Парк кусково описание. Кусково - усадьба дивной красоты. Дворец в Усадьбе Кусковов

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂

Усадьба Кусково — уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами. В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня — это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.

История усадьбы Кусково.

Впервые Кусково упоминается в конце XVI в. и уже как владение Шереметевых. В 1623-1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года - случай в истории усадеб довольно редкий. Расцвет имения связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала. В 1750 - 1770-х гг. в Кускове была организована обширная резиденция с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс сооружён в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Постройки этого стиля сохранились в основном в окрестностях , для и Подмосковья этот комплекс уникален.

История усадьбы Кусково.

В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства. Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы.

Достопримечательности. Дворец в Кусково.

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.

Голландский домик в Кусково.

Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.

Итальянский домик в Кусково.

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

Эрмитаж в Кусково.

В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

Грот в Кусково.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Американская оранжерея в Кусково.

Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

Большая каменная оранжерея в Кусково.

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

Кусково -- уникальная усадьба, единственная в своем роде. Уникальность ее состоит в том, что Кусково -- пример самой ранней дошедшей до нас богатой усадьбы знатного вельможи, и в том, что Кусковом владела одна и та же семья без перерывов с XVI в. и до октябрьского переворота 1917г. Это последнее обстоятельство необычно для России, где недвижимое имущество очень часто переходило из рук в руки. И последнее, чем Кусково так уникально -- это своей сохранностью. Усадьба, в особенности, ее центральное ядро, дошла до нас без значительных изменений со времени ее формирования (хотя и надо сказать, что в XVIII в. Кусково было существенно богаче, чем ныне; так, например, исчез пейзажный парк со многими павильонами). Это была даже не усадьба в полном смысле этого слова -- ее предназначали только для приемов и увеселений, так и называясь -- «летний увеселительный дом графа Петра Борисовича Шереметева».

Кусково -- целиком произведение рук человеческих, и природа не помогла тут ничем, она, наоборот, препятствовала созданию этого шедевра. Среди ровной, плоской и унылой местности, покрытой редким лесом, да еще заболоченным, как по волшебству возникло чудное видение: широкий пруд, канал, дворец, искусно распланированный сад, не менее искусно устроенный пейзажный парк, множество затейливых павильонов... Тысячи крепостных рабов были согнаны из окрестных деревень на тяжелые земляные и строительные работы, а в проектировании принимали участие талантливые архитекторы и садовники.
Впервые Кусково упоминается в конце XVI в.: «За боярином Иваном Васильевичем Шереметевым...». Известно из писцовых книг 1623/1624 г., что в шереметевской «старинной» вотчине уже стояла деревянная церковь с двумя приделами -- Николы чудотворца и св. Фрола и Лавра, а в селе писцы отметили «двор боярина, да двор животинный, живут деловые люди» (так назывались лично свободные слуги. -- Авт.). После И. В. Шереметева Кусковом владел его сын Федор, перешедший на сторону самозванца Лжедимитрия I, за что и был пожалован им в бояре, впоследствии же он в составе «семибоярщины» (органа управления государством семи бояр -- Ф. И. Шереметева, И. Н. Романова, А. В. Трубецкого, Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, Б. М. Лыкова, А.В. Голицына) стоял за приглашение польского королевича Владислава на русский престол.
Когда решался вопрос о престолонаследии, то, как говорят, именно он, Федор Шереметев, сказал: «...выберем-де Мишу Романова, он молод и глуп еще», каковая характеристика, возможно, и предопределила выбор новой династии.
От Федора Ивановича Шереметева Кусково переходило в продолжение почти ста лет от одного представителя этого рода к другому, пока Владимир Петрович Шереметев в 1715 г. не продал его за 200 рублей брату, известному сподвижнику Петра Великого Борису Петровичу Шереметеву, наследники которого преобразили Кусково. Он прославился многими победами, но особенно в Северной войне, во время которой после одного из сражений получил чин фельдмаршала (третий в России), а после усмирения восстания в Астрахани он был пожалован первым российским графом. Под Полтавой Шереметев командовал центром русской армии и во многом способствовал победе над Карлом XII. Шереметев обладал большим родовым богатством, во время войны в Лифляндии он, по выражению царя Петра, «славно похозяйничал», да за службу ему отдали многие имения с крестьянами (так, например, после Полтавской битвы, Шереметев стал владельцем Юхотской волости с 12 тысячами крестьян), но всю свою жизнь он провел в походах, сражениях, дипломатических переговорах и вряд ли бывал во многих из них, в том числе и в Кускове.
Фельдмаршал скончался через четыре года после покупки Кускова и расцвет усадьбы связан прежде всего с его сыном Петром Борисовичем. Он не прославился на поле брани или на гражданской службе, хотя и достиг степеней известных: при Елизавете Петровне получил чин генерал-аншефа, а Петр III сделал его обер-камергером, почему и единственный плод его служебной деятельности был озаглавлен: «Устав о должностях и преимуществах обер-камергера».
В 1743 г. П. Б. Шереметев женился на единственной наследнице канцлера А. М. Черкасского. Отец хотел выдать ее за дипломата и поэта Антиоха Кантемира, сына молдавского господаря. Почему не состоялся этот брак, неизвестно, есть предположение, что Антиох не хотел связать свою жизнь с баснословно богатой, избалованной и не очень строгой светской красавицей. Возможно, что именно ее описывает седьмая сатира Кантемира, написанная в 1739 г.:

Сильвия круглую грудь редко покрывает,
Смешком сладким всякому льстит,
очком мигает,
Белится, румянится, мушек с двадцать носит.
Сильвия легко дает, что кто не просит,
Бояся досадного в отказе ответа? --
Такова и матушка была в ея лета.

Тридцатилетняя Варвара Черкасская, обладательница 80 тысяч крепостных и несметных богатств, вышла замуж за Петра Борисовича Шереметева (младше ее на два года), и таким образом он стал владельцем самого большого состояния в России.
Богач П. Б. Шереметев как расчетливый хозяин, внимательно следил за многочисленными имениями, входил даже в мелкие подробности ведения хозяйства -- даже заметил как-то, что в привезенной партии рыбы «трех форелей не явилось». Однако, при необходимости, входил и в огромные расходы, по-царски принимая Екатерину II. Вот впечатления одного из гостей тогда: «...мне случилось видеть великолепный праздник, который дан был императрице графом Петром Борисовичем Шереметевым в селе его Кускове. Что более всего меня удивило, это плато, которое поставлено было перед императрицею за ужином. Оно представляло на возвышении рог изобилия, все из чистого золота, и на возвышении том был вензель императрицы из довольно крупных бриллиантов».
Почти все, что есть в Кускове, обязано своим появлением Петру Борисовичу Шереметеву, да и сама мысль выстроить именно здесь роскошную подмосковную усадьбу, возможно, возникла потому, что Шереметев хотел иметь ее неподалеку от подмосковного дворца императрицы Елизаветы Петровны в селе Перове. К планировке и устройству кусковской усадьбы непосредственное отношение имел Юрий Иванович Кологривов, друг и советник П. Б. Шереметева, человек с интересной и во многом еще неисследованной биографией. Его хорошо знал Петр Великий, по поручению которого Кологривов приобретал за границей многие произведения искусства, и, в частности, знаменитую Венеру Таврическую. Примерно с 1740-х гг. Кологривов живет здесь у Шереметева. В его распоряжениях встречаются указания: «сделать так, как скажет Юрий Иванович». Это был европейски образованный человек, необычайно энергичный, которому, возможно, принадлежат проекты многих ранних (он умер в Кускове в 1755 г.) здешних сооружений -- в частности, Итальянского и Голландского домиков, Воздушного театра и некоторых павильонов.
В 1750--1754 гг. старые хоромы перестроили, но впоследствии -- в 1774 г. вместо них был выстроен новый дворец: на высоком каменном этаже, с подсобными помещениями, поставлен высокий деревянный этаж с анфиладой парадных комнат, включая и большой парадный зал. Центр дворца выделен далеко выступающим портиком, к которому ведут пологие пандусы. В поле фронтона -- тимпане -- виден герб рода Шереметевых с девизом: «Deus conservat omnia» (Бог хранит все). Интересно отметить, что герб Шереметевых подобен гербу, изображенному на данцигских монетах XV и XVI вв., а по родословной легенде они и произошли от некоего Камбилы из тех мест.
Есть сведения, что автором проекта дворца был французский архитектор Шарль де Вальи, но непосредственно строительством руководили либо крепостные либо наемные русские архитекторы, и в частности, Ф. С. Аргунов и К. И. Бланк, хотя ничего делалось в Кускове без консультации с Петром Борисовичем, которому и принадлежало решающее слово.
Рядом с дворцом, или, как его называли в XVIII в. Большим домом, с его правой стороны стоит самое старое здание в Кускове, выстроенное в 1737--1739 гг. -- церковь во имя Происхождения честных древ животворящего креста Господня. Такое сложное и несколько странное название носит православный праздник, перешедший к нам из Византии, когда частицу креста проносили по городу для предохранения от болезней (происхождение -- это неправильный перевод слова вынос, прохождение). Этот праздник народ называет «первым Спасом» или «Спасом медовым». В Кусково церковь необычная, обильно украшенная столь непривычными в православном зодчестве скульптурами -- когда-то даже ее купол завершался статуей. Колокольня более поздняя -- конца XVIII в. В 1991 г. в храме возобновились богослужения. Несколько позади его стоит одноэтажный флигель (1757 г.), где подальше от графских апартаментов готовилась пища и по галерее доставлялась в главный дом.
Особенно значителен кусковский парк -- типичный регулярный «французский» парк, ограниченный каналом с водой и валом перед ним (на насыпку вала пошла земля из-под пруда), где прямые дорожки образуют правильный геометрический узор, который делит его на несколько частей. В каждой из них скрещивание дорожек образует центр, отмеченный либо статуей, либо садовым павильоном (так, например, «Эрмитаж» замыкает перспективы восьми аллей парка). На главной оси парка -- от главного дома к оранжерее -- стоят обелиск 1787г. и колонна со статуей богини мудрости, покровительницы искусств, наук и ремесел Минервы, поставленная в 1776г. В парке находится много скульптур, среди которых «Скамандр», «Аполлон», «Африка» и др.
Летом на аллеи парка выставлялись южные деревья, подстриженные в виде разных фигур: «застрижены мужиками 2, бахусами 2, сидячими собаками 2, лежачими собаками 2, гусми 2, курицами 2...» -- это строки из «Реестра имеющимся в селе Кускове деревьев» 1761 г.
Главная аллея подводит к Большой каменной оранжерее, выстроенной в 1761--1763 гг. Она предназначалась не только для выращивания экзотических растений, но и для концертов -- центральный объем, выделенный куполом, и был концертным залом. В оранжерее находились редчайшие лавровые деревья, которым было по 300 лет. Они исчезли уже в конце XIX в. от небрежения. Справа от главной аллеи стоит «Вольер» для птиц (сравнительно недавняя реконструкция), еще далее -- место, где находился Воздушный, т. е. открытый театр, а уже ближе к главному дому -- Итальянский домик, где, возможно, находился небольшой музей, Менажерия -- пять изящных домиков, где содержались птицы, и рядом с небольшим прудом -- Грот, садовый павильон, выстроенный к 1771 г., украшенный фигурами рыб, средиземноморскими раковинами и камнями (образцом для него послужил растреллиевский грот в Царском селе).
Слева от главной аллеи находится один из самых замечательных кусковских барочных памятников -- Эрмитаж 1765--1767 гг., предназначенный для дружеских встреч. Внизу на 16 персон сервировался стол, который поднимался на второй этаж специальной подъемной машиной, так что можно было обходиться без слуг, а гости поднимались туда же на небольшом диванчике. Центральный зал окружен четырьмя маленькими залами-«кабинетиками».
Ближе ко входу в усадьбу, как бы на отдельном участке, воспроизведен уголок Голландии -- краснокирпичный домик 1749г. с крутыми крышами, ступенчатым фронтоном, частыми переплетами окон и прудом перед ним. В небольшом садике рядом выращивались растения, любимые в Голландии. И внутренность дома также были стилизована -- отделана цветными изразцами, украшена картинами, специально приобретенными в Голландии.
Недалеко от главного дома находится самое позднее сооружение в усадьбе -- живописный деревянный Швейцарский домик или «шале», выстроенный в 1860 г.
Важнейшей частью кусковского ансамбля является огромный пруд с островом и каналом, при входе в который на высоких колоннах горели факелы. На пруду разыгрывались сражения, горели фейерверки, плавали парусные суда, в том числе и шестипушечная яхта на парусах -- среди шереметевской дворни были и специальные гребцы.
Влево от канала на 40 десятинах, окружностью более трех верст, располагался зверинец, где содержались 12 волков, 120 американских и 20 немецких оленей и зайцев «сколько будет». У зверинца стоял охотничий дом в готическом стиле: «в середине башня, а по сторонам комнаты для жилья охотникам, а внутри отделы и особые дворы для содержания собак». От пруда к церкви в селе Вишняково (Вешняки) шел канал, продолжающийся аллеей из деревьев, высаженных в два ряда.
К северу от регулярного находился пейзажный парк, так называемый «английский», устроенный в конце 1780-х гг., который в противоположность «французскому» должен иметь вид вполне естественного, хотя и к его созданию был приложен немалый труд: на определенных местах высаживались подобранные по цвету и форме деревья, прорубались аллеи с целью открыть наилучший вид и т. д. В этом парке также было много самых разных затей -- тут и «Философский дом», обложенный березовой корой и ветками, и беседка с надписью «Найтить здесь спокойство», и «Храм тишины», и «Сенной стог», обшитый тесом, обложенный сеном и покрытый тростником, и «Львиная пещера» с фигурой льва и надписью «Не свирепствует, но непреодолим» (по описи 1812г. значилось: «пещера развалилась, а лев весь Разбит»), и «Шомьер» (по-французски хижина. -- Авт.), обитая березовой корой, и беседка «Хорошим людям пристанище», и «Турецкая киоска». Там же находился и одноэтажный летний «дом уединения», в котором скончался П. Б. Шереметев 30 сентября 1788 г.
Усадьба была открыта для посещения и при въезде выставили правила для посетителей. Сам хозяин настаивал на том, чтобы «гулялыциков в сад пускать в положенные от меня дни, при том наблюдать, чтоб гуляли смирно и в саду ничего не ломали и не рвали, безчинств, ссор и драк не заводили...».
В 1803 г. о Кускове писал поэт А. Ф. Воейков:

Село Кусково, где боярин жил большой,
Любивший русское старинно хлебосольство,
Народны праздники и, по трудам, спокойство.

Кусковские гулянья были очень популярны в Москве: иногда в один день усадьбу посещали до 25 тысяч человек. Карамзин свидетельствовал: «Бывало, всякое Воскресение, от Мая до Августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В Садах гремела музыка, в аллеях теснидись люди, и Венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера (так можно назвать обширный Кусковский пруд). Спектакль для благородных, разные забавы для народа и потешные огни для всех составляли еженедельный праздник Москвы».

Дворец роскошного Вельможи,
Москвы любимой вертоград,
Где жизни день бывал дороже
Среди безчисленных отрад,
Чем год в иной стране прекрасной!
Восторги новые всечасно
Менялись там, как облака;
Кусково было всем запасно, --
Проси хоть птичья молока;
Куда пять пальцев ни протянешь,
Везде приятности достанешь,

Писал известный поэт И. М. Долгоруков.

Но так продолжалось только до начала XIX в. Наследник П. Б. Шереметева Николай Петрович более всего интересуется театральным Останкином, куда вывозится множество различных предметов, и Кусково постепенно хиреет, а после его смерти в 1809 г. оно попадает под управление опекунов, которые не очень-то заботились о нем. В 1812г. в Кускове стоит корпус французского маршала Нея и многое в усадьбе портится и разрушается (по описи пропало вещей на 632 тысячи рублей). Современник, посетивший Кусково в 1822г., отметил «потускнелый вид всех предметов: облетающая позолота, почернелые потолки, украшенные гербами и звездами, полинялыя гобелены и штофы».

Театр волшебный подломился,
Хохлы в нем опер не дают,
Парашин голос прекратился,
Князья в ладоши ей не бьют, --
Умолкли нежной груди звуки,
И Крез меньшой скончался в скуке. --
О, время, лютый враг всего,
Щадить не любит ничего,

Как отметил И. М. Долгоруков.

Только внук П. Б. Шереметева Дмитрий Николаевич приводит Кусково в порядок. Единственный сын брака по любви Николая Шереметева и Параши Ковалевой, с шести лет полный сирота, он впоследствии стал военным, участвовал в подавлении бунта декабристов, воевал в польской кампании 1831 г., но вскоре вышел в отставку и посвятил себя благотворительности, много занимаясь Странноприимным домом. Он умер в 1871 г. в Кускове, скоропостижно, присев на диван в кабинет-конторке дворца. Его наследником стал сын Сергей, родившийся в 1844 г. и не увидевший, того, что сделали с его Россией коммунисты -- скончался в 1918г. Сергей Дмитриевич Шереметев, автор многочисленных исторических и генеалогических работ, был председателем Археографической комиссии и многолетним попечителем Странноприимного дома.
Во второй половине XIX в. Кусково также привлекало немало москвичей. Газета «Русские ведомости» 8 июня 1874г. сообщала, что «в день Сошествия св.Духа, в селе Кускове, имении графа Шереметева открылись гулянья. Желающих побывать в Кускове явилось очень много, говорят, тысяч до 11-ти». «Нечего и говорить, -- продолжает корреспондент, -- что на станции Московско-Нижегородской железной дороги давка была страшная; излишним было бы также прибавлять, что ею ловко пользовались промысловые люди, что многие из пассажиров явились домой кто без часов, кто без бумажника, и иные дамы даже без бурнусов» (так называлась накидка на женскую верхнюю одежду.-- Авт.).
В 1932 г. в Кусково переводится музей фарфора, созданный на основе частных коллекций Л. К. Зубалова и А. В. Морозова, и значительно расширенный впоследствии -- ныне это единственный в России музей художественного стекла, фаянса и фарфора, насчитывающий около 30 тысяч предметов. В их числе уникальные фарфоровые сервизы, прекрасное венецианское стекло и многое другое. Интересно, что в музее хранится, но, к сожалению, не выставляется великолепная керамическая работа Вильяма Валькота, известного архитектора рубежа XIX и XX вв., автора московского «Метрополя» и многих построек в стиле модерн. По мнению специалистов, в своих керамических работах он превзошел Михаила Врубеля.

Усадьба Кусково располагается на Юго-Востоке Москвы, недалеко от метро Выхино по адресу улица Юности, дом 2. Проще всего добраться до усадььбы на троллейбусе от метро - до остановки улица Юности и потом - немного пешком по улице Юности - до ворот усадьбы.

Если Вы планируете поехать в Кусково - приезжайте пораньше. Летом музей открыт только до 18 часов, а зимой вообще лишь до 16 часов. В понедельник и вторник усадьба не работает совсем.

Для того чтобы попасть на территорию усадьбы - необходимо взять билет в один из павильонов усадьбы либо билет на вход в парк. Стоимость билета зависит от павильона. В 2014 году билет на вход в парк стоил 40 рублей.

Кусково было построено - как летняя загородная резиденция шрафов Шереметевых. Изначально в данном районе Шереметевым принадлежал всего один небольшой участок, "кусок", как называл его граф Борис Петрович Шереметев. А вся земли в округе принадлежала влиятельному князю Алексею Михайловичу Черкасскому.

Дочь А.М.Черкасского, Варвара Алексеевна состояла камер-фрейлиной Высочайшего двора, и считалась самой богатой невестой в России. Граф Петр Борисович Шереметев, женившись на Варваре Алексеевне получил огромное приданное - и земли с 70 000 душ крестьян. Благодаря этому сотояние Шереметевых значительно увеличилось.

Варвара Алексеевна очень не хотела покидать места знакомые ей с детства, и П.Б.Шереметев на том куске что изначально принадлежал его роду, затевает масштабное строительство, создавая уникальную усадьбу в духе императорских парков под Петербургом.

В то время в моду входит театр. Многие уважающие себя дворяне того времени создавали у себя домашние театры, в которых играли их крепостные - для того чтобы развлекать гостей, собирающихся у них на вечера. В Кусково также создается подобный крепостной театр.

Расцвет и закат Кусковского театра пришелся на время Николая Петровича Шереметева, известного как покровитель искусств.

Н.П. Шереметев организовал курсы сценического искусства для крепостных. Труппа его театра едва не доходила до 100 человек. Многие с большим удовольствием посещали помосковный кусковский театр, отдавая ему предпочтение перед московскими театрами.

Н.П. Шереметев был влюблен в одну из актрис своего театра, имеющую псевдоним Жемчугова. Тогда многим крепостным актрисам вместо их простых фамилий давали имена по названиям драгоценных камней.

Шереметев дал Жемчуговой блестящее образование, однако в то время влюбленность дворянина в крепостную не одобрялась обществом. Были случаи, что Жемчугова подвергалась насмешкам.

Говорят что именно из-за насмешек над Жемчуговой Шереметев переезжает в другую свою усадьбу - Останкино и перевозит туда актрису.

После отъезда Шереметева из Кусково театр закрылся.

А после смерти графа усадьба наала приходить в упадок. Опекуны наследника графа стремились извлечь как можно больше выгоды для себя. Особенно много ценного имущества было списано во время нашествия Французов в 1812 году.

Во владении Шереметевых Кусково находилось до 1917 года. В усадьбе проводилось множество шикарных праздников. Шикарные фейерверки, театральные постановки и богатые приёмы в Кусково посещала даже императрица Екатерина II.

В 1919 году усадьба получила статус государственного музея.

В 1938 году была объединена с музеем керамики. Музей керамики действует в стенах усадьбы и по сей день.

Кусково дошло до нашего времени в довольно хорошем состоянии - сохранилось множество уникальных архитектурных соружений. Парк содержится в превосходном состоянии. Здесь очень приятная атмосфера и замечательные виды. Недаром сюда приезжает множество сводеб чтобы сделать красивые свадебные фотографии в самый прекрасный день своей жизни.

Итак, приехав в Кусково и войдя в усадьбу со стороны улицы Юности мы попадаем на главную аллею, которая ведёт вдоль пруда.

Аллея выводит нас мимо церкви непосредственно к дворцу - композиционному центру усадьбы.

Дворец (Большой дом) был сооружен в 1769-1775 годах под руководством аритектора Карли Бланка.

Дворец, как и многие другие павильоны Кускова доступен для посещения.

Во дворце сохранилась планровка и интерьеры...

Помещения дворца находятся на одной оси из одного помещения можно перейти в следующее - так что многие помещения дворца можно обойти по кругу.

По устороению комнат можно увидеть что дворец активно использовался для проведения приёмов и торжеств.

В комната дворца представлены бюсты и портреты нескольких поколений владльцев усадьбы.

А также дарственные портреты русских императоров

Порой стоит поднимать взгляд к потолку. Росписи на потолках дворца достойны внимания.

Трудно понять насколько данный дворец приспособен для жизни... На сегодняшний взгляд кровать не самая удобная)

Эта комната была предназначена для того чтобы графиня могла навести марафет перед балом

Во дворце не так много мест где можно было бы отдохнуть и прилечь - кровать на одной из прошлых фоток, вот этот диванчик

и вот эта кровать...

Зато здесь представлено довольно много живописных полотен

Комната - картинная галерея находится около танцевального зала.

В настоящий момент в зале представлен Египетский сервиз - недаром Кусково является музеем керамики.

Однако можно себе представить - какие шикарные "танцы" тут организовывали.

Танцевальная зала освещалась двумя огромными люстрами и свечами - по стенам помещения.

Судя по всему эта девушка тоже несла свет в темное время суток

Рядом с танцевальной залой находится ещё одно помещение с картинами.

О пышности банкетов которые тут устраивались можно только гадать

Словом - всё во дворце служило для развлечения гостей.

И можно подумать что жизнь у владельцев усадьбы была сплошным праздником)

Снаружи об отделке дворца позаботились не меньше чем изнутри

Скульптуры у входа во дворец открыты даже зимой. Остальные скульптуры в парке на зиму закрываются в специальные досчатые укрытия - чтобы не портились.

Напротив дворца - небольшой обелиск.

А рядом - церквушка с колокольней

Церковь построена в 1737-1739 годах

А колокольня - в 1792 году

Колокольня, кстати, действующая.

Церковь замечательно вписана в архитектурный ансамбль усадьбы

А шпиль колокольни очень напоминает архитектуру в миниатюре. Ту же Петропавловку и Адмиралтейство.

На крыше церкви возвышается удержавающий крест ангел.

Силует ангела очень тревожно смотрится на фоне облаков освещённых вечерним солнцем;)

Между церковью и колокольней виден кухонный флигель.

Кухонный флигель построен в 1756-1757 годах

Возле кухонного флигеля находится каретный сарай, построенный во II-й половине XIX века - пожалуй самая неказистая постройка Кускова

Оригинально выглядит павильон "Грот" (дата постройки 1755-1775 года).

Венчает этот павильон каменный фонтан. А изнутри стены павильона выложены ракушками.

За гротом находится небольшой пруд. А на противоположном от грота берегу пруда стоят менажереи.

Менажереи - это современная реконструкция. Сейчас, судя по всему, в них находятся служебные помещения - так как стоят домики за забором и у дверей каждого из домиков лежат веники и стоят вёдра.

Итальянский домик построен в 1755 году

Но чьи профили изображены над окнами мне определить не удалось.

От итальянского домика вглубь усадьбы ведёт аллея

Даже зимой она симпатична)

Как большая беседка выглядит вольер для птиц. Эта постройка, как и менажереи - современная реконструкция того что было ранее)

В дальнем от входа конце парка находится большое здание оранжереи.

В оранжерее сейчас сделан большой выставочный зал.

Большая каменная оранжерея, как и некоторые иные павильоны Кускова, была построена по проекту крепостного архитектора Ф.С. Аргунова в 1761-1763 годах.

Довольно контрастно на фоне иных построек выглядит обычный деревенский домик, притаившийся на територии усадьбы.

Между оранжереей и дворцом - находится французский парк - со скульптурами (которые на зиму закрывааются в деревянные ящики) и двумя стеллами

Считается что в этой скульптуре в образе богини Минервы изображена Екатерина II.

Второй обелиск также связан с именем Императрицы. Так как камень на него "В незабвенную милость Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время пребывания его губернским предводителем московского дворянства".

Украшением парка являлись 2 огромные лиственницы... Но несколько лет назад одна из них погибла... Осталась лишь одна.

Павильон Эрмитаж, построенный в 1765-1767 годах были интересен тем, что в нём хозяин усадьбы мог проводить время в уединении или в переговорах с гостями. Его особенностью был поднимающийся с первого на второй этаж стол - что позволяло избежать присутствия слуг на втором этаже во время конфиденциальных разговоров, но при этом обеспечить подачу блюд.

Дорожка от Эрмитажа приводит к Голландскому домику (1749 год).

А недалеко от Голландского стоит и Швейцарский домик (1860 год постройки). Сейчас в нём размещается администрация усадьбы.

Бродить по Кускову можно долго даже зимой. Представлю ещё несколько фотографий усадьбы, привезённых с прогулкии.

И завершается подборка традиционно - животными и птицами встреченными в усадьбе.

Фото - Nikon D70S. Sigma DC 18-200mm, Sigma DC 10-20mm. Постобработка - Photoshop CS 3.

Усадьба Кусково. Голландский домик

Усадьбу Кусково еще называют «Подмосковным Версалем». Будто неведомая сила перенесла уголок Франции в Москву, на территорию района Вешняки. Прогуливаясь по парку с изваяниями из мрамора, изысканными павильонами и тихими водоемами, можно ощутить себя где-то в Париже. У водоема величественно раскинулся дворец в стиле раннего классицизма с нотками барокко. Роскошное убранство здания сохранилось – во время революции владения не коснулась горькая участь большинства усадеб. Сегодня наследием прошлого могут полюбоваться туристы.

«Подмосковный Версаль» относится к красивейшим дворянским резиденциям Российской Империи. Туристы могут осмотреть около 20 крупных объектов усадьбы Кусково. Среди них – дворец, Грот, оранжерея, Итальянский домик, старинная церковь. В прошлом столетии усадьбу объединили с музеем керамики. Теперь тут хранится одна из самых больших коллекций изделий из этого материала.

От идеи до воплощения: история Кусково

Название у усадьбы звучное – имя владению дал Петр Шереметев. В наследство от отца ему досталась земля. «Кусок», – приговаривал новый хозяин. Участок был небольшой. Шереметевы владели этой территорией с конца XVI столетия. В XVII веке здесь уже размещался боярский двор, жилье крепостных и церковь. В XVIII столетии в наследство вступил Петр Борисович Шереметев, который активно занялся возведением построек. Правда, места было немного – владелец Кусково заглядывался на широкие просторы соседнего имения. Остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Черкасскому.

Не меньше интереса Петр проявлял и к наследнице состояния Черкасского – Вареньке. Молодые люди знали друг друга с юных лет. Варя дружила с сестрой Петра, Натальей, и нередко гостила в Кусково. Юная прелестница очаровала юного Шереметева своей живостью, веселым и легким нравом. У Петра и Вари дело уже шло к свадьбе, но перед этим Наталья вышла замуж за Ивана Долгорукова. После смерти императора Петра II весь род Долгоруковых оказался в опале. Отцу Вареньки такое родство не понравилось – не хотелось попасть в немилость к Анне Иоанновне. Влюбленным пришлось дожидаться подходящего времени. Варвара стала фрейлиной императрицы и отбивалась от всех женихов. Петр ждал десять лет, пока к власти не пришла Елизавета Петровна. Тогда пара поженилась.

Варя была завидной наследницей, одной из самых богатых невест. Состояние Шереметева удвоилось – теперь супруги владели 44 имениями в 28 губерниях. На них работало 140 тысяч крепостных. Брак был счастливым, муж и жена жили душа в душу. Не забывали обустраивать и семейное гнездышко. Петр Шереметев решил возвести новый дворец. Старый был построен еще его отцом и затем разрушился из-за ветхости. Одновременно со дворцом решено было построить и другие замысловатые здания, а заодно разбить сад.

Созданием дворца занимался архитектор Карл Бланк по проекту французского специалиста Шарля Де-Вайи. Была у графа еще одна большая усадьба – Останкино. Но другому владению Петр уделял намного меньше внимания. Здесь же старался вовсю: построил целый ансамбль зданий. Да и территория усадьбы Кусково превышала Останкино – 230 гектаров. Обе усадьбы окружены лесопарковой зоной, имеют пруды. Помимо известных архитекторов, к созданию дворца и других архитектурных объектов привлекались также крепостные мастера.

Супруги создавали уютный дворцовый комплекс не для уединения – их манили пышные приемы и многолюдные гуляния. Масштабная стройка охватила 1750-1770 годы. Центром композиции стал дворец. Рядом создали парк с большим прудом. Для увеселений обустроили оранжерею, бильярдную, зверинец. На территории также возвели охотничий домик. Украсили пространство павильонами, беседками, мраморными скульптурами. Архитектурный комплекс создавали в барочно-рокайльном стиле.



Семья Шереметевых славилась гостеприимством. В теплый период усадьба Кусково наполнялась веселыми голосами и смехом – в гости съезжалось московское дворянство. Иногда граф организовывал особо роскошные балы, приглашая на праздник до 30 тысяч человек. Скучать у Шереметевых было некогда: катались на лодках по огромному водоему возле дворца, смотрели балетные постановки и слушали выступления оркестров. Хозяин усадьбы Кусково баловал дворян салютами. Театр графа Шереметева срывал аплодисменты – он считался лучшим в Москве. От брака Вари и Петра появилось шестеро детей – три сына и три дочери.

Наследником усадьбы Кусково был Николай. У него был богатый опыт путешествий по Европе. За границей он набрался революционных идей и решил организовать жизнь Кусково по европейским канонам. Еще при жизни отца Николай очаровался актрисой крепостного театра Шереметевых – Прасковьей Жемчуговой. Смерть Петра оказалась сильным ударом для юного Шереметева, но Жемчугова его поддержала. Вскоре пара поженилась и перебралась в Останкино. Усадьбу Кусково позабыли. Лишь спустя несколько десятилетий сын Николая восстановил прошлую роскошь.



Три столетия усадьба находилась в собственности Шереметевых. После революции имение объявили музеем, а через два десятилетия объединили с керамической выставкой. В период войны в усадьбе Кусково размещали казармы. Сегодня взглянуть на поместье приезжают туристы. В этом месте, кажется, слышен отголосок старины, когда в усадьбе проводили концерты классической музыки и выставки.

Очарование дворца Шереметевых

Уже при входе в дворцовый комплекс открывается великолепный вид. Сочно-зеленые газоны, тщательно подстриженные деревья, архитектурные постройки – все объекты с французским шармом. В Кусково сохранились дворец и павильоны, парк с клумбами и скульптурами, водоем. На участке есть древняя церковь и музей керамики.

Дворец – центральное сооружение усадьбы Кусково. В XVIII веке владельцы звали здание скромно – «Большой дом». Создавали дворец в традициях русского зодчества. Строили недолго – шесть лет. В качестве основного материала выбрали дерево, а стиль – ранний классицизм с элементами барокко. Дворец решено было вытянуть вдоль водоема. «Большой дом» изначально делали так, чтобы летом наслаждаться отдыхом вместе с гостями. Он объединял два этажа: парадный с величественными залами и антресоли – с погребом для вина и хозяйственными помещениями.


Шереметев не скупился при создании дворца в Кусково. Граф пригласил лучших художников и скульпторов из-за рубежа. Участие принимали русские мастера – как крепостные, так и вольные. Туристы сегодня подмечают отголоски прошлого: затейливый вензель, наклонная поверхность для въезда во дворец у входа, фигуры сфинксов. На передней части – родовой герб с надписью «Бог хранит все». К основному входу тянется эффектная лестница из белого камня.

Граф хотел пощеголять перед гостями, поэтому выбрал модное тогда анфиладное размещение комнат. Помещения последовательно примыкали друг к другу, а дверные проемы были расположены на одной оси. На стенах разместили зеркала, чтобы создать ощущение бесконечного коридора.

Во дворце обустроили и парадные залы, и уютные камерные комнаты. Во время балов гости спешили в танцевальное помещение. Для развлечений служили бильярдная и карточная комнаты. Семейные вечера проводили в шпалерной, украшенной гобеленами. В этой комнате организовывали и музыкальные вечера. Во дворце находилась картинная галерея, библиотека и гостиная с механическим органом. Убранство залов разное, но оно гармонирует между собой и создает общую художественную идею.



До наших дней остались дощатые полы, камины и печи, лепнина, зеркала и осветительные приборы. Часть обстановки воссоздана по старинным описаниям. Восстановили тканную поверхность стен и мебели. Следуя модной тенденции, каждый зал Шереметев решил оформить в разных цветах. Комнаты называли по цвету обивки: белая, голубая, малиновая... Полностью пришлось восстанавливать парадную опочивальню, оформленную зеленым шелком с розами. Эту комнату создали специально для Екатерины II, когда величественная дама решила посетить усадьбу Кусково. Изящная обивка была утрачена в XIX веке – ее воссоздавали по изображениям и клочкам, найденным за плинтусами и мебелью.

Историки считают графа шутником, ведь он использовал разные уловки для украшения дворца. Многие элементы оформления бутафорские. Можно рассмотреть папье-маше, орнамент в технике гризайль для объема, искусственный мрамор, зеркала для визуального увеличения коридоров.

Из прошлого дошли до нас и старинные картины: русская и европейская живопись, портреты императоров, изображения владельцев дворца графов Шереметевых. Один из наиболее интересных экспонатов дворца – орган. Музыкальный инструмент одновременно выполнял роль часового механизма. В определенное время звучала запрограммированная мелодия. Всего было десять композиций, которые использовались в разный период дня.

Цветущий рай усадьбы Кусково

Не меньше приятных эмоций приносит туристам прогулка по парку. Прямые дорожки создают аккуратный геометрический орнамент, разделяя пространство на части. Переплетения тропинок «охраняют» павильоны и статуи. В центре парка в Кусково расположилась фигура богини Минервы. Она известна как защитница деятелей искусств и ремесел. При создании парка учитывали все детали, вплоть до высоты растений и цвета листвы. Работали над обустройством садовники-иностранцы.

Французский парк делился на три части. Центр занимало открытое пространство – с цветниками, дорожками и газонами, разными скульптурами. Статуи в основном изображают греческих богов, римских героев и львов. Всего в парке более 60 скульптур. Правую и левую часть занимают павильоны и аллеи. Четыре скульптуры изображали утро, день, вечер и ночь. Фигуры разместили так, что солнце освещало их по очереди (кроме последней). Боковые части включают «перспективное письмо». Так называли декоративные изображения в виде архитектурного объекта. Создавалось ощущение объема – казалось, что совсем рядом находились руины, мельница или беседка. Некоторые садовые обманки сохранились до сих пор.

Французский парк усадьбы Кусково

Помимо французского парка, с северной стороны находился английский парк. Там тоже было немало затей: храм тишины, индийская хижина, дом уединения и львиная пещера. При создании зеленой зоны подбирали деревья по форме и оттенкам, прорубали аллеи.

Прогуливаясь по центру французского парка, туристы попадают в Большую каменную оранжерею. Разве мог Шереметев обойтись без коллекции растений? Ведь в XVIII веке знатные люди наперегонки старались собрать тропические виды. Когда-то на месте каменной оранжереи находилась деревянная, но крепостной архитектор преобразил пространство. Так в усадьбе Кусково появился дом с центральным восьмиугольным павильоном. Он располагался между двумя галереями из стекла. В оранжерее гости не только прогуливались среди тропических растений, но и проводили балы. Танцевали в центральной части. Яркий «цветочный бал» организовали к приезду Екатерины II. Танцевальные мелодии лились из внутреннего балкона, где располагались музыканты. Гости, уставшие от шума, отдыхали среди деревьев зимнего сада: лавровых, кофейных, лимонных, апельсиновых.

Благодаря оранжерее владельцев усадьбы Кусково круглый год снабжали свежими фруктами. К столу подавали персики, апельсины, лимоны и ананасы. Зимний сад позволил графу Шереметеву блеснуть перед императрицей. В лютые морозы он передавал к столу знатной особы корзинку со свежайшими персиками.

Удивительные объекты парка

Нарядный Грот считается наиболее экзотическим сооружением на территории усадьбы Кусково. Каменный павильон сделан в стиле барокко. По задумке крепостного архитектора, Грот должен ассоциироваться со стихией камня и воды. Внешний облик павильона симпатичный: статуи в нишах, изображения львов над окнами, настенные украшения в виде водяных потоков. Внутри Грот обрамлен перламутровыми раковинами, цветным стеклом, кусочками зеркал и лепниной из гипса. Из раковин выложены узоры диковинных зверушек, птиц и рыб.

Любопытный объект усадьбы Кусково – павильон Эрмитаж. Его обстановку хранили от чужих глаз. Внутрь могли попасть только избранные, друзья графа. Первый этаж был отведен для прислуги. Используя подъемный механизм, слуги подавали гостям напитки и закуски. На второй этаж поднимались на механическом лифте.


Голландский домик и соседние строения тоже были призваны развлекать публику. Этот объект создали в память о правлении Петра I и его интересу к Голландии. Домику «доверили» приветствовать гостей, которые приезжали в усадьбу через подъемный мост. Возле нарядного павильона располагался водоем с карпами. Рыбы приплывали на звучание колокольчика. Рядом – сад с тюльпанами и гиацинтами, а также огород с капустой. С другой стороны владения воссоздали итальянскую атмосферу. Изящный домик для скромных приемов, редкие произведения искусства, пруд, клетки для пернатых – объединение нескольких объектов создало дух Италии.

На участке усадьбы Кусково также находился Швейцарский домик, Воздушный театр, здание управляющего, кухонный флигель, место для карет и сушилка. Самой старой постройкой считается церковь Спаса Всемилостивого. Она действует и сегодня. Рядом с храмом находится колокольня – новое строение усадьбы.

Гордость Кусково: коллекция керамики

Туристы посещают усадьбу Кусково и ради музея керамики. Обширную коллекцию расположили в подвальном помещении дворца. Вход – с юго-западной стороны, возле церкви. Гости могут увидеть образцы мейсенского фарфора, венецианского стекла, итальянской майолики. Общий фонд музея – 50 тысяч предметов. Часть из них занята в обстановке дворца. При музее работает мастерская керамики, где продаются авторские работы современных художников.

Посещение старинной усадьбы

Доехать в Кусково несложно на общественном транспорте. Сначала – на метро до «Рязанского проспекта», оттуда – автобусом №133 или 208. Остановка так и называется: «Усадьба Кусково». Путешественникам на собственном транспортном средстве нужно отыскать адрес: ул. Юности, 2. Подъезжать в выходные стоит к открытию, иначе негде будет оставить машину.


Усадьба Кусково открыта в теплое время с 10 утра до 6 вечера. С середины октября и до середины весны – до 16:00. Но касса всегда закрывается на час раньше. Объект не работает по понедельникам и вторникам. Также недоступен в последнюю среду месяца. Осмотреть парк усадьбы можно до 20:00 (покупка билетов до 19:30). Каждое третье воскресенье месяца музей действует бесплатно.

Некоторые посетители заказывают экскурсии по Кусково – предварительно или в день визита. Маршруты рассчитаны на 1,5 часа. Дополнительный бонус при посещении – регулярные фондовые выставки. Сотрудники музея организовывают по 3-4 экспозиции в год. Летом в танцевальном зале дворца проводят концерты и музыкальные фестивали. В старинной роскошной обстановке можно послушать орган, арфу, фортепиано.

Интересный способ познакомиться с усадьбой Кусково – поучаствовать в квесте. Для увлекательной игры нужно мобильное устройство с интернетом. Участие платное, но сумма делится на всех. Количество участников не ограничивается. В среднем прохождение квеста составляет два часа. Нужно всей командой отвечать на вопросы, подмечать неожиданные детали и распутывать клубок загадок.