Основные группы героев картины васнецова баян. Интерактивная галерея. Cайт художника. Виктор Михайлович Васнецов. Описание картины Баян кисти Васнецова Виктора Михайловича

«Баян» 1910 г. Холст, масло 303 х 408 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины Васнецова В.М. «Баян»

«Баян» — работа Виктора Михайловича Васнецова, которая в наше время украшает коллекцию Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

Художник с любовью работал над темой русской истории.

На холсте взгляду зрителя предстает холм, на котором разместились люди в доспехах после очередного боя.

Справа на картине Васнецов расположил и самого рассказчика Баяна, в руках у которого гусли. Он повествует слушателям о минувших ратных битвах, о подвигах русских богатырей.

Позади холма виден лес, речка, луг. Все это надо отстоять русским богатырям, чтобы будущие поколения могли радоваться жизни.

Вероятно, скоро ожидается битва, и сказитель Баян вдохновляет защитников на победу. Лица у всех напряженные, сосредоточенные. Слепому Баяну словно внемлют не только воины, но и грозовое небо, и сильный ветер. Они вторят его повествованию о больших битвах и доблести русского народа.

Среди воинов восседает князь Игорь, глядящий вдаль. Рядом с полководцем сидит задумчивый старец, перед старцем сидит княжеский сын.

Художник хотел передать сплоченность рассказчика и дружины. За холмом находятся остальные дружинники, они тоже внимательно слушают Баяна.

Перерыв в сражениях, музыка и песня – это успокоение в военной жизни.

Васнецову удалось прекрасно отобразить тот период времени, когда дружина отдыхает и набирает сил перед новым сражением. В этом сюжете проскальзывает и мысль о том, что искусство одерживает победу над смертью и болью, заполняет разум людей красотой и душевностью.

Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.

Некоторые, например, Нестеров, подвергли её резкой критике, указывая на закат творчества Васнецова. Другие, как Брюсов, напротив, восторгались ею.

Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Панорамность просторов Руси, изображённая на этой картине, обозначает собирательный образ российской природы. Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли.

Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. В частности, именно он является главным персонажем «Слова о полку Игореве», хотя из своего персонажа автор картины сделал собирательный образ. Его фигура резко выделяется среди остальных.

Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру.
Кстати, рассматривая как-то свой почти написанный холст, Васнецов подумал, не слишком ли «власы вьются», однако, поразмыслив, что для былины чрезмерное - нормально, оставил Баяна как есть.

В отличие от главного героя произведения, окружающие певца богатыри неподвижно сидят, заворожено застыв перед силой голоса оратора. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков. Одно из изображенных Васнецовым лиц было написано с сына живописца, Владимира.

Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Баян», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Виктор Михайлович Васнецов, один из выдающихся русских художников XIX века, прожив долгую и плодотворную жизнь, познал и восторженное преклонение, и холодную неприязнь, граничащую со злобными нападками. Он был первым из отечественных живописцев, посвятивших свой талант былинно-сказочному жанру - новому, не сразу понятому современниками. Впоследствии его назовут «истинным богатырём русской живописи».

Одна из поздних работ художника

Наверное, многим приходилось в школьные годы писать Васнецова «Баян». Все мы её знаем и любим. Это одна из поздних работ художника, созданная на основе ряда памятников древнерусской письменности, в частности «Слова о полку Игореве». Трудиться над ней автор закончил в 1910 году, но известно, что мысли о создании картины появились у Васнецова ещё за тридцать лет до этой даты, однако осуществить задуманное он не смог.

Когда же работа была завершена, картину представили широкой публике. Мнения разделились. Не все смогли сразу понять и оценить глубину произведения. Даже такой знаток живописи, как Нестеров, выступил с критикой. Он предрёк скорый упадок в творчестве автора. Другая же часть интеллигенции во главе с Брюсовым горячо приветствовала картину. Известный в то время критик Семенович опубликовал целое восторженное сочинение по картине Васнецова «Баян».

Кто это такой

Баян ─ слепой певец, который под звуки гуслей ведёт поэтические повествования о днях минувших. Его пение ─ это не развлекательное действие, а своего рода устная летопись, положенная на музыкальную основу. Но баян не только повествует о прошедшем. В его песнях заложены скрытые пророчества о том, что ждёт впереди. Баян ─ это ещё и предсказатель будущего, пророк, или, как говорили в старину, «вещун». Его почитали и боялись, как и всякого, кто общается с потусторонними силами. А он явно был с ними в ладу, иначе откуда эти тайные знания?

Картина Васнецова «Баян» представляет народного персонажа дохристианской, языческой Руси. Свою песнь он поёт, взывая к прося у них помощи и заступничества. Это не молитва, а заговор волхва-кудесника. Тяжела и опасна жизнь среди бесчисленных полчищ степных кочевников, взирающих на Русь своими жадными глазами. Одна надежда ─ на князя с его дружиной. Вот и благодарит в своих песнях баян народного защитника и его верных товарищей.

Васнецов, «Баян». Описание

Эта работа заслуживает пристального внимания. Картина Васнецова «Баян» величественна и монументальна. Грандиозности замысла соответствует масштаб исполнения. Дело не только в размерах полотна, но и в композиционном решении, и в цветовом. Оно притягивает взгляд и завораживает.

Пейзаж, на фоне которого Васнецов помещает своих героев, воплощает собирательный образ России с её бескрайними просторами. Центральная часть картины, холм, воспринимается как скульптурный постамент для фигур, расположенных на нём.

Каждый, кто берёт на себя труд писать сочинение по картине Васнецова «Баян», прежде всего останавливается на фигуре седовласого старца, вдохновенно вещающего под звуки гуслей. Пальцами одной руки он перебирает струны, а вторая вскинута вверх. Жестом подчёркивается грандиозность описываемых событий.

Выражение в картине

Расположившиеся полукругом воины внимают его пению. Лица их задумчивы, полны осознания сакральности момента. В кругу воинов выделяется величественная фигура князя, гордо смотрящего вдаль. В картине выражена преемственность поколений, защитников отечества. Перед нами предстают и старец, и молодые воины, и мальчик, задумчиво слушающий пение. Бегущие по небу облака придают картине ощущение напряжения и скрытого драматизма.

Языческому периоду истории Руси посвящено не одно научное сочинение. По картине Васнецова «Баян» можно судить, насколько высок в обществе интерес к этой теме. Он объясняется желанием заглянуть в истоки нашей национальной самобытности. Без этого невозможно понять законы развития культуры.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) хорошо известен любителям русской живописи. Его картины "Три богатыря", "Иван Царевич на сером волке", "Аленушка", "Илья Муромец" красочно и очень живо иллюстрируют старинные былины, сказания и весь русский эпос с его самобытной историей.

Картина "Баян" (1910) также посвящена фольклорно-исторической теме. Ввиду того, что эта работа стала завершающей в столь успешном для художника цикле картин, о ней известно незаслуженно мало. Давайте исправим досадное упущение!

Картина "Баян" создана по мотивам "Слова о полку Игореве", повествующего о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году. Седовласый старик справа – это Баян, певец-сказитель. Он развлекает князя и его воинов во время их недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и преданий, он умеет увлечь слушателей и песней, и неподражаемой манерой рассказчика. Васнецов изобразил певца Земли Русской в тунике и лаптях, подчеркнув тем самым его связь с простым народом.

Князя Игоря на картине "Баян" легко узнать по головному убору: его голову укрывает шапка, а не доспехи. Князь задумчив, в его глазах читается грусть и сомнение. Из уроков истории всем известно о феодальной раздробленности, царившей в то время на Руси. Небольшое войско Игоря не сумело оказать достойное сопротивление половцам. Очень скоро князья поймут, что их сила в единении. А пока, переживая горечь поражения, князь Игорь находит краткое забвение в увлекательных речах Баяна.

Остальными впечатлениями от картины "Баян" с удовольствием поделюсь с Вами в следующей части.

Описание картины Васнецова «Баян»

В основе картины Васнецова «Баян» - один из былинных одноименных героев.
Он знаменит тем, что был умелым сказителем.
Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве».
Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину.
Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.

В центре картины - холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины.
Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание.
При этом он играет на гуслях.
Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают.
Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом.
К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься.
Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое.
Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.

В самом центре этой группы сидит князь.
Лицо его выглядит суровым.
Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика.
Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно.
Его взгляд также устремлен вдаль.
Наверное, он представляет себя храбрым воином.
Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость.
За его спиной стоит старый казак.
Он слушает старца, подперев голову руками.
Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.

Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля.
Просторы ее бесконечны.
Видны молодые деревья, которые делают картину буквально «живой».
Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения.
Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо.
Кажется, что даже оно слушает Баяна.
Его длинные волосы треплет ветер.
От этого картина получилась необычайно реалистичной.

Картина «Баян» пропитана любовью к русской земле, благодарностью воинам за их славные победы во время защиты своей отчизны от непрошенных гостей.