Хализев история литературы. Читать онлайн "теория литературы". Теория литературы. Хализев В.Е

В.Е. Хализев

Теория литературы

общего и профессионального образования

Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших

учебных заведений

Москва «Высшая школа»

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

Кафедра теории литературы Тверского государственного университета (зав.

кафедрой д-р филол. наук проф. И.В. Фоменко); д-р филол. наук проф. Н.К. Гей

(Институт мировой литературы)

I5ВN 5-06-003356-2 © Издательство «Высшая школа», 1999

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование любым способом без согласия издательства запрещено.

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА I О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10

§1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11

§ 2. ПРЕКРАСНОЕ 12

§ 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13

§ 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15

§ 5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17

§ 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19

§ 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21

2. ИСКУССТВО КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (К ИСТОРИИ ВОПРОСА) 22

§ 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22

§ 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 22

§ 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23

3. ТЕМАТИКА ИСКУССТВА 26

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА "ТЕМА" 26

§2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 27

§ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 28

§ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33

§ 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 36

§ 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38

§ 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45

§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 46

§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47

§ 4. ТРАГИЧЕСКОЕ 48

§ 5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49

6. НАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА 51

§ 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 51

§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 53

§ 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 53

§ 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56

ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 57

1. ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ ИСКУССТВА 57

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБРАЗ И ЗНАК 58

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ. УСЛОВНОСТЬ И ЖИЗНЕПОДОБИЕ 59

4. НЕВЕЩЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРЕ. СЛОВЕСНАЯ ПЛАСТИКА 62

5. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ 63

Б. ЛИТЕРАТУРА И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 64

7. МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ В РЯДУ ИСКУССТВ. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 65

ГЛАВА III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 67

1. ГЕРМЕНЕВТИКА 68

§ 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 68

§ 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 70

§ 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 71

2. ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЧИТАТЕЛЬ 72

§ 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 74

§ 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 75

§ 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 76

§ 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 77

3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЕРАРХИИ И РЕПУТАЦИИ 78

§ 1. "ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА". ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 78

§ 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 81

§ 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 85

§ 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 88

§ 5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 90

ГЛАВА IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 91

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ 92

§ 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 92

§ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 93

§ 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 96

2. МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ 101

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 101

§ 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 102

§ 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 110

§ 5. ПОРТРЕТ 116

§ 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 118

§ 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 125

§ 8. ВЕЩЬ 129

§9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 133

§ 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 137

§ 11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 138

§ 12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 140

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ. (СТИЛИСТИКА) 146

§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 147

§ 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 149

§ 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 150

§ 4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151

§ 5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 152

4. ТЕКСТ 155

§ 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 155

§ 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 156

§ 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 159

§ 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 160

§ 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 161

§ 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 163

§ 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 167

6. КОМПОЗИЦИЯ 169

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 169

§ 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 170

§ 3. МОТИВ 172

§ 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 174

§ 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; "ТОЧКА ЗРЕНИЯ" 176

§ 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 177

§ 7. МОНТАЖ 178

§ 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 180

7. ПРИНЦИПЫ РАССМОТРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВВДЕНИЯ 184

§ 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 185

§ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 186

§ 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 188

ГЛАВА V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ 190

1. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ 190

§ 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ 190

§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ 192

§ 3. ЭПОС 192

§4. ДРАМА 196

§ 5. ЛИРИКА 199

§ 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ 204

2. ЖАНРЫ 206

§ 1. О ПОНЯТИИ "ЖАНР" 206

§ 2. ПОНЯТИЕ "СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА" В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ 207

§ 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ 210

§ 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ 215

§ 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ 218

§ 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ 219

§ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ 220

ГЛАВА VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 222

1. ГЕНЕЗИС ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 222

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 222

§ 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 223

§ 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 227

2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 230

§ 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 230

§ 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ 230

§ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX - XX ВВ. 232

§ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ 236

§ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ 236

§ 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 238

ВВЕДЕНИЕ

Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки». Эти дисциплины являются одновременно и служебными и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах. Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности составляет владение ее техникой – ремеслом в самом высоком смысле этого слова.

Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» (Ю.В. Манн) и (в отличие от первых, «базовых») характеризуются как «надстроечные» (В.В. Прозоров). Это прежде всего крайне широкая область конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними, т. е. история литературы, составляющая центр науки о литературе и, можно сказать, ее увенчивающая. И это также предмет нашей книги: теория литературы, или теоретическое литературоведение. Данная дисциплина занята общими закономерностями литературной жизни и в первую очередь – творчества писателей.(7)

Annotation

Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. Первые две главы посвящены общему литературоведению, т. е. учению о художественной словесности и искусстве как таковом. Далее, в третьей главе, рассматривается коммуникативная сторона литературы (восприятие словесных текстов и их функционирование). Четвертая и пятая главы - о поэтике, составляющей центр науки о литературе (учение о составе и структуре отдельных произведений и их групп). И, наконец, в шестой главе говорится о генезисе литературного творчества и закономерностях развития литературы.

В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ, как отечественных, так и зарубежных. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст.

Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей вузов.

В.Е. Хализев

Введение

§ 1. Эстетическое: значение термина

§ 2. Прекрасное

§ 3. Возвышенное. Дионисийское

§ 4. Эстетические эмоции

§ 5. Место и роль эстетического в жизни человека и общества

§ 6. Эстетическое и эстетизм

§ 7. Эстетическое и художественное

§ 1. Теория подражания

§ 2. Теория символизации

§ 3. Типическое и характерное

§ 1. Значения термина «тема»

§ 2. Вечные темы

§ 3. Культурно-исторический аспект тематики

§ 5. Художественная тематика как целое

§ 2. Идейно-смысловая сторона искусства

§ 3. Непреднамеренное в искусстве

§ 1. Героическое

§ 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение

§ 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика

§ 4. Трагическое

§ 5. Смех. Комическое, ирония

§ 1. Искусство в свете аксиологии. Катарсис

§ 2. Художественность

§ 3. Искусство в соотнесенности с иными формами культуры

§ 4. Спор об искусстве и его призвании в xx веке. Концепция кризиса искусства

§ 1. Понимание. Интерпретация. Смысл

§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики

§ 3. Нетрадиционная герменевтика

§ 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика

§ 3. Реальный читатель. Историко-функциональнов изучение литературы

§ 4. Литературная критика

§ 5. Массовый читатель

§ 1. «Высокая литература». Литературная классика

§ 2. Массовая литература

§ 3. Беллетристика

§ 4. колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения

§ 5. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы

§ 1. Поэтика: значения термина

§ 2. Произведение. Цикл. Фрагмент

§ 3. Состав литературного произведения. Его форма и содержание

§ 1. Значение термина

§ 2. Персонаж и его ценностная ориентация

§ 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм

§ 5. Портрет

§ 6. Формы поведения

§ 7. Говорящий человек. Диалог и монолог

§ 9. Природа. Пейзаж

§ 10. Время и пространство

§ 11. Сюжет и его функции

§ 12. Сюжет и конфликт

§ 1. Художественная речь в ее связях с иными формами речевой деятельности

§ 2. Состав художественной речи

§ 3. Литература и слуховое восприятие речи

§ 4. Специфика художественной речи

§ 5. Поэзия и проза

§ 1. Текст как понятие филологии

§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии

§ 3. Текст в постмодернистских концепциях

§ 1. Разноречие и чужое слово

§ 2. Стилизация. Пародия. Сказ

§ 3. Реминисценция

§ 4. Интертекстуальность

§ 1. Значение термина

§ 2. Повторы и вариации

§ 3. Мотив

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания

§ 5. Субъектная организация; «точка зрения»

§ 6. Со- и противопоставления

§ 7. Монтаж

§ 8. Временная организация текста

§ 1. Описание и анализ

§ 2. Литературоведческие интерпретации

§ 3. Контекстуальное изучение

§ 1. Деление литературы на роды

§ 2. Происхождение литературных родов

§ 4. Драма

§ 5. Лирика

§ 6. Межродовые и внеродовые формы

§ 1. О понятии «жанр»

§ 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам

§ 3. Роман: жанровая сущность

§ 4. Жанровые структуры и каноны

§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров

§ 6. Жанровые конфронтации и традиции

§ 7. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью

§ 1. Значения термина

§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества

§ 3. Культурная трдциция в ее значимости для литературы

§ 1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы

§ 2. Стадиальность литературного развития

§ 3. Литературные общности (художественные системы) XIX–XX вв

§ 4. Региональная и национальная специфика литературы

§ 5. Международные литературные связи

§ 6. Основные понятия и термины теории литературного процесса

Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. В первой главе («Литературоведение как проблема»), отсутствовавшей в предыдущих изданиях, обсуждается место литературоведения в системе научного знания. Следующие главы посвящены искусству как таковому, специфике художественной словесности и поэтике; введены параграфы «Текстология» и «Комментарий». Далее речь идет о контекстах литературного творчества: о его генезисе и функционировании. В главу о закономерностях развития литературы во всемирном масштабе введен новый параграф «Историческая поэтика». В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст.

Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей высших учебных заведений.

Издательство: Академия, 2009 г.

ISBN 978-5-7695-5814-6

Количество страниц: 432.

  • 7 Введение
  • 14 Глава I. О сущности искусства
  • 15 1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей
    • 15 § 1. Эстетическое: значение термина
    • 16 § 2. Прекрасное
    • 18 § 3. Возвышенное. Дионисийское
    • 21 § 4. Эстетическое и картина мира
    • 25 § 5. Эстетические эмоции
    • 29 § 6. Место и роль эстетического в жизни человека и общества
    • 30 § 7. Эстетическое в свете аксиологии. Эстетическое и эстетизм
    • 36 § 8. Эстетическое и художественное
  • 38 2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса)
    • 39 § 1. Теория подражания
    • 39 § 2. Теория символизации
    • 41 § 3. Типическое и характерное
    • 44 § 4. Личностное начало как объект художественного освоения
  • 49 3. Тематика искусства
    • 49 § 1. Значения термина «тема»
    • 51 § 2. Вечные темы
    • 52 § 3. Культурно-исторический аспект тематики
    • 56 § 4. Искусство как самопознание автора
    • 58 § 5. Художественная тематика как целое
  • 61 4. Автор и его присутствие в произведении
    • 61 § 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства
    • 63 § 2. Идейно-смысловая сторона искусства
    • 66 § 3. Непреднамеренное в искусстве
    • 68 § 4. Выражение творческой энергии автора. Вдохновение
    • 70 § 5. Искусство и игра
    • 71 § 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо
    • 73 § 7. Концепция смерти автора и ее критика
  • 75 5. Типы авторской эмоциональности
    • 76 § 1. Героическое
    • 78 § 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение
    • 79 § 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика
    • 82 § 4. Трагическое
    • 85 § 5. Смех, комическое, ирония
  • 88 6. Назначение искусства
    • 88 § 1. Художественная ценность. Катарсис
    • 91 § 2. Искусство в контексте культуры
    • 97 § 3. Спор об искусстве и его призвании в XX веке. Концепция кризиса искусства
  • 100 Глава II. Литература как вид искусства
  • 100 1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства
  • 101 2. Художественный образ. Образ и знак
  • 103 3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие
  • 107 4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика
  • 109 5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения
  • 110 6. Литература и синтетические искусства
  • 112 7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации
  • 115 8. Литература и мифология
    • 115 § 1. Миф: значение слова
    • 117 § 2. Исторически ранние мифы и литература
    • 121 § 3. Мифология Нового времени и литература
    • 123 § 4. Миф в аспекте аксиологии
  • 127 Глава III. Функционирование литературы
  • 127 1. Герменевтика
    • 128 § 1. Понимание. Интерпретация. Смысл
    • 130 § 2. Диалогичность как понятие герменевтики
    • 132 § 3. Нетрадиционная герменевтика
  • 133 2. Восприятие литературы. Читатель
    • 133 § 1. Читатель и автор
    • 136 § 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика
    • 137 § 3. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы
    • 139 § 4. Литературная критика
    • 140 § 5. Массовый читатель
  • 142 3. Литературные иерархии и репутации
    • 142 § 1. «Высокая литература». Литературная классика
    • 147 § 2. Массовая литература
    • 151 § 3. Беллетристика
    • 155 § 4. Колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения
  • 160 4. Литература — элита — народ
    • 160 § 1. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы
    • 163 § 2. Народность в литературе
  • 169 Глава IV. Литературное произведение
  • 169 1. Основные понятия и термины теоретической поэтики
    • 169 § 1. Поэтика: значения термина
    • 171 § 2. Произведение. Цикл. Фрагмент
    • 174 § 3. Состав литературного произведения. Его форма и содержание
  • 183 2. Мир произведения
    • 183 § 1. Значение термина
    • 185 § 2. Персонаж и его ценностная ориентация
    • 192 § 3. Персонаж и писатель (герой и автор)
    • 195 § 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм
    • 204 § 5. Портрет
    • 207 § 6. Формы поведения
    • 216 § 7. Говорящий человек. Диалог и монолог
    • 221 § 8. Вещь
    • 225 § 9. Природа. Пейзаж
    • 231 § 10. Время и пространство
    • 233 § 11. Сюжет
  • 242 3. Художественная речь. (Стилистика.)
    • 242 § 1. Художественная речь и иные виды речевой деятельности
    • 245 § 2. Состав художественной речи
    • 247 § 3. Литература и слуховое восприятие речи
    • 249 § 4. Поэзия и проза
    • 252 § 5. Специфика художественной речи
  • 254 4. Текст
    • 254 § 1. Текст как понятие филологии
    • 256 § 2. Текст как понятие семиотики и культурологии
    • 259 § 3. Текст в постмодернистских концепциях
  • 261 5. Неавторское слово. Литература в литературе
    • 261 § 1. Разноречие и чужое слово
    • 263 § 2. Стилизация. Пародия. Сказ
    • 267 § 3. Реминисценция
    • 272 § 4. Интертекстуальность
    • 274 § 5. Слово неавторское и авторское
  • 276 6. Композиция
    • 276 § 1. Значение термина
    • 277 § 2. Повторы и вариации
    • 279 § 3. Мотив
    • 283 § 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания
    • 286 § 5. Субъектная организация; «точка зрения»
    • 288 § 6. Со- и противопоставления
    • 290 § 7. Монтаж
    • 292 § 8. Временная организация текста
    • 296 § 9. Содержательность композиции
  • 298 7. Принципы рассмотрения литературного произведения
    • 298 § 1. Описание и анализ
    • 300 § 2. Литературоведческие интерпретации
    • 305 § 3. Контекстуальное изучение
  • 308 Глава V. Литературные роды и жанры
  • 308 1. Роды литературы
    • 308 § 1. Деление литературы на роды
    • 311 § 2. Происхождение литературных родов
    • 312 § 3. Эпос: повествование и его субъект
    • 317 § 4. Драма
    • 322 § 5. Лирика
    • 330 § 6. Межродовые и внеродовые формы
  • 333 2. Жанры
    • 333 § 1. О понятии «жанр»
    • 335 § 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам
    • 338 § 3. Роман: жанровая сущность
    • 345 § 4. Жанровые структуры и каноны
    • 349 § 5. Жанровые системы. Канонизация жанров
    • 351 § 6. Жанровые конфронтации и традиции
    • 353 § 7. Литературные жанры в их связях с внехудожественной реальностью
  • 356 Глава VI. Закономерности развития литературы
  • 356 1. Генезис литературного творчества
    • 356 § 1. Значения термина
    • 357 § 2. К истории изучения генезиса литературного творчества
    • 362 § 3. Культурная традиция в ее значимости для литературы
  • 367 2. Литературный процесс
    • 367 § 1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы
    • 368 § 2. Стадиальность литературного развития
    • 371 § 3. Литературные общности (художественные системы) XIX—XX вв.
    • 376 § 4. Региональная и национальная специфика литературы
    • 378 § 5. Международные литературные связи
    • 381 § 6. Основные понятия и термины теории литературного процесса
  • 384 Предметный указатель
  • 397 Именной указатель

ВВЕДЕНИЕ 6

Глава I
О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10

§1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11

§ 2. ПРЕКРАСНОЕ 12

§ 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13

§ 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15

§ 5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17

§ 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19

§ 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21

2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 22

§ 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22

§ 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 23

§ 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23

3. Тематика искусства 26

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ТЕМА» 26

§2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 28

§ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 29

§ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33

§ 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 37

§ 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38

§ 5. ИСКУССТВО И ИГРА 41

§ 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45

§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 47

§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47

§ 4. ТРАГИЧЕСКОЕ 49

§ 5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49

6. Назначение искусства 52

§ 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 52

§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 54

§ 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 54

§ 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56

Глава II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 58

1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 58

2. Художественный образ. Образ и знак 58

3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 60

4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 62

5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 64

Б. Литература и синтетические искусства 65

7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 66

Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 68

1. Герменевтика 69

§ 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 69

§ 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 71

§ 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 72

2. Восприятие литературы. Читатель 73

§ 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 75

§ 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 76

§ 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 77

§ 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 78

3. Литературные иерархии и репутации 79

§ 1. «ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 79

§ 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 82

§ 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 86

§ 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 89

§ 5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Глава IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 93

1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 93

§ 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 93

§ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 94

§ 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 97

2. Мир произведения 102

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 102

§ 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 104

§ 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 112

§ 5. ПОРТРЕТ 117

§ 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 120

§ 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 127

§ 8. ВЕЩЬ 131

§9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 135

§ 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 139

§ 11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 140

§ 12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 142

3. Художественная речь. (стилистика) 148

§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 149

§ 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151

§ 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 152

§ 4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 153

§ 5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 155

4. Текст 157

§ 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 157

§ 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 158

§ 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 161

§ 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 162

§ 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 163

§ 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 166

§ 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 170

6. Композиция 171

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 171

§ 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 172

§ 3. МОТИВ 174

§ 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 176

§ 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» 179

§ 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 179

§ 7. МОНТАЖ 181

§ 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 183

7. Принципы рассмотрения литературного произввдения 187

§ 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 187

§ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 188

§ 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 191

Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ 192

1. Роды литературы 192

§ 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ 192

§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ 195

§ 3. ЭПОС 195

§4. ДРАМА 198

§ 5. ЛИРИКА 202

§ 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ 207

2. Жанры 209

§ 1. О ПОНЯТИИ «ЖАНР» 209

§ 2. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ 210

§ 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ 212

§ 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ 218

§ 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ 221

§ 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ 222

§ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ 223

Глава VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 225

1. Генезис литературного творчества 225

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 225

§ 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 226

§ 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 230

2. Литературный процесс 233

§ 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 233

§ 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ 234

§ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX – XX ВВ. 235

§ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ 239

§ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ 239

§ 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 242