Фольклорный фестиваль. Самые яркие российские фестивали народной культуры Фольклорный фестиваль



В конце весны в селе Русское Никольское Республики Татарстан прошел фестиваль русского фольклора Каравон. Давно хотел посетить этот прекрасный ежегодный праздник и вот, наконец, довелось.

// glazelki.livejournal.com


Село Русское Никольское находится в 35 километрах от Казани. Добраться до места проведения фестиваля на машине можно за 20 минут.

// glazelki.livejournal.com


Праздник Каравон зародился в стародавние времена, так что без предыстории тут не обойтись.

До XIV века на месте современного русского села была татарская деревня. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой поголовно полегал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Со второй половины XVI века эту местность начинают заселять русские переселенцы из центральной России. В 1734 году село стали именовать Никольским по имени святого Николая Чудотворца, в честь которого была освящена новая деревянная церковь. Постепенно церковный приход так разросся, что на средства прихожан в 1848 году был построен новый каменный трехпрестольный храм.

// glazelki.livejournal.com


Каждый год 22-ого мая, в День святителя и чудотворца Николая Мирликийского или, как в народе говорили, "на Николу Вешнего", в селе устраивался престольный праздник, куда издалека съезжалась многочисленная родня. Люди собирались не только, чтобы воздать дань своему святому заступнику, но и погулять, повеселиться.

// glazelki.livejournal.com


Гуляли по-русски, 3 дня. Общались, пели песни, женихи выбирали себе невест, а вечером все собирались на зеленой лужайке в центре села и "играли каравон". Так в близлежащих селах уезда называли своеобразный хоровод с определенными песнями. Каждый каравон имел свои три песни, которые исполнялись по три раза три дня подряд. В Никольском - это "Как по морю синему", "При долу-долочке", "Как по речке".

// glazelki.livejournal.com


Именно в таком порядке они и поются по сей день. По старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники встают в хоровод и идут особым, "каравонным" шагом. Песни поются протяжные, как может вначале показаться, даже заунывные. Но они словно что-то пробуждают в душе, заставляя вспомнить давно ушедшее ощущение прошлого. Настолько далекого, что даже и не знаешь, откуда берется этот напев. И тут же осознаешь не только свою принадлежность к этому кругу, но и то, что каждый участник хоровода является уникальным носителем древнего наследия.

// glazelki.livejournal.com


В 1955 году народные праздники в русских селах в целях борьбы с религией были запрещены. Многовековая традиция "играть каравон" на Николу Вешнего была прервана и возобновилась лишь в 1988 году. Уже через 5 лет в Никольское стали приезжать русские фольклорные коллективы из разных регионов. Сельский праздник превратился во всероссийский фестиваль. В 2003 году русский народный праздник Каравон стал государственным в Республике Татарстан. На него, как и на Сабантуй, съезжаются люди разных национальностей со всей страны. В этом году Каравон собрал более 130 фольклорных ансамблей и несколько тысяч зрителей и гостей. Вот как это было.

Автобусы участников.

// glazelki.livejournal.com


Из центра Казани в течении дня курсируют бесплатные автобусы. Для желающих приехать на личном транспорте рядом со въездом в село, прямо в открытом поле, организуется огромная автостоянка.

// glazelki.livejournal.com


Встреча гостей.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Официальное открытие начинается в 10:00, однако уже с раннего утра в селе становится многолюдно.

// glazelki.livejournal.com


Одновременно работают три сценические площадки, на которых практически непрерывно выступают коллективы - участники фестиваля.

Главная сцена.

// glazelki.livejournal.com


Для зрителей устроены крытая трибуна и сидячие места.

// glazelki.livejournal.com


Дополнительные концертные площадки не такие большие и находятся чуть в стороне от главной.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Русские частушки под гармонь в искреннем, народном исполнении, да с музыкальными деревенскими ударениями в словах, - ничего потешней в жизни не слышал.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Детская площадка.

// glazelki.livejournal.com


Детский фольклорный ансамбль "Лапоток", г. Казань.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Девочки в косынках и ярких сарафанах выглядят особенно мило.

// glazelki.livejournal.com


Во время отдыха между выступлениями.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Чувашский народный ансамбль "Салам". Чуваши - прямые потомки волжских булгар, третья по численности народность в Татарстане.

// glazelki.livejournal.com


Два молодца.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Варвара-краса, длинная коса.

// glazelki.livejournal.com


"Каравон" - лишь небольшая часть великой и разнообразной русской культуры. Но какая самобытная и удивительная часть! Находясь здесь ощущаешь себя неотъемлемой частью огромной цивилизации восточных славян.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Коробейники.

// glazelki.livejournal.com


На протяжении всего фестиваля проходит ярмарка народных промыслов "Русское подворье". Здесь представлены, преимущественно, современные ремесленники Татарстана.

// glazelki.livejournal.com


Кузнечного дела мастера.

// glazelki.livejournal.com


Иконы из бисера.

// glazelki.livejournal.com


Изготавливает их Марина Михайловна из села Сокуры Лаишевского района.

// glazelki.livejournal.com


Алексеевская фабрика художественного ткачества. Выпускает яркие льняные и хлопковые изделия ручного узорного ткачества.

// glazelki.livejournal.com


Гости из Волжска. Справа Тамара Анатольевна, мастерица по куклам.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Традиционная русская лыковая кукла ручной работы. Проста в изготовлении, но не лишена эстетики.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Курай - татарский национальный духовой инструмент.

// glazelki.livejournal.com


Курай, изготовленный вручную, стоит от 1000 рублей (260 гривен или 33$).

// glazelki.livejournal.com


Поэтесса Андронова Антонина из Лаишево.

// glazelki.livejournal.com


Бортник Гафур Зарипов из села Малая Елга с продукцией собственного производства. В пасеках у Гафура около 400 ульев.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Детские глиняные поделки. Детская школа искусств №1 города Буинск.

// glazelki.livejournal.com


Харисов Айрат Зуфарович, мастер по изготовлению национального музыкального инструмента "Тальян" - аналога баяна.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Один такой тальян стоит около 30000 рублей (7800 гривен или 970$).

Этот год в России объявлен Годом культуры. А где, как ни на фестивалях народной культуры можно в полной мере насладиться всеми талантами своего народа и посмотреть, послушать и попробовать все, чем богата наша страна? Мы расскажем о лучших из них.

«Легенды Тамани»

В начале сентября в Краснодарском крае, на берегу Азовского моря, стартует фестиваль казачьей культуры. Более двухсот лет назад в этом месте высадились черноморские казаки-переселенцы, прибывшие осваивать благодатные земли Кубани, а сегодня здесь располагается этнографический музей под открытым небом "Атамань", который представляет собой воссозданную казачью станицу конца XIX – начала XX веков. В течение нескольких дней в рамках фестиваля казаки демонстрируют искусство верховой езды, показывают танцевальное мастерство, поют старинные казачьи песни. Незабываемое зрелище – конно-спортивный праздник с джигитовкой и традиционной рубкой лозы. Программа фестиваля включает также фольклорный фестиваль «Зелёное яблоко», сельскохозяйственную выставку, мастер-классы народных промыслов и ремёсел юга России.

«Сибирская масленица»

Каждый год в последний день Масленицы, накануне Великого поста, в селе Сухобузимское Красноярского края проходит Всероссийский фестиваль народной культуры, посвящённый проводам зимы. Организует это яркое праздничное действо Министерство спорта и туризма Красноярского края. Фестиваль славится широкими народными гуляниями, театрализованными представлениями с участием профессиональных актёров и казаков, выставкой-ярмаркой народных ремёсел Сибири. В программе праздника – выступления фольклорных коллективов, интересная концертная программа. Необычные спортивные соревнования и конкурсы – хоккей в валенках, резьба по снегу, катание в санях на собаках, масленичный столб – заинтересуют любителей активного отдыха. Кузнецы и чеканщики на глазах у посетителей изготовят сувениры и монеты с символикой фестиваля. Особое удовольствие – дегустация горячительных напитков из ледяного бара и неповторимое угощение в виде масленичных блинов с разными начинками. Малышам тоже не придётся скучать: на фестивале есть детский городок с несколькими площадками для игр и выступлений творческих коллективов.

Самобытные выступления «Бурановских бабушек» вдохновили правительство Удмуртии на организацию целого фестиваля народной культуры. Первое мероприятие такого рода прошло 29 августа – 4 сентября 2013 года. Его участниками стали аутентичные фольклорные коллективы, этнические вокальные и инструментальные ансамбли. Участвовать в фестивале изъявили желание коллективы из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Непосредственно в селе Бураново проводится «Выль базар» – самобытный удмуртский праздник, а концерт фольклорных коллективов проходит на сцене Государственного русского драматического театра Удмуртии в Ижевске. Гости фестиваля могут принять участие в народном гулянии «Юшман», а в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай» отведать блюда национальной кухни. Любителей подвигаться не оставит равнодушными танцевально-развлекательная программа «Этнопати». Церемонии открытия и закрытия фестиваля проходят в Удмуртском государственном цирке.

П раздник «Алхалалалай»

В нескольких километрах от Петропавловска-Камчатского, в Елизовском районе, в середине сентября проводится национальный праздник "Алхалалалай", который призван сохранить древнюю культуру и обычаи коренных жителей Камчатки - ительменов. Осенний фестиваль "Алхалалалай" - это своего рода камчатский День благодарения. На большой поляне организаторы фестиваля устраивают ярмарку произведений местных мастеров, проводят различные конкурсы и танцевальный марафон, который длится в течение суток.

Во второй декаде июля в городе Волжском Волгоградской области каждый год проходит Международный фестиваль традиционной народной культуры "Русло". На протяжении трёх суток на фестивальных площадках выступают фольклорные коллективы и мастера декоративно-прикладного творчества из Волгоградской области, других регионов России и ближнего зарубежья. В программе фестиваля – концерт казачьей песни, мастер-классы по боевому плясу, ярмарка традиционных народных ремесел Поволжья. Для гостей фестиваля организуются экскурсии по памятным местам Волгограда.

«Сабантуй»

Ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ в Татарстане имеет статус государственного. «Праздник плуга» назначается в последних числах мая или в июне и проходит в Казани и других городах республики. Древний обычай встречи старейшин кочевых племён татар и башкир сегодня превратился в весёлый фестиваль народного творчества. Гости фестиваля могут увидеть состязания всадников, поучаствовать в бою мешками, увидеть национальные танцы в исполнении профессиональных коллективов, попробовать блюда национальной татарской кухни.

Самые интересные праздники на которых можно познакомиться с историей и самобытной культурой народов нашей России. Конечно надо ездить на такие мероприятия. Много нового узнаешь не только о местности, где проходят праздники, но и о том как жили наши предки, их быт, традиции и фольклор.

Место проведения: хутор Кружилинский, Ростовская область. Проводится в первую декаду сентября.

На малой родине великого русского писателя Михаила Шолохова, на казачьем подворье Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова ежегодно проходит литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки». «Толоки» — это когда любую работу делают «всем миром». У каждого, кто примет участие в празднике, будет возможность увидеть увлекательную реконструкцию жизни казачьего хутора конца XIX — начала ХХ веков, испытать радость дружного совместного труда и отдыха, узнать много нового и интересного.
Посмотрев театрализованную композицию «Польска́я каша, или Сватовство в Кружилине», гости узнают, как молодой казак Андрей выбрал себе жену, примут участие в старинном обряде сватовства.
Главные герои праздника и их семьи покажут себя в деле, в крестьянском труде с использованием традиционных на Дону приёмов землепользования. Все желающие смогут подключиться к полевым и другим работам, продемонстрировать мастерство и навыки, которыми некогда славились наши предки, получат уроки гончарного дела, лозоплетения, резьбы по дереву, разных видов женского рукоделия, отведают казачьих разносолов, услышат народные казачьи песни.

«Кружилинские толоки» — это праздник крестьянского труда, праздник яркий, зрелищный, поющий, увлекательный и познавательный. Слово «толоки» — у казаков означало товарищескую помощь в сельских работах, стаpый добpый обычай безвозмездно помогать соседям. Обычно тот, для которого работали, угощал работников, и завершались толоки народным гулянием.

На празднике вы почувствуете атмосферу казачьего быта и встретитесь с героями шолоховских произведений. Здесь можно увидеть, как жили казаки 100 лет назад, и попробовать себя в роли домовитого хозяина, «вписать свою строку» в уникальный Роман под открытым небом. В художественно-этнографической композиции представлена реконструкция старинных казачьих обрядов и демонстрация традиционных приёмов землепользования на Дону. Желающие могут сами пахать землю плугом на быках, веять зерно грохотом, молоть муку жерновами, освоить кузнечное ремесло и искусство лозоплетения, научиться отбивать косу, плести рыбацкую сеть, расписывать деревянные ложки, делать корчажки из глины на гончарном кругу, выжигать узоры по дереву, сбивать масло маслобойкой, вязать крючком и на спицах, прясть на старинной прялке, печь блины и лепить вареники. В народном гулянии принимают участие лучшие фольклорные коллективы.

«Мир Сибири «

Фестиваль проходит в поселке. Шушенское Красноярский край, в июле месяце.

За многолетнюю историю фестиваль превратился в масштабное этническое пространство.В программе фестиваля несколько творческих площадок: Большая фестивальная площадка, Малая фестивальная площадка «Этнотехнопарк», Обрядовая площадка, «Город мастеров», «Этноинтерактив», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», парк семейного отдыха.

« МИР Сибири» – это не только музыка! Это масштабное этническое пространство, на котором каждый зритель может стать действующим лицом фестивальной жизни: знакомство с ремеслами, участие в этнических обрядах и действах, просмотры этнофильмов сразу нескольких кино- и видеофестивалей, народные театральные представления. Арт-проекты актуального искусства, органично вписанные в пространство фестиваля, докажут удивительную близость исконной культуры современному человеку.
Ремесленники и умельцы со всей России и зарубежных стран привозят в Шушенское лучшие образцы своего творчества. Лоскутные одеяла, необычные этнические украшения, редкие виды музыкальных инструментов, аксессуары ручной работы – здесь каждый желающий сможет купить произведение декоративно-прикладного искусства.

На фестивале можно послушать музыку на главной сцене, которая находится на стадионе. Здесь проходят концерты групп из России и зарубежных стран и днем и вечером. Много посетителей привлекает Город мастеров. где можно посмотреть и купить изделия ручной работы из разных материалов: дерева, бисера, кожи, меха и многого другого.Где можно также пройти мастер-классы по бисероплетению, плетению корзинок, шитью игрушек из фетра, плетению браслетов.
Достопримечательности рядом: Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего, государственный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», музей И. Ярыгина, природный парк «Ергаки», национальный парк «Шушенский бор».

Где можно разместиться на время праздника: Архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня», туркомплекс «Турист», база отдыха «Мираж», санаторий «Шушенский».

Самые дешевые билеты из Москвы в Красноярск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

«Кормление духа — хозяина моря»

Этот праздник-обряд кормления Духа-хозяина моря, проводится в июле перед летней путиной в Поронайске — городе Сахалинской области, в заливе Терпения.

Этот город ежегодно гостеприимно встречает представителей коренных малочисленных народов Севера и проводит этот обряд. Обряд проводится на берегу залива Терпения. Построена палео-деревня,воссоздающая быт местных народов, приглашает отведать свежую уху из горбуши полевая кухня, звучит народная музыка. Национальная борьба, прыжки через нарты, дефиле в национальных костюмах, игра на медвежьем бревне, варгане, кухня коренных народов Севера, «ловля оленя» (бросают маут на рога оленя), просто общение — всё это необычно и очень интересно.

Сам обряд «Кормление духа-хозяина моря» проводят уважаемые люди – старейшины из числа коренных народов Севера. Для его проведения специально изготавливают ритуальное блюдо, в него укладывают пищу, приготовленную для задабривания духов.
Суть обряда — старейшины (мужчина и женщина) просят «хозяев» стихий милости во время путины, ведь по народному мировосприятию Человек и Природа является единым целым, и они не могут «бороться» друг с другом. Заручившись поддержкой духов-хозяев с помощью кормления, подношение им человеческой пищи люди осуществляют профессиональные действия.
В программе: игрища, детские и взрослые национальные спортивные игры, выступление национальных творческих коллективов, дегустация блюд национальных кухонь.

На выставке-продаже, проводимой в ходе можно будет купить изделия национального декоративно-прикладного творчества.

Самые дешевые билеты из Москвы в Южно-Сахалинск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров»

Международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров» проходит летом, в июле, в городе Златоусте Челябинской области.

Цель проекта: пропаганда и возрождение исконных уральских народных промыслов: кузнечного ремесла, оружейного дела, гравюры на металле. Девиз мероприятия: мужчина – кузнец семейного счастья, женщина – хранительница очага, дети – яркие и горячие искры семейного очага.

В течение всего времени работы фестиваля посетители смогут посмотреть и научиться художественной ковке, выплавке тигельных сталей, ковке и формовке клинков, изготовлению ножей, ковке дамаска, гравюре на стали и многому другому.

Формат фестиваля — создание города-мечты, города мастеров, где показаны традиционные для Златоуста ремесла и производства. Для гостей — возможность прикоснуться к производственной и культурной деятельности города, узнать историю и традиции города.

Фестиваль русского чая в Меховицах

В июле в селе Меховицы Савинского района Ивановской области проходит Фестиваль русского чая.

Настоящий русский чай из всевозможных трав и мастер-классы по приготовлению чайных сборов, имбирные пряники и ярмарка сладостей, выставка самоваров и даже костромская Снегурочка – радовали гостей на празднике, который традиционно растянулся на все выходные.

Издревле наши предки заваривали кипрей — Иван-чай. Этот напиток имеет множество преимуществ перед черными и зелеными чаями. И за хорошим фиточаем далеко ездить не нужно. Ивановские торговые марки «Чайная трапеза» и «Фито-леди» на протяжении всех выходных делились секретами травяного дела. Есть, чем гордиться ивановской земле! Ведь главная цель фестиваля — сохранение национальных традиций.

Для тех, кто приехал отдохнуть на празднике есть много развлечений. Одно из них — русские карусели без автоматики, ведь механизм приводится в действие своими руками. Для барышень умеющих петь, плясать, готовить и шить. проходит конкурс «Красавица фестиваля». Десятки сильных мужчин разных возрастов поучаствовали в силовом турнире от секции гиревого спорта города Иваново. Это исконно русский спорт, показывающий удаль молодецкую. В конкурсе частушек и гармонистов победителей назвало народное жюри. Здесь можно было поучаствовать в конкурсе на скоростное поедание торта «Медовик», да и просто отведать гречневую кашу из полевой кухни.

Много здесь развлечений для детей, основанных исключительно на фольклоре и странных русских традициях. Например, викторина на знание старославянских слов и имен, обучающая игра «Секреты трав».
Гости праздника могут не только приобрести готовые с увениры на чайную тему, но и сделать их собственными руками. На празднике работает мастер-класс по изготовлению бумажных открыток на чайную тему; из соленого теста желающие могут сделать мини-чашечки, а в технике лаковой миниатюры Палеха – брошку с самоваром. Также работают мастер-классы по изготовлению цветов из фоамирана, «чайного тюльпана», лозоплетению.

«Атмановские кулачки»

«Атмановские кулАчки» – это аутентичные традиционные игры русского народа, проходящие ежегодно в августе месяце, в месте их исконного бытования: в селе Атманов Угол, Сосновского района, Тамбовской области на престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы.

Ядром праздника, как и раньше, являются большие кулАчки (кулачный бой стенка-на-стенку), проходящие по народным правилам, и курагодное гулянье боярское колесо, в рамках которого проходят состязания гармонистов, плясунов и плясуний и прибасников и прибасниц (исполнителей частушек). Помимо этого в программу игр включены соревнования в дисциплинах русского этноспорта и состязания в исконных забавах.

«Атмановские кулАчки» стали исторической основой для возрождения цикла игр русского народа. Сегодня, в рамах проекта «Русские игры», возрождены и регулярно проводятся традиционные игры на Святки, на Масленицу, на Красную горку, на Троицу и др.

Из истории села Атманов Угол.

Село Атманов Угол основано в 1648 году на реке Челновой, выходцами из шацких сёл Алгамасово и Берёзово, во главе с Саввой Отмановым. Позднее за ватагой удальцов двинулась основная масса переселенцев. Переселенцы принесли с собой древнюю систему военно-физического воспитания и контроля уровня боевой подготовки населения, сложившуюся у русских в глубокой древности. В её основе — коллективные кулачные бои, характеризующиеся общинным характером демонстрации силы и удали, объединением мужчин на военизированной основе, возрастной иерархией и определенной ролью каждой возрастной группы в боевой игре, строгими правилами поведения бойцов, символичностью битвы.

Традиционные игры – этнокультурные традиции публичных состязаний – исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам; как правило, устраиваются в местах, связанных с историей и культурой коренных народов; они формируют телесное и духовное выражение адаптации человека к природной и историко-культурной среде. Понятие «традиционные игры» широко используется в мире и включает в себя многообразие традиционных видов физической активности.

«Атмановские кулачки» — это праздник, благодаря которому возрождаются народные традиции. Сегодня старинные правила боя в селе Атманов Угол соблюдаются неукоснительно, ведь смысл праздника как раз в том, чтобы реконструировать этнокультурную среду, тот сценарий престольного праздника, который сложился исторически

Как видим — есть большое разнообразие праздников, проводимых в России. И это еще не все…

В Билибинском районе есть традиция: в конце апреля, пока зимники ещё держатся, жители всех посёлков съезжаются в село Кепереевм на фольклорный фестиваль "Возрождение". По счастливой случайности на этот праздник попал и я.

Главная миссия праздника - возрождение традиций коренных народов, проживающих на территории Билибинского района. Отсюда, собственно и само название фестиваля.

2.

Может показаться странным, но русские являются чуть ли не самыми коренными жителями на территории современного Билибинского района. Изначально, восточное Приколымье населяли юкагирские племена. Жили охотой, рыбалкой, а также держали небольшие стада северных оленей. Русские в этих местах появились в середине XVII века, основали в низовьях Колымы несколько острогов, важнейшим из которых был Нижнеколымский. В это же время русские впервые сталкиваются с чукчами, основное место обитания которых была территория к востоку от Чаунской губы. Чтобы не увязнуть в истории взаимоотношений народов, отмечу, что к началу XVIII века юкагиры откочёвывают на территорию современной Магаданской области и Якутии. К концу столетия, которое прошло в военных столкновениях, чукотские племена перешли от мелкотабунного оленеводства и охоты на дикого северного оленя к крупнотабунному оленеводству. Отпала необходимость в военных походах на коряков, зато возникла необходимость в новых пастбищах, а также товарах. Начался период относительно мирного сосуществования и ярмарочной торговли.

Торговля - лучший дипломат и "голубь мира". На реке Малый Анюй возникает ярмарка, которая по месту её проведения получает название Островнинской или Анюйской ярмарки. В конце XVIII века несколько чукотских родов, по высшему соизволению императрицы Екатерины II, получают право на земли по рекам Малый и Большой Анюи (что примечательно, что эти земли, до этого периода, чукчи считали чужими и признавали их русскими, поэтому испрашивали разрешение на заселение). В XIX веке с юга и запада на территорию Билибинского района приходят эвены или, как их в то время называли русские, ламуты. Таким образом, с XIX века на западной Чукотке возникает синтез трёх культур русской, чукотской и эвенской.

В культуре, как и в биологии главенствует принцип - выживает сильнейший. Как бы это не звучало неполиткорректно, но существуют сильные культуры и культуры слабые, которые в конечном итоге ассимилируются. В отличии от восточной Чукотки, безлесых тундровых территорий, которые были чужды хозяйственно-экономической жизнедеятельности русского этноса, западная Чукотка - зона лесотундры и тайги, для русских, если можно так выразиться, была исконным местом обитания (русская культура - лесная культура). Поэтому при минимальной численности населения, русская культура оказывала максимально большое влияние на культуру соседей. В первую очередь, на эвенскую культуру, с которыми у русских сложились более длительные исторические связи. Образчиков русского влияния на эвенскую культуру множество, взять к примеру приветствие: "дорова" от русского "здорова". Но самое интересное, что эвенская культура, в свою очередь, в значительной степени повлияла на чукотскую культуру, при том, что численно чукчи, с начала XIX по середину ХХ века, существенно превосходили другие этносы проживающие на территории современного Билибинского района.

Традиционный уклад в жизни населения кардинально изменился в середине прошлого века, когда началось промышленное освоение Билибинского района. Это было время не только слома традиционного уклада жизни, но и расцвета национального творчества. Создавались фольклорные коллективы, проводились различные фестивали и праздники, издавалась литература на национальных языках.

В 1990-е всё пришло в упадок. А в нулевых началось "Возраждение".

3. Праздничная площадка

4.

5. Очистка площадки перед праздником

На праздник приехали делегации из всех сёл Билибинского района (Омолон, Анюйск, Островное, Кепервеем, Илирней) и самого города Билибино. Конкурсные программы проходили в устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, песенном и танцевальном жанре, а также в самом ожидаемом, кулинарном конкурсе. Фестиваль длился два дня, но самым массовым и зрелищным был второй день, воскресенье 22 апреля.

6. Летняя палатка оленеводов. В зимний период ставят меховую палатку

7. Декоративно-прикладное искусство. Преобладают эвенские мотивы


8.

С 8 утра хозяйки разожгли костры и начали готовить угощения. Впрочем, большая часть угощений была приготовлена накануне, сейчас же нужно было отварить мясо и нарезать рыбу. Апрель в Билибино чудесен: ночью заморозки, днём припекает до плюсовых температур, ветра практически нет - благодать. Потянуло дымком, захотелось мяса. В подготовке к празднику участвуют преимущественно женщины и девушки, мужчин всего несколько человек. Ближе к 11 часам работники культуры установили пневмокуклы и музыкальную аппаратуру, зазвучала бодрая музыка. Ощущение праздника усиливалось. Возле сельмага припарковался "УАЗик", мужчины достали мангалы. Это выездная торговля из Билибино.

Занимайте очередь на шашлыки, - говорит мне мужчина. И действительно, в разгар праздника очередь возле шашлыков была внушительной.

9. Билибинская выездная торговля

Ближе к 12 дня подъехали автобусы с гостями из Билибино и праздник начался. В общем и целом фольклорные праздники на Чукотке проходят одинаково, в основе - выступления фольклорных коллективов. А вот сами коллективы в Билибинском районе и сценические программы заметно отличаются от выступлений их коллег в центральной и восточной Чукотке. Охарактеризовать выступления фольклорных коллективов Билибинского района можно одним словом - синкретизм. Вместо привычных традиционных мелодий и напевов, девочки (юношей в коллективах не было) исполняли традиционную хореографию под современную музыку. Причём этот тренд прослеживался в выступлении всех коллективов. Получилось очень органично и свежо.

10. Выступление фольклорных коллективов


11. Зрители

12. Кепервеемская библиотека организовала "Красную ярангу"

13. Детские конкурсы. "Рыбка на магнитике"

14. Луково-арбалетный тир. Пять стрел - 100 рублей

15. Перетягивание палки. "Начинаем тянуть, когда я скажу го, - говорит судья - Ради, стади, го!"

16.

17. Самая активная зрительница. Бабушка танцевала возле сцены практически весь праздник

Вторым центром притяжения стали "обжорные" столы.

Уже можно пробовать? - спрашивает хозяйку одна из гостей праздника.
- Нет ещё, комиссия не попробовала.

Вскоре комиссия совершила обход и дегустацию, и народ дружно облепил столы с угощениями. Если где и умеют готовить....даже не так, понятие национальная кухня, именно как КУХНЯ, на Чукотке существует только в Билибинском районе. Если на других праздниках, конкурс "Лучшая хозяйка" представлен 5-10 блюдами, то здесь доходило до 40-50 блюд! Варенье из шишек лиственницы я не успел попробовать, а вот из липестков шиповника попробовал. Вкуснотища. У омолонской хозяйки Лины Ильиничны угостился глухарём. Прекраснейшая дичь, тем более, что ел глухаря впервые. Отрадный факт - присутствовала не только сервировка, но и названия блюд. Единственный момент, который портил визуальную картину - пластиковые тарелки, в деревянной посуде угощения смотрелись бы более аутентичней и аппетитней.

18. Конкурсантки на звание "Лучшая хозяйка"


19.

20. Лина Ильинична из Омолона

21. В конце праздника всех зрителей пригласили на общий танец. В отличие от центральной и восточной Чукотки, где общий танец - это когда все люди танцуют вместе, но индивидуально, на западной Чукотке - это хоровод (круговой танец, как его назвали на празднике).

Потенциал у праздника большой. Порадовало, что участие в фестивале принимают все сёла района. Не везде в полной мере сохранились традиции, но каждое село удивляет и радует по своему. Подобного районного фестиваля нет ни в одном другом районе на Чукотке. Несколько хромает организация мероприятия - это то направление над которым нужно работать, чтобы праздник стал событием окружного масштаба. Было несколько досадных промахов, которые нуждаются в корректировке в будущем: сцену нужно установить на противоположной стороне площади, потому что ровно в полдень солнце находится как раз за ней и артисты выступают в контровом свете; машина с аппаратурой должна стоять дальше от сцены, чтобы не портить картинку; праздничную площадку нужно чистить не в день праздника, а хотя бы за неделю, чтобы не было луж и грязи, когда припекает солнце и автобусы, они должны курсировать чаще, а их количество должно быть больше (пусть даже и за деньги).

Праздник русского фольклора «Каравон»: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Праздник русского фольклора «Каравон» в 2019 году.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Каравон» - фестиваль русского фольклора, который проводится в Татарстане ежегодно с 1993 г., а с 2003 г. считается государственным праздником по указу Президента Республики. Место проведения фестиваля каждый год одно и то же - село Русское Никольское Лаишевского района. В мае на праздник в это небольшое село в 35 км от Казани съезжаются ценители фольклора со всей республики и соседних регионов.

«Каравон» в переводе со старославянского означает «хоровод». А сам этот танец - «ходьба по солнцу каравонным шагом»: нужно взять соседа за мизинец идти по кругу под старинные народные песни.

Этому празднику более трех веков. Изначально он был приурочен ко дню Николая Чудотворца, который отмечали сразу после сева урожая. Май всегда был богатым на события и праздники месяцем: после долгой зимы с приходом тепла гуляли долгожданные свадьбы, навещали родственников и просили у Николы Вешнего щедрого урожая. Сегодня эти традиции живы лишь частично: весны для свадьбы ждать необязательно, но старинные пляски и песни по-прежнему популярны. На фестивале выступают фольклорные коллективы, работает «Город Мастеров», где можно научиться плести из лыка или лепить из глины и пр. Обязательно будут хороводы, забавы, игры и угощение, а при желании можно нарядиться в старинный национальный костюм.

Практическая информация

Как добраться: для гостей праздника организуются бесплатные автобусы из Казани из разных точек: от «Корстона», театра им. Камала, станции метро «Проспект Победы», эти же автобусы привозят всех желающих обратно.

Время проведения: ежегодно в мае.