Микеланджело потолок сикстинской капеллы краткое описание. Сикстинская капелла: драгоценная шкатулка Ватикана. Капелла может быть воссозданием древнего храма

Пожалуй, это тот самый случай, когда внешний облик совершенно не соответствует внутреннему содержанию. Уж слишком велик контраст между "упаковкой" и наполнением. На мой взгляд, во всем Риме, да что там в Риме, во всей Италии вы не встретите такого диссонанса, такого нарушения гармонии, такого сочетания не сочетаемого... Внешняя сдержанность, я бы даже сказала, неприглядность вкупе с внутренним поистине бесценным великолепием.

Думаю, что по названию моей статьи вы уже догадались, о чем идет речь. Правильно, о Сикстинской капелле, которая для меня лично является выражением мысли о соединении человеческой души и тела. Олицетворением того, сколь богат и насыщен может быть внутренний мир человека при всей его внешней простоте и неприметности.

Итак, капелла. Через 21 год после ее освящения возникла потребность в укреплении этого строения, и с тех пор оно претерпело немало изменений. Возводились опоры для дополнительного укрепления стен, создавались различные надстройки, реставрировались фрески. Еще бы, ни одно здание не может простоять нетронутым в течение 5 веков. Даже крепость.

Давайте немного постоим у капеллы и повнимательней посмотрим на ее внешний облик.

Внешний облик

Как я уже говорила выше, Сикстинская капелла задумывалась в качестве оборонительного сооружения, но так же служила домовой церковью для пап.


Здание имеет прямоугольную форму и в точности повторяет размеры Храма Соломона – 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Так указано в Ветхом Завете.

У крепости не может быть никаких особых изысков в отличии от дворца, поэтому все лаконично, строго и аскетично. Кстати, присмотритесь повнимательнее. Форма капеллы вам ничего не напоминает? Лично у меня возникают ассоциации со шкатулкой викторианской эпохи. Строгая классика, "рубленный" дизайн, ничего лишнего.


Папская домовая церковь имеет 3 этажа.

Первый этаж – очень прочен и основателен, с толстыми и высокими стенами, характерными для оборонительных сооружений тех времен.

На втором этаже мы с вами видим стрельчатые окна, благодаря размеру которых внутри капеллы всегда достаточно воздуха и света.


Третий этаж был караульным помещением, поэтому вместо окон здесь находится множество бойниц, которые служили отверстиями для ведения огня по мишени. Когда-то это помещение не имело крыши, галерея была открыта, но со временем было принято решение о возведении защитного покрытия, чтобы природные явления не испортили бесценные росписи.

Знаменитые росписи Сикстинской капеллы... это ее душа. Тот самый духовно-богатый внутренний мир, о котором я говорила в самом начале. След трех гигантов эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело. Неоценимый подарок, оставленный нам в наследство. Живая легенда, чудо, так бережно хранимое на протяжении пяти веков, чтобы сегодня мы с вами сказали: "Да, чудеса там, где в них верят и чем больше верят, тем чаще они случаются".

Внутреннее убранство


Как я уже говорила, чудо капеллы заключено в трех великих именах. В трех неповторимых художниках, каждый из которых внес свой вклад в роспись этой церкви. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но эти три гиганта сыграли свою особую роль в том, чтобы словосочетание "Сикстинская капелла" стало самым известным словосочетанием в мире.

Но, господа, мы же понимаем, что всего этого никогда бы не произошло, не примирись Папа Сикст с Лоренцо Медичи. Ведь все трое вышеупомянутых мастеров являлись представителями именно флорентийской школы живописи. И, конечно, ни один из них не переступил бы порога капеллы, не усмири Папа свою гордыню.

А теперь давайте я расскажу вам про участие в этом грандиозном проекте каждого из трех гениев.

И начнем мы с Боттичелли.

Фрески Сандро Боттичелли

Думаю, многие из вас знают картину "Рождение Венеры".


Так вот этот шедевр есть творение рук выдающегося художника эпохи Возрождения, итальянца – Сандро Боттичелли, настоящее имя которого было Сандро Филипели.


Боттичелли (или "бочонок" по-итальянски) – прозвище, доставшееся ему по наследству от старшего брата-толстяка.

Сандро очень быстро снискал себе славу талантливого портретиста и стал известен не только во Флоренции, но и за ее пределами. Папа Сикст IV, впечатлившись его работами, распорядился поставить художника во главе проекта по росписи Сикстинской капеллы, которую к тому моменту уже успели достроить.

И вот в 1481 году группа мастеров под предводительством Боттичелли прибыла в Рим. Компания была небольшая, всего-то 3 художника: Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, и сам "Бочонок". Плюс несколько их помощников.

Еще один, четвертый и последний "фигурант" этого дела, Пьетро Перуджино из Умбрии, прибыл в раньше и уже начал работы в капелле.


На тот момент Перуджино был одним из самых прославленных мастеров и входил в число лучших художников Италии. Кстати, самым известным его учеником был Рафаэль.

Но вернемся к нашей теме.

Задача заключалась в следующем – расписать стены папской церкви фресками, проводящими параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как взаимосвязь Ветхого и Нового завета. Художники рьяно взялись за дело. Работы длились год, и в результате было создано 16 картин, 4 из которых не дошли до наших дней по определенным причинам.

И сейчас мы рассмотрим повнимательней эти настенные росписи, включенные в список всемирного наследия и находящиеся на втором ярусе. Возможно, они несколько блекнут на фоне грандиозного потолка Микеланджело и его сцены "Страшного суда", но поверьте, без этих уникальных изображений капелла не представляла бы из себя такого целостного и потрясающего зрелища.

Я расскажу вам о северной и южной стенах, которые при входе в папскую церковь будут находится слева и справа от вас соответственно.


Второй ярус

  • Северная сторона – отдана под цикл истории Спасителя и включает в себя 6 фресок, в том числе и одну фреску Боттичелли, на которой я остановлюсь подробней. Давайте посмотрим на каждую из них, начиная от алтаря и двигаясь по направлению к выходу.
Крещение Христа (Перуджино)

Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)

На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия.

  • Первый (слева вверху) – дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод.
  • Второй (в центре вверху) – дьявол, под личиной того же отшельника, пытается заставить Иисуса броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите.
  • Третий (справа вверху) – дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет дьявола, и тогда тот предстает в своем истинном обличье.
  • На переднем плане мы видим юношу, исцелённого от проказы, который приходит к верховному жрецу Храма, дабы явить это чудо и рассказать о своём очищении. В руках молодой человек держит жертвенную чашу. Две женщины подносят другие ритуальные предметы - жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец символизирует Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь во искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.
Призвание первых апостолов (Гирландайо)

Нагорная проповедь (Росселли)

Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)

Тайная вечеря (Росселли)

Цикл завершался фреской "Воскресение" работы Гирландайо на стене над выходом. Но дело в том, что 1522 г. обрушилась балка, так называемый архитрав, и эта фреска была уничтожена. Пришлось перерисовывать. Правящий на тот момент Папа Григорий XIII сделал заказ на роспись по той же теме другим, малоизвестным художникам.

  • Южная стена – история пророка Моисея, также состоящая из 6 фресок. Давайте я вам их покажу. Направление, как и в случае со стеной северной, от алтаря к выходу.
Путешествие Моисея в Египет (Перуджино)

Призвание и испытания Моисея (Боттичелли)

Здесь изображены несколько эпизодов жития Моисея.

  • Справа пророк убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню.
  • В центре картины Моисей помогает дочерям священника подойти к колодцу, он прогоняет пастухов, которые не пускали девушек
  • В левом верхнем углу пророк снимает обувь и слышит глас Божий, приказывающий ему вернуться в Египет и освободить свой народ
  • В левом нижнем углу – сцена, как Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную.
Переход через Красное море (Росселли)

Получение Моисеем Скрижалей Завета (Росселли)

Наказание восставших (Боттичелли)

Основная тема картины – восстание левитов против правления Моисея и его брата-сподвижника Аарона.

  • Справа изображены Моисей, мятежники и Иисус Навин (не путать с Иисусом Христом!), преграждающий им путь.
  • В центре мы видим пророка в папской тиаре, который изгоняет заговорщиков.
  • Слева земля поглощает предводителей заговора

На мой взгляд, примечательным является тот факт, что эта фреска расположена напротив эпизода «Вручение ключей Святому Петру», который был задуман как символ легитимности папской власти. Таким образом, "Наказание восставших" – это своего рода послание и даже предостережение вероломным, задумавшим посягнуть на власть Святого Престола

Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли – один из помощников основных мастеров)

Цикл завершался фреской "Спора над телом Моисея" работы Синьорелли на стене над выходом. Но как я уже говорила, в 1522 г. произошел неприятный инцидент с обрушением архитрава и наряду с фреской Гирландайо "Воскресение" была уничтожена и эта сцена из жития Моисея. Впоследствии она также была реанимирована силами других, малоизвестных художников, по заказу Папы Григория XIII.

Ну вот, господа, мы с вами изучили второй ярус Сикстинской капеллы и теперь, если вам посчастливится и вы попадете в эту сокровищницу мирового искусства, вам не понадобится даже аудиогид, вы сами будете в состоянии рассказать кому угодно, что изображено на северной и южной части папской церкви.

Третий ярус

Но ваш рассказ будет неполным, если мы не рассмотрим повнимательнее третий ярус, тот, который с арочными окнами. Посмотрите повыше, видите мужские изображения в проемах между окнами?


Это портреты первых понтификов, и выполнены они теми же мастерами, о которых я вам только что рассказала – Боттичелли & Co.

Вот для примера портрет Папы Сикста II работы Боттичелли.


С каждой стороны имеется по 12 изображений, еще 4 находятся на стене над входом вместе с двумя фресками, о которых я упоминала раньше. Вот как это выглядит:


Оставшиеся 4 портрета пап были погребены под фреской "Страшный суд". Но, уверена, мир не скорбит по этому поводу. Эти жертвы оказались оправданы тем бесценным шедевром, который оставил нам в наследство Микеланджело.


Потолок и "Страшный суд" Микеланджело

Все началось со строительных раскопок, имевших место в 1504 году неподалеку от Сикстинской капеллы. В результате этих действий, потолок папской домовой церкви был сильно поврежден и покрылся трещинами. Началась реконструкция, которая привела к тому, что возникла потребность обновить и роспись потолка (на тот момент это были сверкающие звезды на ночном небе). Однако у правящего Папы Юлия II возникла другая идея.


Более масштабная. С размахом, так сказать. Он решил расписать свод по-новому и в самом что ни на есть величественном стиле.

1506 год. Весна. Скандал.

Серьезная размолвка между Микеланджело и Юлием II из-за масштабного проекта папской гробницы, статуи для которых понтифик заказал скульптору.

Буонарроти вкладывает колоссальное количество времени и сил, проводит несколько нелегких месяцев в Карраре для того, что лично подобрать лучшие сорта мрамора.


С этим проектом он связывает большие надежды. И тут как гром среди ясного неба – Юлий II отказывается платить за привезенный мрамор!

После эмоциональной сцены объяснения с Папой, Микеланджело в бешенстве покидает . Он возвращается во Флоренцию. И только после неоднократных просьб, требований, увещеваний и призывов Юлия вернуться, скульптор с ним встречается и, поостыв, даже просит прощения за свои дерзкие слова.

Но о продолжении работ над гробницей речи уже не идет.

Если верить Джорджо Вазари (итальянский художник и писатель), то подножку мастеру подставит его недоброжелатель – любимый архитектор понтифика Донато Браманте.


Именно он убедит Папу в том, что строить гробницу при жизни плохая примета. И именно он предложит кандидатуру Микеланджело на роспись потолка капеллы.

План интригана расчетлив и коварен – полностью дискредитировать в глазах общественности известного скульптора, ведь Микеланджело никогда не занимался живописью, а значит должен был потерпеть сокрушительное фиаско. Браманте жаждет убрать хотя бы на время со своего пути этого талантливого выскочку и сам заняться гробницей Папы.

Но из писем флорентийца Пьеро Росселли, адресованных Микеланджело, вырисовывается иная картина. По его словам, следует, что именно Папе пришла в голову мысль поручить роспись свода Сикстинской капеллы Буонарроти. Что до Браманте, то тот, напротив, пытался отговорить Юлия от этой безумной затеи, утверждая, что скульптор не справится. У архитектора был свой протеже на этот проект – его друг и родственник Рафаэль Санти. Но Росселли вступился за честь земляка, и судьба Микеланджело была решена.

В общем, господа, история покрыта мраком. И до сих пор исследователи не могут придти к единому мнению, почему же все-таки для этой глобальной цели был выбран скульптор, а не какой-нибудь известный художник.

Как бы там ни было, в апреле 1508 году Микеланджело подписывает договор с Папой и приступает к работе.


И сразу сталкивается с первой серьезной проблемой.

"Летящие леса"

Отмена служб на время росписи не входила в планы Понтифика, поэтому возникла потребность в лесах особой конструкции – таких, чтобы художники не мешали священникам в их традиционной процедуре служения Господу.

И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Он берется выполнить поставленную задачу и проектирует леса таким образом, что по его задумке мостки должны подвешиваться на канатах. Но упс, мостки не могут быть прибиты к воздуху, в подвешенном состоянии они имеют свойство раскачиваться. Да, незадача...И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Довольный собой, он презентует идею Микеланджело, но тот лишь смеется при виде этого плода инженерной мысли. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Заделать их будет невозможно. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте? На этот вопрос у архитектора не нашлось ответа.

Ситуация довольно деликатная, так что дело решают отправить на рассмотрение Папе, который встает на сторону Микеланджело и приказывает ему сконструировать и возвести подмостки по собственному проекту. И тот блестяще справляется с этой задачей. Гений проектирует так называемые "летящие" леса - настил, опирающийся на крепления, которые, по задумке Буонарроти, должны были быть вмонтированы в стены около окон при помощи совсем небольших отверстий.


Под лесами Микеланджело планирует натянуть экран из ткани для предотвращения падения краски и раствора вниз.

Эта же конструкция будет использована в наши дни для реставрации свода капеллы.

Некоторые источники утверждают, что великий художник работал лёжа. Но это не так. Микеланджело делал роспись стоя, запрокинув голову назад. Четыре года, проведенные в таком положении, дадут о себе знать артритом, сильным сколиозом и инфекцией ушей от постоянно падающей сверху краски.


Помимо этого, гений эпохи Возрождения сильно испортит зрение и долгое время будет читать и рассматривать рисунки снизу вверх прямо над головой.

Но вернемся к нашей истории.

Скульптор приступает к процессу росписи после нескольких месяцев подготовки эскизов рисунков, возведения лесов, обработки поверхности для нанесения изображений.

Кстати, сказать, что у Микеланджело на момент начала работ вообще не было опыта в настенных фресках и живописи, значит, сказать неправду. Согласно историческим сведениям, он имел шанс познакомиться с этой техникой в мастерских Гирландайо, обучаясь там в 1487 году. Но с тех пор ни разу не практиковался в этом виде искусства, не считая эпизода своеобразного соревнования с Леонардо да Винчи, когда обоим было поручено сделать роспись стены в зале Большого совета дворца Сеньории во Флоренции.

Проектировка специальных лесов становится не единственной проблемой, с которой придется столкнутся великому творцу. Микеланджело начинает расписывать потолок, как вдруг выясняется, что изображения покрываются плесенью. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Он сбивает поврежденную роспись и продолжает работу, используя уже более устойчивый к плесени раствор. Все это время с ним рядом находятся его помощники.

Муки и радости

К слову будет сказано, изначально заказ Папы Юлия II заключался только в изображении фигур 12 апостолов. Но Микеланджело яростно отказывался от этой идеи по причине ее "бедности". После долгих препираний и споров папа уступил и позволил скульптору расширить иконографию по собственному желанию. Так родился грандиозный проект величественной росписи потолка, содержащий в себе сцены из Библии. И вот здесь мы с вами просто обязаны остановиться подробней.

Своей новой программой росписи великий мастер осуществил связь с фресками Боттичелли, Перуджино и других художников, о которых я рассказывала в начале статьи.

Зона над портретами пап и треугольники над окнами посвящены теме земного человека и предков Христа. Это так называемый нижний пояс свода.


Выше мы видим изображения пророков и сивилл (в античной культуре прорицательницы, зачастую предрекавшие бедствия), обладающих особым пониманием божественного и предсказавшие приход Спасителя. Это – средний пояс свода.



Центр потолка – это самая масштабная работа, которая включает в себя 9 эпизодов из Книги Бытия, начиная с сотворения мира, заканчивая опьянением Ноя. Эти сцены объединены в три группы и раскрывают три основные темы:

  • Создание Небес и Земли

  • Адам и Ева

  • История Ноя

В углах капеллы мы можем видеть ветхозаветные истории спасения народа Израиля.


А чтобы вы представили себе все это наглядно, я покажу вам схему свода:


Очень кропотливый, просто каторжный труд четырех лет, ведь впоследствии Микеланджело будет расписывать потолок в одиночестве.

Он будет буквально жить в этой церкви, покидая ее исключительно на время сна. Будет сам готовить раствор, растирать краски и, в силу недостаточного опыта работы с настенной живописью, будет учиться всему прямо по ходу работы.

Ход работы

О том, как продвигался процесс росписи, сказано очень много, существует достаточное количество свидетельств современников Микеланджело, его биографов, а также теории современных исследователей, историков и искусствоведов. Каждый уважающий себя гид, специализирующийся на музеях , обязательно остановится более подробно на эпизоде о том, как продвигались работы, как менялись по ходу пьесы планы и стиль мастера, каковы были его замыслы и т.д.

Я же не буду долго распространяться на эту тему, так как в своем развернутом виде она относится больше к искусствоведческому разделу. Но и совсем без информации я вас, конечно, не оставлю.

Итак, Микеланджело решает начать работу с дальнего конца капеллы, с того, где находится вход в само здание, и продвигаться по мере росписи к алтарной стене. Логически финальная сцена трилогии – фреска "Опьянение Ноя"– становится в работе первой.


В этом цикле, посвященном истории Ноя, фигуры персонажей мельче, количество их больше, по сравнению со сценами двух других циклов. Но по мере продвижения к алтарной стене, мы видим изменения. Изображения ключевых персонажей становятся более масштабными. К последней созданной сцене "Отделение света от тьмы", которая является логическим началом всех трех циклов, Микеланджело достигает наивысшей композиционной точки всего своего замысла.


Почему же так получилось, спросите вы. Безусловно, этому есть свое объяснение.

Ноябрь 1509 года. Второй год кропотливых работ.

Согласно Вазари, после создания сюжетной линии"Сотворение Евы", мастер принимает решение разобрать леса для того, чтобы смонтировать их в другой половине церкви.


И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Для самого Микеланджело это становится прекрасной возможностью обозреть выполненную им композиционную часть цикла снизу, без загромождений в виде лесов, без палитр, кистей, красок, картона и прочих мешающих предметов. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Персонажи не просматриваются на такой высоте! Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. После сюжетов "Грехопадения и Изгнания из Рая" и "Сотворение Евы", которые входят во второй тематический цикл, изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, "Сотворение Адама".


Но такая очевидная смена стилей никоим образом не влияет на единство восприятия всей росписи в целом. Знаете почему? А из-за цветового решения. Микеланджело прибегнул к чистым, несмешанным, сильным и ярким тонам, первоначальный блеск которым вернула реставрация, закончившаяся в 1994 году.

Папа и Буонарроти

Думаю, этот момент тоже необходимо отметить, потому что отношения Папы Юлия и скульптора Микеланджело – это просто песня:)

Дорогие мои, не думайте, что в процессе работ Микеланджело сталкивался со сложностями исключительно художественного характера. Были и другие события, которые не давали художнику расслабиться ни на секунду.

Как то вопросы финансирования. К примеру, в августе 1510 года финансирование проекта было остановлено по причине нехватки денег в папской казне. Юлий II покинул Рим для участия в боевых действиях, вернулся только летом 1511 и сразу заставил Микеланджело убрать леса, чтобы посмотреть роспись свода. За этот прошедший год, даже несмотря на проблемы с финансами, папа оказывал давление на Буонаротти, чтобы тот завершил работу как можно скорей. В этой связи гиганту эпохи Возрождения пришлось трудиться в бешеном ритме, буквально как рабу на галерах. И это можно понять по его последним фрескам. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие! Вот что значит гений.

Папа же постоянно спорил с Микеланджело о том, что изображения выглядят совсем "бедненько", без блеска и сияния, мало синего цвета и золота. На что последний всегда парировал тем, что на плафоне изображены святые люди, которые не были богаты.

Целиком и полностью фрески были завершены осенью 1512 года, и в октябре состоялось торжественное открытие Сикстинской капеллы.

Кстати, интересным является одно из свидетельств, повествующее о том, что Папа Юлий II в течение процесса росписи неоднократно пытался взобраться на леса с целью контроля, но Буонарроти каждый раз бранился как сапожник и Папе ничего не оставалось, как отступить. Но иногда ему все-таки удавалось настоять на своем, и тогда Микеланджело позволял подняться к нему наверх, чтобы под неровным светом свечи Папа мог рассмотреть сделанную работу.


На самом деле, отношения Папы Юлия и Микеланджело вообще были очень трогательными. Истинно итальянскими.

Микеланджело кричал и хлопал дверью, Папа дубасил его палкой, но оба любили друг друга без памяти. Юлий очень высоко ценил талант горделивого скульптора, осыпал его почестями, одаривал деньгами и подарками, не забывая при этом поколачивать Микеланджело за своенравный характер.

Страшный суд

Через 25 лет Микеланджело вернется в эту же капеллу для того, чтобы явить миру еще один свой бесценный шедевр –огромную настенную фреску "Страшный суд", обличающую все пороки и слабости человека.


Эта масштабная работа занимает полностью всю стену позади алтарной части. Тема росписи глубока и серьезна – Второе пришествие Христа и апокалипсис.

В 1534 году, когда 60-ти летний Микеланджело вернется в Рим для выполнения новой миссии, уже не будет в живых ни Папы Юлия II, ни Рафаэля, ни Браманте. Художник получит заказ от нового Понтифика, Климента VII, который также захочет вписать свое имя в историю мирового наследия, как это сделали его предшественники – Сикст, Юлий и Лев X (в чье правление будут изготовлены великолепные гобелены по картонам Рафаэля, о которых я вам расскажу чуть позже).

Но вот ведь незадача, вскоре Климент VII тоже отойдет в мир иной и Микеланджело вернется обратно во Флоренцию в полной уверенности, что заказ больше не актуален, займется другими проектами и практически забудет идею росписи алтарной стены бывшей папской домовой церкви.

Но часто бывает так, что сама Судьба и само Провидение вмешиваются в планы, меняют ход событий, да и вообще, как говорится, "что суждено, того уж не изменишь". Именно это и произойдет с историей создания фрески "Страшный суд".

Пройдет время, сменятся лица, назначатся новые папы и жизнь выведет на сцену Павла III, который реанимирует идею украсить алтарную стену грандиозной росписью.


Это станет логическим завершением, финальным аккордом целостного внутреннего убранства Сикстинской капеллы.

Микеланджело вернется к этому проекту в 1536 году по указу Папы Павла. И вы себе не представляете, насколько серьезные подготовительные работы будут проведены!

Три фрески, нанесенные на алтарную стену в XV-начале XVI века и связанные с росписью второго яруса (история Моисея и Христа), будут принесены в жертву. Несколько портретов пап, два люнета с предками Иисуса, расписанных Микеланджело 25 лет назад – тоже.
Конфигурация стены будет изменена с помощью кирпичной кладки. Ей придадут уклон внутрь помещения во избежание оседания пыли в процессе росписи. А два окна ее окна будут заделаны.

И начнется очередной адский труд гения всех времен и народов, божественного Микеланджело Буонаротти...

Изначально ему предложат выполнять работу в технике масляной краски, так как техника "чистой фрески" уже слишком сложна физически для пожилого мастера. Но надо знать Микеланджело! Конечно, он категорически отвергнет такую заботу со словами, что писать маслом "занятие для женщин и богатых лентяев". Таким образом, стена будет подготовлена именно под фресковый вариант.

Работы будут продолжаться более четырех лет. Папа освободит художника от всех параллельных проектов для максимальной концентрации на "Страшном суде". Как и в случае с потолком, Микеланджело будет расписывать стену в одиночестве, пользуясь услугами единственного помощника, да и то лишь для приготовления красок и нанесения штукатурки.

Когда процесс создания фрески будет подходить к концу, пожилой художник упадёт с лесов и работы будут приостановлены на месяц.

Торжественное открытие "Страшного суда" состоится в 1541 году, в канун Дня Всех Святых, в ту же самую ночь, что и 29 лет назад, когда был показан потолок.


И теперь скажу буквально пару слов о самой композиции картины.

Условно она делится на 3 части:
  • Верхняя часть – ангелы с атрибутами Страстей Христовых.
  • Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.
  • Нижняя часть – конец света: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.

В этом шедевре Микеланджело изобразил немногим более 400 персонажей, центральной фигурой среди которых является, конечно, сам Спаситель. Есть сохранившиеся свидетельства очевидцев о том, что когда Папа Павел III увидел финальный, законченный вариант картины, он был настолько поражен, что упал на колени и начал горячо молиться.

Но фреска рождала как бесконечное восхищение, так и самую что ни на есть жесткую критику.

Кампания фигового листка

Ну уж очень хочется поведать вам одну историю, связанную с серьезным конфликтом, произошедшим между кардиналом Карафой и Микеланджело во время работ последнего над "Страшным судом". Она известна всему миру под забавным названием "Кампания Фигового листка". Обещаю не разочаровать вас своим рассказом.

Знаете ли вы, что Микеланджело был в одном шаге от обвинения в ереси? Да-да, господа, вы не ослышались. Именно Микеланджело. И именно в ереси. Если вы читали мою статью , то уже знаете, что "обвинение в ереси" именем Святой Инквизиции был просто хитом, главным трендом тех времен.

Кто же посмел поднять руку на гения? Кардинал Карафа. Посмел. Да еще как.


Причина скандала заключалась в том, что в "Страшном суде" художник изобразил обнаженные тела, не скрыв гениталии. Причем в самой главной христианской церкви, в Сикстинской капелле! Его обвинили в полной безнравственности и непристойности. А инициатором этих обвинений выступил будущий папа Павел IV, на тот момент еще Кардинал Карафа.

Думаю, сейчас вы презрительно усмехнулись. Какой-то Карафа, подумаешь. Но не нужно недооценивать этот персонаж. И вот почему.

В миру его называли "кардиналом смерти". Карафа был патологически жесток. Именно он стал подлинным основателем папской инквизиции, используя в ее работе самые страшные бесчеловечные пытки. Будучи кардиналом, он запомнился как мрачный вершитель "правосудия", безжалостный и непреклонный в своих поступках и суждениях. Папская инквизиция Карафы судила каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося один за одним смертные приговоры. Помилование мог даровать только Понтифик. На тот момент – Павел III. "Кардинал смерти" сделал блестящую карьеру и впоследствии, к полнейшему ужасу римлян, взошел на престол в качестве Папы Римского Павла IV.

Так что вот с каким противником пришлось столкнуться Микеланджело. К слову сказать, эти двое останутся врагами до самой смерти.

А теперь вернемся к нашей истории.

Если бы не покровительство Павла III, высоко ценившего талант Микеланджело, неизвестно, чем бы закончился этот конфликт.

В любом случае, кардинал отступать не собирался. Вместе с еще одним своим единомышленником, он организовал кампанию, направленную против "неприличной" фрески. Целью этого мероприятия было либо полное уничтожение "Страшного суда", либо его жесткая цензура. Но понтифику и Микеланджело удалось отстоять свой шедевр, который оставался в капелле неприкосновенным вплоть до 1564 года. Вот тогда "кардинал смерти", став Папой, все-таки добрался до картины.

Фреску было приказано "облагородить" и прикрыть все срамные места фиговыми листами или драпировкой. Дело получили ученику и поклоннику Микеланджело – Даниэлю да Вольтерра, который с трудом исполнил приказ, минимизировав свое вмешательство в работу великого мастера. Однако это вызвало недовольство со стороны общественности и бедный да Вольтерра получил обидное прозвище "штанописец", так как по приказу Карафы ему пришлось прикрывать некоторые интимные части драпировкой.

Во время реставрации в 90-х годах XX столетия большая часть этих вмешательств была удалена.

По ходу рассказа этой истории, в моей памяти всплыл еще один очень примечательный случай. На этот раз комичный:)

Царь Минос

У Папы Римского Павла III был церемониймейстер. Звали его Бьяджо да Чезена.

И вот достопочтенный Бьяджо, увидев еще не законченную картину "Страшного суда", в ужасе воскликнул:

«Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела в столь непристойном виде!»

Микеланджело не мог снести такое оскорбление и в отместку изобразил Чезену в виде бога Ада – царя Миноса. Да не просто нарисовал портрет его лица, но еще добавил к нему ослиные уши (прямой намек на глупость церемониймейстера) и змею, обмотавшуюся вокруг бедер Чезены, кусающей его в пах.


Согласно легенде, Чезена просил папу о содействии в том, чтобы заставить Микеланджело убрать свое изображение с фрески. Но Павел III был не промах. С совершенно серьезным лицом он ответил Чезене, что его юрисдикция не распространяется на чертей, так что придется церемониймейстеру самому договариваться с художником.

Изображение живо по сей день, как вы понимаете. И пользуется большим спросом у туристов, если они, конечно, знают эту историю. Но, как правило, гиды ее рассказывают, уж больно она потешная.

Ну и последний титан эпохи Ренессанса, принявший участие в судьбе Сикстинской капеллы. Рафаэль.

Гобелены Рафаэля

Рафаэль Санти, Рафаэль Санцио, Рафаэль Урбинский или просто Рафаэль – уверена, это имя слышал каждый из вас.


Универсально одаренная личность, живописец, архитектор, "мастер Мадонн". С его работами ассоциируется возвышенная красота и гармония. Душевная чистота и умиротворение.

Руку Рафаэля не узнать просто невозможно. Вы тоже знакомы с ней по самой известной картине художника, по его потрясающей "Сикстинской Мадонне".


Как я уже упоминала выше, этот гений также внес свой вклад в роспись папской церкви. Мало кто знает эту историю, но я вам ее поведаю.

Дело было в Риме, в 1514 году, после того, как Микеланджело закончил роспись потолка Сикстинской капеллы и поразил этим весь мир.

Правящий на тот момент Папа Лев Х пожелал завершить декорирование капеллы и заказал Рафаэлю 10 картонов для изготовления гобеленов. Тема, как обычно, была религиозной – "Деяния апостолов". Эти шпалеры предназначались для первого яруса стен, должны были находиться под фресками Боттичелли, Перуджино и Росселли и стать их логическим сюжетным продолжением. На самом деле это не было каким-то ноу-хау, гобелены существовали тут и ранее, и вывешивались на стенах первого уровня в дни церковных праздников. И тематика была та же самая – жизнь апостолов. По мнению Папы Льва Х, гобелены поизносились, выцвели и перестали служить украшением капеллы, поэтому потребовалась срочная замена. Все так, если бы не одно "но". На этих тканях были изображены гербы Сикста IV и Юлия II и их полное обновление давало возможность Льву Х вписать в историю и свой герб. И здесь не обошлось без тщеславия:)

Рафаэлю был заказан целый цикл определенных сцен из жизни апостолов, но при условии сохранения уже имевшегося интерьера капеллы.

И вот тут молодой художник, обласканный Папой, признанный обществом, этот баловень судьбы оказался в затруднительном положении. Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело? Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Рафаэль очень уважал мастера, признавал его безграничный талант скульптора, восхищался его великолепными фресками потолка. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Ведь в его задачу входила подготовка просто эскизов, картона для последующего изготовления по ним гобеленов, которые могли в точности и не передать весь замысел, мельчайшие детали, палитру цветов. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно...Но заказ есть заказ.

Великий итальянский живописец работал над рисунками в течение 2 лет, сами гобелены ткались в Брюсселе, в самой лучшей мастерской и имели огромный успех при показе в капелле в 1519 году.


Но Рафаэля не подвела его интуиция, на самом деле ничто не могло идти в сравнение с шедевром, созданным даже не художником, а скульптором!

Как бы там ни было, но гении никогда не создают ничего посредственного, и "эти картоны стали сокровищницей, из которой художники черпали формы для выражения движений человеческой души. Удивление, испуг, страдание, величие и достоинство воплощены здесь с таким совершенством, что иных форм для них Запад не мог себе и представить".

Сейчас шпалеры находятся в Ватиканских музеях, эскизы – в лондонском музее Виктории и Альберта. К сожалению, до нас дошло только 7 картонов из 10, и самым знаменитым является "Чудесный улов".


Вот такая история. Ах да, чуть не забыла! На стенах капеллы теперь красуются нарисованные копии этих тканных ковров, которые большую часть времени скрыты от посторонних глаз. Мы же видим только имитацию драпировки.


И в заключение – немного практической информации.

Как добраться

Сикстинская капелла находится в Ватикане, Ватикан – в Риме, Рим – в Италии.

Ну а если серьезно, господа, то все явки и пароли даны мной в обзорной статье . Не поленитесь, загляните:)

В ней вы найдете подробную информацию и по стоимости билетов, и по бронированию онлайн, и по часам работы музеев, в программу посещения которых входит и это мировое сокровище.

***

Вот, пожалуй, и все, что я знаю об истории этого уникального места, которое мне посчастливилось лицезреть собственными глазами. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Чувство священного трепета перед величием и одиночеством Микеланджело останется со мной надолго. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Италию не понять, не познакомившись с творчеством одного из самых прославленных ее мастеров, печального гения, простого человека, так щедро одаренного судьбой и посланного на эту землю с одной целью – явить миру красоту в самом ярчайшем ее проявлении.

"Вот так же, как чернила, карандаш
Таят стиль низкий, средний и высокий,
А мрамор - образ мощный иль убогий,
Под стать тому, что может гений наш..."

Сикстинская капелла (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сикстинская капелла в Ватикане - один из самых известных и популярных среди туристов всего мира памятник культуры и истории. Сооружение было построено во второй половине 15 века по заказу папы римского Сикста IV. В честь папы капелла и получила своё название. Возведение здания велось под руководством архитектора Джордже де Дольчи.

Внешне здание, положа руку на сердце, выглядит довольно скромно, однако, оказавшись внутри помещения, можно потерять дар речи от окружающей тебя красоты.

Сикстинская капелла популярна, в первую очередь, благодаря красивейшей и завораживающей дух росписи стен. Над «оформлением» работали такие известные мастера, как: Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и Микеланджело. Последний из названых мастеров создал по заказу папы римского Павла III легендарную фреску «Страшный суд». Эта роспись поражает воображение!

Высокий и неудобный для работы потолок, отсутствие готовых красок, сложная техника живописи, 1115 квадратных метров площади, четыре с половиной года времени, нетерпеливый и капризный заказчик и скульптор, которому спешно пришлось переквалифицироваться в живописца… История росписи свода Сикстинской капеллы силами одного некрупного Микеланджело часто кажется красивой легендой, за которой прячется краскопульт, изобретенный каким-нибудь вторым Леонардо, или Доктор Кто, который прилетел в своей синей будке помогать художнику технологиями 25 века.


«Произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает, и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное».
Джорджо Вазари



Микеланджело Буонарроти. Потолок Сикстинской капеллы
1512

Пожалуй, отцом легенды о единоличной росписи свода мы можем считать младшего современника Микеланджело, Джорджо Вазари — крепкого, но не выдающегося живописца и автора «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» — работы, несомненно, бесценной, но местами удивительно неточной.

Джорджо Вазари. Автопортрет. (между 1550 и 1567).
101×80 см. Галерея Уффици, Флоренция

По словам Вазари, заказ на роспись скульптор получил «благодаря» своему конкуренту, архитектору Браманте, который «убедил Его Святейшество, чтобы он заказал Микельаньоло Опыта во фресковой живописи у него не было, работа эта менее благодарная и наверное удастся ему меньше, чем Рафаэлю; и если бы он и добился успеха, они все равно решили поссорить его с папой, словом, думали тем или иным способом отделаться от Микельаньоло». Впрочем, возможно, что Юлий дошёл до этой мысли без помощи Браманте — ему явно доставляло удовольствие ставить перед строптивым молодым мастером неудобные задачи и он уже имел опыт точечной схватки с Микеланджело, когда заказывал тому свою бронзовую конную статую (опыта бронзового литья у скульптора не было).

Эмиль Жан Орас Верне. Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого Петра
1827

Обновить же капеллу и впрямь было необходимо — прежняя незамысловатая роспись, изображавшая звёздное небо, была испорчена из-за частично обружившегося потолка, и после ремонта, проведённого Браманте, на ней зияла «заплата».

Реконструкция потолка Сикстинской капеллы ок. 1481 года. Гравюра XIX века

Подавив сопротивление Микеланджело в пункте «я не буду писать, потому что не живописец», папа смилостивился, и композиционное решение отдал на волю художника: «В первом наброске этой работы были только двенадцать апостолов в парусах, а остальное — некое членение, заполненное, как обычно, всякими украшениями. Далее, когда работа была уже начата, мне показалось, что вещь получится бедная, и я сказал папе, что если делать там одних апостолов, то вещь, как мне кажется, получается бедной. Тогда он мне дал новое поручение, чтобы я делал все, что захочу, что он меня не обидит и чтобы я расписывал все, вплоть до нижних фресок», — писал Микеланджело другу Фаттуччи.

Микеланджело Буонарроти. Дельфийская сивилла. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы
1509

То есть, папу вполне бы устроил потолок, украшенный дюжиной живописных фигур в нижней части, а дальше разбитый, к примеру, на кессоны, написанные в технике «тромплей», или заполненный «гротесками». Если бы мастер этим ограничился, то исполнение «в одну кисть» за такое время никого бы особенно не удивило. Но Микеланджело не искал лёгкий путей (или немного тянул время, надеясь, что клиент передумает).

Мы не можем с уверенностью утверждать, к каким именно богословам Микеланджело обращался за помощью при создании программы росписи, но биографы осторожно называют в качестве консультантов родственника Сикста V, автора множества богословских работ, кардинала Марко Виджеро и кардинала Эджидио Антонини (да Витебро), бывшего главным советником папы Юлия в теологических вопросах.

Микеланджело Буонарроти. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. Опьянение Ноя.
1509

Кстати, в процессе подготовки капеллы к росписи Микеланджело успел ответно насолить Браманте, забраковав выстроенные им подвесные леса и заменив их лесами своей конструкции. А также испортить настроение нескольким на тот момент ещё живым художникам, чьи росписи были сбиты, чтобы расчистить место под его замысел.

Микеланджело Буонарроти. Бог-Творец и четыре юноши. Фрески Сикстинской капеллы
1512

Но рано или поздно, а за кисть браться пришлось — и вот здесь у Микеланджело всё было не слишком блестяще. Конечно, работать красками он умел — всё-таки его первыми учителями были живописцы Гирландайо, и, возможно, они успели его познакомить с техникой классической фресковой живописи. Во всяком случае, он чувствовал себя достаточно к ней способным, чтобы соревноваться с Леонардо да Винчи за право расписать стену дворца Синьории. Но для росписи Сикстинской капеллы такого краткого знакомства было явно недостаточно, и Микеланджело решил пригласить консультантов. Вазари, исполненный почтения к учителю, излагает эту историю так:


«Грандиозность предприятия побудила Микельаньоло искать себе помощников, за которыми он послал во Флоренцию, рассчитывая своими работами победить мастеров, писавших здесь прежде, и показать современным художникам, как надо рисовать и писать красками. Когда он закончил начатые им картоны и пора было приступать к фресковой живописи, приехали в Рим из Флоренции несколько живописцев, его друзей, для помощи ему в работе и для того, чтобы показать ему приемы фресковой живописи, в которой некоторые из них были опытны, среди них Граначчи, Джулиано Буджардини, Якопо ди Сандро, Индако Старший, Аньоло ди Доннино и Аристотиле, и, приступая к работе, он просил их сделать кое-что для опыта. Но видя, что все их труды не отвечают его желаниям и не могут его удовлетворить, однажды утром решил сбить все сделанное ими; замкнувшись в капелле, их туда он не допускал и даже дома не позволял им себя видеть. Тогда они поняли, что если все это шутка, то длится она слишком долго, и постыдно вернулись во Флоренцию. Микельаньоло решил сам выполнить всю работу, великим своим старанием и трудолюбием довел ее до благополучнейшего конца, никого не принимая, чтобы не иметь повода показать свою работу, благодаря чему у всех с каждым днем все возрастало желание видеть ее».

Если убрать из текста всё почтение, останётся голая и неприятная суть — получив необходимые знания по технике фрески, Микеланджело без объяснения причин вынудил помощников оставить работу. Ситуация некрасивая, но все биографы гения в курсе, что когда ангелы раздавали хороший характер и коммуникативные навыки, Микеланджело ещё раз встал за талантом.

Микеланджело Буонарроти. Люнет Сикстинской капеллы. Иессей, Давид, Соломон

Разогнав (если верить Вазари) всех лишних людей, мастер наконец-то взялся за потолок, на котором он решил изобразить важнейшие сцены из Ветхого завета.

Писать он предполагал в старой-надёжной технике «по сырому», для чего ежедневно нужно было накладывать тонкий слой свежей штукатурки ровно на ту площадь, что собираешься расписать. Всю неосвоенную к концу работы штукатурку полагалось удалять, а на следующий день пристыковать к ней свежую. Границы между этими однодневными кусками-«джорнатами» позволяют исследователям приблизительно посчитать количество дней, ушедших на роспись.

Надо заметить, что навыков, полученные от выгнанных живописцев, скульптору хватило не вполне — римская известь для верхнего слоя штукатурки отличалась от флорентийской, и начатая фреска принялась стремительно плесневеть. В этот момент в привычной легенде о потолке, созданном одним мастером, появляется один из ранее изгнанных — живописец Якопо л’Индако (или, по версии Вазари, архитектор Джулиано да Сангалло), посоветовавший добавлять в основу под роспись больше песка.

Джулиано Бурджардини (Джулиано ди Пьеро ди Симоне), «Портрет Микеланджело в тюрбане» (1522)

Впрочем, по мнению многих искусствоведов, упомянутые Вазари художники Джулиано Бурджардини и Франческо Граначчи тоже не сразу «постыдно вернулись во Флоренцию», а лишь после того, как существенно помогли Микеланджело.

Все три живописца знали друг друга ещё по мастерской Гирландайо. Известно, что в 1530-х годах Микеланджело помогал Бурджардинив при создании картины «Мученичества св. Екатерины». Имён его остальных помощников мы не знаем, но они, несомненно, были — участие других авторов признано исследователями в отдельных декоративных деталях — как минимум, в архитектурных тромплеях. К сожалению, существенная часть их работы погибла при последней реставрации — некоторые фрагменты Микеланджело позволял доводить до совершенства в технике «по сухому», а она, в отличии от крепко сцепляющейся со штукатуркой классической фрески, плохо переносит отмывку химическими средствами.

Микеланджело, «Грехопадение и Изгнание из Рая».
Изображение составлено из фотографий до и после реставрации 1980−94 годов

Именно из-за страха перед гибелью прописей «по сухому» многие специалисты противились масштабной реставрации фрески, несмотря на то, что из-за многовековой копоти она почти утратила цвет.

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Эритрейская сивилла.

Почему же Вазари, писавший свою историю пусть и много позже росписи потолка, но, несомненно, при жизни Микеланджело, так убеждён в отсутствии помощников? Возможно потому, что работая конкретно над этой частью своего труда, Вазари был весьма пристрастен — ведь речь шла не о каком-то из мастеров прошлого, а о современнике, учителе и старшем друге.

Скорее всего, ему даже не приходило в голову усомниться в том, что рассказывал ему учитель о событиях почти сорокалетней давности.

Мы не знаем, забыл ли сам Микеланджело подробности работы в капелле или сознательно подредактировал свои воспоминания. Но, скорее всего, реальное расставание мастера с флорентийскими помощниками произошло уже после того, как они совместно окончили часть с историей Ноя. Рассказ же о том, как мастер «однажды утром решил сбить все сделанное ими», возможно, относятся к той части фрески, которую пришлось существенно переделывать из-за плесени.

Впрочем, и избавившись от флорентийцев, Микеланджело, несомненно, оставил при себе учеников, потому что специфика фресковой росписи на таких площадях не предполагает, что один-единственный человек (пусть и трижды гений) сам готовит поверхность, сам переносит на штукатурку контур с картона, сам трёт краски — и всё это без «связи с землёй», на высоких лесах. Даже Вазари в своём описание подвига мастера всё-таки упоминает одного человека, растиравшего ему краски.

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла.

С другой стороны, даже если по лесам вместе с ним бродили ещё три-четыре человека, работу Микеланджело всё равно проделал невероятную. О её тяготах (несоизмеримых с невысокой оплатой) сам он так писал Джованни де Пистойя:


Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Средь этих-то докук
Рассудок мой пришел к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись — с изъяном!

Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел!


Существует распространённое заблуждение, что Микеланджело писал потолок, лёжа на лесах. На самом деле мастер работал стоя, запрокинув голову вверх — это подтверждает и автошарж Микеланджело и расположение отверстий, сделанных для опоры лесов.

Из-за этой неудобной позы Микеланджело и после росписи некоторое время был вынужден читать, держа книгу над головой.

Автошарж «Микеланджело пишет фреску» (рисунок на полях письма Микеланджело к Джованни де Пистойя)

Четверть века спустя, когда Микеланджело писал в той же Сикстинской капелле Страшный суд, в рабочий процесс попытался вмешаться Себастьяно дель Пьомбо, до этого бывший другом скульптора.
Микеланджело Буонарроти. Страшный суд, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы, деталь: Христос с Марией

Желая избавить старого мастера от тягот «настоящей фрески», он уговорил папу Павла III на фреску «по сухому» и даже приказал подготовить под неё поверхность. На что Микеланджело (по словам Вазари) немедля объяснил всем, что работа «по сухому» — удел женщин и богатых лентяев вроде дель Пьомбо, велел всё счистить и загрунтовать заново, как следует.

Микеланджело Буонарроти, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», фрагмент — Христос с Девой Марией

Несмотря на возраст, к серьёзной помощи в этой работе мастер допустил лишь Урбино, бывшего ему и слугой, и помощником, и другом, позволив тому местами писать фон, остальной же «группе поддержки» доверялось готовить краски и очередные участки под роспись.

Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело Буонарроти
1544, 88.3×64.1 см

Правда позже без масштабного участия в этой работе ученика всё-таки не обошлось — когда в 1564 году было принято решение прикрыть одеждами нагие тела на фреске, эта сомнительная честь выпала именно ученику Микеланджело, Даниэле да Вольтерра (получившему за свою работу презрительное прозвище «штанописец»). К чести да Вольтерра, выполнил он свои записи весьма бережно, и все они со временем были достаточно легко удалены, кроме фрагмента со св. Екатериной, вырезанного и полностью замененного росписью да Вольтерра.

Искусство Италии 16-го века
В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.

Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.

« Творение это принесло искусству живописи столько помощи
и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении
стольких столетий пребывавший во тьме».
Джорджо Вазари

Сикстинская капелла - символ и центр христианского мира, главная капелла Апостольского дворца и жемчужина музеев Ватикана. На протяжении веков здесь проводились официальные церемонии, собрания папского двора, рождественские и пасхальные мессы. Сикстинская капелла сегодня - это не только музей. Именно здесь коллегия кардиналов собирается на конклав, в ходе которого избирается очередной Папа.

Сикстинская капелла - одно из самых значительных произведений искусства эпохи Возрождения. Здесь и грандиозный потолок, и стена, расписанные Микеланджело, и фрески Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, и гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля…

Сооружение Сикстинской капеллы

Итак, 1471 год. В Риме новый папа, Сикст IV делла Ровере, гуманист, эрудит и меценат. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия.

В числе прочего, Сикст IV распорядился построить новую часовню на месте старой домовой церкви. Работы были доверены архитектору Джованнино де’ Дольчи и продолжались с 1477 по 1481 год.

Капелла получила название Magna (великая, большая), а Сикстинской ее начали называть позже, после смерти основателя, Сикста IV.

Снаружи капелла представляет собой типичное здание для римской архитектуры XV века: тяжеловесное, суровое, аскетичное. Главная часовня Ватикана, сердце христианского мира, была неприступна и надежна как крепость. В городе, терзаемом междоусобицами, папа должен быть под надежной защитой.

Внутри же часовня была лишь прямоугольным помещением, длина его составляла 3 ширины, а высота - половину длины. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод.

Итак, после возведения самым важным вопросом стала роспись капеллы. Папа хотел видеть ее великой, настоящим чудом света. Нужны были художники. Причем, самые лучшие. А самые лучшие, как известно, работали во Флоренции.

Флоренция XV века - центр искусств, кузница Возрождения. Здесь, под покровительством блестящего мецената, Лоренцо де’ Медичи, живут и работают самые выдающиеся творцы своего времени. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Его дружба и покровительство - лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. Он, не жалея денег, наслаждался коллекционированием произведений искусства, делом своей жизни считал прославление Флоренции и династии Медичи, жил блестяще и ярко в окружении друзей и единомышленников.

Именно к Лоренцо Великолепному обращается Сикст IV с просьбой предоставить лучших художников для росписи главной капеллы Ватикана. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Искусство в его руках - не только красота, призванная услаждать глаз и душу, но и дипломатический инструмент. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня.

Итак, желая укрепить мирные отношения с Римом, Лоренцо Великолепный отправляет своих лучших художников в Сикстинскую капеллу. Он становится посредником: Папе он гарантирует, что работа будет выполнена наилучшим образом и точно в срок, а художникам - то, что заказ будет щедро оплачен. Художники, разумеется были свободны в своих решениях, но без участия Лоренцо ни один из них не двинулся бы с места.

В 1481 году в Рим прибывают флорентийские и умбрийские художники, лучшие из лучших. Среди них: Доменико Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Сандро Боттичелли (только что создавший свою знаменитую «Весну»), Пьетро Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Пьеро ди Козимо, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. С ними приезжает целая армия учеников, подмастерьев и помощников. В Рим они привозят свое искусство живописи - лучшее во всей Италии на тот момент.

Художников ждет непростой заказ. Сиксту IV не терпится увидеть капеллу законченной, время поджимает, да и работать для самого Римского Папы - величайшая честь для любого художника.

В архивах Ватикана сохранился контракт 1481 года, заключенный архитектором Джованнино де’ Дольче с четырьмя художниками: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Роселли - на создание 10 фресок. Художники должны были уложиться в 5 месяцев - в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф.

Художники успели в срок, было создано 16 фресок (12 из которых сохранились), и капелла была освящена Папой 15 августа 1483 года.

Результатом стали фрески необыкновенной красоты, написанные самым виртуозным образом. Выполненные в трех регистрах, они были традиционными для своего времени. Первый уровень - ложные портьеры, второй - сами фрески, верхний уровень - галерея пап-предшественников Сикста IV.

Иконографическая программа (схема того, что должно быть изображено) была разработана при участии самого Папы. На двух противоположных стенах разворачивались две сюжетные линии из Ветхого (на левой) и Нового (на правой) заветов. Левую стену заполнили фрески с историями из жизни Моисея, правую - из жизни Иисуса Христа. Папа избрал главной тему спасения в лоне христианской церкви: «Христос, подобно Моисею, ведет к спасению».

Роспись стен Сикстинской капеллы - случай уникальный. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино, имеющий опыт работы над масштабными проектами. К тому же все фрески объединяет необыкновенно прекрасный пейзаж, и за него на всех фресках, возможно, отвечал молодой художник и будущая звезда - Пинтуриккьо.

Пьетро Перуджино «Крещение Христа»

Живопись Перуджино - ярчайший пример идеалов и манеры, распространенной в Умбрии и Тоскане. Гармония и аристократичность, симметрия, поэтичность, театральность, спокойствие и уравновешенность - так представлена сама идея спасения в христианской церкви.

Типичным приемом, характерным для тосканской и умбрийской школ, стало изображение нарядных и знатных современников наряду с библейскими героями. Кроме того, в сцене крещения Христа, как известно, произошедшем в водах Иордана, присутствуют и римские достопримечательности: Колизей, арка Константина и романская колокольня.

Сандро Боттичелли «Призвание Моисея»

Работает в Сикстинской капелле и Сандро Боттичелли. Эмоциональный, трепетный и пылкий художник, влюбленный во Флоренцию, очарованный и преданный её идеалам. Он только что написал свою знаменитую «Весну». В Риме ему скучно, он мечтает поскорее закончить работу и вернуться к своему другу и покровителю Лоренцо Великолепному. Вскоре после приезда он напишет для него «Рождение Венеры». А пока на стенах папской часовни Боттичелли остается верен себе.

Его живопись символична и аллегорична. В центре, переплетаясь ветвями, изображены два дерева, дуб и апельсин. И это неслучайно. Дуб и всё, что с ним связано (листья, ветки, желуди), - геральдические знаки фамилии делла Ровере, а апельсин - символ Лоренцо де’ Медичи. Так, тонко и изысканно, Боттичелли изображает мир, установившийся между Римом и Флоренцией.

Ну и конечно, мало от кого ускользнет то обстоятельство, что в чертах каждой изображенной женщины угадываются черты музы художника, знаменитой Симонетты Веспуччи, ставшей его путеводной звездой.

Потолок Сикстинской капеллы

Как известно, роспись потолка Сикстинской капеллы была выполнена Микеланджело. Но каким был этот потолок до него?

Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо с золотыми звездами и символизировал небесный свод. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео д’Амелия. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. И таким бы, возможно, и сохранился бы потолок до наших дней, если бы не два обстоятельства: трещина на этом самом потолке и очередной Папа, Юлий II, также из рода делла Ровере, племянник Сикста IV.

Юлий II желает быть Папой, во время правления которого были бы созданы самые выдающиеся произведения искусства. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее ), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».

Микеланджело в ярости, он, не помня себя, ругается с Папой, отказывается от работы и уезжает во Флоренцию. Микеланджело, известный тем, что обращается с Папой как с каменотёсом, а с каменотёсом - как с Папой, оскорблен и унижен. Но власти Флоренции, не желая обострять и без того сложные отношения с Папой, уговаривают скульптора вернуться в Рим и подчиниться.

Микеланджело соглашается, уверенный, что эта работа принесет ему лишь страдание и позор. «10 мая 1508 года - начинаю работать!» - так он напишет в одном из писем. Четыре года он будет фактически жить, есть и спать на высоте 20 метров, ненавидя каждую минуту, проведенную здесь. Его здоровье будет подорвано, а сам он так и не проникнется любовью к этому проекту.

Свод Cикстинской капеллы - самый большой из всех существовавших на тот момент - был передан Микеланджело. Также ему была дана полная свобода изобразить на потолке всё, что он только пожелает. Изначально Микеланджело решил изобразить лишь 12 апостолов, на что дал свое согласие и Юлий II. Но Микеланджело не был бы собой, если бы в его воображении не возник другой замысел. Итогом работы стала грандиозная роспись, поразившая и поражающая всех без исключения.

История сотворения мира, грехопадение, всемирный потоп, ожидание Спасителя - лишь неполное описание той грандиозной философской и художественной работы, что проделал Микеланджело, и на что был способен лишь он один.

Роспись Сикстинской капеллы необычайным образом соединяет в себе живопись, скульптуру и архитектуру.

Итак, Микеланджело изображает:

  • в центре - эпизоды сотворения мира, грехопадение и истории жизни Ноя;
  • на треугольных конструкциях, соединяющих свод со стенами, и на арках, что они образуют на стенах, - полную родословную Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках - истории чудесного спасения израильского народа (Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн и т. д.);
  • на потолке - 5 языческих прорицательниц-сивилл и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободные пространства заполнены 10 парами фигур обнаженных юношей с медальонами на манер античности;
  • кроме того, расписаны были и бронзовые медальоны.

История будет неполной, если не упомянуть, что Микеланджело не работал до этого в технике фрески. То есть перед ним стояла грандиозная задача, которую к тому же было тяжело решить технически.

Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Микеланджело позвал их в Сикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке, и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла, и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома.

Микеланджело начинает со стороны входа и работает лишь над половиной потолка, скрыв её полотнищем. На этой стадии еще можно было не только находиться в помещении капеллы, но и проводить собрания, для которых капелла была предназначена. Папа Юлий II неоднократно и сам, не без помощи Микеланджело, забирался по строительным лесам посмотреть, как продвигается работа.

Позже Микеланджело закроет двери капеллы для всех, включая Папу. Тот гневался на Микеланджело за то, что ему, Папе, нельзя посмотреть работу. Он пытался подкупить подмастерьев, приходил переодетым, прятался, а Микеланджело ругался, кидался досками, долго злился и грозил прекратить работу. Однако эти двое, хоть и ругались постоянно, но все же любили друг друга.

И когда Юлий II узнает, что на свежих фресках проступает плесень (что доводит Микеланджело до отчаяния), он тайно отправит ему на помощь архитектора Джулиано да Сангалло, а тот учит его устранять это досадное, но обычное для Рима явление. А когда Браманте упрашивал Папу, передать вторую половину потолка Рафаэлю, Папа отказал тому наотрез.

Первые фрески принесли Микеланджело самые большие мучения. К примеру, всемирный потом переписывался неоднократно, работа шла медленно и тяжело.

Но по мере продвижения к алтарной стене, замысел Микеланджело представлялся ему все яснее и становился все более наполненным.

Сотворение Адама

Сотворение Адама - один из самых ярких образов в истории изобразительного искусства. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая руку, в которую могучая рука творца вливает жизненную энергию. Эта сила чувствуется настолько ясно, что заставляет понимать: именно в этом минимальном расстоянии от руки Бога до руки Адама скрыта самая суть искусства Микеланджело. Необыкновенная сила творения, искра, которую он умеет вложить в свои творения.

В «Сотворении Адама» Микеланджело подчеркивает, что человек создан Богом по своему образу и подобию. Именно это изображено в том, как и с какой любовью Бог смотрит на Адама, словно всматриваясь в свое же, но более молодое отражение. Изобразительное решение, немыслимое для своего времени!

Сам он говорил: «Хорошая живопись - это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»

Микеланджело - величайший гений из всех существовавших когда-либо, он признавался, что работал резцом или кистью быстро, словно им владела какая-то неведомая сила. Но вот кристаллизация замысла, эскизы, раздумья занимали почти всё его время. Для каждого проекта Микеланджело создавал бесчисленное множество рисунков с натуры, занимался вскрытием трупов, изучая, исследуя человеческое тело.

Есть два слова, которые характеризуют Микеланджело точно и полно: тело и движение. Изучению молодого мужского обнаженного атлетичного тела (именно мужское тело он считал венцом творения) в самых разных его положениях Микеланджело посвятил всю свою жизнь.

Грехопадение и изгнание из рая

Для Микеланджело человек - самое главное. В его живописи нет деталей, пейзажей, ничто не отвлекает от главного. Изображая только тело человека, он умеет передать идеи, мысли, чувства.

В сцене грехопадения телá первых людей прекрасны и полны молодости: Ева молода и красива, Адам в расцвете жизненных сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжён Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

Обнаженные

Также на потолке, заполняя свободное пространство, изображены 20 обнаженных мужских фигур, держащих медальоны в духе античности. На современников они произвели небывалый эффект своей натуралистичностью и многообразием поз, движений, пластики. Кажется, все чувства, мысли, сомнения вкладывал Микеланджело в эту работу, выражал идеи, искал ответы на свои вопросы, стремился к обретению красоты и ускользающего совершенства.

Пророки и сивиллы

7 ветхозаветных пророков, каждый из которых написан так живо и виртуозно, что производит не живописный, а скорее скульптурный эффект. И для каждого Микеланджело ищет свое, особенное выражение. К примеру, Исайя задумчив и созерцателен, в фигуре Изекеля заключен энергичный порыв и буря эмоций, пророк Иона - гигант, нависающий над стеной с изображением Страшного суда, - поражает своей грандиозностью.

Исключительны также и языческие сивиллы, замершие в ожидании Спасителя. Папа Юлий II отличался широтой взглядов, допуская что спасение возможно для всех народов, даже для не-христиан.

Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность - вполне возможно, что для эскизов Микеланджело использовал натурщиков-мужчин.

Работа подходила к концу, Микеланджело годами не лежал (вопреки устоявшемуся мнению), а стоял на лесах, запрокинув голову назад. В плохо освещенном помещении у него испортилось зрение, он страдал артритом, сколиозом, инфекцией ушей, возникший от контакта с краской.

Сохранилось письмо другу с сатирическим сонетом и карикатурой, изображавшей его самого под потолком. А вот и перевод:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу <…>
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Первыми роспись увидят Юлий II, Браманте, Рафаэль, а потом и весь Рим. Люди приходили и стояли, остолбенев, пораженные и красотой, и совершенством, и величием таланта Микеланджело.

Позже, во время своего путешествия по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

Микеланджело вернется в Сикстинскую капеллу спустя 25 лет, чтобы вновь превзойти самого себя…

Продолжение следует!