Ночь истории в музее зачем. Акция "Ночь музеев" ("Ночь в музее"). Справка. Ночь музеев в исторических усадебных комплексах

18 мая во всем мире отмечают Международный день музеев. Этот день был учрежден в мае 1977 г. на XI Генеральной конференции Международного совета музеев в Москве по инициативе советской делегации. В преддверии этого дня во многих странах мира и по всей России проходит акция "Музейная ночь" или "Ночь музеев" (в Москве она называется "Ночь в музее").

Еще в 1970-х гг. в Европе в мае музеи традиционно открывали двери для бесплатного посещения, а порой, когда народ не успевал осмотреть экспозицию, даже продлевали время работы. Тогда эта акция называлась "Весной музеев".

В 1997 г. в Берлине прошла первая официальная акция, вошедшая в историю как "Долгая ночь музеев" (Lange Nacht der Museen). Это художественно-просветительское мероприятие проводится в Берлине дважды в год в последнюю субботу января и августа.

Администрация города Берлина приняла решение в этот день пускать посетителей в музеи бесплатно, а экскурсии проводить всю ночь напролет. Идея имела большой успех и уже в следующем году к акции присоединились еще 20 городов Германии.

История ночных музейных гуляний, приуроченных к Международному дню музеев , в Европе началась в 2001 г. в Париже и стремительно завоевала популярность во всех главных европейских столицах.

Чтобы объединить и структурировать акцию, для нее стали давать темы - "Пять чувств", "Тайные откровения" или "История и истории". Музеи Европы организовывали выставки и ярмарки, театрализованные представления, перформансы, маскарады и концерты.

Так, в 2003 г. в Австрии в рамках праздника огромный интерес вызвала коллекция князя Лихтенштейна Ханса Адама II, который выставил полотна Рубенса, в том числе знаменитую картину "Венера перед зеркалом".

В 2004 г. самым популярным и посещаемым музеем Германии стал Берлинский кафедральный собор, его посетили более 22 тысяч человек. В 2005 г. в "Долгую ночь музеев" в течение вечера и ночи по одному билету можно было обойти более сотни берлинских музеев.

фото Майи СимакинойВне времени и пространства. Как прошла «Ночь музеев» в Москве «Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем». Лев Николаевич Толстой .

На протяжении двух последних столетий это утверждение великого русского писателя было абсолютно верным. Сейчас, пожалуй, я бы поспорила.

В третьем тысячелетии, само определение «искусства» стало настолько размытым, что уже сложно найти ту самую грань, где кончается искусство и начинается наука или компьютерные технологии. Современному зрителю уже недостаточно просто пройтись по тихим залам и молча созерцать шедевры мировой живописи или архитектуры. Современный зритель хочет действия, он хочет быть участником процесса. Видеть искусство, слышать искусство, быть частью этого самого искусства.

В этом году «Ночь музеев» я провела в столице и прошлась по трем абсолютно разным музейным площадкам. Вечер, плавно переходящий в ночь. Сонное дождливое утро. Три музея: Центр современного искусства МАРС, Новая Третьяковка и Центр дизайна Artplay. Будущее уже наступило

Центр современного искусства МАРС, пожалуй, одна из самых нестандартных музейных площадок. Здесь представлены принципиально новые арт-форматы: аудиовизуальное искусство, видео арт, видео инсталляции, диджитал арт и VR-арт (виртуальная реальность). В «Ночь музеев» МАРС порадовал «космической» программой и DJ сетом от модного российского трубача Максима Пустовита.

Несмотря на жесткий тайминг, в МАРСЕ я провела два незабываемых часа. Посмотреть на мир глазами инопланетянина? Оказаться на другой планете? Узнать, как выглядят нейронные сети? Невозможное становится возможным благодаря выставке Generative Gallery.

Семь работ digital художников со всего мира в формате видеопроекции. Семь медитативных, завораживающих, полностью трансформирующих сознание проектов.

«Живая» аудиовизуальная сущность, - так художники определили основную идею выставки. Она может существовать одновременно в разных местах, объединяя художников и зрителей в любой точке земного шара.

Кто сказал, что картина должна быть двумерной? На холсте? В рамке? Изображение плоским? Совершенно необязательно.

На выставке «Виртуальные зеркала Константина Худякова» представлены работы с 3D-эффектом. Странные, причудливые композиции, объемные и светящиеся в темноте, оживают в зеркалах, когда ты приближаешься к ним. Вы думаете, что создать свой виртуальный аватар, это что-то из области научной фантастики? Нет, нет и еще раз нет. На выставке «Моя виртуальная скульптура» каждый может стать художником в виртуальном пространстве и создать свою скульптуру.

Надеваем шлем виртуальной реальности, переступаем через лазерную решетку (это совсем не больно, но немного жутковато поначалу) идем к красной точке и.. видим себя. Ты в матрице. Ты и твоя виртуальная скульптура. Очень хотелось остаться в «будущем» еще немного, послушать космические сеты, но нужно было двигаться дальше.

«Вечная классика» с поправкой на время и тренды.

Следующей культурной остановкой стала Новая Третьяковка. Как заметили столичные СМИ, в этом году в «Ночь музеев» Новая Третьяковка установила рекорд посещаемости, превзойдя даже результаты «старой» Третьяковки. Отмечается, что музей на Крымском Валу посетило более 10 тысяч человек. Так чем же привлекла, казалось бы, одна из самых консервативных столичных музейных площадок? А тем, что она давно уже перестала быть консервативной.

Музей стал гораздо современнее, понятнее для массового молодого зрителя. Та зловещая тишина, свойственная олдскульным музеям, сменилась шумной, молодежной толпой, оживленно обсуждающей экспозиции. Во дворе музея звучали треки хип-хопа и r’n’b, молодые ребята танцевали.

Новая Третьяковка порадовала интересной культурной программой для всей семьи. Для детей - воркшопы и мастер-классы, для взрослых - ток-шоу о культуре нулевых с участием Дениса Симачева , Андрея Бартенева и Татьяны Геворкян. Третьяковка специально к акции подготовила экспозицию, посвященную искусству 2000-х. Выставка объединила совершенно разные работы многочисленных стилей и жанров. От масштабных полотен Виноградова и Дубосарского с отголосками соцреализма, нарочито утрированного и слегка абсурдного до восковой Анны Курниковой в прыжке под стеклянным колпаком.

Монументальная живопись, странные арт-объекты, граффити, фотоработы - все смешалось в слегка сумбурной, но точно отражающей самобытную культуру первой десятки нового тысячелетия. Кураторы Третьяковки накануне одного из ожидаемых событий 2018 года - чемпионата мира по футболу - организовали выставку, посвященную спорту в искусстве «Футбол и не только». В экспозиции представлены работы известных советских художников и скульпторов, таких как Александр Дейнека и Иосиф Чайков, которые были страстными спортивными фанатами.

Советские футболисты, хоккеисты, гимнасты. Стройные, спортивные физкультурницы и баскетболистки. Строгая статика и пластичная динамика. Ближе к полуночи довольные зрители, получившие мощный «культурный» заряд, стали расходится по домам. Статистика не врет, цифры говорят сами за себя. Более 10 тысяч посетителей за «ночь» и большинство их них те, кому еще не исполнилось 40. Успеть за два часа

Утро наступило, а моя ночь музеев еще не закончилась. Следующей культурной станцией стал центр дизайна Artplay.

Три мультимедийных выставки в одном флаконе. За два часа перед глазами проплывают работы художников импрессионистов и модернистов, великого и ужасного Босха и гремучая смесь из картин известных художников, приправленных психоанализом Зигмунда Фрейда .

Чем же привлекает современного зрителя формат мультимедийных выставок?

Секрет прост. Ты сидишь, развалившись на кресле-мешке, а тебе показывают, а кое-где еще и рассказывают. Ты можешь есть попкорн, пить кофе и делать сэлфи, а в это время на экране эффектно, да еще и с музыкальным сопровождением, проплывают картины известных художников.

Герои на полотнах оживают. Балерины Дега кружатся в танце, абстрактная геометрия Кандинского и Малевича становится динамичной и трехмерной, а безумный мир Босха становится понятнее, когда появляется возможность в мельчайших деталях рассмотреть триптих «Сад земных наслаждений».

Среди огромного разнообразия форматов, стилей, жанров и направлений в искусстве, каждый зритель может выбрать тот арт, который цепляет и вдохновляет, расслабляет и заставляет задуматься, расширяет границы сознания и подсознания.

И как справедливо заметил кто-то из великих философов: «Искусство - как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно».

Идея праздника возникла в 1970-х гг., когда в Европе музеи традиционно открывали двери для бесплатного посещения с целью привлечения посетителя, который непременно вернётся в понравившейся ему музей, уже купив билет. Тогда эта акция называлась "Весной музеев" и проходила, как и сейчас, в 18 мая в Международный день музеев. В 1997г. в Берлине эта традиция возобновилась в немного трансформированном виде - с целью повышения привлекательности города для туристов и имел название «Длинная ночь музеев» (Lange Nacht der Museen).

В начале в нем участвовали всего пара десятков музеев. Но первая «ночь» имела большой успех и уже в следующем году к акции присоединились еще 20 городов Германии. Со временем «Длинная ночь музеев» приобрела характер фестиваля, который постоянно набирал обороты. Сейчас «Длинная ночь» в Берлине проводится два раз в год и привлекает множество зрителей.

В конце XIX века здесь, в Берлине, был построен уникальный музейный центр, так называемый «остров музеев»: несколько мощных зданий в классицистическом стиле под разные коллекции. К тому времени немецкая археология (и по сей день едва ли не ли не сильнейшая в мире) накопила несметные богатства: целые храмы из Вавилона, сотни египетских мумий, шедевры античного зодчества, да и своя история уже имелась.

Но со временем музеи перестали вызывать определённый интерес у посетителей. Экспозиции стали ассоциироваться с рутиной, скукой и пылью времён.

Тогда сотрудники музеев решили показать посетителям другие музеи - своеобразное развлекательное и культурное действо. «Длинная ночь Музеев» была призвана не просто показать исторические, археологические или живописные коллекции.

В дополнение к обычным экскурсиям по действующим экспозициям, выставочные площадки города приготовили зрителям специальную ночную программу: концерты, лекции, музыкальные выступления, театральные постановки, демонстрации фильмов, чтения, перформансы, мастер-классы, открытые для посещения художественные мастерские.

Превратившись в традицию, впоследствии фестиваль стал общеевропейским проектом и ежегодно проходит не только в Германии, но и во многих странах Европы. Одна из основополагающих целей - ознакомить людей, привлечь и заинтересовать культурным наследием мира.

Современное название ежегодная акция получила в 2005 г.: французы предложили сделать музейно-выставочную акцию "Ночь музеев" международной и в том же году эта идея была утверждена Советом Европы. Акция поддерживается Международным Советом музеев (ICOM) и проводится под патронажем Совета Европы.

В 2005 году в акции приняли участие 750 музеев Франции и 500 музеев Европы. В этом же году к миру присоединилась и Беларусь.

Уже в 2006 г. участниками проекта стали более 2 тысяч музеев из 38 стран мира. В юбилейную 30-ю Длинную ночь Музеев в Берлине (28 января 2012 г.), регулярно проводимую уже на протяжении 15 лет, организаторы встретили почетного миллионный посетителя.

В 2009 году в акции участвуют уже 2300 музеев Европы, в том числе, Франции и России. В России в акции «Ночь в музее» принимает участие более 100 арт-организаций (федеральные, городские и частные музеи и галереи). Мероприятия различались по масштабу: некоторые из них были массовые, а некоторые предназначены для 20-30 человек, и записываться на них нужно заранее.

Ежегодно каждый из музеев пытается создать своё, особенное культурное действо - возможность в неформальной обстановке пообщаться с друзьями и искусством.

Двери для посетителей накануне вечером открыли и многие московские музеи, передает корреспондент «МИР 24» Елизавета Генералова.

Очередь в музей изобразительных искусств имени Пушкина люди занимали еще засветло. Ведь главная тема акции в этом году – «Шедевры из запасников». Посетители экспозиции смогли увидеть вещи, которые раньше были скрыты в хранилищах. Например, скульптуру «Бог Вишну с предстоящими», гравюру Кацусики Хокусая, а также картину «Бегство в Египет» Бартоломе Эстебана Мурильо.

Можно было не только полюбоваться на шедевры из запасников, но и узнать их историю. Специальные лекции провели сотрудники музея.

«В частности, я буду представлять картину испанского художника XVII века Мурильо. Она выставлялась в Эрмитаже, ее покупала Екатерина. Чисто художественно она является заключительным акцентом в творчестве Мурильо, поскольку она одна из самых поздних произведений мастера», – говорит заместитель заведующего отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Светлана Загорская.

Вот с постоянной экспозицией гостей познакомили участники клуба юных искусствоведов. «Мне очень интересно работать с людьми, рассказывать им что-то новое об исторических событиях, произведениях искусства», – говорит член клуба юных искусствоведов Виктория Спасенова.

Для этой ночи каждый музей приготовил свою культурную программу. Пока в Пушкинском экскурсии проводят школьники, буквально через дорогу, в галереи Ильи Глазунова, проходит бал.

Здесь можно было погрузиться в атмосферу XIX века и вместе с участниками клуба исторической реконструкции познакомиться с правилами придворного этикета. Все желающие также смогли научиться танцевать вальс, полонез, мазурку и кадриль.

«Я прилетела из США. Мне очень повезло попасть на «Ночь музеев». Здорово, что здесь можно потанцевать и познакомиться с творчеством российских художников», – говорит туристка.

В Москве к акции «Ночь музеев» присоединились около 200 площадок. К некоторым из них выстроились многокилометровые очереди. Так, например, чтобы познакомиться с историей медицины люди были готовы ждать у входа по четыре часа.

Под руководством студентов-медиков тут можно было собственноручно сделать трепанацию черепа, зашить рану и ампутировать конечность.

Посетители тренировались не только на муляжах, но и на частях тел животных. За ночь пациентами импровизированной операционной стали три свиньи.

«Практически вы можете ощутить себя доктором любой эпохи. У нас тут и чумной цирюльник, и кунсткамера, и муляжи XIX века, на которых видны различные кожные болезни. Аптека средневековая, где посетители сами готовят лекарства», – говорит заведующий кафедрой истории медицины музея имени Евдокимова Константин Пашков.

Экскурсоводы признались, что эта часть выставки не для слабонервных: двое посетителей упали в обморок от увиденного. Зато от этой «Ночи музеев» у них точно остались незабываемые впечатления.