Евстигнеева сказкотерапия. Основы сказкотерапии. Программы: Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей


Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Мужские сказки

ТАЙНЫЙ ШИФР

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2009

ББК 88.5 3-63

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

3-63 Мужские сказки: тайный шифр. - СПб.: Речь, 2009. - 334 с.

ISBN 978-5-9268-0819-7

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её за­дача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глу­боко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.

Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоция­ми, мыслями и знаниями , которые будут расшифрованы в этой книге.

Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и про­фессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...

ISBN 978-5-9268-0819-7

© Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009

Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9

И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10

Основания для выделения мужских архетипов и архетипических

сюжетов...............................................................................................24

Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие

события..............................................................................................28

Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61

Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81

Архетип Воина...................................................................................89

Архетип Монарха..............................................................................127

Архетип Крестьянина.......................................................................153

Архетип Купца...............................................................................................179

Архетип Философа.........................................................................................200

Архетип Монаха.............................................................................................225

Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237

Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249

Сюжет первый - «Отчий дом»....................................................................255

Сюжет второй - «Дорога к мастерству»....................................................276

Сюжет третий - «Спаситель».....................................................................291

Сюжет четвертый - «Скрытые враги».......................................................299

Сюжет пятый - «Любовь»...........................................................................306

Сюжет шестой - «Вечное возвращение»...................................................323

Сюжет седьмой - «Мужское братство».....................................................327

Послесловие....................................................................................................332
От автора

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр ска­зок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали доволь­но большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал.

На самом деле, писать о мужских сказках мне, как жен­щине, очень непросто и ответственно. Это так, даже не­смотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного тре­пета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология...

Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пой­дет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпе­ливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои муж­ских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой муж­ской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире.

Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бы­вает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщи­ны помогает ей выживать и реализовывать себя в соци­альном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или геро­иню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказоч­ные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже со­всем другой вопрос.

Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъек­тивного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача - более тонко и глубоко иссле­довать особенности мужского принципа внутри челове­ка - и мужчины, и женщины.

Мужской принцип несет в себе огромную энергию ак­тивности, как созидательной, так и разрушительной. Бла­годаря его действию, происходят реальные преобразова­ния чего угодно. Управлять этой энергией не всегда про­сто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-до­роги героев часто так запутаны!

Но мы же с вами - исследователи! Попробуем разо­браться. Правда, при этом будем с вами скромны, пони­мая, что нам откроется лишь некая малая часть информа­ции, зашифрованной в сказках...

Часть первая.

Два ключа к шифру мужских сказок
И вновь несколько слов о сказкотерапии

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждо­му еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей - и специалистов, и просто интересующихся - вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия - это лечение сказками. Для других - прием коррекционной работы, для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия - одно из самых молодых на­правлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать-двадцать лет - срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу по­явились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то зани­мать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так го­ворить не совсем корректно. Главное, через истории пере­давали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, - замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки.

Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия - это один из ме­тодов развития самосознания и эмоционального интел­лекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидак­тично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов и символов, органичный бессознательному чело­века. С четвертой стороны, сказкотерапия - это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология - это наука о душе).

Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отече­ственной психологии как-то сама собой появилась тради­ция негласно, неофициально выделять московскую и пи­терскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотера­пии?!

Передав низкий поклон творцу и хранителю москов­ской школы сказкотерапии - Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©.

Комплексная Сказкотерапия © - это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, кото­рую вы держите в руках. Методологическая база склады­валась постепенно. И на ее основании можно дать сего­дняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © - это система представ­лений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.

Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.

Архетип - это базовая матрица, «первичный обра­зец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а дей­ствие архетипов остается неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоции­руется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фак­тически, получили «санкционированный доступ» к кладо­вым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный обра­зец», у разных мыслителей наполнялся различным содер­жанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме при­родный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чув­ствительный к , счи­тал их врожденными психическими структурами, опре­деляющими эстетическое отношение человека к миру.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сра­зу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не ме­няется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архи­тектуре и одежде, возникновение новых профессий и уп­разднение старых, изменение стилистики речевых оборо­тов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Од­нако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы быто­вых и внутриличностных проблем остаются неизменны­ми. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригиналь­нейший ракурс действительности. Так рождаются новые

тенденции, течения в искусстве и политике. Современни­ки ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декора­ции». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию завет­ной мечты многих людей - мечты о стабильности.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов.

Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие мета­форические форматы - это хранители архетипов. Анали­зируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий меха­низм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индиви­дуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним зако­ном определенного архетипа.

В нашей жизни действие архети­пов разворачивается во времени, по­этому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последова­тельность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точ­нее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа дей­ствий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам пред­стоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохожде­ния. Затем изначальная цель путешествия будет подвер­гнута коррекции и конкретизации , также будет разрабо­тан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Ког­да мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предатель­ством ближних и получить время на переосмысление соб­ственного пути. Таковы закономерности действия архети­па Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действи­ем архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действи­ем «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать зако­ны действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет че­ловеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и со­циального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и ис­следования мира, наконец.

Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержа­щий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предвари­тельно прочитав на крышке инструкцию по эксплуата­ции. Архетипы - это активные системы, обеспечи­вающие поддержание Жизни. Они действуют независи­мо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут от­корректировать те деструкции, которые вносит в Мир че­ловек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на пе­реживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.

В Комплексной Сказкотерапии © разработана соб­ственная классификация архетипов и архетипических

ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ О СЕБЕ?

Весенней порой родилась в Ленинграде. Еще в школьные годы интерес к психологии выразился в исследовании «Влияние классической музыки на психическую сферу человека». Сейчас называть эту работу «исследованием» мне немного странно, однако для моей мамы первая проба научного пера является предметом особой гордости. Собственно, с ее слов я и знаю об этом малопримечательном событии… Дальше, вместо Консерватории я закончила факультет психологии Ленинградского Государственного Университета, где застала в добром здравии удивительных преподавателей «старой гвардии». Собственно, о себе я постоянно говорю и в книгах, и в лекциях, и на консультациях (хотя мои клиенты полагают, что я рассказываю о них самих) поэтому, наверное, это единственно новое, что можно добавить к уже сказанному…

Как я пришла к созданию метода?

Все происходило естественно. Очень сложно выделить этот путь из общего жизненного пути. В детстве мы с папой часто сочиняли разные истории, и я очень много читала. Соединении этой тяги с музыкой привело меня к психологии. Сориентировавшись в текущем положении дел, я стала искать способ наиболее действенной практической помощи людям. Те методы, что имелись, не устраивали меня вполне. Один казался мне слишком жестким, другой – слишком «мужским», третий – пригодным лишь для психиатрии, четвертый… Словом, мне, как «разборчивой невесте» было трудно угодить. Позже я поняла, что в силу особенностей характера, мне просто сложно говорить с чужих слов. И стало ясным, что придется идти более трудным путем поиска СВОЕГО МЕТОДА.

В притчах я нашла особую стилистику общения с человеком. А когда жизненного опыта стало больше, старые сказки, и авторские истории стали открываться для меня иначе. Как говорится в сказках, «не только по-писанному, но и по-неписанному». Я видела в характерах героев и коллизиях их судеб отражение закономерностей, существующих рядом с нами, в нашей жизни. Постепенно стала очевидной давно известная истина – что сказки это «шифровки». В сказках зашифровано множество важных ответов, за которыми обычно люди обращаются к психологу, близкому другу или духовнику. Также открылось и практически подтвердилось, что если «упаковать» в сказку любое психологическое упражнение, оно станет работать значительно глубже, тоньше, и сможет привести к немалым переменам внутри человека. А потом и в его жизни. Сказки и истории человеческих судеб постоянно открывали мне новые пути и грани будущего Метода. Сначала он складывался как набор возможностей работы со сказками. Потом открылись и более глубинные закономерности, получившие имена «архетипов» и «архетипических сюжетов». Но об этом уже другая история…

Что я могу теперь сказать людям?

Дорогие друзья, не думайте, что сказки – это детская забава. Они – для зрелых и внимательных сердец. Если задаться целью научиться читать сказки не только по-писанному, но и по «неписанному», откроются кладовые жизненных закономерностей. А они, в свою очередь, уберут многие пустые неурядицы из жизни. Оставят только те трудности, которые необходимы нам для развития.

Дорогие друзья, описывайте свою жизнь как сказку! И вы увидите ее ценность и уникальность. Каждое жизненное приключение найдет свое место в повествовании и откроет вам свое истинное назначение в вашей жизни. Зашифровывайте в сказки золотые зерна вашего жизненного опыта. Ведь именно они оплачены вами по самой высокой цене. Относитесь бережно к отношениям с близкими и далекими людьми. Старайтесь постичь индивидуальную природу каждого прежде, чем разочароваться, обидеться или осудить. Боритесь с унынием и пустыми сомнениями, страхами и обидами, - ибо именно они являются вашими истинными врагами, засевшими внутри. Смело описывайте свое будущее с добром и надеждой в красивых сказках, и увидите, как начнет меняться ваша жизнь.

Самый интересный вопрос, который мне задавали.

Мне нравятся вопросы, которые ставят под сомнение основные положения моего Метода. Такие вопросы дают мне возможность взглянуть на него чужими глазами, выйти из него и посмотреть со стороны. Ведь даже если ты живешь во дворце и поддерживаешь в нем порядок, это не означает, что само здание не подвергается воздействию внешнего мира, и не нуждается в поддерживающем ремонте снаружи! Вот такие «каверзные» вопросы помогают начинать «наружные работы» в здании Метода. А бывает, что задают вопрос в самую суть, и отвечая на него, удается углубить Метод. Ведь он – живой. Он не стоит на месте, постоянно обновляется. Но самые ценные вопросы – что идут от сердца. И я благодарна людям за них.

Кто может стать моим учеником?

Прежде всего, человек искренний. Не желающий жить «в-пол-житья-в –пол-бытья». Желающий узнавать себя, любящий своих близких. У меня можно учиться только в том случае, если наши ценности совпадают. Неверующим в Бога людям учиться у меня будет крайне сложно, просто невозможно. Учиться у меня трудно. Плотность информации высокая. За пару часов мы можем освоить такой объем информации, на который обычно уходит несколько дней или даже месяцев. Это свойства сказки – она многоуровневая, многоаспектная. «Плосткостным мышлением» ее не постичь, приходится «включать» «Объемное мышление». И поначалу, когда оно только еще начинает работать, многим кажется, что «голова распухает». А потом все становится на свои места. Но первое время трудно. Хотя, и в любом деле так.

Обучение у меня всегда сопряжено с терапевтической работой. Она запускается сама по себе. Как уборщики в пустом вечернем здании. Они не влияют на основную работу учреждения, но поддерживают его в чистоте. Их не видит основной персонал – но без их труда, учреждение бы «заросло грязью» и не смогло бы качественно работать.

Словом, учиться у меня непросто. Но многие утверждают, что полезно и интересно. Я с ними согласна!

Кто может стать моим клиентом?

Человек, прочитавший хотя бы пару моих книг и доверяющий моему слову. Чем лучше человек знаком со мною и с Методом, тем быстрее мы сможем перейти непосредственно к качественной психологической помощи. Также важно, чтобы человек был верующим.

Мои пожелания посетителям сайта?

Многие полагают, что жить с открытым сердцем небезопасно. Но жить с прикрытым сердцем – значит, жить «с ленцой», в пол-силы и с тщеславными амбициями. От такой позиции в жизнь приходят множество недовольств и неудовлетворенностей. Зачем?! Открывайте свое сердце постепенно, изучайте себя, людей, окружающий мир. Ищите людей, близких вам по духу, а найдя, берегите отношения с ними. Старайтесь, когда берете что-то полезное, благодарить от сердца. Пишите добрые сказки и дарите их людям.

Несколько слов об этой книге

Дорогие друзья!

В каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает Фантазией. Именно фантазия и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным. «Таким, как в сказке», - можете сказать вы, и будете правы. Ведь сказки не только развивают воображение, но и дисциплинируют его. Недаром говорят, что признак настоящей сказки – хороший конец. Так и с нашим образом будущего – он обязательно должен быть положительным. Ведь он – наша жизненная программа.

В каждом из нас немало жизненных программ, заложенных не нами, а другими людьми, встреченными нами на жизненном пути. Это родители, педагоги, друзья, герои книг и кинофильмов. Представляете, сколько в нашем внутреннем мире сказочных сюжетов?! И какой же из них НАШ СОБСТВЕННЫЙ?

Во всех этих хитросплетениях старается разобраться сказкотерапевт. И особенно это касается нас, взрослых. Поэтому мы утверждаем: сказкотерапия – это «взрослый метод»!

Чтобы разбираться с хитросплетениями судеб и внутренних процессов взрослых, помогать развивать таланты детям, поддерживать подростков, - сказкотерапевту нужны основания. Эти ОСНОВАНИЯ, или основы сказкотерапии, изложены здесь, в книге, которую вы держите в руках.

Некоторая часть материалов этой книги уже видела свет в издании «Практикум по креативной терапии». К сожалению, эта книга больше не будет переиздана, поэтому было принято решение о сохранении ее материалов в других изданиях.

Надеюсь, что «Основы сказкотерапии» помогут вам разобраться в существе нашего метода и стать добрым сказочником по отношению к себе и своим близким.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева,

доктор психологии,

директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии

Раздел 1 Введение в сказкотерапию Сказкотерапия сегодня

«Сказкотерапия» – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной Школы, 15-20 лет срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. И если они были интересны, возможно, никому не приходило в голову дознаваться, правдивы они, или нет.

Интересно, что сегодня «сказками» называют невероятные истории, которые не могли произойти в реальности. Но вот вопрос: в какой именно реальности они не могли произойти?

Вам кажется странной подобная постановка вопроса? Между тем, даже в сказках различают, два вида реальности – Мир Яви и Мир Нави. Другими словами, миры социальной и тонкой реальности. В волшебных историях герой из социальной реальности перемещается в тонкую, где и происходят основные приключения. В конце сказки герой возвращается обратно в социальную реальность, Мир Яви. Но теперь он другой – опыт путешествия по тонкой реальности Мира Нави изменил существенно его.

Поэтому происходящее в сказках реально. Но не столько для мира социальных отношений, сколько для мира внутреннего, мира нашей души. В этом контексте важно помнить, что психология – это наука о душе. И о том, что происходит в душе человека как раз и повествуют многие волшебные сказки и легенды. Потому изучение тонкой, психической душевной природы человека возможно благодаря изучению сказок, легенд, мифов, притч.

Символично, что родина сказкотерапии, как Школы – это Санкт-Петербург. Другими словами, сказкотерапия – это одно из немногих направлений практической психологии, оформившееся на российской земле.

Однако сказкотерапевтам непросто бывает выделить себя среди других психологических школ, ведь сегодня, пожалуй, мало осталось психологов и педагогов, представителей творческих профессий, которые бы не использовали в своей работе сказочную форму. Поэтому чтобы понять, что такое сказкотерапия, необходимо выделить этапы ее становления, как направления практической психологии.

Интересной особенностью сказкотерапии является то, что ни один из трех этапов, благодаря которым сформировалась ее концепция, не закончился. Все три предшествующих этапа, являясь сами по себе важнейшими процессами, продолжаются по сей день.

Мы выделяем три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии, как направления, как Школы.

    Этап спонтанного сложения и передачи историй . С древних времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные сказки и авторские, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки, - жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа. Мы прекрасно знаем их имена. И среди них имя Ганса Христиана Андерсена. Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной и духовной посредством увлекательной истории.

    Этап научного осмысления метафорического материала . Начиная с 19 века в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материалы. С оформлением теории психоанализа наши коллеги стали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг первым из наших профессиональных предшественников высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга современные сказкотерапевты имеют идею о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков. Научное осмысление метафорического материала продолжается по сей день. Многие ученые не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, к примеру, тот факт, что во многих космогонических мифах зашифрованы знания о возникновении Вселенной. Однако расшифровать мы их сможем, лишь в далеком будущем, когда наука сделает еще несколько рывков вперед. В сказках содержится богатейший материал для историков, этнографов, филологов, культурологов, физиков, биологов, врачей. Материал, который требует расшифровки и осмысления. Материал, который требует, чтобы с ним работало Пробужденное Сознание. Ибо важнейшая информация о Жизни во всех ее проявлениях – биологическом, социальном, духовном, - скрыта от варварского сознания в простых сказочных историях.

    Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. Мы называем этот этап «психотехническим». Действительно, «упаковка» инструкции психологического задания в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания. Иногда достаточно сказать: «Возьмите в руки волшебную палочку!», как вокруг человека создается иная реальность, в которой он ощущает себя творцом. Благодаря тому, что сказку, метафору можно использовать как технику, у сказкотерапевтов не возникает конфликта ни с одной современной психологической Школой. Метафора объединяет всех.

Вобрав в себя основные тенденции этих трех этапов, в 90-е годы теперь уже прошлого столетия оформляется концепция Комплексной Сказкотерапии. Здесь необходимо назвать имена Андрея Гнездилова, Владимира Проппа, Елены Романовой, Юрия Тележко, Галины Николаевой, Елены Петровой, Татьяны Грабенко, Игоря Вачкова. Благодаря этим и многим другим замечательным людям, подвижникам, постепенно оформляется концепция Комплексной сказкотерапии, вбирающая в себя гуманистические идеи развития психологов, педагогов, философов древности и нового времени.

Для сказкотерапевтов «сказкотерапия» – это, прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология – это наука о душе. Потому, сказкотерапия – это воспитательная система. При этом «воспитание» понимается как «в Ось питание», питание Оси, жизненного стержня человека; развитие его самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно назвать «учением об общечеловеческих ценностях».

Сказкотерапия – это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапевт подбирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим языком психологических терминов. Ее можно описать только языком Сказки.

У каждого сказкотерапевта свой талант. Одни пользуются сказками, легендами, мифами, притчами, пересказанными, придуманными другими. И недостатка в «инструментах» психологической и педагогической работы у них просто не бывает.

Другие обладают даром сочинения, создания новых историй. Даром переводить социальную действительность в тонкую реальность внутренних переживаний. Таким даром обладал Ганс Христиан Андерсен. В основе этого дара уникальная работа механизма интроекции: процесс переведения внешних впечатлений во внутренние образы, переживания, сопровождается появлением ярких метафор и сюжетных комбинаций. Таким образом, не всегда яркая, красивая внешняя действительность трансформируется в красочную и увлекательную действительность внутреннюю. И внутреннее переживание жизни становится самым настоящим Приключением. Приключением, в котором нет места скуке, а возникающие проблемы воспринимаются как трудности Пути, испытания на стойкость и возможность проявить себя в неожиданном качестве.

Таков взгляд сказочника, таков взгляд сказкотерапевта. А сказка – язык, посредник для того чтобы мы могли говорить друг с другом на тонкие темы, созвучные нашей душе. Язык, на котором иногда сказкотерапевт уговаривает душу человека пробудиться ото сна, навеянного социальными иллюзиями и эгоистичными ожиданиями.

Сказку нередко гонят от себя, но, отогнав, создают новые сказочные истории. Примерами «новых сказок» являются современные сериалы, многие кинофильмы, мультфильмы, женские романы и детективы.

Этот процесс не является приметой только нашего времени. Так было всегда. Восприятие человека меняется, появляются новые сказочные образы, места действий, но базовый конфликт и механизм развития сюжета остаются и многократно повторяются в жизни отдельного человека, а также этнических и социальных групп. Об этом знали сказочники. Знал об этом и Вильгельм Гауф. Поэтому предварил сборник своих сказок таким предисловием.

Вильгельм Гауф

Сказка под видом Альманаха

В далекой прекрасной стране, о которой гласит предание, будто в ее вечнозеленых садах никогда не заходит солнце, царст­ вовала, с незапамятных времен и до наших дней, королева Фан­ тазия. Щедрой рукой наделяла она с давних пор своих подданных всяческими благами и была любима и почитаема всеми, кто ее знал. Но королева обладала слишком любвеобильным сердцем., чтобы довольствоваться благодеяниями у себя в стране; она сама, в царственной красе своей вечной молодости и прелести, слетела на землю, ибо она слышала, что там обитают люди, которые про­ водят жизнь в суровой печали, среди забот и трудов. Им принесла она прекраснейшие дары из своего царства, и с тех пор, как пре­ красная королева прошла по земным долам, люди стали радост­ ней за работой, беззаботней в своей печали.

Своих детей, не менее прекрасных и приветливых, чем сама царственная мать, она тоже послала на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвра­ тилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна, мало того, ей даже показалось, будто у той заплаканы глаза.

    Что с тобой, душенька Сказка,- обратилась к ней коро лева,- отчего со времени путешествия на землю ты так печальна и грустна? Доверься своей матери, скажи, что с тобой?

    Ах, милая мама! - отвечала Сказка.- Конечно, я не ста­ ла бы так долго молчать, если бы не знала, что эта печаль так же и твоя.

- Нужды нет, говори, дочь моя,- сказала прекрасная ко­ ролева,- горе - это тяжесть, которая не под силу одному и с ко­ торой легко справиться вдвоем.

    Ну так слушай же,- отвечала Сказка,- ты знаешь, как охотно я провожу время среди людей, с какой радостью присаживаюсь я у хижины бедняка, чтобы после работы поболтать с ним часок; люди обычно очень радостно приветствовали меня, когда я приходила, и, весело улыбаясь, глядели мне вслед, когда я шла дальше; но в последний раз все было по-иному!

    Бедная Сказка! - сказала королева и погладила ее по мокрой от слез щеке.- Но, может быть, тебе так только показа­лось?

- Верь мне, я не заблуждаюсь,- возразила Сказка,- они меня разлюбили. Повсюду, куда я прихожу, меня встречают хо лодные взгляды; нигде мне не радуются; даже дети, которые меня ведь всегда любили, смеются надо мной и, с серьезным не по ле там видом, отворачиваются от меня.

Королева склонила голову на руку и умолкла в задумчи­ вости.

    Но чем же объяснить, Сказка,- спросила королева,- что люди там, на земле, так изменились?

    Видишь ли, они расставили повсюду мудрых сторожей, ко торые зорко следят за всем, что появляется из твоего царства, о королева Фантазия! И если тот, кто приходит, им не по душе, они поднимают громкий крик и убивают его или так порочат его перед людьми, которые верят им на слово, что у тех не остается уже ни любви, ни искорки доверия. Ах! Хорошо моим братьям, снам; не обращая никакого внимания на тех мудрецов, весело и легко слетают они на землю к спящим людям и навевают им все, что ра дует сердце и веселит взор.

    Твои братья - ветрогоны,- сказала королева,- и тебе, любимица моя, нечего им завидовать. А сторожей тех я знаю хо рошо; люди вовсе не так уже не правы, поставив их; не один бой­ кий проходимец делал вид, будто прямым путем явился из моего царства, а на самом деле он разве что заглянул к нам с какой- нибудь горы.

    Но почему же они наказывают за это меня, твою настоя­ щую дочь? - плакала Сказка.- Ах, если бы ты знала, как они со мной поступили! Они обозвали меня старой девой и пригрозили в следующий раз совсем не впустить меня.

    Как! Не впустить мою дочь? - воскликнула королева, и гнев залил краской ее щеки.- Однако мне ясно, откуда это исхо­ дит: нас оклеветала злая тетка!

    Мода? Неужели? - воскликнула Сказка.- Она ведь все­ гда такая приветливая!

- Я ее, лицемерку, хорошо знаю! - отвечала королева.- Но сделай ей назло еще одну попытку, дочь моя; кто творит доб­ ро, тому не пристало унывать.

    Ах, мама! А если они меня просто прогонят или так опо­ рочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то еще с презре нием забросят и позабудут в углу?

    Если взрослые, обольщенные Модой, пренебрегут тобой, обратись к детям,- вот поистине мои любимцы; твои братья, сны, приносят им от меня самые светлые видения; да и сама я часто слетала к ним, ласкала и целовала их, затевала с ними веселые игры; они хорошо меня знают, хотя имя мое им не знакомо, но я часто замечала, как по ночам они улыбаются моим звездам, а утром, когда сияющие барашки тянутся по небу, они от радости хлопают в ладоши. И, подрастая, они все еще любят меня; я по могаю милым девушкам плести пестрые венки, а резвые юноши задумываются, когда я подсаживаюсь к ним на высокой вершине скалы, воздвигаю из туманного мира далеких синих гор высокие замки и блистательные дворцы и создаю из пурпурных вечерних облаков отряды отважных всадников и причудливые шествия пилигримов.

    О милые детки! - растроганно воскликнула Сказка.- Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним.

    Да, дорогая моя дочка,- сказала королева,- пойди к ним; только я тебя как следует приодену, чтобы ты понравилась малют кам и чтобы взрослые тебя не прогнали; знаешь, я наряжу тебя альманахом.

    Альманахом, мама? "Ах! Мне стыдно в таком виде щего­ лять перед людьми.

Королева кивнула, и служанки принесли изящный яркий наряд альманаха , затканный прекрасными узорами. Прислужни­ цы заплели в косы чудные волосы девочки; они подвязали ей к ногам золотые сандалии, а затем набросили на нее прекрасное одеяние. Скромная Сказка не смела поднять глаза, но мать огля­дела ее с удовлетворением и заключила в объятия.

- Ступай,- сказала она дочке,- благословляю тебя. А если они станут глумиться и насмехаться над тобой, вернись ко мне; может быть, позднейшие поколения, более близкие к природе, снова обратятся сердцем к тебе.

Так говорила королева Фантазия.

И Сказка спустилась на землю. Сердце колотилось у нее, когда она подходила к месту, где распоряжались мудрые стражи; она низко склонила головку, плотнее запахнулась в свой прекрас­ ный наряд и робкими шагами приблизилась к воротам.

- Стой! - крикнул хриплый грубый голос.- Стража, сюда! Явился новый альманах!

Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей, потрясая остро отточенными перьями, ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошел к Сказке и схватил ее за под­ бородок.

- Голову кверху, господин альманах! - закричал он.- Мы по глазам прочтем, чего ты стоишь.

Покраснев, подняла Сказка голову кверху и раскрыла тем­ ные глаза.

    Сказка! - закричали стражи и громко расхохотались.- Сказка! А мы-то думали, невесть какое чудо явилось. Откуда на тебе этот костюм?

    Его надела на меня мать,- отвечала Сказка.

    Вот как? Она хочет протащить тебя к нам контрабандой? Нет, шалишь, убирайся отсюда! - закричали стражи и подняли острые перья.

    Я хочу только к детям,- умоляюще произнесла Сказка,- ведь к ним вы можете меня пустить?

ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

363 Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с. ISBN 5-9268-0406-Х

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтичес-кие программы. Используя эти программы , можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.

Книга будет полезна и специалистам - детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».

ISBN 5-9268-0406-Х © Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

© Издательство «Речь», 2006 © И. Могутова, рисунки, 2006 © П. Борозенец, обложка, 2006

Предисловие.................................................................... 5

Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. ВОЛШЕБНАЯ

СТРАНА ВНУТРИ НАС........................................................11

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков......................................................................................11

Введение........................................................................11

Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика

результативности.................................................................12

Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем 17 Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами 20

Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость...........22

Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть........26

Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес............31

Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость............36

Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх............38

Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида,

вина и удовольствие.............................................................44

Занятие десятое: заговор обиды..............................................44

Занятие одиннадцатое: в поисках любви..................................47

Занятие двенадцатое: возвращение короля...............................47

Т. Зинкевич-Евстигнеева. СКАЗКИ ЗВЕЗДНОЙ СТРАНЫ

ЗОДИАКАЛИИ...........................................................50

Введение........................................................................50

СКАЗКА О СОЗВЕЗДИЯХ..........................................................58

Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель - ОВЕН........................................................................61

Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель -

ТЕЛЕЦ..................................................................................64

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие БЛИЗНЕЦОВ......................................................................................67

Сказка о том, как возникло созвездие РАКА.............................70

Сказка о том, как на небе появилось созвездие ЛЬВА................74

Сказка о шестом жителе зодиакалии - созвездие ДЕВЫ.........76

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие ВЕСОВ......79

Сказка о восьмом жителе зодиакалии - созвездии

СКОРПИОНА.......................................................................82

Сказка о созвездии СТРЕЛЬЦА...............................................86

Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие КОЗЕРОГА 89

Сказка о созвездии ВОДОЛЕЯ.................................................93

Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель -

созвездие РЫБ.....................................................................96

Н. Соловьева. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» ......................................... 100

Введение................................................................................ 100

Оборудование и материалы...................................................... 106

Несколько слов из опыта работы по программе.......................... 107

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ........................................................... 109

Занятие Ml .................................................................... 109

Занятие № 2 ........................................................................................................112

Занятие № 3 ........................................................................................................114

Занятие № 4 .......................................................................................................116

Занятие № 5 ........................................................................................................118

Занятие № 6 ........................................................................................................120

Занятие № 7 ........................................................................................................123

Занятие № 8 ........................................................................................................125

Занятие № 9 ........................................................................................................127

Занятие № 10 .....................................................................................................129

О. Смирнова. КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВРЕМЕНАХ ГОДА132

Введение......................................................................132

Ознакомительный модуль....................................................... 134

Коррекционно-развивающий модуль........................................ 146

Интеграционный модуль......................................................... 154

Логопедические задания.......................................................... 158

Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка»........... 164

Литература............................................................................. 170

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие друзья! Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то новенького, «остренького», неожиданного...

А ведь чудо - совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди


8

Тренинг по сказкотерапии

Таблица 2

Движущие силы сказочных игр


Движу-

Принцип

Проявление

щая сила

Идеи

Постепенность

В составлении сказочно-игровых программ мы восстанавливаем естественную динамику онтогенеза: постепенно переходим от ощущений к высшим психическим функциям , от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом мы постепенно наращиваем словарный запас и связываем «низшие» психические функции с «высшими»

Обмен

Получая что-либо в игре от кого-либо, ребенок что-то отдает. Таким образом поддерживается гармоничное равновесие. Приобретая что-либо в сказочной или фантастической стране, ребенок тоже делает символический подарок

Средства

Оживотворение

Наделение абстрактных или неодушевленных объектов свойствами живых существ

Визуализация

Мысленное наделение оживотворенного существа некой персоналией из арсенала знакомых образов растительного, животного, человеческого, сказочного, фантастического, предметного или иного знакомого мира

Ограничение

Для создания фабулы, интриги игры вводится либо антагонистический образ, либо «правило-ограничитель»

Объекты

Внутренние

Я; ощущения (5 модальностей), движения, чувства, желания; черты характера, мотивы, идеи, мысли и прочие «продукты» внутренней психической активности

Внешние

Предметы и объекты окружающего мира: живая и неживая природа, люди, взаимоотношения между ними

Предисловие

Таблица 3

Игровая матрица


Алгоритм

Адресность

СМР

ЭВР

ПР

КР

ТР

кем

ск

Постановка проблемы

Выбор объекта

Размышление

Визуализация

Придумывание действия

Создание правил игры

Продумывание тем обсуждения


Условные обозначения и комментарий:

СМР - сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощущения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии движений.

ЭВР - эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувствами , осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.

ПР - познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, а также - исследование объектов окружающего мира, обучение.

КР - коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.

ТР - творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидающих возможностей личности с использованием творческих видов деятельности.

КСМ - конструктивное социальное моделирование. Подразумевается формирование творческого конструктивного подхода к действительности и ее изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыгрывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип психодрамы).

Серия "Ребенок и взрослый XXI века"

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

путь к волшебству

(теория и практика сказкотерапии)

Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов

Санкт-Петербург 1998

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.

СПб.: "Златоуст", 1998. - 352 с.

Рецензент: к.мед.н.,доцент И.В.Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Медицинская академия постдипломного образования)

Художник: Р.И. Шустров

Редактор: Г.А.Седова

Оригинал-макет: Д.Н. Дойников, А.Д. Ефимов

Цель этой книги - в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.

© Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., текст, 1998.

© Шустров Р.И., иллюстрации, обложка, 1998.

Благодарю моих коллег и соратников

Дмитрия Фролова, Елену Романову, Галину Николаеву,

Юрия Тележко, Дарью Протасову, Елену Алешину,

Владимира Элькина, Татьяну Грабенко

за идеи и участие.

Огромное спасибо двум ирландским аналитикам, очаровательным женщинам, посвятившим автора в таинство песочной терапии - Джун Куин Бержер и Бриде Эллиот.

Введение......................................................11

Глава 1. Истоки волшебства

Достоинства сказок.............. .......................15

Как строится сказочный сюжет..............23

Многообразие сказочных форм................34

Направления сказкотерапии,

формы работы со сказками.................47

Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение

ребенка в Сказочную страну.............123

Сценарии занятий.

Два первых путешествия...................134

Методы регистрации...............................151

Глава 3. Новые разработки

Постановка сказок на песке...................159

Систематизация наблюдений

и дальнейшие "шаги" ........................179

Заключение..............................................185

Список литературы..................................189

Приложения

Святая вода...............................................191

Сказкотерапевтические театрализованные

игры (сценарии).................................237

Пусть сказка былью станет....................282

Игровая сказкотерапия для "особых"

детей (в помощь дефектологам и

родителям)...........................................293

Дидактические игры, направленные на

коррекцию эмоциональной сферы

"особых" детей....................................299

Сценарий занятия "Путешествие

в мир сказок"......................................337

Сказочные сюжеты: тайный смысл и

философское значение........................342

Сказки... Волшебство... Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...

Часто слово "сказка" оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном... Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить.

Сказочные истории складываются в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством - ореолом особой ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ для нашей души, для нашего бессознательного.

Мой дорогой читатель, нам предстоит увлекательное путешествие по страницам этой книги, и в начале пути я хочу подарить Вам одну из историй Сказочной страны.

«Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сломаю сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: "Он очень молод". Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: "Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

Как-то раз Волшебник сказал людям:

Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

Зачем же ты оставляешь нас? - грустно сказали люди. - Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку своей мудрости, - попросили они.

Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном месте. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля.

Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля - ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны - то быстро, то не торопясь. И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное:

Удивительное и волшебное растет внутри нас", - воскликнули они.

Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. - Ведь волшебство - это умение слышать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой и попасть в природный ритм, пожелать сердцем - и начнется волшебство.

Да ведь это непросто! - воскликнули люди. - Только мы ощутили что-то новое, как это чувство исчезло. Расскажи, как ты научился волшебству, - попросили они.

Постигая это искусство, я записывал то, что чувствовал, события, которые происходили со мной и вокруг меня. Эти рассказы я назвал сказками. Оставляю их вам. Вы увидите, что не во всех аозках есть мое имя, а истории получились очень разные. Одни - о жизни, другие о том, как люди ищут согласие между собой, третьи - о волшебстве этого мира.

На свете живут разные люди. Есть добрые и честные, а есть такие, что держат пока свое сердце закрытым для добра

и волшебства. Сказки будут понятны человеку открытому и ищущему, от недоброго - они сохранят Тайну.

Пройдет немного времени, и вы сложите свои сказки о неповторимом и удивительном пути к Волшебству.

И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, наполняя их собственным смыслом. Передавали своим детям, складывая удивительные сказочные истории».

Может быть, так, а может быть, иначе появились первые сказки. С тех пор прошло много времени, но интерес человека к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о «Летучем корабле», «Ковре-самолете» стали реальностью с появлением самолетов и космических кораблей. Современному человеку больше не нужно катать волшебное яблочко по блюдечку, чтобы узнать о новостях, - достаточно включить телевизор. В качестве молодильных яблок нынче выступают витаминные комплексы ведущих фармацевтических фирм. Маги и колдуны обосновались в парапсихологических салонах или заняты в шоу-бизнесе.

Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки, взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Родители говорят, что сказки сближают их с детьми, сокращая расстояние между их внутренними мирами.

В этой книге представлен восьмилетний опыт психологической работы со сказками, на основании которого сложилась новая психолого-педагогическая технология, названная комплексной сказкотерапией. Вы увидите, что форма многих описываемых приемов работы взята из наблюдений за игрой детей и взрослых: игра в песок, в куклы, фантазирование, переодевание и многое другое.

Может показаться, что сказкотерапия ориентирована только на детей. Но это не так. Взрослые, серьезные и не очень, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда

10 _______________________________________От автора

позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли!

В 1997 году создан Санкт-Петербургский институт сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также организует курсы повьппения квалификации педагогов, психологов и дефектологов.

Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии. А как это делается, Вы узнаете из этой книги.

Уверена, что книга будет полезной не только специалистам: психологам, педагогам, воспитателям, дефектологам, но и Вам, милые, добрые, заботливые родители, бабушки и дедушки. Ведь наши подрастающие малыши всех нас "делают" психологами... Верю, что процесс общения с детьми, подростками и друг с другом значительно обогатится и, главное, принесет в жизнь волшебные минуты и часы.

Введение

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой молено подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Многие психологи, педагоги, дефектолога, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной

Введение

мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Вы, наверное, замечали, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным», как он приобретает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебными», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарстю, врачи и родители называют его «волшебным» и «выздоровительным».

По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» - советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками!

Всем известно, что Волшебники могут значительно больше, нежели обычные люди. Однако бытует мнение, что

Введение

Волшебники живут только в сказках. Но разве это именно так? Бывали ли у Вас, дорогой читатель, ситуации, когда Вам вдруг неожиданно удавалось дело, каким-то особым образом складывались обстоятельства, приходила помощь в тот момент, когда она была особенно нужна, но Вы даже не могли на нее рассчитывать? Про такие ситуации люди говорят: «Прямо как в сказке!» Но ведь это случилось в реальности... И как же нам быть с популярным выражением: «Чудес не бывает» ?..

Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Собственно, этот аспект стал осноюполагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия - это и ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Создавая сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными» психологическими приемами, которые будут описаны в этой книге, присоединяя к этому собственный профессиональный и жизненный опыт, Вы, дорогой читатель, собственно, и будете заниматься сказкотерапией.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается

Введение

множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить* как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Бет-тельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнез-дилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказко-терапевтические программы Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Ре-чицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков) , высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапев-тическую работу с онкологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнезди-лов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»). Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...

Конечно, дорогой читатель, Вы заметили, что сказко-терапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того, Вы найдете ее связь с гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентиро-ванной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Вы почувствуете, что пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.