Основные направления развития инновационной экономики россии. Тенденции инновационного развития экономики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Цели и приоритеты инновационной политики. Методы государственного управления инновационной политикой в Беларуси. Приоритетные задачи и направления инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    Понятие инновационной деятельности. Особенности функционирования четырехуровневой системой управления инновационным процессом. Основные направления государственной поддержки инноваций. Проблемы развития политики Российской Федерации в этой области.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2015

    Сущность и принципы, формирование инновационной политики. Государственная поддержка и текущее состояние инновационной деятельности. Инструменты и федеральные программы в сфере государственной инновационной политики. Создание инновационной системы.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2008

    Сущность инноваций и инновационной деятельности. Анализ регулирования и поддержки инновационной деятельности в России. Полезные примеры зарубежного опыта для российской инновационной деятельности. Перспективы развития инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ. Особенность перехода к инновационному типу развития. Четыре направления реализации стратегий инноваций. Анализ инновационной активности и перспективы развития в Белгородской области.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2009

    Понятие и сущность государственной инновационной политики. Направления государственной поддержки инноваций в Нижегородской области. Проблемы и направления совершенствования методов господдержки в этой сфере, кластеризация региональной экономики.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2017

    Понятие и виды инноваций, основные этапы и направления реализации инновационного процесса, его организационные формы. Анализ национальной инновационной системы. Предложения по повышению международной конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2013

    Классификация и основные функции инноваций, их роль в современной экономике. Анализ состояния и тенденций развития инновационной экономики на примере регионов Южного федерального округа, приоритетные направления и контексты ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2013

В условиях современной экономической ситуации, осложненной экономическим кризисами, сложившейся на внутреннем и внешних рынках, перед внутренней торговлей среди совокупности проблем одно из центральных мест отводится поиска путей стабилизации деятельности торговых предприятий с целью повышения их результативности. Несмотря на то, что внутренняя торговля расширяет масштабы деятельности, сохраняет высокие темпы развития, наращивает ресурсный потенциал, активизирует участие в формировании ВВП и выступает заметным фактором макроэкономического роста, нерешенными остаются проблемы инвестиционно-инновационного обеспечения ее модернизации.

Внутренняя торговля, как составляющая национальной экономики, тесно взаимодействует с другими сферами, которые задействованы в интеграционных процессах. Согласно глобализация товарных рынков, расширение потребительского рынка объективно требуют создания конкурентоспособной сферы внутренней торговли, адаптированной к новым условиям. Как показывает опыт, выполнение этой задачи зависит от интенсивности внедрения инновационных процессов, как на уровне внутренней торговли, как сферы экономической деятельности, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, как организационно-правовых единиц.

В современной рыночной экономике именно предприятиям принадлежит ключевая роль в решении основных экономических проблем – налаживание экономически стабильного производства товаров и услуг, с целью обеспечения потребностей населения высококачественными товарами через потребительский рынок, в условиях обострения конкуренции и борьбы за потребителя можно достичь только внедряя инновационную политику. Поэтому инновационное развитие предприятия представляет собой процесс направленной закономерной изменения его состояния и зависит от его потенциала, который формируется под влиянием инноваций. Это создает качественно новые возможности для дальнейшей деятельности предприятия на рынке путем реализации умение находить новые решения, идеи для реализации текущих и стратегических задач.

Плана/стратегии инновационного развития предприятия

Среди ключевых предпосылок для выбора и дальнейшей реализации плана/стратегии инновационного развития предприятия можно выделить, с одной стороны, высокую интенсивность конкуренции на рынке, а с другой – наличие на предприятии достаточно мощного инновационного потенциала или достаточных объемов финансовых средств и надлежащего уровня интеллектуального капитала и/или аутсорсинга функций менеджмента инноваций, способствующих укреплению конкурентных позиций предприятия на рынке и повышению эффективности деятельности, если не в краткосрочной, то в средне- и долгосрочной перспективе, а также позволяют достичь целевых установок деятельности предприятия на рынке (которые могут быть связаны с максимизацией экономического, социально-экономического или даже только социального эффекта).

Особенно это характерно для крупноформатных торговых предприятий и объединений, доля которых в структуре потребительского рынка в последнее время динамично растет.

Стоит заметить, что каждое отдельное предприятие для себя выбирает индивидуальный путь инновационного развития в зависимости от определенных целей, выбранной стратегии и внутренних возможностей. Вместе с тем, возникает необходимость обязательно учитывать тенденции и программы развития экономики государства и отдельных сфер экономической деятельности. Учитывая это, инновационное развитие торговли целесообразно разделить на направления в зависимости от характера инноваций и факторов стимулирования их развития.

Так результатом базовых инноваций предусматривается:

– создание программ долгосрочной финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности;
– развитость отраслевой институциональной научно-технической инфраструктуры, сети коммуникаций;
– действенность налоговых преференций налоговой активности;
– наличие финансовых ресурсов и материально-технических средств, прогрессивных технологий.

Экономические инновации будут способствовать развитости систем прогнозирования, планирования, бюджетирования и финансирования новых методов хозяйствования в торговле; разработке рациональной амортизационной политики, тщательности бизнес-планирование и сплоченности персонала относительно реализации инновационных проектов.

Продуктовые инновации обеспечат:

– правовую защиту объектов интеллектуальной собственности;
– переход к общепринятым нормам патентного права;
– ограниченность обнаруженной товарной формы достижений науки и техники;
– эффективность исследований спроса на инновационные товары (услуги) и сотрудничества предприятий сферы обращения и проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры маркетинговых фирм.

Рыночные и стратегические инновации характеризуются уровнем развития инновационного предпринимательства в сфере внутренней торговли; созданием условий справедливой конкуренции и равного доступа к ресурсам и рынкам; наличии стратегий и программ развития сферы внутренней торговли и ее экономических агентов, согласованность программ, их интегрированность в общую систему планирования социально-экономического развития государства, его регионов и видов экономической деятельности.

Организационные и технико-экономические инновации будут сопровождаться повышением:

– уровня развития и интегрированности инновационного рынка в системе модернизации сферы внутренней торговли;
– уровня поддержки программ профессионально-профессионального обеспечения инновационной деятельности предприятий торговли;
– привлечению и активизации мотивации персонала к совершенствованию торгово-технологического процесса и качества торговой услуги;
– гибкости организационной структуры предприятий.

Социальные инновации предполагают наличие и эффективность реализации государственных программ социализации торговой сферы; повышение уровня социальной ответственности в торговле, отношение к судьбе человеческого капитала и условий труда, а также профессионально-квалификационной готовности торгового персонала к качественному обслуживанию покупателей.

Предприятия как социально-экономический феномен развивались в сложных условиях переходной экономики, сталкиваясь с неизбежными ограничениями, наложенными несовершенным законодательством и другими рыночными институтами.

Международной финансовой корпорацией определены следующие проблемные сферы в отечественной бизнес-среде, создающих препятствия для внедрения инноваций:

– финансирование;
– налогообложения;
– проверки;
– разрешительная система;
– регистрация;
– лицензирование;
– стандарты и сертификации;
– экспорт.

Последние десятилетия показали, что в условиях динамичного инновационного развития крупные предприятия не могут успешно функционировать без системы малых и средних предприятий. Система с недостаточным разнообразием теряет гибкость, способность быстро адаптироваться к изменениям, снижает ее эффективность. Несмотря на тенденции укрупнения бизнеса, в последнее время именно малые и средние предприятия считаются средством расширения ассортимента внутренних товаров и услуг, создания эффективной конкурентной среды, стимулирование инноваций, восстановление предпринимательской инициативы населения, создание новых рабочих мест, усиление гибкости системы занятости и укрепления региональных экономик.

Именно поэтому важной задачей правительств является обеспечение как можно более эффективного функционирования рынков, в частности – потребительского и национальной инновационной системы. Помощь правительства должна заключаться в создании благоприятных условий для инноваций путем ответственного управления экономикой, эффективной регуляторной политикой и содействием свободному перемещению инвестиций, людей и идей. Механизмы финансовой поддержки, такие как прямое финансирование, налоговые стимулы, субсидии и займы, являются основными инструментами. Которые используются для стимулирования разного рода исследований и разработок. Таким образом развитие инноваций остается одним из вызовов для предприятий как в высокотехнологичном, так и в низкотехнологичного секторах.

Вконтакте

Для того, чтобы говорить о направлениях развития инновационного бизнеса, нужно для начала решить все накопившиеся проблемы. Во-первых, нужно привлечь внимание частных инвесторов к инновационному бизнесу. Например, можно понизить налоги фирмам, занимающимся инновационной деятельностью и повысить их тем, кто игнорирует исследования.

Во-вторых, нужно увеличить финансирование науки государством хотя бы в 2-3 раза, при условии, что за минимальную сумму принимается 200 млрд. руб. Что немаловажно, государство должно переключить свое внимание с развития военно-промышленного комплекса на развитие социальной и экономической сфер, а также сферу бизнеса. Развивая эти отрасли, государство получит возможсть пользоваться их инновациями и в комплексе ВПК, ведь использовать достижения ВПК в мирной промышленности не получается ввиду его закрытости.

В-третьих, стоит поднять заработную плату научным сотрудникам, инженерам, ученым, аспирантам и всем тем, кто хоть в какой-то мере может помочь инновационному развитию страны. До тех пор, пока русские достижения утекают на запад из-за финансовой привлекательности их в более развитых странах, Россия не сможет достичь достаточно высокого уровня промышленности, чтобы иметь возможность конкурировать с ведущими державами.

В-четвертых, стоит решить проблему интеллектуальной собственности. Знание должно принадлежать тому, кто его создал, т.е. лично ученому, инженеру, аспиранту и т.д. Сейчас они не имеют стимула создавать такое знание, потому что все права автоматически переходят работодателю. Если нововведение будет принадлежать его создателю, и он будет иметь возможность запатентовать его как собственное научное открытие, то у него автоматически появится стимул к созданию инноваций.

Приняв во внимание все проблемы российского инновационного бизнеса, можно перейти к определению оптимальной модели информационного развития России. Для того чтобы определить набор наиболее эффективных способов развития, неверно было бы ориентироваться на ту или иную модель, тот или иной способ в чистом виде, т.к. не существует одной хорошей модели. Полезно будет использовать позитивные черты любой модели, если они вписываются в конкретную российскую ситуацию. Очень серьезной представляется задача избежать бездумного копирования западного опыта, что особенно характерно современной России.

Рассмотрим, почему нельзя применить каждую отдельно взятую модель к России. Несомненным преимуществом России является достаточный уровень развития науки по отдельным ее направлениям, наличие необходимых финансовых и материальных государственных ресурсов, а также комплекса предприятий с хорошо технологически организованным производством. Однако, несмотря на все эти преимущества, в современных российских условиях модель «инновационной среды» использовать невозможно. И дело совсем не в наличии или отсутствии перечисленных факторов, и даже не в уровне развития каждого из них. В модели «инновационной среды» прежде всего важна определенная комбинация факторов, характер и способ их взаимодействия друг с другом.

В отечественных условиях децентрализованная сеть взаимосвязей, характерная для «инновационной среды», не может возникнуть по целому ряду причин. Во-первых, процесс приватизации в России не привел к формированию крупного капитала, способного и заинтересованного в активном участии на инновационном рынке. Большинство акционерных предприятий главной задачей для себя ставит просто выживание. Во-вторых, хорошо организованное производство рассредоточено в физическом пространстве. В-третьих, научные центры (за исключением небольшого числа федеральных конструкторских бюро, прикладных институтов, фирм и прочих «ящиков», работающих на ВПК) не включены в тесные финансовые связи с частными предприятиями и остаются бюджетными. В-четвертых, высококвалифицированные инженеры и рабочие также рассредоточены по различным отраслям и предприятиям, основной их массе не хватает необходимой для работы с информационными технологиями квалификации.

Вторая модель – ТНК - также неприемлема для России, так как в ее основе лежит способность крупных транснациональных компаний генерировать внутри себя все те элементы, которые необходимы для технологического прогресса. Таких ТНК в России пока нет. Кроме того, эта модель не может рассматриваться возможной формой российского движения по пути информатизации и в силу изначально заложенного в ней недостатка, который тормозит распространение инноваций в обществе: результаты инновационного прогресса держатся под строгим секретом и жестко контролируются несколькими крупными фирмами, которые используют новые технологии только для получения непосредственной выгоды.

Третья модель технологического развития («государственный протекционизм») также вряд ли применима к условиям и особенностям России. Дело не столько в отсутствии крупных частных фирм, создание которых не в такой уже далекой перспективе, сколько в отсутствии у России возможностей по объективным причинам в обозримом будущем закрыть национальные границы для иностранных инвестиций, лишиться в условиях кризиса производства подпитки извне путем различных дотаций, займов и прочих форм различной «помощи».

Кроме того, нормативное вмешательство государственного регулирования в пределах третьей модели должно быть очень выверено и ограничиваться инфраструктурой (транспорт, связь, кредиты, страхование), оставляя свободными от прямого контроля и навязывания условий функционирования весь остальной спектр социально-экономических отношений. Но для этого необходима зрелая общественная организация рыночной модели экономического развития, чего в России пока нет. Сейчас в стране вместо объявленного в качестве официальной идеологии реформирования - а именно, перехода к системе экономического либерализма и соответствующей ему политической демократии западного образца - на практике укрепляется система патронажного регулирования экономики в сочетании с незрелой демократией, основанной, как и монархия, на власти одного или двух лиц.

Попытка реализовать технологическое развитие России в рамках четвертой модели («ограниченный государственный протекционизм») также не может увенчаться успехом. Россия еще пока не может котироваться как равный партнер развитых стран, вступивших в стадию информационного развития. Если и можно Россию возвести в ранг равного участника международных экономических отношений, то лишь как обладателя больших сырьевых запасов и ресурсов, хотя бурно развивающиеся новые технологии в ближайшие десятилетия могут свести на нет и это основание для высокого рейтинга. Для поддержания конкурентоспособности в рамках четвертой модели России нужно занимать высокое место не по запасам сырья, а по уровню распространения передовых технологий в национальных частных фирмах.

В России возможностями для такого развития не обладают ни частные маломощные в технологическом отношении фирмы, ни государство с больным дефицитным бюджетом. Хотя, если выделить узкие направления технологического развития (лазерная технология, космический научно-производственный комплекс), направить, привлечь туда капитал, установить государственные приоритеты, то можно было бы достичь здесь определенных частных успехов. Но проблемы комплексного, масштабного технологического продвижения вперед этими мерами не решить.

Пятая модель («военная») наиболее близка российскому государственному менталитету, именно она лежит в основе тех еще остающихся от «супердержавы» технологически высоких позиций, которыми обладает Россия на настоящий момент. Но негатив заложенный в самой сути военной модели, послужил одной из причин замедления темпов технологического развития СССР к середине 70-х годов. Поэтому единственная возможность использовать накопленный опыт развития военных технологий для дальнейшего движения вперед и вширь, распространяя технологии за пределы военно-промышленного комплекса, это соединение военной модели с широким и свободным национальным рынком через «следящее» финансирование и новую налоговую политику.

Путь технологического развития России в соответствии с моделью Европейского Сообщества не может быть реализован, по крайней мере в обозримом будущем (10-15 лет), по следующим причинам:

во-первых, модель Европейского Сообщества предполагает не просто тесное сотрудничество в области науки и техники, а интегрирование экономик европейских стран;

во-вторых, основанием для интеграции является определенный, «среднеевропейский» уровень технологического развития, которым Россия не обладает на настоящий момент. В перспективе эта модель могла бы стать для российского технологического развития одной из определяющих.

Что же касается использования способа «диффузии инноваций», то Россия со своим, в основной массе, индустриально организованным производством в случае использования этого способа технологического развития будет поставлена в условия неразрешимого противоречия между современными технологиями, предлагаемыми развитыми европейскими партнерами, и возможностями отсталого, с информационной точки зрения, индустриально организованного производства.

Следовательно, целесообразно использовать только позитивные черты перечисленных моделей, при условии их адаптации российским реалиям.

Итак, подведем итоги:

1. Россия под воздействием глобальной трансформации мира интегрируется в мировую экономическую систему.

2. Для интеграции в мировое информационное сообщество на паритетных основах Россия должна в самые исторически краткие сроки совершить переход от индустриальной организации общества к информационной стадии развития.

3. Этот переход должен осуществляться на основе выверенного плана, учитывающего мировой опыт и особенности страны.

4. Замедленные темпы технологического развития увеличат разрыв между Россией и развитыми странами, сделают необратимым ее превращение в страну «третьего мира».

5. Ошибки в выборе модели технологического развития могут повлечь за собой усиление социальной напряженности и социальные конфликты общегосударственного масштаба.

6. Наиболее оптимальным вариантом технологического развития России на начальном этапе следует считать военную модель с учетом американского опыта «подпитки» через рыночную модель с перспективным переходом на модель Европейского Сообщества.


Введение

Глава 1. Теоретические основы инновационной стратегии развития предприятия

Заключение

Список литературы


Введение


Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.

В рамках общей стратегии организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная стратегия.

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обуславливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов.

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

Предметом работы является инновационная стратегия развития предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

раскрыть сущность и содержание инновационной стратегии;

рассмотреть основные виды инновационной стратегии;

охарактеризовать особенности инновационных стратегий;

изучить факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации;

провести анализ инновационной стратегии развития предприятия.


Глава 1.Теоретические основы инновационной стратегии развития предприятия


1 Сущность и содержание инновационной стратегии


Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей.

Суть особенностей финансового регулирования составляют: принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п

Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала.

Большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии оказывают интенсивность и качество взаимодействия между специализированными и профессиональными подразделениями.

Ответственность за инновационную стратегию, от которой зависит выживание организации, лежит на управляющих, а задача высшего руководства - выявить управленческий потенциал для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои «внутренние» запасы управленческих талантов, устанавливать масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

Но в любом случае приоритеты инновационной стратегии товаропроизводителя ограничиваются ее инновационным потенциалом в сфере производственной (основной) деятельности.


2 Основные виды и особенности инновационной стратегии


В общем виде сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.

В рамках адаптационной стратегии выделяются:

защитная стратегия - комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций. В зависимости от рыночных позиций и потенциальных возможностей организации эта стратегия может разрабатываться в двух основных направлениях либо создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы, либо переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций. Основной характеристикой, фактором успешности защитной стратегии считается время. Все предполагаемые мероприятия обычно проводятся в достаточно короткие сроки, поэтому организация должна иметь определенный научно-технический задел и устойчивое положение, чтобы достигнуть ожидаемого результата;

стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Товаропроизводители, выбирающие эту стратегию, несут меньше затрат на НИОКР и меньше рискуют. Вместе с тем вероятность получения высокой прибыли также снижается, так как издержки производства по сравнению с разработчиком более высокие, доля рынка относительно невелика, а потребители имитируемой продукции испытывают к ней вполне естественное недоверие, стремясь получить продукт с высокими качественными характеристиками, гарантированными фирменными торговыми марками авторитетных производителей. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка;

стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Она используется самыми различными по размеру и успешности организациями. Крупные производители рассчитывают с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого небольшой по размерам организацией, и в случае его успеха оттеснить разработчика. Небольшие организации также могут выбрать данную стратегию, если у них имеется достаточно устойчивая ресурсная база, но есть проблемы с НИОКР. Поэтому они рассматривают выжидание как наиболее реальную возможность проникновения на интересующий их рынок. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель, прежде всего, стремиться убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. Но, в отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной организацией, производитель, выбирающий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против организации-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной и достаточно продолжительной;

стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний. Особенность этих заказов или проектов состоит в том, что предусматриваемые работы охватывают главным образом этапы промышленной разработки и сбыта новшества, тогда как весь объем НИОКР выполняется в специализированных инновационных подразделениях самой организации. Организации, реализующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, и основной объем затрат приходится на указанные выше этапы инновационного цикла. Кроме небольших специализированных организаций стратегию непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей могут применять и подразделения крупных организаций, имеющие определенную хозяйственную самостоятельность, быстро реагирующие на конкретные производственные потребности и способные в короткие сроки адаптировать свою производственную и научно-техническую деятельность в соответствии с содержание предлагаемых заказов.

В условиях относительно стабильных товарно-денежных отношений инновации, как правило, являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, т.е. активным средством бизнеса, составляющим содержание творческой, наступательной стратегии. В этом классе инновационной стратегии выделяются:

активные НИОКР. Производители, реализующие данную стратегию, получают самое сильное конкурентное преимущество, которое, собственно, и выражается в оригинальных, единственных в своем роде научно-технических разработках или принципах и методах. При стратегии, базирующейся на интенсивности НИОКР, ключевые стратегические возможности открываются за счет диверсификации, освоения новой продукции и рынков. Стратегические задачи управления здесь состоят в мобилизации дополнительных активов (в том числе знания рынков) для вступления в новые продуктовые рынки и постоянном анализе деятельности производственных подразделений с точки зрения выявления возникающих технологических возможностей, а также в проведении внутренней реорганизации, необходимой для освоения новой продукции;

стратегия, ориентированная на маркетинг, предусматривает целевую направленность всех элементов производственной системы, а также вспомогательных и обслуживающих видов деятельности на поиск средств решения проблем, связанных с выходом новшества на рынок. Причем основной круг этих проблем отражает взаимоотношения продавца новшества с его потребителями. Успешность стратегии напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности организации. Практика показывает, что интенсивность выше, если на расширяющемся рынке организация имеет устойчивые позиции, вкладывает значительные средства в НИОКР по новой продукции, реализует в своей деятельности принципы предпринимательской активности, способствует поддержанию духа творчества в коллективе и стимулирующего организационного климата;

стратегия слияний и приобретений является одним из самых распространенных вариантов инновационного развития организаций, поскольку предполагает меньший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки. Результатом данной стратегии является создание новых производств, крупных подразделений, совместных организаций на базе объединения ранее обособленных структур.

В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.

Конкретный тип инновационной стратегии в отношении новой продукции зависит от ряда факторов, важнейшими из которых считаются технологические возможности и конкурентная позиция организации.

Технологические возможности определяются внутренними и внешними характеристиками инновационной деятельности. К внутренним относятся ранее сформировавшийся научный и технико-технологический потенциал, элементами которого являются кадры, портфель патентов.

Примеры внешнего проявления технологических возможностей организации - наличие и масштаб распространения лицензий, формы и характер взаимоотношений с поставщиками, потребителями.

Конкурентные возможности отражают следующие показатели: относительная доля рынка, контролируемая организацией, способность быстро реагировать на динамику рыночных структур и, как следствие этого, гибкий подход к содержанию целей инновационной стратегии организации и т.д.

Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии, прежде всего, зависит от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой в самом широком смысле.


3 Особенности инновационных стратегий


Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;

повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно - инвестиционный проект;

усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегии связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса, товаров, организации*. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, то есть применения принципов логистики; принципы и процессы"

усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.


4 Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития предприятия


Формирование инновационной стратегии предприятия предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

Процесс выбора наиболее рациональной инновационной стратегии в конкретных хозяйственных условиях всегда основывается на результатах оценки всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различных типов. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Главная из них состоит в том, что инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента охватывает все аспекты работы организации и является составной частью любой функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей организации входят:

выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки;

повышение эффективности использования научно-производственного потенциала;

активная внешнеэкономическая деятельность;

обеспечение экологической безопасности производства и устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

Первая цель предполагает совершенствование самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий и процессов, что позволяет, как минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса.

Вторая цель основывается на необходимости рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы.

Третья цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности изделий на мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.

Цели экологического характера реализуются в результате разработки и применения безотходных технологий, видов продукции, экологически безопасных и для производителя, необходимых природозащитных сооружений и т.д.

Указанные аспекты основной деятельности организации в той или иной степени проявляются в рамках инновационного процесса. Поэтому их можно рассматривать в качестве своеобразных объектов менеджмента при разработке инновационной стратегии.

В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:

совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии;

создание, освоение и использование новых продуктов и процессов;

повышение качественного уровня технико-технологической базы производства;

повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;

увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала;

совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;

рационализация ресурсной базы;

обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности;

достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

Основные положения инновационной стратегии отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсами исполнителям.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:

весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений;

гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений;

процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления;

методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

Сущность указанных факторов заключается в следующем. Любые организации вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.


Глава 2. Основные направления инновационного развития предприятия


Комплексная механизация и автоматизация производства - широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства,операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда <#"justify">§частичной (охватывает отдельные операции и процессы);

§комплексной (охватывает весь цикл работ);

§полной (автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека).

Химизация производства - совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Пример - лаки и покрытия «нового поколения», химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

Электрификация производства - широкое внедрение электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляют комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедряют прогрессивную технологию. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяют для резки и сварки металлов, термообработки.

Электронизация производства - обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники - от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создают технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведут проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляют информационное обслуживание, обучение. Это повышает производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отразится на показателях прибыли организации.

Освоение новых технологий решает многие производственные и социально-экономические проблемы. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом финансирования НИОКР со стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности организации. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение отечественных и иностранных инвесторов побудило к инновационной деятельности предприятий. Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали, что стратегическое планирование в области инноваций является основополагающим элементом повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стали направлять на инновационное развитие предприятия. Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления в целях получения положительного результата от их применения.

Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге - повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах (табл. 2.).


Таблица 2. Формы научно-технического прогресса

Форма НТПСрок и сущностьХарактеристикаЭволюционнаяМожет длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах)Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразованийРеволюционнаяПроисходят качественные изменения в материально- технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономикиБазируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов

Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: научно- технический прогресс, являясь основой коренных преобразований в области науки и техники, постоянно совершенствует революционные изобретения, т.е. способствует научно-технической революции. Например, изобретенный двигатель внутреннего сгорания дал мощный толчок развитию автомобилестроения. Последние усовершенствования автомобильной техники все больше приближают производителей к новому рывку, отказу от бензинового и дизельного двигателей. Научно-техническая революция, в свою очередь, ускоряет научно-технический прогресс, выводит его на качественно новый уровень. Яркий пример - развитие сельского хозяйства после изобретения и внедрения электричества (инкубаторы для домашней птицы, доильные аппараты, автоматическая система кормления животных и птиц и т.п.).

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат (рис. 2.2). Эффективность - относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности - максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью.

Значительные инвестиции требуются как для того, чтобы довести результаты научно- исследовательских работ (лабораторные технологии) до промышленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной технологии (которая гораздо менее капиталлоёмка).

Объем инвестиций зависит от особенностей инновационного процесса, таких, как множество вариантов достижения цели, высокий уровень риска при внедрении инновации, низкий уровень прогнозных оценок результата, потребность в обработке больших объемов информации для построения инновационной стратегии фирмы и др.


Рис. 2.2 Эффективность инновационного развития (ИР) организации


В последние годы большое значение имеет системное реформирование российских предприятий. Следует кардинально изменить технологию производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм, что важно в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций в организации влияют:

§научно-технический потенциал;

§производственно-техническая база;

§основные виды ресурсов;

§крупные инвестиции;

§соответствующая система управления.

Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

В основе формирования инновационных стратегий лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация - основополагающая цель организации в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня можно отметить:

§рост масштабов производства;

§рост доли рынка;

§стабилизацию положения на рынке;

§освоение новых рынков (табл. 2.2).

Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом. Однако разработка и внедрение инновационной стратегии во многом зависят от факторов внешней среды организации. При стратегическом планировании необходимо учитывать и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране.


Таблица 2.2 Формирование инновационной стратегии в организации

Цель организацииЗадача организацииСущность инновационной стратегии организацииРост масштабов производства: § Бурный рост (больше 20% в год) § Очень высокий (20%), высокий (10%) рост § Средний (5 %), малый (ниже 5%) рост§ Серьезная реконструкция, расширение или новое строительство § Выход на рынок нового продукта и освоения уже созданных и введенных в строй мощностей § Производство продукта, находящегося в начале стадии зрелости (т.е. в конце стадии роста)§ Проектирование и приобретение нового оборудования; разработка новых видов продукции и новых технологических процессов § Совершенствование действующих технологических процессов и модификация продукции; научно-техно- логические заготовки для будущих периодов § Обеспечение совершенствования действующих технологических процессов в целях снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выходу на рынок новых изделийРост доли на рынкеПроизводство взаимосвязанных продуктов; рост объемов производства; вытеснение с рынка конкурентовПовышение технического уровня производства, научно-техническое обеспечение вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Разработка инноваций по устойчивому снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентовСтабилизация положения на рынкеСледование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукцииДостижение высокого технического уровня продукции и технологий; обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКРОсвоение новых рынковОсвоение производства новых продуктов, позволяющих удовлетворять требования различных рынков; мобильный научно- технический потенциал, способный переключаться на решение разноплановых задачРазработка дифференцированных продуктов и процессов; научно-техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок


Заключение


Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.
Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики. Суть особенностей финансового регулирования составляют: принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п.

Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.

Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.

В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии:

адаптационный, оборонительный, пассивный

творческий, наступательный, активный.

Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления.

Для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.

рыночный инновационный стратегия качественный


Список литературы


1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2009, 519 с.

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питерком, 2011, 207 с.

Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 2006, 324 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономистъ, 2011, 528 с.

Журнал «Оконное обозрение». №05-06 (23), № 08 (25), №09 (26), 2012

Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 285 с.

Семь нот менеджмента / Под ред. В.Красновой, А.Привалова. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2012.

.«Инновационный менеджмент». Учебник под ред. С. Д. Ильенковой, - М.2010 г.

Водачек Л., Водачкова О. «Стратегия управления инновации на предприятии», М. 2011г.

.«Инновационный менеджмент». Справочное пособие/Под ред. П.Н. Зевлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндеди. - СПб., 2009.

.«Менеджмент организации». Учебное пособие Подред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.,2012.

Ильенкова С.Д. «Инновационный менеджмент». М., 2011.

Виханский О.С., Наумов А.И. Учебник. «Менеджмент». М., 2010.

Ковалев Г.Д. «Основы инновационного менеджмента». Учебник. М. 2008.

Хучек М. «Инновации на предприятиях и их внедрение», М., 2010г.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». М., 2011г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Направления инновационной деятельности

в системе образования .

Любая школа не может развиваться никаким иным путем,

кроме как создавая или осваивая новую практику образования,

т.е. в результате организованного в ней и управляемого

инновационного процесса.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Основные направления инновационной и экспериментальной работы заданы национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: «На современном этапе развития образования актуальным становится развитие инновационного движения, направленного на реализацию современных государственных и региональных задач: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников».

Таким образом, основными направлениями инновационной деятельности являются разработка, апробация и отработка:

    нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов;

    новых механизмов управления образованием, направленных на его модернизацию;

    новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.);

    систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;

    новых форм государственно – общественного управления образовательным учреждением;

    новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг;

    учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

1. Разработка, апробация и отработка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов.

1.1. Переход на новые образовательные стандарты

Основные направления инновационной деятельности в применении ИКТ на этапе внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе.

Одна из характеристик Школы Будущего – это школа с ИКТ-насыщенной и образовательной средой, обеспечивающей развитие ИКТ-компетенности всех пользователей образовательного пространства, школа полной информатизации.
В нашей школе созданы кадровые, материально–технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Инновационная деятельность по внедрению ФГОС в образовательном пространстве нашей школы включает несколько этапов:

1 этап - обучения учителей по программе «Информационно- коммуникативные технологии в деятельности учителя- предметника», освоение учителями компьютерной грамотности и использование ИКТ в учебном процессе.

2 этап - оптимальность проведения интегрированных уроков по предметам школьного цикла с использованием электронных учебных пособий и мультимедийных систем.

3 этап более полной интеграции с другими дисциплинами во внеурочной деятельности с использованием метода проектов.

4 этап - введение дистанционного компонента интегрированного обучения, позволяющие не только расширить рамки учебного процесса, но и перейти к пятому этапу - научно- исследовательской деятельности учащихся.

6 этап - участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала.

Коллектив учителей начальных классов МКОУ «СОШ №6» в рамках внедрения ФГОС второго поколения ведет работу по основным направлениям инновационной деятельности в применении ИКТ. В этом направлении проходит работа по созданию ИКТ-насыщенной образовательной среды. В рамках краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 -2013 годы» первые классы обеспечены всем необходимым ИКТ - оборудованием, получены АРМ, включающие в себя: электронные доски, ноутбуки с предустановленной операционной системой и комплексом всех учебных программ для начальной школы, многофункциональное устройство 3 в 1, мультимедийный проектор, электронные конструкторы – роботы, оборудование для проведения различных экспериментов на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях, модульные системы экспериментов на базе цифровых технологий (комплект «Биология»), цифровой микроскоп. Современное оборудование используется учителями для моделирования урока, ведения индивидуальной работы, мониторинга знаний учащихся.
Введен курс «Информатика и ИКТ» для всех учащихся со 2 по 4-й класс, способствующий активному внедрению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс, деятельности учителей по использованию ИКТ в своей работе.
Учителями начальных классов широко применяются инновационные формы организации учебного процесса – проектной и исследовательской деятельности с применением ИКТ. 88% преподавательского состава начальной школы прошли курсовую подготовку по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе. Большое внимание уделяется организации и поддержке самостоятельного изучения сотрудниками школы возможностей использования ИКТ, участию в обучающих семинарах.

Кроме того, новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Внеучебная деятельность в 1 классе школы представлена следующими направлениями:

1. Спортивно-оздоровительное направление - 2 часа в неделю; (Ступеньки здоровья, Ритмика).

2. Художественно-эстетическое направление – 5 ч в неделю; (Художественная аппликация, Кистевое письмо, Искусство сцены).

3. Научно – познавательное 1ч. (Риторика).

4. Военно – патриотическое 1 ч. (Юный патриот).

5. Общественно – полезное 1 ч. (Мир профессии).

Так же стандартом определены материально-технические условия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса.

Одним из требований является водоснабжение: приобретены кулеры. Сделано новое освещение. Соблюдается воздушно- тепловой режим. Приобретена новая мебель (шкафы, гардеробные) за счёт родительских средств.

Созданы санитарно-бытовые условия. Созданы условия для учителей (оборудованы учительские, методкабинеты).

Соблюдаются требования охраны труда. Созданы игровые зоны.

Организовано двухразовое питание первоклассников, что согласно СаНПиНу позволяет находиться в школе до трёх часов дня.

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет состав и структуру обязательных предметных областей и 5 – ти направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

2. Разработка, апробация и отработка новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций.

2.1. Расширение самостоятельности школ

Деятельность школы по этому направлению осуществляются в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно–педагогические кадры инновационной России.

Одним из направлений педагогической инноватики является создание технологичных, открытых образовательных систем, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. Ученикам с помощью сети Интернет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования.

Учителями начальных классов начато использование электронных дневников в рамках внедрения системы открытого образования ( ). Эта система взаимодействия между школьным и родительским сообществом позволяет вовлекать образовательное учреждение в процесс электронизации хранения и обработки данных. Осуществляется постепенный переход от стандартных бумажных форм обеспечения учебного процесса на электронные. С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, ведётся обратная связь родителей с классным руководителем Внедрение системы «Электронный журнал» позволило родителям принять непосредственное участие в образовательном процессе ребенка.

Современными реалиями нашей жизни стали такие понятия, как конкуренция образовательных учреждений, их конкурентоспособность, качество образования, социальный заказ.

С 2010 года Минобрнауки России ввелся в эксплуатацию электронный мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – мониторинг ННШ, ). Использование мониторинга помогает систематизировать аналитическую деятельность школы, способствует отслеживанию статистических показателей по разным направлениям работы школы.

В зависимости от задач инновационной деятельности (разработка, апробация, реализация, внедрение, отработка) на базе школы с 2011 гора работает районная экспериментальная площадка по теме: «Формирование универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС». Её создание способствовало формированию банка контрольно – измерительных материалов, обмену опытом через проведение семинаров, методических недель.

Как правило, работа образовательного учреждения в инновационном режиме обуславливает изменения и в системе внешних (социальных) связей. Появляется необходимость в системном взаимодействии с другими школами. Таким образом, школа становится открытой развивающейся системой.

3. Разработка, апробация и отработка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся.

Одним из направлений инновационной деятельности является:

3.1. Развитие системы поддержки талантливых детей

В настоящее время в России начала выстраиваться разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В нашей школе систематизирована работа по программе «Одарённые дети», практика дополнительного образования, начата работа по учету индивидуальных достижений обучающихся.

Внедрена система поощрения учителей, благодаря которым школьник добился высоких результатов (стимулирующие выплаты).

Работа с одаренными детьми ведётся в соответствии с планом работы МКОУ «СОШ №6» на каждый учебный год, планами работы методических объединений учителей-предметников.

Администрацией школы, руководителями МО, учителями проводится большая работа по вовлечению учащихся в конкурсы, олимпиады и другие познавательные мероприятия как муниципального, так и краевого и федерального уровней.

4. Разработка, апробация и отработка новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг.

4.1. Совершенствование учительского корпуса

В школе внедряется система моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства.

Система моральной поддержки – это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Система материальной поддержки – это не только увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Администрацией школы ведётся работа по стимулированию эффективного и результативного труда педагогических работников. Участники районных конкурсов «Учитель года России» «Сердце отдаю детям» и пр. отмечаются денежной премией. За результативность и эффективность работы по итогам полугодий производятся выплаты стимулирующего характера педагогическим и другим работникам школы за счёт экономии по фонду оплаты труда.

Еще одним стимулом стала аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. В нашей школе по новой форме уже аттестовались 6 учителей.

В настоящее время обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности.

Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации и роста профессионального мастерства руководителей и педагогов ОУ.

Стажировки уже работающих педагогов проходят на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации распространяется опыт лучших учителей.

5. Разработка, апробация и отработка учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования

5.1. Изменение школьной инфраструктуры

В рамках реализации проекта модернизации были выделены средства, которые использовались на:

    приобретение спортивного оборудования

    приобретение компьютерного оборудования

    оборудование медкабинета,

    пополнение фондов библиотек

    повышение квалификации профессиональной переподготовки учителей и руководителей

    обновление программного обеспечения

    приобретение ЭОР

    осуществление мер, направленных на энергосбережение

6. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это влияет на улучшение их здоровья. С 2010 году введен новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.

Соблюдаются гигиенические нормы организации учебно-воспитательного процесса:

а) особое внимание уделяется недельному объему учебной нагрузки;

б) продолжительности перемен;

в) продолжительности выполнения домашних заданий;

В школе идет планомерная работа по укреплению здоровья школьников. Для занятий физкультурой приобретен спортивный инвентарь. Организована работа по оптимизации спортивно-оздоровительной работы с учащимися. Ежегодно и в период каникул работает пришкольный оздоровительный лагерь.

Традиционными стали такие мероприятия: месячник оборонно-массовой и спортивной работы, месячник здоровья, конкурс на лучший спортивнй класс, самый здоровый класс, лучшего спортсмена, спортивные праздники, походы, массовые кроссы.

Подводя итоги можно сказать, что объем задач для нашей школы колоссален: изучить, разобраться, какие инновации необходимы, в чем их целесообразность; определить характеристики новых инновационных элементов; ресурсы; сформулировать новую инновационную цель; выяснить, какие следует принять решения, что необходимо сделать под эту инновационную цель; оценить свои возможности; определить механизмы запуска инновации; переосмыслить позиции, роли и др. Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования.

Литература и интернет-ресурсы:

    Закон Российской Федерации `Об образовании`

    Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. - М.: РИЦ `АЛЬФА` МГОПУ, 2002.
    Алексеев, С.В. Приоритетный национальный проект "Образование": к вопросу о некоторых проблемах педагогической инноватики и рискологии [Текст] / С. В. Алексеев // Петербургские педагоги в Приоритетном национальном проекте "Образование": опыт, достижения, проблемы / Ком. по образованию Правительства Санкт-Петербурга, С.-петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб.: СПб АППО, 2007. – С. 14-23.

    Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу [Текст] / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – C. 10-15.

    Белкин, А.С. Инновационные процессы в образовании [Текст] / А.С. Белкин, И.О. Вербицкая // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования: журн. теорет. и прикладных исслед. – 2007. – № 1(43). – C. 113-121. Центр развития инноваций Института гуманитарного образования

12. образовательный портал «Инновации в образовании»