Какие проблемы в произведении евгений онегин. Татьяна и Евгений в viii главе романа. Нравственные проблемы романа «Евгений Онегин. История создания новаторского произведения

Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт, прозаик и драматург XIX века. Именно он является основоположником русского реализма. Великого поэта считают одним из самых авторитетных деятелей своего времени. На протяжении восьми лет он создавал роман в стихах под названием «Евгений Онегин». Проблемы, представленные перед читателем в этом произведении, актуальны и сегодня. В нашей статье вы можете найти не только описание проблематики и сюжета романа, но и историю его создания, а также множество другой интересной и познавательной информации.

История создания новаторского произведения

Александр Сергеевич Пушкин приступил к написанию "Евгения Онегина" в 1823 году, а закончил лишь в 1831. Пушкин иногда называл свой роман подвигом. Стоит отметить, что именно «Евгений Онегин» - первое произведение в репертуаре поэта, которое написано в стиле реализма.

Первоначально Александр Сергеевич Пушкин планировал включить в роман 9 глав, но по окончании написания он оставил только 8. В произведении описаны события 1819 - 1825 года. В романе представлена не только любовная линия, но и пороки общества. Именно по этой причине произведение актуально и сегодня.

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, ведь детализация быта и глубина описания характеров героев позволяют читателям понять особенности жизни людей XIX века. Роман «Евгений Онегин» издавался частями (главами). Некоторые отрывки публиковали в журналах. Издание каждой главы становилось в обществе неординарным событием. Самая первая часть была опубликована в 1825 году.

Сюжет романа

Реализм в русской литературе, как уже упоминалось, впервые был представлен в новаторском произведении, автор которого Александр Сергеевич Пушкин. Главный герой романа - Евгений Онегин. Это молодой дворянин, который был весьма образован и вел светский образ жизни. Главным для него было посещение балов и театров. Онегин также любил ужинать с друзьями в самых популярных заведениях Петербурга. Но со временем ему надоедает подобный образ жизни, и герой впадает в глубочайшую депрессию.

Узнав о смертельной болезни дяди, Евгений Онегин выезжает в деревню. По приезду он выясняет, что его родственника уже нет в живых. Поскольку главный герой был единственным наследником, то все имущество достается именно ему. Евгений Онегин считает, что деревня остро нуждается в преобразованиях и реформах. Пока эти думы занимают героя, он знакомится и начинает поддерживать отношения с Ленским - молодым помещиком. Новый товарищ представляет Онегина семье Лариных, в которой живут две сестры. Одна из них - Татьяна, имевшая несчастье с первого взгляда влюбиться в молодого Евгения.

На балу у Лариных между Ленским и Онегиным возникает конфликт, зашедший слишком далеко и закончившийся дуэлью между бывшими друзьями. После того как Онегин в схватке убивает Ленского, он в отчаянии уезжает в странствие. В это время Татьяну выдают замуж.

На одном из балов Онегин и Татьяна встречаются. У главного героя внезапно пробуждается запоздалая любовь к девушке. Вернувшись домой, Евгений сочиняет для Татьяны любовное письмо, на которое она вскоре отвечает. Девушка утверждает, что по-прежнему любит молодого дворянина, но не может быть с ним, поскольку она уже замужняя дама: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Характеристика главного героя произведения

Качества Онегина особенно ярко раскрываются перед читателем в первой и последней главе романа. Главный герой имеет достаточно сложный характер. У него обострено чувство собственного достоинства, но периодически Евгений вынужден идти на уступки обществу, потому что опасается быть непринятым. В романе автор уделяет несколько строк, посвященных детству главного героя, которое в определенной степени объясняет его нынешнее поведение. Евгения с первых дней жизни воспитывали поверхностно. На первый взгляд детство Онегина проходило весело и беззаботно, но на самом деле все привычное быстро вызывало у него недовольство.

Молодой дворянин живет Стоит обратить внимание, что Онегин поступает и одевается так, как принято в обществе, - в этом смысле он пренебрегает собственными желаниями. Образ главного героя достаточно сложен и многообразен. Отказ от личных притязаний лишает его возможности быть самим собой.

Евгений Онегин с легкостью очаровывал любую женщину. Он проводил свободное время в окружении развлечений, которые в скором времени неизменно ему надоедали. Онегин не дорожит людьми. Подтверждение этому - дуэль с Ленским. Евгений с легкостью убивает друга без весомой на то причины. Положительные черты главного героя предстают перед читателем в конце романа. Вновь увидев Татьяну, он осознает, что ничто так не будоражит сердце, как искренность. Но, к сожалению, герой слишком поздно осознает эту истину.

Быт и нравы дворянства

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - цитата из романа «Евгений Онегин», которая иногда употребляется и в наши дни. Ее смысл - это отражение поверхностного образования высшего света во времена Отечественной войны 1812 года. Дворянство в Москве и Петербурге разделилось во взглядах на две группы: первая - старшее поколение, а вторая - это молодые дворяне. Большинство из них не желало ничего делать и к чему-то стремиться. В те времена приоритетными были знание французского и умение правильно кланяться и танцевать. На этом тяга к знаниям, как правило, заканчивалась. Это подтверждает и цитата из романа, которую по причине ее правдивости, никогда не будет лишним повторить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Любовь и долг в романе «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, творивший в прошлом столетии, но его работы актуальны и сегодня. Одно из самых популярных его произведений - это роман «Евгений Онегин». Какие проблемы ставит эта работа перед читателями?

Счастье и долг - одна из ключевых проблем, которая представлена в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Она касается не только главного героя и Татьяны, но и родителей девушки. Мать Татьяны должна была выйти замуж за другого мужчину, за того, которого любила. Заключив брак с нелюбимым человеком, она плакала и страдала, но со временем смирилась. Как ни парадоксально, но Татьяна повторила судьбу матери. Она всем сердцем любила Евгения Онегина, а вышла замуж совсем за другого мужчину. Девушка ставит долг превыше любви и остается с мужем, к которому не испытывает никаких чувств. Таким образом, сказывается воспитание, и героиня жертвует своим счастьем во имя привитых с детства устоев.

Сложно спорить с тем, что одно из самых популярных и знаковых произведений Пушкина - «Евгений Онегин». Проблемы, которые описаны в романе, сделали творение автора знаменитым на весь мир.

Проблема идентификации главного героя в обществе

В романе «Евгений Онегин» герой показан во взаимодействии с обществом. Интересно, как смена внешнего статуса, которая происходит в жизни Онегина, меняет его привычки и поведение. Главный герой ведет себя абсолютно по-разному в светском и деревенском окружении. Например, в Петербурге Онегин демонстрирует вежливость и образованность, а в деревне, наоборот, пренебрегает правилами этикета. Исходя из этого можно сделать вывод, что главный герой не чужд лицемерия и лжи.

Проблема поиска смысла жизни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

На жизненном пути встречаются разные люди. Одни имеют силу воли, верны своим мировоззрениям, другие же, наоборот, совершают много ошибок и не могут найти истинный путь. На многие размышления наводит читателей роман «Евгений Онегин». Проблемы, связанные с поиском смысла жизни, помогают разобраться в себе.

Главные герои романа - это личности, которые чувствуют себя одинокими в светском окружении. Они способны как любить, так и страдать. Онегин, например, презирает и это приводит его к тяжелой депрессии. Татьяна же - идеал нравственной чистоты. Главная ее цель - любить и быть любимой, но атмосфера, которая царит вокруг героини, иногда меняется, как и люди, окружающие ее. Несмотря на это, Татьяна остается невинна и морально непорочна. А вот главный герой со временем понимает, кого он отверг, и это становится толчком к личностным коррективам. На примере Онегина автор произведения демонстрирует, как может измениться человек, который соприкасается с искренностью и душевной красотой другого.

Уникальный русский роман

В XIX веке большой популярностью пользовались романы Байрона и Вальтера Скотта. С точки зрения тематики, их часто связывали со стихотворным романом Пушкина. Первые опубликованные главы «Евгения Онегина» вызвали в обществе резонанс. Отзывы о произведении существенно отличались между собой.

В новаторском творении автор соединяет множество жанров и стилей. В своем романе Александр Сергеевич Пушкин достигает целостности и гармонии слога, способов выражения художественной мысли. «Евгений Онегин» - первый роман в России, который написан в стихотворной форме. Современные критики не раз пытались выяснить, в чем заключаются социальные и литературные корни главного героя произведения - «лишнего» человека в обществе. Нередко они предполагали, что создание связано с байроновским Гарольдом.

Особенности образа Татьяны

Татьяна Ларина - главная героиня романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Примечательно, что автор во всех своих произведениях описывает образ прекрасной русской женщины. Татьяна с первого взгляда и на всю жизнь влюбляется в Онегина, и первая признается ему в своих чувствах. Но в черством сердце Евгения не нашлось места для чистой любви девушки.

В образе Татьяны соединяются в одно целое несочетаемые вещи: героиня любит гадать, читает романы и верит в приметы, несмотря на то что она достаточно религиозна. Ее богатый внутренний мир поражает окружающих. Именно по этой причине она чувствует себя комфортно в любом обществе. Она не скучает даже в деревне. А еще героиня очень любит предаваться мечтам.

По прошествии времени, получив признания в любви от Евгения Онегина, девушка поступает мудро. Татьяна подавляет в себе чувства и решает остаться с мужем. Ведь отношения с Онегиным стали бы губительными для героини.

Нравственный идеал автора

Как мы говорили ранее, Татьяна Ларина в конце романа совершает правильный Она не скрывает, что все еще любит Евгения Онегина, но при этом героиня считает, что может принадлежать только законному мужу.

Именно Татьяна является наиболее положительным и нравственным человеком в произведении. Она совершает ошибки, но затем делает правильные выводы и принимает верное решение. Если внимательно вчитаться в строки романа, то становится понятным, что Татьяна - это идеал самого автора. Напротив, на примере Онегина он демонстрирует все пороки общества, поскольку главный герой романа эгоистичен и высокомерен. Именно такие личности, как Евгений, являлись яркими представителями дворянского сословия. Поэтому он предстал в романе в качестве собирательного образа высшего света Петербурга.

Любопытен и нравственный выбор героев. Самый яркий пример - это дуэль Ленского и Онегина. Главный герой не желает на нее идти, но подчиняется общественному мнению. В итоге Ленский умирает, и это является своеобразным переломным моментом. Именно после описанного печального события роман изменил свое размеренное течение.

Подводим итоги

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - первое произведение в стихах, который написано в духе реализма. Главные герои - молодой дворянин Онегин, деревенская девушка Татьяна Ларина и помещик Ленский. В романе переплетается большое количество сюжетных линий и образов. Это одна из причин, которая делает произведение интересным и поучительным. В романе также присутствует актуальная проблематика любого времени: затрагивается извечный поиск человеком смысла жизни и своего места в обществе. Трагизм произведения в том, что очень сложно соответствовать представлениям окружения, не считаясь со своими желаниями и принципами. Это неизбежно приводит к двойственности и лицемерию. Кроме того, чувствовать себя чужим в обществе, как это ощущает главный герой, также психологически сложно. И, конечно, тема неизменно привлекает читателей. Произведение написано очень живо и интересно, поэтому не ошибется тот, кто решит прочесть роман «Евгений Онегин». Проблемы, которые продемонстрированы в произведении, натолкнут на размышления и покажут, какие страсти бушевали в далеком XIX веке.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Роман «Евгений Онегин»

Работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней – с мая 1823 г. до 26 сентября 1830 г., а в 1831 г. было написано еще «Письмо Онегина к Татьяне». Публикация осуществлялась по мере создания произведения. История создания

Черновой план (1830 г.) Часть первая. Предисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинев, Одесса, 1823) 2-я песнь. Поэт (Одесса, 1824) 3-я песнь. Барышня (Одесса, Михайловское, 1826) Часть вторая. 4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825) 5-ая песнь. Именины (Михайловское, 1825,1826) 6-ая песнь. Поединок (Михайловское, 1826) Часть третья. 7-песнь. Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828) 8-ая песнь. Странствие (Москва, Павловск, Болдино, 1829) 9 –ая песнь. Большой свет (Болдино, 1830)

Направление и жанр «Евгений Онегин» – первый русский реалистический социально-психологический роман, причем, не прозаический, а роман в стихах. Выбор реалистического художественного метода был для Пушкина принципиально важным.

Направление и жанр Пушкин показывает в своем романе подлинно типические характеры, которые проявляют себя в типических обстоятельствах, что отличает именно реалистические произведения.

Направление и жанр Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов XIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи и стремится объяснить различные социальные явления. При этом события разворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материальном фоне, что «Евгения Онегина» можно назвать и социально-бытовым романом.

Направление и жанр Пушкин подвергает внимательному анализу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. На многих страницах он достигает необычайного психологического мастерства, что дает возможность глубже понять его персонажей. Вот почему «Евгения Онегина» можно с полным правом назвать и психологическим романом.

Направление и жанр В то же время в «Евгении Онегине» есть и черты любовного романа с традиционным для той эпохи любовным сюжетом.

Направление и жанр Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. Вот почему «Евгения Онегина» принято относить к лиро-эпическим произведениям, в которых сочетаются особенности, присущие эпосу и лирике. Действительно, в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира - мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях

Направление и жанр Лирические отступления - это композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от сюжетного повествования и введении прямой авторской речи.

Направление и жанр Лирические отступления выполняют в романе многочисленные функции: обозначают границы романного времени и замещают сюжетное повествование, создают полноту изображения, характерную для «энциклопедии» дают авторский комментарий к событиям. Именно лирические отступления вводят авторское «я», позволяют вести своеобразный диалог с читателями.

Сюжет и композиция Композиции романа строится на переплетении сюжетных и внесюжетных элементов. Автор легко переходит от повествования к лирическим отступлениям, что создает впечатление непринужденного рассказа, доверительной беседы с читателем. Сам Пушкин говорил об этом: «даль свободного романа», - утверждая свое авторское право на свободу выбора.

Сюжет и композиция А.С. Пушкин опускает целый ряд событий в жизни героев, например свадьбу Татьяны, и традиционная развязка, которая должна завершить сюжет, отсутствует.

Сюжет и композиция Композиция строится на основе двух сюжетных линии, одна из которых обрывается в середине произведения. Первая сюжетная линия: Онегин - Татьяна. Вторая сюжетная линия: Онегин - Ленский.

Сюжет и композиция Особенность обеих развязок в том, что обе они лишены определенности: после рассказа о смерти Ленского на дуэли автор описывает два возможных пути этого героя. А Онегина после объяснения с Татьяной в последней главе Пушкин «оставляет» «в минуту, злую для него», что означает открытый финал романа.

Сюжет и композиция Основной принцип организации романа - симметрия и параллелизм. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны.

Сюжет и композиция Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

Сюжет и композиция Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения - это антитеза.

Сюжет и композиция Татьяна противопоставлена и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни), и светским красавицам («без этих маленьких ужимок, без подражательных затей...»).

Сюжет и композиция Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой - романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди - простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками - сельским жителям-помещикам).

Сюжет и композиция Очень важно отметить, что автор противопоставляет и сравнивает оттенки, детали одних и тех же качеств (что также характерно для реальной жизни), это не классицистские или романтические литературные клише: добрый - злой, порочный - добродетельный, банальный - оригинальный и т.д.

Сюжет и композиция Основная композиционная единица романа - глава. Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета.

Сюжет и композиция Но это не мешает Пушкину неожиданно прервать какую-то из глав, покидая на время героев, но не разрушая при этом плана произведения: каждая глава посвящена какой-либо определенной теме. Это позволяет, с одной стороны, расставить своеобразные авторские акценты, с другой - заинтересовать читателей, а с третьей - бросить вызов литературным условностям: «Докончу после как-нибудь», - говорит Пушкин, прерывая III главу «на самом интересном месте»: встрече Татьяны с Онегиным после получения им письма с признанием в любви.

Сюжет и композиция Более мелкой композиционной единицей является строфа: она также обычно содержит завершенную мысль, а нарушение этого создает дополнительный акцент. Но в любом случае каждая строфа представляет собой определенный элемент движения сюжета. Внесюжетными композиционными элементами являются лирические отступления, но они все же, как правило, связаны с сюжетом.

Тематика и проблематика «Евгений Онегин» - произведение новаторское, ставшее, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».

Тематика и проблематика В нем поэт ставит задачу изображения социального, бытового и культурного уклада русского общества первой четверти XIX века. Он стремится показать типические характеры своей эпохи в их эволюции.

Тематика и проблематика Перед нами проходят картины жизни представителей разных слоев общества. Поражает и пространственная широта охвата нарисованной картины жизни: от Петербурга и Москвы до деревни и провинции. Пушкин затрагивает тему образования и воспитания, культурных традиций, семейных отношений и, конечно, любви и дружбы, положенную в основу сюжета романа.

Тематика и проблематика Кроме того, через лирические отступления и внесюжетные зарисовки тематика произведения еще больше расширяется. Общее количество лирических отступлений в романе - 27, и посвящены они самым разным вопросам: биографические факты и размышления автора о жизни, его эстетические взгляды по вопросам литературы, театра, музыки и отношение к проблемам языка; вопросы истории, философии, политики; рассуждения о нравах, обычаях, морали и отдельных подробностях жизни общества той эпохи; мысли о природе.

Тематика и проблематика Проблематику романа «Евгений Онегин» составляют важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы. В основе ее лежит главная социально-историческая проблема русского общества не только пушкинской эпохи, но и всего XIX века: противопоставление европейски просвещенного русского дворянства и большей части русского общества, сохранившей национальные основы и традиции. Она проходит через две центральные темы романа: «национальное - вненациональное», «город - деревня», которые благодаря указанной проблема­тике оказываются тесно взаимосвязанными.

Тематика и проблематика Именно в рамках центральной проблемы поэт создает образы главных героев романа - Евгения Онегина и Татьяны Лариной, ставит вопрос о национальном характере и патриотизме. Социально-историческая проблематика дополняется и углубляется благодаря постановке нравственно­философских проблем: цели и смысла жизни, истинных и ложных ценностей, губительности индивидуализма и эгоизма, верности любви и долгу, быстротечности жизни и ценности мгновения, имеющих общечеловеческое значение.

Идея и пафос Пушкин поставил перед собой широкую задачу: создать портрет героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 века», - писал поэт.

Идея и пафос Не менее важна в романе идея, связанная с созданием первого национального характера русской героини. Именно Пушкин в «Евгении Онегине» впервые сумел это сделать, показав Татьяну не только как «русскую душою» героиню, но и как идеал женщины. Для этого потребовалось представить этот образ в динамике, развитии и сопоставлении с другими, что позволила сделать созданная поэтом широчайшая картина жизни русского дворянства той эпохи.

Идея и пафос Дворянство в романе «Евгений Онегин» представлено неоднородно. Это, с одной стороны, светское общество Москвы и Петербурга, где формируется характер центрального героя, а с другой - провинциальное дворянство, с которым связан образ героини романа - Татьяны Лариной.

Идея и пафос Высоко ценя крут образованных столичных дворян, понимая значение дворянской культуры для России, автор все же критически воспроизводит общий дух («холодный», «пустой», «мертвящий») московского и особенно петербургского высшего света, нарисованного в романе. Ради понятий «приличия» свет убивает в человеке любые проявления индивидуальности, поэтому оторванное от национальной жизни светское общество - «блестящее» и «безличное», где всех занимает лишь «бессвязный, пошлый вздор». В его изображении преобладает сатирический пафос.

Идея и пафос В описании патриархального быта и морали провинциального дворянства также звучат критические ноты, но не столь резкие, а потому здесь присутствует ирония. Крепостнические отношения поэтом осуждаются, однако общая оценка провинциального дворянства смягчена за счет акцента на их более деятельном образе жизни, большей простоте, естественности и терпимости в отношениях. Жизнь в помещичьей усадьбе близка к природе, к традициям и обычаям русского народа, а потому именно здесь формируется характер национальной русской героини - Татьяны.

Основные герои В основе системы образов романа лежит противопоставление Город - Деревня (вненациональное - национальное). Именно так располагаются как главные, так и второстепенные и эпизодические персонажи (семья Лариных, их соседи-помещики; петербургский и московский свет).

Основные герои Противопоставлены главные персонажи: Онегин, представитель «русского байронизма», и Татьяна - воплощение национального идеала русской женщины. Это противопоставление уточняется линией Ленский - Ольга (романтик-мечтатель - обычная русская девушка).

Евгений Онегин «Герой времени». Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека, родившегося «на брегах Невы», подробнейшим образом описывается его обычный день. Внешне насыщенная, жизнь светского человека оказывается однообразной, вертящейся по установленному кругу.

Евгений Онегин Для человека заурядного все это выглядит нормально, но Онегин - личность неординарная. Ему присущи «мечтам невольная преданность, /Неподражательная странность / И резкий, охлажденный ум».

Евгений Онегин Жизнь, в которой «завтра то же, что вчера», приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века», которой Пушкин находит четкое и емкое определение: Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу...

Евгений Онегин Как отмечал Белинский, «Онегин не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает что ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Евгений Онегин Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», не случайно поражает именно его, воспитанного и выросшего в самом ев­ропейском городе России. Оторванность Онегина от национальной «почвы» - это одновременно и причина его хандры, и то, что лежит в основе очень важных следствий «болезни века».

Евгений Онегин Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и се­мейными узами. Для Татьяны это возможность найти родную душу в любимом человеке, а для Евгения - опасность утратить его бесценную свободу. В этом проявляется разница двух жизненных систем, сформи­рованных в разных культурно-этических традициях.

Евгений Онегин Онегин принад­лежит к тому типу «современного героя», о котором так точно сказал Пушкин: Мы почитаем всех нулями, А единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны...

Евгений Онегин Смерть Ленского - вот цена преобразования Онегина. «Окро­вавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть го­нит его из этих мест. Нужно было пережить все это, «проездиться по России», чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви.

Евгений Онегин В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Оне­гина, который наконец осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества, где он прожил восемь лет, Онегин стал чужим, а родную душ) он ищет в такой не похожей на всех здесь Татьяне.

Евгений Онегин Но огромная разница между Онегиным и Татьяной не исчезает так просто, проблема гораздо глубже и сложнее. В отличие от Татьяны Онегин, упоенный своей вновь обретенной способностью любить и стра­дать, не может понять, что любовь и эгоизм несовместимы, что нельзя жертвовать чувствами других людей.

Евгений Онегин В середине XIX века, после публикации повести Тургенева «Дневник лишнего человека» (1850), за такими героями прочно закрепилось определение «лишний человек». Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга.

Татьяна Ларина Татьяна Ларина - «милый идеал» автора, с ней связаны представления поэта о русском национальном характере. Белинский гово­рил, что Пушкин «...первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Татьяна Ларина Татьяна с детства отличалась от своих сверстниц: крут подруг ее не привлекал, ей чужды были их шумные игры. Она любила народные сказки и «верила преданьям простонародной старины». Сны Татьяны наполнены традиционными фольклорными образами и символами (разъяренный медведь, чудища с рогами и страшными мордами).

Татьяна Ларина она способна, подстраиваясь под жизненные обстоятельства, меняться, не теряя себя. Выйдя по желанию матери замуж, Татьяна оказывается в высшем светском обществе, но столица не деформирует ее искреннюю, глубокую натуру. Это подчеркнуто и тем, как дастся само описание замужней Татьяны - оно построено на отрицаниях типичных черт светского человека: Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех.

Татьяна Ларина Белинский справедливо заметил: «Татьяна - одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить лишь только раз». Она отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. Это, как сказал критик, повиновение «высшему закону - закону своей натуры, а ее натура - любовь и самоотвержение».

Владимир Ленский Как и Онегин, он является представителем молодого русского дворянства, но это дру­гой социально-психологический тип - юный романтик-мечтатель. Ав­торская оценка это героя весьма неоднозначна: в ней переплетается ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищение.

Владимир Ленский В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. Зато воображение заменяет ему реальность: жестокая шутка Евгения в глазах Ленского превращает бывшего друга в «искусителя», «коварного обольстителя», злодея.

Образ автора Образ автора - условный носитель авторской речи в произведении, от лица которого ведется повествование, а также персонаж, сближенный с биографическим автором, обладающий чертами лирического героя или героя-рассказчика. Специфика образа автора в романе «Евгений Онегин) заключается в том, что он выступает не только как автор-повествователь и автор-рассказчик, ведущий живой диалог с читателем, но и как один из основных героев произведения, вступающий с ними в определенные взаимоотношения.

Образ автора автор-персонаж - это определенный человеческий тип, характерный для жизни России той эпохи, и в то же время неповторимая яркая индивидуальность, человек необычайного душевного богатства, острого ума и философской глубины.

Художественное своеобразие Известно, что для этого произведения поэту пришлось специально создать особую строфу, которая получила название онегинской строфы. Она состоит из 14 строк четырехстопного ямба, расположенных по схеме AbAb CCdd EffE gg (рифмы перекрестные, смежные, опоясывающие и заключительное двустишие).

Художественное своеобразие Следуя за Карамзиным, Пушкин широко вводит в текст романа иностранные слова и фразы, иногда да­же используя латинские буквы (фрак, жилет, машинально, сплин, dandy, Vulgar, Du comme il faut), но при этом, в отличие от Карамзина, Пушкин стремится расширить словарь и за счет включения разговорной, ино­гда даже простонародной лексики (хлоп, молвь, топ, молча он повесил нос).

Точка зрения Известно высказывание Пушкина о «Евгении Онегине»: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Ученые провели тщательное исследования, пытаясь определить «календарные» даты жизни героев романа и событий, происходящих в нем.

Точка зрения Во-первых, достаточно точно можно установить возраст главного героя. Год рождения Евгения Онегина - 1795/96, то есть он немного старше автора (Пушкин родился в 1799 году), являлся ровесником А.С. Грибоедова, но был моложе П.Я. Чаадаева, который родился в 1794 году.

Точка зрения

Точка зрения

Точка зрения Действие романа начинается весной 1820 года и завершается именно весной 1825 года. Это произведение поражает нас не только тем, что в этот недолгий временной отрезок уложилась настоящая «энциклопедия русской жизни» России первой четверти XIX века, но и продуманностью композиции, общей художественной структуры и, как ее неотъемлемой части, внутренней хронологией сюжета.


А счастье было так возможно, так
близко… Глава VIII, строфа XLVIII

А было ли возможно счастье?

Цели урока:

Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

Развивающая: развитие речи — обогащение и ус-ложнение словарного запаса.

Воспитывающая: целенаправленное формирование таких нравственных качеств, как ответственность и честность по отношению к выбранной позиции.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Методы и формы работы:

1. Приветствие.

2. Эвристическая беседа.

3. Задание репродуктивного характера.:

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Должны знать содержание произведения А. С. Пуш-кина «Евгений Онегин» (глава 8).

Ход урока

Оргмомент.

Начало урока.

Работа с текстом.

— О каких фактах биографии автора рассказано в на-чале 8-й главы? (Рассказ о лицее, ссылке, воспоми- нания о Кавказе, Крыме, Молдавии, но главное внутренний мир,движение творческой мысли, разви- тие душевного состояния автора.)

— Пять строф понадобились Пушкину, чтобы вспом-нить всю жизнь. Была молодость — она ушла, были друзья, но их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и

светлой, она поможет жить:

И ныне музу я впервые...

На светский раут привожу… Впервой главе мы видели петербургский бал мельком, в сущности с улицы, через окно:

По цельным окнам тени ходят...

В 8-й главе мы на светском рауте. В свете многое привлекательно:

Можно любоваться Шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою, И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин.

Появление Онегина: для всех он кажется чужим.

— Был ли Онегин чужим для светского общества? (Нет.)

— Свет решил, что он умен и очень мил. Появляется целая серия вопросов. Кто их может задать? Автор? Завсегдатай светских раутов?

Где он был три года? С этим недоумением можно сравнить слова Молчалина: «Как удивлялись мы! Вот вам бы в Москве у нас служить!»

— Пересуды о нем. («Корчит чудака».) Кем явится? высшем свете привычны нелюди, а «приличьем стя-нутые маски», а те, кто не похож на них, стран- ны, непонятны.)

— Какой совет дают они Онегину? (Советуют ему «быть добрым малым, как все».)

— Знаком ли Онегин свету? (Да, он восемь лет провел здесь. Но что-то в нем было раньше не так, как у всех, а теперь? «Что слишком часты разговоры // Принять мы рады за дела, // Что глупость ветрена и зла, // Что важным людям важны взоры // И что посредственность одна // Нам по плечу и не стран- на?» «Молчалины блаженствуют на свете»; идеал посредственности: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел, // Кто постепенно жизни холод // С летами вытерпеть умел; //Кто странным снам не предавался, // Кто черни светской не чуждался, // О ком твердили целый век: // НН пре- красный человек»; убеждение Пушкина: нельзя преда- вать молодость!«Несносно видеть пред собою// Од- них обедов длинный ряд, // Глядеть на жизнь как на обряд»; отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г.Маршрут: Москва — Нижний Новгород — Астра- хань — Кавказ Крым —Одесса. Онегин знакомит- ся с родиной.)

Вывод: Онегин приезжает в Петербург обновленный.

— Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (Непримиримая вражда к обществу, в Онегине глубокая внутренняя жизнь,которой не было раньше.)

На доске — тема урока:

«ТАТЬЯНА И ЕВГЕНИЙ В VIII ГЛАВЕ РОМАНА. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

— И вот происходит новая встреча героев. Появляет-ся Татьяна, и Онегин не узнает ее и узнает. Как описывает Пушкин, какой же была Татьяна, без чего обходилась? (Она была нетороплива, // Не холодна, не говорлива, //Без взора наглого для всех,//Без при- тязаний на успех, // Без этих маленьких ужимок, // Без подражательных затей... )

—Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в дерев-не, теперь охвачен такой всепоглощающей страс-тью? (Изменились герои, обновленным Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

— Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «вла- ствовать собой», как ей советовал Евгений когда- то .) Почему она так привлекает Онегина?

— А что с Евгением? (Что с ним? В каком он стран- ном сне?// Что шевельнулось в глубине// Души хо- лодной и ленивой?//Досада? Суетность? Иль вновь // Забота юности — любовь?)
Что с ним происходит? Как он изменился?

Выразительное чтение наизусть письма Онегина . Какого героя мы видим в письме? Какие чувства они спытывает?

Прослушивание отрывка из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Ваше впечатление. Как музыка, сценическая игра актеров помогает понять героев, передать чувства?
Слово учителя.

— Проста композиционная схема романа. Главные герои меняются ролями к концу книги:

1. ОНА любит ЕГО — ОН не замечает ЕЕ. ОНА пишет ЕМУ письмо — выслушивает ЕГО проповедь.

2. ОН любит ЕЕ — ОНА не замечает ЕГО. ОН пишет ЕЙ письма — выслушивает ЕЕ исповедь(пропо-ведь, отповедь).

Но это простое построение только подчеркивает слож-ность человеческих переживаний, внешне уклады-вающихся в такую нехитрую схему. Насколько пре-краснее чувство Онегина!

— Он опять обратился к книгам, как в юности. Кругего чтения очень определенно говорит читателю —современнику А.С. Пушкина: Гиббон,Руссо, Гор-дер, Мадам де Сталь, Бель, Фонтенель— филосо-фы, просветители, ученые. Это не два-три романа,

в которых отразился «век и современный человек любимые Онегиным раньше. Это круг чтения де-кабристов, людей, стремящихся к действию.»,

—Но этого мало.Перед Онегиным открывается те-перь все то, что было ему недоступно три года на-зад.

Поэт, друг своих героев, всей душой желает им счастья. Но счастье невозможно. О финале романа возникают споры. Появляются разные точки зре-ния, каждая из которых по-своему опирается на текст романа. Кроме того,каждое поколение читает Пушкина по-своему.

Через восемь лет после смер-ти Пушкина, в 1845 году, В.Г. Белинский написал свои знаменитые статьи о «Евгении Онегине». 80-е годы. В связи с

открытием памятника в Моск-ве в 1880 г. Ф. М. Достоевский произнес речь на заседании Общества любителей российской словес-ности, в которой выразил свою трактовку финала романа.

Задание.Познакомьтесь с размышлениями о финале романа и об образах Татьяны и Онегина
знаменитых русских литераторов: Виссариона Григорьевича Белинского и Федора
Михайловича Достоевского
. Работа в группах.Выпишите тезисы из статей. которые выражают мысли и отношения критиков к финалу романа и образам героев.

Тра-гедия VIII главы в том, что Татьяна не поняла Оне-гина и его любви. Демократ, человек 40-х годов, Бе-линский ставил выше всего свободу человеческой личности, он осуждает Татьяну за то, что она по-жертвовала своей любовью ради верности мужу, ко-торого она не любит, а только уважает.

Ф. М. Достоевский: «Татьяна — идеал жен-щины,идеал человека. Ее поведение в 8 главе — воплощение нравственного совершенства, потому что «...разве может человек основать свое счас-тье на несчастье другого? Счастье не в одних толь-ко наслаждениях любви. А и в высшей гармонии духа. Чем успокоишь дух, если позади стоит не-счастный, безжалостный, бесчеловечный посту-пок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?... Нет: чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь моего счастия, пусть, наконец, никто и ни-когда... не узнают моей жертвы и не оценят ее. Но не хочу быть счастливою, загубив другого!»
Вывод. Белинский и Достоевский по-разному судят о поступках героев. Кто же из них убедительнее, вернее понимает мотивы поступка Татьяны по отношению к Онегину и собственному чувству? Почему Татьяна отвергает Онегина?
1 Исследовательская работа.

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте снова обратимся к глаголам.
Просмотрите монолог Татьяны, найдите глаголы, определите время. Почему Татьяна,
объясняясь с Онегиным в настоящем, когда говорит о себе, использует
исключительно глаголы прошедшего времени?
Свет не испортил, не загубил Татьяну, душа ее ос-талась прежней, хотя за эти три года она не оста-лась такой, как была.

— Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна ско-рее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать свою душу от чу-жого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, еще больше при-влекает к ней Онегина.

— Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь с обновленным Онегиным, но (поздно!) Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

В марте 1825 года, потеряв надежду на личное сча-стье, Онегин остается один в Петербурге. В основном тексте романа Онегин остается на распутье — и читатель вместе с ним еще раз задумывается: что же есть жизнь? Как надо жить? Куда идти? Кого любить? С кем и за что бороться?

Подведение итогов урока.

Почему VIII глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обо- снования событий, поступков,фактов.)

В конце романа оба главных действующих лица дос-тойны сочувствия читателей. Если бы один из них мог быть назван «отрицательным», то роман не имел бы под-линно трагического звучания. Любовь к недостойному существу может породить очень грустные ситуации, но она не становится таким источником трагедии, как вза-имная любовь двух достойных счастья людей при полной невозможности этого счастья.

Онегин в конце романа — не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой. Он полон жаж-ды счастья, любви и желания бороться за это счастье. Его порыв глубоко оправдан и вызывает читательское сочув-ствие. Но Татьяна —. человек другого склада: ей свой-ственно отказаться от счастья во имя более высоких нравственных ценностей. Ее одухотворенность полна ис-тинной душевной красоты, которой любуются и автор, и читатели. Именно то, что оба героя, каждый по-своему, достойны счастья, делает невозможность счастья для них глубоко трагической.

Но кто объяснит нам, наконец, роман А. С. Пушки-на? Кто растолкует «Онегина» так, что нечего будет до-бавить? Надо надеяться, что никто. Пусть живет эта кни-га вечно, и пусть каждое новое поколение находит в ней что-то свое. Очень важное для него.

*Задание для тех, кто размышляет.

1. Возможно ли было счастливое воссоединение Онеги-на и Татьяны? Сочинение - размышление. Наизусть отрывок(письмо Онегина).

2. Исследовательская работа: «Какую роль могут играть грамматические категории в художественном тексте?(А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»)».

Удачи на уроке!

В романе есть своё внутреннее литературное время, и оно чётко соотносится с реальным историческим временем. Если проследить, ориентируясь на время романа, его события, связывая их с историей России, то можно сделать интересные наблюдения о замысле Пушкина и его реализации. Небезынтересно также сопоставить некоторые даты жизни Пушкина и его героя, чтобы убедиться в намерении писателя создать исторически достоверный портрет современника. При этом автор не уподобляет героя себе, сохраняя его индивидуальность и личность, заметив в главе первой:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Цель Пушкина в том, чтобы описать тип молодого русского дворянина первой четверти XIX века. Поэтому некоторые события совпадают или сопоставимы по времени. Онегин родился, по подсчётам исследователей, в 1795 году, поэтому, как и Пушкин, может считаться ровесником XIX века. Детские годы Онегина проходят в Петербурге недалеко от набережной реки Мойки и Летнего сада, куда водит гулять мальчика воспитатель-француз. После окончания лицея Пушкин некоторое время живёт в доме на Мойке, из окон которого были видны Михайловский замок и Летний сад. Культурная и бытовая атмосфера взросления Онегина, его образование показаны очень точно, например новые веяния в воспитании молодых дворян и перемены в образовании. Вспомним, француз-гувернёр «слегка за шалости бранил» подопечного или «учил его всему шутя», что говорит о ставших непопулярными наказаниях и о внедрявшейся манере обучения детей через игру.

Следующий этап жизни Онегина совпал с победой в войне и изгнанием Наполеона из России — Онегин выходит в высший свет. Молодой герой с головой погружается в «пёструю» и «однообразную» карусель светских увеселений, описание дней его жизни представляет собой исторически точную зарисовку времяпрепровождения молодых петербургских дворян 1819 года. Пушкин применяет выразительный художественный приём, изображая годы светской жизни Онегина (1812-1819) как один день, внутри которого, как в калейдоскопе, сменяют друг друга одни и те же блестящие и надоевшие события.

Отъезд Онегина в деревню пришёлся на 1819 год - в общественной жизни России этот год охарактеризовался активизацией деятельности тайных политических обществ и ростом напряжённости в государстве: наступали 1820-е годы — время движения декабристов, восстания и последующей политической реакции. Годы пребывания Онегина в деревне были для его поколения временем выбора политической ориентации и гражданской позиции. Поэтому Пушкин знакомит в деревне двадцатипятилетнего скептика Онегина и восемнадцатилетнего поэта-романтика Ленского, словно проверяя, кто из этих героев окажется более востребованным в современной России.

В 1820 году согласно внутренней хронологии романа состоялось знакомство Онегина и Татьяны, в произведении возникает тема любви, и таким образом историческая тема современного человека оказывается неразрывно связанной со способностью его души полюбить. В январе 1821 года в крещенские морозы состоялась дуэль Онегина и Ленского, сюжетные связи распались, и Онегин покидает деревню. Странствия Онегина по России, не вошедшие в окончательный вариант романа, должны были показать положение в стране перед трагическим событием — восстанием декабристов.

В Петербург Онегин возвращается осенью 1824 года. В апреле следующего года происходит финальное объяснение Татьяны и Онегина, после которого герои расстаются навсегда. Показательно, что Пушкин доводит повествование до 1825 года, оставляя художественное переосмысление исторических событий на будущее. Это объясняет, почему Пушкин уже после написания романа делает попытку дополнить его ярчайшими фактами современности и начинает писать так называемую главу десятую, в которой, судя по оставшимся фрагментам, задумывает создать поэтическую историю России первой четверти XIX века, однако по ряду причин, в том числе и цензурных, уничтожает написанное.

Проблематика романа "Евгений Онегин"

Основные темы романа — изображение современного человека, тема любви и тема России. Для характеристики личности Онегина использованы различные формулировки, однако они далеко не исчерпывают сложность его личности. Например, Онегина называют «страдающим эгоистом», отмечают в нём «преждевременную старость души», применяют к нему слова автора о современном герое:

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Это, безусловно, очень верная и тонкая характеристика Онегина, однако нужно и разглядеть в герое желание полной жизни и возможность возродиться к ней.

Отношения Татьяны и Онегина определяют всё развитие сюжета, и тема любви безусловно главная в романе. Возможно, странствия Онегина и не стали отдельной главой, потому что отсутствие в ней образа Татьяны нарушило бы цельность романа. Пушкин этим словно хочет сказать, что любовь не знает перерыва, потому и сюжет любви не может быть остановлен на время. Любовь между Татьяной и Онегиным не должна вызывать сомнения. Даже через много лет, отказывая Онегину, Татьяна говорит:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Тема России объединяет Петербург, Москву и деревню; столичное и поместное дворянство; русскую природу. Главными же в романе стали типы героев, их характеры — Пушкин выводит образы двух молодых дворян, Онегина и Ленского, стараясь найти в них перспективу дальнейшего развития русского общества. Образ поместной барышни, а впоследствии княгини Татьяны Лариной является залогом здорового, нравственного женского начала в нации. Скрепляющей основные темы в романе стала тема «русской хандры».

Тема «русской хандры» в романе "Евгений Онегин"

Тема «русской хандры» появляется в романе в главе первой, проходит через весь роман и имеет свою композицию.

Вспомним главу первую: Онегин живёт, как и всё молодое поколение своего времени, в праздности и развлечениях. Казалось бы, такая судьба должна нравиться молодому человеку, ведь он богат, прекрасно принят в обществе, легко добивается успеха у женщин. Однако эпиграф к главе первой, взятый Пушкиным из стихотворения Вяземского «Первый снег», указывает на основную проблему, которой посвящена глава:

И жить торопится, и чувствовать спешит.

Пушкин с помощью эпиграфа поднимает важный жизненный и нравственный вопрос: здоровый ли образ жизни ведёт Онегин, успевает ли среди вечной спешки и погони за удовольствиями окрепнуть его душа? И как ответ на этот вопрос в сюжете романа намечается поворот: в разгаре наслаждения и неги герой испытывает страшную пустоту в душе, апатию и разочарование.

Пушкин различает «английский сплин» и «русскую хандру», желая этим сказать, что недуг Онегина носит исключительно национальный характер. Иными словами, «русская хандра» — это индивидуальное, социальное и национальное явление, которому в то время была подвержена значительная часть молодого поколения. В ней Пушкин видит главную проблему русского общества: «русская хандра» — это отсутствие смысла и цели существования, воли к жизни. Конечно, на появление хандры у Онегина подействовало пресыщение жизнью, но это не главная причина. В искренность состояния Онегина можно поверить, потому что у него, казалось бы, нет причин испытывать разочарование: он всегда будет богат, так как он «наследник всех своих родных», он благосклонно принят в обществе, будучи, по мнению света, «умён и очень мил», он «истинный гений» в любовных интригах.

Хандра поразила Онегина так сильно, что любая попытка преодолеть её заканчивалась неудачей: он не мог излить её, занимаясь сочинительством, не смог ничего узнать о ней, читая книги, и он довольствовался только меланхолическими прогулками и беседами с автором. Не освободился Онегин от хандры и после переезда в деревню. Пушкин вводит две ситуации испытания героя: испытание дружбой и испытание любовью. В эпизоде на именинах Татьяны Онегин бездумно обидел друга, малодушно принял вызов на дуэль и застрелил Ленского. Иллюстрацией темы «русской хандры» в романе стал эпиграф к главе шестой, взятый из сочинения итальянского поэта Петрарки: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно».

Между тем этот трагический исход стал кульминацией темы «русской хандры» в романе, поскольку герой не мог оставаться равнодушным к совершённому преступлению. Прежнее равнодушие и апатия сменились беспокойством и невозможностью долго быть на одном месте и в результате отъездом из деревни. Герой становится странником, тем самым воплощая мотив странничества, столь важный в русской литературе. Развязка темы «русской хандры» наступила в главе восьмой, когда душа Онегина открылась любви, и он начал преображаться как личность, оживая вновь для жизни.

Конечно, любовь Онегина запоздала, и отказ Татьяны справедлив и нравствен. Пушкин оставляет Онегина одного, потому что теперь только сам герой может выбрать свой путь.

ПРОБЛЕМАТИКА:

Проблемы цели и смысла жизни - ключе­вые, центральные в романе, ведь в пере­ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос­стания, в сознании людей происходит кар­динальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художни­ка - указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Луч­шие люди пушкинского, то есть декабрист­ского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых усло­виях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, кото­рое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставле­но на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро­мане течет так, что мы видим героев в ди­намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере­живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми­ре, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто­му проявление сути человека в выборе воз­любленного, в характере чувства - важ­нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ­ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой­ственному «ветреной младости»), и к ис­тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

То, что в юности казалось признаком огра­ниченности, духовной и умственной скуднос­ти, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в ко­ем случае нельзя заподозрить автора в хан­жестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистека­ет из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души.

Любовь для автора и для его героини Та­тьяны Лариной - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необхо­димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос­ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь - «наука страсти неж­ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом фор­мируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение све­та. Трагическая 6-я глава заканчивается ли­рическим отступлением: размышления ав­тора о возрастном рубеже, который он го­товится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели.

Общество неоднородно. От самого чело­века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч­ших представителей света.

Образ «милых друзей», окружающих че­ловека в «мертвящем» «омуте света», появ­ляется в романе не случайно. Как карикату­рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. «От делать нечего друзья» - таков приговор ав­тора. Дружба без глубокой духовной общ­ности - лишь временный пустой союз. Не­возможна полноценная жизнь без бескоры­стной самоотдачи в дружбе - потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современ­ного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в ис­полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления­ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па­шет и не сеет. У него нет потребности в ра­боте. И образование Онегина, и его по­пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это герои­ня совести. Появившись на страницах ро­мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, не­веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать­яны смерть Ленского - трагедия. Она про­клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст­во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та­тьяны - высший нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета - 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен­ность жизни проверяется смертью. Траги­ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле­ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст­венного долга - и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре­альнее, - важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе­го истинного смысла жизни, сама челове­ческая жизнь - ничто.

ДВОРЯНСТВО В РОМАНЕ:

1)Петербургский «свет» - аристократическое общество - выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества. Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителен. Тут «необходимые глупцы», и «на всё сердитые господам и «диктаторы бальные» и «с виду злые» дамы, и не «улыбающиеся девицы.

2)В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.

3)Третья группа дворянства, представленного в романе,- это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков, Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотинины из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине. Поэт беспощаден в своём сатирическом описании «дикого барства».

С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг» хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Так же привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».

СИСТЕМА ОБРАЗОВ:

Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые" он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди.

Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил...
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет, связь с людьми.
Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его.
Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять не понял глубины её запросов. Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается. О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но, насколько точно это свидетельство, неизвестно. В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин - типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Это дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание
в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», .лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:
«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... но ничего общего между ним и народом...»
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы - более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и. во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».
На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.

Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
В Ленском много прекрасных задатков. Пушкин указывает на присущие Ленскому «благородное стремленье и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда».
Но Ленскому недостает знания и понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает людей и жизнь как романтик-мечтатель. Как и Онегину, ему чуждо общество провинциального дворянства сего узкими интересами, но он идеализирует Ольгу, обыкновенную девушку. Непонимание людей, восторженная мечтательность и приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью.
Ленский - образованный, культурный человек. В его беседах с Онегиным затрагиваются вопросы философские, общественные, научные. Пушкин отмечает у него «вольнолюбивые мечты». Ленский - поэт, сентиментальный романтик. В строфе X второй главы Пушкин перечисляет главные мотивы поэзии Ленского, а в строфах XXI и XXII шестой главы приводит как образец романтической поэзии его элегию.
Те мотивы, которые Пушкин отмечает в поэзии Ленского, близки Жуковскому и другим поэтам - сентиментальным романтикам того времени. Мотивы «любви, печали, разлуки», таинственного «нечто», воспевание «поблеклого цвета жизни», «туманной дали» и «романтических роз» типичны именно для поэзии Жуковского.
Такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они или примиряются с царящим укладом, или погибают при первом же столкновении с действительностью. Ленский погиб. Но если бы он остался жив, то вероятнее всего, превратился бы в обыкновенного помещика-обывателя. Крупным поэтом он вряд ли стал бы: этого не обещала «томная и вялая» поэзия Ленского.

Татьяна для Пушкина – милый идеал. Прежде всего, Татьяна – это цельная натура. Натура героини не многосложна, но глубока и сильна. В ней нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком трудные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникнута той ценностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. В характере Татьяны есть черты, которые роднят её с Онегиным, натура Татьяны поражает своеобразием и самобытностью. Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем сете. Неудовлетворённость окружающей среды вызывает у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества. Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, определить свой жизненный путь. Она хочет сама избрать спутника жизни. Героиня мечтает о таком человеке, который внёс бы в её жизнь высокое содержание, был бы похож на героев её любимых Романо. Такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине. Евгений отверг любовь Татьяны. Та любовь принесла ей одни страдания. Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала.
Татьяна – простая провинциальная девушка, она не красавица и поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её душевных запросов. Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной душой. В её характере уже с детства было такое, что отличало героиню от других девушек её круга. Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой. С детства Татьяна жила среди природы и любила её. Татьяна пытается вырваться из привычного для сельской барышни круга. Она – первая! – пишет письмо Онегину. У Татьяны её поступками руководит «мятежное воображение» умеряется и направляется «умом и волею живой». Татьяна имеет великолепные черты: мечтательность, любовь к природе, романтическая вера в предчувствия и предназначения. Привлекают её нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность. Есть у героини и ещё огромное преимущество: Татьяна близка к национальной и народной почве. Уже самим именем героини, распространённым в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет подчеркнуть близость Татьяны к народной массе. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи. Через дворовых девушек и, особенно через няню, она познакомилась с народной поэзией и полюбила её. Татьяна «думает о поселянах», помогает бедным. Татьяна Ларина начинает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, верной долгу, ищущей глубоко содержащей жизни.
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным ещё полнее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Прошло время, Татьяну выдали замуж, хотя в её сердце по-прежнему живёт первая любовь. Но она остаётся верна своему долгу. Онегин, такой умный и тонкий, не смог вовремя оценить бесценный дар любви, посланный ему Богом. Близость к крестьянам, сильное влияние няни, воспитывали в Татьяне простоту, искренность, твёрдые основы нравственности, верность долгу и демократизм настроений. Татьяна – натура вполне естественная, она живёт чувствами, а не умом. Встретив Онегина, который настолько полностью вжился в образ литературного героя, что перестал замечать реальность, Татьяна влюбилась в него. Но очевидно также то, что их союз был невозможен. Жизнь остаётся жизнью, а литература – литературой, грань между ними существует, и разрушить её нельзя.
Надо отдать должное гению русской литературы А.С. Пушкину, который сумел создать такой замечательный образ верный долгу, ищущий натуры, которая поражает своей цельностью.

Полной противоположностью Татьяне является ее младшая сестра Ольга. Если детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань летная, боязлива», то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом. Она всегда «с улыбкой чёткой на устах», в доме Лариных всюду слышен её «звонкий голос».
Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Её натура лишена той самобытности и глубины, которые характеризуют Татьяну. Ольга живёт бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взглядами и привычками. «Всегда скромна, всегда послушна», она, не задумываясь глубоко, следует принятым в дворянской среде жизненным правилам. Она не может понять Татьяны, её не заставляет задумываться поведение и настроение Ленского в вечер накануне дуэли. Её чувства не отличаются той глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском и скоро вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (Белинский).
На распространённость такого типа женщины и в жизни, и в литературе того времени указывает сам Пушкин:
...любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Её портрет...
Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно данный, приобрёл такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произведениях позднейших писателей (например, Марфиньки в романе Гончарова «Обрыв»).