Кто такой антонио вивальди. Краткая биография вивальди. В водовороте оперы

Биография

Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди.

Рождение и детство

Далёкие предки Антонио были уважаемыми людьми в Брешии , где в 1655 году родился и отец композитора, Джованни Баттиста (1655-1736). В десять лет Джованни переехал с матерью в Венецию, где обучался парикмахерскому ремеслу. В то время в итальянских цирюльнях для занятия свободного времени клиентов, как правило, держали различные музыкальные инструменты. Джованни время от времени музицировал на скрипке и впоследствии полностью посвятил себя музыке.

Юность

Консерватория «Пиета» в Венеции.

Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер . Вивальди рукоположен в сан священника . На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. 1 сентября 1703 года поступил на службу преподавателем по классу скрипки (maestro di violino ) в консерваторию церковного приюта «Пиета », которая славилась, как одна из лучших музыкальных школ для девочек. Позднее стал дирижёром оркестра и руководителем концертов (maestro de concerti ), в обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта он совмещал с духовным саном аббата-минорита , но затем был отрешён от сана священнослужителя за «недозволенное» поведение во время церковной службы . В 1703 году Вивальди получил заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Святого Иоанна. 17 августа получил дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore . Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказался по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1. В последующие годы Вивальди неоднократно обращался к жанру сонаты для одного и нескольких инструментов. Второй опус Вивальди, опубликованный в Венеции издательством Бортоли в 1709 году , включал 12 сонат для скрипки с сопровождением чембало (итальянское название клавесина). В 1706 году состоялось первое публичное выступление Вивальди во дворце французского посольства. Имена виртуозных скрипачей, отца и сына Вивальди, упоминается и в издании «Путеводителя по Венеции», подготовленного итальянским картографом Винченцо Коронелли . В этот период Вивальди перезжает с площади Брагора в новый, более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо. В 1711 году были опубликованы 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение»). В этом же году он получил твердый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц, с 1713 года директором женской консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietа» ) . В эти годы юный Вивальди усиленно трудится, совмещая преподавательскую и композиторскую деятельность. Его имя становится известным в родной Венеции, а учитывая то, что Венеция была в ту пору центром международного туризма и посещалась большим количеством путешественников, популярность Вивальди распространяется за пределы Венеции. Так, в 1709 году во время представления оратории в «Пиете» Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV , которому впоследствии посвятил 12 скрипичных сонат. В 1712 году , во время пребывания в Венеции, произошла встреча немецкого композитора, капельмейстера из Бреслау Готтфрида Штольцля (Gottfried Heinrich Stölzel ) с Антонио. Таким образом, Штольцль был первым немецким музыкантом, лично контактировавшим с Вивальди.

Начало композиторской деятельности. Венеция (1713-1718)

В 1713 году Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера постановки которой произошла 17 мая того же года на сцене венецианского Театро делле Грацие (Teatro delle Grazie ) . Эта опера представляет собой характерный образец оперы-сериа с её растянутостью действия и запутанной сюжетной интригой. Написанная на либретто Доменико Лалли, с которым Вивальди впоследствии неоднократно сотрудничал, она воссоздает один из эпизодов римской истории . В соответствии с обычаем в качестве солистов, исполнявших и мужские и женские партии, выступали певцы-кастраты . Их исполнение сочетало силу и блеск мужских голосов с лёгкостью и подвижностью женских. По-видимому, постановка имела значительный успех, так как привлекла внимание венецианских импресарио . Вскоре Вивальди получил заказ (scrittura ) на новую оперу от Модотто, владельца театра Сан-Анджело, с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней оперы «Фераспе» (1739). Год спустя, в 1714 году , он написал свою вторую оперу «Orlando finto pazzo» («Роланд, мнимый безумец»), написанную на либретто Грацио Браччьоли, представляющюю собой свободную переработку известной поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта Лудовико Ариосто . Вскоре композитор написал две оратории на латинские тексты, «Моисей, бог фараонов» в 1714 году и «Юдифь торжествующая» в 1716 году. Партитура его первой оратории «Моисей, бог фараонов» была впоследствии утеряна. В римской консерватории Святой Сессилии сохранился только текст оратории с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись девушками - воспитанницами. Оратория «Юдифь торжествующая», отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди. С широким признанием таланта комозитора и педагога увеличивалось и количество учеников Вивальди, однако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в консерватории «Пиета» не могли отвлечь Вивальди от интенсивной работы в театре. В 1715 году он получил заказ от театра Сан-Анджело - 12 главных арий в опере «Nerone fatto Cesare» («Нерон, ставший Цезарем»). В 1716 году Вивальди по заказу театра Сан-Анджело написал ещё одну оперу «L’incoronazione di Dario» («Коронация Дария»). В этом же году им была написана опера «La costanza trionfante degl’amori e de gl’odii» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») для второго по значимости венецианского театра Сан-Мозе, с которым композитор был также тесно связан в последующие годы. Премьеры этих опер состоялись на карнавале 1716 года. О том, что Вивальди становится знаменитым не только в Венеции, но и за её пределами, свидетельствует и то, что в 1718 году его опера «Scanderbegh» («Скандербег ») ставится на сцене флорентийского театра.

В целом, период с 1713 по 1718 год считается многими исследователями самым продуктивным этапом в творчестве композитора: за эти пять лет он написал в общей сложности восемь опер .

Жизнь в Мантуе (1719-1722)

Карикатура на Вивальди - «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.

О периоде жизни композитора с по 1722 год мало что известно. Судя по письму композитора от 1737 года и его аннотациям к операм, становится ясным, что Вивальди провёл эти годы в городе Мантуя и частично в Германии . На титульном листе либретто к опере «La Verita in Cimento» он называет себя Maestro di Capella di Camera il Principe Filippo Langravio d’Assia Darmstadt из чего следует вывод, что с 1720 года , предположительно по 1723 год , Вивальди служил у маркграфа Филиппа Гессен-Дармштадтского, возглавлявшего в то время войска австрийского императора Карла VI в Мантуе и Неаполе . В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро (Anna Giraud ), дочерью французского парикмахера. Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу Вивальди. В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу». По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Это вполне вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. Современники отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певице с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование». Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора, болевшего бронхиальной астмой . После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и Паолиной возвратился в Венецию, где Анну острые на язык венецианцы называли «подругой рыжего священника». В Венеции, обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Этому способствовало и появление огромного количества народных слухов и домыслов вокруг персоны Вивальди. Так, по одному из слухов Вивальди был евнухом . Нарушение норм поведения священника привело к тяжелым для Вивальди последствиям и обострению его отношений с церковной знатью Папской области . Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу ввиду грехопадения композитора . Несмотря на все это, он всегда с большой душевной твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

Римский период (1723-1724)

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвратился в Венецию. В 1723 году состоялась его первая поездка в Рим и постановка новой оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»). Эта опера произвела большее впечатление на римлян. Известный флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц , прибывший в Рим через полгода после премьеры оперы, заметил, что «публике так понравился „ломбардский стиль“ Вивальди, что с тех пор не хотела слушать другой музыки». В феврале 1724 года Вивальди вновь посетил Рим для участия в премьере оперы «Giustino» («Джустино») . Третья опера, «La virtù trionfante dell’amore, e dell’odio, overo Il Tirane» («Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»), написанная в 1724 году и представленная в том же году на римском карнавале, завершила триумфальный успех произведений композитора в Риме, выступление в котором считалось серьёзным испытанием для любого композитора . В этот же приезд состоялась его аудиенция у папы Бенедикта XIII , которому композитор исполнил отрывки из двух своих произведений. Хотя многие исследователи считают, что Вивальди был принят папой Бенедиктом XIII, по мнению немецкого исследователя Карла Хеллера (Karl Heller ) это могла быть и аудиенция у его предшественника, Иннокентия XIII . Если предполагать что Вивальди был принят Бенедиктом XIII, то это означает, что он пробыл в Риме дольше, чем во время своего первого визита, так как Бенедикт XIII был избран папой лишь 29 мая 1724 года. В 1725 году в Амстердаме был издан цикл из 12 концертов «Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione» («Искус гармонии и инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанный им приблизительно в 1720 году. Всемирно известные, в России неточно именуемые «Времена года », четыре первые концерта этого цикла уже тогда произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Правильное название - «Четыре времени года» (Le quattro stagione ), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди - «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

Последние годы жизни

Точная дата отъезда из Венеции неизвестна, но предположительно в середине мая 1740 года музыкант окончательно оставляет Венецию и направляется к своему покровителю, императору Карлу VI . Он прибыл в Вену в неудачное время, через несколько месяцев после его прибытия скончался Карл VI, и началась война за австрийское наследство . Вене было не до Вивальди, и композитор ненадолго выехал для поиска новой работы в Дрезден , Саксония , где вероятнее всего и заболел. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он вернулся в Вену, где и скончался 28 июля 1741 года . Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века , утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso ). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста .

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга - Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII -XIX веках , находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора . Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40 . Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха . В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель , выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, - оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах - его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».

Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед Марк Пеншерль (Mark Pincherle ) и немецкий музыковед Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder ) .

Сочинения

Во французской и английской Википедиях есть подробный список произведений Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди является автором 90 опер , в том числе «Роланд Неистовый» (Orlando furioso), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Dario, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарнак» (1727, там же, позднее также под названием «Фарнак, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Тамерлан» (1735, Филармонический театр , Верона), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории - «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.;

  • 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
  • 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
  • 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);
  • 32 концертов для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.

Автор свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат , серенад , симфоний , Stabat Mater и других церковных произведений.

Одно из самых известных произведений - первые 4 концерта из 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов - «Четыре времени года » - ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки , он первым применил гобои , валторны , фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.

Вивальди в искусстве

Сохранилось несколько произведений искусства, на которых изображен Вивальди. Так, в 1723 и 1725 годах портреты композитора были написаны французским художником Франсуа Морелон дё ля Кавэ, однако наиболее известный цветной портрет - это лишь предполагаемый портрет Вивальди, так как подписи его фамилии на нём нет, а предположение, что на нём изображён величайший композитор, сделано лишь из-за того, что портрет обнаружен в Венеции и изображает скрипача (а Вивальди был скрипачом-виртуозом). Внешнее несходство этого портрета с остальными и отсутствие на нём инициалов композитора дают основания сомневаться в том, что цветной портрет действительно изображает Вивальди. Одна из картин хранится в Международном музее музыки (Museo internazionale e biblioteca della musica ) в Болонье . В 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци была нарисована карикатура на композитора - «Рыжий священник».

Память

Именем Антонио Вивальди названы:

Музыкальные фрагменты

Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis
  • Весна. Часть 1 Аллегро (инф.)
  • Весна. Часть 2 Ларго (инф.)
  • Весна. Часть 3 Аллегро (инф.)
  • Лето. Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)
  • Лето. Часть 2 Адажио (инф.)
  • Лето. Часть 3 Престо (инф.)
  • Осень. Часть 1 Аллегро (инф.)
  • Осень. Часть 2 Адажио мольто (инф.)
  • Осень. Часть 3 Аллегро (инф.)
  • Зима. Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)
  • Зима. Часть 2 Ларго (инф.)
  • Зима. Часть 3 Аллегро (инф.)
  • 13 - Concerto h-moll for two violins and strings, Op. 3 No. 10. I Allegro - Virtuosi di Roma.ogg (инф.)

Примечания

  1. Антонио/ Большая советская энциклопедия. Вивальди
  2. Karl Heller . Antonio Vivaldi: The Red Priest of Venice. Chapter Three. Vivaldi’s Training as Priest and His Appointment as Musico di Violino Professore Veneto - P:Amadeus Press, 1997 - p. 37 - ISBN 1-57467-015-8
  3. Walter Kolneder . Antonio Vivaldi: his life and work. - University of California Press, 1970 - ISBN 0-520-01629-7
  4. Электронный ресурс «Вивальди. Жизнь и творчество». Биография. Vivaldi.org.ru
  5. Музыкальная энциклопедия. Вивальди. Под редакцией Ю. В. Келдыш в 6 томах. Т 1. - М.: Советская энциклопедия, 1973.
  6. Reinhard Strohm . The Operas of Antonio Vivaldi. - L.S. Olschki, 2008 - p. 111 - ISBN 88-222-5682-4
  7. Примечание: в то время как в большинстве источников отмечено, что премьера оперы прошла в Teatro delle Grazie, Рейнхард Штром указывает Teatro delle Garzerie. В этом случае, необходимо отметить наличие расхождений в названиях венецианских театров. Согласно Джанфранко Фолене, Teatro delle Grazie был построен на месте сгоревшего в 1683 году Teatro delle Garzerie.
  8. Игорь Белецкий . Антонио Вивальди: краткий очерк жизни и творчества. - И:Музыка, Ленинградское отд., 1975
  9. Муз-лит-ра. Вивальди - биография. Muzlitra.ru
  10. Julie Anne Sadie . Companion to Baroque Music. - P:University of California Press, 1998 - p.40 - ISBN 0-520-21414-5
  11. Погружение в классику. Вивальди - Ercole sul Termodonte.
  12. Compton Mackenzie, Christopher Stone . Gramophone, Том 85,Выпуски 1029-1031 - И:General Gramophone Publications Ltd., 2008 - стр. 107
  13. Karl Heller . Antonio Vivaldi: The Red Priest of Venice. Chapter Six. «In moltissime città d’Europa» - A Diversity of Activities During the Years of Artistic Maturity (1718-1731) - P:Amadeus Press, 1997 - p. 149 - ISBN 1-57467-015-8

4 марта 1678 года в семье скрипача венецианского собора родился мальчик, получивший имя Антонио Лучио Вивальди. Ребенок появился на свет на два месяца раньше срока, и все ожидали, что он вскорости умрет. Именно поэтому младенец был крещен сразу после своего рождения. Позже в семье Вивальди родились еще три дочери и два сына, однако ни один из детей, кроме Антонио, музыкантом не стал.

Достоверных сведений о детстве Антонио Вивальди нет. Известно лишь то, что музыкальный дар мальчик проявил очень рано. Музыке его учил отец, Джованни Батиста Вивальди, известный в Венеции скрипач, и, едва достигнув десятилетнего возраста, Антонио вполне полноценно замещал отца в оркестре, игравшем в соборе Святого Марка. А происходило это достаточно часто, так как Вивальди-старший был востребованным музыкантом и вне пределов Венеции. Кроме того, считается, что Антонио занимался композицией у Легренци. Одно из самых ранних своих музыкальных произведений Вивальди сочинил в 1691 году, этот музыкальный этюд ему приписывают именно из-за характерных особенностей произведения.

Но сначала Антонио Вивальди избрал для себя карьеру не музыкальную, а духовную, и 18 сентября 1693 года пятнадцатилетний мальчик получает тонзуру и низшую степень духовного звания – «вратарь», служитель, открывающий ворота храма. Тем не менее, музыка остается его основным увлечением. Через десять лет, осенью 1703 года Антонио принимает сан священника. Но еще ранее он приобрел славу выдающегося музыканта, скрипача-виртуоза, а потому его приглашают в венецианскую консерваторию «Оспедалле де ла Пиета» на место преподавателя.

По канонам преподавания восемнадцатого века Вивальди, как педагог, обязан был писать для своих учеников и разучивать с ними довольно значительное количество светской и духовной музыки – сонаты, концерты, кантаты, оратории и прочее. Но Антонио, помимо того, успевал еще и заниматься с хористами, и проводить репетиции с оркестром. Во многом благодаря деятельности Вивальди консерватория, в которой он преподавал, стала выделяться на фоне других подобных заведений Венеции. Следует отметить, что Венеция, как и север Италии, в то время была местом рождения многих великих инструменталистов, а потому выделиться в их среде было большой честью. В 1705 году издательство в Венеции публикует двенадцать сонат Вивальди, обозначенные, как опус № 1. Позже Вивальди часто обращался к этому жанру, и всего известно около восьмидесяти его сонат.

В 1711 году Антонио Вивальди получает довольно высокий и постоянный годовой оклад и становится руководителем концертов своей консерватории. В этот период музыка Вивальди становится популярной во всей Европе, и практически все благоприятствует его успеху. Многие знатные иностранцы, посещавшие Венецию, считали обязательным для себя посещение концертов Вивальди, ведь в 1709 году одним из слушателей этих концертов стал Фридрих IV, король Дании, и Вивальди посвятил ему скрипичные сонаты. В 1712 году в Амстердаме публикуются ставшие знаменитыми двенадцать концертов Вивальди для скрипок с сопровождением. Концерты из этого опуса являются наиболее востребованными и часто исполняемыми до сих пор.

В 1713 году Вивальди официально назначают на пост главного композитора венецианской «Оспедалле дела Пиета». Одновременно с этим назначением он увлекся новым для него жанром – оперой. В том же году ему предоставляется месячный отпуск специально для участия в постановке «Отгон на вилле», первой его оперы. Опера получает высокую оценку зрителей, и вдохновленный композитор через год представляет свою вторую оперу – «Роланд, притворяющийся безумцем». После этого в Венеции были поставлены восемь опер Вивальди всего за пять лет. Несмотря на успех опер и огромное количество заманчивых предложений композитор остается верен своей консерватории и после постановок и репетиций неизменно возвращается в «Оспедалле де ла Пиета». Гениальный композитор успевал все и, занимаясь написанием опер, создал две великолепные оратории по латинским текстам. Первая была исполнена в 1714 году – «Моисей, бог фараона». Вторая, «Юдифь торжествующая», – в 1716 году. Партитура оратории Вивальди «Моисей, бог фараона», к сожалению, утрачена – в Риме сохранился лишь текст, где указаны имена исполнителей. Анализ этого текста показал, что практически все партии оратории, в том числе и мужские, исполнялись исключительно девушками, воспитанницами консерватории.

Знаменитый итальянский виртуоз, как магнит, притягивал музыкантов со всей Европы, и они почитали бы за честь учиться пол его руководством, но Вивальди всему предпочитал интенсивную работу в театре. К тому же он получил новый заказ и к карнавалу 1716 года написал для театральной труппы «Сант-Анджело» двенадцать основных арий оперы «Нерон, сделанный цезарем». На том же карнавале театром «Сан-Анджело» была показана опера «Коронация Дария», а театром «Сан-Мойзе» – опера «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью». Как успевал все это великий композитор, остается настоящей тайной.

Были у Вивальди и неприятности. В 1720 году в разгар карнавального сезона некий аноним опубликовал памфлет, едко и остроумно осмеявший одну из опер Вивальди. Автор метко и талантливо подметил множество театральных штампов и развенчал их. Авторство памфлета стало известно много позже – успешный композитор Бенедетто Марчелло потерпел неудачу в жанре оперы, и это, вероятно, подвигло его на создание ядовитого произведения. Вивальди с честью перенес этот сильнейший удар – не устраивая склок, он около четырех лет не ставил новые оперы и подверг пересмотру практически все свое творчество.

В 1720 году Вивальди приглашают на службу к маркграфу Филиппу фон Гессен-Дармштадтскому, в то время возглавлявшему австрийские императорские войска в Мантуе. Здесь Вивальди познакомился с певицей оперы Анной Жиро, которая приходилась дочерью французскому парикмахеру. Гольдони в своих мемуарах утверждает, что Вивальди однажды представил ему Анну как свою ученицу. Самое любопытное, что Гольдони также писал о явной некрасивости Анны, хотя и признавал ее изящество и несомненный актерский талант, тут же указывая, что диапазон голоса певицы был весьма невелик. К тому времени здоровье Вивальди было уже подорвано, и заботу о нем полностью взяла на себя Паелина, сестра Анны. Обе женщины постоянно проживали в доме композитора и неизменно сопровождали его во всех путешествиях. Церковь не раз выражала отрицательное отношение к взаимоотношениям Вивальди и сестер Жиро, слишком тесным для человека духовного звания и дающим почву для многочисленных сплетен.

После трех лет службы у австрийского маркграфа в Мантуе композитор вернулся в Венецию. Анна Жиро приехала с ним, и это дало венецианцам возможность язвительно называть ее «подругой священника». Два следующих карнавальных сезона Вивальди проводит в Риме. Выступления в вечном городе всегда считались самым серьезным испытанием таланта композиторов, и Вивальди с честью выдержал его. В 1723 году в Риме прошла его опера «Геркулес на Термодонте», а в следующем году – «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью».

Наибольшей популярностью у современников Вивальди пользовались программные концерты композитора и в особенности – его великолепные «Времена года». Это название обрели четыре первых концерта для струнного оркестра и скрипки. В Париже так полюбили эту музыку, что она неизменно исполнялась с 1728 года, а партитура вышла отдельным изданием. Большим ценителем музыки Вивальди был Жан-Жак Руссо, работавший тогда в Венеции во французском посольстве. Руссо даже сам исполнял музыку любимого композитора на флейте.

Вероятно, апофеозом оперного творчества Вивальди выступает «Олимпиада» (либретто Метастазио), которую зрители увидели впервые в театре «Сант-Анджело» в 1734 году. Сюжет известного драматурга и поэта вдохновил Вивальди, и с учетом своих прошлых ошибок композитор создал высокохудожественное произведение, многоплановое и полное драматических коллизий и несравненной красоты музыки. Этот факт бесспорно признал А. Казелла, исследователь оперной музыки Вивальди.

Однако Вивальди ждал тяжкий удар судьбы. 16 ноября 1737 года ему недвусмысленно указали на нарушения обязательств перед церковью – венецианский нунций объявил Вивальди запрет на поездки в Феррару (Папская область) и сообщил о недовольстве кардинала Руфо поведением композитора. Сам Вивальди говорил об этом, что наверняка наказан за отказ служить обедни и за свое расположение к певице Жиро. Этот удар от римской церкви не только покрывал композитора позором и дискредитировал его как духовное лицо, но и наносил значительный материальный ущерб.

В консерватории «Оспедалле делла Пиета» 21 марта 1740 года был дан практически последний концерт композитора. Частые отлучки для постановок своих опер, а также недовольство церковников значительно подпортили отношения Вивальди и руководства консерватории. К тому же в Италии того времени появилось новое поколение скрипачей и композиторов, и на их фоне музыка Вивальди стала казаться обществу тусклой и устаревшей. В конце осени 1740 года Вивальди покидает консерваторию, славу которой он обеспечивал много лет. В документах «Оспедалле делла Пиета» композитора упоминают последний раз 29 августа 1740 года в связи с распродажей его концертов по цене один дукат за штуку. Столь малая стоимость, видимо, объясняется большими денежными затруднениями композитора, тем более что в это же время он готовился к путешествию. В шестьдесят два года Вивальди принял решение покинуть охладевшую к нему и его творчеству Венецию. По приглашению Карла VI он прибыл в Вену, но ему не повезло и здесь. Король умер, а с началом войны музыка отодвинулась на второй план.

Всеми покинутый и забытый, итальянский композитор Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года в Вене. В погребальном протоколе причиной смерти было указано общее внутреннее воспаление. Имущество композитора было распродано в счет долгов, тело предали земле на кладбище для бедных, и лишь месяц спустя сестры Вивальди узнали о его кончине.

Музыка Вивальди возродилась, когда Джентили, итальянский музыковед, в начале 1923 года совершенно случайно обнаружил уникальные манускрипты композитора. Коллекция содержала девятнадцать опер, более трехсот концертов, а также светские и духовные вокальные сочинения. Слава Вивальди вернулась к нему – но лишь спустя двести лет…

Антонио Лучо Вивальди (4 марта 1678, Венеция – 28 июля 1741, Вена) – итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта – кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».

Ранние годы

Антонио Вивальди появился на свет в Венецианской республике, произошло это 4 марта 1678 года. Ребенок родился недоношенным и был очень слаб. Позднее стало ясно, что мальчик болен астмой, его мучили припадки удушья, ходить пешком ребенку было тяжело, а подъем по лестнице приравнивался к пыткам. Но никакие физические недостатки не повлияли на удивительный внутренний мир Вивальди. Его фантазия не знала преград, а жизнь изобиловала красками, только происходило это в мире музыки. Важный этап жизни Антонио начался, когда его отец – цирюльник Джованни Батиста получил приглашение в капеллу собора Сан-Марко. Тогда это был крупнейший оркестр всей Италии. Четыре органа, оркестр и большой хор обеспечивали величественное звучание. Это настолько поражало воображение семилетнего Антонио, что он никогда не пропускал репетиций и жадно вслушивался в музыку выдающихся мастеров. Такое беззаветное самопогружение в искусство не могло остаться незамеченным. Вскоре мальчиком заинтересовался известный скрипач и педагог Джованни Легренци. Помимо музыкальных знаний он привил Антонио желание экспериментировать. Чтобы точнее и ярче выражать свои мысли, Вивальди стал создавать произведения и искать новые формы. Кстати, до наших дней дошли творения композитора, созданные им в 13 лет. Но в этом возрасте юного Антонио ждали серьезные перемены.

Рыжий священник

Учитывая слабое здоровье сына, Джованни Батиста решил, что будет лучше, если Антонио станет священником. Вивальди не ослушался отца. Со временем он получил тонзуру и звание «вратаря» – он отворял врата храма. Позже он принял еще несколько степеней посвящений, чтобы получить звание священника и иметь право служить мессы. Несколько лет молодой Вивальди постигал церковные знания, хотя его сердце постоянно тяготело к творчеству. Судьба смилостивилась над Антонио, и однажды он получил возможность заниматься любимым делом. Ходили слухи, что во время одной из служб «рыжий священник» (так его прозвали за характерный цвет волос) постоянно уходил за алтарь, чтобы быстрее записать посетившую его голову мелодию. После таких вольностей Вивальди отстранили от служб, и музыка снова стала его главным занятием.

Остроумный молодой человек с выразительными глазами и длинными волосами виртуозно владел скрипкой и другими инструментами, он всегда проявлял к окружающим участливость и был желанным собеседником. Благодаря полученному духовному сану он смог стать преподавателем в одной из женских консерваторий города-республики. Будущее представлялось Антонио весьма перспективным. Его не тревожили даже разногласия с духовенством. Вивальди окунулся в мир творчества и стал в Венеции всеобщим любимцем.

Он увлеченно работал в консерватории «Пиета». Консерваториями тогда называли приюты при монастырях, которые давали неплохое образование, и музыкальное в том числе. Антонио сначала официально назывался руководителем хора, а позже стал и дирижером. Также Вивальди обучал воспитанников «Пиеты» игре на различных инструментах, преподавал вокал и постоянно писал музыку. Эта консерватория была хорошо известна венецианским ценителям музыки, а теперь под руководством Антонио Вивальди превратилась в лучшую во всей республике. Богатые горожане спешили отдать туда своих дочерей.

Начало композиторской деятельности

В 1710 году к музыканту постепенно начинает приходить известность. В «Путеводителе по Венеции» его называют виртуозным скрипачом. Все, кому посчастливилось услышать вживую произведения гения, рассказывают о нём и за пределами Италии. Вивальди представили датскому королю Фредерику IV, впоследствии он посвятил правителю двенадцать сонат.

Через некоторое время Антонио решает повысить планку, занявшись написанием опер. В 1713 вышли его произведения «Роланд, притворяющийся безумцем» и «Оттон на вилле». Они принесли ему славу и признание, в течение последующих пяти лет увидело свет ещё восемь опер. Итальянский композитор Бендетто Марчелло был одним из критиков творчества Вивальди. Он опубликовал памфлет, в котором высмеивались оперы музыканта. Из-за этого Антонио на некоторое время прекратил работу над крупными произведениями.

В 1717 году губернатор Мантуи предлагает виртуозу занять должность капельмейстера при дворе. Именно в этом великолепном городке у Вивальди рождается идея цикла концертов, названного в оригинале «Четыре времени года». Об этом периоде жизни известно немного, в общей сложности композитор находился в Мантуе три года, затем он вернулся в Венецию.

Во время работы в Мантуе Антонио встретил оперную певицу Анну Жиро. У неё была сестра Паолина, девушки везде сопровождали композитора. По городу ходили разные слухи, но Вивальди уверял, что они являются всего лишь его ученицами. Паолина и Анна проживали в одном доме с музыкантом, всячески помогая ему бороться с астмой. Из-за этого в 1738 году Вивальди был запрещён въезд во Флоренцию, поскольку он был обвинен в грехопадении. Но композитор до последнего опровергал эти сплетни. В 1723 году Антонио впервые попадает в Рим, там он занимается постановкой оперы «Геркулес на Термодонте». Его творчество производит впечатление на жителей города. Иоганн Кванц, музыкальный теоретик, сообщал, что римляне не могли воспринимать другую музыку в течение полугода после прослушивания оперы.

Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского. Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх. Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года». Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов. Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года».

Возвращение на Родину и период упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете. Во время карнавала 1734 года зрители театра «Сант-Анджело» увидели новую оперу Вивальди на либретто «Олимпиады» Метастазио – одного из самых знаменитых творений поэта-драматурга. Столь многоплановый по драматическим коллизиям сюжет, несомненно, вдохновил композитора на создание высокохудожественного произведения. Такой авторитетный знаток оперного творчества Вивальди, как А. Казелла, писал, что «Олимпиада» выделяется среди других опер итальянского композитора несравненной красотой музыки.

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735 год), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736 год). Однако в следующем году, в разгар подготовки к карнавалу в Ферраре, Вивальди постиг тяжелый удар судьбы. 16 ноября 1737 года апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, – писал композитор, – что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро». По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительным был и материальный ущерб.

Ш.де Бросс, познакомившийся с Вивальди в 1739 году, писал из Венеции: «К моему большому изумлению, я нашел, что его здесь ценят далеко не столь высоко, как он того заслуживает, – здесь, где все зависит от моды, где слишком долго слушали его вещи и где прошлогодняя музыка уже не делает сборов».

В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался с «Пиетой», на протяжении стольких лет обязанной ему своей музыкальной славой. Последнее упоминание его имени в документах консерватории связано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. Такая низкая стоимость, несомненно, объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию. На 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признания на чужбине.

Последние годы

В середине мая 1740 года композитор покидает Венецию и отправляется к императору Карлу VI. На тот момент в Вене началась война, император скончался незадолго после прибытия Вивальди, наследники вступили в оживлённую борьбу. Из-за этого Антонио пришлось покинуть австрийский город, переехав в Дрезден. Вероятнее всего, именно там его и настигла болезнь. У музыканта практически не было денег, близких людей, а проблемы со здоровьем становились всё серьёзнее с каждым днём. Он вернулся в Вену. Именно там Вивальди и умер 28 июля 1741 года. По словам врачей, смерть произошла из-за внутреннего воспаления. Его похоронили на кладбище для бедняков. Спустя месяц сёстрам Маргарите и Дзанетте пришло извещение о кончине композитора, а судебные приставы описали всё его имущество в счёт погашения задолженности.

Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.

Значение Вивальди в истории музыки

Гениальный композитор эпохи барокко, Вивальди внес неоценимый вклад в развитие музыкального искусства. Его поразительные прозрения во многом опередили свое время. Вивальди испытал мучительные противоречия времени – тех высоких идеалов гуманизма, гармонии человека и мира и той суровой, порой мрачной действительности, с которой ему пришлось столкнуться и как человеку, и как музыканту.

Раздвоенность человека – один из лейтмотивов Барокко – остро переживал Вивальди – больной человек и страстная творческая личность, священник – и глубоко светский художник, для которого полноценная чувственная сторона жизни отнюдь не была закрыта, поденщик в консерватории и оперном театре, обязанный непрерывно сочинять,– и музыкант, заглянувший в душу музыки. Образцы, которые он оставил, созданная им предклассическая форма скрипичного концерта, ранняя симфония, программная музыка – все это оказало глубочайшее воздействие на Баха и Генделя, Тартини, Джеминиани, Локателли и многих других композиторов и скрипачей. Гайдн использовал, к примеру, тему его виолончельного концерта в своем концерте для этого инструмента, не говоря уже о «Временах года».

Вивальди дал импульс новым музыкально-художественным концепциям, новому уровню музыкального инструментального мышления. Своим творчеством он показал, что музыка обладает огромными возможностями выражения, построения идеальной модели мира и человека. Его богатейший мелодический и гармонический дар, новаторский музыкальный язык, где основным средством выражения выступала скрипка, позволил ему воплотить в звуках самые трепетные движения души, самые пылкие и тонкие человеческие мысли о мире и о себе.

Известные сочинения

Антонио Вивальди – плодовитый композитор. Он является автором 90 опер, в том числе «Роланд Неистовый», «Нерон, ставший Цезарем», «Коронация Дария», «Обман, торжествующий в любви», «Фарнак», «Кунегонда», «Олимпиада», «Гризельда», «Аристид», «Тамерлан», «Оракул в Мессении», «Ферасп». Оратории – «Моисей, бог фараона», «Торжествующая Юдифь», «Поклонение волхвов» и другие.

Несколько интересных фактов

  • Вивальди родился семимесячным, очень слабым, однако таким же рыжим, как и его отец, которого даже в оркестре св. Марка звали Rosso, то есть «красный».
  • Первым и главным учителем Антонио был Джованни Баттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом.
  • В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как лучшие скрипачи города.
  • Вивальди впервые ввел тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.
  • Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.

Видео

Источники

    http://diletant.media/articles/28123145/ http://blagaya.ru/skripka/history-books/isi/vivaldi2/ http://propianino.ru/antonio-vivaldi

1725 год
Francois Morellon de La Cave

Антонио Лучо Вивальди - выдающийся композитор, родился 4 марта 1678 года в Вене.
Семья Антонио была многодетной, у его родителей, отца - Джованни Баттиста, и матери - Камиллы Каликкьо было три дочери и три сына. Отец – ученик парикмахерского ремесла, священник и музыкант.
В 1693 год для Вивальди запомнился поучением тонзуры. Учение Антонио Вивальди музыкальному искусству происходило у его же родного папы - Баттисты Вивальди. Его отец являлся скрипачом Венского собора в Сан марко. Далее его образование взял в свои руки Дж.Легренци. Кроме того, Антонио Вивальди прошёл путь обучения как священный служитель, а после, в 1703 году, отказавшись от претензий мира, был рукоположен. Существует мнение, что так же владел намерениям получить бесплатное образование. Тот же, 1703 год становится для Антонио годом получения Тонзуры и поступлением о «Делла Пьета» на учителя игры на скрипке, композитора и дирижера.
Имя композитора на всю Европу впервые стало известно на вес мир в 1711 году, когда издатель из Амстердама Э. Роже принялся за публикацию его первого концерта из цикла Антонио Луче. Личное представление своих произведений Антонию совершил через два года с оперой «Оттон на Вилле»
Любовью всей жизни Антонио стала Венецианская консерватория «Пиета». «Пиета» еще была сиротским приютом, воспитанницами которого были исключительно девочки. Там, Вивальди создал небольшой инструментальный ансамбль, который, благодаря организаторским качествам, а так же умения Вивальди стал настолько известным, что на их концерт в Ла Пьетской церкви приходили многочисленный сборища и толпы.
Развитие Антонио Вивальди как музыканта и композитора происходило, как и все его стремления – простым и ясным. В 1705 году его репутация уже позволяла совершить публикацию 12 трио сонат, а уже спустя три года – первый маленький сонатный сборник для скрипки. Жители Венеции стали осознавать, что их сосед – нашел искусство совершенства воплощенное в концертной форме стиля "барокко", и одновременно с этим отыскал путь инструментального развития музыки.
Несмотря на стиль «барокко», Антонио Вивальди зачастую старался прибегать к простым и ясным формам, пытаясь пренебречь роскошью. Однако его произведения всегда могли прицельно сочетать гармонию страсти, изящества и воображения. Попытки других композитором превзойти Антонио ни разу не обвенчались успехом.
После многочисленных побед, Вивальди принимает решение о продолжительном отпуске, и отправляется в путешествие по Европе и Италии. За время отдыха от композиторской деятельности Вивальди успел послужить у Мантуиского губернатора Филиппа Гессен-Гамбургского. Там же на службе, Антонио знакомится с певицей Анной Жиро, которая потом станет выступать голосом сопрано на его концертах. Кроме того, отношения Вивальди и Анны всегда были близкими. Затем его путешествия привозят его в Рим, где он знакомит Папу со своими произведениями.
В тридцатых годах популярность Вивальди переходит к кризисному упадку. Новые стили, а так же современные композиторы буквально забирают его славу. Но, главным критерием стало все-таки его долгосрочное отсутствие в Венеции.
Так, забытый и брошенный всеми, Вивальди закончил жизнь там же, где и родился – в Вене, 28 июля, в 1741 году. Причина смерти в погребальной записке была указана как внутреннее воспарение.

Выдающийся итальянский композитор, талантливый скрипач, дирижер, педагог – таким был известный музыкант эпохи барокко. Этот талантливый итальянец сумел ещё при жизни получить признание и покорить всю Европу. Давайте познакомимся поближе со столь выдающейся личностью.

Антонио Лучо Вивальди родился в 1678г., 4 марта. Его отец был скрипачом при соборе Сан-Марко в Венеции. И первые музыкальные уроки будущий композитор получил именно у отца, который привлёк Антонио к работе в соборе. Многолетняя деятельность отца в капелле стала тем основополагающим фактором, который повлиял на выбор карьеры священника молодого Антонио. В 1693 году, в пятнадцатилетнем возрасте Вивальди был пострижен в монахи. Спустя ещё семь лет он становится дьяконом. А уже в 1703г., отказавшись от всех мирских притязаний, получает сан священника и право служить обедню. Но прослужил в церкви он совсем незначительное время. По словам самого Вивальди, здоровье не позволяло ему проводить долгие церковные службы. Но причина была вовсе не в этом.

Ещё во время получения духовного образования юноша страстно увлекается музыкой, отдавая этому занятию всё свое свободное время. И результат не заставил себя долго ждать. Уже в 1703г., практически сразу после принятия сана священника, он даёт свои первые уроки скрипки. Его приглашают в качестве педагога в знаменитый в то время благотворительный сиротский приют для девочек в Венеции Оспедале дела Пиета (Ospedale della Pietas).И с этого момента перед будущим знаменитым композитором открываются безграничные возможности, позволяющие ему осуществлять любые свои творческие замыслы. Ведь та среда, в которой он оказался в консерватории, отличалась блестящими музыкальными традициями.

Вся деятельность Вивальди в этом приюте (его ещё именовали консерваторией) была очень насыщенной и многогранной. Как и все музыкальные педагоги того времени, он обязан был для своих учениц сочинять различную музыку (светскую, духовную). Это были разнообразные оратории, концерты, сонаты и многие другие произведения. Также Вивальди как педагог обучал своих воспитанниц игре на скрипке, следил за сохранностью инструментов. Именно благодаря сильной увлечённости своей работой, его консерватория в недолгом времени стала заметно выделяться на фоне подобных заведений.

В 1705г. он публикует свои первые 12 сонат, а уже спустя три года вышел в свет его первый сборник сонат для скрипки. Вивальди приобретает всё большую популярность у себя на родине. Его произведения отличаются простотой и ясностью, выразительным раскрытием одной мелодии. Композитор стал настоящим открытием для современников, гением, сумевшим найти новый подход в инструментальной музыке. Но успешный композитор не остановился на одном жанре. Он всерьёз заинтересовался оперой. И в 1713 г., став главным композитором «Пиеты», занимается постановкой своей первой оперы «Оттон» (Ottone in villa). После этой оперы следует ряд удачных постановок, принесших известность композитору.

После столь головокружительных успехов Вивальди решает совершить турне по Италии и Европе. В 1718г. он жил в Мантуе и творил для герцогского двора. 1723-1724гг. знаменательны тем, что композитор смог представить свою музыку папе Римскому и произвести на него хорошее впечатление. Самым известным произведением, принесшим европейскую славу Вивальди, стал его сборник сочинений «Времена года», выпущенный в 1725г. Но уже в 30-х годах его слава пошла на убыль. Сказалось длительное отсутствие в Венеции из-за путешествий. В 1737г. оперы композитора были запрещены под предлогом аморальной связи с оперной певицей. Был разорван контракт с консерваторией. И в 1741г., 28 июля, преданный забвению и нищий, Антонио Вивальди умирает.