Хализев история литературы. Читать онлайн "теория литературы". Теория литературы. Хализев В.Е
В.Е. Хализев
Теория литературы
общего и профессионального образования
Российской Федерации в качестве
учебника для студентов высших
учебных заведений
Москва «Высшая школа»
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Рецензенты:
Кафедра теории литературы Тверского государственного университета (зав.
кафедрой д-р филол. наук проф. И.В. Фоменко); д-р филол. наук проф. Н.К. Гей
(Институт мировой литературы)
I5ВN 5-06-003356-2 © Издательство «Высшая школа», 1999
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование любым способом без согласия издательства запрещено.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10
§1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11
§ 2. ПРЕКРАСНОЕ 12
§ 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13
§ 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15
§ 5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17
§ 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19
§ 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21
2. ИСКУССТВО КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (К ИСТОРИИ ВОПРОСА) 22
§ 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22
§ 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 22
§ 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23
3. ТЕМАТИКА ИСКУССТВА 26
§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА "ТЕМА" 26
§2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 27
§ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 28
§ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33
§ 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 36
§ 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38
§ 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45
§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 46
§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47
§ 4. ТРАГИЧЕСКОЕ 48
§ 5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49
6. НАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА 51
§ 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 51
§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 53
§ 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 53
§ 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56
ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 57
1. ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ ИСКУССТВА 57
2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБРАЗ И ЗНАК 58
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ. УСЛОВНОСТЬ И ЖИЗНЕПОДОБИЕ 59
4. НЕВЕЩЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРЕ. СЛОВЕСНАЯ ПЛАСТИКА 62
5. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ 63
Б. ЛИТЕРАТУРА И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 64
7. МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ В РЯДУ ИСКУССТВ. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 65
ГЛАВА III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 67
1. ГЕРМЕНЕВТИКА 68
§ 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 68
§ 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 70
§ 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 71
2. ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЧИТАТЕЛЬ 72
§ 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 74
§ 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 75
§ 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 76
§ 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 77
3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЕРАРХИИ И РЕПУТАЦИИ 78
§ 1. "ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА". ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 78
§ 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 81
§ 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 85
§ 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 88
§ 5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ГЛАВА IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 91
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ 92
§ 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 92
§ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 93
§ 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 96
2. МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ 101
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 101
§ 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 102
§ 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 110
§ 5. ПОРТРЕТ 116
§ 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 118
§ 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 125
§ 8. ВЕЩЬ 129
§9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 133
§ 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 137
§ 11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 138
§ 12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 140
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ. (СТИЛИСТИКА) 146
§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 147
§ 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 149
§ 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 150
§ 4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151
§ 5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 152
4. ТЕКСТ 155
§ 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 155
§ 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 156
§ 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 159
§ 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 160
§ 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 161
§ 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 163
§ 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 167
6. КОМПОЗИЦИЯ 169
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 169
§ 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 170
§ 3. МОТИВ 172
§ 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 174
§ 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; "ТОЧКА ЗРЕНИЯ" 176
§ 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 177
§ 7. МОНТАЖ 178
§ 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 180
7. ПРИНЦИПЫ РАССМОТРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВВДЕНИЯ 184
§ 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 185
§ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 186
§ 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 188
ГЛАВА V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ 190
1. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ 190
§ 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ 190
§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ 192
§ 3. ЭПОС 192
§4. ДРАМА 196
§ 5. ЛИРИКА 199
§ 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ 204
2. ЖАНРЫ 206
§ 1. О ПОНЯТИИ "ЖАНР" 206
§ 2. ПОНЯТИЕ "СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА" В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ 207
§ 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ 210
§ 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ 215
§ 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ 218
§ 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ 219
§ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ 220
ГЛАВА VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 222
1. ГЕНЕЗИС ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 222
§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 222
§ 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 223
§ 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 227
2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 230
§ 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 230
§ 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ 230
§ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX - XX ВВ. 232
§ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ 236
§ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ 236
§ 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 238
ВВЕДЕНИЕ
Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки». Эти дисциплины являются одновременно и служебными и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах. Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности составляет владение ее техникой – ремеслом в самом высоком смысле этого слова.
Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» (Ю.В. Манн) и (в отличие от первых, «базовых») характеризуются как «надстроечные» (В.В. Прозоров). Это прежде всего крайне широкая область конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними, т. е. история литературы, составляющая центр науки о литературе и, можно сказать, ее увенчивающая. И это также предмет нашей книги: теория литературы, или теоретическое литературоведение. Данная дисциплина занята общими закономерностями литературной жизни и в первую очередь – творчества писателей.(7)
Annotation
Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. Первые две главы посвящены общему литературоведению, т. е. учению о художественной словесности и искусстве как таковом. Далее, в третьей главе, рассматривается коммуникативная сторона литературы (восприятие словесных текстов и их функционирование). Четвертая и пятая главы - о поэтике, составляющей центр науки о литературе (учение о составе и структуре отдельных произведений и их групп). И, наконец, в шестой главе говорится о генезисе литературного творчества и закономерностях развития литературы.
В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ, как отечественных, так и зарубежных. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей вузов.
В.Е. Хализев
Введение
§ 1. Эстетическое: значение термина
§ 2. Прекрасное
§ 3. Возвышенное. Дионисийское
§ 4. Эстетические эмоции
§ 5. Место и роль эстетического в жизни человека и общества
§ 6. Эстетическое и эстетизм
§ 7. Эстетическое и художественное
§ 1. Теория подражания
§ 2. Теория символизации
§ 3. Типическое и характерное
§ 1. Значения термина «тема»
§ 2. Вечные темы
§ 3. Культурно-исторический аспект тематики
§ 5. Художественная тематика как целое
§ 2. Идейно-смысловая сторона искусства
§ 3. Непреднамеренное в искусстве
§ 1. Героическое
§ 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение
§ 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика
§ 4. Трагическое
§ 5. Смех. Комическое, ирония
§ 1. Искусство в свете аксиологии. Катарсис
§ 2. Художественность
§ 3. Искусство в соотнесенности с иными формами культуры
§ 4. Спор об искусстве и его призвании в xx веке. Концепция кризиса искусства
§ 1. Понимание. Интерпретация. Смысл
§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики
§ 3. Нетрадиционная герменевтика
§ 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика
§ 3. Реальный читатель. Историко-функциональнов изучение литературы
§ 4. Литературная критика
§ 5. Массовый читатель
§ 1. «Высокая литература». Литературная классика
§ 2. Массовая литература
§ 3. Беллетристика
§ 4. колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения
§ 5. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы
§ 1. Поэтика: значения термина
§ 2. Произведение. Цикл. Фрагмент
§ 3. Состав литературного произведения. Его форма и содержание
§ 1. Значение термина
§ 2. Персонаж и его ценностная ориентация
§ 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм
§ 5. Портрет
§ 6. Формы поведения
§ 7. Говорящий человек. Диалог и монолог
§ 9. Природа. Пейзаж
§ 10. Время и пространство
§ 11. Сюжет и его функции
§ 12. Сюжет и конфликт
§ 1. Художественная речь в ее связях с иными формами речевой деятельности
§ 2. Состав художественной речи
§ 3. Литература и слуховое восприятие речи
§ 4. Специфика художественной речи
§ 5. Поэзия и проза
§ 1. Текст как понятие филологии
§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии
§ 3. Текст в постмодернистских концепциях
§ 1. Разноречие и чужое слово
§ 2. Стилизация. Пародия. Сказ
§ 3. Реминисценция
§ 4. Интертекстуальность
§ 1. Значение термина
§ 2. Повторы и вариации
§ 3. Мотив
§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания
§ 5. Субъектная организация; «точка зрения»
§ 6. Со- и противопоставления
§ 7. Монтаж
§ 8. Временная организация текста
§ 1. Описание и анализ
§ 2. Литературоведческие интерпретации
§ 3. Контекстуальное изучение
§ 1. Деление литературы на роды
§ 2. Происхождение литературных родов
§ 4. Драма
§ 5. Лирика
§ 6. Межродовые и внеродовые формы
§ 1. О понятии «жанр»
§ 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам
§ 3. Роман: жанровая сущность
§ 4. Жанровые структуры и каноны
§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров
§ 6. Жанровые конфронтации и традиции
§ 7. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью
§ 1. Значения термина
§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества
§ 3. Культурная трдциция в ее значимости для литературы
§ 1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы
§ 2. Стадиальность литературного развития
§ 3. Литературные общности (художественные системы) XIX–XX вв
§ 4. Региональная и национальная специфика литературы
§ 5. Международные литературные связи
§ 6. Основные понятия и термины теории литературного процесса
Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. В первой главе («Литературоведение как проблема»), отсутствовавшей в предыдущих изданиях, обсуждается место литературоведения в системе научного знания. Следующие главы посвящены искусству как таковому, специфике художественной словесности и поэтике; введены параграфы «Текстология» и «Комментарий». Далее речь идет о контекстах литературного творчества: о его генезисе и функционировании. В главу о закономерностях развития литературы во всемирном масштабе введен новый параграф «Историческая поэтика». В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей высших учебных заведений.
Издательство: Академия, 2009 г.
ISBN 978-5-7695-5814-6
Количество страниц: 432.
- 7 Введение
- 14 Глава I. О сущности искусства
- 15
1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей
- 15 § 1. Эстетическое: значение термина
- 16 § 2. Прекрасное
- 18 § 3. Возвышенное. Дионисийское
- 21 § 4. Эстетическое и картина мира
- 25 § 5. Эстетические эмоции
- 29 § 6. Место и роль эстетического в жизни человека и общества
- 30 § 7. Эстетическое в свете аксиологии. Эстетическое и эстетизм
- 36 § 8. Эстетическое и художественное
- 38
2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса)
- 39 § 1. Теория подражания
- 39 § 2. Теория символизации
- 41 § 3. Типическое и характерное
- 44 § 4. Личностное начало как объект художественного освоения
- 49
3. Тематика искусства
- 49 § 1. Значения термина «тема»
- 51 § 2. Вечные темы
- 52 § 3. Культурно-исторический аспект тематики
- 56 § 4. Искусство как самопознание автора
- 58 § 5. Художественная тематика как целое
- 61
4. Автор и его присутствие в произведении
- 61 § 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства
- 63 § 2. Идейно-смысловая сторона искусства
- 66 § 3. Непреднамеренное в искусстве
- 68 § 4. Выражение творческой энергии автора. Вдохновение
- 70 § 5. Искусство и игра
- 71 § 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо
- 73 § 7. Концепция смерти автора и ее критика
- 75
5. Типы авторской эмоциональности
- 76 § 1. Героическое
- 78 § 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение
- 79 § 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика
- 82 § 4. Трагическое
- 85 § 5. Смех, комическое, ирония
- 88
6. Назначение искусства
- 88 § 1. Художественная ценность. Катарсис
- 91 § 2. Искусство в контексте культуры
- 97 § 3. Спор об искусстве и его призвании в XX веке. Концепция кризиса искусства
- 100 Глава II. Литература как вид искусства
- 100 1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства
- 101 2. Художественный образ. Образ и знак
- 103 3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие
- 107 4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика
- 109 5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения
- 110 6. Литература и синтетические искусства
- 112 7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации
- 115
8. Литература и мифология
- 115 § 1. Миф: значение слова
- 117 § 2. Исторически ранние мифы и литература
- 121 § 3. Мифология Нового времени и литература
- 123 § 4. Миф в аспекте аксиологии
- 127 Глава III. Функционирование литературы
- 127
1. Герменевтика
- 128 § 1. Понимание. Интерпретация. Смысл
- 130 § 2. Диалогичность как понятие герменевтики
- 132 § 3. Нетрадиционная герменевтика
- 133
2. Восприятие литературы. Читатель
- 133 § 1. Читатель и автор
- 136 § 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика
- 137 § 3. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы
- 139 § 4. Литературная критика
- 140 § 5. Массовый читатель
- 142
3. Литературные иерархии и репутации
- 142 § 1. «Высокая литература». Литературная классика
- 147 § 2. Массовая литература
- 151 § 3. Беллетристика
- 155 § 4. Колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения
- 160
4. Литература — элита — народ
- 160 § 1. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы
- 163 § 2. Народность в литературе
- 169 Глава IV. Литературное произведение
- 169
1. Основные понятия и термины теоретической поэтики
- 169 § 1. Поэтика: значения термина
- 171 § 2. Произведение. Цикл. Фрагмент
- 174 § 3. Состав литературного произведения. Его форма и содержание
- 183
2. Мир произведения
- 183 § 1. Значение термина
- 185 § 2. Персонаж и его ценностная ориентация
- 192 § 3. Персонаж и писатель (герой и автор)
- 195 § 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм
- 204 § 5. Портрет
- 207 § 6. Формы поведения
- 216 § 7. Говорящий человек. Диалог и монолог
- 221 § 8. Вещь
- 225 § 9. Природа. Пейзаж
- 231 § 10. Время и пространство
- 233 § 11. Сюжет
- 242
3. Художественная речь. (Стилистика.)
- 242 § 1. Художественная речь и иные виды речевой деятельности
- 245 § 2. Состав художественной речи
- 247 § 3. Литература и слуховое восприятие речи
- 249 § 4. Поэзия и проза
- 252 § 5. Специфика художественной речи
- 254
4. Текст
- 254 § 1. Текст как понятие филологии
- 256 § 2. Текст как понятие семиотики и культурологии
- 259 § 3. Текст в постмодернистских концепциях
- 261
5. Неавторское слово. Литература в литературе
- 261 § 1. Разноречие и чужое слово
- 263 § 2. Стилизация. Пародия. Сказ
- 267 § 3. Реминисценция
- 272 § 4. Интертекстуальность
- 274 § 5. Слово неавторское и авторское
- 276
6. Композиция
- 276 § 1. Значение термина
- 277 § 2. Повторы и вариации
- 279 § 3. Мотив
- 283 § 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания
- 286 § 5. Субъектная организация; «точка зрения»
- 288 § 6. Со- и противопоставления
- 290 § 7. Монтаж
- 292 § 8. Временная организация текста
- 296 § 9. Содержательность композиции
- 298
7. Принципы рассмотрения литературного произведения
- 298 § 1. Описание и анализ
- 300 § 2. Литературоведческие интерпретации
- 305 § 3. Контекстуальное изучение
- 308 Глава V. Литературные роды и жанры
- 308
1. Роды литературы
- 308 § 1. Деление литературы на роды
- 311 § 2. Происхождение литературных родов
- 312 § 3. Эпос: повествование и его субъект
- 317 § 4. Драма
- 322 § 5. Лирика
- 330 § 6. Межродовые и внеродовые формы
- 333
2. Жанры
- 333 § 1. О понятии «жанр»
- 335 § 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам
- 338 § 3. Роман: жанровая сущность
- 345 § 4. Жанровые структуры и каноны
- 349 § 5. Жанровые системы. Канонизация жанров
- 351 § 6. Жанровые конфронтации и традиции
- 353 § 7. Литературные жанры в их связях с внехудожественной реальностью
- 356 Глава VI. Закономерности развития литературы
- 356
1. Генезис литературного творчества
- 356 § 1. Значения термина
- 357 § 2. К истории изучения генезиса литературного творчества
- 362 § 3. Культурная традиция в ее значимости для литературы
- 367
2. Литературный процесс
- 367 § 1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы
- 368 § 2. Стадиальность литературного развития
- 371 § 3. Литературные общности (художественные системы) XIX—XX вв.
- 376 § 4. Региональная и национальная специфика литературы
- 378 § 5. Международные литературные связи
- 381 § 6. Основные понятия и термины теории литературного процесса
- 384 Предметный указатель
- 397 Именной указатель
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I
О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10
§1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11
§ 2. ПРЕКРАСНОЕ 12
§ 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13
§ 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15
§ 5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17
§ 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19
§ 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21
2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 22
§ 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22
§ 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 23
§ 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23
3. Тематика искусства 26
§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ТЕМА» 26
§2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 28
§ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 29
§ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33
§ 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 37
§ 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38
§ 5. ИСКУССТВО И ИГРА 41
§ 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45
§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 47
§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47
§ 4. ТРАГИЧЕСКОЕ 49
§ 5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49
6. Назначение искусства 52
§ 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 52
§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 54
§ 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 54
§ 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56
Глава II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 58
1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 58
2. Художественный образ. Образ и знак 58
3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 60
4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 62
5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 64
Б. Литература и синтетические искусства 65
7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 66
Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 68
1. Герменевтика 69
§ 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 69
§ 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 71
§ 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 72
2. Восприятие литературы. Читатель 73
§ 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 75
§ 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 76
§ 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 77
§ 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 78
3. Литературные иерархии и репутации 79
§ 1. «ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 79
§ 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 82
§ 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 86
§ 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 89
§ 5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 91
Глава IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 93
1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 93
§ 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 93
§ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 94
§ 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 97
2. Мир произведения 102
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 102
§ 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 104
§ 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 112
§ 5. ПОРТРЕТ 117
§ 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 120
§ 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 127
§ 8. ВЕЩЬ 131
§9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 135
§ 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 139
§ 11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 140
§ 12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 142
3. Художественная речь. (стилистика) 148
§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 149
§ 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151
§ 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 152
§ 4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 153
§ 5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 155
4. Текст 157
§ 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 157
§ 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 158
§ 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 161
§ 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 162
§ 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 163
§ 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 166
§ 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 170
6. Композиция 171
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 171
§ 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 172
§ 3. МОТИВ 174
§ 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 176
§ 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» 179
§ 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 179
§ 7. МОНТАЖ 181
§ 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 183
7. Принципы рассмотрения литературного произввдения 187
§ 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 187
§ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 188
§ 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 191
Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ 192
1. Роды литературы 192
§ 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ 192
§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ 195
§ 3. ЭПОС 195
§4. ДРАМА 198
§ 5. ЛИРИКА 202
§ 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ 207
2. Жанры 209
§ 1. О ПОНЯТИИ «ЖАНР» 209
§ 2. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ 210
§ 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ 212
§ 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ 218
§ 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ 221
§ 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ 222
§ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ 223
Глава VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 225
1. Генезис литературного творчества 225
§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 225
§ 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 226
§ 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 230
2. Литературный процесс 233
§ 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 233
§ 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ 234
§ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX – XX ВВ. 235
§ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ 239
§ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ 239
§ 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 242