Как аудитория обрабатывает юмор и что должен делать каждый комик. Идеи для шуток или как научиться смешно шутить ☺ Школа юмора

Научиться смешно шутить хотели бы очень многие. Особенно это касается представителей сильной половины человечества. Ведь чувство юмора чрезвычайно ценится среди прекрасной его половины. Умение насмешить у мужчины – это тоже самое, что огромный яркий хвост у павлина, мощные рога у оленя или заливистое соловьиное пение. То есть способ привлечь внимание и завоевать сердца как можно большего количества особей противоположного пола. У чувства юмора есть и другие функции. Шутники, как правило, являются душой любой компании, все стремятся к общению с ними, их зовут на все вечеринки и другие мероприятия. Чувство юмора помогает влиться в новый коллектив или с честью выйти из сложной или неловкой ситуации. И, наконец, с чувством юмора просто легче жить и получать от жизни удовольствие.

Можно ли научиться смешно шутить и развить в себе талант юмориста или он дается от рождения? Попытаться точно стоит. Ведь не все известные комики родились с великолепным чувством юмора. Более того, говорят, что в жизни многие из них – хмурые и молчаливые люди. Значит, юмор для них – это работа. А работе можно научиться.

Задорнов, Петросян и резиденты Камеди Клаб создают свои шутки по тем же лекалам, что Крылов, Гоголь и Салтыков-Щедрин двести лет тому назад. Вы тоже сможете создавать шутки, если поймете их структуру и узнаете об основных приемах остроумия. Конечно, одних знаний тут недостаточно. Нужна постоянная практика. Сначала у вас, возможно, будет получаться не очень смешно, но со временем ваши способности соединять разные мысли, рождая что-то новое и забавное, обязательно разовьются.

Из чего состоит шутка
Почему какие-то фразы или ситуации кажутся нам смешными? Исследователи юмора давно ответили на этот вопрос. Смех вызывают неожиданность и несоответствие. Вы думали, что фраза будет продолжена так, а она была продолжена совершенно иначе. Ситуация предполагала какое-то стандартное развитие, а на деле все перевернулось неожиданным образом.

Пример: диалог мужа и жены

М: - Ты где была, уже час ночи!
Ж: - В клубе.
М: - Ты без меня по клубам ходишь?
Ж: - Ну и что? Ты же ходишь без меня на рыбалку.
М: - Так я же с мужиками.
Ж: - Ну так и я с мужиками...


Таким образом, шутка состоит из трех основных частей:
  1. Зачина, который описывает ситуацию
  2. Ловушки, которая непроизвольно создает в уме слушателя идею о возможном развитии ситуации
  3. Сюрприза – ситуация развивается неожиданным и нестандартным образом.
В данной шутке все эти три составляющие очень хорошо просматриваются. Задана стандартная ситуация: муж встречает жену, которая поздно вернулась домой. Он упрекает, она оправдывается. Слушатель подсознательно ждет обычных оправданий: пробки, задержалась с подругами и т.п. Это ловушка. Нас ожидает сюрприз: оправдание, которого никто не мог предвидеть и которое звучит очень смешно из-за своего несоответствия ситуации.

Приемы остроумия
Чтобы научиться смешно шутить, нужно знать не только структуру шутки, но и основные приемы остроумия, по которым шутки строятся. Рассмотрим основные приемы.

  1. Ложное противопоставление. Этот прием заключается в том, что вторая часть высказывания по форме вроде бы противоречит первой, а на самом деле, наоборот, усиливает ее. По этому принципу построены многие известные афоризмы:

    Лучше переесть, чем недоспать.


    Будем есть много, но часто.


    Еще один пример:

    Все учителя ставили ему двойки и предрекали карьеру дворника, кроме учителя пения, который ставил единицы и прочил его в уборщики медвежьих вольеров.


    Фраза Остапа Бендера: «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит» тоже является реализацией этого приема.
  2. Ложное усиление. Это прием, противоположный предыдущему. По форме вторая часть высказывания как будто усиливает первую, а на самом деле ее опровергает. Примером может служить фраза, встречаемая в одной из книг Марка Твена: «У меня, судя по всему, громадные запасы ума, - для того, чтобы ими пораскинуть, мне иногда требуется неделя».

    Или:

    Она напоминала мне Венеру Милосскую: такая же старая, безрукая и беззубая.


  3. Доведение до абсурда. Какая-то мысль развивается до такой степени, что становится абсурдной, нелепой, и поэтому смешной. В некоторых случаях используется преувеличение, или гипербола:

    Шаровары шириною с Черное море (Гоголь).


    Его пижамой можно было бы накрыть четыре пожарные машины.


    Она была такой неприступной, что на нее даже мухи не садились.


  4. Неожиданные сравнения. Существует стандартный набор сравнений, который используется по тому или иному поводу. Например, когда хотят подчеркнуть холодность чего-либо или кого-либо, говорят: холодный как лед или холодный как камень. Нестандартные сравнения могут вызвать улыбку.

    Холодный, как вчерашние пельмени.


    Холодный, как нос полярника.


    Другой пример:

    Воображение у него развито примерно как у автобуса.


  5. Нелепость. Нелепость заключается в том, что фраза содержит взаимоисключающие моменты, логически друг с другом несовместимые.

    Жила-была мертвая царевна.


    Человек произошел от обезьяны, но с божьей помощью.


    Другой вариант нелепости – это когда делается неправильный и нелепый вывод на основании второстепенных признаков.

    Молдавские ученые утверждают, что земля не круглая. Она грязная и скрипит на зубах.


  6. Смешение стилей. Когда об обыденной ситуации рассказывают высоким или научным стилем, это может получиться смешно. Возможны и другие варианты: описание современных событий старорусским языком или пересказ произведений мировой литературы или сказок с использованием сниженной лексики или «фени». Например:
    Когда Илья Муромец откинулся с печи, он такой кипеш устроил, что Змей Горыныч заныкался в норку, а Соловей Разбойник ходил перед ним на цирлах.
  7. Намек. При использовании этого приема избегают употребления бранных слов и оскорблений. На них просто намекают. Это выглядит более красиво и изящно.

    В купе поезда едут англичанин и американец. Американец кладет ноги на стол.
    - Вы не против? – вежливо спрашивает он англичанина.
    - Нет, что вы. Можете положить на стол все ваши четыре ноги.


  8. Двойное толкование слова. Здесь используется способность некоторых слов (омонимов) иметь совершенно разные значения при одинаковом звучании и написании. Из украинского политического юмора:

    И приходит к нему эта, с косой.
    - Смерть, что ли?
    - Да нет, Тимошенко.


    Из детского юмора:

    Три теленка – сколько ног?
    -Сколько теленка ни три, ног больше не станет.


  9. Ирония. Прием, когда говорится противоположное тому, что имеется в виду. Труса называют храбрецом, лентяя трудоголиком и и.п. Есть и более сложные проявления иронии. Например:

    Как узнать, что адвокат врет?
    - У него губы шевелятся.


    Или

    Дипломат – это человек, который может послать вас по известному адресу таким образом, что вы с нетерпением будете ждать путешествия.


  10. Сравнение по случайному признаку. При использовании этого приема предметы или явления сравниваются по второстепенному или случайному признаку. Другой вариант: характеристика предмета по признаку, который не является определяющим.

    Закон как столб: переступить нельзя, а обойти можно.


    Я не люблю деньги, они загибаются на углах.


  11. Парадокс. Иногда незначительная переделка известного высказывания делает его парадоксальным, или противоречивым и нелогичным. Но тем не менее забавным и смешным.

    Ничего не делать – самый тяжкий труд.


    Лучший способ избавиться от искушения – поддаться ему.


Самое главное в любой шутке заключается в том, что она должна быть произнесена к месту и ко времени. В противном случае она имеет все шансы превратиться в нелепость, которую никто не поймёт и тем более не оценит.

Статья подготовлена с использованием материалов книги Биллевича В.В. «Школа остроумия, или Как научиться шутить».

Надя Зима

Копирайтер и журналист. Интересы - художественная литература, культура и психология.

От радости и эйфории до злорадства и горечи - в смехе может выражаться весь спектр человеческих эмоций. Если проявления гнева мы стараемся контролировать сознательно, то искренняя улыбка обычно не встречает психологических барьеров и, появляясь на лице стихийно, становится разгадкой личности.

Весёлость человека - это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеётся человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно.

Ф. М. Достоевский, «Подросток»

Как смеются тихони и честолюбцы

Чтобы соотнести манеру смеяться с присущими человеку чертами характера, не обязательно быть психологом. Понаблюдайте за людьми из близкого круга, и вы заметите, что улыбка каждого из них соответствует уже сложившемуся в вашем воображении образу. О личностных качествах красноречиво говорят сопутствующие смеху и мимика.

  • Прикрывание рта ладонью свидетельствует о том, что человек не слишком уверен в себе и старается не привлекать излишнего внимания. Скорее всего, он чувствителен к , склонен к рефлексии и самокопанию.
  • Запрокидывание головы свидетельствует о том, что смеющийся открыт новому, легко вовлекается в происходящее и получает удовольствие от жизни. Он не обижается по пустякам и склонен видеть мир в розовом свете, часто обладает лидерскими качествами.
  • Театральные гримасы и эмоциональные телодвижения говорят о том, что перед вами честолюбец. Он умеет заражать весельем, но жаждет от аудитории полной отдачи в виде всеобщего внимания и комплиментов. Несмотря на кажущуюся открытость, может быть недоверчивым и осторожным.
  • Капризные и инфантильные люди смеются, сморщивая нос. У них семь пятниц на неделе. Они склонны менять взгляды, увлечения и приоритеты.
  • Если человек подавляет улыбку, это говорит о том, что он контролирует эмоции, максимально собран, и это мешает ему наслаждаться моментом. Такие люди умеют добиваться поставленных целей, но тем не менее нуждаются в поддержке близких.

Юмор и его мишени

Развитое чувство юмора относится к самым желательным качествам современного человека. Наше умение реагировать на смешное и шутить проходит тест-драйв на каждом шагу - при трудоустройстве, вливании в новый коллектив, общении с друзьями и завязывании отношений с противоположным полом. Запаситесь парой анекдотов для разных контекстов, и вы сможете оригинально заполнить неловкую паузу и произвести благоприятное впечатление.

Как развить чувство юмора

Хорошее чувство юмора можно считать одной из форм одарённости, однако оно, как и любой другой талант, поддаётся развитию. Даже если вы нуждаетесь в табличке с надписью «Сарказм», шутите невпопад и воспринимаете чужие остроты буквально, у вас есть шанс стать душой компании.

Доступные каждому средства комического описал педагог и изобретатель Юрий Тамберг в книге «Как развить чувство юмора». Вот несколько универсальных советов, следуя которым можно научиться не только искромётно шутить, но и просто радоваться жизни.

1. Научитесь видеть комическое

Остроумие предполагает умение отличать хорошее от плохого - знать нормы поведения и распознавать отклонения от них. Шутить можно над глупостью, ленью, карьеризмом, жадностью, инфантильностью и другими человеческими пороками. Но, высмеивая недостатки, не переходите на личности - юмор должен оставаться добрым.

2. Используйте ассоциации

Учитесь находить общее между разнородными явлениями. Умение проводить парадоксальные аналогии поможет и остроумно шутить, и смотреть на мир под другим углом.

Вспомните школьную программу. Тропы и стилистические фигуры (метафоры, метонимии, гиперболы, олицетворения, риторические вопросы) - отличная основа для остроумного замечания.

3. Не бойтесь абсурда

Произнесённая в нужный момент «непроходимая глупость» может разрядить обстановку. Люди с чувством юмора обязательно заметят логическую ошибку и оценят вашу изобретательность.

4. Попробуйте рифмовать

Шутки в стихотворной форме надолго запоминаются и говорят о разносторонности автора. Немногие знают, что мастером этого жанра был А. С. Пушкин («Я пленён, я очарован, словом - я огончарован!»).

Для тех, кому не поддаётся классическая рифма, есть жанры интернет-фольклора «пирожок» и «порошок» (ленивый толстый и весёлый / лежит тюлень на берегу / я не тюлень но точно так же / могу).

5. Расширяйте кругозор

Развитию чувства юмора способствует широкая эрудиция - , общайтесь с умными людьми, пополняйте словарный запас.

6. Боритесь с врагами юмора

Не позволяйте себе унывать, откажитесь от представления о том, что в мире преобладает негатив, и находите время для отдыха, потому что душевная и физическая усталость обесцвечивают жизнь.

Научившись шутить остроумно и метко, вы сможете завоевать любую аудиторию, избавить себя и окружающих от осенней хандры и пережить любые жизненные невзгоды. Помните, что перед теми, кто идёт по жизни смеясь, открываются многие двери.

Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании - очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к следующему пляжному сезону.


5 верных способов сказать смешное

Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.


1 Их поменяли местами

Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) – поменять местами два каких-нибудь элемента. Это могут быть буквы в слове (президент - дрезипент ), буквы в словосочетании (потные руки - ротные пуки ), слова в предложении (попасть с расстояния сто метров в глаз белки - попасть в сто метров с расстояния белки ) и пому тодобное (Федор Конюхов - конюх Федоров ). Главный секрет в применении этой формулы - быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул – заработал улыбку («И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» - «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!» ). Конечно, 99% твоих перевертышей окажутся бессмысленной чушь­ю, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать дрезипент Ведмедев.


2 Новое слово в…

Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори «беситься с холестерина », вместо «метод кнута и пряника» - «метод кнута и пиццы », вместо «склеить ласты» - «склеить лыжи (ботинки фирмы «Скороход») ». Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «бао­баб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.


3 Как слышится?

Прямой смысл слов и выражений - богатое поле для шуток. («Как ты после вчерашнего?» - «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки». ) Суть этого метода - не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали («Подержи дверь» - «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?» ). Прислушайся к повседневной речи - ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе («Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» - «Гм… Сдаюсь. Ну и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!» ).


4 Да побольше, побольше!

Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1 + 1 = 2, в юморе 1+1 = 11 («Давно нас ждешь?» - «С сентября. 1989-го года» ). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!» Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае («Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью» . «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету» ).


5 Оригинал штампа


Еще один алгоритм построения шутки - перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т. д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.
«Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
«Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».


У кого мы собезьянничали юмор

Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора - навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.

Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи - исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже, на удивление, у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках. Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу - это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение - когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом - да ладно, серый, ты че, обиделся? Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.

█ Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) - что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле - это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!»

█ Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) - прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется - это игра. Если сосредоточен - видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и справляются со стрессом.

Когда поют лопаты

Почему они не смеются твоим остротам, а только угрюмо сопят, тщательно избивая тебя ногами?

Ты не был первым


Поверь, если человека зовут Слава и ему больше десяти лет, он уже две тысячи раз слышал шутку про «Славу КПСС». Ни одна Света не улыбнется, если ты состришь что-нибудь вроде «спать при Свете». Реакцию Анатолия Вассермана на твой каламбур про «реакцию Вассермана» угадать тоже несложно. Тебе пришла в голову шутка? Прекрасно! Но, прежде чем выложить ее, на секунду задумайся, насколько она будет нова для слушателя.


Ты знаешь больше, чем другие


Расскажи своей бабушке такой случай из выдуманной нами твоей жизни: «Был недавно в китайском ресторане. Спрашиваю у официанта: «А Wi-Fi у вас есть?» Он ушел, потом приходит и говорит: «Вай Фай - сегодня выходной, но есть его брат Вай Вэнь» . Если твоя бабушка рассмеется, она просто очень тебя любит. Помни: если хотя бы один из ключевых элементов шутки будет неизвестен слушателю, анекдот развалится как карточный домик, построенный из песка.


Ты переусердствовал

Многие слабые шутки были приняты на ура и в хорошем смысле слова подняты на смех только потому, что прозвучали неожиданно. Юмор должен выглядеть спонтанным. Никогда не подготавливай аудиторию, что сейчас вылетит птичка («Ух ты, какую я шутку придумал! Закачаетесь! Слушайте…» ). Заблаговременно просить прощения и оправдываться тоже не следует («Анекдот, конечно, довольно дурацкий, но мне понравился. В нем затронута тема извращенного секса с животными, так что заранее извиняюсь перед присутствующими тут дамами и животными. Так вот…» ).

Если шутка провалилась, самое худшее, что ты можешь сделать, - это судорожно вспоминать следующий анекдот («На этот раз точно смешной!» ). Он может оказаться еще хуже. Но самым трагичным финалом будет, если ты начнешь обвинять собеседников в отсутствии чувства юмора и приправишь обвинение подробным анализом соли шутки. Благодаря подобному поведению несмешные клоуны становятся мертвыми клоунами.


4 теории юмора

От серьезных ученых, наблюдавших за людьми и другими животными.

Теория Вайсфельда

Юмор - инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки - это та же игровая возня животных, только еще более упрощенная. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакции других людей на конфликтную ситуацию без физического вовлечения в нее: «Ну как ты думаешь, где я был до трех ночи? Ходил в бордель с нашей медсестрой и ее подругой стюардессой!»

Теория Фредриксон

Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка - это опрокидывание реакции организма на стресс: «Тебе тут пиццу принесли. Но мы ее съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, например, от злобы к счастью, потому что застревание в какой-то одной эмоции делает тебя уязвимым. Низшим животным (а также некоторым охранникам, добавим мы) переходы в новое состояние даются тяжело.

Теория Оурена - Бачоровски

Для блага эволюции двое взрослых должны быть генетически несхожи: только так они смогут выдать хороший ассортимент потомства. Однако разница в генах (а значит, в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может отпугивать: второй организм воспринимается как чужой. Значит, должен быть механизм закрепления симпатии, отличный от внешней привлекательности. Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй счастлив, первый счастлив, что второй счастлив, и т. д. Шутки над необидчивой женщиной - хороший цемент для отношений («Милый, а змеи спят с открытыми глазами?» - «Не знаю, я же позже тебя встаю» ).

Теория Малкея - Миллера

Эти двое считают, что юмор - механизм не привязывания, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому шутить обязан мужчина. При этом Малкей считает, что юмор - продукт демонстративной агрессии, он призван унизить самцов-конкурентов на глазах у самок: «Сань, это не ты печатал про самолечение триппера - там на принтере осталось?» Ну а добряк Миллер пишет, что шутка не должна быть именно обидной, юмор просто знак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Похоже, его теория, в кои-то веки учитывающая характер людей, а не горилл, - самая правильная.


Остроумие для ленивых

Как прослыть весельчаком, не придумывая шутки.

Цитируй

Как заметил однажды Михаил Жванецкий, «Одна употребленная к месту цитата стоит десяти рассказанных не к месту анекдотов». Заучи десяток цитат, например из «Двенадцати стульев», и поджидай удобного момента. Коллега появился на работе в обновке? Подойди к нему и объяви во всеуслышание: «Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно» . Кто-то получает нагоняй от начальства? Заметь вполголоса: «Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой» .

В идеале используемая цитата не должна быть затрепанной от частого употребления («Кому и кобыла невеста»), иначе она потеряет часть своей силы. При этом желательно, чтобы хотя бы примерно угадывался источник. Хорошая цитата приносит с собой дух произведения, и в душе слушателей оживают все былые положительные эмоции, связанные с цитируемым произведением. Кстати, именно поэтому цитата из Жванецкого, с которой мы начали, не произвела на тебя особого впечатления. Ну и еще потому, что мы сами ее придумали.


Рассказывай анекдоты

Попали как-то на необитаемый остров француз, немец и Михаил Жванецкий. И стали они соревноваться, кто лучше расскажет анекдот. Дошла очередь до Жванецкого, он и говорит: «Один рассказанный к месту анекдот стоит десяти употребленных не к месту цитат». Да, как ни крути, но более надежного способа заполучить репутацию шутника и юмориста, чем травля анекдотов, нет. Это ничего, что не ты их придумываешь. Невозможно без симпатии относиться к тому, кто тебя смешит. Гнев можно вызвать, только если окажется, что ты забыл концовку анекдота.


Говори с акцентами

Любая скучная фраза, сказанная с эстонским акцентом, вызовет улыбки окружающих, если, конечно, ни говорящий, ни окружающие не эстонцы («Пер-редайтэ мне, па-ажалуста, со-ол, да поб-быстрэе» ). Не хуже и прочие «веселые» акценты: грузинский («Слишь, сол, пэрэдай, да?» ), еврейский («Я имею попросить вас соль. Да ну шо ви мне суете? Ну это прямо смешно, а не соль!» ), эскимосский («Моя соль просить, спасибо говорить!» Возможно, впрочем, этот пример был китайский).


Чего хохотят женщины


И последний научный факт, которым мы не могли не испортить парад шуток и острот, которым на самом деле (хоть это и неочевидно) является наша стать­я. Точнее, не совсем факт, а результат серии экспериментов, поставленных антропологами Э. Бреслером и Дж. Грингроссом. Независимо друг от друга эти двое ставили опыты на женщинах (сплошь сексапильных) и мужчинах разных возрастов, статусов и внешних данных.

Поскольку на главном требовании эксперимента - чтобы все женщины были еще и голыми - ученым настоять не удалось, проходил он так. Мужчинам, заполнявшим обычные анкеты, как на сайтах знакомств, присваивался статус в зависимости от уровня дохода, образования и внешности. Эту оценку статуса женщинам не показывали, однако анкеты они могли читать свободно. Кроме того, у каждого мужчины на руках была автобиография, написанная профессиональными юмористами. Типы юмора разнились: туалетный, шовинистический, самобичевательный, обидный для других мужчин и т. п. - всего восемь видов. Проходя через строй женщин, мужчина зачитывал свою «автобиографию» и получал итоговую оценку сексуальной привлекательности. Потом то же самое повторялось наоборот. Если не считать банальных выводов типа «чувство юмора очень важно для знакомств», Бреслер и Грингросс выяснили следующее.


Мужчинам не нравится, когда женщина шутит сама

Возможно, воспринимая их как конкуренток («Может, она и сексом сама будет с собой заниматься, и… котлеты есть?» ), участники опыта занижали баллы самым смешным рассказчицам. А если кого и называли очень привлекательными, то хохотушек, которые активнее всего смеялись во время первой стадии. Так что женщины могут вообще не шутить. Но, к счастью, они и не умеют, ха-ха!


Почти не имеет значения, как шутит мужчина


Максимальные оценки, независимо от статуса, получили счастливчики, которым попалась «просто смешная» автобиография. Нейтральный юмор, без ярко выраженного объекта шуток, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме, повысил сексапил мужчины в глазах женщины. Все остальные типы юмора сработали заметно хуже. Но, что удивительно, разницы между ними считай что не было: туалетный юмор понравился почти такому же числу женщин, как и высоколобый. Хотя было одно исключение, которое заслуживает отдельного абзаца.


Самобичевание работает, только если ты крут


Старый совет «Если не можешь смеяться больше ни над чем, смейся над собой» может оказаться убийственным для мужчин с низким статусом. Если женщина в опытах Грингросса знала, что перед ней неудачник, самобичевательный юмор («Если есть деньги, я люблю зай­ти в шикарный ресторан и заказать большую порцию макнаггетсов» ) только снижал привлекательность мужчины в ее глазах. Однако если она знала заранее - из анкеты - о весомых и звонких достоинствах визави, лузерские шутки работали на уровне нейтральных. То есть наилучшим образом.

Отдыхают на зоне после отбоя.
Вдруг с одной стороны долетает:32.
Все трясутся от смеха!
Потом опять: 12.
Камера ухахатывается.
Новенький спрашивает соседа: Что за цифры?
Старый отвечает: Понимаешь, не первый день сидим, все анекдоты выучили, чтобы не повторять, дали номера. Говоришь номер, все вспоминают и смеются.
Новенький орёт: 17.
Тишина…
Он спрашивает: А что №17 не смешной?
Старожил: Понимаешь, анекдот смешной, просто есть люди, которые умеют рассказывать, а есть кому не дано!

Не будем вести долгие и нудные разговоры академического толка о видах шуток и способах их применения. Это само по себе убивает всю романтику и желание шутить. Шутка, она рождается спонтанно, в нужный момент в нужном месте, придуманные дома и заученные шаблоны не прокатят, они выбьют вас из колеи, заставят переключиться с общего разговора, зациклиться на своих мыслях. И что в итоге? Вы, своё выстраданное, вымученное, бесспорно прекрасное творение выпалите невпопад, не в тему.

Интересный факт, мозг человека реагирует на шутку, так же как и на боль, точнее за реакцию отвечает та же область мозга. Лобные доли задействуются в любой нестандартной ситуации. Отсюда можно сделать два важных вывода:

Самая ярка шутка — неожиданная, то есть юмор — это нестандартная реакция на привычную ситуацию. Приспособленческий эффект, нам нравятся люди способные мыслить и действовать не ординарно, в этом залог выживания человечества. И чем круче, креативнее вы завернёте, тем веселее получится, но не стоит разрывать логическую цепочку, иначе посмеются над вами, сочтя вас глупцом.

Реакция оппонентов на вашу шутку не обязательно должна быть бурной и громкой. Она скорее зависит от внутренних качеств собеседника, чем от вашего умения шутить. Хорошим примером является реакция на ту же боль. Кто-то громко ругается, материться, а кто-то переносит все молча, стиснув зубы. Соответственно и реакция на шутку у разных людей разная. Более того, слишком бурное, яркое восприятие рассказа вашим собеседником, будет скорее свидетельством работы на показ, натянутости. Отсюда, можно сделать вывод, что смех вызван не столько качеством юмора. Сколько другими факторами (заигрывание с начальством, попытка вызвать расположение к себе). Хорошая, добрая шутка способна вызвать внутреннюю улыбку и как результат, хорошее отношение к вам, ни прибегая к гротескным формам (смех до слёз, катание по полу).

Что бы начать шутить непринуждённо и весело выполняйте следующие рекомендации:

Расслабьтесь. Первое и самое главное правило. Не выдавливайте шутку, дайте ей волю родиться самой. Все что нужно – прислушаться к своему внутреннему я.

Не стесняйтесь. Природная робость главный враг хорошей шутки. Красный, с потными ладошками шутник способен вызвать скорее улыбку жалости, чем радостный смех. Решили пошутить, не оглядывайтесь назад, рубите напропалую. Возможно, не все шутки получатся, но шансов у уверенного в себе юмориста — наглеца заметно больше.

Встречают по одёжке. Даже здесь. Многое зависит даже не от качества шуток, а от вашего статуса, того как вас воспринимают. Если вы свой, то и шутки будут котироваться выше. Фактор восприятия (положительного или негативного) очень важен. Особенно это заметно по
влюблённой девушке, она будет смеяться с самой глупой шутки своего возлюбленного, если парень ей неприятен, смех вызовет только его промах, неловкая ситуация. А это уже совсем другая история

Краткость – сестра таланта и основа хорошей шутки. Шутите коротко, метко, ярко. Получасовые монологи скорее клонят в сон, чем заставляют улыбаться. Люди лучше умеют говорить, чем слушать. Ваш собеседник, слушая вас, зачастую обдумывает свой ответ, он не готов воспринимать длинную речь.

Шутите в тему. И снова к компании. Душа компании, балагур, шутник… Так говорят о человеке, который не только самый веселый и искрометный, в первую очередь, этот человек хранитель традиций. Зачастую он стоит на защите основ вашего дружного коллектива. В чём его секрет? В природном чувстве юмора? Если копнуть вглубь, окажется что эти люди всегда в курсе основных событий в жизни окружающих, они чувствительны к нуждам и проблемам товарищей. Значит, их популярность основана не на природных талантах, а на понимании других людей.

Выбирайте правильный момент. Один из важнейших составляющих хорошей шутки умение подобрать момент. Попытайтесь правильно влиться в текущий разговор, не сбивая ритм и течение, а наоборот усиливая момент, подчёркивая его.

Серьезный вид. Шутите с серьезным видом, это заводит окружающих. Такие шутки кажутся смешнее, оригинальнее.

Заключение

Как видите, умение красиво, сочно шутить напрямую зависит от вашего внутреннего состояния, уверенности и расслабленности. Не стоит постоянно шутить, это немного раздражает. Чередуйте серьёзный разговор с лёгким подшучиванием на общие темы. Самым простой способ быть смешным, шутить над недостатками знакомых людей. Но не переусердствуёте, здесь очень важно оставаться тактичным. Не наступить на мозоль. Иногда ваш собеседник и не подаст виду, что обиделся, затаит злобу в глубине. Беспроигрышный вариант шутить над самим собой. Если вы неспособны по-хорошему высмеять свои недостатки, не пытайтесь высмеивать чужие.

Хороший юмор основывается на глубоких знаниях, можно конечно обойтись поверхностными, пошлыми шутками, но поверьте, далеко на них не уедешь. Хорошая шутка ниже пояса, сказанная в нужный момент, пройдёт на ура. Слишком частое использование подобного приёма приведёт к восприятию вас, как недалёкого пошляка. Читайте много хорошей, положительной литературы. Это в любом случае не повредит.

Как сказал Ликок С.: «Юмор — это добродушное созерцание и художественное изображение нелепостей жизни».


Как развить чувство юмора — это одна беда, а вот как постоянно писать убойные шутки — это уже другая беда. Да-да-да. Одна из наибольших трудностей, с которой стыкаются профессиональные комики – это необходимость производить стабильный поток материала. Юморист должен всегда находиться в состоянии поиска смешного, хотя потенциальный юмор встречается, чуть ли ни на каждом шагу. Предлагаю вам идеи для шуток, которые помогут вам научиться смешно шутить в любой ситуации

Юмор есть везде!

Вот несколько тем для шуток, которые за последние 10 лет всплывали много раз в юмористических статьях:

  • осколок стекла в ноге;
  • воспитание детей;
  • диеты;
  • отмена рейсов;
  • телевидение;
  • звуки животных в Африке;
  • кофе;
  • покраска гостиной;
  • украденные возбудители бубонной чумы;
  • повышение класса обслуживание международных полетов;
  • пребывание в закрытом аэропорту из-за угрозы минирования;
  • синдром смены часовых поясов;
  • снобизм, кот, утка, крыса и … левый сосок Пола Маккартни.

Некоторые из этих тем для шуток, например, угроза минирования аэропорта, кража смертельного вируса или африканские животные не входят в категорию ежедневных событий (по крайней мере, для меня). Другие же юмористические темы для КВН или шуток в компании: занозы, покраска, присмотр за ребенком, кофе, телевизор – вполне бытовые, а некоторые даже имеют встроенный компонент «что-то не так».

Есть темы для написания шуток, которые сами по себе не звучат смешно, но вы можете научится выделять смешную часть в не смешной теме. Этому я учу на своих . А пока вы на них еще не были, сейчас вам важно усвоить, что мы каждый день встречаем потенциально смешные ситуации. Именно среди этих ситуаций можно брать интересные идеи для шуток.

Как писать шутки: начните искать идеи везде

Когда вы начнете поиск идей для шуток, то будете находить их повсюду. Если вы сразу же не запишите их, то, скорее всего, забудете некоторые из них (если вы, конечно, не вундеркинд). Поэтому если вы хотите постоянно писать смешные и интересные шутки, вам необходимо сделать одну очень важную вещь: всегда носить с собой карманный блокнот.

Вы также можете использовать приложение для записей на смартфоне, некоторые предпочитают диктофон. Это тоже сойдет. Мне нравятся старомодные бумажные блокноты, так как в них можно быстро что-нибудь записать, и они не нуждаются в подзарядке. Однако, все чаще пользуюсь для этого айфоном, поскольку он освободил меня от десятков блокнотов, которые лежали на моем столе.

Определите, что будет удобно вам лично, но главное, чтобы вам всегда было куда записать ваши идеи, если это, конечно, безопасно и уместно (если вы ведете мотоцикл, у вас романтический ужин, рождаете ребенка или получаете Нобелевскую премию то, возможно, лучше сделать записи немного позже).

Как писать шутки: ведите список наблюдений, историй, чужих шуток

В моих блокнотах находятся списки потенциальных тем, иногда даже частично готовые статьи. Я натыкался на чудесные идеи, например, сидя в баре, не имея возможности начать печатать. Я, в принципе, мог все оставить и быстро побежать домой, но вместо этого я сразу же записал предложение-два или просто на скорую руку сделал грубые наметки шуток, которые использовал в дальнейшем.

Как придумать шутку — записывать все идеи

Важно записывать идеи для шуток немедленно. Хотя бы несколько ключевых фраз, которые напомнят вам об истории в тот момент, когда вы приметесь за написание юмористических рассказов.

Где брать сетапы, приковывающие внимание

Идеи для смешных шуток можно брать из заголовков

Почему они так эффективны? Во-первых, они актуальны. Новостные гиганты знают, что интересует сегодня людей, и теперь это будете знать и вы. Во вторых, там работают профессиональнейшие копирайтеры, и в этих заголовках скрыта сила, которая должна захватить внимание человека.

К примеру, вот заголовок одной новости, которую я только что нашел на одном сайте:

«В Китае 8 000 автомобилей застряли в пробке из-за тумана».

Идея для шутки: в Китае автомобильная пробка из-за тумана

Давайте сделаем шутку из этой идеи. Я бы зацепился за слово туман. Оно 100% у всех нарисовало картину настоящего тумана. Вот эту картину мы и разрешим сетапом. Мы рисуем вторую историю: туман искусственный. А теперь создаем сетап, который нарисует это в головах наших слушателей.

Колоссальные убытки понес Ван Дзи — директор завода по производству тумана.

В итоге получается шутка:

В Китае 8 000 автомобилей застряли в пробке из-за тумана. Колоссальные убытки понес Ван Дзи, директор завода по производству тумана.

Не смешно, скажите вы. Может быть, убойная шутка редко рождается за 60 секунд, чаще нужно развить идею, чтобы родился хит. Но знаете в чем разница между теми, кто развил свое чувство юмора и теми, кто не развил? Первые не боятся ошибаться и выглядеть смешными. Поэтому…

Одна заключительная ремарка: если вы хотите и научиться писать хитовые шутки для КВН или просто так, вам не только нужно трудиться, но и… необходимо рисковать.

Метод проб и ошибок – значительная часть процесса написания шуток

Иногда ваши шутки не будут производить ожидаемого впечатления на читателя или аудиторию. Если так происходит, поздравляйте сами себя. Вы вынесли свою информацию в общество и постарались сделать это наилучшим образом. В будущем вы станете намного успешнее, чем те, кто боится публиковать свое мнение из-за того, что оно кому-то не понравится.

Идите на риск! Будьте смелыми!

Итак, развивая свое чувство юмора, не бойтесь идти на риск при написании шуток, будьте смелыми. Если вы чувствуете, что что-либо должно быть смешным, но у вас не совсем получается, черкните мне на e-mail. Я буду рад дать пару небольших советов.

А еще лучше, запишитесь на мой бесплатный вебинар, где узнаете, как усилить ваши шутки и как развить свое индивидуальное чувство юмора. Сотрудничать в написании юмора – очень забавно. Мы все приобретаем опыт и учимся, когда делаем это вместе. Так что давайте, заполняйте форму и до встречи на вебинаре.