контраст между обоими сюжетами. В верхней части, где парит Спаситель, мы видим Божественный свет, покой и величие; там царит гармония. В нижней части – темно: там страдания, беды, волнения, споры.

Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Его назначали архиепископом Нарбоннским, и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1797 году во время Итальянской кампании Наполеон забрал шедевр Рафаэля во Францию и поместил в Лувр. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году, и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.

Ходило немало слухов о том, что Рафаэль не успел до своей кончины закончить картину «Преображение Господне» и всю нижнюю часть дорисовывали его ученики Джулио Романо и Джанфраческо Пенни. Но специальные исследования картины, проведенные в 1972–1976 годах, доказали, что Романо и Пенни лишь немного дорисовали две фигуры в нижней левой части полотна, все остальное – творение кисти великого Рафаэля.

2. Джованни Беллини

Джованни Беллини – художник итальянского Возрождения, живший в Венеции, примерно, на полстолетие раньше Рафаэля.

На тему Преображения Господня художник нарисовал две картины, весьма не похожие одна на другую. Раннюю его работу, написанную в 1455–60 годах, можно увидеть в музее «Коррер» в Венеции. Долгое время считалось, что эта картина принадлежит кисти не Беллини, а его родственника Андреа Мантенья. Поздний шедевр, созданный в 1480-х годах, выставлен в Национальной галерее «Каподимонте» в Неаполе.

На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Они ближе к небу, чем к земле, – недаром художник изобразил так много воздуха вокруг главных фигур. Апостолы, пораженные или ослепшие от увиденного, лежат внизу, не пытаясь подняться и посмотреть. Беллини словно хотел показать, что евангельские события происходили параллельно с жизнью других людей. У художника и гора Фавор превратилась в небольшой холм, и появились дополнительные бытовые зарисовки типа крестьянина с быком. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.

3. Тициан

В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».

«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Христос появляется в вихре белого света. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.

4. Паоло Веронезе

С церковью Сан-Сальвадор, где находится творение Тициана, плотно связано творчество еще одного знаменитого итальянского живописца – Паоло Веронезе. Для этой церкви он создал немало своих шедевров. Известно, что художник так полюбил саму церковь Сан-Сальвадор, что завещал похоронить его в ней. Благодарные венецианцы исполнили его последнюю волю, и с его смертью завершилась эпоха позднего Возрождения.

При рождении ему было дано имя Паоло Кальяри. Он был пятым ребенком в семье скульптора Габриэле Кальяри, но имя решил себе взять по месту, где родился, – городу Вероне. Правда, впоследствии он вновь возьмет себе родовое имя, и поздние работы будет подписывать «Кальяри». Веронезе – мастер света, очень тонких, дышащих цветов. И это особенно заметно во многих шедеврах художника на темы Ветхого и Нового Заветов.

На севере Италии в провинции Падуя есть маленький город-крепость Монтаньяна. В нем есть кафедральный собор, посвященный Деве Марии. В соборе над алтарем находится знаменитое творение Веронезе «Преображение Господне», выполненное в присущей Веронезе мягкой, почти лиричной манере. Христос отделен от апостолов пушистым облаком и ведет неторопливый разговор с Моисеем и Илией. Его поза исполнена смирением, Он словно бы делает первый шаг на пути к Голгофе.

5. Лоренцо Лотто

Еще один итальянец, еще один венецианец – Лоренцо Лотто. Этого знаменитого живописца современники считали слишком независимым. Про него говорили, что он неспособен к компромиссам ни в творчестве, ни в духовных вопросах. Именно поэтому художнику так нелегко приходилось в жизни. Венеция осмеяла Лоренцо Лотто, отторгла и постаралась забыть. Он отправился в путь, стремясь найти заказчиков, которые могли бы оценить и принять его таким, какой он есть; побывал в Марке, Бергамо, Тревизо, Риме, Реканати.

Особенности живописи Лоренцо Лотто – чарующие цвета, яркий свет и очень точная, предельно реалистичная прорисовка всех деталей. Как заметил в свое время известный искусствовед Бернард Беренсон, «чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».

В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». Следуя своей привычной манере письма, художник четко прописывает каждого участника события. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. По мысли Лотто, в Преображении Господнем на горе Фавор важно не только то, что Христос показал Свою Божественную природу перед избранными учениками, но и то, какой разговор Он вел с Моисеем и Илией. Непростое решение, которое предстоит принять Сыну Божию, художник передал, изобразив особым образом их руки, наклоны голов.

6. Карл Генрих Блох

Давайте перенесемся на 300 лет вперед из Италии в Данию. Здесь в 1834 году родился удивительный художник Карл Генрих Блох (он, несомненно, заслуживает отдельного рассказа!). Родители хотели, чтобы он выбрал себе респектабельную профессию военно-морского офицера… А он стал художником. И каким!

Живописи Карл учился в Италии, и огромное влияние на него оказало творчество Рембрандта. Но работы Блоха так потрясли современников, что в 1888 году художнику была оказана высокая честь – ему предложили разместить свой автопортрет в галерее Уффици во Флоренции.

Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Когда его картины увидел датский меценат, владелец компании «Карлсберг» Яков Якобсен, он попросил Блоха нарисовать 23 полотна для часовни в пострадавшем от огня замке Фредериксборг. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря»… Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Здесь поразителен свет, исходящий от Христа, и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду.

7. Александр Иванов

Последним в списке, но далеко не последним по своему значению мне хотелось бы назвать великого русского художника Александра Андреевича Иванова. Услышав его имя, каждый мгновенно вспоминает поразительное и монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым художник работал 20 лет.

После того как Иванов окончил Императорскую академию художеств, Общество поощрения художников решило отправить его за свой счет в Италию для дальнейшего повышения мастерства. Там он много времени провел в написании различных эскизов на библейские темы. Известно, что Александр Иванов был очень верующим человеком, усердно изучал Священное Писание, в особенности Новый Завет.

Работая над картиной «Явление Христа народу», Александр Иванов параллельно трудился над серией эскизов на библейские темы. В дальнейшем, как считают искусствоведы, он хотел на основе этих эскизов сделать стенные росписи, воссоздав в них историю духовного развития человечества.

Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики, и от своих собратьев-художников. В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками… Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов.

…Конечно, в небольшой статье, посвященной празднику Преображения Господня, невозможно перечислить всех великих мастеров. Я назвал имена лишь семерых. А ведь остались и другие: Густав Доре и Франческо Дзуккарелли, Джузеппе Чезари и Джованни Паджи, Фра Беато Анжелико и Пьетро Перуджино, Михаил Нестеров и Павел Сведомский… Великие художники, понимавшие значение грандиозного и мистического события Преображения Господа на горе Фавор и своим талантом воплотившие его в мировом искусстве.

Петр Селинов